ostrov » 25 окт 2013, 08:31 » #914086
В 1991 - 1992 годах было предпринято несколько поисковых экспедиций к Окулову озеру. Отчет об одной из таких рассказывается в статье Алексея Сухановского в "Северном Комсомольце". Выкладываю в сокращенном виде:
"Ящики и рюкзаки нашей поклажи были неприличны. Пилот пытался приподнять МИ-2 над полосой - вертолет испуганно приседал на задние колеса. Винтокрыл разбежался по васьковской полосе и только тогда прыгнул под облака.
Через полтора часа, одолев сильный встречный ветер и 155 километров пути, вертолет дал круга над взлетной полосой посреди тайги. Молва издавна связывала это место с асами герингского "Люфтваффе". Тему охотно развивали газеты и журналы. Официально и заочно аэродром окрестили фашистским.
Тот, кто придумал соорудить его именно здесь, несомненно был башковитым парнем. Представьте себе длинную, почти трехкилометровую петлю речки Мегры, полукилометровый болотистый перешеек, песчаный бугор и редкий сосновый бор-беломошник.
При ближайшем рассмотрении, слыша затихающий гул вертолетных движков, мы обнаружили бесподобную природу, лесную избуху и заросли диких пионов. На середине реки приветственно взбулькнула метровая щучина. Жить здесь было можно.
Несмотря на наши ожидания, в сосновом подросте не торчали зенитные пулеметы. Это немного огорчало. Раскидав по местам вещички, мы бодро свинтили миноискатели и ринулись на штурм культурных слоев.
В наушниках сразу засвистело. Под белым мхом таилось несметное количество ржавых консервных банок. Здесь их было столько, что хватило бы отлить среднего веса танк. В окрестностях аэродрома год назад стояли геологи. Жестяного добра они оставили необыкновенно много и щедро. В тонкоствольном березнячке игриво блестели алмазы и изумруды объемом по пол-литра. Бывали дни веселые...
Стало ясно, что с немецким происхождением аэродрома дело весьма темное. Предстояло еще прочесать окрестности заброшенного аэродрома, чтобы ввечеру мудрить над выводами и догадками.
На взлетной полосе вопреки ожиданиям и рассказам, не оказалось стального покрытия из полос рурского железа. Наличиствовал только плотный хорошо укатанный песчаный грунт. В длину аэродром достигает 500 метров, в ширину - ровно сто. В прочем раньше он был на четверть уже. Бомбовых и снарядных воронок мы не нашли. Жизнь тут протекала мирно и тихо, если не брать в расчет автоматную пальбу.
Найденные гильзы от "калашникова" датировались 1951 годом. Народная молва подтверждает, что после войны неизвестно откуда взявшуюся в тайге взлетную полосу военные чины Северного флота приспособили под охотничью заимку. Аэродром мигом почистили от мелколесья, срубили порядка трех-пяти избушек, вкопали скамеечки и покрасили их любимым армейским цветом - зеленым. По какой-то причине военные чины вскоре охладели к сей вотчине. О былом уюте скорбно говорили развалины домиков, немые подвалы и развороченные рыбаками полы.
Как-то поутру небо послало нам вертолет, через десять минут экипаж охотно хлебал поисковые щи. А пассажир несколько позже сказавшийся егерем, невзначай внимательно оглядев наше снаряжение. Думаю, мы показались ему придурками, которые приехали в рыбный край со щупами, лопатами и миноискателями. Наши горбатые удочки, впрочем, выглядели извиняюще - у хлеба не без крох.
Егерь, оставив наконец рыбные разговоры, рассказал, что аэродром этот вырублен в лесу неизвестно кем. Среди местного населения он испокон известен как немецкий. Охотники-промысловики в военные годы частенько находили в лесу костровища, вокруг которых были следы нерусских сапог. По тайге явно шастали иностранцы.
Пилоты допили смородиновый настой и вынули карту. В пяти километрах на юг от озера Окулово они показали длинную вырубку с молодым подростом, напоминающую еще одну заброшенную ВПП. Чуть в стороне от нее тянулась старая просека, вырубленная якобы немцами. Ну и дела...
Солнцепалящий день переждали в избушке, полеживая на армейских кроватях, оставшихся от генеральских дач. Вечером двинулись проверять сведения летунов. Почти семь часов рыскали по тайге, по сопочкам и болотине, собирая штанами с низеньких тундровых березок голодных клещей. Брошенную взлетку найти не удалось. Зато вволю насмотрелись на свеженькие, еще не подсохшие следы косолапого хозяина. В поисковых странствиях по местам боев все было как-то не досуг подобрать себе карабин. Тем мучительнее оказалось нынешнее путешествие. Каждый переполошный вззлет спугнутой под кустом птицы отдавался в сердце первой строчкой завещания. Лохматые русские "майклы" и не поинтересовались нами. Только раз метрах в ста сонно заплакал басовитый медвежонок. Наверняка его грациозная мамочка вышивала когтями во мху где-то поблизости. Мы быстро, как бы прогуливаясь, дали форсаж.
В лагерь пришли запыленные, замотанные и смурные. Начинаем складывать в кучу факты, эпизоды и собственные домыслы.
Вероятно, взлетная полоса в тайге была подготовлена весной-летом 1942 года. Полсотни человек - взвод охраны и самолетная обслуга, - имея бензопилы, легко бы справилась с негустым бором. Место здесь практически идеальное: без лощин, глухое безлюдье - ближайшая деревня находится в 45 километрах.
Сесть на такую площадку "мессершмитт"или "юнкерс" мог свободно - их взлет-пробег равняется примерно 200 - 250 метрам. С бомбардировщиками посложнее, но в принципе возможно и их присутствие. На постой аэродромчик может принять 3 - 5 самолетов, целое звено. Отстояться сутки и внезапно с тыла, как вдарить по "иванам"...
Усиленные бомбежки Архангельска в августе-сентябре 1942 года - сотня фугасок и тысяча зажигалок, которые падали большей частью почему-то в Двину. Одиночные пролеты вражеских истребителей на бреющем полете над городом. Эпопея с союзными караванами - с ними фашистам надо же что-то было делать? По мнению историка Михаила Супруна, аэродром на Мегре стал бы логическим завершением сети баз "Люфтваффе" на арктических островах: контроль за "пи-кью" стопроцентный.
До нас часто доходили воспоминания поморских дедов о том, что немецкие самолеты, "как комары", крутились над Окуловым озером. А однажды "фокке-вульф" сел на виду одной из прибрежных деревень из-за неполадки в моторе. Летчики с полчаса ковырялись - местные не подходили, наблюдали. Потом взлетели по песчаной косе и рубанули из пулеметов по избенкам. Над другим селом в аккурат на Первое мая кружил "Ю-87" и, выглядев флаг над сельсоветом, спустил бомбу. Попасть не попал, а воронка, говорят, до сих пор не засыпана.
Только вот их самолеты никак не могли свободно резвиться над Беломорьем - ближайшие известные аэродромы "Люфтваффе" находились в Норвегии и в Карелии. Оттуда к Двине и обратно - топлива под обрез. Поправить положение смог бы аэродром подскока в русском тылу...
Подтвердить эту мысль пришлось с лопатой в руках. Находили же геологи в этих местах немецкие бочки из-под топлива. В прошлом году военные поисковики нашли в куче мусора гофрированную коробку вермахтовского противогаза.
Нам повезло не так круто. В блиндаже кто-то основательно пытал счастья - пусто. На развалинах дома откопали аккумуляторные "таблетки". Похожие нам уже приходилось видеть на немецко-финских позициях в сопках Карелии.
На самой ВПП внимательно обнюхали миноискателями круглые метровые ямки, похожие на воронки от ручных гранат. В наушниках безнадежно шуршало - металла не было. Вполне возможно, что кто-то на сем месте баловался толовыми зарядами. Поди пугая снежного человека, который где-то здесь по Мегре бродит...
На окраинах часто попадались детали космической техники - коммуникационные клеммы и разъемы, серебряные провода в жгутах, микросхемы с золотыми мостиками. Немецкий аэродром некоторым образом находился в районе падения космических ракет.
По краям полосы долго ковырялись в странных ямах, пока сообразили, что выкопаны они для световой сигнализации - выливаешь ведро бензина, спичкой чирк, - и пилот сверху все поймет: полоса как на ладони.
Зенитный капонир оказался пуст. На барбете не оказалось ни одной гильзы - отбиваться немцам, видно, не приходилось. Хотя подозрительное отсутствие вещей зарубежного производства вполне можно списать на тщательную маскировку и секретность аэродромного хозяйства. Мусор похоже закапывали или топили. Немцы - нация аккуратная...
Вертуха за нами пришла, припоздав на два дня. Мы перекопав все подозрительные места и посадив комплект батарей в миноискателях, изнывали от дождя и скуки. Дядя Коля Корепин и Андрюшка Коржавин равнодушно резались в карты. Я, соображая, чего бы еще пойти раскопать, наблюдая, как жирные мыши дружно кушают помойку под окном. Глушь. Дичь. Морока. И о, какой музыкой был гул вертолета!
Мы поплелись под смурными облаками домой. А русские медведи остались - хранить тайны немецкого аэродрома".
(Июль, 1992 год)
- Вложения
-
- "Немецкий аэродром"
- mi40pRWkdJ4.jpg (36.66 КБ) Просмотров: 3622
-
- Окулово озеро
- KpO9ZBv0Bos.jpg (33.27 КБ) Просмотров: 3622
Группа "Архангельск-Космопоиск", +7 964 301-82-58, Ал-р.