
(78 лет назад)
12 января 1943 года - 570 день войны
От Советского Информбюро
Утреннее сообщение 12 января
В течение ночи на 12 января наши войска СССР в районе Нижнего Дона, на Центральном фронте и на Северном Кавказе вели бои на прежних направлениях.
Наши летчики при налете на один из портов врага потопили вражеский транспорт водоизмещением в 5.000 тонн.
Вечернее сообщение 12 января
12 января наши войска на Северном Кавказе, продолжая наступление, овладели городом и железнодорожной станцией Ессентуки и крупными населенными пунктами Ессентукская, Левокумский, Каррас, Николаевская, Бештаунит.
В районе Зимовники наши войска РККА овладели населенными пунктами Ново-Николаевская, Майорский, Харьковский, Курмоярский.
В районе Нижнего Дона и на Центральном фронте наши войска РККА продолжали наступательные бои на прежних направлениях.
11 января частями нашей авиации СССР на различных участках фронта ликвидировано или повреждено 5 вражеских танков, более 30 автомашин, подавлен огонь 5 артиллерийских батарей, разбито два железнодорожных состава, рассеяно и частью уничтожено до роты пехоты врага.
...
Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О переименовании города Ворошиловска Орджоникидзевского края в город Ставрополь и Орджоникидзевского края — в Ставропольский край».
Началась наступательная операция войск Волховского и Ленинградского фронтов южнее Ладожского озера по прорыву блокады Ленинграда. Войска Ленинградского и Волховского фронтов наносили встречные удары в общем направлении на Синявино с целью разгрома группировки немецко-фашистских войск южнее Ладожского озера, ликвидации шлиссельбургско-синявинекого выступа противника и освобождения в последующем железной дороги Волхов — Ленинград ударом на Мгу с севера.
Войска Воронежского фронта начали проведение Острогожско-Россошанской наступательной операции с задачей окружить и уничтожить острогожско-россошанскую группировку противника. Операция Воронежского фронта должна была обеспечиваться ударом войск 6-й армии Юго-Западного фронта в направлении Покровское (южнее Валуйки).
Войска Северной группы Закавказского фронта после двадцатичасового боя освободили город Минеральные Воды.
Артиллерия и авиация Краснознаменного Балтийского флота начали наносить массированные удары по объектам противника с целью содействия 67-й армии в прорыве вражеской блокады Ленинграда.
Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о награждении орденами и медалями СССР строителей оборонительных рубежей на Северном Кавказе за успешное выполнение заданий правительства по строительству оборонительных рубежей.
Опубликовано сообщение о том, что трудящиеся Красноярского январь края внесли из личных сбережений 70 млн. рублей на строительство танковых колонн «Красноярский колхозник» и «Красноярский рабочий». Кроме того, они передали 190 тыс. пудов хлеба из своих личных запасов в фонд Советской Армии.
Опубликовано сообщение о том, что колхозники Вышневолоцкого района Калининской области в 1942 г. собрали в помощь освобожденным районам 23 тыс. пудов семян.
Хроника блокадного Ленинграда
12 ЯНВАРЯ, вторник
В ночь на 12 января стрелковые дивизии первого эшелона — 45-я гвардейская, 86, 136 и 268-я — изготовились к наступлению.
Пехотинцы еще ждали боевого сигнала, а саперы уже действовали — под покровом ночи устанавливали подвесные заряды над собственными минными полями. Сыграв свою роль в обороне, поля эти могли стать помехой при наступлении. Чтобы разминировать их обычным путем, потребовалось бы слишком много времени. Детонация от взрыва специальных зарядов была в состоянии сразу уничтожить минные поля, открывая путь атакующим.
Ждать сигнала было нелегко. Напряжение возрастало. К тому же, как ни тепло были одеты бойцы, давал знать о себе мороз — температура упала до минус 23 градусов.
В 9 часов 30 минут началась артиллерийская подготовка. Она слилась в сплошной гул. На участке прорыва плотность артиллерии на 1 километр фронта была порядка 144 орудий и минометов калибром от 76 миллиметров и выше. К этому надо прибавить еще 3 полка и 12 отдельных дивизионов гвардейских минометов, в войсках любовно называемых «катюшами». На направлении главного удара войск Волховского фронта плотность артиллерии была еще выше — 180 орудий и минометов на 1 километр. Всего с двух сторон огонь по врагу вели более 4500 орудий.
Сильнейший удар, нанесенный противнику нашими артиллеристами, дополнили летчики. Правда, из-за неблагоприятной погоды пришлось отказаться от массированного использования авиации. Над полем боя появились небольшие группы штурмовиков. Они отыскивали цели и уничтожали их.
В 11 часов 15 минут на участке Липки — Гайтолово, протяженность которого не превышала 12 километров, перешли в наступление пять дивизий 2-й ударной армии Волховского фронта.
В 11 часов 35 минут двинулись на врага еще две дивизии Волховского фронта, входящие в 8-ю армию.
В 11 часов 50 минут поднялись полки четырех ленинградских стрелковых дивизий — 45-й гвардейской генерал-майора А. А. Краснова, 268-й полковника С. Н. Борщева, 136-й генерал-майора Н. П. Симоняка и 86-й полковника В. А. Трубачева. В центре, где наступала 136-я стрелковая дивизия, заиграл духовой оркестр и далеко разнеслись звуки «Интернационала».
По невскому льду широкой лавиной, растянувшейся от Московской Дубровки до Шлиссельбурга, атакующие неотвратимо надвигались на левый берег. Враг открыл ураганный огонь, но сорвать атаку не смог. Первыми шли штурмовые группы, состоящие из саперов и пехотинцев. Местами обрывистый берег Невы достигает значительной высоты. Чтобы иметь возможность взобраться наверх, бойцы несли крючья, металлические «кошки» и лестницы.
Вот вырвались на крутизну левого берега Невы саперы 136-й стрелковой дивизии Ф. Б. Новиков и Б. М. Яковлев. Вслед за ними наверх поднялись другие бойцы штурмовых групп. Под огнем они быстро делали проходы в минных полях и проволочных заграждениях противника.
У левого берега Невы выбыли из строя командир одной из рот 947-го полка 268-й стрелковой дивизии и его заместитель. Среди бойцов возникло замешательство, они залегли на льду. Тогда во весь рост поднялся красноармеец А. П. Красноперов.
— Слушай мою команду!.. За мной, вперед!..
Вслед за Красноперовым рота ворвалась на вражеские позиции и овладела ими.
Подразделения 523-го полка 128-й стрелковой дивизии Волховского фронта, наступавшие по открытому месту на деревню Липки, попали под сильный пулеметный огонь, который гитлеровцы вели из дзота. Пришлось залечь. Но один человек все же пополз вперед. Это был командир роты старший лейтенант Я. И. Богдан. Возле дзота старший лейтенант вскочил на ноги, кинулся к амбразуре и закрыл ее своим телом...
Не ожидая команды, бойцы ринулись вперед. Они захватили в этом бою 14 минометов, 7 пулеметов, 4 противотанковых орудия, 2 радиостанции противника. Но Яков Богдан не мог порадоваться этой победе. В его лежавшем близ сердца комсомольском билете было девять пробоин. Девять вражеских пуль пронзили его сердце...
Ленинградцы и волховчане неудержимо сжимали врага с двух сторон. К исходу дня 342-й стрелковый полк 136-й стрелковой дивизии овладел опорным пунктом Пильная Мельница. Первым с группой бойцов ворвался на позиции противника старшина роты сержант И. А. Лапшов. Он и рядовой Василий Пальчиков гранатами выкурили врагов из блиндажа, захватили в плен десятка полтора гитлеровцев и отправили их с подоспевшими на помощь бойцами в тыл...
Неожиданно старшина и четыре бойца оказались отрезанными от своих. Впятером они отбивались от наседавших на них фашистов, пока не подошла вся рота. Тут уж гитлеровцы оказались в окружении...
Наступавшая правее 268-я стрелковая дивизия обошла 2-й Городок и к исходу дня продвинулась вперед до трех километров. Подразделения противника во 2-м Городке и на 8-й ГЭС оказались под угрозой окружения...
К этому времени наступавшая с противоположной стороны 327-я стрелковая дивизия Волховского фронта совместно с 39-й инженерной бригадой овладела рощей «Круглая» — мощным узлом сопротивления, прикрывавшим путь на Синявино. Разгромив оборонявшийся здесь 366-й пехотный полк противника, наши части захватили около 100 пулеметов, 7 орудий и другие трофеи...
Однако не на всех направлениях удача сопутствовала нашим частям. Если наступавшие в центре 136-я и 268-я стрелковые дивизии Ленинградского фронта, форсировав Неву, уже в первый день добились заметного успеха, то на флангах обстановка сложилась иначе. 45-я гвардейская дивизия, начавшая наступление с известного Невского «пятачка» — плацдарма на левом берегу Невы у Московской Дубровки,— попала под шквальный вражеский огонь и продвинулась всего лишь на полкилометра. Действовавшая на противоположном, левом, фланге 86-я стрелковая дивизия, форсируя Неву на участке между деревней Марьино и городом Шлиссельбургом, тоже попала под сильный огонь. Не имея возможности продвинуться ни на шаг, два ее полка залегли на льду. Чтобы избежать напрасных потерь, пришлось отвести их на исходные позиции. Зато третий полк этой дивизии, находившийся во втором эшелоне, удачно форсировал Неву на участке 136-й дивизии, затем развернулся влево и повел наступление на Рабочий поселок № 3...
В целом итог этого боевого дня был обнадеживающим. Расстояние между 67-й армией Ленинградского фронта и 2-й ударной Волховского фронта сократилось до 8 километров.
А Ленинград 12 января дважды подвергался артиллерийскому обстрелу. Дважды город бомбила фашистская авиация. Зажигательная бомба, попавшая в цех № 2 «Электросилы», вызвала пожар, который грозил уничтожить ценное оборудование. Энергичными действиями пожарного звена и всех рабочих огонь был побежден.
Успеха добились автомобилисты ледовой дороги. Дневной план перевозок они выполнили на 121,6 процента. Трехтонные «зисы» пошли сегодня с полной нагрузкой. Более того, они тащили за собой прицепы.