Походы по Кельде-Кулою - 2002 (О Кельде и Гулагах)
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2
Там куда ездим на охоту район реки Колозьма все опутано проводами толи радио толи электро с фишками изоляторами на них. Некоторые участки заросли уже некоторые на виду есть такие которые находятся на 5 метровой высоте выросли деревья за столько лет. Опутывали провода окресные зоны и командировки. А на реке Курополда есть такое урочище Титово называется старые охотники рассказывали что там раньше была толи зона толи командировка и есть там кладбище так мужики в 70 годах находили кости и черепа. М ы проходили там с братом в 2000 году ничего не сохранилось стоял только одинокий столб.
Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе.
-
mort - Спец 3-го класса
- Сообщения: 145
- Стаж: 12 лет 9 месяцев 26 дней
- Откуда: Архангельск
- Благодарил (а): 0 раз.
- Поблагодарили: 2 раз.
Возможно, это была лагерная дорога, по которой возили лес на автомобилях. На таких дорогах примерно через каждые 2 км стояли разъезды с будкой и дежурным диспетчером. Между будками телефонная связь. Вот и валяются сейчас в лесу эти провода.
-
Г.А.Данилова - Мастер - наставник
- Сообщения: 1813
- Стаж: 12 лет 5 месяцев 16 дней
- Благодарил (а): 239 раз.
- Поблагодарили: 1120 раз.
Старые дороги там есть наверняка с тех времен.Но проводов вдоль них я не видел, провода тянутся по полузаросшим просекам вдоль озер уходят в районы Лодьм,Кельд озер и Семиозерья
Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе.
-
mort - Спец 3-го класса
- Сообщения: 145
- Стаж: 12 лет 9 месяцев 26 дней
- Откуда: Архангельск
- Благодарил (а): 0 раз.
- Поблагодарили: 2 раз.
Г.А. Данилова писал(а):Ребята! Посмотрите "Пинежский район". Там есть 2 темы: "ГУЛАГ на Пинежье" и тема о строительстве обелиска памяти репрессированных в Пинеге.
А здесь я пишу вот почему. Как я вижу, многие бывают на Кёлде с её притоками, на Полте, в других местах, где остались следы Кулойлага. И находят там многие предметы кулойлаговских времён. Ну, кто-то посмотрит и отбросит их в сторону. Кто-то возьмёт себе, похранит - похранит, а потом это тоже выбрасывается, даже просто потому, что некому передать.
У нас в Пинеге есть музей. Очень неплохой, есть большая экспозиция, посвящённая ГУЛАГУ. Я начинала это дело в 1989 году. Кое-что пособирали, вывезли из леса: брёвна частокола,части срубов с решётками на окнах. И прочее, что смогли. И сейчас были бы рады любой детальки, любой вещи тех времён, любой железяги. В музее это будет храниться вечно. Даже и фотографии.
Для истории это надо оставить обязательно!
Вот у вас вопрос, надо ли шевелить прошлое? Надо или не надо? Но это было. И довольно длительный период в нашей истории XX века. Уверяю вас, в музее эта история останется навсегда.
Очень бы хотелось найти лагерную обувь - резиновые опорки из куска автопокрышки. ЧТЗ - клеймо может быть на них. Да и все предметы, связанные с лесозаготовками.
Так что будем очень благодарны!
Г.А. Данилова
Мастер - наставник
Сообщения: 1326
Зарегистрирован: 02 ноя 2011, 10:49
Благодарил (а): 4 раз.
Поблагодарили: 507 раз.
Съездите летом в Семиозерье, там много чего в музей привезти сможете.
-
Yuri-inz - Мастер
- Сообщения: 820
- Стаж: 10 лет 2 месяца 2 дня
- Откуда: Архангельск, Соломбала
- Благодарил (а): 487 раз.
- Поблагодарили: 528 раз.
Архивные сведения по колонии №2 на Семиозерье не сохранились. Но известно, что в Семиозерлаг ссылали монахов из Соловецкого монастыря, верующих мирян и простых людей объявленных советской властью врагами народа. Божьим промыслом мне удалось познакомиться с бывшим старшим оперативным уполномоченным колонии-поселения №2 (Семиозерье) Бабыль Владимиром Григорьевичем, который служил там в 70-х годах 20 века и, хотя не застал всех ужасов советского лагеря в который отправляли людей “в один конец”, поведал некоторые интересные факты из истории.
В 20-е годы на Семиозерье была образована колония №2 строгого режима. В мае 1970 года колонию перепрофилировали в колонию-поселение. Этапы возили на теплоходах с Архангельска до Манатьи, далее в автозаках по 24 человека до Семиозерья. Сюда ссылали жителей Архангельска, Соломбалы, Северодвинска, Москвы, Петербурга, советских республик — было много эстонцев, литовцев, белорусов, армян. Колония занималась лесозаготовками на Юрках, что в 9 км от колонии. В лесу трудились в основном эстонцы и архангелогородцы. Остальные работали в столовой, топили печи, следили за порядком на территории и так далее. В колонии трудились два лесных отряда по 120 человек, которые занимались лесозаготовками и один отряд механизаторов и шоферов. Были малокомплексные бригады по семь человек (тракторист, чекировщик, сучкорубщик, вальщики), в сутки каждая бригада должна была вырубить 24 куба леса, всего 350-360 кубов. Колония-поселение была рассчитана на 500 человек. Освобождаясь, некоторые политические заключенные устраивались вольнонаемными рабочими в эту же колонию. Служащие жили в бараках на р. Куропалде, а рядом стояли бараки заключенных примерно на 120 человек. В Семиозерье был большой поселок — два общих магазина, две бани — для вольных и заключенных, детский сад, столовая, кинотеатр, 3 дизеля (для выработки электроэнергии и перекачки воды по поселку). Поскольку производство колонии было планово-убыточным, много леса списывалось, проявлялась бесхозяйственность, в 1978 году колонию-поселение закрыли. Сейчас от старого вольного поселения на месте гулаговского лагеря остались одни развалины.
В 20-х годах Архангельск превращался во всесоюзную лесопилку. По лявленскому зимнику два-три этапа в неделю уходили в лес, назад, естественно, никто не возвращался. Одним за другим возникают Конецгорский, Лявленский, Бобровский, Косковский, Вайновский лесопункты, принимающие лес у Нижнедвинского лесопромышленного предприятия, но правильнее говорить, у УСЕВЛОНа. Его управление располагалось в Лявле. Но были и вольные поселенцы в тайге: на Лодьмозере сели соловецкие монахи Алипий и Гедеон, пришедшие туда вслед за Вениамином, на Колозьме в четырех избушках жили еще несколько монахов. Известны поселения монахов на Волкозеро, в окрестностях Тельдозеро, Лодьмозеро на местах старообрядческих скитов.
Для строительства скита на Волкозере место иеромонахи Вениамин и Никифорвыбрали не случайно: до Лодьмозера четырнадцать километров, до Кельдозера – двадцать три, до Семиозерья – семь, до женского лагеря – десять. Выше по карте, на водоразделе речки Кулой и Северной Двины, ещё множество командировок и подкомандировок, ниже – то же. Надо думать, скит на Волкозеро посещали неоднократно сотрудники НКВД.Жизнь архимандрита Вениамина и иеромонаха Никифора проходила подобно жизни пустынников прошлого, «в молитвах и постоянных трудах». Они ловили рыбу, выращивали овощи, которыми и питались. Обстановка их лесной кельи была бедной и убогой. Единственные «ценности» — самовар, кофейник да еще настольные часы. В лесной глуши, вдали от людей, изгнанники-монахи прожили три года. В апреле 1928 года, накануне праздника Пасхи, два пришлых в эти края крестьянина, Степан Ярыгин и Владимир Иванов, решили ограбить монахов. Ради этого злодеи готовы были на убийство беззащитных людей. Вооружившись винтовкой и ножом-штыком, они направились в лес.Когда совсем стемнело и в доме погас свет, Иванов и его сообщник подошли к избушке и начали через окна стрелять в монахов. Стрелял Иванов. Однако ограбить избушку не смогли: обуял страх. Они так и не посмели войти в келью. Забрались только в сени и на чердак, где прихватили кое-какие немудрящие вещи убитых монахов, а также керосин. Они облили избушку снаружи, а затем подожгли. В это время мученики-иноки были еще живы: на следствии Иванов говорил, что слышал их крики. Иванов стрелял в архимадрита Вениамина, стоящего на коленях, с расстояния двух метров. Никифор в это время был с другой стороны печки. Он не был даже ранен. Он мог бы попытаться спастись, но не оставил архимандрита. Судмедэксперты, обследовавшие место трагедии, нашли рядом лежащие обгорелые скелеты.
Так, мученическим венцом завершилась земная жизнь последнего архимандрита Соловецкого монастыря, преподобномученика Вениамина и его верного ученика Никифора.
В 20-е годы на Семиозерье была образована колония №2 строгого режима. В мае 1970 года колонию перепрофилировали в колонию-поселение. Этапы возили на теплоходах с Архангельска до Манатьи, далее в автозаках по 24 человека до Семиозерья. Сюда ссылали жителей Архангельска, Соломбалы, Северодвинска, Москвы, Петербурга, советских республик — было много эстонцев, литовцев, белорусов, армян. Колония занималась лесозаготовками на Юрках, что в 9 км от колонии. В лесу трудились в основном эстонцы и архангелогородцы. Остальные работали в столовой, топили печи, следили за порядком на территории и так далее. В колонии трудились два лесных отряда по 120 человек, которые занимались лесозаготовками и один отряд механизаторов и шоферов. Были малокомплексные бригады по семь человек (тракторист, чекировщик, сучкорубщик, вальщики), в сутки каждая бригада должна была вырубить 24 куба леса, всего 350-360 кубов. Колония-поселение была рассчитана на 500 человек. Освобождаясь, некоторые политические заключенные устраивались вольнонаемными рабочими в эту же колонию. Служащие жили в бараках на р. Куропалде, а рядом стояли бараки заключенных примерно на 120 человек. В Семиозерье был большой поселок — два общих магазина, две бани — для вольных и заключенных, детский сад, столовая, кинотеатр, 3 дизеля (для выработки электроэнергии и перекачки воды по поселку). Поскольку производство колонии было планово-убыточным, много леса списывалось, проявлялась бесхозяйственность, в 1978 году колонию-поселение закрыли. Сейчас от старого вольного поселения на месте гулаговского лагеря остались одни развалины.
В 20-х годах Архангельск превращался во всесоюзную лесопилку. По лявленскому зимнику два-три этапа в неделю уходили в лес, назад, естественно, никто не возвращался. Одним за другим возникают Конецгорский, Лявленский, Бобровский, Косковский, Вайновский лесопункты, принимающие лес у Нижнедвинского лесопромышленного предприятия, но правильнее говорить, у УСЕВЛОНа. Его управление располагалось в Лявле. Но были и вольные поселенцы в тайге: на Лодьмозере сели соловецкие монахи Алипий и Гедеон, пришедшие туда вслед за Вениамином, на Колозьме в четырех избушках жили еще несколько монахов. Известны поселения монахов на Волкозеро, в окрестностях Тельдозеро, Лодьмозеро на местах старообрядческих скитов.
Для строительства скита на Волкозере место иеромонахи Вениамин и Никифорвыбрали не случайно: до Лодьмозера четырнадцать километров, до Кельдозера – двадцать три, до Семиозерья – семь, до женского лагеря – десять. Выше по карте, на водоразделе речки Кулой и Северной Двины, ещё множество командировок и подкомандировок, ниже – то же. Надо думать, скит на Волкозеро посещали неоднократно сотрудники НКВД.Жизнь архимандрита Вениамина и иеромонаха Никифора проходила подобно жизни пустынников прошлого, «в молитвах и постоянных трудах». Они ловили рыбу, выращивали овощи, которыми и питались. Обстановка их лесной кельи была бедной и убогой. Единственные «ценности» — самовар, кофейник да еще настольные часы. В лесной глуши, вдали от людей, изгнанники-монахи прожили три года. В апреле 1928 года, накануне праздника Пасхи, два пришлых в эти края крестьянина, Степан Ярыгин и Владимир Иванов, решили ограбить монахов. Ради этого злодеи готовы были на убийство беззащитных людей. Вооружившись винтовкой и ножом-штыком, они направились в лес.Когда совсем стемнело и в доме погас свет, Иванов и его сообщник подошли к избушке и начали через окна стрелять в монахов. Стрелял Иванов. Однако ограбить избушку не смогли: обуял страх. Они так и не посмели войти в келью. Забрались только в сени и на чердак, где прихватили кое-какие немудрящие вещи убитых монахов, а также керосин. Они облили избушку снаружи, а затем подожгли. В это время мученики-иноки были еще живы: на следствии Иванов говорил, что слышал их крики. Иванов стрелял в архимадрита Вениамина, стоящего на коленях, с расстояния двух метров. Никифор в это время был с другой стороны печки. Он не был даже ранен. Он мог бы попытаться спастись, но не оставил архимандрита. Судмедэксперты, обследовавшие место трагедии, нашли рядом лежащие обгорелые скелеты.
Так, мученическим венцом завершилась земная жизнь последнего архимандрита Соловецкого монастыря, преподобномученика Вениамина и его верного ученика Никифора.
- Рейтинг: 2.6%
-
-
Yuri-inz - Мастер
- Сообщения: 820
- Стаж: 10 лет 2 месяца 2 дня
- Откуда: Архангельск, Соломбала
- Благодарил (а): 487 раз.
- Поблагодарили: 528 раз.
В 2007 году совершив пешеходный поход в Семиозерье, несколько дней мы производили осмотр окрестностей озер и соответственно заброшенного лагеря. Что интересного. В одном из бараков висели правила пожарной безопасности для ИТЛ, их так и оставили,может до сих пор висят. В развалинах одного барака нашли 2 спальную сваренную эл.сваркой пружинную кровать. В сгоревшем бараке было огромное количество ящиков с керном, что указывало на геологические разработки, разведочное бурение в данных местах, о котором нет упоминания в интернете. Нашли руины строений, через которые росли деревья приличной толщины, очевидно остатки тех, первых бараков. В 1996 году были развалины, которые мы называли "автобусной остановкой", ну натуральная остановка. Сейчас ее уже нет, как и 90% того, что было раньше.
- Вложения
-
- Семиозерье июнь 1996 года
- 17405_8b35c4b20928ed19fdabc74cfdffd71b.jpg (73.95 КБ) Просмотров: 6388
- Рейтинг: 1.3%
-
-
Yuri-inz - Мастер
- Сообщения: 820
- Стаж: 10 лет 2 месяца 2 дня
- Откуда: Архангельск, Соломбала
- Благодарил (а): 487 раз.
- Поблагодарили: 528 раз.
Семиозерье, заброшенный лагерь НКВД, 2007 год
- Вложения
-
- Семиозерье 2007 год
- 17405_728b353b57ad33e8b99868699003c5ca.jpg (161.53 КБ) Просмотров: 6376
-
- Семиозерье 2007 год
- 17405_212409d27f92794e55dcbfcbea5a2ea8.jpg (75.67 КБ) Просмотров: 6376
-
- Семиозерье 2007 год
- 17405_f8e6aa8e8c1d2e57e3edfbbfa45c94be.jpg (147.54 КБ) Просмотров: 6376
- Рейтинг: 1.3%
-
-
Yuri-inz - Мастер
- Сообщения: 820
- Стаж: 10 лет 2 месяца 2 дня
- Откуда: Архангельск, Соломбала
- Благодарил (а): 487 раз.
- Поблагодарили: 528 раз.
Объявления Advertisement Management. Перевод от FladeX.