Лисовчики на Севере России. Св. Йов Мазовский.

Рассказы, истории, очерки, всё чем ты хочешь поделиться с друзьями

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Сообщение Zbigwie » 21 окт 2014, 21:42 » #1183979

Статья Збигнева Вежбицкого опубликована 22 декабря 2012 г. на интеренет-портале salon24.pl. W ulepszonej wersji możesz ją przeczytać po polsku tutaj: Kliknij!

Что ты знаешь о Лисовчиках на берегу Ледовитого океана? Слышал ли ты о «Золотой Бабе» — Зарни Ан? Ты знаешь, что мы захватывали когда-то Вологду, Великий Устюг, Солвычегодск и осаждали Холмогоры и Архангельск?

О Мезени ты наверняка не слышал. И ничего не знаешь о том, как польский дворянин убил там другого поляка и дворянина, ставшего святым Русской Православной Церкви! Прочти совершенно забытые, в Польше неизвестные истории почти 400-летней давности!

I. Лисовчики

Минув Москву, пошли они вглубь, преодолевая этот мир:
За ними осталось уже Белое озеро и пороги,
Уже прошли рифейские горы, укрытые снегом,
И Ингра, и Пермя, где на длинных санях,
Летают люди по снегу стремительнее сокола,
Где вести войну приходилось уже не с людьми,
Не вынесшими их вида, а с медведями и с суровыми турами,
С морскими чудовищами; без соболей, без хлеба,
Питаясь одной вяленой рыбой.
Они до тех пор продирались в дикие и пустынные места,
Пока грудью не уперлись в северные льды.

Стихотворение было написано в 1670 году. Его автором является Вацлав Потоцкий герба Шренява, который описывал дворянское общество Речи Посполитой XVII века. При чтении стихотворения можно ощутить огромные пространства России, которые когда-то преодолевали поляки, и холод Ледовитого океана.

Как наши предки, несколько лет тому назад я проехал Москву, направляясь в северном направлении и слегка на восток, в сторону Архангельска. По пути я попал в Вологду, находящуюся примерно в 500 километрах от столицы России. Прогуливаясь по старой части Вологды, я присоединился к группе русских, которые ходили с экскурсоводом. На берегу реки находилась «Ленивая площадка», а на ней стоял памятник основателю Вологды, как пояснил экскурсовод.

Изображение
Вологда - Ленивая площадка. Памяник 800-летию.

Я присмотрелся к шестиугольному цоколю памятнику — на нем виднелись различные бронзовые барельефы со сценами из истории города. На одном из барельефов я заметил рыцарей с саблями в руках, один из них держит щит, на щите виднеется наш орел. Напротив отряда рыцарей стоят мужики в рубахах поверх порток и в руках держат топоры и рогатину, борясь с поляками.
Изображение
Сцена, изображающая борьбу жителей Вологды с польско-литовскими интервентами во время Смутного времени. Scena przedstawiająca walkę mieszkańców Wołogdy z polskimi i litewskimi najeźdźcami w okresie smuty.

— Что изображено на этом барельефе? — задаю я вопрос экскурсоводу. Он ответил так (не заметив, что я не русский):
«В истории России только Наполеон дошел до Москвы. Никто не вторгался дальше, вглубь России, за единственным исключением. В начале XVII века польские захватчики были возле нашего города. Отряд польских рыцарей добрался до этого места, до города в глубине нашей матушки-России, но им не удалось захватить наш город. Русские мужики топорами защитили наш город от польских панов».

Но Pусский экскурсовод не сказал правду. Вологда была взята и сожжена. Даже дважды. Сержук Соколов-Воюш записал даже альбом «Песни лисовчиков года — когда поляки, видимо, искали Михаила Федоровича Романова — основателя ставшего впоследствии царствовать рода Романовых».

«Сентябрь, в 22-й день, с понедельника на вторник, в последний час ночи, люди, ниспровергающие православную веру и крест, проклинающие Христа, польские и литовские люди, черкасы [запорожцы] и казаки, и русские разбойники напали на Вологду неожиданно, незаметно, взяли город Вологду, порубили людей, сожгли и обесчестили божии церкви внутри города и в пригороде, и взяли городскую казну. Воевода князь Одоевский Меньшой бежал, а воеводу Григория Долгорукого и дьяка Истому Карташова убили, а Сильвестра, архиепископа вологодского и великопермского взяли в неволю и держали его у себя четыре ночи и едва живого выпустили. Незамеченные, польские и литовские люди, и черкасы, и казаки и русские разбойники неожиданно вошли в Вологду, потому что охрана возле городских ворот даже не слышала, как сотни солдат через незапертые ворота ворвались в Вологду».

В декабре 1612 г., как говорят старые вологодские хроники, в Вологде снова воцарилось беспокойство. Возле Устюга — города православного святого Стефана Пермского — появился 13 декабря полковник Анджей Наливайко* с литовскими людьми*, русскими злодеями* и черкасами*.

Его отряд, хотя и был разбит 26 февраля 1612 года Эвертом Карлссоном Хорном, ставшим впоследствии шведским фельдмаршалом в битве под Боровичами на восток от Новгорода — ограбил окрестности Устюга.

С 12 до 15 декабря 1612 года отряд Бобовского трехкратно штурмовал Каргополь, расположенный на левом берегу реки Онеги. Воспользовавшись случаем, он взял Чаронду на берегу озера Воже.

10 июля 1612 г. польское войско взяло Белозерск без боя и город был разграблен. Воевода Стефан Чепчугов сбежал в ближайшее местечко Кириллов под защиту каменных стен монастыря Кирилла Белозерского, в 130 километрах на северо-запад от Вологды.

20 августа 1612 г. войско разграбило окрестности монастыря, но к штурму приступили только в декабре. Первый штурм монастыря закончился неудачей. На помощь прибыл отряд под командованием полковника Песоцкого в составе 700 человек. Штурм повторили, начав его одновременно с двух сторон. Но у войска не было артиллерии, поэтому зажечь монастырь «выстрелами и огнем» не удалось. Каменные стены выдержали атаки со всех сторон. От пушечного ядра защитников гибнет полковник Песоцкий. Зимой 1613 года этот богатый монастырь осаждали 3000 солдат, и осады повторялись безуспешно до 1616 года.

А 25 января 1613 года Великий Устюг был в осаде того же самого 3-тысячного польско-литовского отряда, в котором также были черкасы, казаки и русские «под командованием полковника Якуба Яцкого», как сообщает русская хроника.

Старые русские хроники называют также фамилии поляков: «гетман Шелковецкий, пан Голеневский и казачий атаман Баловень». Это их войска «разрушили часть Вологды, сожгли 16 декабря 1612 года Спасо-Прилуцкий монастырь и ограбили окрестности».

Я долго считал, что это самые далекие населенные пункты на север от Москвы, до которых добрались поляки. Но в стихотворении речь идет о Ледовитом океане. Оказывается, на берегу Ледовитого океана мы тоже были.

Это подтверждает другое стихотворение, написанное Стефаном Жеромским в "Думе о гетмане. Сонные видения".

Пан Лисовский мчится до самой Астрахани,
До берега широкого Каспийского моря,
И заливает кровью Медвежьи броды,
И обрызгивает кровью Троицкую скалу,
В ростовской церкви убивает народ,
Через Кострому, Ярославль, Углич, Вологду
Он добрался до ледяных морских берегов,
Где мороз мерится силами с пенными волнами,

Где ледяные горы со скрежетом, с треском,
Воюют друг с другом на глубине.
Польские хоругви громят Василия-царя,
Жгут дубовые крепости, рубят людей под корень,
Там где стояли города, ветер несет перья,
Во рвах кровавые кости оплакивает дождь…

В 1612–1613 гг., после изгнания поляков из Кремля, разрозненные польско-литовско-казацкие отряды рассыпались по огромной территории московского государства, а сам Лисовский как-то странно исчез в этот момент из поля зрения и до сих пор нет абсолютной уверенности, где конкретно на севере России он находился.
Изображение
Лисовчики. Картина Юлиуша Коссака, 1880.

Значительная часть этих отрядов отправилась на север от Вологды. Эти отряды преодолевали тысячи километров, добираясь до Ледовитого океана. Их пути показаны на карте внизу.
Изображение
На карте обозначены трассы походов солдат Лисовского в 1612–1613 гг. Mapka tras wypraw żołnierzy Lisowskiego w latach 1612-1613. Mapkę opracował: Igor Skiriev. Źródło:http://www.emezk.ru/forum/topic.aspx?topic_id=60&page=7 . Оpen source.

Преодолеваемые ими расстояния были огромными. Я от Москвы до Вологды добрался за несколько часов, передвигаясь на легковом автомобиле. Как же такие большие расстояния удавалось преодолевать когда-то нашим лисовчикам?

Польская армия, показанная внизу на рисунках, состояла частично из солдат, прославившихся в победном сражении при Клушине. Русские изображали их тогда следующим образом:
Изображение
Изображение
Źródło: http://www.emezk.ru/forum/topic.aspx?topic_id=60&page=7 . Оpen source.

Но солдаты Лисовского выглядели и были вооружены совершенно по-другому. Лисовчики, все же, не были гусарами. Летучие отряды лисовчиков, которые перемещались чрезвычайно стремительно по огромным пространствам России, были необычайно подвижными, словно татары.

В различных музеях северной России можно увидеть даже части вооружения лисовчиков:

Изображение
Холодное оружие с поля боя.
Изображение
Пробитая кольчуга с поля боя на севере России в русском музее.
Źródło:http://pics.livejournal.com/rybandr/pic/0006yfx8/ .Оpen source.

Чтобы выжить, лисовчики должны были добывать продукты питания на территории, заселенной местными людьми. Эти отряды прошли вдоль и поперек почти через всю тогдашнюю северную Россию, грабя местное население. К их наиболее известным и описанным в хрониках «подвигам» относится осада Емецка на реке Емце, а также экспедиция на Сольвычегодск, Холмогоры и Архангельск.

«В 1613 году, 22 января, в пятницу, в городе Соливычегодске польские паны — Якуб Яцкий с товарищами, а также русские воры, черкасы [запорожцы] жили в городе три дня… а во время этого литовского нашествия на торговой площади и в пригороде все церкви и дворы были этими злодеями сожжены дотла, кроме двух монастырей: Бориса и Глеба, а также Введенского, церкви Спаса Нерукотворного и Введения во храм Пресвятой Богородицы, Благовещенского собора и дворов братьев Строгановых. После этого несчастья и боев в городе было найдено 196 тел убитых известных и неизвестных людей. А среди них на торговой площади найдено тело попа Леонтия и 27 убитых».

Так описывал эти события в своей рукописи «Истории города Сольвычегодского» в 1789 году Алексей Соскин. Рукопись была напечатана в 1855 г. в «Вологодских губернских ведомостях». Другие источники сообщают, что «в январе 1613 г. отряд поляков и казаков-ренегатов числом около 3000 человек внезапно и неожиданно напал на Сольвычегодск. И им удалось взять штурмом часть города, будущей столицы братьев Строгановых. Город был разграблен».

Отряд солдат численностью 60 человек, отправившийся из местечка Яренск, которое считается уже относящимся к Коми, не успел на помощь. Когда солдаты заметили дым над Сольвычегодском, их командир приказал возвращаться.

Сообщаемая численность польского отряда в Сольвычегодске — 3000 солдат — представляется вполне правдоподобной. Походы на различные города совершались отрядами, насчитывавшими от нескольких сот до 2–3 тысяч человек.

Российские хроникеры сообщают, что общая численность польско-литовской армии на северных территориях России составляла около 7 тысяч человек.

Изображение
План Сольвычегодска в 1793 г. Rzut planu Sołwyczegodzka 1793r. Źródło:http://www.emezk.ru/forum/topic.aspx?topic_id=60&page=7 . Оpen source.

Сольвычегодск находится примерно в 500 километрах на северо-восток от Вологды и примерно за 200 километров до столицы республики Коми — Сыктывкара.

Емецк расположен в 650 км на север от Вологды и в 150 км от Архангельска. Городок не удалось взять. Жители сумели превратить город в крепость. Там был построен оборонительный палисад, подготовлена артиллерия с запасом пороха и свинца. Емецк подготовился к обороне.

Изображение
На карте показана осада Емецка и место засады стрельцов, защищающих город. Mapka przedstawiająca oblężenie Jemiecka i miejsce zasadzki strzelców broniących miasteczka. Mapkę opracował Igor Skiriev. Źródło:http://www.emezk.ru/forum/topic.aspx?topic_id=60&page=2 . Оpen source.

Предвидя нападение поляков, воевода Холмогорский поручил жителям Емецка подготовится к обороне. В быстром темпе был построен палисад, для чего был разобран Ивановский женский монастырь. Емецк, занимающий площадь около 5,5 гектаров, превратился в крепость, с трех сторон окруженную наполненным водой рвом, а с четвертой — рекой.

Отряд «литовцев» появился со стороны Двины. Емецк защитился перед нападением. Поляки были застигнуты врасплох палисадом и укреплениями. Они начали двигаться вверх по течению Емца и там возле переправы через реку они попали под обстрел ожидающих их в осаде стрельцов. Завязалась битва, в которой погибло несколько «литовцев» — так тогда называли войска Ходкевича — и жители Емецка добыли три знамени, а также поймали двух русских шпионов, работающих на поляков. Их отослали за 100 километров на север, в резиденцию воеводы в Холмогорах.

Там шпионы признались, что готовится «нападение на Холмогоры и Архангельск», находящийся в 50 километрах от Холмогор. «Литовцы» якобы знали, что Холмогоры и Архангельск не защищены палисадом и взять их очень легко. И воевода Холмогорский князь Петр Пронский распорядился построить палисад в обоих городах, чтобы превратить их в крепости. А 6 декабря 1613 года конный полк 5 дней осаждал Холмогоры. Жители, чтобы защитить себя, даже сожгли церковь Зосимы и Саввы. 11 декабря из осаждающих полков вышел «лях Станислав Ясиньский» — как сообщает русская летопись — и передал известие, что осада Холмогорской крепости приближается к концу. Отряд численностью свыше 1200 солдат отступил после многочисленных неудачных штурмов и направился в сторону Архангельска, который намеревался взять с марша. И здесь их встретила неожиданность. Палисады защищали Архангельск. Превращение города в крепость спасло жителей.

Изображение
Старая гравюра Архангельска конца XVIII века. До 1612 года известен под названием Новых Холмогор, основан в 1584 г. Stara rycina Archangielska z końca XVIII wieku. Przed 1612 rokiem znany pod nazwą Nowe Chołmogory założone w 1584 r. Źródło: http://www.emezk.ru/forum/topic.aspx?topic_id=60&page=7 . Оpen source.

Отряд лисовских солдат стоял с 14 по 19 декабря у Архангельска, а потом двинулся в сторону Двины, к Белому морю.

Тот же отряд, насчитывающий 1200 солдат, опустошил и разрушил до основания Николо-Корельский монастырь, находящийся в современном Северодвинске, на берегу Белого моря. Николо-Корельский монастырь был тогда связан с первым морским торговым портом России и находившейся рядом с ним пристанью святого Николая на берегу Белого моря. Потом солдаты напали на богатые деревни, расположенные на беломорском берегу в северо-восточном направлении: Неноксу, Луду, Уну и осаждали Сумскую крепость в Карелии, которую им не удалось завоевать.

Грабежи бывших войск гетмана Ходкевича по землям северной России продолжалось до 1619 года, до заключения Деулинского перемирия. Существуют сведения, что некоторые участники поселялись на этих землях. Они оставались там, интегрируясь с местным населением. Об этом свидетельствуют польские и литовские фамилии на тех территориях, как например Повольский, или другие, заканчивающиеся на «ий».

Был ли в составе тех подразделений войска гетмана Яна Кароля Ходкевича, которые рассыпались по северным территориям России, королевский полковник Александр Лисовский? Не известно. История не дает никакого ответа на вопрос о том, чем занимался Лисовский в 1612-1613 гг.

Воевал на севере России? Отправился за золотой Бабой в северное Зауралье, в страну вогулов [современные манси], которую, может быть, он и добыл? И где-то закопанная в земле, она ждет, чтобы кто-то обнаружил это сокровище.

Изображение
Карта Московии, опубликованная Сигизмундом фон Хербрштайном в 1549 г.в труде «Rerum Moscoviticarum commentarii»

Самуэль Твардовский в изданной в 1649 г. поэме «Владыслав IV, король польский и шведский» писал:

Лисовский воюет
И как пожар ничего после себя не оставляет,
Дорога ровная и везде перед ним прямой путь,
Не садясь ни на какие лодки и не ступая на мосты
Через озера и реки и все разливы,
Дошли до мест, где не ступала нога поляка…
Дошел до Оби, там где далекая Золотая Баба,
Которая, уперев руки в боки, как чучело,
Сидит напротив солнца, всех привлекая к себе,
А прочитав трехкратно заклинанье, можно услышать
Вещие предсказанья тем двум народам…
Он принимается сначала за Бабу, а потом за приношения,
Разбив истукана, он золота взял так много,
Сколько смог унести…

Где на самом деле был Лисовский в те годы, неизвестно. В «актах» Речи Посполитой Бабиньской [дворянское литературно-сатирическое объединение, действовавшее в 1568–1677 гг.] Павэл Робертовский рассказывал товарищам в 1643 г., что „Лисовский привез из Москвы одних только денег сорок грузовых повозок»!

Все ли польские войска на Севере России были связаны с Лисовским? В определенно степени да. Но некоторые утверждают, что не всех польских воинов можно было назвать лисовчиками, потому что формально армия Лисовского возникла только в 1614 г. Тогда Лисовский объявился повторно. Летом 1614 г. конный отряд лисовчиков количеством 3 тысячи солдат вместе со своим полковником совершил рейд в глубину территории России, начав действия в районе Брянска. Под Орлом он одержал победу над войсками князя Пожарского. Его рейд затронул Вязьму, Можайск, окрестности Костромы, Ярославля, Муромского и Калужского воеводств. Вблизи Оки он вступил в бой с войсками князя Куракина и отошел за границы России.

Умер Александр Юзэф Лисовский герба Еж внезапно 11 октября 1616 г., прожив нецелых сорок лет, во время подготовки к новому нападению на территории в глубине России. В Москве не скрывали радости по поводу его смерти. «И отъехав от Стародуба двадцать верст, Лисовский внезапно умер, упал с коня и издох», — сообщалось в царском письме, направленном к властям Троице-Сергиевого монастыря под Москвой.

Таким образом царь выражал свою радость и конец страхов перед грозным воином Речи Посполитой.

Успехи лисовчиков, возможно, свидетельствуют о талантах их руководителя, но, несомненно, они свидетельствуют и о слабости тогдашней Московии, которая была не в состоянии эффективно защититься от всевозможных нападений. Память о лисовчиках в России сохранилась навсегда.

phpBB [video]

Фильм о лисовчиках.

Один из популярных восточных бардов даже написал о них песню:

ЛИСОВЧИКИ,

„Чаму мы разбойчыкі, Чаму мы маскоўчыкі, Вось былі б малойчыкі Ды пайшлі ў лісоўчыкі”

Лисовчики стали известны во всей Европе! Это ведь были времена наибольшего величия Польши — Первой Речи Посполитой, имеющей среди европейских государств западного христианства самую большую территорию.

Изображение
Карта административного деления I Речи Посполитой 1619 г. Podział administracyjny I RP. Stan prawny na rok 1619. Kliknij i powiększ mapę!

Даже Рембрандт написал портрет своего современника, как лисовчика! Существует мнение, что картина «Лисовчик», написанная Рембрандтом в 1655 году, является портретом, заказанным польским дворянином Марцъяном Александром Огиньским (1631—1690). Род Огиньских велся от бояр, полонизированных после заключения [img=http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%8F]Городельской Унии[/img] в 1413 г. Портрет Марцъяна Александра Огиньского был написан Рембрандтом в то время, когда Огиньский был студентом Франекерского Университета в Голландии. Его портрет известен как «Лисовчик» или как «Польский всадник» (Polish Rider). Вероятнее всего этот портрет был заказан Огинським.

Изображение
Рембрандт ван Рейн, картина «Польский всадник» (Лисовчик).

Лисовчики сражались на территории, простирающейся от границ Франции до Москвы и Северной Италии, а также от границ Турции до устья Вислы и Финляндии. Их смогла узнать вся Европа, и нигде их тактика не давала сбоя: восточным войскам они противопоставляли силу огня, а Западу — скорость и военную хитрость, в соответствии с рекомендациями теоретиков XVI века.

Солдаты армии Ходкевича: поляки, казаки, литовцы,— еще долго сражались на Севере России. После заключения между Речью Посполитой и Россией Деулинского перемирия в 1619 г. их более поздние действия можно было квалифицировать как разбой.

Об одном из таких отрядов, который действовал на берегу Белого моря в Мезени под командованием поляка, говорится во второй части статьи. Это повесть о двух польских дворянах, в которой один из них убил второго — будущего святого Русской Православной Церкви.

II. Повесть о святом Иове Мазовском.

Для жителя Москвы побережье Белого моря — это глушь. Для жителя этих территорий на берегу моря глушь — это окрестности реки Мезень. А для обитателя окрестностей Мезени глушь — это окрестности реки Пёзы. Это абсолютная лесная пустота, где дьявол говорит: «Спокойной ночи», — но никто его не слышит. Именно там, в верхнем течении реки Пёзы, на ее высоком берегу, стоит крест в память о польском дворянине и, вероятно, о бывшем лисовчике. Крест стоит в том месте, где он был убит.

Изображение
Над рекой Пёзой. Крест в память об убитом польском дворянине.

«Где это место?» — спросим мы себя. Вот карта, где обозначено место смерти этого Поляка на берегу реки Пёзы.

Изображение
Карта с обозначенным на ней местом смерти поляка. Река Пёза впадает в Мезень. Mapa z zaznaczonym miejscem śmierci Polaka. Rzeka Peza wpada do Mezeni.

Откуда там появился этот лисовчик и откуда этот крест, почти 400 лет спустя после его смерти?

Эта старая, длинная и даже захватывающая история уже обросла легендами и связана еще с одним польским дворянином, который является святым Русской Православной Церкви. Это история о двух поляках.

Патрыциуш Мазовский происходил из дворянской семьи, осевшей где-то на Кресах Речи Посполитой. В конце XVI века судьба забросила его семью к русским. Может быть, он принимал участие в войне Стефана Батория с Москвой, а может быть в результате этих воен его земли оказались во владении России, и он перешел на царскую службу. Известный краевед И. Ф. Токмаков еще в начале прошлого века писал, что в московском архиве Министерства Юстиции хранилась книга дворянских семей рода Мазовских. Но сегодня об этой книге не осталось никаких упоминаний и никаких следов. Когда у Патрыка Мазовского родился сын, не известно. Вероятно, это произошло позже 1585 года. О периоде его молодости совершенно ничего не известно. Примерно в 1605 году он появился на Соловецких островах. Он был там первым поляком.

Согласно церковным документам, митрополит Новгородский и всего Поморья Исидор утвердил сына Притрициуша Мазовского в качестве трудника, выполняющего всевозможные церковные работы, потом в качестве иподиакона и наконец, после прибытия 10 ноября 1607 года на Соловки, постриг его и дал ему иноческое имя Иов. Его светское имя нигде не было записано и потому неизвестно.

Изображение
Źródło:http://www.rosjapl.info/rosja/wyspysolowieckie.php . Open source.

Иов Мазовский стал монахом в Соловецком монастыре, который в те времена владел огромными территориями северной России, простиравшимися до реки Мезень.

Изображение
Соловецкий монастырь.

В 1614 г. молодой монах с благословения настоятеля монастыря покинул Соловецкие острова и переселился в мезенские края. Иов намеревался вести жизнь пустынника и поселился в безлюдном месте. Там на высоком крутом речном полуострове он построил деревянную часовню. Несколько монахов собрались вокруг Иова, став его учениками.

Монаха Иова Мазовского, который уже стал известен своими духовными добродетелями, трудолюбием и мудростью, окрестные крестьяне призвали построить монастырь, поскольку в этих местах, на землях возле Мезени, не было еще ни одного. Монахам, правда очень немногочисленныме, негде было жить в соответствии с монашескими правилами, и они жили в своих домах с женами и детьми.

Царь Михаил Романов 14 августа 1615 г. даровал будущему монастырю ранее пустые и ничейные земли возле мыса, где сходятся три реки, а также два острова, окрестные леса и право ловли рыбы и вырубки леса. Это были совершенно дикие места, выбранные Иовом для своей пустыни, абсолютно незаселенные, там где реки Вашка и Ежуга впадают в реку Мезень. Это место назвали Ущельем (ударение на первом слоге).

УЩЕЛЬЕ
Miejsce gdzie niegdyś był klasztor to ten romb na dole po prawej stronie mapy. Teraz jest tam kaplica. Так эта местность выглядит в наше время. Место, где когда-то находился монастырь — это ромб внизу, на правой половине карты. Сейчас там находится часовня.

Преподобный Иов Мазовский построил на месте часовни совместно с монахами и местными жителями сначала деревянную церковь Рождества Христова. Возникал новый духовный центр, распространяющий и укрепляющий православную веру на этих далеких мезенских землях и в краю Коми. Братья построили себе кельи, в которые переселились из изб своих родственников и начали жить вместе. Монастырь начал развиваться. Монахи тянулись к Иову. В земской переписи Мезенского края 1623 г., которая хранится в Центральном Архиве Древних Актов в Москве, можно прочитать: «Вблизи реки Вашки в 1614 г. был построен монастырь. В нем церковь Рождества Христова из дерева, поставлена в 1622 г., в ней образ местный Рождества Христова. В монастыре строитель Иов в келье и в четырех кельях восемь братьев-монахов, ограда для скота. Пахотные земли очень бедные. Дань собирать не следует, так как строитель Иов продолжает строительство».

Изображение
Монастырь был построен людьми, которые в нем жили — монахами и послушниками. Они сообща возводили различные монастырские постройки, обрабатывали землю, заготавливали сено, ловили рыбу и жили религиозной жизнью, славя Бога и православную веру, как сообщали церковные власти. Язычники, молившиеся ранее старым деревьям, принимали Христову веру.

Монастырь стал известным под именем, происходившим от места — Ущельский Монастырь, центр православной веры мезенских земель, а его настоятелем был преподобный Иов Мазовский.

Уже остались в прошлом годы бедности начального периода, летние сезоны были урожайными, и рыбы ловилось много. Благосостояние монастыря росло, приходили новые братья, но никаких богатств монастырь не копил и помогал бедным.

Укоренялся и креп Ущельский Монастырь не только в мезенском краю. Он был известен на Белом море, в бассейне реки Мезень и вплоть до земель возле реки Печоры, впадающей в Баренцево море.

***

Пока же вернемся к нашим лисовчикам, о которых речь шла в первой части статьи. После заключения Дeyлинского мира некоторые из них остались на Севере России. Они поселились среди местного населения, а кое-кто продолжал создавать вооруженные отряды, занимающиеся разбоем и грабежом.

Одним из таких отрядов, состоящим из полутора десятков бывших солдат — поляков, русских и казаков — командовал обедневший польский дворянин. Блуждая по этим северным землям России, он услышал легенду о Золотой Бабе, называемой коми Зарни Ан, которая сначала находилась где-то на землях, лежащих за рекой Мезень, в стране коми, а позже была перенесена за Урал одним языческим шаманом по имени Пам. Так она попала в страну угро-финского племени вогулов [в наше время этот народ называют манси], живущего за Уралом. Большой идол, весь из золота, распалял воображение всех членов разбойницей шайки. Их предводитель решил предпринять поход, чтобы добыть сокровище, Золотую Бабу. Постоянно живя разбоем, они решили отправиться за сокровищем, обходя Урал с Севера.

Этот путь был известен, потому что в течение столетий люди по нему отправлялись в Сибирь.

Первым этапом их пути было путешествие в мезенский край, чтобы потом добраться до Пёзы. Продвигаясь вверх по течению реки Пёзы, примерно через 8 километров добраться до бассейна реки Печеры и, спуститься немного вниз по Печере до впадающего в нее восточного притока. Идя вверх по течению и немного на север, можно преодолеть Урал и оказаться в стране вогулов. Такой маршрут наметили находящиеся в отряде русские.

Шайка под предводительством обедневшего дворянина начала появляться в мезенском краю после 1625 года. Со временем разбойничий отряд стал там известен, а местное население дало его предводителю прозвище Зажёга, примерный перевод на современный язык — Поджигатель. Их налеты заканчивались, как правило, поджогом ограбленных домов. Небольшой отряд Зажёги добрался до ущелья, привлеченный надеждой на богатую добычу в известном монастыре. Но когда-то многочисленный, отряд таял с течением времени. В нем осталось только семеро. Это были черкасы, то есть запорожские казаки, и русские. Предводительствовал поляк.

Приближался конец лета. 5 августа 1628 годы день был солнечным, но собиралась гроза. Монахи отправились на покосы собирать сено, а в монастыре остался один преподобный Иов Мазовский. Он колол дрова.

Русский автор Геннадий Русский описал прибытие разбойников в Ущельский монастырь в книге «Клейма к иконам северорусских святых», ниже это представлено со значительными сокращениями и с диалогами, дошедшими через народную легенду:

Прибежал к нему Сашко, сын Анфима, и едва вымолвил, запыхавшись:

—Разбойники плывут!

Посмеялся Иов:

— Какие разбойники, знать гости торговые.

— Разбойники! Я видел! Бежим, отче!

— Поспешай к людям, сыне, торопись! Беги! Я останусь.

Иов поцеловал мальчика и повторил: "Убегай"! Разбойники были совсем рядом.

Лицо приближающегося предводителя было очень суровым. Оно было покрыто многочисленными шрамами, словно все было изранено. Только его голубые глаза сверкали на солнце.

— Где золото, серебро? Быстро показывай! — потребовал угрожающе предводитель от Иова.

— Где сокровища? — повторил он.

— Сокровища наши — этот монастырь! — ответил Иов.

— Где деньги?

Иов ничего не ответил.

Разбойники бросились на преподобного, начали сдирать одежду, дернули за воротник.

— Смотри-ка, атаман,— крикнул один из них. — Говорил, что золота нет! А это что?

И он подал предводителю золотую ладанку, снятую с шеи Иова.

Взял предводитель медальон, рассмотрел его внимательно и сказал: «Я с ним сам поговорю». И начал разговаривать с Иовом по-польски.

— Пан будет поляк?

— Я Иов, чернец.

— А откуда у бедного монаха эта золотая ладанка?

— Надо ли знать тебе? Это наша родовая реликвия. Тут написано по латыни «Tuere me Deus» («Да хранит тебя Бог») и наше имя.

— Здесь написано Мазовский.

— Таково было мое мирское имя.

— Так ты дворянин? — и, вынув саблю, он обрезал путы на ногах и руках пленника. — Расскажи мне, как ты стал монахом в этой варварской стране?

— А ты расскажи мне, как стал разбойником и почему тебе дали прозвище Зажёга?

— У меня не было выбора, пришлось стать разбойником.

— У меня тоже, пан Зажёга.

Зажега усмехнулся.

— Мне трудно поверить, что поляк мог покинуть лоно католической церкви и стать монахом в этих лесах и болотах.

— Так и мне трудно поверить, что поляк отрекся от бога и стал убивать беззащитных людей.

— Посмотри на мое лицо, покрытое шрамами. Они клеймили меня, пан Мазовский. Теперь я плачу им той же монетой. Это моя месть за мое унижение.

— Не стоить мстить никому, а в особенности невинным людям. Мы все Божьи чада, а кто верит в Христа, тот знает, что за злодейства его встретит заслуженная кара.

— Это еретики и война с ними оправдана.

— Пан Зажега! Ты уже не на войне, это разбой и ты вне человеческого и Божеского закона.

— Для чего мне спорить с тобой? Ты — мой пленник. Я верю слову дворянина и, думаю, ты не лжешь, говоря, что здесь нет богатства. Я вижу, монастырь ваш беден. Пусть так. Я скажу другое. Ты видел моих людей, это люди без жалости, они никого не щадят. Только я могу тебя спасти, если ты поможешь спастись мне.

— Спасение твое в едином покаянии.

— Э-э, все это только слова. Я не хотел быть разбойником, но я стал им. Я бежал из темницы и могу скрываться только с таким разбойным людом. Но не думай, что я доволен такой участью. Я хочу на родину, хочу в Речь Посполитую, но мне нет пути. Я мог бы передать моих людей властям, но боюсь, мне это не поможет… Та мог бы помочь мне, ты мог бы вступиться за меня, как лицо духовное, если я сдам свою шайку властям. Можно придумать и другое…

— Ты боишься суда человеческого, а Божьего суда не боишься?

— Перестань… Мы с тобой одной крови. Ты в этой стране чужой, как и я. Мы поляки. Помни о родине, помни о Речи Посполитой!

— Досадно мне слышать слова о родине из уст убийцы. Это тебе нисколько не поможет, ты не избежишь человеческого и Божьего суда. Ты говорил о родине. Моя главная родина — это бог. Еще одна моя родина — это Русь. Здесь я родился, здесь моя вера и моя родина.

— Предлагаю спасти вам жизнь, пан Мазовский.

— Я чернец, монах. Я давно умер для мира.

— Ты не знаешь моих людей. Они не только убьют тебя, но подвергнут таким пыткам, какие не видел ни один святой мученик.

— Знай, что ни дворянин пан Мазовский, ни монах Иов никогда не примут милости от убийцы!

— Но я хотел спасти тебя как моего единоплеменника! Я могу взять тебя в качестве заложника.

— Я не твой единоплеменник. Мы враги! Ты не поляк, а безбожник Зажёга, проливающий кровь невинных людей, сжигающий их дома и деревни. Имя твое здесь проклято и поляки в Речи Посполитой тоже его проклянут!

— Довольно! — крикнул Зажёга. Эй, люди! Он ваш!


И Зажёга ушел с крутого обрыва на берег реки, чтобы не видеть того, что будет происходить с Иовом и не слышать его стонов.

Изображение
Место, в котором разбойники пытали Иова Мазовского. Miejsce, w którym rozbójnicy torturowali Hioba Mazowskiego.

А разбойники положили Иова на сосновую колоду, и начали его пытать, требуя указать место, где спрятаны монастырские сокровища. Они кололи его ножом, резали из кожи ремни, и жгли огнем.

Сорвали с Иова старую одежду, искололи ножами, с криками и смехом поволокли к обрыву. И упало тело Иова на берег, к ногам Зажёги.

Изображение
С этого высокого обрыва разбойники сбросили Иова Мазовского. Z tej wysokiej skarpy zrzucili rozbójnicy Hioba Mazowskiego.

Увидел Зажёга, что совершили люди его, увидел последний взгляд Иова, направленный не на него, а в небо, к Богу, услышал слова молитвы на устах в пене кровавой.

— Не может дворянин умирать, как собака! — молвил Зажёга, вынул саблю и отсек мученику голову. Покатилась голова и застыла, глядя в небо открытыми глазами.

Вытер атаман саблю, поднялся наверх.

— А цо, хлопцы, кто такую ужасную смерть придумал этому монаху?

И вышел вперед житель ближайшей заимки по имени Анфим.

— Ты нас привел сюда. Обещал золото, обещал серебро, обещал монастырские сокровища! Где они?

— Сейчас мы начнем их искать! — Анфим почувствовал опасность в голосе Зажёги.

— Ты нас обманул. Проклятый пес! Здесь нет ничего. За ложь ожидает тебя кара. Хлопцы! Он ваш!

И разбойничья банда убила Анфима, сбросив его с высокого обрыва на берег реки.

А Зажёга отдал команду: «Поджигай!».

Но в этот момент с почерневшего неба грянул гром, а один из разбойников прокричал:

— Кони скачут! Лодки плывут по реке!

— Конец! Уходим! — приказал Зажёга.

И все бросились к берегу реки, сели в лодку и поплыли.

А на высоком берегу появился на коне Пашко из Юромы и разбойники услышали его голос:

— Не убежишь! Зажёооога!

И с неба ударил гром, а молния, словно огненная стрела, пролетела над разбойничьей лодкой и ударила в берег реки, с неба хлынули потоки дождя. Побледнел Зажёга, словно услышал голос ангела смерти. Зажёга решил покинуть негостеприимные для него места и направил свою лодку вниз по течению реки Мезень, к месту, где в нее впадает Пёза, чтобы плыть вверх по ее течению, в направлении Золотой Бабы.

А на лодках возвращались монахи с сенокосов. Когда они увидели, что случилось, они горевали об утрате своего преподобного игумена Иова.

Пашко с Юромы все им рассказал. Сам он не успел помочь Иову, хотя поспешил на коне с помощью сразу же, как только узнал от Сашки, что подходят разбойники.

И похоронили преподобного мученика Иова Ущельского на северной стороне, в храме Рождества Христова в Ущельском монастыре.


Изображение
Монахи над телом святого Иова Ущельского. Zakonnicy nad ciałem św. Hioba Uszczelskiego. Źródło:http://sanatatur.ru/forum/viewtopic.php?f=124&t=9218 . Open source.

А Зажёга не добрался до Золотой Бабы. И не убежал. Настигла его Божия и человеческая справедливость. Он убегал, плывя на лодке вниз по течению Мезени.

Если вы запустите карту реки Мезень и окрестностей, то увидите, что отчалив от селения Ущелье, чуть ниже места, где река раздваивает свое течение, они должны были проплывать вблизи селения Юрома.
А там на высоком берегу их уже поджидал Пашко. Когда они проплывали мимо, его стрелы не достали до лодки Зажёги. И разбойники спокойно проследовали дальше, для всех недосягаемые. Их осталось семеро. Людей в прибрежных деревеньках и селах не было. Они бежали от разбойников Зажёги. Добывать продовольствие становилось все сложнее. Когда ниже по течению они проплывали близко к берегу, вылетевшая из лесной чащи стрела попала в одного из разбойников, и он упал в реку. Это Пашко на коне преследовал их, опережая лодку с разбойниками. Это он сократил число разбойников до шестерых.

Зажёга бежал изо всех сил. Набеги разбойников на береговые селения заканчивались сожжением всех домов.

— Пусть запомнят разбойника Зажёгу! — говорил он при этом.

Тревога охватила всю реку. В селении Окладникова Слободка [старое название города Мезени] на разбойников устроили засаду. Отряд стрельцов ожидал их прибытия.

Но Зажёга повернул на восток и поплыл вверх по течению реки Пёзы. Ведь он хотел добраться до Золотой Бабы. Плывя по реке Пёзе, Зажёга успокоился. Погони не было, течение реки было спокойным и тихим, хотя берега были крутыми, но после того, как проплыли селение Усть-Няфта, совершенно безлюдными. На следующий день вечером разбойники остановились на высоком берегу, примерно в 60 километрах от устья реки Пёзы, разожгли костер и начали варить кашу, распевая разбойничьи песни.

Каша кипела. Взял ложку Зажёга, чтобы кашу попробовать, и неожиданно над рекой раздался громкий голос: «Иооов!».

Зажёга онемел, подавился кашей и навзничь упал в костер. Его шею пронзила раскаленная стрела. Разбойники вскочили на ноги, но стрелы не переставая свистели,убивая разбойников одного за другим. Только один из разбойников не стал убегать, а упал на землю, притворившись мертвым.


Немного погодя появился Пашко с луком в руке.

— Вставай! Иди к людям и рассказывай, что Пашко из Юромы свершил суд Божий.

И бежал последний из разбойников, пока не достиг села Окладникова Слободка, сегодня это город Мезень.

Он рассказал там , как Пашко перебил его товарищей. Но и он не избежал суровой кары, был бит кнутом и ослеплен.

И без света в глазах, в лохмотьях, побрел калека через деревни и поселки северных земель России и за черствую корку хлеба рассказывал добрым людям о разбойнике Зажёге, богатыре Пашко из Юромы и об Иове Мазовском.


Так представлена в народных преданиях состоявшаяся в старые времена встреча на далеком Севере России двух поляков. Приведенная здесь версия близко совпадает с описанной в книге, автором которой является Геннадий Русский, то есть умерший в 2006 году историк, журналист, знаток истории и культуры северной России Генрих Павлович Гунькин.

***

На месте, где был когда-то убит польский дворянин, известный как разбойник Зажёга, сегодня стоит крест. И сейчас в тех местах полная глушь. Туда, в тайгу, в верхнее течение Пёзы, добрался недавно житель города Мезень, краевед и журналист Николай Федотович Окулов. Он родился в селении Бычье, на берегу Пёзы, невдалеке от места, где был убит Зажёга. Его бабушка в молодости рассказывала ему повесть о разбойнике Зажёге. «Я смог услышать лично этот рассказ о Зажёге и Пашко от одной неграмотной старушки в окрестностях Пёзы. Это абсолютно правдивая история, пережившая века. Она передавалась среди местных людей как устное предание, так же как и рассказ о месте, где был убит Зажёга. Пашко — это на самом деле крестьянин из Юромы, почитавший и любивший Иова Мазовского. Именно поэтому он бросился в погоню за Зажёгой и убил его.

В ближайших окрестностях прозвище «Зажёга» было сохранено в названиях. Существует «ручей Зажёги и холмы Зажеги».

Изображение
Изображение
Это именно Николай Окулов поставил крест на месте смерти Зажеги и сделал снимок, помещенный в начале второй части статьи.

Сегодня эта повесть о событиях начала XVII века в тех местах рассказывается с неким благоговением, потому что она повествует о действующих лицах в определенном смысле романтической истории, словно это народная сказка, в которой один польский дворянин убивает другого.

В память о Зажёге поставлен крест в тайге, на высоком берегу Пёзы. А Иов Мазовский является фигурой, которая вошла в историю России как святой мученик Русской Православной Церкви (РПЦ).

На похороны преподобного Иова пришло много местных жителей, поскольку «он в монастыре смог исполнить работу распространителя просвещения и дал мезенскому краю твердую основу православия», как говорит РПЦ.

Почитание Иова как святого началось вскоре после его мученической кончины. Возле его могилы начали происходить исцеления больных и другие чудеса. Слава о нем распространялась во всем Мезенско-Печерском крае, из самых дальних уголков этих земель прибывали паломники к могиле св. Иова. Из подтвержденных и описанных чудес видно, что наибольшую помощь Иов оказывал при болезнях глаз, а также при многих других внутренних заболеваниях. В РПЦ описано и подтверждено свыше 50 чудесных исцелений.

В 1658 году была написана первая икона святого Иова Ущельского.

Изображение
Źródło:http://solovki.orthonord.ru/books/paterik/iov_ushel/iov_ushel_paterik.htm. Open source.

3 ноября 1739 г., спустя 111 лет после погребения, архиепископ Архангельский и Холмогорский Варсонофий распорядился вскрыть могилу св. Иова. Как говорят документы, могилу, находящуюся в часовне, построенной над погребенным святым, разрыли. Его тело сохранилось в идеальном состоянии, о чем свидетельствовали 8 присутствовавших.

Чудеса случались и в XIX веке. Писатель С. В. Максимов, который совершил путешествие в 1856 году, писал так: «Остатки колоды, на которой лежал Иов во время пыток сохранялись в местной церкви. Как рассказывали очные свидетели, колода была «вся изгрызена, поскольку щепки от нее, как гласила людская молва, прекращали зубную боль, если их взять в рот».

Судьба Ущельского монастыря складывалась по-разному.

Изображение
Ущельский монастырь, примерно 1900 г. Źródło:http://sanatatur.ru/forum/viewtopic.php?f=124&t=9218. Open source.

Царица Екатерина II на какое-то время велела переселиться в Лешуконское немногочисленным уже монахам из Ущельского монастыря , но там всегда функционировала церковь, расположенная среди монастырских построек и оказывались религиозные услуги.

В начале XX века Ущельский монастырь был превращен в женский монастырь и просуществовал еще два десятилетия.

Изображение
Ущельский женский монастырь в 1914 г. Żeński klasztor Uszczelski w 1914 roku. Źródło: http://img-fotki.yandex.ru. Open source.

В 1920 году был монастырь был ликвидирован большевиками. На его месте был создан совхоз. Церкви использовались в качестве складских помещений. Но в сердцах людских сохранялась память о святом мученике Иове.

В конце ХХ века на месте монастыря уже ничего не было.

В начале XXI века происходит возрождения церковной жизни в России. На вероятном месте погребения святого Иова Мазовского был поставлен православный крест, а поблизости возвели часовню.

Изображение
Место, где когда-то был Ущельский монастырь. Сейчас там только часовня. Miejsce, w którym był kiedyś klasztor Uszczelski. Dziś jest tam tylko kaplica.

Верующие помнят надпись на иконе св. Иова Мазовского: «Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити».

Изображение
Храмовая икона преподобномученика Иова. Фото с интернет-сайта http://solovki.orthonord.ru

Польский дворянин, святой Иов Мазовский не просто святой Русской Православной Церкви. Он является создателем монастырской жизни на огромных Мезенско-Печорских территориях северной России. В духовном смысле в современной России Мезенски край — это святой Иов Ущельский (Мазовский).

Знакомый журналист из Сыктывкара, столицы края Коми написал в письме к автору так: «Я лично посетил не только могилу и часовню в Ущелье, но и пустыни трех монахов Ущельского монастыря: Аникея, Якова и Иуды. Эти пустыни (деревянные хатки-часовенки) находятся в разных уголках тайги по течению реки Мезени. Очень трудно добраться до них в тайге, но православные приходят туда пешком, зажигают свечи и молятся. Нужно подчеркнуть — это бывшие ученики и продолжатели дела Иова Мазовского. Потому что Иов Мазовский — это выдающийся и значимый святой, который, как и Сергий Радонежский, оставил после себя учеников и последователей — святых аскетов. Благодаря этому его еще сильнее ценят и почитают!»

Таким образом, наш практически неизвестный в Польше земляк стал святым! Кто бы мог представить, что поляк станет святым Русской Православной Церкви?

Автор выражает благодарность Михаилу Сизoвy - журналисту из Сыктывкара, краеведу и любителю истории северных территорий России, расположенных по берегам Печоры, Мезени и Белого моря. Его тексты, а также предоставленные им фотографии, способствовали появлению данной статьи.

Автор выражает сердечную благодарность Игорью Скиреву из Санкт Петербурга, который нашёл статью Н.Н. Ардашева 1889 года: "Из истории XVII века. Очищение русской земли. Поход Черкас”. Это Игорь Скирев впервые опубликовал в Интернете статьи о походе Лисовчиков на земляx севера России - создал карты похода и сражений Лисовчиков.

Слово от переводчика Владимирa Харитоновa из Смоленска: „Статья Збигнева Вежбицкого опубликована 22 декабря 2012 г. на интеренет-портале salon24.pl. Она показалась мне интересной для русского читателя, поскольку повествует о мало известной в России истории затухания польско-литовского вторжения в Россию в начале XVII века. Перевод в моем журнале публикуется с согласия автора, Збигнева Вежбицкого. Первый фрагмент перевода появился в записи от 7 января 2013 г. Последующие отрывки публикуются в журнале начиная с 22 января 2013 г. Последний фрагмент перевода завершает вторую части статьи, посвященной святому Русской Православной Церкви польского происхождения Иову Мазовскому. В конце фрагмента приводятся ссылки на источники, которыми автор пользовался при написании своей статьи”.

Внимание! Перепечатка статьи, частичная или полная, разрешена исключительно при условии получения согласия автора: zbigwie@mail.ru.

***

* Литовские люди, литовцы – так называли в России польско - литовские войскa.

* Русские злодеи – русские в польском войске.

* Черкасы – так называли в России запорожских казакав. Иногда так говорили о польско - литовских войсках.

*Анджей Наливайко – в начале XVII века около 12000 казаков нашло военный хлеб на территории Московии. С Лжедымитром они "ходили" на Москву. Позже, по вызовy польского короля, на Москву пошло около 40 тысяч казаков. Анджей Наливайко - реестровый полковник запорожского войска собрал целую армию среди нереестровых запорожских казаков, которые избрали его своим гетманом. Наливайко был установлен одним из полковников этого козачьего войска Речи Посполитой.

Внимание! Перепечатка статьи, частичная или полная, разрешена исключительно при условии получения согласия автора: zbigwie@mail.ru.

Литература:

1.Ardaszew Nikołaj Nikołajewicz „Iz istorii XVII wieka. Ocziszczenie russkoj ziemli. Pochod Czerkas.” (1612-1614 gody, „Żurnał ministerstwa narodnogo proswieszczenija”, 1898, ijuń) – materiały opracowane przez Igora Skirieva i opublikowane w Internecie na stronie miasta Jemieck. http://www.emezk.ru/forum/topic.aspx?topic_id=60&page=7 .

2.Bartłomiej Czarski „Lisowczycy i Złota Baba”. Muzeum Pałac w Wilanowie. http://www.wilanow-palac.pl/lisowczycy_ ... _baba.html

3.Zygmunt Gloger „Encyklopedia Staropolska”, Wiedza Powszechna, 1978, str.87.

4.Andrzej M.Kobos „Jeździec Polski Rembrandta”http://www.zwoje-scrolls.com/zwoje08/text17p.htm

5.Małgorzata Szczygielska „Lisowczycy Fakty i Mity”, czerwiec 2012 http://www.ksopit.pl/sladami_kopyt/lisowczycy

6.Aleksej Juriew „Żitie i stradanie swiatogo prepodobnomuczenika Jowa Uszczelskiego, mezeńskogo czudotworca”http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=81779

7.Giennadij Russkij „Kliejma k ikonam sewierorusskich swiatych”, Izd. Chrama Ikony Kazańskoj Bogomatieri, ” 2002.

8.Sołowieckij Paterik ”Priepodobnomuczenik Jow Uszczelskij i osnowannaja im obitiel”http://solovki.orthonord.ru/books/paterik/iov_ushel/iov_ushel_paterik.htm,http://solovki.orthonord.ru/books/paterik/iov_ushel/iov_ushel.htm

9.Prawosławnaja Enciklopiedia „Iow” http://www.pravenc.ru/text/578160.html

10.Institut Ruskoj Litieratury Rossijskoj Akademii Nauk. Trudy otdieła staroruskoj litieratury. Tom 55. E.A. Ryżkowa „Żitije sołowieckogo postriżieńca Jowa Uszczelskogo – mało izwiestnoje soczinienije XVII - XVIII w”, 2004, ISBN: 5-86007-437-9.

11.Kniżnyje Centry Drewniej Rusi. Kniżnoje Nasliedje Sołowieckiogo.Monastyria.Instytut Russkoj Literatury (Puszkinski Dom), RAN, Sankt Peterburg: Nauka, 2010. E.A. Ryżowa (Syktywkar) „Żitije Jowa Uszczelskogo w rukoposmienno – kniżnoj tradiciji Russkogo Siewiera (druga redakcja), s. 545-574, ISBN:978-5-02-026458-8.http://www.mpda.ru/publ/text/331088.html?print=1

12.I. Suworow „Razotinije Wołogodskiego kraja w 1612-1613 godach”.Wołogodskije eparchialnyje wiedomosti, 1881, Nr 21, s.377-378 http://www.booksite.ru/ancient/history/81.htm

13.Antoni Kuczyński „Udział Polaków w poznawaniu Syberii w XVII wieku na tle staropolskich wiadomości o ludach Rosji.” Etnografia Polska, t.XXIII, z. 1, ISSN-0071 -1861. http://www.cyfrowaetnografia.pl/Content ... I_z1-7.pdf

14.G.G. Frumienkow „Sołowieckij monastyr i oborona Biełomorja”, Siewiero-zapadnoje kniżnoje izdatelstwo, 1975 http://lib.ru/HISTORY/FRUMENKOW/solovki ... _Ascii.txt

15.Prawosławnyje chramy i swiatyje w istorii archangielskogo siewiera. Siewiernyje sielienija, posady i goroda.http://projects.pomorsu.ru/pss/chapters ... 1.10.shtml

16.Iistoria Ukrainskogo wijska. Zaporozkie wijsko. W miri ta u wijni z Polszeju. http://exlibris.org.ua/wijsko/r205.html

17.Pomorie. Istoria posada Nenoksa.http://pomor-sever.ucoz.ru/publ/1-1-0-21

18.Aleksander A. Stanisławskij „Grażdanskaja wojna w Rosji XVII wieku”, Moskwa, wyd. Myśl, 1990.

19. Brumfild U.K. „Sołwyczegodsk - stolica imperii Stroganowych”http://www.cultinfo.ru/brumfield/articles/article13.htm

20.„Połnoje sobranije russkich lietopisej” t.37, Akademia Nauk ZSRR, Instytut Histori. Ustiużskie i wołogodskie lietopisi XVI-XVIII wieków. Izd. Nauka, Leningrad,1982 http://imwerden.de/pdf/psrl_tom37_ustyu ... i_1982.pdf

21.Tezisy konfieriencii „Kniżnoje nasliedije Sołowieckogo Monastyria XV-XVIII ww”. Sołowki, 5-11 września 2005 r. Е. А. Рыжова (Сыктывкарский ун-т). Житие Иова Ущельского в рукописно-книжной традиции Русского Севера.

22.Russkije swiatyje. Żitija swiatych. Swiedenija o żitii priepodobnogo Jowa Uszczelskogo.http://saints.ru/i/iovusch.html

23.Cerkowno-Naucznyj Centr. „CerkownajaEnciklopedija”. Chronołogiczieskij spisok swiatych Russkoj Prawosławnej Cerkwi XVII wieka.http://www.sedmitza.ru/text/437543.html

За это сообщение автора Zbigwie поблагодарили: 5
Саша (23 окт 2014, 07:44), minaich (21 окт 2014, 22:16), Ольга Вл. (18 дек 2014, 22:43), ГАЙкин-W (21 окт 2014, 22:27), tihon1970 (21 окт 2014, 23:28)
Рейтинг: 6.76%
 
Zbigwie
Участник

 
Сообщения: 91
Стаж: 7 лет 11 месяцев 20 дней
Благодарил (а): 63 раз.
Поблагодарили: 19 раз.

Сообщение Саша » 23 окт 2014, 07:33 » #1184847

Zbigwie писал(а):в начале XVII века около 12000 казаков нашло военный хлеб на территории Московии

Лихие времена еще не то приподнесут.
Занавес постепенно опадает, открывая все новые неизведанные странички истории.

Так есть непринятая русская история, потому, как она совершенно неправдоподобна и несовпадает с академической школой.

Дак вот:
по непринятой истории, которую я считаю верной

1. Русь захватила весь мир (Европу-Азию)
2. Произошел распад великой Империи на несколько частей
3. Сам центр Русь-Золотая Орда разделилась на два клана
- клан - войнов (монголов, казаков, татар- со своими князьями, имеющими право на престол)
- клан - сидящих по землям и платящий дань войску
4. Вся дальнейшая история это бесконечная битва и передел сфер влияния между этих двух кланов.

Полагаю, что Лисовички, - это армия атамана Лисы, оновная часть войска составляли "безбашенный" - казаки, черкесы, литовцы и может какая-то малая часть романтиков поляков.
Войны из "клан - войнов" могли пройти не только до Ледовитого океана, они могли дойти до Америки, ищите там их следы.
Им уже нечего было терять.
К сожалению, истина, чтоб родиться в те времена должна была умереть. :thank

Благодарю за Вашу статью, основанную пока на известных фактах. Малой части известных фактов.

Еще раз преклоняю свою голову перед Великими войнами, которые уже не имея ни родины - ни будущего, как метеориты, сгорающие в атмосфере, крушили и мстили всему на своём пути.

Атаман Лиса, великий атаман Запорожской сечи, был отравлен.
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 89978
Стаж: 15 лет 3 месяца 29 дней
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 100918 раз.
Поблагодарили: 24095 раз.

Сообщение Zbigwie » 23 окт 2014, 18:25 » #1185260

Саша писал(а):Атаман Лиса, великий атаман Запорожской сечи


Полковник Александр Йосиф Лисовский герба Еж это знаменитый командир и солдат.
К нему признаются тоже литвины, украинцы и белорусы.
В ХVI/XVII веках история могла решить, что Лисовский мог быть сейчас героем пяти народов: литвинов, украинцев, белорусов, русских и поляков.
Жаль, что так не случилось.
Это могло случиться только тогда, если бы наши предки соединились и возникло бы одно государство.
Zbigwie
Участник

 
Сообщения: 91
Стаж: 7 лет 11 месяцев 20 дней
Благодарил (а): 63 раз.
Поблагодарили: 19 раз.

Сообщение Zbigwie » 18 дек 2014, 14:53 » #1236521

Zbigwie
Участник

 
Сообщения: 91
Стаж: 7 лет 11 месяцев 20 дней
Благодарил (а): 63 раз.
Поблагодарили: 19 раз.



Вернуться в Рассказы

Яндекс.Метрика