Затонувшие корабли на Северной Двине и Белом море

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Сообщение Yuri-inz » 17 фев 2014, 13:34 » #1017679

По данным доклада 2011 год министра природных ресурсов Архангельской области Трубина Ю. в Северной Двине и прилегающей акватории Белого моря на дне находится 48!!!! затонувших судов. Может у кого есть информация о их нахождениях??????????

За это сообщение автора Yuri-inz поблагодарил:
Саша (14 апр 2014, 17:56)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

Yuri-inz
Мастер

 
Сообщения: 820
Стаж: 10 лет 1 месяц 12 дней
Откуда: Архангельск, Соломбала
Благодарил (а): 487 раз.
Поблагодарили: 528 раз.

Сообщение Yuri-inz » 17 фев 2014, 13:36 » #1017682

Кораблекрушение на Северной Двине
Вложения
DSC00107.JPG

За это сообщение автора Yuri-inz поблагодарили: 4
BAM (17 фев 2014, 19:45), Саша (14 апр 2014, 17:56), Галина Витальевна (27 июл 2014, 15:22), Shaternick (17 фев 2014, 21:46)
Рейтинг: 5.19%
 
Аватара пользователя

Yuri-inz
Мастер

 
Сообщения: 820
Стаж: 10 лет 1 месяц 12 дней
Откуда: Архангельск, Соломбала
Благодарил (а): 487 раз.
Поблагодарили: 528 раз.

Сообщение Yuri-inz » 17 фев 2014, 13:44 » #1017685

Корабль капитана М.П.Шпанберга "Варахаил"
Историческая справка
Линейный 54- пушечный парусный корабль «Варахаил» был построен на
Соломбальской судоверфи в Архангельске и спущен на воду 15 мая 1749 года. Длина корабля по палубе составляла — 43,6 метра, ширина — 11,6 метра, осадка — 5,1 метра, экипаж – 440 человек.
Вывести корабль за бар Северной Двины и далее в С.Петербург доверили опытному капитану, автору многих великих географических открытий России, датчанину на русской службе, Мартыну Петровичу Шпанбергу.
М.П.Шпанберг родился 31 декабря 1696 года в датском городе Рибе Датского Холстина.
Первый помошник Беринга в Камчатских экспедициях, он впервые открыл путь в Японию, исследовал Курильскую гряду, открыл четыре острова и дал им русские названия: Три сестры (Кунашир), Цитронный (Итуруп), Фигурный (Шикотан) и Зеленый (Хамобай). Выступил за присоединение их к России.
Корабль «Варахаил» вышел из гавани с. Лапоминка 7 июня 1749 года на приливе из расчета, подойти к мелководью Двинского бара, так называемому «порогу», на полной воде. Глубина здесь практически равнялась осадке корабля – около 5 метров. Этот порог на выходе из судового хода в море отмечен на голландских картах, перерисованных Андрианом Шхонбеком по приказу Петра I в 1701 году. У порога корабль встретил ветер от NWtN , встречная волна и продолжавшийся прилив. Не имея возможности маневра, лоцманы объявили, что « далее идти не можно, нужно лечь на якорь». Из-за захвата за шнек каната, якорь был выпущен всего на «пол четверти» (23 метра), что было явно недостаточно. Корабль начал дрейфовать по течению и ветру к мелям острова Голец. Внезапно, корабль развернуло по часовой стрелке, поставив его «против ветра и течения».
При попытке выправить положение корабля, он без видимых причин опрокинулся на правый борт и затонул. Из 349 членов экипажа погибло 28 человек. Остальных спасли сопровождавшие корабль шлюпки. За потерю корабля и гибель людей капитан М.П. Шпанберг был осужден «на галеры навечно». 15 декабря 1752 года Высочайшим указом Шпанберг был оправдан. Причина кораблекрушения была записана как неизвестная.
Ход поисковых исследований
Предполагалось, что корабль, затонувший на небольшой глубине в 9 метров и имеющий ширину 11.6 метра, мог быть замыт песком и илом с образованием отмели. Причем, эту отмель надо было искать перед порогом бара. В архивных документах РГАВМФ, в рапорте в государственную Адмиралтейскую коллегию Архангельской конторы над портом от главного командира капитана командора Черевина отмечено, что корабль Варахаил «перешед через бар и пришед на глубину пяти сажен, убрав парусы стал на якорь, и посещением Божиим несчастием их повалило на правую сторону..».(Ф.212, оп.11, д.3, л.1). Формально корабль прошел все мели Двинского бара, но не преодолел узкую 300 метровую перемычку порога из-за встречного ветра, волны и продолжавшегося прилива. В соответствии с этим, в 2009 и 2010 годах мы проводили исследование отмелей у выхода старого судового хода в море. Эти отмели появляются на отливе на 20-30 минут и вновь исчезают, оставляя свои контуры из морской пены. Два года работы в окружении отмелей, из которых невозможно выскочить при внезапном шторме, закончились отрицательным результатом – корабль не был обнаружен.
Весной 2011 г. удалось найти в архивах рапорт капитана Шпанберга, о движении корабля из Лапоминской гавани до места его крушения (РГАВМФ Ф.212.Оп.11.Д.3-3об.). 10 июня 2011 года стоял день — как специальное повторение для «нас» условий 1749 года. Вышли, стараясь удерживать скорость 4-5 км/час, выдерживая график движения. Постоянная волна в правый борт отжимала катер к левой кромке судового хода. С отклонением в две минуты от остановки «Варахаила» мы обнаружили по левому борту пенные полосы – признак приближающихся песков. Бросили якорь и дождались их появления. На отливе открылся уже обследованный остров, названный «Запятая». Логично было предположить, что если мы достаточно тщательно выдерживали график движения «Варахаила» по скорости и времени, то на корабле также обнаружили приближение к отмели и бросили якорь. На отливе можно было завести вспомогательный якорь и вывести корабль из опасной зоны. Но основной якорь не захватил грунт и корабль начал свой дрейф кормой к мелям острова Голец. Следовательно, искать корабль нужно было Юго-восточнее исчезающих островов!
Обратились за помощью в Центр космического мониторинга Северного Арктического Федерального Университета (САФУ). Заказали спутниковую фотосъемку зоны поиска . Согласовали время максимального отлива с датой и временем прохождения спутника над Двинским баром. 8 августа 2011 года в наше распоряжение поступили фотоснимки с превосходной детализацией всех отмелей. Срочно вышли в район поисков. Гидролокатор бокового обзора раз за разом фиксировал следы древних кораблекрушений. Открылась природная ловушка в дельте реки Северная Двина, перед самым выходом в Белое море.
КАПКАН У ПОРОГА
Массовое кораблекрушение старинных парусных судов обусловлено гидрологией этого участка бара. Если взглянуть на космический снимок и карту, составленную капитан – лейтенантом Рейнеке в 1832 году, можно отметить, что расположение островов и природных проток практически не изменилось. Наблюдения показали следующее:
1. На приливе основной поток воды распределяется на три основные ветви. Две из них проходят южнее кошки Скандия и отделены друг от друга длинной продольной отмелью, а третья, идет почти параллельно северной оконечности острова Голец.
2.Во время прилива наблюдается кольцевое движение воды вокруг отмели «Запятая.
3. При нагонном ветре время прилива увеличивается на 30-40 минут.
Парусный корабль по ветру и приливному течению сбрасывало в природную западню, окруженную со всех сторон мелями, условно названную нами «Двинским капканом».
Самый большой из обнаруженных нами кораблей лежит в третьей протоке. Глубина в месте крушения 7,5-8 метров. Дно ровное. Левый край протоки до глубин в 2-3 метра на дистанции 150 метров, правый – 230 метров. Крутизна склонов местами достигает 40 градусов. Продольная ось корабля проходит в направлении 52 градуса от Норда. Форштевень направлен в сторону острова Мудьюг, корма в сторону островов Разбойник и Голец. Координаты носовой части корабля 64 град. 48,162 мин. N; 40 град.12,860 мин. E. Носовая часть возвышается над уровнем дна на 1,2 метра, середина на 0,6-0,8 метра, в корме до 1,3-1,5 метра. Корпус погружен в грунт на 1,5-2 метра, разрушен до уровня балластных камней имеющих осыпь по правому борту. В носовой части корабля определяются конструкции носовой решетки. По левому борту в районе грота-галса на гидролокационных изображениях виден якорь даглист. Основания всех мачт и бушприта расположены на штатных местах . Следы от Фок -мачты и Бизань- мачты направлены в береговую сторону по правому борту. Грот- мачта не определяется. С левого борта в районе Грот-мачты наблюдается объект по форме напоминающий орудие. Правый борт находится под грунтом. Левый борт отошел от корпуса в морскую сторону и сместился от него на 10-15 метров. В морскую сторону сместилась и часть верхней палубы с полубаком, разрушившись на две части. Средняя и нижняя палубы сложились друг на друга над балластом. Все выступающие конструкции практически уничтожены. Песка на дне почти нет, плотная глина. Над поверхностью корабля слой очень плотной глины в 20-30 сантиметров. Видимость в июне — 20 сантиметров, скорость течений 1,5-2 м/сек.
СТОЛКНОВЕНИЕ
Исследование дна вокруг корпуса привело к неожиданной находке! В 45-50 метрах перед затонувшим кораблем с морской стороны гидролокатор зафиксировал еще один корабль №II, длинной 27 – 30 метров, лежащий на правом борту, почти параллельно корпусу №I, но сдвинутого относительно него к Югу, прикрывая по течению на приливе его кормовую часть. Таким образом, раздавшийся при крушении «Варахаила» треск, просто неизбежен, если корабль кормой при дрейфе наваливается на ранее затонувшее судно. Дрейф корабля проходил при спущенном с левого борта основном якоре даглист, вследствие чего корма корабля была смещена относительно оси дрейфа влево. Поэтому, при навале кормой, разворот корпуса мог произойти только по часовой стрелке вправо – форштевнем в сторону о. Мудьюг. Натянувшийся якорный канат, вследствие слабого сцепления с грунтом, не мог создать вторую точку фиксации. При вращении корпуса по часовой стрелке, корма практически оставалась на месте. Смещалась только его носовая часть. При этом якорь не следует за форштевнем, а подтягивается к кормовой части корабля. По известным архивным сведениям, якорный буй при осмотре после крушения находился в районе грот мачты. Таким образом, якорный канат проходил под острым углом к оси корабля и не мог создать реальное плечо силы для его удержания. Имея под килем 4 метра, корабль мог развернуться на 180 градусов и по инерции сойти с препятствия. Но что-то помешало этому произойти.
Изучая снимок средней части корабля в районе сползающего орудия, мы обнаружили ряд конструкций, которые не могли ему принадлежать. Причем, находились они у левого борта корабля в конце какой-то впадины.
Проследив по впадине, обнаружили сначала кормовую часть, а затем и весь корпус небольшого судна №III. Длина судна 18-20 метров, ширина – 6-7 метров, ось ориентирована на Северо-запад. Находилось оно на дистанции в 35-40 метров от корпуса №I в районе Фок-мачты. Впадина от кормы этого судна до левого борта корабля №1 идет по некоторому радиусу, совпадающему с направлением разворота.
Вторая опорная точка! Корабль №I, при дрейфе, кормой навалился на ранее затонувшее судно (корпус №II), предположительно на голландский корабль типа «Флейт», а далее при развороте вправо – на другое затонувшее судно (корпус №III).
Под давлением водного потока и ветра корабль лег на правый борт, по инерции снес надстройки и затонул в 40 метрах, оставив за кормой второго суденышка радиальный след от протащенных обломков. Вряд ли опытнейший «морской волк» капитан М.П.Шпанберг мог предугадать эти события. Не было в те годы никакой техники, способной обнаружить препятствие на дне моря. Гибли корабли во время шторма безвестно. Ушел корабль и ушел, сгинул в море. Хотя про это опасное место знали. Ведь не зря этот «капкан» находится на траверзе острова с лихим названием «Разбойник».
Ссылка http://dagmaria.dk/tag/varahail

За это сообщение автора Yuri-inz поблагодарили: 12
alexxxxx77 (17 фев 2014, 21:43), Саша (14 апр 2014, 17:58), diver (05 апр 2014, 16:49), HunterFish (17 фев 2014, 18:31), minaich (17 фев 2014, 23:16), Morsak (12 авг 2016, 17:01), sfn (17 фев 2014, 18:42), Shaternick (17 фев 2014, 21:55), TOKMAKOB (13 апр 2016, 23:03), колхозник (19 апр 2014, 04:36), Феликс84 (14 апр 2014, 18:11), Юрий_57 (17 фев 2014, 20:25)
Рейтинг: 15.58%
 
Аватара пользователя

Yuri-inz
Мастер

 
Сообщения: 820
Стаж: 10 лет 1 месяц 12 дней
Откуда: Архангельск, Соломбала
Благодарил (а): 487 раз.
Поблагодарили: 528 раз.

Сообщение optimist369 » 17 фев 2014, 18:35 » #1017864

Yuri-inz писал(а):По данным доклада 2011 год министра природных ресурсов Архангельской области Трубина Ю. в Северной Двине и прилегающей акватории Белого моря на дне находится 48!!!! затонувших судов. Может у кого есть информация о их нахождениях??????????

только сегодня днем обсуждали эту тему...обещали летом показа место с затонувшими деревянными баржами
optimist369
 
Зарегистрирован:

Сообщение Джонсон » 17 фев 2014, 19:08 » #1017887

Отличный пост.Очень интересно.
По рыбам,по звёздам...

За это сообщение автора Джонсон поблагодарил:
Илья21 (13 июл 2018, 03:00)
Рейтинг: 1.3%
 
Джонсон
Спец 2-го класса

 
Сообщения: 265
Стаж: 10 лет 1 месяц 24 дня
Откуда: Архангельск
Благодарил (а): 34 раз.
Поблагодарили: 33 раз.

Сообщение HunterFish » 17 фев 2014, 19:15 » #1017898

Yuri-inz
Думаю автор разрешит выложить карту, так как координаты есть
HunterFish
Мастер

 
Сообщения: 560
Стаж: 15 лет 5 месяцев 4 дня
Откуда: г. Архангельск
Благодарил (а): 29 раз.
Поблагодарили: 236 раз.

Сообщение игорь 1960 » 17 фев 2014, 19:17 » #1017900

один лежит между Рикасихой и ЛайДоком,еще один в р-не с Красное.
http://igor60.gallery.ru/
Тел-911-55З-417З
Аватара пользователя

игорь 1960
Советник

 
Сообщения: 11335
Стаж: 14 лет 5 месяцев 13 дней
Откуда: СЕВЕРОДВИНСК
Благодарил (а): 1071 раз.
Поблагодарили: 2224 раз.

Сообщение byte2k » 17 фев 2014, 19:18 » #1017903

игорь 1960 писал(а):один лежит между Рикасихой и ЛайДоком,еще один в р-не с Красное.

Там то да.
http://vk.com/byte2k переезд в Ярославль, недвижимость.
Аватара пользователя

byte2k
Старейшина

 
Сообщения: 9416
Стаж: 14 лет 6 месяцев 24 дня
Откуда: Архангельск
Благодарил (а): 1208 раз.
Поблагодарили: 4025 раз.

Сообщение HunterFish » 17 фев 2014, 19:32 » #1017910

Карты места кораблекрушения.
Вложения
Варахаил.JPG
Варахаил_1.JPG

За это сообщение автора HunterFish поблагодарили: 2
Mitr (16 июн 2018, 19:57), TOKMAKOB (13 апр 2016, 23:03)
Рейтинг: 2.6%
 
HunterFish
Мастер

 
Сообщения: 560
Стаж: 15 лет 5 месяцев 4 дня
Откуда: г. Архангельск
Благодарил (а): 29 раз.
Поблагодарили: 236 раз.

Сообщение mpk139 » 17 фев 2014, 19:48 » #1017930

В порт Северодвинский придите- там 2 парахода лежит и у моста ягринского еще два. Акватория дельты.....
Аватара пользователя

mpk139
Спец 2-го класса

 
Сообщения: 221
Стаж: 11 лет 6 месяцев 19 дней
Откуда: Северодвинск
Благодарил (а): 48 раз.
Поблагодарили: 19 раз.

Сообщение vasilii » 17 фев 2014, 19:59 » #1017948

Не очень давно по телевизору показывали передачу на эту тему. Очень любопытно. Где то должна быть запись, мож на Ютубе поискать?
А вот, нашел https://www.youtube.com/watch?v=UC1Fycf0338
Всем привет
Василий

За это сообщение автора vasilii поблагодарили: 4
alexxxxx77 (17 фев 2014, 21:51), FIREMAN 01 (17 фев 2014, 20:29), колхозник (19 апр 2014, 04:37), Элемент (05 апр 2014, 17:27)
Рейтинг: 5.19%
 
Аватара пользователя

vasilii
Мастер - наставник

 
Сообщения: 1963
Стаж: 17 лет 3 месяца 1 день
Откуда: Сыктывкар,Гарья.
Благодарил (а): 310 раз.
Поблагодарили: 173 раз.

След.


Вернуться в Увлечения, хобби

Яндекс.Метрика | Яндекс.Метрика