По реке Поной. М.В. Пуссе

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Сообщение N.V.N. » 27 апр 2007, 10:10 » #21603

По реке Поной

пусе кольский.jpeg


В Ловозерском районе Мурманской области есть несколько саамских поселков, до которых можно добраться только самолетом. К одному из них, Краснощелью, и летит наш АН-2. Прильнув к иллюминаторам, разглядываем медленно плывущий навстречу ковер из бурых болот, желто-зеленой тайги и лесотундры.

На полпути приземлились в Ловозере. Село раскинулось на берегу озера и является районным центром. Коренные жители—саами. Лопари (самоназвание — саами) живут в ряде районов Кольского полуострова. Некогда народ этот занимал значительную часть Скандинавии, Финляндии, Беломорья. В настоящее время 96 процентов всех саами живут в Норвегии, Швеции, частично в Финляндии. На территории же СССР, по переписи 1959 года, — 1,7 тысячи.

Мы снова в воздухе. Под нами сейчас голубые озера, светлые пятна ягельных болот. Места тут очень ягодные, особенно много морошки. Ловозерцы собирают ее десятками тонн и даже экспортируют в Швецию. Но нам ею не полакомиться — отошел сезон.

Многочисленные извилистые речки сверху кажутся в пучках стекловаты. Это кипящие в бурунах пороги и перекаты. Кто решит путешествовать по рекам Кольского полуострова, тот неизбежно встретится с ними.

Наша группа на этот раз состоит из трех человек. Мои товарищи Василий Кошелев и Григорий Ульянов охотно согласились побывать на Кольской земле. И сейчас, когда самолет пошел на снижение, мы стараемся получше рассмотреть русло Поноя—не ждут ли нас сразу опасные пороги. Поной, особенно в нижнем течении, — опасная река, но тем она для нас и интересна.
Краснощелье расположено на очень красивом месте. Берег реки сухой, окружающие его холмы покрыты сосновыми борами. Широкие улицы застроены аккуратными, добротными домами. Есть электричество и радио. Живут здесь саами, русские и коми. В колхозе тринадцать тысяч оленей, звероферма, рогатый скот.

Сейчас трудно поверить, что сравнительно недавно саами кочевали. Зимой жили в глубине тундры, летом — на берегах озер и моря. Жилищем служил дымный чум.
Как и о других маленьких народностях, государство проявляет о саами особую заботу. Саамские дети бесплатно со¬держатся в яслях, детсадах, школах-интернатах.

...Итак, четвертого сентября 1967 года мы отправились в плавание по Поною к первому на нашем пути поселку Чальмны-Варрэ. До него 75 километров.

Туристам следует знать, что Поной и все его притоки выше Краснощелья — бобровый заказник, на территории которого охота запрещена. Река внушительна даже здесь, в верхнем своем течении. Ширина достигает ста метров. Течение пока спокойное, и наша лодка легко покачивается на воде. После двухдневной дорожной суеты, перелетов хотелось отдохнуть. Раскинули палатку. Натаскали целую гору подберезовиков, подосиновиков и моховиков. Их тут оказалось такое множество, что собирали только самые молодые грибы. Ночью пошел дождь, и утро оказалось тоже ненастным. Но непогода нас не пугала, наоборот, после дождя поднимется вода, спрячутся каменистые пороги, путь будет легче. К тому же рыбалка оказалась сразу удачной. Уже утром на обеих жерлицах плескались килограммовые щуки.

пуссе поной.jpeg


После завтрака поплыли дальше. Используя попутный ветер, шли «под парусом» — растянутой на шестах палатке. Григорий с полчаса безуспешно ловил щуку на незацепляющуюся блесну. Уже собирался смотать дорожку, когда вдруг сильно дернуло. Подсеченная щука, пока ее тянули, почти не сопротивлялась, но, увидев лодку, заметалась. Пришлось выстрелить чуть сзади жабр. Метровой рыбине, из опасения, как бы не прокусила надувашку, надели на голову дюралевый бидон.

Ближе к Чальмны-Варрэ все чаще стали встречаться утки. Большие стаи перелетали из заводи в заводь. Я замаскировался в береговых зарослях карликовых берез и высадил четыре резиновых чучела кряковой утки. Охота оказалась успешной. Теперь у нас есть рыба и дичь.

Постепенно характер реки начинает меняться. Пошли многочисленные протоки, по берегам встречаются небольшие озера. Иногда кустарники сжимают реку. Но вот сразу стало светлей. Береговые заросли отступили, и мы увидели поросшую сосновым бором каменистую гряду, у подножия которой лепилось десятка два подгнивших изб — Чальмны-Варрэ. Русские называют этот поселок Ивановка. Пока здесь еще живет около трех десятков жителей, но уже в этом году все переселяются в благоустроенное Краснощелье. Мы осмотрели поселок, в местном магазинчике закупили продукты, а у одного из жителей — ведро картошки. Оказывается, она родится и в центре Кольского полуострова.

Чальмны-Варрэ — хороший исходный пункт для летне-осеннего путешествия по рекам Варзуга и Стрельна. Но Варзуга и Стрельна порожисты, и плавание по ним требует большой осторожности.
До темноты добрались до расположенного ниже поселка озера Вулиярв. На всем восьмикилометровом участке реки нас сопровождали нескончаемые стаи уток. К озеру приплыли вместе с местным жителем Николаем и разбили лагерь в проток перед самым входом в озеро.

— Рыбалка тут отличная, — говорит Николай, — только вот ветрено сегодня, едва ли будет клев. Попробуйте, а мне пора обратно. Счастливого путешествия.

Ветер и впрямь усиливался и гнал с далекого, потерявшего очертания горизонта полчища косматых туч. Плыть сейчас через многокилометровое озеро нечего было и думать. Разбили лагерь. Григорий натыкал вдоль берега прутиков-сторожков и набросал в протоку донок: «Авось, клюнет!».

Утром заметили — сторожки шевелятся. Оказалось, на донках сидят два налима и килограммовая сорога. На остальных крючках черви были объедены. Что ж, это уже хорошо, и Григорий, накинув плащ-палатку, теперь не отходил от донок. Только кончик прутика начинает шевелиться — сразу подсекал Крупные сороги то и дело оказывались у него в руках. Азартный рыболов волновался — кончались черви.

Я тоже не высидел в палатке и занялся охотой. И, хотя утки спрятались, на высаженные чучела все же добыл пару. Пришлось нам с Василием опять трудиться в поте лица: потрошить дичь и чистить рыбу.

По улучшению клева можно было предположить, что рыба чувствует перемену погоды... И точно. К полудню ветер стал стихать, на небе появились голубые просветы, сквозь которые все чаще и чаще показывались золотые лучи осеннего солнца. Нам надо было, не теряя времени, переплыть озеро. Шестикилометровой длины озеро Вулиярв мелко и каменисто. Посредине камыши. Но проход быстро нашли — помогло очень сильное течение, которое должно вынести нас в реку.

Когда доплыли до середины озера, внимание привлек сильный птичий гомон. Течение несло нас как раз в ту сторону, и, казалось, птицы совсем рядом.

В конце концов я не вытерпел:
— Высадите меня, посмотрю, что там творится...

Ориентируясь на шум, я побрел по кочковатой низине, поросшей высоченной травой и камышом. Но тут дорогу мне преградили сплошные заросли карликовой березы. Они оказались настолько плотными, что пролезть через них было совершенно немыслимо. А утки крякают совсем рядом, значит, березняк растет по краю водоема. Снедаемый любопытством и азартом, решил пробираться к воде лосиными тропами, благо их тут множество. И хотя тропа увела меня влево, вдоль кустарника, но в конце концов вывела к воде. Я осторожно выглянул: все водное зеркало было черно от тысяч уток, бело от сотен лебедей! Как зачарованный, глядел я на необычное зрелище... Вдруг лебеди стали вытягивать шеи. У воды что-то зачавкало — похоже, шел лось, — и в тот же момент словно взрыв нарушил тишину. Цепляясь хвостами и лапами за воду, лебеди начали разбег, несметная стая уток закружилась и заслонила надо мной небо. Я выстрелил. Две кряквы упали в воду, но птицы не обратили на это никакого внимания. Покружившись немного, стали опять садиться на то же самое место... Нет, охотнику здесь не интересно — слишком много дичи.

Вскоре я вернулся к лодке. Товарищи тоже видели уток и лебедей и возбужденно обменивались впечатлениями... Впереди темнел лес. До наступления темноты надо обязательно доплыть до него, так как мокрые луга и голые берега озера для ночевки явно не годились.

В сумерках высадились на поросший березняком левый бе¬рег Поноя. Приготовили дрова, и вскоре мои спутники расположились у костра, готовя ужин.
Ночь эта была для нас необычной. Когда багровое солнце стало тонуть в озере и похолодало, противоположный берег снова огласился трубными кликами лебедей, непрерывным плеском и кряканьем уток. Совсем рядом, с болотины за ручьем, закричали куропатки. Наконец, тьма окутала наш лагерь, вокруг все стихло. И вдруг по небу будто кто-то взметнул огромную зеленую шаль — северное сияние... Мы долго молча смотрели на это чудо природы, и тишину нарушали лишь потрескивающие в костре головни да плески в воде.

После озера характер реки опять изменился. Русло расширилось до двухсот и более метров... Еще в Мурмашах мы были предупреждены рыбинспектором о том, что лов рыбы на Поное на блесну, рогатки и удочки разрешен в верхнем течении, до озера Вулиярв. Ниже этого озера любой лов рыбы запрещен. Дело в том, что до притока Лебяжье поднимается с моря семга, а ее разрешено ловить только понойской сельхозартели «Север».

Закон нарушать мы не собирались. Дальнейшее наше занятие— охота, сбор грибов и, конечно, исследование маршрута.

На самой современной карте Мурманской области Лебяжье, где мы остановились, обозначено как поселок. На самом же деле в пятидесяти метрах от устья притока — одна-единственная землянка. Здесь мы впервые увидели выпрыгнувшую из воды семгу.

Плыли дальше. Утки здесь почти не было. Ясно, что она сейчас на крупных озерах — этих своеобразных «утиных аэродромах» — концентрируется перед отлетом на юг.
Ночью опять дождь не давал нам покоя, а к утру неожиданно сильно похолодало. Мы почувствовали леденящее дыхание осеннего Заполярья. К середине дня двенадцатого сентября, миновав Женихов порог, мы подплыли к Каневке — поселку оленеводов. Здесь оленеводческий совхоз.

В Каневке я едва не оконфузился. Только пристали к берегу, из-за ближайшей избы прямо на нас вылетели четыре диких гуся. Я вскинул ружье, забыв, что, подплывая к поселку, разрядил его.

Когда гуси облетели нашу лодку и завернули к устью тут же впадающей речки, послышался детский голос:
— Дяденька, эти гуси в поселке живут. Мы их летом поймали и вырастили.

Нам стало не по себе...

Но вскоре мы уже были друзьями. Ребята сводили нас «в гости» к пойманному весной медвежонку. Пленник не обратил на нас никакого внимания. Он был занят — деловито вылизывал что-то на дне таза.

За Каневкой начались пороги Калмацкий, Ольховский и другие. У Калмацкого встретились геологи. Руководитель партии Костин возился со шкуркой подстреленной им росомахи.

пуссе росомаха.jpeg


Василий Александрович рассказал нам о своей нелегкой работе, о перспективах реки, на которой в будущем намечается строительство Понойской ГЭС...

Ночь на 14 сентября провели в устье правобережного притока Пурнач.

Пурнач поразил нас обилием заходящей с Поноя семги. Идущая вверх по притоку рыба непрерывно выскакивала из воды. Менее чем в километре от устья на Пурначе есть порог, и я долго сидел у него с фотоаппаратом, пытаясь заснять семгу в прыжке. Но, очевидно, рыба меня видела, и снимок не удался.

Чем ниже по Поною, тем труднее с дровами. На обрывах реки сырые кустарники. Наверху тундра. В устье речки Томба, там была очередная наша ночевка, мои товарищи полезли на крутой склон за дровами. Заодно решили вскарабкаться на самый верх — посмотреть, что там, и натолкнулись на бежавшую по тундре лосиху. На них она не обратила внимания, зато часто тревожно оглядывалась назад. Поскольку в Мурманской области официально объявлено об уничтожении всех волков (хотя местные жители 28 августа видели все-таки двух), лосиху, возможно, преследовал медведь. Они встречаются на всем протяжении Поноя.

За устьем Томбы на Поное есть опасные пороги. Особенно известен Бревенный, на его счету немало человеческих жизней. Гибли здесь туристы и в позапрошлом и в прошлом годах. Сухой и Бревенный пороги мы обошли по холмистому плато левобережной тундры. Пока брели, удалось подстрелить трех куропаток.

За Бревенным увидели моторку. Рыбачили колхозники из понойской сельхозартели «Север».

— Ниже поселка Поной, — рассказали они, — увидите наш «забор». Река перегорожена сетями. Там наш колхоз ловит семгу. А мы облавливаем пороги спиннингами.

В этом занятии промышленники показали себя виртуозами. На наших глазах колхозник сделал тридцать один заброс. На первом, третьем и тринадцатом вытащил три пятикилограммовые рыбины. Я попросил разрешения осмотреть снасть. Ничего особенного. Удилище обычное, десятирублевое. Лески зеленые, 0,9 мм. Красномедная блесна с тройником, изнутри луженая. Двойной ее изгиб сделан для того, чтобы она при выборке жилки шла по прямой. Грузовик и стальной поводок рыбак не применял, крепил леску прямо к кольцу блесны. И, действительно, поводок вроде бы ни к чему. Если щука берет блесну взаглот, то все выловленные семги попались на якорек «губами».

Поделились поморы и другими своими наблюдениями.

- Семга лучше ловится в пасмурную погоду и даже в дождь. В пасмурные дни блесну надо чистить. — Рыбак вынул чернильную резинку и продемонстрировал, как чистится блесна. — Становиться надо на косе, а ловить у противоположной глубоководной части протоки, так как семга очень осторожна и хорошо видит. На глубоком месте, где не грозит зацеп, блесну надо вести помедленней, иначе рыба не догонит, где помельче, вращать барабан побыстрей, иначе зацеп — и прощай блесна...

...Уже давно мы чувствовали близость моря. Начиная с Каневки, встречаем чаек и тюленей, которые умудряются форсировать очень сложные пороги в азартной охоте за семгой. Но больше всего тюленей у Бревенного порога, где они активно охотятся.

Семнадцатого сентября, благополучно миновав восемь крупных понойских порогов, мы достигли поселка Поной. На последнем пороге наблюдали, как местный рыбак-колхозник ловил «на торпеду». Так здесь называют в какой-то мере сходное с известным по рыболовной литературе «корабликом» приспособление для ловли хариуса.

пуссе поной с хариусами.jpeg


Внешне «торпеда» напоминает деревянные детские санки, к которым особым образом крепится миллиметровой толщины жилка. Идущий берегом против течения рыбак буксирует за жилку положенные на воду «санки». К миллиметровой леске привязываются двухметровые хвосты с «мухами» по хариусу (обязательно с красной тряпочкой или красной шерстинкой). Стометровая жилка позволяет санкам углубиться далеко в средину реки, где стоят за камнями наиболее крупные хариусы. За сегодняшний день рыбак уже поймал этой «торпедой» двадцать рыбин.

С начавшимся отливом мы уплыли к левобережному поселку Корабельное, где расположен «морской вокзал» — избушка на крутом скалистом берегу. Отсюда моторная лодка перевозит пассажиров к останавливающемуся на взморье пассажирскому пароходу, обслуживающему линию Мурманск — Архангельск. Раз в неделю он посещает устье Поноя. Здесь и закончился наш очередной трехсоткилометровый маршрут.
N.V.N.
Мастер - наставник

 
Сообщения: 1914
Стаж: 17 лет 6 месяцев 20 дней
Откуда: Архангельск
Благодарил (а): 980 раз.
Поблагодарили: 225 раз.

Сообщение Саша » 27 апр 2007, 11:16 » #21611

Блин, здорово. Сейчас такое удовольствие стоит гораздо больше.
О том, что ни разу не закинули блесну в запрещенном месте верится с трудом.
Кто знает, есть ли сейчас такой теплоход Мурманск-Архангельск. Тут читал отчет Нижегородцев, дак они на попутном буксире добирались до Архангельска в том сезоне. :agree
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97043
Стаж: 17 лет 9 месяцев 25 дней
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 121728 раз.
Поблагодарили: 27746 раз.

Сообщение Саша » 27 апр 2007, 11:18 » #21612

И ещё N.V.N. в каком году это было?
И хорошо , что ГЭС не построили, иначе труба семге пришла бы :agree
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97043
Стаж: 17 лет 9 месяцев 25 дней
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 121728 раз.
Поблагодарили: 27746 раз.

Сообщение N.V.N. » 27 апр 2007, 13:24 » #21622

Саша
Путешествие это было в сентябре далекого 1967 года, когда некоторые из нас только появились на этом свете.
N.V.N.
Мастер - наставник

 
Сообщения: 1914
Стаж: 17 лет 6 месяцев 20 дней
Откуда: Архангельск
Благодарил (а): 980 раз.
Поблагодарили: 225 раз.

Сообщение Сергей184 » 27 апр 2007, 13:44 » #21624

Саша
Этот теплоход регулярно , раз в неделю, наверное,ходит с Морского вокзала летом.Ну не тот самый конечно.
Аватара пользователя

Сергей184
Советник

благодарности: 3
1-й уровень благодарности (Число нагрждений: 3)
 
Сообщения: 13751
Стаж: 17 лет 9 месяцев 24 дня
Откуда: Архангельск
Благодарил (а): 599 раз.
Поблагодарили: 1417 раз.

Сообщение Бонч » 27 апр 2007, 13:47 » #21625

кажисьКлавдия Еланская ходит... только не факт что щас в эти поселки заходит, может просто на рейде простоять
Аватара пользователя

Бонч
Мастер - наставник

 
Сообщения: 1297
Стаж: 17 лет 7 месяцев
Откуда: Мурманск
Благодарил (а): 7 раз.
Поблагодарили: 30 раз.

Сообщение Arhwind » 27 апр 2007, 14:31 » #21626

40 лет назад ! Почти полвека!
最 良 好 的 祝 愿
Аватара пользователя

Arhwind
Профи

благодарности: 2
1-й уровень благодарности (Число нагрждений: 2)
 
Сообщения: 4071
Стаж: 17 лет 9 месяцев 24 дня
Откуда: Архангельск
Благодарил (а): 200 раз.
Поблагодарили: 721 раз.



Вернуться в Марк Васильевич Пуссе

Яндекс.Метрика | Яндекс.Метрика