Yuri-inz » 13 авг 2015, 12:40 » #1385250
Подводная лодка «Л-20» (головная лодка серии ХIII-бис) вошла в строй Северного флота 28 августа 1942 года. К осени 1943 г. на боевом счету экипажа «Л-20», которой командовал капитан 3 ранга В.Ф.Тамман, были потопленные торпедами транспорты «Мансуа» (5472 т) и «Оттмаршен» (7077 т).
29 августа 1943 г. «Л-20» вышла из Полярного в свой седьмой боевой доход.
Вечером 1 сентября субмарина поставила 20 мин в устье Оксе-фьорда (заграждение № 74-а; обнаружено противником спустя три дня при контрольном тралении), после чего перешла к действиям в торпедном варианте.
Утром 3 сентября у мыса Слетнес «Л-20» обнаружила и атаковала тремя торпедами пару охотников (командир подлодки оценил цель как транспорт под эскортом сторожевика). Несмотря на то, что на подлодке спустя 33 секунды зафиксировали взрыв, немецкие охотники «Uj-1209» и «Uj-1214» смогли уклониться от выпущенных субмариной торпед, а затем контратаковали. (Пять часов назад действующая на соседней позиции «С-51» потопила «Uj-1202» из этой группы, поэтому германские моряки имели серьезную мотивацию на уничтожение подводной лодки).
Пока сторожевики бомбили «Л-20» (всего было сброшено 33 глубинных бомбы), под водой разворачивалась драма: после пуска торпед подводная лодка приобрела положительную плавучесть.
Чтобы удержать субмарину на заданной глубине, необходимо было заполнить цистерну быстрого погружения, но из-за ошибочных действий личного состава (не открыт клапан вентиляции цистерны, из-за чего воздух под большим давлением начал уходить через кингстон, нарушив его герметичность), контроль над погружением субмарины был утерян.
Вскоре получившая дифферент 25° на нос «Л-20» ударилась о грунт, разбив шахту ГАС «Дракон». Вода под большим давлением через неплотно закрытую крышку шахты стала поступать внутрь прочного корпуса во 2-й отсек. Поняв, что корабль тонет, командир субмарины, несмотря на то, что охотники противника продолжали бомбить подводную лодку, направил ее полным ходом к берегу, где глубины не превышали бы предельную. К тому моменту, когда во 2-м отсеке вода достигла нижнего яруса коек и продолжала поступать, субмарина легла на грунт на глубине 110 м.
В это время борьбу за живучесть корабля вел личный состав 2-го отсека: старшина 2-й статьи Василий Острянко, старший краснофлотец Николай Чижевский, краснофлотец Николай Никанишин и курсант-практикант ВМУ Николай Портнов. Несмотря на то, что экипажем были приняты меры по герметизации отсека, и в нем создано воздушное противодавление, вода все равно продолжала прибывать. Вскоре она достигла 2-го, а затем и 3-го яруса коек, а личный состав через торпедопогрузочную горловину был вынужден перейти в 1-й отсек, где старшим был командир БЧ-2-3 старший лейтенант Михаил Шапоренко. Кроме него там находились: главстаршина Андрей Пухов, старшина 2-й статьи Александр Доможирский, краснофлотцы Александр Фомин, Георгий Бабошин, Дмитрий Крошкин, Александр Хоботов, Константин Матвейчук и Александр Егоров.
На плечи этих тринадцати моряков легла вся основная тяжесть борьбы за спасение корабля. Субмарина имела отрицательную плавучесть, к тому же запасы сжатого воздуха на ней были ограничены. Чтобы всплыть, подводная лодка должна была хотя бы частично осушить аварийный 2-й отсек, что было сделано в труднейших условиях: за счет выпуска воздуха из запасных торпед в аварийном отсеке было создано противодавление, после чего, вернувшись во 2-й отсек, моряки в полной темноте ныряли в ледяную воду, чтобы открыть заклиненный клапан аварийного осушения.
Спустя 12 часов после начала нештатной ситуации подводная лодка была готова к аварийному всплытию; для этого вода была откачана из минных труб, торпедных аппаратов, дифферентной, уравнительной и торпедозаместительной цистерн; продолжалось осушение аварийного 2-го отсека. Ночью «Л-20» всплыла на поверхность; при этом крен субмарины на нос достигал 86°, а созданное противодавление во 2-м и 1-м отсеках через поврежденную шахту гидролокатора резко упало до нормального, в результате чего все 13 человек, находившихся в двух первых отсеках получили кессонную болезнь (на ногах удержались только трое: Пухов, Доможирский и Бабошин).
Подводная лодка направилась в базу, куда прибыла утром 5 сентября. Пострадавший личный состав (в том числе трех человек в тяжелом состоянии) отправили в госпиталь, но краснофлотца А.Д. Егорова спасти не удалось, он умер, не приходя в сознание.
Техническим итогом аварии на подводной лодке стал выход из строя всех электроприборов в 1-м и 2-м отсеках, а в результате аварийного всплытия треснуло 2 бака аккумуляторной батареи, из которых пролит электролит. Погибший краснофлотец Егоров был посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени, остальные 12 человек команды 1-го и 2-го отсеков получили орден Красного Знамени. Кроме них орденом Красного Знамени были отмечены командир подводной лодки В.Ф. Тамман и инженер-механик А.И. Горчаков.
- За это сообщение автора Yuri-inz поблагодарили: 4
- Саша (13 авг 2015, 13:16), ivanych (13 авг 2015, 21:42), ГАЙкин-W (14 авг 2017, 08:37), игорь 1960 (13 авг 2015, 12:45)