Затонувшие корабли на Северной Двине и Белом море

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Сообщение Dimasik » 12 авг 2016, 09:58 » #1592057

shumilovsasha писал(а):Dimasik

там не видно, баржа железная полностью в воде.

Не про эту баржу я знаю я про другое
Здесь рыбы нет,
рыба в озере!+79600008862
Dimasik
Мастер - наставник

 
Сообщения: 1976
Стаж: 12 лет 5 месяцев 29 дней
Откуда: Арх. Обл. Холм.район С.Сельцо- Северодвинск
Благодарил (а): 114 раз.
Поблагодарили: 286 раз.

Сообщение Yuri-inz » 26 авг 2016, 12:32 » #1597972

shumilovsasha писал(а):там не видно, баржа железная полностью в воде.

Это ту баржу называют Дощаником?
Аватара пользователя

Yuri-inz
Мастер

 
Сообщения: 820
Стаж: 10 лет 1 месяц 12 дней
Откуда: Архангельск, Соломбала
Благодарил (а): 487 раз.
Поблагодарили: 528 раз.

Сообщение Yuri-inz » 28 сен 2016, 21:36 » #1612729

Сегодня случайно нашел останки днища какого-то корабля в районе школы №1, фото не сделал, в эту субботу сфотографирую. Сколько десятков лет ползал в тех краях - никогда эти останки не видел. Возможно это теплоход, который разрезали в 80 х годах, но он лежал в другом месте.
Аватара пользователя

Yuri-inz
Мастер

 
Сообщения: 820
Стаж: 10 лет 1 месяц 12 дней
Откуда: Архангельск, Соломбала
Благодарил (а): 487 раз.
Поблагодарили: 528 раз.

Сообщение соломбалец 2014 » 28 сен 2016, 23:03 » #1612789

Yuri-inz
"Баскунчак" что ли?
соломбалец 2014
Мастер

 
Сообщения: 559
Стаж: 9 лет 11 месяцев 28 дней
Благодарил (а): 222 раз.
Поблагодарили: 115 раз.

Сообщение Yuri-inz » 29 сен 2016, 09:17 » #1612861

Да нет, Баскунчак я не помню, прогулочный теплоход с 1985 года лежал вдоль берега, вначале его разграбили, потом сожгли, потом на металлолом разрезали. А остатки этого судна лежат на берегу, и уходят в берег.
Аватара пользователя

Yuri-inz
Мастер

 
Сообщения: 820
Стаж: 10 лет 1 месяц 12 дней
Откуда: Архангельск, Соломбала
Благодарил (а): 487 раз.
Поблагодарили: 528 раз.

Сообщение Yuri-inz » 01 окт 2016, 22:54 » #1614451

Очень-очень скудные останки деревянного карбаса, либо корабля возле АЛВИЗа. Фото обломков металлического кораблика выложу после, сегодня там веселая компашка пили пиво и жгли костер, некомильфо вид бы получился.
Вложения
DSCN6083-2.jpg
Аватара пользователя

Yuri-inz
Мастер

 
Сообщения: 820
Стаж: 10 лет 1 месяц 12 дней
Откуда: Архангельск, Соломбала
Благодарил (а): 487 раз.
Поблагодарили: 528 раз.

Сообщение Yuri-inz » 01 окт 2016, 22:57 » #1614457

Барк «Эклипс» Это корпус трехмачтового барка «Эклипс», построенного в Абердине, в 1867 году. Судно предназначалось для китобойного промысла, поэтому корпус сделали из дуба. Позже барк был продан в Норвегию, а в России он стал известен в 1914 году, когда отправился на поиски исчезнувших экспедиций Русанова и Брусилова. Капитаном «Эклипса» был Отто Свердруп, ранее бывший капитаном «Фрама». Во время зимовки 1914-1915 гг. на Таймыре норвежцы встретились с экспедицией Вилькицкого на «Таймыре» и «Вайгаче», и осенью 1915 года все три судна вместе пришли в Архангельск. Затем «Эклипс» вошел в состав флотилии Северного Ледовитого океана как вспомогательное судно, а в 1918 году в результате пожара затонул в Гремихе.
Вложения
333444.jpg
Аватара пользователя

Yuri-inz
Мастер

 
Сообщения: 820
Стаж: 10 лет 1 месяц 12 дней
Откуда: Архангельск, Соломбала
Благодарил (а): 487 раз.
Поблагодарили: 528 раз.

Сообщение Yuri-inz » 01 окт 2016, 23:03 » #1614462

Место его нахождения давно описано в Лоции Белого моря, на карте стоит точное его место нахождение, глубина указана, правда без названия, фото место нахождения(карта) на данном форуме уже выкладывалось.
Вложения
Эклипс.jpg
Аватара пользователя

Yuri-inz
Мастер

 
Сообщения: 820
Стаж: 10 лет 1 месяц 12 дней
Откуда: Архангельск, Соломбала
Благодарил (а): 487 раз.
Поблагодарили: 528 раз.

Сообщение Yuri-inz » 01 окт 2016, 23:04 » #1614463

Подняли «Эклипс» в 1928 году. Во время ремонта прямое парусное вооружение переменили на косое, отчего барк превратился в шхуну, и судну дали новое имя «Ломоносов». Несколько лет «Ломоносов» работал на зверобойных промыслах, а когда началась война, стоял в Соломбалке, возле поселка 21-го лесозавода. От взрыва немецкой бомбы корма «Ломоносова» была повреждена, и шхуна села на грунт.Корпус «Ломоносова» подняли в 1963 году, и на стропах, закрепленных между понтонами, повели Мурманским рукавом к Мудьюгу. Возле Чекаминки корпус зацепил мель, дальше его тащить не стали, и отсоединили стропы. Сейчас то, что осталось от корпуса, лежит между Чекаминкой и Красным.
Аватара пользователя

Yuri-inz
Мастер

 
Сообщения: 820
Стаж: 10 лет 1 месяц 12 дней
Откуда: Архангельск, Соломбала
Благодарил (а): 487 раз.
Поблагодарили: 528 раз.

Сообщение Yuri-inz » 01 окт 2016, 23:09 » #1614471

В первый раз к «Ломоносову» отправились на яхте «Экспромт» северодвинского яхт-клуба. Командовал ею Андрей Майоров. Было это в августе 1989-го. Больших планов не строили, хотели лишь установить местонахождение барка, по возможности - точное. Вышли из города вечером при очень благоприятной погоде и полной воде, рано утром прибыли в Мурманский рукав и стали на входе в Братиловскую протоку.
Едва успели пришвартоваться к речному дебаркадеру, как внимание всех привлек торчащий конец бревна на мелководье у левого берега. Смешно вспомнить, но в нем так и мерещился бушприт «Ломоносова». Попытались подойти ближе, но примерно в 150 метрах от «бушприта» киль мореходной яхты стал цеплять дно. Рисковать не стали и вернулись к Братиловке. Тут посоветовались и решили воспользоваться резиновой надувной шлюпкой. Но для начала отправились в село Красное, чтобы расспросить его жителей.
Увы, тех, кто помнил события лета 1963 года, не нашли, но про случай, когда, напоровшись на корпус «Ломоносова», погибли люди, в селе помнили. Место, где лег барк, указать никто не смог.
Серым ветреным утром следующих суток отчалили на двухместной резиновой шлюпке. Как только оказались на главном фарватере, течение, усиленное отливом, и порывистый ветер понесли в сторону от намеченного курса. С Андреем Пановым отчаянно гребли коротенькими веслами под непрерывным дождем, но посудина без руля да к тому же еще овальной формы, плохо управлялась. В конце концов, пронесло метрах в шести от цели, а чтобы повторить «заплыв», сил уже не осталось.

Вторая попытка

Минуло две недели. Возобновили поиски. Но теперь народу было уже четверо на крытом катере с подвесным мотором. Взяли легкое водолазное снаряжение и небольшой воздушный компрессор «на бензиновой тяге».
Первым делом прошли там, где в прошлый раз не удалось. «Бушприт» оказался прозаическим топляком. От этого места в сторону берега выходило сплошное и ровное мелководье с глубинами от двух до полутора метров. Так постигло разочарование. Но барк, легендарный и таинственный, лежал где-то рядом, и пока позволяли относительное тепло и световой день, сдаваться мы не собирались. К тому же знали «отрезок» Мурманского рукава, на котором затопили «Ломоносова», и то, что на судоходном фарватере его не могли бросить.
Прикинули по карте и подсчитали: обследовать щупами предстояло порядка 21 тысячи квадратных метров дна. Дружно ахнули - много! Потом «успокоились»: в конце концов, метры - это же не километры. На левом и правом берегах для ориентировки мы выставили приметные шесты. С учетом длины барка расположили их через каждые 45 метров.
Рано утром второго дня приступили к тому, что в шутку прозвали «точечным тралением». Удача пришла к лишь на шестом часу изнурительного нудного хождения частыми галсами, когда все уже порядком устали. Заостренный металлический щуп вдруг ударился о неизвестный предмет, издав при этом характерный глухой звук. Молча переглянулись, потом «ткнули» еще и еще, определенно - щуп упирался в дерево. Заработали веселей, прошли метров пять, снова «ткнули» и снова «уперлись». Несомненно, на глубине в полтора-два метра под слоем песка в 20-30 сантиметров находилась деревянная конструкция. Ею могли быть «потерянный» сплавщиками плот, часть бонового ограждения запани, снесенного ледоходом, старые баржа или карбас... Часы показывали 13.35.
Бросили якорь, поставили вешку и прикинули: если это «Ломоносов», который, по свидетельству водолазов, лег с дифферентом на корму, то именно нос барка должен быть меньше всего занесен песком, и потому «щупать» нужно вверх по течению от вешки, а еще лучше попытаться «раскопать» какой-нибудь фрагмент корпуса. Пришло время готовить акваланги.
Не ошиблись. На следующий день, примерно через три часа посменной работы лопатами с укороченными черенками картина прояснилась - под нами не карбас и не баржа, а носовая часть достаточно крупного деревянного судна.

С лопатой и в акваланге

Световой день был еще в разгаре, когда снова надел акваланг. В темной двинской воде, да еще и через стекло маски, разглядеть что-либо можно было только на расстоянии вытянутой руки. К этому моменту стало ясно, что, если и появилась возможность обследовать корпус, то лишь метров 15 его носовой части. Все, что дальше к корме, очень глубоко легло в песок. Течение уже унесло муть, поднятую при «раскопке», и первым, на что наткнулся, оказались остатками левого фальшборта. Несколько забегая вперед, скажу, что разрушения оказались гораздо большими, чем ожидали. На ощупь удалось «пройти» не более четырех метров. Планширя не было, торчали контрфорсы со смятыми верхушками. Так же на ощупь добрался до бушприта. Утлегарь отсутствовал, как и его найтовы, не было следов и других креплений. В двух местах близ бушприта из песка торчали обрывки троса и проволоки.
На баке пытались найти следы якорного устройства - металлические конструкции - либо цепного стопора, либо палубного шпиля. Не нашли. До цепного ящика добраться не смогли, поскольку он находился глубоко под спрессованным песком. Долго искали, но нашли-таки якорный клюз. На нем обнаружили следы трения от цепи. В двух метрах от него к корме - швартовный клюз, типичный, литой.
Больше всего пришлось поработать лопатками, чтобы «углубиться» под бушприт. Нас интересовал форштевень. Он оказался брусковым, очень мощным, имел характерную для судна-китобойца форму. Сомнений не было - нами обнаружен «Eclipse» - «Ломоносов», точнее - то, что от него осталось.
В некоторых справочниках значится, что корпус барка изготовлен из особо прочных пород дерева, которые в английском кораблестроении обозначаются специальным термином «green-heard», что в буквальном переводе означает «сердцевина дуба». Выбрав наиболее поврежденный контрфорс, мы попытались отпилить его небольшой брусок. Ножовке дерево оказалось «не по зубам».
Между тем погода начала портиться. К этому неожиданно добавились другие проблемы. Во-первых, забарахлил компрессор, и уже не смогли пополнить запасы воздуха в баллонах, а во-вторых, нужно было срочно возвращаться в город, чтобы заканчивать срочную работу в киностудии. Дальнейшее обследование барка в общей сложности длилось около 15 часов. Итог той работы товарищи Сергей Белов и Николай Чередник зафиксировали в небольшом импровизированном акте с места осмотра. Подъем корпуса представлялся слишком дорогостоящей операцией.
Сегодня Мурманский рукав устья Северной Двины - наименее посещаемый судами участок устья. Даже в зените лета всего пару раз в сутки в сторону Красного пробегает пассажирский теплоход. На Братиловских створах по тому и другому бортам тянутся низкие берега песчаных островов. Они безлюдны и скудны на растительность, праздному взору буквально не за что зацепиться. Конечно, никому и в голову не приходит, что где-то здесь под стылой и равнодушной водой покоится корпус корабля, который мог бы стать символом целой эпохи мирового кораблестроения.

Олег Химаныч («Корабельная сторона», 8 апреля 2002 г.)
Вложения
0_cfa0b_b15fa779_orig.jpg

За это сообщение автора Yuri-inz поблагодарил:
sonars (13 дек 2017, 01:31)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

Yuri-inz
Мастер

 
Сообщения: 820
Стаж: 10 лет 1 месяц 12 дней
Откуда: Архангельск, Соломбала
Благодарил (а): 487 раз.
Поблагодарили: 528 раз.

Сообщение Yuri-inz » 01 окт 2016, 23:25 » #1614489

В переводе на русский «eclipse» означает «затмение». Правда, иные историки и моряки делали свой, достаточно вольный перевод, но звучал он, несомненно, поэтичнее - «Черный туман». Первоначально его нарекли в честь города, где он родился - «Aberdeen», позднее переименовали в «Holly Co». Скорее всего, этим новый владелец пытался увековечить название своей компании. Но затем на фальшборте появилось еще одно имя - «Eclipse» - свидетельство того, что под британским флагом у судна были, по крайней мере, три владельца.В 1877-м на барке специалисты фирмы «Hall Russel Co» установили паровую машину - 72 л.с., и китобоец «Eclipse» стал одним из самых первых парусно-паровых судов Северной Европы. От шотландцев барк ушел под норвежский флаг. В реестре парусных судов начала прошлого века, который предоставили специалисты музея города Варде, значится, что судно приобрел некто S.Th.Sverre - владелец норвежской промысловой компании, и вплоть до 1914 года портом приписки судна была столица Королевства тех лет - Христиания. Возможно, «Eclipse» так и остался бы скромным тружеником промыслового флота, если бы на севере России не случилась беда: в ледовитом океане исчезли сразу две экспедиции - Владимира Русанова на «Геркулесе» и Георгия Брусилова на «Святой Анне». Встревожившись, русское морское ведомство организовало на их поиски несколько кораблей. Попросили помощи и у норвежцев. Те снарядили «Eclipse», набрали команду во главе с опытнейшим капитаном - Отто Свердрупом, полярным мореходом, которому доверял свой «Fram» знаменитый Фритьоф Нансен. Осенью 1915-го все три корабля пришли в Архангельск.«Eclipse» остался в России. Норвежцы официально передали его в 1915-м, когда судну исполнился 48 год. В России барк ждали тревожные времена Гражданской войны, но он уцелел, а интервенты не смогли увести его с собой. В Архангельске судно получило новое, уже четвертое, имя - «Ломоносов». Кому принадлежала идея дать барку имя великого помора, мне так и не удалось выяснить. Помешали препоны чиновников и внушительные «пустоты» в архивах - неизбежное следствие нашего пренебрежения к отечественной истории. Биография «Eclipse» - «Ломоносова» достаточно скупа на подробности. Известно, что судно эксплуатировалось на зверобойных промыслах, хотя есть упоминание 1931 года об участии барка в научной экспедиций А.Ф.Лактионова к Новой земле и Земле Франца-Иосифа. К началу Великой Отечественной «Ломоносов» находился в отстое. Буксиры таскали его от одного причала к другому, но «распилить» барк никто не решался - корпус его по-прежнему находился в хорошем состоянии. В 1942-м судно стояло у деревянного моста в районе 21-го лесозавода, вблизи того места, где Соломбалка впадает в Маймаксанский рукав Двины, когда фашистская бомба угодила в него. «Ломоносов» получил пробоину, но не затонул, а лишь сел на грунт разбитой кормой. В таком положении судно затем простояло много лет. Наиболее ценное имущество сняли моряки, не обошлось и без обычного в таких случаях мародерства. Река замывала песком разрушенные помещения судна так, что со временем на корме у него пустили корни кусты ивняка.то представлял собой «Ломоносов»? Был он уже без надстроек и мачт, но частично сохранился и обращал на себя внимание его мощный бушприт. В кормовой части над машиной, угольными ямами и котельным отделением палуба оказалась содранной, а верхняя часть набора румпельного отделения разрушенной. На валу сохранился двухлопастной винт. Всех поражал корпус из черного дуба, который прекрасно сохранился. «Ломоносов» был зверобойным судном, и облицовка его корпуса за долгие годы была буквально отполирована льдами. Кое-где, правда, имелись следы от сильных ударов баграми - так порой зверобои вымещали свою досаду за неудачи на промысле. Но мореный дуб не поддавался даже топору. С обоих бортов в носовой части на отдельных досках имелись резные буквы названия. Поначалу судно решили отвести к Мудьюгу и там оставить, потом планы изменились. Буксировкой командовал тогдашний капитан порта П. М. Ильин. Он почему-то решил тащить «Ломоносова» не Маймаксанским, а Мурманским рукавом. Прошли Чекаминку, и тут судно на понтонах хватило мели. После посадки на грунт борта барка еще долго возвышались над водой. Палубу брошенного судна облюбовали рыбаки. Многим из них даже в голову не приходило, на палубе какого исторического парусника они разводят костры. А потом случилась новая беда - жарким летом выгорела вся надводная часть барка. После этого ледоходы принялись «тесать» остатки корабля. Год за годом, ледоход за ледоходом... А как сравнялись борта с волнами, так чуть ли не каждый сезон местные мужики, чаще по пьянке, пороли о дубовый корпус днища своих катеров. Будто мстил «Черный туман» людям за их неблагодарность. Известен трагический случай, когда, врезавшись в затопленный барк, погиб один из жителей села Красное. Олег ХИМАНЫЧ
Вложения
111111222222.jpg
111111222222.jpg (54.36 КБ) Просмотров: 646

За это сообщение автора Yuri-inz поблагодарил:
sonars (13 дек 2017, 01:30)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

Yuri-inz
Мастер

 
Сообщения: 820
Стаж: 10 лет 1 месяц 12 дней
Откуда: Архангельск, Соломбала
Благодарил (а): 487 раз.
Поблагодарили: 528 раз.

Пред.След.


Вернуться в Увлечения, хобби

Яндекс.Метрика | Яндекс.Метрика