Храмы Ростовской области. х. Обуховка.

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Сообщение AlexKM » 16 фев 2013, 09:39 » #762358

Не скажу, что решение рассказать об Обуховском храме Преображения Господня пришло сразу. Все-таки отношение к храмам любых конфессий очень индивидуально. К примеру, я отношусь к храмам армяно-грегорианской церкви очень трепетно — зачастую наиболее древние, намоленные, без псевдороскоши. Ни разу при пребывании в этих храмах не ощущал чувства давления, «крови». Немного по другому чувствую себя в православных храмах. К иной церквушке тянет, на душе легко становится, светло, а мимо иного собора проходишь, перекрестишься, и идешь мимо — не зовет, наоборот отталкивает. Так и с убранством храмов. То от новодела душа радуется, а то богатый иконостас с древними иконами как пылью покрыт — и душу открывать не хочется.
Вот и в Ростовской области. Ездил по многим городам и весям, во многих церквях бывал (водили, типа на экскурсию), а храмов, запавших в душу и радующих ее, и десятка не наберется.
А Обуховский храм, вроде и не близко к дому — на машине пара десятков километров, а тянет сюда. И по Великим Праздникам, и в дни служб — субботу, воскресенье, да и когда на рыбалке бываю в недалеких от Обуховки местах, осеняю себя крестом, вглядываясь в далекие купола, когда-то голубые с золотом звезд, а теперь с новомодными «золотыми» куполами.
untitled.png
untitled.png (277.73 КБ) Просмотров: 6645
Преображенский_храм,_хутор_Обуховка[1].jpg
Преображенский_храм,_хутор_Обуховка[1].jpg (39.54 КБ) Просмотров: 6645

Рассказать и показать отдельный храм без предоставления интересной информации по устройству храмов считаю не очень честным, тем более сам-то обо всем этом узнал не так давно, блуждая по просторам интернета. С тем и продолжаю.
Бытие определяет сознание, а основа бытия - рыбалка

За это сообщение автора AlexKM поблагодарил:
Саша (16 фев 2013, 18:18)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

AlexKM
Профи

благодарности: 4
1-й уровень благодарности (Число нагрждений: 4)
 
Сообщения: 3688
Стаж: 17 лет 3 месяца 28 дней
Откуда: г. Ростов-на-Дону.
Благодарил (а): 1856 раз.
Поблагодарили: 3738 раз.

Сообщение AlexKM » 16 фев 2013, 09:44 » #762361

Я уверен, что ни смерть, ни жизнь,
ни Начала, ни Силы, ни настоящее,
ни будущее, ни высота, ни глубина,
ни другая какая тварь не может
отлучить нас от любви Божией
во Христе Иисусе, Господе нашем.
Римлянам, 8, 38-39, Новый Завет.

Храм - один из древнейших типов построек на Руси. Дословно "храм" означает по-гречески "священная ограда". Не менее распространенное слово "церковь" переводится с греческого как "место собраний".
В исторических документах нет достоверных сведений о древнейших культовых зданиях на Руси - языческих храмах: летописи лишь упоминают о них.
Схема церковного здания, заимствованная вместе с христианством в Византии, претерпела на Руси несущественные изменения. Они если и были, то в деревянном зодчестве, где трудно было выдержать полуциркульную форму алтаря или круглый барабан под купольное покрытие. По мере распространения каменных зданий русские церкви, имея самобытное оформление интерьера и своеобразные приемы художественного оформления фасадов, сохраняли традиционную для христианских церквей планировку.

Для каждого православного христианина Храм Бога - школа духовной мудрости и веры. Вся литургическая символика православной церкви неразрывно связана с событиями духовного спасения человечества.

Православная церковь, как правило, имеет крестообразную форму в плане. Она символизирует царство Бога в единстве духовного, небесного и земного. Этим объясняется самое общее разделение церкви на святилище (алтарь), храм (неф) и трапезную.
В самых старых русских храмах трапезная устраивалась как самостоятельное сооружение, особенно в монастырях. С течением времени храм и трапезная стали объединяться в единый комплекс.

Алтарь - это духовный центр церкви. Он символизирует царство триединого Бога, божественную природу Христа Спасителя, рай или царство небесное. На верхних сводах алтаря обычно изображены Херувим и Серафим, ближе всего стоящие к Богу. В самом верху апсиды алтаря находится икона Богоматери "Знамение". В центральной части апсиды обычно находится образ Бога, общающегося со святыми апостолами. В центре алтарной части церкви находится святой алтарь - символическое место гибели Господа. Его центральный элемент - антиминс, т.е. вшитая в квадратную скатерть частица святых мощей. На скатерти изображены снятие с креста Иисуса Христа, инструменты его крестовых пыток и четыре евангелиста по углам. На антиминсе происходит таинство святого причастия, при котором хлеб и вино превращаются в тело и кровь Христа. Святая литургия не может быть отпразднована без антиминса. Реликвия святых на антиминсе и под алтарем символизирует связь церкви ликующей и церкви борющейся.
В центре алтаря на антиминсе лежит алтарное Евангелие, содержащее Святое Божественное учение. Евангелие означает и символизирует его духовное присутствие в главной части церкви. В связи с тем, что бескровное жертвование тела и крови Христа происходит на алтаре, рядом с Евангелием находится крест с образом распятого Господа. Алтарный крест символизирует вершину искупительного акта, совершенного Иисусом Христом во имя спасения человечества, жертвоприношение сына Божьего за грехи людей. Антиминс, Евангелие и крест, вместе взятые, олицетворяют полноту откровения Нового Завета (Апокалипсиса) о святом спасении человечества. Кроме того, в алтарной части церкви находится священный сосуд, олицетворяющий святую гробницу, где хранятся святые дары.
Алтарь окружен сиянием крестового света, невидимого, недоступного простому зрению. Его духовное присутствие выражается через свечи и лампы, зажженные на алтаре, а также семисвечным канделябром, находящимся сзади алтаря и символизирующим семь таинств православной церкви.
Центральная часть называется храмом и обозначает небесное царство ангелов, где обитают праведные. В отличие от алтаря, представляющего обиталище Бога, храм принадлежит миросозданию. В больших храмах может быть 3, 5, 7 и даже 11 нефов, отделенных друг от друга рядами колонн. В храме должен быть обязательно главный неф, остальные второстепенные. Бог отличен от миросоздания, независим от него, поэтому святилище (алтарь) отделено от храма перегородкой, именуемой иконостасом.
Иконостас русских православных церквей унаследовал символику перегородки ранних христианских византийских храмов. Структура высокого иконостаса, олицетворяющего ликующую церковь с ее основателем Господом Иисусом Христом приняла свою окончательную форму в XVI веке.
В центре иконостаса - святые врата, ведущие на алтарь. Через них Иисус Христос приходит со святыми дарами, чтобы общаться с верующими. Справа от святых ворот в первом нижнем ряду находится икона Христа Спасителя, а рядом - икона того святого или изображено то событие, в честь которых заложен храм. Слева от святых ворот - икона Божьей Матери. Она говорит о том, что вход в небесное царство открыт Господом Иисусом Христом и его святой Матерью - богомольными заступниками за наше спасение. За иконами Богоматери и празднества Покровителю следуют иконы наиболее почитаемых святых или событий Святого писания в местности, где построен храм. Поэтому нижний ряд иконостаса называется местным.
На святых двухстворчатых воротах иконостаса изображено Благовещение - возвещение архангелом Гавриилом деве Марии о предстоящем рождении Христа. В правой части иконостаса находится диаконская дверь, а за ней в святилище - диаконник, то есть помещение в южной части алтаря (в противовес жертвеннику - помещению в северной части).
Над святыми вратами находится икона "Тайная вечеря". Она рассказывает о том, что произошло в последний ужин: Христос с учениками в ночь перед голгофой, где он установил таинство Святого Причастия, центральной идеи всей русской иконописи. Образ тайной вечери венчает второй ряд иконостаса, называемый праздничным. Сюжеты этого ряда икон, обычно небольших по размеру, посвящаются двунадесятым (великим) праздникам, отмечаемым в богослужениях и помеченным в богослужебных книгах знаком красного креста в круге.
В центре третьего - деисусного ряда - образ Христа Вседержителя на троне. По правую руку от него - икона с образом Богоматери, по левую - Иоанна Предтечи. Оба наклонены к Христу в позе моления за грехи всех людей, поэтому-то ряд и называется деисусным (по-гречески "деисус" - это "моление"). Центральный образ Христа создает впечатление, что он пришел судить и мертвых, и живых. Идея деисусного ряда икон - моление, попечительство за человечество Богоматери, Иоанна Предтечи и апостолов. Поэтому остальное пространство в ряду (чине) занимают иконы апостолов.
В центре четвертого - пророческого ряда находится икона "Богоматерь с младенцем Христом, молитвенно поднявшим руки". По обеим сторонам Богоматери - иконы ветхозаветных пророков, за столетия до рождения Христа предсказавших это событие.
Самый верхний - пятый чин - праотеческий. В середине его - икона с образом Саваофа, Бога-отца, справа и слева - изображения ветхозаветных праотцов и святителей - Адама, Авеля, Сифа, Ноя, Еноха, Авраама и других, олицетворяющих ветхозаветную дохристианскую церковь.
Иконостас всегда венчает Крест или икона Распятия, что символизирует высшую Божественную любовь к падшему миру.
Три нижних чина иконостаса отражают полную картину духовного содержания церкви и ее миссию спасения. Четвертый и пятый ряды усиливают первые три, которые являются обязательными. Такая расстановка позволяет менять высоту иконостаса в зависимости от размеров церкви.
Ансамбль больших иконостасов невозможен без сложного резного орнаментального убранства. Обычно резьба по дереву осуществляется по мягкому материалу - липе, поверхность которого после грунтовки золотится. Орнаментальная вязь обычно изображает виноградную лозу, декоративную символику библейских притч.

При выборе тем для росписи интерьеров художник пользуется определенными канонами. И хотя выбор их довольно широк, можно составить наиболее распространенный вариант композиций. По старой традиции на центральном куполе дается изображение Христа Создателя, Христа Пантократора, то есть, Вседержителя. Ведь Христос - центр и вершина церкви. Реже дается изображение Бога-Отца. В ростов­ском соборе, например, в подкупольном пространстве - Бог Саваоф и Христос, а на противоположной стороне - Богоматерь с младенцем. Композиции даны в круге - символе единства Вселенной.
Участки покрытия, которыми квадратный храм переходит в барабан купола, называются парусами. На парусах всегда изображаются образы четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Каждый из них - со своим загадочным символом, заимствованным из видения Иоанна Богослова. Эти сим­волы как бы объясняют различные стороны искупительного подвига Христа: Ангел (Матфей) - мессианское посланничество в мир, предсказанное пророками; Лев (Марк) - могущество, царственное достоинство; Телец (Лука) - жертвенное искупительное служение Христа; Орел (Иоанн) - высоту евангельского учения.
Северные и южные стены храма могут быть украшены сценами из Ветхого и Нового Заветов, образами апостолов, мучеников и святых.
Над главным, западным входом в храм обычно расписывают фрески, изображающие "Страшный суд". Если сверху остается место, то там может быть картина "Шестидневное создание мира". По обе стороны входных западных дверей принято помещать сюжеты "Христос и грешница" и "Спасение утопающего Петра" из Нового Завета. Общий смысл фресок на западной стене - начало и конец земной жиз­ни человечества. Нижняя часть стены на высоте плеча обычно покрывается орнаментом, который усиливает красоту и торжественность интерьера.
На колоннах в центральной части храма обычно изображаются святые иерархи, мученики и святые, особо почитаемые в приходе.
Свет в православном храме символизирует небесный Божественный свет. Он означает, что Христос принес свет в мир. Он является настоящим светом (от Иоанна, 8-12). Он - правдивый, настоящий свет, который освещает каждого человека, входящего в мир (от Иоанна, 1-9). Лампы и свечи зажигаются перед иконами. Свеча - это символ добровольного пожертвования Богу, свидетельство веры. Это также символ молитвы. Свечи горят на подсвечниках, которые кроме утилитарного назначения символизируют духовную высоту, с которой свет веры освещает каждого.

Из центрального купола церкви свешивается главная люстра с обилием огоньков. Она зажигается во время Божественной службы. Главная люстра и люстры боковых нефов с 7-12 свечками каждая символизируют ликующую церковь как собрание святых, освященных светом веры, зажженных любовью Бога и пребывающих в свете царства небесного. Третья часть церкви называется трапезной.

Трапезная - это место земного существования. В ранних христианских храмах трапезная предназначалась для новообращенных, претендентов на крещение. Не было трапезных во многих ранних русских церквях по причине традиций младенческого крещения. В связи с этим строили отдельную часовню. Традиционная церковь - в форме куба, из двух частей. Трапезная как третья часть церковного современного здания возводилась поблизости, отдельно и предназначалась для кормления бедных по праздникам, в дни поминовения усопших. Теперь же, когда трапезная (притвор) объединена с церковным зданием, она служит дополнительным помещением, увеличивающим вместимость церкви. Кроме того, в трапезной продают свечи, иконы, просфоры, крестики; дается очистительная молитва женщинам по истечении 40 дней после рождения ребенка (без этого она не может войти в храм); в трапезной стоят люди, получив­шие епитимью - нравственно-исправительную меру, налагаемую в качестве наказания за греховные мысли и поведение.

Обычно церкви возводятся на вершине холмов, на высоких точках рельефа. Они как бы освящают своим присутствием окружающую местность. И хотя художественный образ церквей глубоко индивидуален, большинство из них строятся в форме корабля, подобно ковчегу патриарха Ноя, спасшего его и семью во время потопа. Подобно ковчегу, церковь спасает верующих от потока грехов и соблазнов суетного мира. Как чистая, возвышенная музыка строгая архитектура храма воздействует на душевные силы прихожан и многих атеистов. К светлому, высокому люди тянутся помимо своей воли, обретая уверенность и духовность.
Алтарь православных храмов всегда обращен на восток, потому что Господь Иисус Христос, сын праведный, посетил нас с востока свыше (от Луки, I - 78).

До последнего времени в большинстве популярных литературных источников указывалось, что в количестве церковных куполов есть своя символика: I купол якобы означает единство Бога, 2 купола - двуединство (двухприродность) Бога-человека и Бога-Христа, 3 - символизирует святую Троицу, 4 - означает 4 евангелиста: Матфея, Марка, Луку и Иоанна, 5 - Господа Иисуса Христа и 4-х евангелистов, 7 - семь таинств церкви и семь вселенских соборов.
Купола символизируют также горящие свечи. Православный храм венчается крестом на куполе как знаменателем победы. Это означает, что церковь и человечество входят в царство небесное благодаря освободительному действию Христа Спасителя.
В 1992 году в "Московском журнале" была опубликована большая статья А. Мельника, которая убе­дительно доказывает, что в источниках не только древнерусских, но даже в XVIII и в первой половине XIX века нет никаких упоминаний о символике числа глав храма. Патриарх Никон, упорно насаждавший "освященное пятиглавие", не преминул бы сослаться на его символическое значение, если бы таковое су­ществовало. Об отсутствии всякой символики в числе глав храма свидетельствует и В.Н. Татищев в своей "Истории русской", говоря о тринадцатиглавом Софийском соборе в Новгороде Великом: "О верхах или главах на церкви благорассудному говорить бы не о чем, но нашлись безумцы, которые в сем таинство заключают." В самом деле, а как же тогда объяснить символику 15 глав церкви Иоанна Предтечи в Ярославле или 22 глав Преображенской церкви в Кижах?

Есть еще одна специфическая часть в облике культовых зданий - это паперть. Раньше у паперти стояли кающиеся в грехах, прося входящих в храм помолиться за них. Одно из предполагаемых объяснений слова "паперть" - от латинского слова "паупер", что означает "нищий". У паперти и в наши времена просят подаяния нищие.

У древних храмов колокольня обычно стояла отдельно. В последние века ее стали совмещать с папертью (вверху - колокольня, внизу - вход) и пристраивать к трапезной.

Для полноты представления об архитектуре храмов необходимы пояснения еще некоторых терминов. Солея (по-гречески - "возвышение") - это площадка перед иконостасом с полукруглым выступом посредине. На солею прихожане поднимаются только для принятия святых тайн. По обеим сторонам от солеи находятся клиросы. Здесь во время богослужения певчие исполняют песни и духовную музыку. Пение в храме весьма абстрагировано, "небесно". Архитектура храма способствует полетности звука - благодаря куполу создается эффект неземного, небесного, "ангелогласного" пения. Рядом с клиросами на длинных древках устанавливаются хоругви, напоминающие древние воинские знамена. Это иконы, увенчанные крестом с изображением Христа, Богоматери и святых. Они выносятся при торжественных крестных ходах, символизируя торжество православной веры.

Амвон - центр храма. С амвона произносятся проповеди и поучения, читается Евангелие, с него обращаются к народу; амвон - символ тех мест, с которых проповедовал Христос (от Матфея, 5 - 1,2). В кафедральных соборах напротив амвона устраивается квадратный помост, на котором во время богослужения устанавливается кафедра для епископа. Только он имеет право здесь стоять и совершать службу, поэтому такой помост носит название "архиерейского амвона".

В центре средней части храма устанавливается столик с наклонной плоскостью. Это аналой. На него кладется икона празднуемого святого или события, его ставят на амвоне при чтении Евангелия, используют при таинстве исповеди. При венчании священник трижды обводит молодых вокруг аналоя с лежащими на нем Евангелием и крестом.
Перед иконостасом на цепи из-под купола свисает многорожковый светильник - паникадило. Если в храме есть боковые приделы, то у входа в каждый из них нисходят светильники меньших размеров - поликадила, с двенадцатью и семью рожками для свечей.

Христианство - это не только раболепное смирение и фанатичная вера. Христианство - это особое видение мира, видение через доброту и нравственность. Это вера в честность и гуманность человека. Из 116 средневековых университетов Западной Европы 109 были созданы для изучения Библии. Христианская культура, охватывающая четверть населения планеты Земля, создала самое развитое, самое богатое, самое производительное общество.
Исходя из этого, человек нашего времени сможет увидеть рациональное и в мысли "Домостроя", созданного еще в XVI веке: "А в церкви божьи всегда приходить ... не во гневе и без зависти, без всякой вражды, но всегда со смиренной мудростью, кротко и в чистоте телесной."
Император Александр 1 в свое время предлагал создать Содружество Европейских Стран и народов, исповедующих христианскую этику и мораль. К сожалению, эта идея не была реализована.
Бытие определяет сознание, а основа бытия - рыбалка

За это сообщение автора AlexKM поблагодарил:
Саша (16 фев 2013, 19:00)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

AlexKM
Профи

благодарности: 4
1-й уровень благодарности (Число нагрждений: 4)
 
Сообщения: 3688
Стаж: 17 лет 3 месяца 28 дней
Откуда: г. Ростов-на-Дону.
Благодарил (а): 1856 раз.
Поблагодарили: 3738 раз.

Сообщение AlexKM » 16 фев 2013, 09:44 » #762362

Из Википедии.

В хуторе Обуховка находится Свято-Преображенский храм - один из самых старинных храмов донского края. В 1861 году жители хутора Обуховка стали ходатайствовать у начальства разрешение на постройку собственного храма в честь Преображения Господня. В этом же году по ходатайству наказного Атамана генерал-адъютанта Михаила Григорьева Хомутова Епархиальное начальство разрешило жителям хутора Обуховка приступить к постройке храма. Обуховка в те годы была невелика, и деньги на строительство собирали долго всем хутором. Здание храма построено, в 1864 году, в 1866-м его осветили, колокольню возвели позднее, в 1910-м. Закладкой храма, который строился пять лет, руководил наказной Атаман генерал-адъютант Михаил Хомутов.
В 1906 году было сделано общее описание храма:
Преображенская Церковь имеет крестообразную форму, трехпрестольная, основана на каменном фундаменте, стены кирпичные, а купол деревянный покрыт листовым железом, при церкви кирпичная колокольня, кресты вызолоченные. Дверей четыре: западная, южная, северная, и в пономарке с северной стороны. Внутри стены окрашены бирюзовой краской. Длина церкви от царских врат до западных дверей — 26 аршин, ширина от южной стены до северной — 34 аршина, высота от пола до купола — 24 аршин. [1]
Свято-Преображенский храм один из немногих храмов, который за полтора века никогда не закрывался - ни в годы гонений на церковь, ни в годы войны, ни в разгул послевоенного атеизма.
Бытие определяет сознание, а основа бытия - рыбалка
Аватара пользователя

AlexKM
Профи

благодарности: 4
1-й уровень благодарности (Число нагрждений: 4)
 
Сообщения: 3688
Стаж: 17 лет 3 месяца 28 дней
Откуда: г. Ростов-на-Дону.
Благодарил (а): 1856 раз.
Поблагодарили: 3738 раз.

Сообщение AlexKM » 16 фев 2013, 09:58 » #762367

Из исторической литературы.

До 1861 года прихожане хутора Обуховка принадлежали Елисаветинскому храму. Своего храма жители хутора Обуховка еще не имели по незначительности населения и нехватке денежных средств на его постройку. В 1861 году численность населения значительно увеличилась, поэтому можно было образовать отдельный приход. Жители хутора Обуховка стали ходатайствовать у начальства разрешение на постройку собственного храма в честь Преображения Господня. В этом же году по ходатайству наказного Атамана генерал-адъютанта Михаила Григорьева Хомутова Епархиальное начальство разрешило жителям хутора Обуховка приступить к постройке храма.Но сбор денежных средств на строительство оказался делом не легким, по этой причине строительство храма затянулось на 5 лет. Чтобы собрать деньги, обуховцы проявили большую изобретательность: организовали продажу винограда в Ростове и Таганроге, сдавали в аренду земельные участки, возили рыбу на Кубань и разные станицы для продажи. Также в строительстве храма помогали Дугинские просола, им сдавали жители рыбу, они солили и продавали ее, а деньги отдавали на строительство.Строительство храма продолжалось с 27 августа 1861 года по 3 июля 1866г.По свидетельству А. П. Хорсеевой: «храм строил весь хутор, каждый человек больной или здоровый считал за долг принести хоть один кирпич для храма, даже самые старые жители просили родных, чтоб они помогли им нести кирпичи на стройку. Так одна пожилая прихожанка хутора, - рассказывает А. П. Хорсеева, - узнав от жителей, что строится храм, упросила своих сыновей отвести ее на место стройки. Ее привезли в храм и она попросила, чтоб ее подвели к куче, где находились кирпичи. Когда ее подвели, то она, взяв кирпич в руки, сказала: «Господи, благодарю Тебя, что Ты и мене сподобил помочь строительству храма». С этими словами она отдала кирпич каменщику».Такого рода пример в истории строительства храма был не единичный, жертвовать на храм люди считали за счастье, потому, что это великое благо быть непосредственным участником строительства Дома Божьего. В присутствии войсковых старшин и почетных гостей из соседних станиц церковь была торжественно освящена в 1866г. В начале 1870-х г., как сказано выше, население хутора Обуховка постепенно увеличивалось, Свято Преображенская церковь становилась тесной и не вмещала всех прихожан. Возникла необходимость строительства дополнительных приделов.Как и прежде, после заготовки необходимого строительного материала, составления плана и сбора необходимой по смете суммы, на имя Архиепископа Донского и Новочеркасского Митрофана было подано ходатайство, подписанное всеми казаками хутора Обуховка, о разрешении строительства новых приделов. Так, в 1890 году в северной стороне был устроен придел в честь преп. Андрея Критского. А в 1894 году в южной стороне был пристроен придел в честь Св. Царя Константина и матери Его Елены. Храм стал более просторней и мог вместить всех желающих вознести свои молитвы к Богу.«В 1910 году жители написали прошение о разрешении постройки колокольни. В этом же году Областным правлением разрешена была постройка колокольни и трапезной, по проекту архитектора Г. Н. Васильева». «В церковной описи за 21 Сентября 1866г. № 5641. мы находим сведения о наличии колоколов в Преображенском храме, так же в данной описи приведены сведение о количестве и весе данных колоколов.
Приведем сведения о наличии колоколов:
1. Колокол - 10 пуд. 16гр.
2. Колокол - 3 пуд. Игр.
3. Колокол - 2 пуд. 7гр.
До этого колокола в связи отсутствия колокольни были помещены в притворе храма. (В настоящее время на колокольне Преображенского храма имеются колокола, отлитые на Воронежском колокольном заводе, и колокола пожертвованные жителями х. Обуховка и окрестных станиц).
Преображенский храм х. Обуховка в начале XX столетия был одним из богатейших храмов Азовского округа, так как народ старался отдать на украшение церкви все самое лучшее и дорогое. Преображенский храм по состоянию на 1906г. был очень богат, потому что многие люди жертвовали в благодарность Господу, Пресвятой Богородице, святым угодникам. За оказанную им помощь и успех в работе дарились драгоценные украшения, кольца, кресты. Иные благотворители делали золотые и серебряные оклады на иконы тех святых, которые помогли им. Со временем многие иконы в храме украшались золотыми, серебряными и даже жемчужными окладами.В описи, составленной в 1864г., говорится, что церковь эта построена по усердию и на средства прихожан. Она до половины каменная, а верх деревянный. Находится от Консистории в 60 верстах, а от местного благочинного в 35 верстах. В окрестности ее находятся следующие храмы: Покровская Елисаветинской станицы в З-х верстах, в сообщении препятствует Казачий ерик, а во время сильного западного ветра бывает наводнение. Георгиевская Государевского хутора в 12 верстах, Преполовенческая Гниловской станицы в 15 верстах, Успенская Недвиговского хутора в 17 верстах, Трехсвятительская Синявского хутора в 20 верстах. Сообщение с выше означенными церквами затруднительно, потому что р. Дон и Донец отделяют эти церкви.В 1906 году было сделано общее описание храма.
Храм представлял собой следующее:Преображенская Церковь имеет крестообразную форму, трехпрестольная, основана на каменном фундаменте, стены кирпичные, а купол деревянный покрыт листовым железом, при церкви кирпичная колокольня, кресты вызолоченные. Дверей четыре: западная, южная, северная, и в пономарке с северной стороны. Внутри стены окрашены бирюзовой краской. Длина церкви от царских врат до западных дверей - 26 аршин", ширина от южной стены до северной - 34 аршина, высота от пола до купола - 24 аршин.
Бытие определяет сознание, а основа бытия - рыбалка
Аватара пользователя

AlexKM
Профи

благодарности: 4
1-й уровень благодарности (Число нагрждений: 4)
 
Сообщения: 3688
Стаж: 17 лет 3 месяца 28 дней
Откуда: г. Ростов-на-Дону.
Благодарил (а): 1856 раз.
Поблагодарили: 3738 раз.

Сообщение AlexKM » 16 фев 2013, 10:01 » #762370

Сколько церквей на донской земле я перевидал, в какую только глухомань не забирался.
И вот однажды в Азове, любуясь Доном с высокого берега, приметил вдалеке, среди зелёной равнины, синий куполок. «Что это?» – спросил рядом стоявшего. «Церковь в Елизаветинской», – был ответ. Потом-то я узнал, что в станице Елизаветинской церковь давно разрушили, обезглавили и превратили в склад, старообрядческую в соседнем хуторе Курганы - тоже, а видел же я – Преображенскую, что в хуторе Обуховка, отделённом от Елизаветинской Казачьим ериком и большим полем.
Но как случилось, так случилось – всё к лучшему. Обуховскую церковь я полюбил, проникся к ней особенным теплом, и никакая другая церковь нашего края не просилась в сравнение, никакая другая, пусть и дорогая сердцу, не заслонила собой прелесть обуховской… Нет, я не преувеличиваю её достоинств: да, я любуюсь её белыми кружевными узорами – лёгкими, хрупкими линиями из камня, так радующими, веселящими тёмнокирпичные стены и солидный, слегка вытянутый барабан, весь в узких оконцах; любуюсь её куполом – синим в звёздах; его шатровой колокольней, как доброй перекличкой с Древней Русью, – и, любуясь, в глубине души понимаю, что, при всей нарядности храма, он довольно типичен для эпохи эклектики и создан не единым будто взмахом архитектора, озарённого безоглядным вдохновением, а строго-расчётливым автором, не избежавшим некоторой умозрительной искусственности, но сделавшим, спасибо ему, всё возможное для того, чтобы храм не выглядел очень уж тяжело-солидно и важно-казённо.
589_0094053b[1].jpg
589_0094056b[1].jpg

А какая благодать внутри! Пояса орнамента, росписи (сцены из Библии, лики святых, выполненные в явно светском духе) напоминают Васнецова, Нестерова и даже местами Репина; множество икон различного времени, трёхъярусный иконостас, сияющий позолотой, старинная изящная люстра (свечи другой люстры – более богатой, но не старой, – во время служб, встав на стремянку, зажигает служитель – где ещё такое увидишь?)…
589_0094063b[1].jpg

Церковь во имя Преображения Господня заложили в августе 1861 года, освятили в июле 1866-го; через четыре года расширили приделом Константина и Елены, ещё через четыре устроили придел Андрея Критского. В начале ХХ века возвели колокольню. Говорят, жители Обуховки и соседнего хутора Дугино продавали виноград и рыбу в Ростове, Таганроге и где только было возможно, чтобы деньги отдать на новый храм.
В хуторе много приезжих, и попробуй найди коренного обуховца, который рассказал бы, чего стоило защитить храм в предвоенное время, когда его намеревались взрывать. Настоятель отец Николай говорит, что собрались в нём хуторяне с маленькими детьми: «Взрывайте!» А батюшка убеждал партработников: я не могу закрыть храм, там ведь люди, я же их не выгоню!.. Жаль, что и гонения на храм в хрущёвскую эпоху подзабылись стариками; и повезло мне, что я встретил пожилую прихожанку из хутора Дугино, бабу Надю (так она представилась), с хорошей памятью. Папа её учился в приходском училище (рядом с храмом), а после войны воевал у Будённого; вернувшись с войны, вступил в партию, был председателем комитета по бедноте, потом – рыбного кооператива, – но всегда втихомолку молился, не забывал ни одного церковного праздника.
– Почему мы узнали, что храм будут закрывать? – рассказывала мне баба Надя. – А потому, что закрыли церковь в Курганах – ту, ханжейскую…
– Старообрядческую? – переспросил я.
– Да, мы её называем ханжейская, – махнула рукой баба Надя. – Её – как закрыли? Поехали оттуда к Калинину – просить, чтобы её не трогали, Калинин разрешил, а когда приехали – власть распорядилась по-быстрому и уже её закрыла. Вот и мы ждали, что закроют нашу, знали, что должен это сделать Ковалёв, он был директором МРЗ, коммунист.
– МРЗ – это что?
– Моторнорыболовный завод, он и сейчас есть, – если ты ходил к Дону – видел.
(Этот завод ныне называется иначе – ССРЗ).
– Его старушки встречали – возмущались: «Что ж ты делаешь, Андрей Николаевич! Неужели на церковь руку подымешь?» – увлечённо вспоминала баба Надя. – Он и шепнул одной: «Набирайте больше камней – мы идём такого-то числа во столько-то – и бейте нас». Пошёл он с группой партийных – их и до двора не допустили!
– А каким образом они должны были закрыть церковь?
– Ну как это делалось? Входили в алтарь, оскверняли его: пели, танцевали, всё опрокидывали… И все там в церкви собрались – бабушки, мужчины, дети, говорили: голодать будем! И ночевали там – время было уже холодное – в полушубках, фуфайках, стёганках. А еду им родичи и знакомые приносили – рыбы ведь было полно, да и скот в каждом дворе держали.
– И долго так ночевали?
– Пока не оставили нас в покое; сказали – расходитесь, не тронем церковь. А когда вроде и поутихло всё, Ющенкова Екатерина, не помню отчества, председатель станичного комитета, хотела заскочить в алтарь – а ведь женщинам туда нельзя туда, – и никто её не заставлял, сама прибежала, какую-то пакость хотела сделать! – а батюшка был в то время бывший подполковник, – он её за затылок – и под задницу из церкви! Потом, когда муж у неё умер, она приходила панихиду служить. У нас тут был Янковский, Амвросий Фёдорович, он её стыдил: что ж ты, бессовестная, ведь хотела алтарь осквернить! – она ему сказала: «Я не виновата, нас заставляли!»
…В хуторе, на месте которого, как писал в начале века церковный историк Иван Сулин, в 1767 году в урочище при речках-протоках Каланча и Казачий ерик было поселение рыболовов, давно устоялся дачный дух. Ходишь по кривым, в сирени, вишнях и акациях улочкам, нередко видишь типичные для Азовского района синие домики с зелёными ставнями, – то в одном, то в другом дворе кто-то ремонтирует легковушку (из открытых дверей раздаются разрушающие сельскую тишину звуки развлекательных молодёжных радиостанций)… И вспоминаешь, что Ростов совсем рядом. Потому и часто, очень часто, венчаться и крестить детей ростовчане приезжают сюда. Я их понимаю: кто раз увидел Преображенский храм и проникся его священным духом – лучшего места для справления обрядов искать не станет.
Бытие определяет сознание, а основа бытия - рыбалка
Аватара пользователя

AlexKM
Профи

благодарности: 4
1-й уровень благодарности (Число нагрждений: 4)
 
Сообщения: 3688
Стаж: 17 лет 3 месяца 28 дней
Откуда: г. Ростов-на-Дону.
Благодарил (а): 1856 раз.
Поблагодарили: 3738 раз.

Сообщение AlexKM » 16 фев 2013, 10:11 » #762373

А вот неколько фото празднования Святой Пасхи 2012 года на территории храма и Мертвого Донца.Фото немного подкорректирую попозже.
P1060181.JPG
Тесть с тещей пасху, куличи, крашенки посвятили, опять же сальце, колбаску. Довольные.
P1060182.JPG
Для прихожан от колокола вниз протянули трос. Можешь славу господу вознести звоня в колокол
P1060183.JPG
P1060184.JPG
Старенькие все таки они у нас обоим за 80, тестю - 85. Считай и дел не делали, а подустали. Пусть на солнышке посидят
P1060185.JPG
Но тестя не удержать, тоже на людей посмотрел, и туда же - в колокол ударить. А силенок то всего пару раз качнуть. Придется помочь.
P1060186.JPG
P1060187.JPG
P1060189.JPG
Что запланировали - сделали. Молебны заказали, свечи поставили, еду посвятили. А есть то уже хочется. Ведь как вчера кутьи поели уже больше суток прошло.
P1060191.JPG
P1060193.JPG
Ну вот и на берег Мертвого Донца приехали. Я то Святое Причастие принимал и батюшка справку дал, так что можно на природе и стаканчик пропустить.
P1060194.JPG
И заранее хвастаюсь, что настоятель, отец Николай, благословил на фоторассказ об убранстве церкви, так что как появится время посвободней - приеду с фотоаппаратом - увидите и внутреннюю красоту.
Бытие определяет сознание, а основа бытия - рыбалка

За это сообщение автора AlexKM поблагодарил:
mss (20 фев 2013, 17:05)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

AlexKM
Профи

благодарности: 4
1-й уровень благодарности (Число нагрждений: 4)
 
Сообщения: 3688
Стаж: 17 лет 3 месяца 28 дней
Откуда: г. Ростов-на-Дону.
Благодарил (а): 1856 раз.
Поблагодарили: 3738 раз.



Вернуться в Впечатления, творчество, культура

Яндекс.Метрика | Яндекс.Метрика