Валерия Глухова » 21 фев 2015, 14:19 » #1291565
ЧАСТЬ 1 . ПОДГОТОВКА.
Чукотка.
Чукотка!
При слове "Чукотка" моё сердце весь последний год начинало восторженно биться, предвкушая приключение. Давно уже просилось оно в матёрое путешествие, протяжённое во времени и, конечно, в пространстве.
Конечно, пересечь! Конечно, от океана до океана! Конечно, не в подражание Маринкиному маршруту и не в его повтор! ( Напомню, подруга по дальним путешествиям Марина Галкина в 1998 году в одиночку на каяке пересекла Чукотский полуостров).
Мучительных сложностей и возни с бечевой не хотелось, не хотелось и идти одной.
Хотелось идти командой, а следовательно, не на каяках, а на катамаране. По весу это намного выгодней. Пересекать Чукотку не с юга на север, а с севера на юг, так логичней по климатическим условиям, а так же исходя из длины и уклона рек. И, конечно же, хочется сходить в горы. Любые. Но чем круче, тем лучше.
Но что на Чукотке за горы?! Сопки, да и только.
Но нет!
Из переписки с Юрием Капасёвым, известным путешественником из Певека, стало ясно, что вполне достойно внимания не Чукотское нагорье, довольно обширное и вполне доступное по Эгвекинотскому летнику горное плато, но гораздо интереснее хребет Пекульней. Гораздо гораздее, как говорят мои друзья, когда нужно подчеркнуть что-либо особо примечательное.
А интересен Пекульней своими крутыми перепадами, не характерными для Чукотки.
Начав копать, мы тут же наткнулись в сети на отчет - кого бы вы думали? Да, да, конечно же магаданского путешественника Рудольфа Владимировича Седова, того самого, по книгам которого мы с Маринкой готовились и к путешествию по Сунтар-Хаяте, и к походу к якутской Победе, что в высокогорном массиве Буордах системы хребта Черского.
По хребту Пекульней Седов, знаток Северо-Востока России, путешественник-гурман, выбирающий обычно самое вкусное в районе, прошел два маршрута подряд, в 1982 и 1983 годах. Второй поход, видимо, был вызван неудовлетворенностью первым. Большое количество снега в горах не позволило магаданцам в июне 1982 г. осуществить полное изучение хребта - меридиональный траверс с пересечением его в нескольких местах, через непройденные еще туристами перевалы . Зато им удалось сделать несколько открытий - глубочайшие каньоны и водопады высотой десятки метров!
Я читала и поражалась. Неужели речь идет о Чукотке?!
В моем представлении Чукотка - это пологие округлые сопки, бескрайняя тундра.
Какие каньоны? Какие водопады?
Завороженный открытием, Седов решил следующим же летом вернуться для изучения и описания каньонов, а так же доосуществить начальную цель - изучить оледенение в хребте, открыть и описать каровые ледники, существование которых отмечал еще С.В.Обручев во время лётной Чукотской экспедиции 1932-1933 годов.
Вдохновленная седовским отчетом, взятыми им вершинами, перевалами, каньонами и водопадами, полазить по Пекульнею решила и я, тем более, что высшая точка всего хребта гора Одноглавая (1393 м) находится совсем рядом с районом каньонов и водопадов. А сам хребет не маленький, около 300 км длиной, протянулся с севера на юг между левыми притоками реки Анадырь - реками Белая и Танюрер. И самая интересная его часть - центральная, весьма недоступна. Северная его часть вполне доступна, если сплавиться по левому притоку реки Юрумкувеем, по реке Большой Осиновой от Базы дорожников до, например, траверса озера Баранье. Именно оттуда Седов и начинал свой первый поход. Увидеть озеро Баранье, узкий разлом с изумрудной водой средь горных хребтов, до которого от Осиновой всего 7 км, представлялось весьма заманчивым. Но в районе Бараньего нет ни высоких и островерхих гор, ни каньонов с водопадами, и до самого интересного района довольно далеко, около 100 км к югу. Если же проплыть дальше на юг по Осиновой, то центральная часть хребта приближается, но в то же самое время река по диагонали отходит от хребта и в месте слияния ее с Юрумкувеемом до хребта уже не 7, а около 50 км. Но 50 - это лучше, чем 100. Поэтому был выбран вариант пешего перехода к Пекульнею именно оттуда, от слияния Осиновой и Юрумкувеема, ну или еще чуть ниже, от впадения следующего левого притока Юрумкувеема - реки Афонькиной, поднявшись по ней же бечевой. Ну а раз там, в центральной части Пекульнея и всего маршрута, топать от Юрумкувеема, а не от Танюрера, например, то уж заодно и пройти первопроходом Большой Пыкарваам, одну из рек северной Чукотки, а для нас - начальной части маршрута.
Пыкарваам подсказал мне Капасёв.
Оказывается, Пыкарваам еще нехожен. Это левый и самый большой приток Юрумкувеема. Вдвойне интересно к практически нехоженым горам Пекульнея прийти как раз по Пыкарвааму и Юрумкувеему, а не по хоженой-перехоженой Осиновой. На Большой Пыкарваам можно попасть с того же летника Певек - Эгвекинот, если соскочить с автостопа чуть раньше ДорБазы, прямо в истоках этой реки.
Все эти мысли - первопроход Пыкарваама, изумительное по красоте озеро Баранье, высшая точка гора Одноглавая, удивительные скальные башни массива горы Трезубец, глубоченные (до 150 м! при ширине от 6 до 15м) каньоны реки Озерной с водопадами высотой до 20м - бродили, вертелись и варились в голове, пока не вырисовались наконец к концу мая в два варианта маршрутов "оптимист" и "пессимист", отличавшиеся длиной пешей части и рекой, по которой удастся подобраться к Пекульнею.
Сразу скажу, что выбирать заходную реку пришлось не нам. Выбор продиктовала дорожная ситуация в начале июля на летниках Певек-Эгвекинот, размытого запоздавшим на месяц весенним паводком и не пройденного еще дорожной техникой в начале июля, и Певек-Билибино, вполне проходимый к тому же сроку, но пока что на "Уралах" в совокупности с бульдозерами.
Интересно, что само пересечение разлившихся рек возможно было в тот момент только тяжелыми бульдозерами. Людей же перевозили прямо в ковше, высоко задранном над водой. Об этом нам рассказали дорожники, вахту которых нам удалось случайно застопить.
Но это зарисовка из будущего.
Итак, вернусь к подготовке.
Бюрократические пограничные мероприятия в виде получения странного погранпропуска в города Певек и Анадырь (погранзоны Чукотки удивительно точечные, если не считать морского побережья, куда мы не собирались) были закончены к концу февраля. Кстати, удалось воспользоваться современными технологиями и переслать в Анадырь в погрануправление ЧАО сканы наших заявлений по электронной почте, а не по факсу, как предписывали привычки пограничников, известные мне до этих пор.
Билеты мы брали в конце января. Если бы наш маршрут был построен Москва-Анадырь-Москва или Москва-Певек-Москва, то суммарная стоимость перелета туда-обратно была бы около 50 тыс.р. Наши же перелеты Москва-Певек и Анадырь-Москва обошлись нам в 25 и 33 тысячи соответственно. За неделю до путешествия билеты на сайтах были, причем по той же цене, но при попытке их забронировать безбожно зависали.
Практически этой цифрой, 58 тысяч, можно и описать наши затраты на поход. Плюс 5 тысяч на выброске и пара тысяч на раскладку. Итого 65.
- За это сообщение автора Валерия Глухова поблагодарили: 2
- Базилио 55 (22 фев 2015, 13:34), Саша (21 фев 2015, 18:14)