Записки путешественников о Русском Севере

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Сообщение Егор Сельский » 23 май 2016, 22:22 » #1557253

Северные ворота России

составитель Д. Николаев

книга была издана в 2009 году в Москве Объединенным гуманитарным издательством

ПРЕДИСЛОВИЕ

В самом начале XVIII века Архангельск посетили два, безусловно, самых знаменитых гостя за всю историю города. Один из них- русский царь и будущий император Петр I- не оставил об этом событии никаких воспоминаний, другой- английский мореплаватель Робинзон Крузо, чьи «Дальнейшие приключения... составляющие вторую и последнюю часть его жизни», были опубликованы впервые в Лондоне в 1719 году, весьма подробно рассказал о своих странствиях по Сибири, но Архангельск счел предметом малоинтересным: «…мы прибыли третьего июля к Яренску, где наняли две большие баржи для наших товаров и одну для себя, 7-го июля отчалили и 18-го благополучно прибыли в Архангельск, проведя в пути один год, пять месяцев и три дня, включая восьмимесячную остановку в Тобольске. В ожидании корабля нам пришлось прожить в Архангельске шесть недель, и мы прождали бы и больше, если бы нас не выручил гамбургский корабль, пришедший месяцем раньше, чем сюда приходят обыкновенно английские корабли. Рассудив, что Гамбург такой же хороший рынок для сбыта наших товаров, как и Лондон, мы зафрахтовали этот корабль».

Эта лапидарность указывает на то, что если Сибирь была для английского читателя того времени увлекательной экзотикой, то Архангельск являлся привычным и чуть ли не «одомашненным» пространством, где все идет своим чередом и не обещает сюрпризов. Конечно, Дефо, никогда не бывавший в России, существенно преувеличивает легкость, с которой его герой мог передвигаться по тогдашней Московии и совершать там торговые операции (даже не будучи при это членом английской Московской торговой компании), но было бы странно критиковать писателя за отсутствие исторической достоверности, на которую он даже не претендовал, в отличие от своего предшественника Джона Мильтона, составившего на основе записей английских путешественников весьма неточную «Краткую историю Московии и других менее известных стран, лежащих на востоке от России даже до Катая».
При таком обилии «вторичной» литературы было бы естественно ожидать, что об Архангельске XVI-XVII веков сохранилось немало первоисточников- записок самих английских путешественников, но, к сожалению, это не совсем так.

Север Европейской части России упоминается еще в «хорографической» части «Записок о Московии» Сигизмунда Гербенштейна, опубликованных в 1549 году. Автор упоминает Вологду, Устюг, реки Сухону и Двину (про которую говорит, что ее название происходит от слова «два»- через двести с лишним лет это повторит в своих записках барон Мейерберг), о местах же, где сегодня располагается Архангельская область, говорит: «Эта область некогда принадлежала к владениям новгородцев. От Москвы до устьев Двины насчитывается триста миль. Хотя, как я сказал раньше, в странах, лежащих за Волгой, по причине частых болот, рек и обширных лесов нельзя произвести точного расчета пути, однако, руководствуясь догадками, думаем, что нет и двухсот миль, так как из Москвы до Вологды, а из Вологды, свернув несколько к востоку, можно добраться до Устюга, из Устюга же, наконец, по реке Двине прямо на север. Эта область, кроме крепости Холмогор, города Двины, который расположен почти посередине между истоком и устьем, и крепости Пинеги, лежащей у самого устья Двины [надо понимать, Гербенштейн перепутал названия крепостей- Е.С.], не содержит ни городов, ни крепостей. Говорят, однако, что там очень много деревень, которые вследствие бесплодия почвы расположены на весьма большом расстоянии друг от друга. Жители добывают себе пропитание, ловя рыбу, зверей и торгуя звериными мехами всякого рода, которых у них изобилие. В приморских местностях этой области, говорят, водятся белые медведи, причем живут они по большей части в море; их шкуры очень часто отвозят в Москву. Из своей первой поездки я привез с собой две. Эта страна богата солью».

По-видимому, для всего мира Русский Север так и остался бы далекой полупустой богатой солью и мехами землей, если бы в 1553 году его не открыли, отправившись в очередной раз на поиски новых путей в Индию и Китай, англичане. Организованная по инициативе известного мореплавателя Себастьяна Кабота, экспедиция отправилась в 1553 году из Англии в составе трех кораблей под командованием сэра Хью Уиллоуби. Два корабля, в том числе и судно командира экспедиции, пропали во время шторма у северо-западного побережья Норвегии, и лишь через год русские рыбаки обнаружили их вместе со всем экипажем – погибшим – в устье одной из Лапландских рек. Третий корабль - «Эдвард Бонавентура» («благое предприятие») – под командованием Ричарда Ченслора достиг 24 августа бухты у Николо-Корельского монастыря (сейчас в черте г. Северодвинска). Затем Ченслор без особых затруднений добрался до Москвы, где сумел заключить с Иоанном IV чрезвычайно выгодное для англичан торговое соглашение. В 1555 году была образована Московская торговая компания и «посол Рыцарт», как он был назван в Двинском летописце, вновь отправился в Россию, а в следующем году отплыл обратно уже с русским посольством, которое успешно достигло Англии, хотя их судно попало в шторм у берегов Шотландии и сам Ченслор погиб.
Именно Ричарду Ченслору принадлежит первое описание окрестностей будущего города Архангельска, носившего название пристани Архангела Михаила. Здесь мы впервые сталкиваемся с той лапидарностью, которая впоследствии будет характерна для записок всех английских путешественников: по сути, Ченслор лишь перечисляет крупные города от Холмогор до Москвы, производящиеся в них и вокруг них товары и способ их доставки из одного места в другое.

Следующий из агентов Московской компании, оставивший описание Русского Севера, - Энтони Дженкинсон, совершивший свое первое путешествие в Московию в 1557-1558 годах. Его первоочередным интересом было открытие новых торговых путей уже на юге России, однако он также прибыл морем через пристань у монастыря Святого Николая и оставил краткое описание своего пути до этого места и дальнейшей дороги от Холмогор до Вологды.
Другая, чуть более пространная путевая заметка принадлежит перу Томаса Соутэма, который в 1566 году вместе с Джоном Спарком в целях торговли проделал путь от Холмогор до Новгорода по воде и оставил своим последователям подробные инструкции о том, каким образом и в какое время удобнее всего перевозить грузы.

На этом сообщения англичан собственно о Русском Севере заканчиваются. Прочие сохранившиеся путевые заметки- Стивена Бэрроу, Артура Пэта и Чарльза Джэкмена и других – рассказывают в первую очередь о продолжавшихся попытках англичан таки найти морской северный путь в Китай.
Первое кратчайшее описание нового города Архангельска оставил посетивший его через два года после основания торговец из французского города Дьеппа Жан Соваж. Впоследствии французы будут играть достаточно важную роль в архангельской торговле, но на момент 1586 года она полностью находилась в руках англичан, и хозяевам корабля, на котором плыл Соваж, пришлось прибегать ко взяткам, что бы их с товарищами пропустили к пристани и местам, где осуществлялась купля-продажа. Сведения, которые Соваж сообщает о географии и этнографии сегодняшнего Кольского полуострова и берегов Белого моря, сами по себе не представляют особенного интереса, тем более что он в основном передает их с чужих слов, но ему принадлежит уникальное по своей непосредственности описание быта архангельской таможни.

Начавшийся со Смуты XVII век до крайности беден записями иностранцев о Русском Севере. Это и не удивительно: все, что надо было узнать для торговых дел, уже было узнано и перенесено в соответствующую торговую документацию, а описывать Архангельск сам по себе никто не торопился: самое интересное в Московии в это время происходило совсем в других местах, а наиболее активные с литературной точки зрения иноземцы – в первую очередь дипломаты – прибывали в основном через Нарву и Смоленск. От второй половины столетия у нас осталось краткое описание северных российских земель, выполненное немецким дипломатом, бароном Августином Мейербергом (1622-1688). Его описание во многом напоминает описание Герберштейна и за счет этого формального сходства тем лучше позволяет понять, как сильно изменилась жизнь края за период с середины XVI по середину XVII века.

Наконец, наиболее подробное и обстоятельное описание Архангельска и прилегающих к нему земель было составлено голландским путешественником и живописцем Корнелием де Бруином (1652- ?), посетившим Россию в самом начале XVIII века, когда беломорская торговля находилась на пике расцвета (де Бруин насчитывает более ста иностранных кораблей на архангельском рейде), но вскоре уже должна была уступить пальму первенства торговле балтийской. Де Бруин, опубликовавший свои «Путешествия» на голландском в 1711 году имел в первую очередь исследовательские цели и готов был тратить время на изучение не только деловых аспектов жизни Архангельска, но и нравов и воззрений коренных жителей местных земель- самоедов. Голландский путешественник описал их быт, некоторые обычаи и традиции, расспрашивал об их традиционной религии и верованиях – о богах и шаманах. Повествование де Бруина об Архангельске и прилегающих землях распадается на две части: первая, более абстрактно описательная, фиксирует момент прибытия голландского путешественника в Россию и начало его движения дальше на восток. Затем де Бруин оказывается на Севере уже завершая свои восточные странствия и направляясь домой. Теперь он передвигается к Архангельску на лодке по рекам и планомерно описывает все, что видит вокруг себя: примечательные виды, селения, занятные происшествия.

Несмотря на то, что сочинения де Бруина, касавшиеся до российских дел, издавались на русском языке уже дважды- целиком в XIX веке и в выдержках XX-м, - ни разу при этом не были воспроизведены сделанные путешественником изображения, хотя они в немалой степени способствовали популяризации его трудов: зарисовки Персеполя и других памятников архитектуры, обследованных де Бруином на Востоке, до сих пор являются ценным источником для искусствоведов. Не имея возможности воспроизвести в данном издании крупные панорамные изображения, некоторые из которых в оригинальном облике имеют ширину больше полутора метров, мы приводим в уменьшенном масштабе два портрета самоедов в традиционной одежде, их жилище, вид Двины, прилагавшуюся к изданию 1737 года карту России и некоторые другие изображения.

Последний текст в настоящем издании – финальная часть «Дневных записок путешествия академика Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства», изданная впервые в 1805 году. Само путешествие имело место в 1775 году: путешественники прибыли в Архангельскую губернию со стороны Тюмени, проехали ее насквозь и предприняли поездку по акватории Белого моря; завершается повествование кратким географическим и историческим описанием Соловецкого острова. Описание, составленное И. Лепехиным (1740-1802), естествоиспытателем, занимавшем в Академии кафедру ботаники, имеет свою специфику: подход к обследуемым землям у автора строго рациональный. Академик фиксирует все виды животных и растений, характерных для данной территории, указывает на промыслы местных жителей, на то, как устроены здесь промышленные предприятия. Порой такие описания могут показаться утомительными, но они содержан в себе много интересных сведений не только о способе выработки соли, но и о тяжких и не лишенных суровой романтики буднях северных рыболовов и охотников на тюленей и других морских животных. Настроение рассказа меняется, когда дело доходит до Соловецкого острова: переключившись на описание природы, Лепехин охотно отмечает птиц, своим пением «усугублявших приятность» того или иного места, и сравнивает разные побережья по их привлекательности. Экскурс в историю Соловков представляет собой, в обще и целом, пересказ одного из списков Соловецкого летописца с незначительными комментариями и, как и предшествующее описание острова, дает представление о русском научном стиле эпохи конца XVIII столетия.

Д.Николаев

карта Гипербореи работы Меркатора, 1570-1580-е годы
карта в большом разрешении, можно даже распечатать...

Изображение
Составляю книгу о Мехреньге, Плесецкий и Холмогорский. Интересуюсь Усть-Мошей, откуда род с 1621 г.

За это сообщение автора Егор Сельский поблагодарил:
Саша (24 май 2016, 07:27)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

Егор Сельский
Спец 1-го класса

 
Сообщения: 439
Стаж: 9 лет 10 месяцев 28 дней
Откуда: Плесецк
Благодарил (а): 266 раз.
Поблагодарили: 278 раз.

Сообщение Егор Сельский » 23 май 2016, 22:47 » #1557271

Книга о великом и могущественном царе России и князе Московском, о принадлежащих ему владениях, о государственном строе и о товарах его страны, написанная Ричардом Ченслором

Текст воспроизводится по изданию: Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке. / Перевод с английского Ю. Готье. Ленинград, 1938 год, страницы 55-56.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«…Ввиду того что всем, кто ставит себе целью путешествовать в далеких, чужеземных краях, приличествует и даже необходимо стараться не только узнать о порядках, товарах и плодородии этих стран, но и сообщать об этом во всеобщее сведение и тем побудить других к путешествиям, я счел ныне за благо составить короткий рассказ о ходе этого моего путешествия в Россию и Московию и в другие прилегающие к ней страны. А так как я имел случай попасть в северные области России прежде, чем проехать в Московию, я отчасти сообщу сведения и о них. Россия изобилует землей и людьми и очень богата теми товарами, которые в ней имеются. Русские — отличные ловцы семги и трески; у них много масла, называемого нами ворванью, которая большею частью изготовляется у реки, называемой Двиной. Они производят ее и в других местах, но не в таком количестве, как на Двине. Они ведут также крупную торговлю вываренной из воды солью. В северной части страны находятся места, где водится пушнина — соболя, куницы, молодые бобры, белые, черные и рыжие лисицы, выдры, горностая и олени. Там добывают рыбий зуб; рыба эта называется морж. Ловцы ее живут в месте, называемом Пустозеро (Postesora), и привозят рыбий зуб на оленях в Лампожию (Lampas) на продажу, а из Лампожии везут в место, называемое Колмогоры (Colmogro), где бывает в Николин день большая ярмарка. К западу от Колмогор есть город Гратанове (Gratanove), по нашему Новгород, где растет много хорошего льна и конопли, а также имеется очень много воска и меда. У голландских купцов есть там склады. Там также очень много кож, равно как и в городе, называемом Псковом (Plesco); и во Пскове много льна, конопли, воска и меда, город этот находится от Колмогор в 120 милях.

Есть там город, называемый Вологда: тамошние товары — сало, воск и лен, но там их не так много, как в Новгороде. От Вологды в Колмогоры течет река называемая Двиной, которая за Колмогорами впадает в море Колмогоры снабжают Новгород, Вологду и Москву и все окрестные области солью и соленой рыбой. От Вологды до Ярославля (Ieraslave) — 200 миль, это — очень большой город. Тамошние товары — кожа, сало и хлеб — в очень большом количестве и некоторое количество воска, но его не так много, как в других местах.

Москва (Mosco) находится в 120 милях от Ярославля. Страна между ними изобилует маленькими деревушками, которые так полны народа, что удивительно смотреть на них. Земля вся хорошо засеяна хлебом, который жители везут в Москву в таком громадном количестве, что это кажется удивительным. Каждое утро вы можете встретить от семисот до восьмисот саней, едущих туда с хлебом, а некоторые с рыбой. Иные везут хлеб в Москву; другие везут его оттуда, и среди них есть такие, которые живут не меньше, чем за тысячу миль, все их перевозки производятся на санях. Едущие за хлебом из столь отдаленных местностей живут в северных частях владений великого князя, где холод не дает расти хлебу — так он жесток. Они привозят в Москву рыбу, меха и шкуры животных; в тех местностях количество хлеба невелико…»

Изображение
фрагмент карты 1593 годаИзображение
фрагмент карты 1568 года

фрагмент шведской карты 1539 годаИзображение
Составляю книгу о Мехреньге, Плесецкий и Холмогорский. Интересуюсь Усть-Мошей, откуда род с 1621 г.

За это сообщение автора Егор Сельский поблагодарил:
Саша (24 май 2016, 07:27)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

Егор Сельский
Спец 1-го класса

 
Сообщения: 439
Стаж: 9 лет 10 месяцев 28 дней
Откуда: Плесецк
Благодарил (а): 266 раз.
Поблагодарили: 278 раз.

Сообщение Егор Сельский » 23 май 2016, 23:05 » #1557288

Первое путешествие, совершенное господином Антонием [Энтони] Дженкинсоном из города Лондон в Русскую землю, начатое 12 мая 1557 года.

Текст воспроизводится по изданию: Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке./Перевод с английского Ю. Готье. Ленинград, 1938 год, страницы 73-76.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«…Мы проходили мимо Нордкапа 2 июля, причем в полночь солнце возвышалось на 4° над горизонтом. На третий день после того как мы достигли Вардехуса стоял такой туман, что мы не могли видеть земли. Замок на острове — в двух милях от берегов Финляндии; он принадлежит королю датскому и является крайним северо-восточным пунктом его владений. Рядом с островом, на котором стоит Вардехус, расположены два других. Обитатели всех трех, островов живут исключительно рыбной ловлей, изготовляя очень много вяленой трески, которую сушат на морозе. Их главная пища — та же рыба; у них нет ни хлеба, ни напитков, за исключением того, что им привозят из других мест. У них очень мало скота; кормят они его также рыбой. Пройдя от Вардехуса 10 лиг к ю.-ю.-в., мы достигли мыса, называемого Кигор — самой северной точки Лаппии. Между Уордхаузом (Вардехусом) и этим мысом лежит большая бухта, называемая Домсхаф, в южной части которой лежит монастырь монахов русской религии, нарываемый Печинчо. Продолжая наш путь вдоль названного берега Лаппии по направлению к ю.-в., мы на четвертый день, вследствие большого тумана и сумрака, потеряли из вида наши остальные три корабля и встретились с ними вновь только на седьмой день у мыса Святой Нос, который составляет вход в бухту св. Николая. У этого мыса лежит большой камень, которому проходящие мимо суда имеют обыкновение приносить жертвы маслом, мясом и другими съестными припасами, веря, что если этого не сделают, то ладья или корабль погибнет здесь, как это действительно часто имело место: здесь очень темно и стоят большие туманы. Следует заметить, что на шестой день нашего пути мы прошли около места, где погиб сэр X. Уиллоуби со всем своим экипажем; место это называется Арзина река (Arsina reca that is to say, the river Arsina).

Берег Лаппии высок и обычно круглый год покрыт снегом. Обитатели страны — полуязычники. Летнее время они проводят у моря и ловят рыбу, из которой делают хлеб, на зиму они уходят в глубь страны, в леса, где занимаются охотой на оленей, медведей, волков, лисиц и других зверей; они питаются их мясом, а из шкур делают себе такую странную одежду, что не закрытыми остаются только глаза. Их единственное жилище — палатки, которые они переносят с одного места на другое, смотря по времени года. Они не знают никаких ремесел или искусств, но умеют только стрелять, причем как мужчины, так и женщины упражняются в этом ежедневно и бьют зверей, которые нужны им для пищи. Продолжая путь от упомянутого выше Святого Носа, мы подошли 9 июля к мысу “Милости” (Grace) на широте 66° 45', близ входа в бухту св. Николая. У этого берега глубина достигает 20—30 сажен; дно песчаное, удобное для того, чтобы бросить якорь. Течение у этого мыса идет от ю.-з. к с.-в. От мыса пошли далее, пока не достигли Крестового острова (Cross Island), в 7 лигах к с.-в. от сказанного мыса. Здесь мы перешли на другую сторону бухты и поплыли к ю.-з. и в 25 лигах от названного острова подошли к мысу, называемому Лисий Hoc (Foxnose). Вход в бухту от Крестового острова до ближайшего пункта на другой стороне имеет 7 лиг в ширину.

Идя от Лисьего Носа дальше, все наши четыре корабля в двенадцатый день указанного месяца благополучно прибыли на рейд св. Николая в русской земле, где мы и стали на якорь, пройдя от Лондона до этого рейда 750 лиг. Русский посланник со своей свитой в большой радости сошел на берег, а наши суда начали немедленно разгружаться. Приняв новый груз и дождавшись попутного ветра, они 1 августа отправились в Англию. 3-го числа того же месяца я и некоторые мои спутники прибыли в город Колмогоры (Colmogro), лежащий на расстоянии около 100 верст от бухты св. Николая на широте 64° 25’. Я пробыл в Колмогорах до 15-го; в этот день я отплыл на небольшой лодке вверх по реке Двине, которая течет очень быстро. В тот же день я проехал устье реки, называемой Пинега (Pinego), по левую руку от нас, в 15 верстах от Колмогор. Оба берега реки Пинеги около ее устья очень высоки. Они состоят из алебастровых скал и покрыты лесом, а по всему берегу лежат стволы хвойных деревьев, которые, как говорят, находятся здесь со времен Ноева потопа. Так, подвигаясь вперед, 19 августа утром я доехал до Емца (Yemps), лежащего приблизительно в 100 верстах от Колмогор. Вдоль всего этого пути русские выделывают много дегтя, смолы и золы из осины. Выехав отсюда, я прибыл в последний день августа в старинный город, называемый Устюг (Ustiug). В нем сливаются две реки; одна называется Югом (Jug), другая — Сухоной (Sucana); обе сливаются в указанную реку Двину. Река Юг вытекает из страны татар, называемых черемисами, смежной с пермской землей, а Сухона берет начало из одного озера, неподалеку от города Вологды. Выехав из Устюга по реке Сухоне, мы прибыли в город, называемый Тотьмой. Здесь река очень мелка и дно каменисто; это место очень опасно для прохода здешних судов и лодок, которые они (русские) называют насадами (nassades) и дощаниками (dosneckes) и в которых перевозят товары из помянутых выше Колмогор в город Вологду. Суда, называемые насадами, очень длинны и широки, крыты сверху и плоскодонны; они сидят в воде не более, как на 4 фута и поднимают 200 тонн; на них нет никаких железных частей, но все сделано из дерева; при попутном ветре они могут плыть под парусами. В противном случае из многочисленных имеющихся на насадах людей иные тянут их, обвязав вокруг шеи длинные тонкие веревки, прикрепленные к насаду, иные же отталкиваются длинными шестами. На Двине очень много таких судов; по большей части они принадлежат вологжанам, ибо в этом городе живет много купцов, пользующихся вышеупомянутыми судами для доставки в Вологду соли с морского берега. 20 сентября я прибыл в Вологду; это большой город; река протекает посреди его. Дома построены из еловых бревен, соединяемых вместе и закругленных снаружи; они квадратной формы, без каких-либо железных или каменных частей, крыты берестой и лесом поверх ее. Все их церкви деревянные, по две на каждый приход: одна, которую можно топить зимою, другая — летняя.

На крыши домов они наваливают много земли из опасения пожара, ибо от огня они терпят великие бедствия. Этот город Вологда находится на широте 59° 11' и отстоит на 1000 верст от Колмогор.

В течение всего путешествия я никогда не входил в дома, но останавливался в пустых местах на берегу реки и вез с собой провизию. Тот, кто хочет путешествовать в этих странах, должен иметь с собою топор, огниво и котелок, чтобы добывать огонь и варить мясо, когда оно есть; в этих странах мало помощи от людей; ее можно получить только в городах.

1 декабря я выехал из Вологды в почтовых санях, как это обычно делается зимою. Дорога в Москву идет так: от Вологды до Комельского (Commelski) — 27 верст, оттуда до Ольмора (Olmor) — 25 верст, оттуда до Телойцкого (Teloytske) —20 верст, оттуда до Юре (Ure) —30 верст, оттуда до Вознесенского (Vosnanscko) — 30 верст, затем до Ярославля (Jeraslave) — 30 верст; Ярославль стоит на большой реке Волге; оттуда до Ростова (Rostove) — 50 верст, затем до Рогарина (Rogarin) — 30 верст, оттуда до Переяславля (Peraslave) —10 верст; это большой город, лежащий на берегу прекрасного озера. Оттуда до Дубны (Dowbnay) — 30 верст, оттуда до Городка (Gorodocke)—30 верст; оттуда до Учи (Owchay) (Некоторые из ямов, перечисленных Дженкинсоном, могут быть определены: Телейцкое — вероятно, Телячий Ям по почтовому тракту из Данилова в Грязовец. Не поддаются определению нижеследующие ямы: Комельское, Ольмор, Юре, Вознесенское и Рогарин. Быть может, это стоит в связи с укрупнением селений во второй половине XVI и первой четверти XVII столетия и с исчезновением и переименованием многих селений, имевших место в эту же эпоху. Дубна — река, приток Волги. Городок — бывший город Радонеж, ныне село между г. Загорском (б. Сергеевым) и ст. Хотьковом Ярославской железной дороги. Уча — река, пересекаемая дорогой из Москвы в Ярославль у села Пушкина, в 30 км от Москвы.) — 30 верст и, наконец, до Москвы — 25 верст; сюда я приехал 6 декабря.

Между Вологдой и Москвой 14 почтовых станций, называемых ямами (James); считая расстояния между каждой, все расстояние составит 500 верст…»

карта Энтони Дженкинсона, 1557 год:
Изображение

в шикарном разрешении:Изображение
Составляю книгу о Мехреньге, Плесецкий и Холмогорский. Интересуюсь Усть-Мошей, откуда род с 1621 г.

За это сообщение автора Егор Сельский поблагодарил:
Саша (24 май 2016, 07:27)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

Егор Сельский
Спец 1-го класса

 
Сообщения: 439
Стаж: 9 лет 10 месяцев 28 дней
Откуда: Плесецк
Благодарил (а): 266 раз.
Поблагодарили: 278 раз.

Сообщение Егор Сельский » 23 май 2016, 23:59 » #1557315

Путь водою, открытый нами, Томасом Соутэмом и Джоном Спарком, от города Колмогор через западный конец бухты Святого Николая до города Новгорода в России с прибавлением некоторых подробностей, касающихся пути и расстояний в милях, как это следует ниже.

Текст воспроизводится по изданию: Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке./Перевод с английского Ю. Готье. Ленинград, 1938 год, страницы 81-88.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1556 год

Мы выехали из Колмогор около 10 часов утра (Как видно из дальнейшего текста, отъезд должен был состояться не позднее 20 июля 1566 г.) в ладье, или барже, которую мы наняли, чтобы доехать вдоль берега до места, называемого Сорока. На ладью мы наняли 6 матросов и мальчика, которые обязаны были довезти нас до означенного места.

Ладья, или баржа, наша имела 25 тонн вместимости или около того. На ней мы спустились по реке Двине при слабом ветре до монастыря, называемого монастырем св. Михаила (Погост Михаила Архангела на устье Двины — будущий город Архангельск.), где мы принуждены были стать на якорь из-за противного ветра, который встретил нас здесь.

От Колмогор до этого монастыря — 50 верст или русских миль; здесь мы задержались до утра 21 июля; в этот день ветер был достаточно благоприятен; мы подняли паруса и выехали отсюда.

21-го мы выехали из монастыря св. Михаила при более или менее достаточно благоприятном ветре и доехали 22 июля в 2 часа утра до Розового острова против монастыря св. Николая. От монастыря св. Михаила до этого места — 35 миль. Из-за противного ветра и прилива нам пришлось задержаться здесь весь этот день.

23-го мы отплыли от монастыря св. Николая в 7 часов вечера и стали на якорь у сигнального маяка (бакана), где стояли до половины одиннадцатого; затем отплыли дальше при южном ветре. Мы держали курс на Запад до 5 часов утра, когда стали на якорь у города Неноксы (Newnox), где и оставались до 25 июля. Названный город Ненокса лежит в 35 милях от монастыря св. Николая.

25 июля мы вышли из гавани Неноксы в 1 час дня, держа курс на северо-запад при юго-юго-восточном ветре.
Мыс Толстик (Tolstik), находящийся перед входом в гавань Неноксы, в мыс Сюземский (Sevsemski) лежат no-соседству в направлении ю.-ю.-в. — с.-с.-з. Мы стали на якорь у последнего в тот же день в 4 часа пополудни, пройдя от Неноксы 15 миль. Здесь мы простояли до 27 июля, задержанные противными ветрами.

27-го мы вышли из Сюземского в 5 часов утра, держа курс на з.-с.-з. при северо-восточном ветре.
Сказанная Сюземская земля и мыс у входа в реку Уну (Owna) лежат друг от друга в направлении ю.-в.-с.-з.; между ними 25 миль.
В этот день к заходу солнца мы подошли к острову по имени Шигшинскому (Sogisnay) в 85 милях от Уны и прошли между ним и материком; ветер дул с юго-востока, а курс мы держали на юго-запад.
Когда мы прошли 10 миль за этот остров, ветер стал противным, и мы вернулись к Шигшинскому, где стояли до 29-го.

29 июня мы вышли от упомянутого выше Шигшинского в 5 часов пополудни при восточном-северо-восточном ветре, держа курс на в.-ю.-в., и прошли мимо острова, называемого Анзером (Anger), находящегося в 30 милях от Шигшинского. Держась все того же курса, мы достигли мыса острова, называемого Абдон (Соловецкий), в 15 милях от Анзера. Здесь оказалось много мелей, и, если бы божественное провидение не сохранило нас, мы погибли бы, очутившись среди скал в ночное время; а наш лоцман оказался далеко не из искусных; впрочем, как мы узнали, это вовсе и не было его профессией.
Кто поедет этой дорогой, должен или держаться самого берега, так как там есть проток вдоль берега за скалами, или же отъехать по меньшей мере на 6 миль от берега и держаться открытого моря, ибо подводные скалы встречаются еще в 5 милях от мыса.

Мы отъехали от мыса на 3 мили; тем не менее в 2 милях от нас в сторону моря оказались два подводных камня, мы попали между ними и сели на наиболее высокий из них. Но богу угодно было успокоить море и дать нам свет дня; иначе мы потерпели бы крушение.
30-го мы отъехали от мыса острова Абдона в 4 часа утра, держа курс на запад, и к 10 часам прибыли в монастырь, называемый Соловки, в 15 милях от Абдона.

В этом монастыре мы оставались до 31 июня. Старшие монахи дали нам лист за печатью монастыря и одного из слуг, чтобы благополучно проводить нас по опасной реке Выгу (Owiga).

Народ, обитающий в этих местностях, — дикий и говорит на другом языке; по большей части это все монастырские крестьяне (tenants). В листе было сказано, что они должны быть готовы оказать нам помощь во всех опасных местах и, где необходимо, перетаскивать наши суда и товары волоком, что они действительно и делали, как это будет видно ниже.

Надо отметить, что в наше пребывание в монастыре настоятель еще не был избран, а за две недели до нашего приезда прежний настоятель был вызван в Москву и сделан митрополитом царства, каковым он сейчас и состоит (Имеется в виду Филипп Колычев, бывший игуменом Соловецкого монастыря с 1548 по 1566 г. В 1566 г. был вызван в Москву и сделан митрополитом; в 1568 г. — низложен и заключен в тверской Отрочь монастырь, где был убит Малютой Скуратовым в 1569 г.[/i]). Число монахов в монастыре не менее 200.

Из Соловецкого монастыря мы переехали в отличный каменный монастырский дом в 5 милях к юго-западу от монастыря. 1 августа мы выехали из каменного дома в 3 часа утра. 60 верст мы шли на запад, потом, проходя между скал и множества мелких островов, мы прошли еще 20 миль, держась приблизительно того же курса. Затем мы переменили его; видоизменяя его не раз еще, но в общем, идя на ю.-в. и ю.-ю.-в., мы, наконец, оказались в 2 милях от входа в реку Выг; войти в нее мы должны были в северо-западном направлении. От реки Выга до упомянутых выше островов и скал — 20 миль расстояния.

Около 4 часов пополудни мы вошли в реку Выг, близ селения, называемого Сорока. Здесь мы покинули нашу барку, или ладью, и пробыли до 3 августа, припасая маленькие лодки для плавания вверх по реке.

3-го мы выехали из Сороки в 2 часа пополудни на нанятых нами 3 лодках с 12 гребцами и поплыли вверх по Выгу.

В этот день мы проехали 7 миль до места, называемого Островом, где провели ночь. На дороге, в 4 милях от Сороки, в месте, где вода падает со скал, как будто отвесно стекая с горы, нам пришлось выгрузить товары из лодок и заставить тащить их целую милю по сухому пути, после чего таким же порядком живущие здесь люди, крестьяне вышеназванного монастыря, перетащили на руках наши лодки.

Когда лодки прибыли к тому месту, где сложены были наши товары, мы спустили лодки в воду, снова погрузили в них товары и поплыли в названное выше место, где и остались всю ночь.

Мы выехали из Острова утром до восхода солнца, шли на веслах или тянули лодки 5 миль. Тут мы доехали до места, где мы снова принуждены были выгрузить товары и тащить их и лодки 3 мили по сухому пути; таким образом, гребя, таща и подтягивая лодки, мы проехали в этот день еще 7 миль до селения Слобода ([i]Sloboday
), где и провели ночь.

5-го мы выехали из Слободы утром до восхода солнца, а в 6 часов мы доехали до деревни, называемой Паранца, лежащей в 30 милях от Слободы; здесь мы провели всю эту ночь.

6-го мы выехали из Паранцы в 6 часов утра, и во весь этот день, таща и заводя наши лодки, мы прошли всего 11 миль, так как два раза выгружали товары и тащили лодки посуху — в одном месте 1 1/2 мили, в другом около 1/8 мили, и таким образом доехали до места, называемого Войц (Voyetz), где провели ночь.

7-го мы выехали в 4 часа утра и вошли в озеро (an ozera or lake), носящее то же имя, что и река, и шли до места, называемого Кекенич (Quequenich), в 25 милях от Бойца. Весь этот день мы шли на веслах, приехали туда в час дня и остались там на ночь, чтобы нанять людей и лодки для дальнейшего путешествия.

Здесь оставил нас и уехал назад монастырский слуга, которого монахи послали проводить, нас до этого места. После того, как он нанял нам лодки и записал имена людей, которые должны были сопровождать нас, и поручил им доставить нас в целости и сохранности со всеми вещами до маленького городка Повенца (Povensa), он расстался с нами, не взяв никакого вознаграждения за свои труды, ибо так ему было приказано монахами.

Из Кекенича мы отправились на восходе солнца и весь день шли на веслах по озеру среди маленьких островов. Местные жители уверяют, что на их озере столько же островов, сколько дней в году. Вечером мы пришли в деревню, называемую Телекина (Tellekina), в 60 милях от Кекенича.

Из Телекиной мы выехали 9-го в 5 часов утра и, войдя в реку, прошли в этот день 13 миль. В одном месте мы тащили лодки и товары 3 мили по сухому пути. Вечером мы пришли в место по имени “Уречье на мели” (Oreiche na mealay), где ночевали.

10 августа мы выехали отсюда в 5 часов утра и дошли на веслах до места, в 20 милях от нашего ночлега, где река кончается. Тут мы оставили лодки и выгрузили товары; затем послали за 7 миль в Повенец человека за лошадьми, чтобы довезти туда наши товары. Когда приехали лошади, мы погрузили товары и после полудня благополучно прибыли в Повенец.

Город Повенец стоит в миле от знаменитого Онежского озера (lake or ozera of Onega), которое тянется на 320 миль в длину и имеет в некоторых местах до 70 миль в ширину, а в наиболее узких местах до 25 миль; оно питается множеством прекрасных рек, впадающих в него. Не более чем в 6 милях от берега глубина озера достигает 40—45 сажен.

Здесь следует заметить, что от Повенца до Сороки вниз по опасным рекам, по которым мы проехали, невозможно ни в какое время года перевозить товары, идущие из Новгорода, Нарвы и иных подобных мест, ибо летом нельзя везти товаров вниз по рекам вследствие водопадов, спадающих со скал; то же самое происходит и зимой из-за силы и течения рек, которые иногда так поднимаются, что в некоторых местах никогда не замерзают. Все товары, идущие из Новгорода в Повенец, перевозятся Зимою сухим путем в селение, называемое Сумь (SomeСумский посад), расположенное, как и Сорока, на берегу моря. Прямую дорогу по суше из Повенца в Сумь я укажу ниже.

Из Повенца мы выехали 12 августа в 9 часов утра на 2 маленьких лодках, нанятых до Толвуя (Tolvo) на Онежском озере, в 50 милях от Повенца, куда мы и прибыли 13-го утром. Тут мы купили лодку, на которой мы и доехали с нашими товарами до самого Новгорода.

14-го мы выехали из Толвуя в 3 часа утра, а вечером приехали к некоему острову Саласальми, на том же озере, в 7 милях от Толвуя, и из-за противных ветров задерживались тут до утра 16-го.

Выехав 16-го в 8 часов утра из Саласальми, мы доехали 17-го утром до острова, называемого Вороньим, в 60 милях от Саласальми. Тут из-за противных ветров мы пробыли до 21 августа.

21-го, выехав от Вороньего острова за 2 часа до рассвета, мы прибыли в 2 часа пополудни в монастырь св. Климента, в 48 милях от Вороньего.
Из монастыря св. Климента мы отправились 22-го на рассвете вдоль озера с попутным ветром; не спуская парусов, мы плыли, захватив два часа после заката, и вошли в реку, называемую Свирь, у монастыря Вознесенья Христова (Vosnessino Christi) (Не монастыря, а погоста. В дальнейшем часто повторяется такое же смешение погоста и монастыря, например Никола-Медведь, Гостинополье.), расположенного в 5 милях от входа в реку, где и провели ночь. От монастыря св. Климента до этого места —160 миль. Мы плыли по течению реки.

23-го мы отбыли от Вознесенья Христова до восхода солнца и шли вниз по реке то на парусах, то на веслах, так что прошли в этот день 90 миль и заночевали в месте, называемом Вассиан (Vassian).

24-го мы выехали из Вассиана на рассвете и доехали до селения, называемого Селюкакс (Selucax), в 10 милях от Вассиана, где заночевали.
25-го в 4 часа утра мы вышли из Селюкакса и вошли в Ладожское озеро (Ladiskoie). Весь этот день, за исключением промежутка в 3 часа, дул небольшой ветер, к тому же он был нам попутный, так что мы шли и на парусах и на веслах; прошли 10 (?) миль вдоль берега и вошли в реку Волхов (Volhuski). Волхов берет начало в 20 милях выше Новгорода, протекает через этот город и впадает в озеро, которое гораздо длиннее, чем Онежское, но не столь широко. Это озеро впадает в море, которое идет от пролива (Sound). Всякий корабль, имея хорошего лоцмана, может пройти из пролива (Sound) в Англию (Имеется в виду Зунд — пролив между Данией и Швецией.).
Только что войдя в реку, мы прибыли к монастырю Никола-Медведь (St. Nicholas Medved), где провели ночь.

26-го мы вышли из Николы-Медведя в 5 часов утра, гребли и тянули лодку весь день и к ночи пришли к другому монастырю, называемому Гостинополье (Gosnopoli), в 30 милях от Николы-Медведя. Здесь мы переночевали.

27-го в 6 часов утра мы вышли из Гостинополья, а вечером прибыли в место, называемое Мыслово (Moislave), в 46 милях от Гостинопольского монастыря; здесь мы провели ночь.

28-го мы вышли из Мыслова и в тот же день к ночи доехали до места, называемого Грузине, в 35 милях от Мыслова, где остановились.

29-го мы выехали из Грузина утром и к вечеру того же дня доехали до места, называемого св. Петр (Petroe svetoeныне Петровское), в 40 милях от Грузина. Здесь мы переночевали.

30-го утром мы выехали из [местечка] св. Петра и к 2 часам пополудни приехали в город Новгород, пройдя 20 миль от св. Петра. Тут мы нашли агента компании Уилльяма Роули, который был здесь задержан со всеми своими спутниками и не получал разрешения выехать из Новгорода в Москву под тем предлогом, что в Новгороде была чума. Мы передали ему все товары, привезенные из Колмогор, потому что на пути мы продали их на какие-то гроши; очень уж бедно везде население страны.

Ниже показана прямая дорога для перевозки товаров из Новгорода до Розового острова в бухте св. Николая, где ежегодно грузятся наши суда; вместе с тем указывается расстояние в милях от места до места.

20 миль от Новгорода до св. Петра.
40 миль оттуда до Грузина.
35 миль оттуда до Мыслова.
46 миль оттуда до монастыря Гостинополье.
15 миль оттуда до города Ладоги.
15 миль оттуда до Сельвназа (Selvnaz), на берегу Ладожского озера, хотя вдоль побережья озера много селений.
180 миль от гор. Ладоги до монастыря Вознесения Христова, на верховьях Свири, хотя по этой реке очень много селений; селенья или маленькие городки попадаются через каждые 5—6 миль.
160 миль от Вознесенья Христова до монастыря св. Климента, хотя по всему берегу Онежского озера очень много селений.
48 миль оттуда до Вороньего.
67 — оттуда до города Толвуя; и здесь по всему берегу озера различные селенья, в которых везущие товары могут остановиться и добыть еду для людей и лошадей.
50 миль оттуда до Повенца, где кончается Онежское озеро.

Дорога от Повенца до Сумского посада такова:

30 миль от Повенца до Мастелина (Mastelina).
10 миль оттуда до Телекина (Telekina).
30 миль оттуда до Толвича (Tolvich).
35 миль оттуда до Карайча (Carraich).
20 миль оттуда до Варниц (Varnich).
10 миль оттуда до Острова.
15 миль оттуда до Лапина.
20 миль оттуда до самого Сумского посада (Some).

Надо отметить, что таким образом от города Новгорода до городка Сумы всего 936 миль, а от городка Сумы до монастыря св. Николая или Розового острова, у которых становятся на рейд наши суда, столько же миль, сколько от св. Николая до селения Сороки, как считают и русские и мы, а именно 325 миль. Так что от Новгорода до рой да св. Николая, по нашему счету, всего 1 261 миля или верста.

Далее следует заметить, что все товары, которые будут закупаться в Новгороде и пересылаться в Сумский посад, следует посылать санным путем зимою. Если же послать какой-нибудь товар водой, весною, после того как растает лед, то этим товарам придется все лето лежать в городке Повенце по той причине, что летней дороги между Повенцом и Сумским посадом не существует.

В Повенце можно нанять не мало складочных помещений; если бы товаров было столько, сколько могут увезти десять кораблей, то складов на это хватило бы. Но если много товара будет лежать там все лето и перевозиться в Сумы зимою, то в Повенце не легко достать лошадей, чтобы везти товар в Сумы. Поэтому для купленных в Новгороде товаров надо иметь подводы для перевозки их по санному пути в Сумы. По рассказам русских, можно иметь до 2 000 таких подвод. Из Новгорода каждый год зимой идет много санных подвод с возчиками в Сумы за солью; можно закупить пустые подводы, а потом пригнать их в Новгород и продать на рынке, или другим способом.

Из Новгорода в Сумский посад перевозка товаров обойдется по 8 или 9 пенсов с пуда; однако товары во всяком случае должны быть высланы из Новгорода к 6 января с тем расчетом, чтобы они были в Сумах к сретению, ибо если товары задержатся в дороге до 15 февраля, когда солнце начинает греть, то дело может принять опасный оборот. Лед на глубоких озерах Ладожском и особенно Онежском трескается от дневного солнечного тепла, и если вдруг наступит неожиданная оттепель, как это часто бывает в это время года, то эти озера вскрываются и лед в них ломается, что влечет за собой гибель людей: тонут и люди и лошади; а между тем реки долгое время и после того остаются замерзшими.

В Сумском посаде также много складов; недостатка в них для наших товаров ждать нельзя. Точно так же найдется сколько угодно барок для перевозки ваших товаров из Сум на рейд св. Николая, и при этом перевозка обойдется не более как по 3 пенса с пуда. Таким образом от Новгорода до рейда св. Николая перевозка товаров будет стоить 2 алтына с пуда или по 23 алтына с бочки.

При всем этом надо учитывать, что дело идет о товарах, которые вы сами закупите и вышлете, ибо нет никакой надежды на то, что туземцы повезут свои товары из Новгорода в Сумы, чтобы там продавать их нам, особенно если принять во внимание большую торговлю, которую новгородцы ведут в Нарве, лежащей всего в 180 милях от Новгорода.

Писано Томасом Соутэмом, служащим компании.

карта России работы Меркатора, 1580-е годы, в разрешении

Изображение

карта Ульяма Сесила, 1557 годИзображение
Составляю книгу о Мехреньге, Плесецкий и Холмогорский. Интересуюсь Усть-Мошей, откуда род с 1621 г.
Аватара пользователя

Егор Сельский
Спец 1-го класса

 
Сообщения: 439
Стаж: 9 лет 10 месяцев 28 дней
Откуда: Плесецк
Благодарил (а): 266 раз.
Поблагодарили: 278 раз.

Сообщение Егор Сельский » 24 май 2016, 00:45 » #1557334

Записка о путешествии в Россию Жана Соважа Дьеппского, в 1586 году.

Печатается с изменениями на основе текста анонимного переводчика: Записка о путешествии в Россию Жана Соважа Дьеппского, в 1586 году // Русский весник, том 1, выпуск 1. 1841 год, страницы 223-230.
Так же фрагменты из этого текста были опубликованы в другом переводе: Аделунг Ф. П. Критико-литературное обозрение путешественников по России до 1700 года и их сочинений. Часть I-II. Часть I, Москва, 1864 год, страницы 227-232. О предшествовавшей публикации в Русском вестнике Ф. П. Аделунг не знал.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Предисловие переводчика.

Предполагая старинные и новые рассказы иностранцев о Poccии, и критическую поверку их сделать одним из постоянных отделений Русского Вестника, представляем для начала читателям нашим грубый, но весьма занимательный и оригинальный рассказ старинного французского моряка. Он замечателен особенно тем, что составляет известие о самом первом путешествии Французов морем в Россию, по крайней мере, самом старинном из всех, какие нам доныне известны. Его отыскал, в рукописях Королевской Парижской Библиотеки, Г-н Пари, известный peймский археограф. На обороте рукописи написано: Меmoire du voiage qu'a faict Iehan Sauvage de Dieppe en Russie, a Saint-Nicolas et Michel-Archange, l'an 1586, au mois de juin (Записка о путешествии, учиненном Жаном Соважем Дьеппским в Русь, к Св. Николаю и Михаилу Архангелу, в 1586 году, в июне месяце). Следственно, Соваж посетил Архангельск через 30 лет после первого открытия Poccии Ченселлором, в 1553 году. Вскоре после Ченселлора явились на Двине «корабли Брабанския и Галанския земли» (в 1555 г. — См. Двинский Летописец.) и торговля сделалась там деятельна, но она долго сосредоточивалась в Холмогорах, и только в 1584 г. заложен был Архангельск, с немецким гостиным двором. В половине XVI века моряки дьеппские отличались отвагою и богатством; сельдяная и тресковая ловля обогащала их, и на своих легких друггерах они перевозили рыбу прямо от Кап-Норда в Левант, открыли Канаду, и первые основали французскую колонию на Сенегале. Г-н Пари замечает, что наш путешественник мог быть родственником Дьеппцу Карлу Соважу, секретарю Французского посольства в Мадриде, в 1562 г. В переводе старались мы сохранить всю грубую простоту подлинника, во многих местах весьма темного.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Путь и время, которые должно избирать для путешествия к [монастырю] Святому Николаю, в Русскую Землю, севером, суть:
Первое. Если вы хотите предпринять путешествие в Московию севером, именно, к Святому Николаю, в реку Св. Михаила Архангела [т.е. Двину], надобно отплыть в конце мая месяца, или половине июня, самый поздний срок, и держать путь прямо, дабы обойти Мыс Северный (Nord S), который далеко выдастся вперед, простираясь к полюсу арктическому, и находился под 71 °.

Item [теперь, так же], когда вы опознаете Мыс Северный, то прежде нежели вы увидите его, встретите вы множество больших островов, кроме других, и все они покрыты снегом, весьма белым, и нет тут ни пристанища, ни обитателей, ибо нельзя достать дна морского подле них, и они в двенадцати милах от твердой земли Hopвегии (Nerovague), и все корабли Короля Датского, идущие к Свят. Николаю, в Колу (Col) и Сурдаусс (Вардегуз), проходят мимо всех сих островов.

Теперь, когда вы будете у Северного Мыса, надобно оставлять его на западе и юго-западе, пока дойдете до Вардегуза, а между ими 28 лье, и Вардегуз является вам тремя островами, и тут, в апреле и в мае, производится большая ловля трески, и едва только начнется время ее, являются тут Англичане, для ловли, которая весьма удобна, ибо не надобно шлюпок, а ловят прямо с кораблей. Мы нашли тут шесть кораблей, занятых ловлею, и хороший груз корабля, готового к отплытию, составлял до полутораста тонн [морская мера объема, равная 2,83 м3].

Теперь, когда будете в Вардегузе, надобно бросить якорь на осьми брассах глубины, подле материка, именно к прибрежью на запад-юг-запад [имеются ввиду приливные течения], между Вардегузом и материком; тут есть пролив с лье шириною, а приливы бывают на север и на запад.
Теперь, когда мы легли на якорь, наш купец (marchand) отправился на берег говорить с начальником замка, и требовать позволения пройти к Св. Николаю. Он отвечал, что никогда еще не видывал здесь Французов, идущих к Св. Николаю, и что нет у него предписания давать нам пропуски для прохода туда. Видя затруднение, надлежало подарить некоторым господам (sieurs), поговорившим за нас с начальником, что стоило нам около 250 талеров (dalles) [Аделунг предлагает «тюков»], не считая подарков и расходов, нами сделанных, ибо мы прожили тут три дня.

Теперь, когда мы получили позволение, и заплатили пошлину, слуги начальника (sieur) принесли Г-ну Коласу огромную кадь красного дерева, вмещавшую в себе более двенадцати кувшинов, и наполненную грубым, черным пивом, которое крепче вина [Аделунг: «вероятно, то был портер, который русские получили от англичан»]; надобно было все выпить. И поверьте, что господа Колас и дю-Непель более досадовали, что надобно столько пить, нежели жалели о деньгах, какие они здесь истратили; приходилось им, или осушить кадку, или притвориться пьяными, потому что такой здесь обычай.
В понедельник, 18-го июня, когда избавились мы от начальника вардегузского, видели купца, который нам сказывал, что в то время, когда мы здесь находимся, в июне и июле, они всегда видят солнце на горизонте, что и вероятно, ибо мы сами видели его здесь в течение двух месяцев беспрерывно, и так же хорошо на севере в полночь, как на юге в полдень, и оно было так же ярко в полночь на севере, как в полдень на юге. И вы можете уразуметь, что сколько дней здесь видят солнце беспрестанно на горизонте, столько же дней потом вовсе его не видят, так, что в течение десяти недель бывает беспрерывная ночь.

Теперь, вы можете после сего поверить, что туземцы, здесь живущие, во время зимы, как они мне сказывали, так же заняты, когда нет дня. Рыбы здесь такое обилие, что они ловят ее, сколько могут изловить, хотя главная ловля кончилась у них, когда мы приплыли. Всю рыбу, какую добудут, развешивают они около селений на множестве вешалок и больших рам, где она и сушится. Месяц так хорошо подкрепляет им сушение, что рыба делается тверда, будто дерево. Англичане называют ее loquefix (codfish? штокфиш?), но она собственно треска.

Теперь, надобно вам сказать, что все люди, приходящие в Вардегуз, не остаются здесь на зиму, когда лов рыбы кончится, и забравши рыбу, возвращаются на ближайший материк, берег Норвегии (coste deNorvague ), те только однако ж, у кого есть хлеб, ибо ничего там на земле не растет для пищи, и у жителей только и есть хлеб, да питье и множество рыбы, и еще много дров, для топки печей, ибо во всех домах там печи большие и жаркие, и очень опрятные. А дома так углублены в землю, что скотина ходит по крышам и ест тощую траву, растущую на домах; но хотя у жителей и есть скотина, как-то: овцы, козы, но и она питается зимою внутренностями рыбы, которую едят жители.

Теперь, когда наступит зима, всякий запирается в свой дом, что бы заняться делами. Свет проходит туда сквозь окошко, затянутое стеклом, даже камнем [имеется ввиду слюда], которое делается посередине дома сверху. И когда идет снег, все дома им покрываются, так, что их вовсе не видно, и надобно выходить из них по лестницам [Аделунг: “им приходится делать тропки, как будто небольшие улицы»], когда идут куда по делам, в церковь, за рыбой, и по другим делам, которые могут быть.

Теперь, можете поверить, что они мне говорили, что Луна и звезды дают жителям столько же света ночью, сколько Солнце днем, и я тому верю, ибо, соображая круглость земли, находящейся между Солнцем и Луной, видим, что Солнце не может затмить светлости Луны и звезд в здешней стороне, в то время, когда находится на юге, во время равноденствия, ибо, чем ближе Солнце к Луне, тем Луна менее имеет света, и звезды тоже. И говорят жители, что они так же хорошо занимаются своими делами, когда светит Луна, как будто и при свете Солнца, и таким образом превращают они ночь в день, а день в ночь.

Теперь, когда мы были за Вардегузом, то оставили мы сей мыс на suest, направляясь к реке Коле, где находится большой остров посреди реки, называемый Гилледин (Gilledin — Кильдин), и между Вардегузом и Гилледином расстояние 50 лье.

Теперь, вы можете узнать, что остров Гилледин весьма велик, но необитаем. Король Датский требовал его у Императора (l'empereur) Русского, говоря, что ему непременно хочется иметь Гилледин, полюбовно или войною. Мы видели послов Императора Русского, отправлявшихся от Св. Михаила Архангела, поговорить и согласиться об означенном острове, ибо если Королю Датскому не иметь его, то Датчане могут плавать к Св. Николаю с опасением, подвергая себя большой опасности, когда корабли Короля Датского могли бы охранять здесь переход до самых подводных мелей на Двине, и от них идти далее свободно до Свят. Михаила Архангела, и даже сжечь башню Св. Николая, но я думаю, что они договорятся между собой.

Теперь, от Гилледина до мыса Квеллена (Quellen) 44 лье, и путь на запад и северо-запад; и много тут островов вдоль берегов; и между прочим семь островов, которые так и называются: Семь Островов (Sept-Isles), и земля тут очень красива. Жителей вовсе нет, от Колы (Col) до Св. Николая, ибо земля вся еще была покрыта снегом, и снег шел, когда мы там были, и очень было холодно.

Теперь, от упомянутого мыса Квеллена до мыса Алибана (Aliban) 15 лье, на северо-запад и юго-запад. Item, от мыса Алибана до мыса Гратис (Gratys — Святого Носа) 12 лье.

Теперь, от мыса Гратис, где начинается Белое Море (la mer Blanche) до мыса Пеильмой (Peilmoy) 10 лье, прямо на юго-запад, мыс на юг и северо-восток, и мыс на север, и пять островов между ними.

Теперь, от мыса Пеймой (Peimoy) до мыса Поллегей (Pol'egey) 9 лье, и тут остров и хорошее якорное место, и от сказанного мыса Поллегей до мыса Полренн (Polrenne) 11 лье, берег па запад-юго-запад и на северо-восток; вся земля плодородная и прекрасная, и множество высокого леса, где много водится зверей, как-то: медведей, волков и других, как нам сказывали pyсскиe туземцы.

Теперь, от мыса Полренна до мыса Бетинера (Boetinere), который на другом берегу, и составляет край Земли Каппов (de la terre des Cappes) 13 лье, к югу- мыс южный, где есть якорное место.

Теперь, от упомянутого мыса до Св. Николая 18 лье, и там северный мыс на северо-восоке и южный- на юго-западе. И когда пройдешь лье с восемь, то увидишь башню Св. Николая; оставь тогда материк и острова по правому борту, и когда пройдешь острова, то будешь у начала мели на реке Двине (Divine), которая река течет из Московии, идет на Вологду (Volgueda), потом на Холмогоры (Golmegrot), потом в Архангельск, потом до Пудес-Джемса (Poudes-James — Пудожемский проток в устье Двины), где рейда у мели и должно бросить якорь на восьми брассах глубины, выжидая времени. А на мели глубина только два брасса; в длину более двух лье выдается она в море.

Теперь, от начала мели, при входе в реку Двину до Св. Михаила Архангела 12 лье, и все острова, между которыми ходят барки, и тут надобно плыть на барке, платить пошлины и акцизы в Архангельске, который представляет собой замок, сооруженный из бревен заостренных и перекрестных; постройка его из бревен превосходна; нет ни гвоздей, ни крючьев, но так хорошо все отделано, что нечего похулить; хоть у строителей русских все орудия состоят в одних топорах , но ни какой архитектор не сделает лучше того, как они делают.

Теперь, приплыли мы 28-го Июля перед город Св. Михаила Архангела, где наши купцы сошли на берег говорить с губернатором, и отдать ему отчет, как везде водится. После ласкового привета им, спросил он, кто они, и когда узнал, что мы Французы, то весьма обрадовался, и сказал переводчику, представлявшему нас, что просит нас добро пожаловать, а потом взял большой серебряный стакан и наполнил его. Надобно было осушить его, а потом другой, и опять осушить, а потом третий также надлежало докончить. Сделавши три такие славные глотка, думаете, что расквитались, но самое худшее идет после того: надобно выпить еще чашку водки, столь крепкой, что от нее живот и горло, как будто в огне, когда ее выпьешь. И тут еще не все: поговоривши немного, надобно пить за здоровье вашего короля, от чего вы не смеете отказаться. Обычай здешней земли- пить очень много.

Теперь, когда мы стали на якорь и наши купцы дали сведения о товарах, выгрузили мы наш товар перед замком, который составляет большую загородку, сделанную из бревен, в виде стен, и в нем с восемьдесят или до сотни домов, в которых приезжие купцы хранят свои товары, и все запирается ключом, вместе с другим замком для туземных купцов, который отделен, хоть и вместе с первым.

Теперь, когда мы свезли наш товар на берег, приехали купцы из Московии. Дорога туда весьма далека, и они привезли на больших баржах свои товары, как-то: сало, кожи, лен, пеньку, воск и огромные эсландские кожи (grands cuire d'Esland); все склали в свой замок, и потом продавали тем, кто давал деньги.

Теперь, должно вам знать, что большие баржи, привезшие товары для Англичан, платили пошлину уже в Архангельске, который составляет крепкий замок, где более двадцати пушек из красной меди, на хороших бacтиoнах, и делают они ему сильную защиту; мы сами видели пальбу их. Когда Англичане рассчитаются с таможнею, то везут товары на рейд к мели, к Св. Николаю, ибо корабли большие не могут входить на Архангельский рейд, и принуждены держаться у острова Св. Николая, весьма небольшого, на котором находится башня Св. Николая (монастырь Св. Николая Корельский, в тридцати четырех верстах от Архангельска), с моря видимая весьма издалека. Тут всего строения два, три дома, да башня, где находится стража.

Теперь, надобно вам знать, что все pyccкиe купцы приезжают в Архангельск в начале августа, и никак не позже неделею, и срок их пребыванию здесь с товарами, самый большой, пятнадцать и двадцать дней; им надобно починить свои большие баржи и обшить их снова толстыми досками, в которые утверждаются веревки, когда они потянутся бичевою вверх.

Теперь, когда суда их починят, они грузят в них товары, и отправляются вверх против течения и отлива, до города, называемого Холмогоры (Colmogrot), 12 лье, где исправляют свои дела, и перегружают товары на лошадей, если хотят везти сухим путем.

Теперь, когда отправляются из Холмогор по воде, надобно всегда человек сто тянуть судно и идти против течения, а иногда и до двухсот, когда погода дождливая; идти надобно против отлива до Вологды (Volgueda), весьма хорошего города, в двухстах лье от Холмогор, где должно выгружать товары, ибо баржи не могут идти выше.

Теперь, когда купцы дойдут до Вологды, то не выгружают товара, пока земля вся замерзнет и покроется льдом. Тогда везут товар в Москву, на расстоянии ста пятидесяти лье, на маленьких телегах, у которых нет колес, ибо они без колес лучше скользят по льду; каждую такую телегу везет пара огромных животных, называемых оленями (zelen) которые быстро бегают, но живут мало.

Теперь, когда купцы приедут в Москву, то снова наваливают на телеги товар, пока еще земля мерзлая, так, около декабря и в январе, и везут в Вологду, где оставили свои баржи, которые между тем готовят для них, в ожидании, пока река вскроется, и можно будет ехать к Св. Николаю, в Архангельск и Колону (Colona — Кола?), места распродажи. И поверьте, что я видел, в течение двух месяцев, которые мы пробыли, более двухсот пятидесяти больших барж, вышедших из реки, и все они были нагружены рожью, солью, кожами, воском, льном и другими товарами.

Теперь, надобно баржам, совершающим плавание по морю, возвращаться в конце августа, а в половине сентября последний срок, ибо море застывает, и все покрывается льдом иногда в одну ночь, потому что когда солнце сближается к равноденствию, погода начинается здесь холодная и дождливая, как жители мне сказывали.

А сим и окончу сию мою записку, я Жан Соваж Дьеппский. Октября 20-го 1586 года.

Архангельский город
миниатюра с карты Гесселя Герритса издания 1632 года

Изображение

сама карта Гесселя Герритса в разрешении, издание 1632 годаИзображение
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

по-моему, за слова "в Архангельске, который представляет собой замок, сооруженный из бревен заостренных и перекрестных; постройка его из бревен превосходна; нет ни гвоздей, ни крючьев, но так хорошо все отделано, что нечего похулить; хоть у строителей русских все орудия состоят в одних топорах , но ни какой архитектор не сделает лучше того, как они делают" уважаемому Жану Соважу уже можно ставить Архангельске памятник)))
Составляю книгу о Мехреньге, Плесецкий и Холмогорский. Интересуюсь Усть-Мошей, откуда род с 1621 г.
Аватара пользователя

Егор Сельский
Спец 1-го класса

 
Сообщения: 439
Стаж: 9 лет 10 месяцев 28 дней
Откуда: Плесецк
Благодарил (а): 266 раз.
Поблагодарили: 278 раз.

Сообщение Егор Сельский » 24 май 2016, 01:00 » #1557335

Путешествие в Московию барона Августина Мейерберга… в 1661 году, описанное самим бароном Мейербергом.

Воспроизводится по изданию: Путешествие в Московию барона Августина Мейерберга, члена Императорского придворного совета, и Горация Вильгельма Кальвуччи, кавалера и члена Правительственного совета Нижней Австрии, послов августейшего римского императора Леопольда к царю и великому князю Алексею Михайловичу в 1661 году, описанное самим бароном Мейербергом / Перевод и примечания А М. Шемякина, предисловие и примечания О. Бодянского. Москва, Императорское общество истории и древностей Российских, 1874 год.
Как пишет в предисловии О. Бодянский, «перевод Мейербергова «Путешествия в Московию» является лишь теперь, благодаря неутомимому трудолюбию Действительного Члена Императорского общества истории и древностей Российских, А. Н. Шемякина, столько уже одарившего это общество и читающую публику своими прекрасными переводами путешественников в наше Отечество». (Путешествие в Московию барона Августина Мейерберга… страница 3). Примечания А. М. Шемякина далее обозначены- А.Ш., О. Бодянского- О.Б.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

"...Вологда (Volochda) тоже была новгородская область, получившая название от протекающей по ней реки и с трудом доступная, по причине частых болот и густых лесов: таким образом она обещает Государям в главном городе, Вологде, на реке Сухоне (ad Suchanam), самое безопасное хранилище для их казны, под защитою чрезвычайно сильной крепости, она же служит и местопребыванием Архиепископа, Пользующегося преимуществом перед другими.

Устюг (Ustiuga) был Новгородская область, названная от устья реки Юга (ob ostio Jugae), где возвышалась в старину крепость с городом Устюгом, ныне перенесенная немного повыше (То есть, Сухона и Юг, соединясь вместе, составили реку Северную Двину, потому город, построенный тут, получил название свое Устюга (Устье Юга). Называют его и Юстюг Великий. О. Б.).

Наконец, тоже была и Двинская (Duina) обширная область с городом Холмогоры (Colmogoria) и очень населенною страною на реке Ваге (Vaga). По случаю бесплодной почвы, в старину эта область считала у себя немного жителей, а ныне благодаря удобству знаменитой ее пристани у Михаила Архангела (Michaelis Archangeli emporii) (То есть, Архангельска. О. Б.) она изобильна и жителями, и товарами. Свое название получает от протекающей по ней реки Двины (Duina), а эта называется так потому, что образуется из слияния двух рек, Сухоны и Юга (a Suchanae et Jugae confluxu), так как Двина на Русском наречии то же, что и “два” (Нелепость! О. Б.). Сухона берет начало из Кубенского (Koinski) озера в Вологодской области (Вытекает из юго-восточной оконечности Кубенского озера в границах Вологодского Уезда. До впадения в нее р. Вологды слывет Сухона Рабангой, Рабонгской Сухоной, отселе до впадения р. Двиницы — Нижней Сухоной, Окольной же Сухоной зовется большая излучина ее, в которую впадает р. Лежа. О. Б.). Имя реки Вологды, впадающей в нее в 42 милях ниже города того же имени (Река Вологда вытекает с границы Вологодского и Череповского Уездов и впадает в Сухону Окольную, выше города за 100 верст. О. Б.), она заглушает своим, и так обогатившись чужим добром, да смешав это нечестно добытое богатство, будто собственность, со своими наследственными водами и захватив еще с собою другие незнатные реки, уносит все эти воды дальше к востоку на пространстве 500 миль и оставляет назад у себя городки: Сухкум (Suchkum) (?), Тотьму (Totmam), Брусенец (Browsenskum) (Брусенец, по Географическим Словарям Щекатова и Гагарина, укрепленный городок Вологодской Губернии в Великоустюжском Уезде, вероятно, нынешняя деревня Брусенатская, показанная в атласах Вильбрехта, на правом берегу р. Сухоны, ниже города Тотьмы.), Бобровский (Bobroweskum) (Ныне Бобровский Ям, на р. Бобровне, близ впадения ее в Сухону.) и Стрельну (Strelnam) (“А от Бобровска до Стрельного 50-т верст, от Стрельного 50 верст до Устюга Великого”, сказано в “Книге Большого Чертежа”. Ныне Стрелицкий погост на р. Стрельне, впадающей в Сухону.). Но только что пройдет город Устюг (Ustiugam), как изливается в Юг (Jugam) и таким образом наказывается по праву равного воздаяния. Потому что обе эти реки, слившись вместе, лишаются своих имен, так что из точки их слияния катится на всем пространстве прямо к Северному океану уже другая река, носящая название Двины (Duina). По дороге она увеличивается еще самыми многоводными на 500 верст реками: Пермяной (Permanae), Вычегдой (Witzogdae) (Вычегда берет начало в Усть-Сысольском Уезде Вологодской Губернии, а в Соль-Вычегодском, в 16-ти верстах от города Соль-Вычегодска, впадает в Северную Двину.), Вагой (Vagae) (Вага берет начало в Тотемском Уезде Вологодской Губернии, а в Архангельской, в Шенкурском Уезде, впадает в Двину.) и Пинегой (Pinegi humeribus) (Пинега берет начало в Вологодской Губернии, а в Архангельской, в Холмогорском Уезде, впадает Северную Двину.), протекает через многочисленные по берегам ее и очень многолюдные деревни и городки: Двину (Duinam) (Двина?), Емцу (Jempsam) (Емецкое село и приход в Холмогорском Уезде Архангельской Губернии.), Холмогоры и монастырь Михаила Архангела (город Архангельск). Но всегда верная своему Государю, впадает в Двинскую губу (sinum Granuicum). Да и никогда не приходит туда без ноши на своем хребте, потому что совсем завалена перевозкой: привозит то выделанные воловьи кожи, то следующие еще к выделке лосиные, то коноплю и смолу, то льняное семя и сало, то воск и приготовляемую на Волге белужью, осетровую и других рыб икру (ovis icarii), то липовую, ясеневую, вязовую и ивовую очищенную золу для суконного и мыловарного дела, то медвежьи, волчьи, лисьи, беличьи, рысьи, хорьковые, куньи, собольи и другие меха: все это для Англичан и Голландцев, приезжающих каждый год туда морем в известную пору лета. Они берут все эти вещи, да еще слюду, добываемую из гор на берегу Двины, и вытопленное из тюленьего жира масло, и либо уговорившись сначала об обмене на свои товары, либо тут же сторговавшись в цене, отдают за то привезенные по Средиземному морю и океану разные благовонные вещества: сахар, шафран, соленые сельди, мальвазию, Испанские и Французские вина, сукна разного рода и цвета, Голландское полотно, зеркала, ножи, сабли, пистолеты, ружья, пушки, медь, свинец, олово, шелковые ткани, атлас, аксамит, камку, обьярь, золотой, серебряный алтабас, полотняные, бумажные и шелковые чулки, пряденое золото, жемчуг, перлы, алмазы, рубины, смарагд, сапфиры, хризолиты, аметисты, топазы, наконец, огромное количество золотых и серебряных денег. Все это отвозится вверх по реке, к городу Вологде, а потом по зимней дороге в Москву, в продолжение 8 дней пути..."

карта Северной России работы Исаака Масы, издание 1636 года

Изображение

Российские города и деревни середины 17 века в рисунках барона Мейерберга:ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

продолжение следует!
Составляю книгу о Мехреньге, Плесецкий и Холмогорский. Интересуюсь Усть-Мошей, откуда род с 1621 г.
Аватара пользователя

Егор Сельский
Спец 1-го класса

 
Сообщения: 439
Стаж: 9 лет 10 месяцев 28 дней
Откуда: Плесецк
Благодарил (а): 266 раз.
Поблагодарили: 278 раз.

Сообщение Саша » 24 май 2016, 07:28 » #1557349

великий труд делаешь :thank

Егор Сельский писал(а):карта Энтони Дженкинсона, 1557 год:


в шикарном разрешении:


Егор Сельский писал(а):карта России работы Меркатора, 1580-е годы, в разрешении

карта Ульяма Сесила, 1557 год

Егор Сельский писал(а):сама карта Гесселя Герритса в разрешении, издание 1632 года

посмотри, пожалуйста, карт почему-то не видать :agree
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97073
Стаж: 17 лет 10 месяцев 3 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 121939 раз.
Поблагодарили: 27764 раз.

Сообщение Егор Сельский » 24 май 2016, 08:37 » #1557364

Саша писал(а):великий труд делаешь :thank

Егор Сельский писал(а):карта Энтони Дженкинсона, 1557 год:


в шикарном разрешении:


Егор Сельский писал(а):карта России работы Меркатора, 1580-е годы, в разрешении

карта Ульяма Сесила, 1557 год

Егор Сельский писал(а):сама карта Гесселя Герритса в разрешении, издание 1632 года

посмотри, пожалуйста, карт почему-то не видать :agree


странно, очень странно- мне все видно!
Составляю книгу о Мехреньге, Плесецкий и Холмогорский. Интересуюсь Усть-Мошей, откуда род с 1621 г.
Аватара пользователя

Егор Сельский
Спец 1-го класса

 
Сообщения: 439
Стаж: 9 лет 10 месяцев 28 дней
Откуда: Плесецк
Благодарил (а): 266 раз.
Поблагодарили: 278 раз.

Сообщение Саша » 24 май 2016, 15:27 » #1557516

карта России работы Меркатора, 1580-е годы, в разрешении

https://psv4.vk.me/c615124/u209627642/d ... LKPrgKHElQ

карта Ульяма Сесила, 1557 год

https://psv4.vk.me/c415728/u209627642/d ... XEXCbAUC1w

-------

оба адреса картинок , к примеру, не рабочие :agree
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97073
Стаж: 17 лет 10 месяцев 3 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 121939 раз.
Поблагодарили: 27764 раз.

Сообщение Егор Сельский » 24 май 2016, 20:10 » #1557654

Саша писал(а):карта России работы Меркатора, 1580-е годы, в разрешении

https://psv4.vk.me/c615124/u209627642/d ... LKPrgKHElQ

карта Ульяма Сесила, 1557 год

https://psv4.vk.me/c415728/u209627642/d ... XEXCbAUC1w

-------

оба адреса картинок , к примеру, не рабочие :agree


Очень странно, я добавил эти фотографии в группу "Старый Архангельск", и оттуда в виде URL как обычно скопировал и добавил сюда. Только я добавлял в виде документа, и копировал URL из документа (открытого, увеличенного)
Составляю книгу о Мехреньге, Плесецкий и Холмогорский. Интересуюсь Усть-Мошей, откуда род с 1621 г.
Аватара пользователя

Егор Сельский
Спец 1-го класса

 
Сообщения: 439
Стаж: 9 лет 10 месяцев 28 дней
Откуда: Плесецк
Благодарил (а): 266 раз.
Поблагодарили: 278 раз.

Сообщение Саша » 24 май 2016, 20:32 » #1557667

Егор Сельский
это адреса явно не контакта :thank
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97073
Стаж: 17 лет 10 месяцев 3 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 121939 раз.
Поблагодарили: 27764 раз.

След.


Вернуться в История Севера

Яндекс.Метрика | Яндекс.Метрика