Русская северная изба (дом)19-20в и ее обустройство.

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Сообщение R.A.V. » 30 май 2016, 20:50 » #1560234

бениан писал(а):Хаотично застраивались более поздние поселения.

В Ворзогорах все старые дома вокруг церкви.
Все-что мы знали, все-что мы знаем и все, что мы узнаем- это ничто по сравнению с тем, чего мы никогда не узнаем.
Аватара пользователя
R.A.V.
Мастер - наставник

благодарности: 1
1-й уровень благодарности (Число нагрждений: 1)
 
Сообщения: 1535
Стаж: 9 лет 1 месяц 25 дней
Откуда: Архангельск
Благодарил (а): 1511 раз.
Поблагодарили: 911 раз.

Сообщение бениан » 30 май 2016, 21:08 » #1560238

R.A.V. писал(а):В Ворзогорах все старые дома вокруг церкви.

И не только в Ворзогорах.То же самое и на Пороге.Места кругом,хоть самолёты сажай,а у домов ступить негде,стена к стене.Может быть я и не прав,но думаю,что это ,выражаясь современным языком,понты.Чем ближе к церкви,тем выше статус хозяина,вот и теснились вокруг храмов.
В Ворзогорах ведь тоже места вдоволь.
Но опять же это относится к сёлам,где застройки тяготели к церквям.В деревнях всё немного иначе,сначала строили жильё,а уж потом,по мере накопления средств ставили часовенку.
Кто к нам с граблями придёт,тот на них и наступит!

За это сообщение автора бениан поблагодарил:
Саша (31 май 2016, 09:07)
Рейтинг: 1.43%
 
Аватара пользователя
бениан
Вождь

благодарности: 5
1-й уровень благодарности (Число нагрждений: 5)
 
Сообщения: 17043
Стаж: 7 лет 11 месяцев 15 дней
Откуда: г.Онега
Благодарил (а): 5275 раз.
Поблагодарили: 13639 раз.

Сообщение Толяся » 30 май 2016, 21:43 » #1560263

Егор Сельский писал(а):Его дом рубежа 19-20 века, а значит древнее делать не совсем корректно, нужно стараться сохранять больше оригинальных элементов, в этом и ценность, это и приятно. Я вот даже печку в горнице не хочу ломать что бы перекладывать, а горенку еще нужно выравнивать... Печку жалко! Душа у нее какая-то есть...


Лет двадцать назад в д. Чуросгора, останавливались базовым лагерем, жили в доме брошенном, печь, один в один. Дом и всё в нём добротно сделано, на века... Баба Дуня, тогда ещё жива была, говорил с ней, плакала всё, жалко её было, а уезжать не хотела, а может некуда...

За это сообщение автора Толяся поблагодарил:
Саша (31 май 2016, 09:07)
Рейтинг: 1.43%
 
Аватара пользователя
Толяся
Мастер - наставник

 
Сообщения: 1715
Стаж: 8 лет 7 месяцев 12 дней
Откуда: Архангельск. остров Свободы.

Забанен: Бессрочно
Благодарил (а): 922 раз.
Поблагодарили: 1363 раз.

Сообщение Егор Сельский » 31 май 2016, 05:12 » #1560404

бениан писал(а):
Трудогелик писал(а): ликом иконы должны смотреть на восток?

:agree
Егор Сельский писал(а): на Севере дома стоят или рядами,

У наших рек правый берег(восточный) всегда высокий,сухой,левый(западный)низменный,болотистый.Во всех деревнях,где мне довелось пожить.дома строились на высоком берегу,лицом на юго-запад.В два,три ряда.И бани стояли не на берегу,а на "задах,т.е. за деревней,где и конюшни и скотные дворы..
Даже по Онеге видно-в деревнях по левому берегу старые дома стоят задом к реке,лицом к солнцу.Хаотично застраивались более поздние поселения.


Опять не соглашусь.
Я долго уже изучаю 2 села, в них деревни раскиданы по обоим берегам реки, самым разным образом, и передки тоже в самых разных частях света, как и горницы, заднюхи... И берега разные... а вот насчет бань все верно, раньше их ставили на задах, рыли колодцы, или у ручьев, у источников и ключей располагали. Так что ваша теория скорее неверна)))
Опытные архитекторы, изучавшие северное деревянное зодчество десятилетиями скажут вам в своих книгах, что хаотичная застройка самая древняя, она доминировала как на селе, так и в городах-посадах. Рядовая застройка начала проявляться только в 18-20 веках, и то- кое где она не прижилась.

Вот быстрые схемы на 3 деревни, первая уже в середине 16 века имела на себе 4 двора, и потихоньку росла все эти века, вплоть до пожара в 1976 году, ее погубившего. Расположение домов хаотичное. В центре- часовня. Вторая деревня в середине 16 века имела только 2 двора, и наибольший расцвет пережила в конце 19 века и в 1920-е годы. Там тоже была часовня. Расположение домов смешанное, преобладает рядовая застройка. Третья деревня в середине 16 века имела один двор, в середине 19 века- только 3 двора. "демографический взрыв" она пережила в начале 20 века, когда количество дворов выросло в 5 раз. В этой деревне явная рядовая застройка, дома поперек были построены уже в 20-е годы. Деревня напротив ее подревнее, как было в 16 веке 4 двора, так и осталось в 20-м...

красными линиями обозначено чело дома, лицо передка

Изображение

Изображение

Изображение

бениан писал(а):И не только в Ворзогорах.То же самое и на Пороге.Места кругом,хоть самолёты сажай,а у домов ступить негде,стена к стене.Может быть я и не прав,но думаю,что это ,выражаясь современным языком,понты.Чем ближе к церкви,тем выше статус хозяина,вот и теснились вокруг храмов.
В Ворзогорах ведь тоже места вдоволь.
Но опять же это относится к сёлам,где застройки тяготели к церквям.В деревнях всё немного иначе,сначала строили жильё,а уж потом,по мере накопления средств ставили часовенку.


А вот здесь совершенно верно! у церквей жили наиболее зажиточные, влиятельные крестьяне, лавочники и тому подобные. Если село представляет собой куст деревень, то богачи жили в церковной деревне и главной дороги, окнами к ней, и не важно где солнце встает.
Составляю книгу о Мехреньге, - пишите в личку! Плесецкий и Холмогорский районы.
Интересуюсь Усть-Мошей, малой родиной, откуда род с 1619 года.

За это сообщение автора Егор Сельский поблагодарил:
бениан (31 май 2016, 11:44)
Рейтинг: 1.43%
 
Аватара пользователя
Егор Сельский
Спец 1-го класса

 
Сообщения: 430
Стаж: 5 лет 2 месяца 18 дней
Откуда: Плесецк
Благодарил (а): 262 раз.
Поблагодарили: 265 раз.

Сообщение Егор Сельский » 31 май 2016, 05:18 » #1560405

Толяся писал(а):
Егор Сельский писал(а):Его дом рубежа 19-20 века, а значит древнее делать не совсем корректно, нужно стараться сохранять больше оригинальных элементов, в этом и ценность, это и приятно. Я вот даже печку в горнице не хочу ломать что бы перекладывать, а горенку еще нужно выравнивать... Печку жалко! Душа у нее какая-то есть...


Лет двадцать назад в д. Чуросгора, останавливались базовым лагерем, жили в доме брошенном, печь, один в один. Дом и всё в нём добротно сделано, на века... Баба Дуня, тогда ещё жива была, говорил с ней, плакала всё, жалко её было, а уезжать не хотела, а может некуда...


да не то что некуда- это люди другой эпохи, великие труженики, у них было совершенно иное сознание и другой, мудрый взгляд на окружающее- она родилась в этом доме, всю жизнь трудилась, и в войну, и после, а тут бац- и все пошло крахом... такие люди и из зоны отчуждения не уезжали...
Составляю книгу о Мехреньге, - пишите в личку! Плесецкий и Холмогорский районы.
Интересуюсь Усть-Мошей, малой родиной, откуда род с 1619 года.

За это сообщение автора Егор Сельский поблагодарил:
Саша (31 май 2016, 09:09)
Рейтинг: 1.43%
 
Аватара пользователя
Егор Сельский
Спец 1-го класса

 
Сообщения: 430
Стаж: 5 лет 2 месяца 18 дней
Откуда: Плесецк
Благодарил (а): 262 раз.
Поблагодарили: 265 раз.

Сообщение Саша » 31 май 2016, 09:06 » #1560434

бениан писал(а):лики,соответственно.смотрят на восток

т.е. вставая лицом к иконе, встаешь спиной к восходящему солнцу?
и лицом к заходящему?

интересно, куда лицом Боги древних славян обращены были?
ВКонтакте http://vk.com/na_severe - Александр Северный
Аватара пользователя
Саша
Мудрец

 
Сообщения: 84118
Стаж: 13 лет 1 месяц 24 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 77748 раз.
Поблагодарили: 20351 раз.

Сообщение Егор Сельский » 31 май 2016, 09:23 » #1560440

Саша писал(а):
бениан писал(а):лики,соответственно.смотрят на восток

т.е. вставая лицом к иконе, встаешь спиной к восходящему солнцу?
и лицом к заходящему?

интересно, куда лицом Боги древних славян обращены были?


Нет, иконы в доме стоят по диагонали от печи, в Красном углу, а вот в церкви вы, смотря на иконостас, смотрите на восток, а иконы как бы смотрят на запад. Это обязательно только в христианских храмах- часовнях и церквях, но не в жилище.

Боги древних славян? У каждого славянского племени был свой главный бог, и только Владимир объединил их всех в единый пантеон, но это простояло недолго. Вряд ли капища славян, русов, финно-угров имели какую-либо ориентацию по сторонам света, хотя нужно смотреть археологические отчеты и сравнивать.
Составляю книгу о Мехреньге, - пишите в личку! Плесецкий и Холмогорский районы.
Интересуюсь Усть-Мошей, малой родиной, откуда род с 1619 года.

За это сообщение автора Егор Сельский поблагодарил:
бениан (31 май 2016, 11:44)
Рейтинг: 1.43%
 
Аватара пользователя
Егор Сельский
Спец 1-го класса

 
Сообщения: 430
Стаж: 5 лет 2 месяца 18 дней
Откуда: Плесецк
Благодарил (а): 262 раз.
Поблагодарили: 265 раз.

Сообщение Саша » 31 май 2016, 09:34 » #1560444

Егор Сельский писал(а):У каждого славянского племени был свой главный бог, и только Владимир объединил их всех в единый пантеон, но это простояло недолго

да, видать уже тогда статуи стали преобладать над верой
привели нового Христа, хоть , как-то оживить веру, в итоге сейчас пришли к тому же.

всё же интересно, как все было в самом начале или никак не было, просто был хаос?
Возвращаюсь мыслью к словам Галина Александровны, до какого слоя надо копать-опускаться в глубь веков, чтоб фундамент корней-естества под дом подвести (быт, утварь, мебель, обстановка, кровля, конек, украшения, одежда и т.д.).
Чувствую Саня скоро в лапти нас переобувать начнет, и ведь правда здорово, по деревне в настоящих лаптях пройти, и почему не по городу.

Тема то познавательная, много из неё черпаю, поклон всем кто делится знаниями и основное - опытом :thank
ВКонтакте http://vk.com/na_severe - Александр Северный
Аватара пользователя
Саша
Мудрец

 
Сообщения: 84118
Стаж: 13 лет 1 месяц 24 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 77748 раз.
Поблагодарили: 20351 раз.

Сообщение Егор Сельский » 31 май 2016, 09:42 » #1560446

на заметку, это применимо к поклонным крестам, крестам на храмах, и к большинству могильных (хотя сейчас это нарушается)

Изображение
Составляю книгу о Мехреньге, - пишите в личку! Плесецкий и Холмогорский районы.
Интересуюсь Усть-Мошей, малой родиной, откуда род с 1619 года.

За это сообщение автора Егор Сельский поблагодарил:
Саша (31 май 2016, 09:43)
Рейтинг: 1.43%
 
Аватара пользователя
Егор Сельский
Спец 1-го класса

 
Сообщения: 430
Стаж: 5 лет 2 месяца 18 дней
Откуда: Плесецк
Благодарил (а): 262 раз.
Поблагодарили: 265 раз.

Сообщение Егор Сельский » 31 май 2016, 09:54 » #1560449

Саша писал(а):
Егор Сельский писал(а):У каждого славянского племени был свой главный бог, и только Владимир объединил их всех в единый пантеон, но это простояло недолго

да, видать уже тогда статуи стали преобладать над верой
привели нового Христа, хоть , как-то оживить веру, в итоге сейчас пришли к тому же.

всё же интересно, как все было в самом начале или никак не было, просто был хаос?
Возвращаюсь мыслью к словам Галина Александровны, до какого слоя надо копать-опускаться в глубь веков, чтоб фундамент корней-естества под дом подвести (быт, утварь, мебель, обстановка, кровля, конек, украшения, одежда и т.д.).
Чувствую Саня скоро в лапти нас переобувать начнет, и ведь правда здорово, по деревне в настоящих лаптях пройти, и почему не по городу.

Тема то познавательная, много из неё черпаю, поклон всем кто делится знаниями и основное - опытом :thank


Мы этого не можем знать- идолы были деревянные, да и источники не говорят об этом, известно одно- каждое племя почитало своего бога, и знало о других богах. Владимир, видя распри и буйства вокруг споров, какого бога ставить выше остальных, устроил в Киеве капище со всеми богами (около 7 идолов), а главным поставил Перуна, но и это продлилось недолго- опять начали буйствовать.
Выходом стало принятие монотеистической (единобожной) религии- иудейской (от хазар, наших южных соседей и родственников), мусульманской (от арабских купцов) или христианской. Христианские храмы уже существовали в Киеве, они были опекаемы выходцами из Запада (норманнами) и принадлежали к Исландской (!!!) епархии. Но как главную религию мы приняли христианство от Византии, это было крайне выгодно в плане внешних сношений с империей.
Киевляне приняли христианство добровольно, ведь многие уже были крещены, одним словом- Южная Русь скоро стала христианской, а вот северная доброй волей не пошла, и христианство там утвердилось окончательно только в 11-12 веках... *
Как бы оно ни было, русский народ принял новую веру с любовью, и обогатил ее своим трудом. Без христианства Россия не обрела бы замечательные каменные храмы, без христианства не развилось бы деревянное зодчество, ювелирное, живописное и книжное искусства...

*хотя в Старой Ладоге и Новгороде в дохристианские времена тоже были христианские церкви Исландской епархии
Составляю книгу о Мехреньге, - пишите в личку! Плесецкий и Холмогорский районы.
Интересуюсь Усть-Мошей, малой родиной, откуда род с 1619 года.
Аватара пользователя
Егор Сельский
Спец 1-го класса

 
Сообщения: 430
Стаж: 5 лет 2 месяца 18 дней
Откуда: Плесецк
Благодарил (а): 262 раз.
Поблагодарили: 265 раз.

Сообщение ВасильВасиличъ » 31 май 2016, 18:26 » #1560610

просто оставлю это здесь , может камуто и не будет интересно , а может и будет интересно, у каждого свой путь
phpBB [video]

капище под Архангельском
Изображение
капище где в средней полосе РусиИзображение
Изображение
***

За это сообщение автора ВасильВасиличъ поблагодарил:
Фёдорыч (31 май 2016, 18:47)
Рейтинг: 1.43%
 
Аватара пользователя
ВасильВасиличъ
Мастер

 
Сообщения: 667
Стаж: 8 лет 10 месяцев 11 дней
Откуда: архангельск
Благодарил (а): 49 раз.
Поблагодарили: 249 раз.

Пред.След.


Вернуться в История Севера

Яндекс.Метрика