Таежные поверья
В «Толковом словаре русского языка» Владимира Ивановича Даля слово «суеверие» имеет двойное объяснение. Во-первых, это ошибочное, вздорное верованье во что-либо. Во-вторых, суеверие — вера в сверхъестественное, в ворожбу, в приметы, знаменья. Мы имеем два различных понятия: вздорность и приметливость. Первое несет в себе скорее эмоциональный оттенок, а второе — закрепленный в повседневной жизни многовековой опыт приметливого человека. В большинстве своем приметы — закодированная информация причинно-следственной связи. Каждый человек, хочет он этого или нет, является представителем своего народа. К сожалению, сегодня мы редко об этом вспоминаем. Многое забылось, ушло вместе с бабушками и дедушками, но все равно чувство народности осталось. Это означает верность традициям, бережное отношение к опыту предков, накопленному и закрепленному в обрядах, приметах, пословицах-поговорках. И наши прабабушки, и древние китайцы, создавшие фэн-шуй, до всего доходили интуицией, многие факты сами, говоря современным языком, статистически обрабатывали, открывая свои законы удачи и неудачи. И что интересно: их выводы в основном совпадают!
Таежные поверья
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1
Сообщений: 5
• Страница 1 из 1
Поведение в лесу
Лес — «чужое» пространство. Такое отношение к лесу русского крестьянина вызвано тем, что земледелие было подсечным. Отчужденность лесного пространства подчеркивалась эпитетами: густой, непроходимый, темный, дремучий. Лес населен как вредоносными персонажами, так и помощниками человека. В Троицкое воскресенье лес считался именинником, его нельзя ни ломать, ни рубить, кроме одной обрядовой березки.
Леший — хозяин зверей и леса в целом. Леший представлялся стариком в белой одежде и в большой белой шапке, а также одетым в звериную шкуру. Эхо в лесу считалось криком Лешего. Он может отзываться на человеческое пение своими заунывными песнями.
Леший живет в лесных чащобах. Он любит гулять по лесу, особенно в лунные ночи, висеть и качаться на деревьях. Подшучивая над человеком, обводит его невидимой чертой, за которую тому не выбраться. Когда человек заблудился, Леший радуется, свищет, хохочет, хлопает в ладоши и громко кричит на разные голоса: ржет, мычит, лает и мяукает.
По поверьям, заблудившийся должен вывернуть одежду и белье, или надеть обувь не на ту ногу, или снять обувь и перевернуть в ней стельки наоборот. Тогда при ходьбе ноги пойдут в сторону, противоположную той, куда направляет Леший, и человек выйдет на правильную дорогу. Более всего оберегались от потехи Лешего 22 августа. Но он может и помогать человеку, предупреждать об опасности, отгонять с места, на которое падает дерево, вывести заблудившегося человека из леса, пасти скот при соответствующем договоре с пастухом и даже нянчить потерянного (оставленного на покосе) ребенка. Леший — повелитель зверей. Любимцем является прислуживающий ему медведь. 14 сентября Леший сгоняет в одно место все подвластное ему зверье и устраивает смотр перед наступающей зимой. В этот день крестьяне в лес не ходили. Опасались ходить и 4 октября, когда Леший бесится перед тем, как пропасть или замереть на зиму, ломает деревья, гоняет зверей. С первыми морозами он проваливается под землю.
Против Воздвиженья ночь чудная. В эту ночь змеи собираются. И нельзя, чтобы скотинка ночевала в лесу. Этой ночью черти собираются в карты играть — лес на кварталы делят, где кому хозяйничать.
Звижнев день - 25 сентября. Нельзя в лес ходить, собираются все звери, особенно змеи. 25 марта змеи выползают из-под земли «на юрьеву росу», 8 30 мая у змей свой праздник. Они собираются вместе на змеиную свадьбу. В этот день встречи с ними особенно опасны. 20 июля (Перунов день) змеи выходят из своих нор и ползают по лугам и лесам.
Охотники, кто в лес ходит, когда надо ночь в лесу переночевать — спрашивают у Хозяина: «Пусти, Хозяин, не век вековать, А одну ночь ночевать». Так три раза скажут, и спать укладываются. А то если не сказать, бывает, Хозяин пихнет что-нибудь в огонь, напугает или еще что.
Когда в лесу ночуешь, обязательно просишься:
«Хозяин и хозяюшка,
Хозяйские малые детушки.
Нам не век вековать.
Одну ночь ночевать».
Если кто ночует в лесу, рыбак или охотник, обязательно надо у вольного (лешего) спросить разрешения ночевать.
Чтобы не блудить, надо все платье снять и на левую сторону вывернуть. И пойдешь, куда надо.
Нельзя лешакаться, лучше уж матюгаться, особенно если по лесу идешь.
Змей убивать и ловить нельзя, змеи добро приводят. Говорят, если змею за хвост стряхнуть — не укусит и не уползет никуда.
http://www.virtualern.com/new_page_130.htm#1
Лес — «чужое» пространство. Такое отношение к лесу русского крестьянина вызвано тем, что земледелие было подсечным. Отчужденность лесного пространства подчеркивалась эпитетами: густой, непроходимый, темный, дремучий. Лес населен как вредоносными персонажами, так и помощниками человека. В Троицкое воскресенье лес считался именинником, его нельзя ни ломать, ни рубить, кроме одной обрядовой березки.
Леший — хозяин зверей и леса в целом. Леший представлялся стариком в белой одежде и в большой белой шапке, а также одетым в звериную шкуру. Эхо в лесу считалось криком Лешего. Он может отзываться на человеческое пение своими заунывными песнями.
Леший живет в лесных чащобах. Он любит гулять по лесу, особенно в лунные ночи, висеть и качаться на деревьях. Подшучивая над человеком, обводит его невидимой чертой, за которую тому не выбраться. Когда человек заблудился, Леший радуется, свищет, хохочет, хлопает в ладоши и громко кричит на разные голоса: ржет, мычит, лает и мяукает.
По поверьям, заблудившийся должен вывернуть одежду и белье, или надеть обувь не на ту ногу, или снять обувь и перевернуть в ней стельки наоборот. Тогда при ходьбе ноги пойдут в сторону, противоположную той, куда направляет Леший, и человек выйдет на правильную дорогу. Более всего оберегались от потехи Лешего 22 августа. Но он может и помогать человеку, предупреждать об опасности, отгонять с места, на которое падает дерево, вывести заблудившегося человека из леса, пасти скот при соответствующем договоре с пастухом и даже нянчить потерянного (оставленного на покосе) ребенка. Леший — повелитель зверей. Любимцем является прислуживающий ему медведь. 14 сентября Леший сгоняет в одно место все подвластное ему зверье и устраивает смотр перед наступающей зимой. В этот день крестьяне в лес не ходили. Опасались ходить и 4 октября, когда Леший бесится перед тем, как пропасть или замереть на зиму, ломает деревья, гоняет зверей. С первыми морозами он проваливается под землю.
Против Воздвиженья ночь чудная. В эту ночь змеи собираются. И нельзя, чтобы скотинка ночевала в лесу. Этой ночью черти собираются в карты играть — лес на кварталы делят, где кому хозяйничать.
Звижнев день - 25 сентября. Нельзя в лес ходить, собираются все звери, особенно змеи. 25 марта змеи выползают из-под земли «на юрьеву росу», 8 30 мая у змей свой праздник. Они собираются вместе на змеиную свадьбу. В этот день встречи с ними особенно опасны. 20 июля (Перунов день) змеи выходят из своих нор и ползают по лугам и лесам.
Охотники, кто в лес ходит, когда надо ночь в лесу переночевать — спрашивают у Хозяина: «Пусти, Хозяин, не век вековать, А одну ночь ночевать». Так три раза скажут, и спать укладываются. А то если не сказать, бывает, Хозяин пихнет что-нибудь в огонь, напугает или еще что.
Когда в лесу ночуешь, обязательно просишься:
«Хозяин и хозяюшка,
Хозяйские малые детушки.
Нам не век вековать.
Одну ночь ночевать».
Если кто ночует в лесу, рыбак или охотник, обязательно надо у вольного (лешего) спросить разрешения ночевать.
Чтобы не блудить, надо все платье снять и на левую сторону вывернуть. И пойдешь, куда надо.
Нельзя лешакаться, лучше уж матюгаться, особенно если по лесу идешь.
Змей убивать и ловить нельзя, змеи добро приводят. Говорят, если змею за хвост стряхнуть — не укусит и не уползет никуда.
http://www.virtualern.com/new_page_130.htm#1
-
Саша - Мудрец
- Сообщения: 97074
- Стаж: 17 лет 10 месяцев 3 дня
- Откуда: город Архангелов
- Благодарил (а): 121939 раз.
- Поблагодарили: 27771 раз.
Всё необходимое находится на расстоянии вытянутой руки
Чтобы не происходило в тайге, и техника ломалась и травмы получали. Всё находили, решали, делали и всё добром заканчивалось
Чтобы не происходило в тайге, и техника ломалась и травмы получали. Всё находили, решали, делали и всё добром заканчивалось
-
Саша - Мудрец
- Сообщения: 97074
- Стаж: 17 лет 10 месяцев 3 дня
- Откуда: город Архангелов
- Благодарил (а): 121939 раз.
- Поблагодарили: 27771 раз.
Сообщений: 5
• Страница 1 из 1
Объявления Advertisement Management. Перевод от FladeX.