Сининький

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Сообщение Никола » 24 июн 2016, 09:43 » #1571430

Сижу в офисе! легкие вдыхают тополинную вату летающую по кабинету а мысль уносит в зиму! холодную, снежную....снегоходную. Вспоминания крутят февраль, кольцо вокруг Архангельска, поездка на Кокшово, Кумбыш, Сухое и Железные...и всё вроде бы расписано и разложено по рыбацким срокам и календарям и конь боевой большеколесый в тайгу зовет, но тянет она ....зимазимазимаа. Так к чему это я тут,??? читайте....

Автор: Александр Кузьменко (Ulukitkan) из Мурманской области (автор уже не с нами...)
https://www.youtube.com/watch?v=PqD2ka4xZeE

НАЧАЛО.
Звонок из «Газа до Отказа» прервал мои размышления на тему «Как я проведу зиму?». Не только прервал, а коренным образом изменил все планы на этот сезон. От предложения «потестить» новенький SWT600ACE
отказаться не было сил и я рванул в «столицу» нашей необъятной области.
В «Газе» меня встретили радушно, накормили, напоили и ключи от снегохода вручили После соблюдения необходимых формальностей, мы оросили новорожденного шампанским и пустили первый дым!
Женщина, которая никогда не видела своего мужа за ужением рыбы, не имеет понятия, за какого терпеливого человека она вышла замуж.
Эдгар Хау.
Аватара пользователя

Никола
Мастер - наставник

 
Сообщения: 1772
Стаж: 17 лет 4 месяца 4 дня
Откуда: Архангельск
Благодарил (а): 265 раз.
Поблагодарили: 560 раз.

Сообщение Никола » 24 июн 2016, 09:44 » #1571432

Ну-с, начнем. А начнем с прыжка в историю.
В прошлом сезоне я обкатал два экземпляра SWT600E-Tec, на одном пробег составил 5200км, на втором успел только 3800. Оба снегохода понравились. Машина сильная, с характером, однако, не без изъянов. На фоне великолепной платформы REV-XU (ни одной поломки за пробег) выявились две пикантные особенности: при движении по «тяжелому» снегу с приличным (но не превышающим норму) грузом в санях 115-ти сильный мотор может порвать ремень вариатора, как Евгений Сидюхин в фильме «Мама не горюй!». Вторая особенность - в плюсовую погоду, также с грузом в санях, температура двигателя начинает расти. Чтобы сохранить ремень приходилось ползти на пониженной передаче с минимальной скоростью. Чтобы избавиться от перегрева – я снимал пластиковые панели и желтые и черные, вообще все, что можно снять.
Если отцепить сани с грузом – эти две неприятности перестают беспокоить.
Для чего я это вам рассказываю? Для того, чтобы акцентировать внимание именно на этих деталях в предоставленном для теста 600АСЕ. Конечно, SWT600ACE другой ведущий вариатор и иная система охлаждения, более мощный радиатор, расположенный в другом месте и иная система выхлопа отработавших газов. Но все же интересно будет проверить эти моменты.
Но что-то я ускакал вперед. Надо обязательно рассказать вам об экипировке. По сути, костюм и шлем, любезно подаренный мне в прошлом году «Газом» проехали больше десяти тысяч километров. После телефонных переговоров и пьянящей радости, штаны с курткой были выужены из сундука, очищены от нафталина и отстираны в бусурманском тазике «indesit». Осмотр не выявил каких-либо повреждений и идти с протянутой рукой в магазин не пришлось. Кое-где подтерлись надписи, да на штанах возле вентиляционных клапанов обновили швы (кто читал мои отчеты – помнят про это слабое звено). У шлема повреждена была проводка обогрева стекла, после замены все работает в штатном режиме, единственная неприятность – розетка уехала вместе с тестируемым в прошлом году СВТ600Е-Тес к новому хозяину. Ну да это беда поправимая – новую врежем! Шлем BV2S по прежнему хорош, красив и моргает красной лампочкой!
У куртки повреждений нет. Она все такая же теплая и удобная.
С одеждой разобрались. Теперь пойдем посмотрим, что там у лошадки внутри (любимая забава русских людей – сначала смотрим, испытываем, потом читаем инструкцию!)
Внешне снегоход от Е-Тес-овских собратьев не отличается никак. Из приятных неожиданностей – появились подножки у пассажира в стоке. Из недостатков (на мой взгляд) – отсутствует фаркоп . Точнее, там как обычно на задке висит черный язычок непонятного предназначения, но это же утилит!!!
Мне кажется, что такой снегоход без хорошего крюка выглядит как-то немного ущербно. Ладно, купим, благо они есть. Тут небольшое отступление – для новой платформы БРП нужен фаркоп нового образца. Прежний подходит, но фиксатор вы не вставите – мешает корпус снегохода. А без фиксатора сани можно потерять.
Теперь – под капот. Так как мотор 4-х тактный, то система выпуска отработавших газов тут гораздо компактнее и занимает только правую сторону. Видимо поэтому в передней, свободной от частей глушителя части установили большой (чуть не в два раза больше, чем на Е-Тес) радиатор с системой принудительного охлаждения. У охотников этот узел вызывает некоторые сомнения, ибо он уязвим. Азартным владельцам такой машины я бы рекомендовал сразу ставить защиту на днище и усилитель бампера. Ну и помнить о том, что крушить сосны на этом снегоходе нежелательно.
Ведущий вариатор eDrive имеет ребристую поверхность и как бы говорит – отойдите от меня со своими пусковыми шнурками, купите лучше запасной аккумулятор! В аварийном режиме этот мотор запустить не получится – если сел аккумулятор, то насос просто не сможет закачать топливо и ты хоть укрутись за коленвал – он не заведется! Поэтому в крепкий мороз за 35 и ниже, лучше аккуму заносить в тепло.
Предохранители там же, где и были на моделях с Е-Тесом.
Фиксатоор пятки на этом снегоходе стоит, так что попытаем его свойства в глубоком снегу с прицепом, как только нам этого снегу насыпют.
Ну, внешне все хорошо и красиво, попробуем нажать на кнопку?
Женщина, которая никогда не видела своего мужа за ужением рыбы, не имеет понятия, за какого терпеливого человека она вышла замуж.
Эдгар Хау.
Аватара пользователя

Никола
Мастер - наставник

 
Сообщения: 1772
Стаж: 17 лет 4 месяца 4 дня
Откуда: Архангельск
Благодарил (а): 265 раз.
Поблагодарили: 560 раз.

Сообщение Никола » 24 июн 2016, 09:45 » #1571433

Все-таки давайте нарушим традицию и заглянем в инструкцию! Познакомимся с АСЕй поближе.
Двигатель четырехтактный с двумя верхними распределительными валами, по четыре клапана на цилиндр, картер сухой. Последнее очень важно, так как сухокартерный двигатель не боится сильных наклонов и вообще заваливания снегохода набок. И второе важное качество – сухой вес 302 килограммf! Валить новую платформу, даже у SWT достаточно легко – сказывается в дополнение к небольшому весу правильное распределение центра тяжести.
Теперь проверим масло-охлаждайку и заводим.
Вот он - долгожданный миг! Прожжужав насосом, моргнув стрелками и приветственно попищав, снегоход ожил. Звук ровный, утробный. Вони и дыма нет. Красота! Прогреваю, пока не загорятся два сектора на табло и поехали!

Какие требования мы предъявляем к снегоходу утилитарного типа? Чтобы он ехал подольше, тащил побольше и жрал поменьше. Ну и стоил, конечно, не слишком.
Проехав за выходные первую сотню километров, сказать что я понял что подо мной - было бы неправильно. Однако, некоторые положительные моменты отметить стоит. Во-первых, нет противной вони двухтактного мотора. Во-вторых – очень плавная работа двигателя, он необыкновенно тихий и покладистый. Конечно, у него нет «взрывного» характера Е-Теса, но за счет своего крутящего момента АСЕ преодолевает препятствия плавно, без рывков, с видимой легкостью. Это понравилось. У Е-Тес в тех же условиях надо поддерживать обороты в пределах 3500-5000 об/мин.
За 100 км на табло исчез только один квадратик. Рассуждать о расходе пока рано, пройдем обкатку и подведем промежуточные итоги.

Один раз, пытаясь переехать небольшой, но глубокий ручей, снегоход уперся концом лыжи в противоположный берег (я писал в прошлогоднем отчете, что новая модель накладок все-таки не самая удачная – у старых носки высокие и лыжа «выходила» вверх, нынешние упираются и все – приехали). Так вот, пришлось сдавать задом, что очень порадовало – гусеница даже не буксанула! Снова спасибо двигателю – можно выползать из засады без разбрасывания кочек по окрестностям.

У пассажира рабочее место не претерпело изменений. В положительную сторону можно отметить чистый воздух, это важно. Подножки, как я писал выше, тоже в плюс. А вот держаться по-прежнему не за что, ручки низкие и неудобные, спинки нет. Вот на старых моделях снегоходов были лямки – чтобы пассажир(ка) могла держаться как на коне, почему не сделать что-то подобное? И просто и удобно. Если все же вам придется возить второго человека часто, то можно поставить высокие ручки и дополнительную спинку.
Вывод можно сделать такой: очень, очень хороший снегоход! На нем хочется ехать и ехать, и скоро мы поедем на дальняк, пройдем только необходимые процедуры после обкатки и поедем.
Женщина, которая никогда не видела своего мужа за ужением рыбы, не имеет понятия, за какого терпеливого человека она вышла замуж.
Эдгар Хау.
Аватара пользователя

Никола
Мастер - наставник

 
Сообщения: 1772
Стаж: 17 лет 4 месяца 4 дня
Откуда: Архангельск
Благодарил (а): 265 раз.
Поблагодарили: 560 раз.

Сообщение Никола » 24 июн 2016, 09:46 » #1571434

ПРОДОЛЖЕНИЕ.

«Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды... Пропал Ершалаим – великий город, как будто не существовал на свете. Все пожрала тьма, напугавшая все живое в Ершалаиме и его окрестностях. Странную тучу принесло с моря к концу дня, четырнадцатого дня весеннего месяца нисана.»
Та же тьма накрыла и наш маленький поселок, поглотив в чреве своем хрущевки-клетушки, утонувшие в снегу дома-деревяшки, пожарную каланчу и маленькую заправочную станцию, заканчивающую свой безрадостный век…..для северян наступил период размножения – Полярная ночь!
И в то время, когда зайцы, расшибая лбы о деревья в кромешной темноте, бегали в поисках зайчих, мы поговорим о световых приборах новенького Skandica, они без всякого сомнения, вызывают уважение и восхищение. Луч яркий и мощный, для движения в обычных условиях достаточно ближнего света, а когда включаешь дальний – малая авиация сбивается с курса – уже были жалобы! Но есть одно пожелание к производителю, касаемо данного прибора. Хочется, чтобы свет фар можно было отключить. Предвидя вполне справедливые возмущения, что данная функция может сыграть на нечистую руку браконьера, я попытаюсь объяснить свое желание. Браконьер, чтобы удрать от инспектора или проскочить незаметно и так давно уже приспособился – кто фары светонепроницаемой тканью закрывает, кто выключатель врезал, не особенно пугаясь порчи реле (штраф за лося 250 тыс.руб + конфискация снегохода и оружия дороже 8 тыс.руб. за релюху). Но те путешественники, кто выбрал для себя утилитарный снегоход BRP, скажут производителю большое спасибо за такую функцию. Три-четыре месяца (октябрь, ноябрь, январь, февраль) в основном мы передвигаемся в темноте. Ну, не совсем в темноте, бывает, что выглянет «лопарское солнце» и зальет голубым маревом окрестности, создавая причудливые пейзажи на снегу, вытягивая фантастические тени от деревьев или гоняя черные, пугающие воображение, пятна туч по голой тундре. Это в идеале. И так бывает не часто. А чаще – задует низовой ветер, потащит позему, скроет все следы, или еще хуже – повалит густой плотный снег, закружит хлопьями, и в свете фар видишь только снегопад, красивый, но такой не нужный в дальней дороге. И если в тундре можно вполне обойтись навигатором, то, «свалившись» в лесную зону, без визуального контроля приходится долго кружить у леса, тыкаясь вслепую, ибо свет фар упирается в белую снежную стену. И чтобы сориентироваться, приходится выключать двигатель, высматривать направление и пытаться снова попасть в нужную «дырку». Кому приходилось попадать в подобные ситуации, меня поймет. Если ваш путь составляет 30 километров, то еще куда ни шло, а если ехать 300 – и непогода застигла вас на середине пути и до ближайшего домика сотня, а спать под снегоходом не охота? Почему нельзя врезать выключатель самому? Как бы ничего сложного. Но где уверенность, что реле-регулятор напряжения не сдохнет? Это был самый слабый узел в прежних моделях нашей любимой марки. До сих пор сосед Василич мастерит приборы для стареньких Турингов, Скандиков и 5900-ых. И весьма успешно. И если по моторам 2-тактным как бы все более-менее понятно, влепил свое реле «от Василича» , врезал выключатель и катайся на здоровье, то по 4-т даже думать страшно – резанул не тот провод и получи чугунной сковородочкой по балде от любимой супруги за порушенный домашний бюджет!
Пока новенький снегоход катит себе неторопливо по снежной равнине, приближая нас к концу обкатки и к началу захватывающих дух приключений и полноценных отчетов, потрачу ваше драгоценное время на обсуждение еще некоторых проблем утилитарных снегоходов. Движение задним ходом порождает иногда массу ругательств. Первое – брызговик. Соседи-финны придумали уже давно – подвязывают веревочкой (цепью, проволокой) этот девайс и в ус не дуют! Но практика показывает, что в особо глубоком снегу, с тяжелым возом «за плечами», никакие веревочки не помогут, если идет настоящая битва за выживание, брызговик, находясь в первой линии на передовой, погибает. Там уже не до него, когда скрюченные от мороза пальцы едва могут на газ давить, а сани, зацепившись за проклятый пень ехать никуда не хотят, а вымороженный снег, как сахарный песок, вперемешку с ягелем сыпется бестолково по траку, брызговик теряет свою стоимость до нуля. Потом-то уже, в боксе теплом, жалеешь и считаешь - дорого! В общем, остается брызговик проблемой. Еще один маленький, но нужный девайсик я бы «прилепил» на утилитарник. На задний фонарь добавить луч белого света, направленный вниз, на прицепное устройство. Опять же на примере можно рассмотреть. Вода под снегом – беда для снегохода и его владельца. А если в метель, а если глубоко? Современный утилитарный снегоход, SWT 600 E-Tec, например, засадить тяжело, но все-таки возможно, что уж говорить об обычном вайдтраке с воздушкой? И начинается тогда ползание в снежной жиже, сани отцепил, сани прицепил, без налобного фонаря не обойтись, обмороженными руками лезешь в карман, достаешь, включаешь…куда денешься, надо! А представляете – просто переключил рычаг на задний ход и пространство за снегоходом осветил мощный прожектор!?
Ну и вспомним «болячку» 600 АСЕ, в прошлом году себя проявившую на всех без исключения снегоходах (это около полтора десятка машин) с таким мотором в нашем районе – засорение фильтра в корпусе насоса. Я в своем отчете о Е-Тес коснулся мальца этой проблемы и даже описал возможность ремонта своими силами в полевых условиях. Вот здесь - viewtopic.php?f=101&t=54311&start=175 . Не думаю, что проблема эта решилась сама собой, топливо как попадалось плохое, так оно и попадается. Мнений на этот счет много, кто говорит, что это присадки забивают фильтр, кто говорит, что попадает при заправке грязь, но факт остается – чистить приходится. Поломка такого характера никакой, даже самой развитой инфраструктурой сервиса не решить, ибо происходит она неожиданно и непредсказуемо и может случиться далеко за пределами зоны покрытия сотовой связи, и решать ее вынужден владелец самостоятельно. Поэтому совершенно резонное предложение к производителю – упростить процесс очистки элементов топливной системы у 600 АСЕ. Как? Ну, тут, наверное, инженеры БРП придумают сами. На мой взгляд, необходимо вынести фильтры наружу, либо установить еще один, но тоже снаружи, либо, чтобы фильтр можно было достать через горловину бака, или установить дублирующую линию, ну масса вариантов. Сегодняшняя схема и сложна и трудоемка и в полевых условиях одному, да в мороз градусов в -35 …..ноу комментс.
Современный снегоход просит современного, грамотного, вежливого и понятного сервисного обслуживания! (вступил я сейчас на скользкую дорожку!) У нас в деревне такого нет! А снегоходов – тьма не тьма, а в каждой семье не по одному экземпляру. А народу с деревнями окрестными тысяч 12 душ наберется! Это со стариками да дитятями неразумными. Вот и считай. И все больше теперь народ на новую технику смотрит, ибо правильно это и с точки зрения экономии и с точки зрения собственного здоровья. И в долги лезут и ссуды берут, чтобы на новеньком четырехтактнике провентилироваться, а не изофлекс лопатой под капотом собирать. А хорошее сервисное обслуживание некоторые проблемы выше озвученные решить способно. Засоряется топливная – загоняй снегоход на профилактику вовремя! Сломался в тундре – вызывай техничку из того же сервиса! Пришло время ТО – милости просим! И в квитанции там все расписано грамотно и подробно: сняли глушитель – 200 рублей, поменяли подшипник – 500 рублей, подтянули гусеницу – 300 рублей! И мастер владельцу объяснит, где и как тот накосячил и что делать, чтобы не повторилось. Вот тогда заживе-е-ем!!!!!!!! А потребность в сервисе есть и еще какая! В селе ребята некоторые умеют ремонтировать, один моторы собирает с гарантией, другой в коробках подшипники меняет, третий сезонное обслуживание проводит – и у них очередь! В Мурманск снегоход отвезти – 4000 рублей отдай за машину, да в сервисе 5-8! Особо не наездишься.
Если команда «Газ до Отказа» разрешит мне осветить процесс проведения ТО-1 после периода обкатки, то я с удовольствием опишу, и как проводятся регламентные работы, и сколько это стоит, и за что я заплатил. И фото приложу, конечно.
Ну, поплакались в жилетку, теперь о хорошем – сгоняем на рыбалочку!
Женщина, которая никогда не видела своего мужа за ужением рыбы, не имеет понятия, за какого терпеливого человека она вышла замуж.
Эдгар Хау.
Аватара пользователя

Никола
Мастер - наставник

 
Сообщения: 1772
Стаж: 17 лет 4 месяца 4 дня
Откуда: Архангельск
Благодарил (а): 265 раз.
Поблагодарили: 560 раз.

Сообщение Никола » 24 июн 2016, 09:48 » #1571435

Прежде чем рассказать вам о счастливом завершении обкатки, я хочу обратить внимание на одно изменение в руководстве по эксплуатации, коснувшееся модели с двигателем 600 АСЕ. – в графе «минимальное октановое число» теперь стоит 92,95, в руководстве 2012 года было только 95.
На форумах, в гаражах, да вообще везде, где есть хотя бы один снегоход – октановое число бензина и его качество – самая живая тема. Это и понятно, от того, чем мы кормим своих коней. зависит в итоге продолжительность их жизни. И мнений в этом вопросе столько же, сколько и людей его обсуждающих.. Поэтому я призываю вас не откапывать топор бензиновой войны, отложить спор про то каким способом достигается повышение октанового числа и про вредность всяческих присадок. Я всего лишь делюсь своим опытом и опытом своих товарищей, так же как и я, давненько уже не испытывающих проблем с топливной системой. Мы заливаем в баки 98-ой евро и в случаях крайней необходимости – 95. Так как ни того, ни другого в селе нет (точнее 95-ый на заправке есть, но цвет, запах и количество наливаемого в баки у нас бензина вызывают думы горькие), то возить приходится из областного центра за 200 километров. Но лучше двадцать раз повозиться с канистрами, чем один раз с переборкой поршневой группы.
Однако, как показало время, фильтры 600 АСЕ к чистоте заправляемого бензина требовательны особо. И тут, прежде всего, необходимо соблюдать стерильность при заправке, использовать бензин с той АЗС, которой доверяешь (хотя и на «проверенных» бывают осечки!), это я вспоминаю случай, когда еще, будучи счастливым обладателем ВК-540III, вляпался в неприятную историю. Коротенько докладываю: возвращаясь из одного отдаленного села, «промахнул» я сотню километров с хвостиком, а до дома осталось всего ничего – какая-нибудь пятнашечка верст. В баке почти ничего не осталось, (у ВК бак маленький - 31 литр), на улице – 25 с ветром, еду себе и думаю: «остановиться дозаправиться, или дотянем(?), очень уж не хотелось на ветру таком копаться с канистрами!», как тут хе-е-е-ерррррра-а-а-акс(!!!!!) – заглохла машинка! И я два часа на ледяном ветру «тырил» элементы топливной системы по теплым интимным местам организма! А случилось вот что – в бензине с заправки, которой я всецело доверял, оказалось очень много воды. Кто катался на ВК знают, что это очень «теплый» снегоход, из-под капотного пространства «шпарит» теплый воздух как из хорошего обогревателя, соответственно и бак находится в тепле. Дорога ровная, хорошая, вот водичка на дне и поживала себе спокойно в жидкообразном состоянии, а когда пришла ее пора – она заполнила все трубки, фильтры, поплавковую камеру и жиклеры. Гореть она отказалась, и пока я выяснял, почему еще не ем Анюткины котлеты, а топчусь вокруг снулого снегохода между тундрой и лесотундрой, водичка подло так замерзла! Пришлось разбирать всю систему – до последнего винтика, греть и продувать. Бр-р-р-р-! Так что теперь я канистры с бензином предпочитаю держать на морозе. А после заправки оставшийся лед вытряхивать на свободу. И канистры все время проверяю на наличие осадков. Самые хорошие в этом плане – прозрачные пластиковые тридцатки-сороковки, не самые, конечно, безопасные в пожарном отношении, но для снегоходчиков – просто лучшие.
Возвращаясь к защите от грязи на снегоходе еще раз повторюсь - надо обязательно промывать бак, хотя бы раз в сезон.
Ну, значит, залил я 98-го «под галстук» своему коню подопечному, взял бердану верную, патронов насыпал горсть в карман, да собачку свою молодую отвязал. Банку конины ему показал, пообещал, что всю ее ему отдам, если он будет хорошо себя вести. Пес смотрел на меня преданными глазами, махал калачиком хвоста и всячески давал понять, что он очень рад и предстоящей поездке и банке тушенки и вообще – очень рад! Но ни словом не обмолвился пес, что его пригласили на свадьбу. Только мы стали отъезжать от дома, как откуда ни возьмись – невеста белокурая, а за ней женихов толпа….ну и мой рванул, телефончик там записать видимо, или с ребятами покурить, не знаю, сдуло, в общем, женишка, ветром собачьей любви….Нет, я все понимаю, но в 6 утра свадьбу играть???? Поехал я без собаки, короче…
Всего за пару выходных нужно было накатать 300 км, чтобы на неделе свозить Асю на ТО и развязаться наконец, с обкаткой – делом нудным, но обязательным. А чтобы выполнить требование руководства по эксплуатации – обкатывать в «рваном» режиме, то я поехал по пересеченке, через реки, озера, болота и горы. Благо, снега еще не много и снегоходу включать пониженную приходилось не часто, лишь в чаще леса, да на подъемах с реки в крутые берега.
Мы выросли на снегоходах и с молоком матери (и немного с кулаком отца) впитали целесообразность поездок. Если ехать – то по делу. Дрова ли заготовить, котлет накрутить, или рыбу ловить – должна быть цель. А обкатка – официальное разрешение на простое катание в неспешном режиме, и есть в этом своя прелесть! Ехать куда глаза глядят, называется. Глаза выбрали среднего размера речушку и поехали по ней вверх, до водораздела. Морозы стояли под 30-чку, так что льдом сковало все жидкое очень крепко, только на порогах, да гнилых ручьях парило открытой водой.
Болото.
На болоте снега немного, наста нет вовсе, поэтому кочки подленько так пинают лыжи снизу, пару раз больно отдавалось в локтевом суставе. 60 сантиметров ширины гусеницы и стойки позволяют уверенно двигаться по изрезанному ландшафту. Но без фанатизма. 40-60 км\ч по ледяной равнине, в густой засаде тальника или в чаще молодого березняка – пониженная, мотор все-таки на обкатке. Если махнуть с десяток километров по широким болотистым участкам, то информационную панель тщательно скроет снежная пыль. Впрочем, это не напрягает, нужно посмотреть – встал и смахнул рукавицей. Глубокие ручьи, спрятавшие свои воды в густых кустах ивы и карликовой березки форсировать в это время года намного труднее, потом в январе их заметет, засыпет снегом и знать не будешь, что это какое-то препятствие. А сейчас это – практически окоп с вертикальными обледенелыми стенками, в метр и больше глубиной. А расширители лыж на АСЕ точно такие же, что и на Е-Тес. И, именно при преодолении замерзшего ручья и выявилось первое преимущество 4-тактного двигателя. Не станешь ведь перед каждым переездом канавы останавливаться и измерять его ширину, глубину и вычислять вероятность успешного проезда??? Мы люди русские, у нас для этого есть Глаз и Авось. Приборы совершенные, но не точные. И когда Глаз ошибается, носок лыжи упирается в противоположную стенку ручья (сразу, почему-то при этом, вспоминается рыба Пелядь! http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E5%EB%FF%E4%FC). Масса снегохода при этом, чаще всего, уже перевалила на передок и отступить назад удается редко, ибо двухтактный мотор, выдающий свою мощность на высоких оборотах, срывает гусеницу в «букс». Тогда остается только двигаться вперед, а значит искать лаги, подкладывать под лыжи, либо играть в ландшафтного дизайнера, изменяя топором конфигурацию берегов ручья. У 600АСЕ такая операция проходит по-другому, просто фантастический крутящий момент мотора без видимого усилия вращает гусеницу на самых малых оборотах и та, цепляясь выступами протектора, как руками альпиниста, за каждый клочок грунта, вытягивает в большинстве случаев снегоход назад. Если, конечно, вы не повисли на выступе корпуса, что с левой стороны защищает тормозной диск от внешних воздействий. На этом выступе можно повиснуть и на стволе лежащего дерева и на крутом бугре и вот на вышеописанной кромке ручья. Не критично, но помнить об этом стоит, когда взорванный романтикой девственной природы мозг тащит вас на приключения….
Лес.
В лесу большой разницы между снегоходами я не отметил. АСЕ едет тише, слышно как работает ходовая, даже, наверное, чересчур тихо. Потому что на Е-Тесе этих звуков не улавливает ухо. Особенно по укатанной дороге и на скорости 60 км\ч гусеница гремит устрашающе, но скоро к этому привыкаешь. В субботу, протискиваясь между двумя елками наискосок, левая лыжа переехала валяющийся бесхозный ствол дерева (и куда только лесничество смотрит???), а правая попала под него (снова накладки нового образца!!!). При попытке сдать назад, левая лыжа не захотела перелезать обратно, и я влип. Поиграв немного в вагон метро, т.е туда-обратно, я максимально подал снеж вперед, чтобы левая лыжа выскочила из-под ствола, встал на правую подножку и держась за стропу, рывком положил снегоход на правый бок, но не до земли конечно, и балансируя на кромке гусеницы потихоньку выкатился назад. Получилось.
Кусты.
В тальнике и березовом частоколе и Е-Тес едет вполне уверенно, но АСЕ не так портит воздух. И это очень радует, потому что на 2-тактном снегоходе от вонищи выхлопной можно тихонько угореть в густом кустарнике. Общая беда в таких местах – налипает падающий с веток снег на подножки, приходится отбивать время от времени.
Река.
Двигаться по ледяному покрову реки, даже после сильных заморозков опасно. Пороги, пустоты, торчащие острые камни создают все условия для игры «стальные ягодицы». Конечно, я проверил толщину льда, прорубив топориком лунку – 19 сантиметров на плесах, вполне достаточно для техники. Но понятно, что панцирь на речке не может быть однородным и, придерживаясь непреложных правил не подъезжать к камням, кустам, темнеющим «змеям» струй, я поехал, ибо перебраться на ту стороны было очень заманчиво. Что интересного выявило это движение? А то, что 600АСЕ – очень бодрый 4-тактник! Бодее его, я еще не встречал ни на одном утилите. Примерно на 5000 об\мин Ася едет 50 км\ч, но самое привлекательное, что с этих самых 5000 оборотов при нажатии на курок газа она, в отличие от своих 4-тактных собратьев, очень весело поддает! Так, что лыжи слегка отрываются от снега! Конечно, с Е-Тесом не сравнишь, тот зверюга стреляет как реактивный снаряд. Но Ася очень порадовала. А как она выскакивает на практически вертикальный берег! Без видимых усилий, просто закатывается как луноход! Почему-то именно такая ассоциация родилась в голове. Катание по реке на Аське вызвало бешеный прилив восторга! Этот снегоход способен дарить радость!!!
Женщина, которая никогда не видела своего мужа за ужением рыбы, не имеет понятия, за какого терпеливого человека она вышла замуж.
Эдгар Хау.

За это сообщение автора Никола поблагодарил:
banderas (24 июн 2016, 10:58)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

Никола
Мастер - наставник

 
Сообщения: 1772
Стаж: 17 лет 4 месяца 4 дня
Откуда: Архангельск
Благодарил (а): 265 раз.
Поблагодарили: 560 раз.

Сообщение Никола » 27 июн 2016, 10:21 » #1572393

Так как в выходные намечалась поездка в Краснощелье, а на работе происходила полнейшая чертовщина, то про сервисное обслуживание получилось сжато. Прошу прощения, написал только основные моменты.
И остался неосвещенным один небольшой вопрос.
Про масло для двигателя. По накладной я купил три литра XPS 4-STROCE SYNTHETIC OIL. Но для замены требуется 2,2 литра. Следовательно, 0,8 осталось на сервисе. И, как выяснилось из разговора с руководителем сервиса, осталось случайно, торопились и забыли отдать. Сегодня перешлют нарочным. Ну и хорошо, разобрались. Значит, на третью замену масла (12000км) у меня скопится 2,4 литра из остатков? 1890 рублей сэкономим? Или проще оставлять эти остатки на сервисе и делать третью замену бесплатной? Как это происходит обычно?
При снятии глушителя была обнаружена гора веток и иголок. Слишком много. В основном лесной мусор попадает через открытое окно для радиатора, у Е-Тес там стоит радиатор, на АСЕ – зияющая пустота. Придется закрывать сеточкой, сыпется-то на глушак, далеко ли до беды? Еще кучка снега с иголками собирается перед радиатором. Тоже не хилая, леденеет. Но, изменений температуры двигателя нет, так и обращать внимание на нее не будем. Когда заливали масло в коробку – немного пролили и в воскресенье этот масляный след вызвал у меня панику, как оказалось абсолютно напрасную, ну да по порядку.

Проведенная в прошлом году акция «Газа до Отказа» - дарить на Новый год подарки в Краснощелье понравилась всем: и организаторам и детям и некоторым снегоходолюбителям. Так что в этом году колонна растянулась на сотни метров и, сверкая 32 фарами(=16 снегокатов), разорвала стройным световым потоком бушующую метель. А метель была как на заказ – сочная, снежная, зимняя.
В составе «боевой дружины» были и старые знакомые и новые крутые перцы. Погодка выдалась самая, что ни на есть подходящая – не видно было ничего. Поэтому мы ехали - куда придется, временами останавливаясь для ритуалов. Дело в том, что в нашей команде оказалось несколько Котов. Всем известно, что эти животные своенравные, гуляют где хотят, гордо задрав хвосты. Брпишники окружили Котов заботой спереди и сзади, зорко за ними следили, а на коротких остановках подходили к каждому и гладили по спине (наверное, чтобы не сбежали!). Коты слушались и ехали смирно, немного ворча, что им это медленно, но их снова гладили по спинам, давали колбасу и они мирились.
Долго ли быстро ли, но добрались до поселка без потерь и почти вовремя. Так как в гостинице семейным предоставляли отдельный номер, то репортеру Тане сразу несколько галантных мужчин предложили руку и сердце. Номер с номером, конечно, не проканал, ибо все мы люди русские, независимо от места проживания, если в пачпорте печати нету – живите так, то есть колхозом, и желательно за трудодни!
Классик сказал: «Если вы не можете расселить гостей – просто налейте им водки, они сами найдут, где им лечь!» Так что все окончилось благополучно, если не считать, что пару раз ночью кто-то рвал стоп-кран, и с верхних полок падали люди, то и без происшествий….
Главной задачей нашей миссии было поздравление детей села с наступающим Новым годом и вручение подарков. Мы уже были знакомы со многими ребятами и преподавателями, поэтому встреча прошла на хорошем организационном уровне, в позитивной обстановке. Вручающие вручали, смотрящие – смотрели, ну и снимающие – снимали! Цель была достигнута, ребятишки рады, взрослые улыбались.
Потом был коротЕнький ужин, плавно переходящий в полночь, для тех, кто мог ходить – баня, для остальных – караоке, то есть, культурная программа. И, конечно, крепкий богатырский …..сон!

Теперь о снегоходе.

Это был первый мой выезд на Аське в составе колонны, да еще и по великолепной ровной твердой дороге. Ася, как и положено 4-тактному снегоходу на 60-ой гусенице с 60-ти же сильным мотором, ехала аккуратно, степенно и …..без особого драйва. Всё, как и ожидалось. Максимум, что я ей позволил – 7000 оборотов - на идеальном покрытии, с пассажиркой веса молодого барашка и санками ручной работы и грузом в 250 литров бензина – это 60-70 км/ч. Больше не позволяли условия безопасности при передвижении в колонне. Парни, конечно, асы, наступали мне на пятки, но всяческие препятствия, в виде ручьев, камней и замороженных кочек, могли нанести непоправимый ущерб снегоходам и их владельцам, все-таки заставляли меня сдерживать ритм. А более всего, Ася просто не хотела ехать быстрее. Вот есть режим 5500-6500 оборотов в минуту, при котором езда на SWT600АСЕ приносит удовольствие, а все, что около 7000 (максимальные у этого мотора 7200), уже кажется насилием. То есть, коротко говоря, на хорошей подготовленной трассе Аська отличается от Е-Теса очень сильно. Е-Тес после 6000 только начинает жить, его мощнейшие подрывы способны плеснуть адреналина в кровь (это, конечно, как нажать на кнопку газа!!!) и превратить утилит, хоть и достаточно условно (помним о стойках, ходовой и ширине гуси), в некоторого рода спортсмена. АСя на 60-ой ленте – просто хороший тягач. Именно для своих утилитарных целей. Никто из охотников, рыбаков, пастухов, за исключением отдельных случаев, не станет выжимать из утилитарного снегохода на длительном переходе максимальную скорость. Когда перед тобой путь в пару сотен километров, а ты едешь один, ну или с товарищем, а задача – достигнуть цели с минимальными затратами, то тут и начинается самая, что ни на есть простая арифметика. Чем сильнее давишь на газ – тем быстрее убегает бензин из бака. И если сто км проехать со скоростью 100 км/ч, то это будет, допустим с тем же Е-Тес литров 25-30, в зависимости от плотности снега, а если 40 км/ч, то – 16 литров. Ну и в первом случае – минус сани, ибо они просто превратятся в дрова, вместе с грузом. Во втором случае и санки доедут, и бензина на мероприятие останется в достатке.
Ася способна двигаться в режиме 50 км/ч с грузом в санях 250 кг, по целинному рыхлому снегу. Положа руку на сердце надо сказать, что пока нормального снега мало и мои суждения основаны лишь на эпизодичных моментах. Навалит побольше – проверим теорию. Мотор и вообще поведение снегохода 600АСЕ похоже на тягач с хорошим дизельным мотором. Что в гору – что под гору, а с грузом так еще и лучше!
Расход на 140 километров составил 22 литра, что равно 15,7 на сотню. На днях я снова собираюсь в достаточно длинный пробег, в одиночку, да еще и в грядущие морозы, вот и проверим, как он справится с автономкой километров так на 1000.
На второй день произошло происшествие, которое доказало, что можно три десятка лет ездить на снегоходах, но однажды почувствовать себя неопытным новичком. Дело в том, что ко мне прицепили другие сани. И через пару километров, как только закончилась ровная дорожка, а начались ухабы – в коробке стали раздаваться неравномерные, но ужасно громкие щелчки. Настроение в ноль. Делаю пару остановок. Делаем совместный осмотр – на коробке масло. Теряю сознание. Кое-как откачивают меня нашатырем и говорят, что это мастера пролили на сервисе, а не конец коробке и тесту. Фу! Потом всеобщими усилиями приходим к выводу, что это бьёт дышло об фаркоп. Проверяем, двигаясь на снегоходе без прицепа – точно, стуки пропали. Вот вам и тест-пилот – лошара я, ми кантара! На всю, понимаешь, голову! Но, ребятушки, стуки я вам скажу такие, что у пассажирки заболела спина и на середине пути мы с моим верным товарищем Дениской санями все же поменялись.
И второе испытание ждало меня в этот день. Чем ближе мы приближались к Ловозеру, тем сильнее дуло с юга, а подъехав к Сухому озеру, и вовсе пропала видимость. Кое-как (спасибо шлему и костюму) я разглядывал дорогу, рука время от времени нащупывала в кармане куртки заветную жэпээску, проверяя, на месте ли она. На случай, если собьюсь с пути, придется ее включать. Однако, обошлось. Но метель сделала свое коварное дело – намела косые сугробы. Так как я ехал «в голове», то мне и досталось удовольствие пробивать снежные заструги. Ра-а-а-з! Лыжей по краю – мягко! Взрыв снега летит в шлем и уносит бешеным ветром в сторону. Ра-а-а-а-зззз! Пробиваю уже корпусом – снежок легкий, воздушный! Втянулся я, короче говоря. Последняя снежная «дюна» ждала меня на спуске с острова Курга – вжжжжжжиииииикккккккк! Скользнул «конёк» левой лыжи по твердому, как асфальт застругу и я вместе с пассажиркой благополучно завалился на правый бок! Ветер дует, снегоход на боку с санями, в сугробе по уши. Гусеница беспомощно вращается, не передавая крутящий, хоть и бешеный момент, грунту. Пацаны, надо отдать должное, бросились помогать и мы втроем, отцепив сани и немного покачав «бычка», вырвали его на свободу.
В общем-то и все. Больше приключений не было. Нормально доехали до машин, загрузили-погрузили, кто хотел – попрощался, кто не хотел – и так уехал. Всем спасибо за пробег и веселую компанию!
Женщина, которая никогда не видела своего мужа за ужением рыбы, не имеет понятия, за какого терпеливого человека она вышла замуж.
Эдгар Хау.

За это сообщение автора Никола поблагодарили: 2
banderas (27 июн 2016, 10:48), Двиг (27 июн 2016, 20:50)
Рейтинг: 2.6%
 
Аватара пользователя

Никола
Мастер - наставник

 
Сообщения: 1772
Стаж: 17 лет 4 месяца 4 дня
Откуда: Архангельск
Благодарил (а): 265 раз.
Поблагодарили: 560 раз.

Сообщение Никола » 02 фев 2017, 17:31 » #1697458

Продолжение рассказа Александра:
Автор: Александр Кузьменко (Ulukitkan) из Мурманской области

Когда был один снегоход на всю необъятную страну – было проще. Но споров о недостатках модели велось в гаражах не меньше, чем сегодня на форумах. Кто-то поднимал стекло, кто-то от стиральной машины лепил на капот воздухозаборник, кто-то (точнее, 99%) меняли мембранный карбюратор на мотоциклетный с поплавковой камерой, левый газ уже был тогда – просто перекидывали тросик газа на рукоятку тормоза, ибо тормоза на первых моделях Бурана работали только первые 10 километров (утрирую, конечно, но все равно не очень долго они жили) и ручка тормоза становилась свободной. "Неохотники" просто заматывали ее изолентой, чтобы не болталась. Приваривали багажники, ставили подсветку под сиденье, переносили ТЛМки из аккумуляторного отсека на раму. И много еще чего - ремни от комбайнов, чудовищные отбойники, фароискатели, датчики температуры от вертолетов, выхлопную трубу в сторону и много, много еще чего…И почем свет стоит, ругали конструктора. Матом.
В настоящее время марок снегоходов и их моделей – как елок в лесу. И в какую ветку форума не заглянуть – тоже везде режут, пилят, варят, тянут провода. Модернизируют. Но если на «Бурке» некоторые изменения конструкции были жизненно необходимы, то на современных снегоходах многое – для выражения личности владельца. Тут уж все от характера хозяина. Лично мне в подопечном нравится практически все. Никакого хирургического вмешательства машинка не требует. А вот кое-что из «допов» установить все-таки придется. И первое, что я сделал (вопреки всякой логике) – поставил «родной» кофр. Во-первых, он у меня уже был с прошлого года имелся, во-вторых, практика показала, что 45-ти литрового бака «искатать» (без прицепа), даже по сильно пересеченной местности за один день мне не удается и места для дополнительной канистры не требуется. А кофр этот очень органично вписывается в образ снегохода и весьма практичен: удобен и вместителен. Придется ставить защитную дугу (хотя в прошлом сезоне на паре Е-Тесов я обошелся без этого девайса и ничего не сломал), но Аська с ее радиатором в условно защищенном передке, дугу просит, теоретически. На практике….но не буду забегать вперед, о встречах с камнями чуть позже. И по этой же самой причине намереваюсь установить защиту «днища» передней части. Левый газ на снегоходе – штука, безусловно, нужная, но за 34 года катаний на утилитах обходился без него, скорее всего обойдусь и теперь. Расширители стоят, сиденье для пассажира имеется, спинку ставить не буду – мне кажется, она будет мешать. Особенно в лесу.
Настройки подвески пока оставил заводские, то есть все по минимуму, пятку не фиксировал. Снега пока все же маловато. Но проверю обязательно в разных режимах и расскажу про управляемость-расход-проходимость в зависимости от проводимых изменений.

Поездка моя автономная состоялась. Для начала выложу цифры:
За 6 дней:
741 километр пробега
127 литров топлива истрачено
33,2 моточаса использовано



280 километров – накатанный путик
90 километров – по свежему «двойному» следу снегохода
371 км – нетронутая целина
Два дня катался без саней,
два дня с грузом 180 кг,
два дня с грузом 450 кг.
(Конечно, масса груза достаточно условна, но максимально приближена к реальной). Плотность снега сильно разнилась в зависимости от района моего пребывания, но в стороне от путика в основном это неглубокий «пухлый» снег, сантиметров до 50-ти. Пару дней держался мороз до -30,5, остальные дни около – 20 с ветром.
.
Расход топлива:
Общий расход – 17,1
По снегоходному путику с санями и грузом в них примерно 180 кг – 16,8
Выводы поездки: снегоход не подвел ни разу, запуск, работа в разных режимах, электрика, корпус, ходовая – все выдержало и прекрасно работает. Замененный предохранитель вентилятора сдох второй раз, но после установки купленного в магазине (первый я ставил из зипа) работа нормализовалась и больше сие чудо меня не беспокоило.
Общий пробег за первый месяц теста – 1712км.

Ну, теперь лирика в подробностях.

Вроде немного вещей нужно одному человеку, чтобы отправиться в путь на снегоходе: лыжи, топор, пешня, спальные принадлежности, запас бензина и продуктов, рюкзак с телефонами-бритвами-фонарями, да с запасной парой белья, собаке пачку корма. А времени на сборы – целый день ухлопал, и выкатился со двора только к вечеру. Снегоходный след, тот, что мы так старательно утрамбовали в выходные, перемело метелью. Скачки по косым снежным застругам на этом снегоходе особо не беспокоят, но из-за саней приходится ехать медленно, 30-40 км\ч. Груз в санях «детский», но сами санки у меня тяжелые, в четыре копыла, такие две бочки бензина выдерживают без проблем, но на крюке их «слышно».
На озерах пробую разогнать Асю на скорость. По дороге на 7000 оборотах выдает 70 км\ч, больше не желает, на подножках появляется заметная вибрация. При съезде на нетронутый снег скорость падает до 50-ти, попытки «прижать» вызывают неприятные ощущения, кажется, что снегоход сам себе выбирает скоростной режим. Но и в последующие дни, даже с нагрузкой в 450 кг АСька 40-50 км\ч едет не «напряжно», даже легко. Быстрее, правда не хочет. В одного по ровной поверхности озера и снежной перине в 30см 80 разогнал. Гашетку до упора не давил, потому что для экспериментов надо выбирать другие места и другое время, однако для себя характер снегохода с таким мотором подтвердил еще раз – это как атмосферный дизель на моей Тойоте, ровный, спокойный и тяговитый.
Первую ночевку пришлось делать в поселке – посылки передать, да и в сон стало клонить. Заехал незадолго до отключения света, кормлю пса и валюсь спать, закутавшись в холодный с мороза спальный мешок.
Утром еще темно, только к 11-ти начинает светать, но мне ехать еще далеко, да и без путиков возможно, поэтому в 7 уже проверяю масло и грею движок. DESS ключ, как и на Е-Тес иногда на место садится не желает, приходится поправлять, мелочь, конечно, но неприятно.
Вещи уложены, термос заправлен, собака взята под особый контроль системой «Ошейник», чтоб на свадебку не слинял по привычке. Катим. 38 километров еще по снегоходке, а там как повезет. И нам везет, кто-то предыдущим днем проехал в нужном направлении, в снегу глубокие вырезы от полозьев саней – с грузом едут. С перекуров оставляют крутые бугры, значит, стартуют с пробуксовкой, на одном подъеме суета следов – «перли» двойной сцепкой. Или топливо тащат, или стройматериал.

На излучине небольшой речушки «вырастает» ворох досок на санях, впереди молчаливо застыл наш младший брат Скандик ВТ, с пустым баком. Рядом маленький щенок повизгивает от радости. Понятное дело. Бензина не хватило. А до домика моего хорошего знакомого, чей снегоход так неожиданно обсох, остался всего километр. Раздумывал я недолго, все-таки тест-драйв! Цепляю буксир за фаркоп своих саней и пробую утащить Скандика. Конечно, на пониженной. Гусеница буксует, но снегоход с тяжеленными досками на санях поддается, и скоро мы уверенно едем. Нагрузка предельная. На 4500 оборотах едва выходит15 км\ч, при нажатии на курок газа начинается пробуксовка и очень неприятная вибрация на подножках. На тестовом Е-Тесе в прошлом году я спокойно утащил 1,5 куба. Тут доски чуть поменьше, но со снегоходом тащить тяжело. Далеко не утянешь такой груз. Но попробовать хотелось.
У избы стоит второй снегоход. Мужики вскакивают, протирают сонные глаза, здороваемся. Увидев, что я им притащил коня с досками, удивляются и с восхищением похлопывают Аську. А редуктор? Ну что редуктор, конечно, такие нагрузки могут повлиять негативно на его работоспособность. Вот и проверим. Ремень, во всяком случае, запахов не издавал.
Пьем чай, обсуждаем новости. Мужики, узнав, что собираюсь ехать дальше, наотрез отказываются меня отпускать. Но я все же отклоняю их предложение остаться и, прихватив на ушицу немного жирных сигов, качу дальше. И снова мне везет – не проехав и километр, встречаю своих старых знакомых - отца с сыном из самого удаленного от нас поселка. Едут в район за топливом и еще по разным делам. У Паши на 69 АСЕ уже 11000 км на одометре, снегоход очень нравится, у Андрея на 59-ом перевалило за 6000. Потом мы еще, дай Бог, встретимся и поговорим о том, как Lynx с АСЕй ведет себя на оленеводческом хозяйстве. А вкратце из слов одних из самых уважаемых в нашем регионе пользователей этих снегоходов: как коньяк – чем дольше ездишь, тем больше нравится. Одна доставучая проблема – фильтр в насосе. Ну, эта история известная. Еще ребята говорят, что до 3000 километров АСьки у них «тупили» а потом как прорвало – и скорость набирают и тянут, сколько в коробок влезет.
Ну, разъехались. С десяток километров еду по следам оленеводов, а потом сваливаю в сторону. Теперь путь мой целиком лежит по чистой нетронутой ногой снегохода снежной поверхности. До реки ничего интересного не произошло. По кочкам скачем, управляемость – отличная, мотор тихо урчит, кажется, совершенно не напрягаясь. Но вот и река. В верхнем течении узкая, берега в кочкарнике, густо поросшие ивовыми кустами и небольшими березками. Мне надо как-то перебраться на ту сторону. Когда едешь один, то особо на рожон не лезешь. Вот и я еду потихоньку вдоль берега, выбираю переход попроще. На очередном повороте путь преграждает большущий ивовый «сад», еду смело через прижатые снегом кусты. И тут оказалось, что внутри этого тальника пустоты, снегоход начинает валиться и теряет скорость, жму газ и по большому радиусу (чтобы не завалиться на бок в кочках - хрен достанешь в одного!) выскакиваю на твердый берег. Впервые завоняло ремешком. Ого! Переключиться на пониженную времени не было. Но мощности для такого маневра снегоходу едва хватило, так мне показалось. А может со страху? Больше я в такую историю не попадал, но эта запомнилась.
Вот и подходящий переезд. С этого берега плавный спуск, на том – вертикальный срез берега в метр высотой. На понижайке проходим препятствие легко. Первый рывок у любого 4-тактного мотора такой мощный, что с санями «за плечами» снеж поднимает лыжи вверх. И обычно это всё. Дальше вяло и ровно. У АСьки, мне так показалось, все-таки динамика до 5-5500 об\мин присутствует очень хорошая, потом, правда, как у всех. Это я имел ввиду с санями. Но такого рывка вполне достаточно, чтобы перескочить 10-20 метров небольшой речушки с плохим ледяным панцирем. Что в данном походе мы прекрасно демонстрировали. Конечно, только в случаях крайней необходимости. Несмотря на морозы в 30 градусов, часть некоторых рек на порогах не замерзает, а часть воды уходит и оставляет пустоты, особенно в верхнем течении, это является очень неприятной преградой на нашем пути. Иногда я проверяю лед пешней, иногда, будучи уверен, перескакиваю «на глаз». Только два раза за снегоходом лед рухнул, но все обошлось. Спасибо, конечно , 60-ой гусе.
В этот день лишь однажды пришлось слегка побуксовать. Пересекая небольшую березовую рощицу, я наехал на можжевеловый куст, спрятанный под снегом. Сани, подлым образом заклинило между деревьев. Подвигавшись вперед-назад, удалось расшевелить «капкан», и выехать без помощи топора. Снова хвала «дизельному спокойствию» 600АСЕ!
Уже в кромешной темноте подъехал к избушке. Здесь мы должны были встретиться с моим другом и товарищем по приключениям. Но, как оказалось потом, Серега заболел и приехать не смог. Так что оставшиеся дни я провел только в компании своего пса, глухарей, «боевых» куропаток, да снующих по тундре росомах.
Продолжение следует.
Женщина, которая никогда не видела своего мужа за ужением рыбы, не имеет понятия, за какого терпеливого человека она вышла замуж.
Эдгар Хау.

За это сообщение автора Никола поблагодарил:
Игорь Барс (02 фев 2017, 17:35)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

Никола
Мастер - наставник

 
Сообщения: 1772
Стаж: 17 лет 4 месяца 4 дня
Откуда: Архангельск
Благодарил (а): 265 раз.
Поблагодарили: 560 раз.

Сообщение Игорь Барс » 02 фев 2017, 17:35 » #1697461

Никола
smailikai/tup
Барс "на Вертолетке"+7 (8184) 54-81-01
Аватара пользователя

Игорь Барс
Супер-профи

 
Сообщения: 5640
Стаж: 7 лет 7 месяцев 17 дней
Откуда: компания Барс-Северодвинск
Благодарил (а): 1765 раз.
Поблагодарили: 1817 раз.

Сообщение Никола » 02 фев 2017, 17:37 » #1697463

Автор: Александр Кузьменко (Ulukitkan) из Мурманской области

Было так темно и тихо, что мне показалось, будто конец света наступил раньше на сутки. Ошиблись индейцы! Потом уже я понял, что спальник ночью накрыл меня с головой, борясь с ледяными струями холода, плывущими из многочисленных норок куницы, бессовестным образом поселившейся в избе. Когда нос нашел выход из мешка, то стало ясно, конец света где-то дальше впереди, а вот ледниковый период уже в доме. И тишина. А если в тундре тишина, то это или весна, или мороз. Весны в декабре не бывает – ежу понятно, значит – дубак! Кое-как собрав остатки воли в кулак, и проклиная человеческую физиологию, вырываюсь из тепла спальника и бегу на улицу. Черный мохнатый велосипед марки «лайка» щемится в дом, только я приоткрыл дверь. Это – еще одно доказательство, что на улице айс! Смотрю градусник: – 28. Ну не так-то и холодно. Терпимо. Сначала, конечно, разжигаю дрова в печи. Хороши можжевеловые сухари! Аромат прелого дерева наполняет комнату, языки пламени весело пляшут в трещинах старой чугуняки, в трубе загудело! Глоток крепкого чая с лимоном из термоса приводит организм в состояние оргазма! Натягиваю свитер, связанный какой-то норвежской бабушкой, на голову вязаный колпак, ноги в унты – пойдем смотреть, как конячка переночевала!
Снимаю «ночнушку», отряхиваю приборку, все вроде на месте, ничего мыши не сперли….Гы! Ну, кнопочку ррраз – зажужжало внутри и спереди! Кнопочку – два и держу, вжик,вжик,вжик,вжик – вращает как обычно, но запустился двигатель с четвертого оборота. Ну и больше рассказывать нечего. Завелся, работает, примерно через десять минут выскочил второй квадратик на табло. Глушу. Вентилятор молчит. Это нормально. На холодном он гудел, значит в порядке. Так оно и было, стоит прогреться двигателю до 3-4 кубиков, вентилятор при выключении исправно гудит.
Очищаю подножки – это надо делать всегда, на подножки снег сыпется и живет там в виде комков, «выживающих» ноги с подножек. Заправляем. И, о чудо! Входит исправно 14 литров! А пробег? 67 километров! Это что же получается? 20,8 на 100? Многовато будет! Это, конечно, из-за тяжелых саней, снежной целины и часто используемой пониженной передачи. Сегодня поеду без саней, а то мне никакого топлива не хватит. К тому же я планирую вернуться в этот домик, так что лишних вещей не возьму.
Фотоаппарат под сиденье – там тепло, туда же термос, стропу и запасные перчатки. В кофр – лебедка, фал, сумка со спутниковым телефоном и пакет с хлебом и шматом сала, топорик. Правильнее, конечно, возить телефон за пазухой в непромокаемом пакете – попадали ребята в родники и снегоход тонул вместе с содержимым багажника.
В мороз и ходовая и коробка «скованы», поэтому я еду первые километры на пониженной по твердой дороге, пока не выскочит четыре кубика на табло и снегоход не «разойдется».
Ну, куда едем? Давно была у меня мечта прокатиться на южный берег, поползать в заповедных местах, там, где никогда не ступала нога человека, ну-у-у-у….. или ступала очень редко.
Земля тут красивая – переплетения ручьев, крутые берега рек, можжевеловые сады, острова елового леса и сосновые боры, но и таит эта земля в себе опасности для снегохода. Можжевельники, или по-местному – вереса, древние с толстенными крепкими корнями, а на вид как пушистые бутоны цветной капусты, не дай Бог вляпаться в такой садик – пробьешь пластик и застрянешь там на веки вечные. Стволы короткие, толстые и крепкие как стальные противотанковые ежи. На верхушках водораздела множество родников – бездонные блюдца, припорошенные снегом, снегоход утопает в секунду, и концов не найдешь. Доставать нам приходилось таких горемык.Вот фото из архива: Вблизи родников частенько попадаются каменные россыпи – тоже совсем не приятное препятствие, камни бывают острые как кинжалы, да и просто покатые «долбасят» ходовую и лыжи, как Саня Поветкин своих противников.
Вот так, старательно объезжая опасные места, пробирался я по Кольскому полуострову в поисках новых приключений. Какой-то необычайно красивый ручей привел меня к ущелью, не желая терять высоту, я повел снегоход но левому склону, который в итоге оказался таким крутым, что пришлось встать на левую подножку, чтобы не полететь кубарем вниз и тут я сильно пожалел, что нет левого газа на снегоходе. Все-таки СВТ – машина тяжелая и вот в такой ситуации, когда назад уже никак, а вперед – тоже никак, но очень надо, убивает массу сил. Зато «плавать» в запорошенных тальниках без саней на этом могучем танке – сплошное удовольствие.
В сотый раз повторюсь, что снегоход с АСькой совсем не быстрый и не пуляет, но зато как он мягко и ровно проходит места, в которых двухтактный мотор уже ревел бы оборотами! Речушка с двухметровыми отвесными берегами – а он как-то быр-хыр-тыр-пыр и переехал! Как будто без усилий. Мне нравится. Ладно, катим дальше. Тут из можжевеловых кустов «выныривает» глухариная голова! Молодой самец сидит спокойно – видимо заинтересовался новой моделью БРП. Делаю несколько фотографий, и птица улетает по своим птичьим делам. Ему тут вольготно…
Катались мы еще долго, так долго, что темнота застала нас в пути. С трудом нахожу место для переезда через реку. Несмотря на морозы, часть порогов открыта и представляет нехилую угрозу для меня и моей машины, стоит только воде достать ремень вариатора и снежик становится беспомощным. Можно проскакивать «на газах», но вот совсем недавно парень перескочил через полынью, «хапнул» камень в туннель и пробил радиатор на 59-ом. Года три назад такая же история произошла с одним владельцем Полариса LX. Если в ручье мелко и нет возможности его объехать – проверьте глубину, нащупайте брод и переберитесь не спеша. А лучше все-таки проехать лишние пару-тройку десятков верст и найти объезд.
Это я тут умничаю, уж простите, а сам через пятьдесят метров влип в такую историю, что и рассказывать не хочется! Снег в этих, близких к Белому морю местах, совсем не задался, был мягкий и пушистый, все одно, что по сахарному песку ехать, да и тот, наверное, плотнее. Стало совсем темно, я кручу головой, высматривая горизонт и пытаясь отгадать дальнейший путь, или, как говорят пастухи – дырку. Снег ровный, скорость – 10км/ч и тут раздается страшный удар в корпус, мы с Асей подпрыгиваем и приземляемся с другой стороны острого куска булыжника. Из радиатора валит густой белый пар. Мысли не грустные, мысли мои можно было назвать только одни словом и оно на букву х. Глушу мотор, конечно, сразу. Достаю фонарь, включаю, а в голове цифры: до домика где-то 50 с хвостиком девственной целины, до одной деревни 130, до второй 80, до третьей…..столько же, сколько и до дома – слишком много, чтобы об этом думать. Осматриваю камень – достойный экземпляр! Точно такой же поймал Серега в прошлый год, когда я над ним смеялся! Нельзя смеяться над корешем, нельзя! С трепетом снимаю панели и рассматриваю радиатор – фу-у-у-у-!!!!!!! Целый!!!!!!!! На новых платформах он стоит высоко, это меня и спасло. А пар от снега, который от удара накрыл горячие детали охлаждающей системы. Камень «прилепился» гораздо ниже, надорвал край пластика – это и все ранения!!!!!! Повезло, что скорость была почти нулевая. Но страх родил излишнюю осторожность и дорога к зимовью растянулась на три с лишним часа, теперь я объезжал все мало-мальские бугорочки. Незнакомая местность путала частоколом березняка, уводила марями в лесные тупики и крутила лабиринтом глубоких тундровых ручьев.
В доме топлю печь, пью чай, кормлю уставшего пса и забуриваюсь в спальник. Сон обрушивается сразу, плотный, крепкий и до самого утра.
Женщина, которая никогда не видела своего мужа за ужением рыбы, не имеет понятия, за какого терпеливого человека она вышла замуж.
Эдгар Хау.
Аватара пользователя

Никола
Мастер - наставник

 
Сообщения: 1772
Стаж: 17 лет 4 месяца 4 дня
Откуда: Архангельск
Благодарил (а): 265 раз.
Поблагодарили: 560 раз.

Сообщение Никола » 02 фев 2017, 17:37 » #1697464

Автор: Александр Кузьменко (Ulukitkan) из Мурманской области

На следующий день мы переехали в другое место. Пока я укладывал вещи, заправлял снегоход и осматривал вчерашние раны, темнота неохотно уступила место короткой световой передышке. Мы снова пылим снегами, забираемся в кручи, петляем вдоль речушек. За утренним кофе наметил примерный план поездки. Из лесной зоны я хотел выбраться в открытую тундру берегом небольшой речки, верховья которой мне были знакомы. Только я не учел одного занятного факта. Какой-то юморист топограф назвал три истока одним именем и я благополучно уехал правой в такие дебри, что выбираться пришлось при помощи лома и какой-то матери. Сани, пусть и не самые тяжелые, но кг 350 в них было, прыгать с таким прицепом не очень-то удобно. И верхние истоки часто подбрасывают сюрпризы в виде пустот. Осенью по большой воде встает лед, потом уровень падает и появляется опасная пустота – провалиться в такую удовольствие не из приятных! Теряя драгоценное световое время, я топаю с пешней вперед на разведку и «тыкаю» лед на переправах. Ася послушно тащит груз, на затяжных подъемах кое-где снега надуло и приходится включать пониженную. Собака радуется – Юл совсем не любит ездить, ему бы только бегать, порода…..
Поболтавшись еще сутки по восточной части Кольского, мы наконец-то собрались домой. Ветер, холодный и беспощадный, не давал нам покоя. Собака наотрез отказывалась ехать в санях или на снегоходе, пёс тупо замерзал и чтобы как-то согреться, бежал ногами. Я включил подогрев визора (делаю это редко, но был именно тот случай). С подогревом коленкор совсем другой, все видно, не дует и лицо ощущает тепло, как будто смотришь программу по телевизору, только телу холоднее.
Кое-как добрались до Краснощелья. Остановились подумать. И я впервые в жизни увидел собаку, с обреченным выражением лица. Юлай сидел за санями, безуспешно пытаясь спрятаться от жгучего дыхания Севера, сидел как человек, на «булках». Задние лапы вытянуты вперед, передние безвольно висели по бокам и ветер шевелили их, потерявших всякие силы, глаза выражали покорность судьбе и готовность подохнуть за идею прямо тут, на месте…. Ладно, ладно, трагедию тут изображать, уговорил - будем ночевать у Василича.
В Ловозеро мы вернулись на следующий день без приключений, срубили ёлку и встретили Новый Год!
Женщина, которая никогда не видела своего мужа за ужением рыбы, не имеет понятия, за какого терпеливого человека она вышла замуж.
Эдгар Хау.

За это сообщение автора Никола поблагодарил:
пчеловод (02 фев 2017, 20:02)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

Никола
Мастер - наставник

 
Сообщения: 1772
Стаж: 17 лет 4 месяца 4 дня
Откуда: Архангельск
Благодарил (а): 265 раз.
Поблагодарили: 560 раз.

Сообщение Никола » 02 фев 2017, 17:38 » #1697465

Автор: Александр Кузьменко (Ulukitkan) из Мурманской области

В нашем районе сохранилось два предприятия, занимающихся разведением домашних оленей. Оленеводство – основной вид занятости коренного населения Севера. И когда-то два богатых колхоза «Тундра» и «Память Ленина» насчитывали порядка 83 000 голов олешек, так, во всяком случае, рапортовали на съездах КПСС и всяких пленумах и пр. мероприятиях. В настоящее время это сельскохозяйственные кооперативы «Тундра» и «Оленевод» и по документам в каждом осталось по 24 с хвостиком тысяч оленей. В каждом хозяйстве несколько бригад, у каждой, в свою очередь свое стадо. Стада эти перед забоем загоняют в специальный загон – кораль и проводят учет количества голов скота. Зачем я вам это рассказываю? А затем, что мы с Аськой «гоняли» в тундру на этот самый просчет с важной миссией – проверить наличие оленей вообще и качество проведения учета. В администрации нам дали мандат и напутственное слово, работники хозяйства кинули на сани бочку бензина и я поехал. В итоге на санях приютились три 200 литровые бочки. Одна ехала до Краснощелья (140км), вторая до Каневки (300 км), а третья была наша с Асей. До Краснощелья нам предстояло ехать в одиночестве, потому что попутчики уехали раньше, а мы латали изрядно потрепанное дышло у саней. Путь предстоял не близкий и ремонтироваться в дороге не хотелось.
Добираемся до села и ночуем по плану, без историй.
Утром встречаемся у гостиницы. Увязываемся, проверяем крепежи на санях, обсуждаем всякое чего-нибудь, что на язык попадет, ребята выкуривают по цигарке. Но вот остатки вещей распиханы, бойцы рассажены, теперь взять хлеба в магазине и вперед, на встречу с прекрасным!
На выезде с околицы цепляю левой лыжей пенек, неприятно, но не смертельно. Новые цапфы и стойки прощают такие ляпы. У меня единственного на корме едет пассажир, остальным снегоходам такой фокус не под силу. Новая платформа уже проверена в прошлом году – пассажира возить можно, да и 60-ая гуся поустойчивее WT. В колонне пять снегоходов, на них девять человек. Два новеньких LX, полицейский ВК-3, Скандик с 550-ой эФкой и ваш покорный слуга на АСЕ. Поларисы еще до конца не обкатаны, ползем медленно, в режиме 30 км/ч. Есть время полюбоваться солнцем. Чем ближе едешь к востоку, тем оно теплее (так кажется, во всяком случае), у нас его нет пока вовсе – закрывают горы и немного мешает географическое положение. По дороге встречаются оленеводческие базы. Одну фотографирую – в принципе все идентичны, во дворе гора можжевеловых дров, внутри – смотрите сами.
Первая половина пути далась сравнительно легко, но чем ближе мы подбирались к Кейвам, тем сильнее задувало, а на самой возвышенности стало совершенно ничего не видно. Метель во весь размах хлестала нас по спинам, забивала щели в багажниках и стволы в автоматах. Фотографии скажут сами за себя. Когда поняли, что проехали верховья Югоньки, остановились на совещание. Сразу на кораль, до которого еще 12 километров нам попасть не получится. И погода стелет снежную пелену – не видно ни черта, да и стадо можем случайно толкнуть, пастухи не простят. Решаем спускаться к Поною, искать ночлег в Каневке. Измученные, но не побежденные, подбираемся к поселку. Не доезжая десятка километров дорога уходит в сосновый лес и виляет по колее от пяти ГТТ, недавно прошедших здесь (мы еще встретимся с мужественными парнями, забрасывающими топливо в отдаленные поселки). Первым скребет Поларис с парой возов и на крутом подъеме валится в колею. Сел. Отцепляю сани, забираюсь спереди и в легкую выдергиваю весь снегопоезд наверх. Только просмотрел, что не включилась пониженная, ремешком пахнуло, но не критично.
Каневка появилась внезапно, сверкнули фонари уличного освещения среди частокола молодых сосен и мы сразу выехали на крутой бугор. Три десятка домов по берегам Югоньки, 65 человек населения, россыпью белые грибы и семга в реке. Речушка, приютившая домики с печками, желтыми окошками и собаками, впадает в могучую реку Поной, который даже в темноте выглядит величественно, ощерился торосами. Мечта рыбака…

Мой давний приятель Володя, слава Богу, жив и почти здоров, стоит во дворе. Я без приглашения и без предупреждения (мы толком не знали, где будем ночевать, чего людей зря беспокоить?), но народ в Каневке гостеприимный, Володя селит нас к себе в уютный флигелек. Часть людей остается в гостинице. Гостиница в этот раз выглядит лучше, чем в далеком уже 2007-ом…. (это отдельная история). Теперь тут есть даже две голые панцирные сетки и нет горы мусора. Сразу вспоминается народное: «Пришёл на Поной - сиди и не ной!»
Ужинаем и валимся в койки. Сереге наш храп не нравится и он в отместку нещадно топит печь, но мы парни не промах, потеем, но все равно спим (и храпим)!!!
На рассвете тянем дорогу на кораль. Дует метель. Едва видимый след скачет по тундре, ныряет в заснеженные русла рек и, наконец, приводит нас к Пантелейке. В трех небольших домиках живет около сорока человек. Тут и старики-пенсионеры, и пастухи, и бригадиры, и молодежь. Одна повариха варит на всех. Спать негде, да не то что спать, а сесть негде. Всю работу мне надо сделать за день и ехать обратно. Нечего людям мешать.
Собираю необходимую информацию, фиксирую на фото оленей. Стадо в семь тысяч голов стоит недалеко, но туда лучше не ездить, чтобы не «толкнуть». От стада отделяют «куски» по полторы-две тысячи, загоняют в кораль и просчитывают. На высоком месте сидит учетчик с огромной книгой, записывает. В рабочей камере народ сортирует оленей: кого на забой, кого по стадам. Частники высматривают своих. Закольщики закалывают слабых, и тут же обдирают на месте.
Оленевод - трудная и сложная работа. И тяжелая. И древняя. Все что смог дать прогресс – это снегоход, генератор и налобный фонарик. Все остальное – как делали наши предки.
Много росомах, пастухи жалуются, таскают оленей. Раньше хоть шкура росомахи была в цене, а теперь кто за ней гоняться будет специально? Вот и развелось этой наглой зверюги несметное количество. Волков в этом году пока не видали. Волк появится – росомахи станет сразу меньше, конкуренции мохнатые на рынке не выдерживает. Браконьеры тут не беспокоят. Во-первых, далеко слишком, во-вторых, мужики тут суровые, в обиду себя не дадут.
День пролетел незаметно. Надо ехать в Каневку. Наши пути с товарищами по походу расходятся. Они едут искать лихих людишек, а я поеду дальше один, в Сосновку, к своему другу Сереге. Чаю попьем, в баньке попаримся! Красота!
Женщина, которая никогда не видела своего мужа за ужением рыбы, не имеет понятия, за какого терпеливого человека она вышла замуж.
Эдгар Хау.
Аватара пользователя

Никола
Мастер - наставник

 
Сообщения: 1772
Стаж: 17 лет 4 месяца 4 дня
Откуда: Архангельск
Благодарил (а): 265 раз.
Поблагодарили: 560 раз.

След.


Вернуться в Всё о снегоходах

Яндекс.Метрика | Яндекс.Метрика