Поход-рыбалка на реку Токко (Якутия) 2017

Модератор: Kjamus

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Сообщение sevsank » 18 сен 2018, 12:53 » #2004090

Маршрут: Архангельск – Иркутск – Северобайкальск – Новая Чара – р. Токко – р. Лена – Якутск – Архангельск.

Технические характеристики путешествия.
1. Сроки путешествия: 02 ч 15 мин 17 июля года – 18 ч 15 мин 03 августа 2017 года.
2. Общая продолжительность путешествия: 18 дней 16 часов (без учета смены часовых поясов).
3. Общее пройденное расстояние: 14744 км, 14 сут. 8 ч. (самолет, поезд, автомобиль, катамаран, катер)
4. количество участников – 6 человек (мужчины в возрасте 38 – 42 лет);
5. сплавное оборудование: 6-местный катамаран, л/м MTR-5, надувная лодка (2-х местная);

Начало: от идеи к воплощению
Идея столь грандиозного маршрута возникла не на пустом месте. За плечами были сплавы по рекам Архангельской области, Карелии, Кольского полуострова, Приполярного Урала. Такие ежегодные «мужские» вылазки стали уже традиционными для нас. Мы – это группа из шести человек, которых объединяет прелесть походных условий, рыбалки и сопутствующих красот. Состав команды ежегодно меняется в зависимости от семейных и профессиональных обстоятельств, но костяк каждый раз сохранялся, и все, так или иначе, были вовлечены в этот процесс. За 15 лет был накоплен большой опыт прохождения длинных участков в безлюдных местах, постепенно попробовали разные средства сплава: байдарки, лодки с мотором и без, катамаран, досконально притерлись к психологическим особенностям друг друга.
Периодически в обсуждениях всплывала идея о посещении Байкала, но в силу разных причин не находила своего продолжения. В итоге, одним из нас было высказано предложение посетить его малую родину и пройти удаленную речку в Якутии, совместив при этом и поездку на Байкал. Как ни странно, но предложение поддержали. Несколько раз переносили сроки поездки, всем было понятно, что подготовка предстоит долгая и кропотливая. Обсуждали с семьями, планировали отпуска, изучали рынок транспортных услуг, оценивались наши финансовые возможности.
Даже сейчас, уже после путешествия, поражает масштабность задуманного проекта. Предстояло преодолеть почти 15 тыс. км., безошибочно состыковать перевозку вещей транспортной компанией и наших передвижений, составить сложную логистическую схему каждого этапа, заранее договорится об аренде жилья и транспорта. При этом маршрут должен быть достаточно компактным по времени, комфортным по условиям и финансово подъемным для всех участников. Для каждого была выделена своя сфера ответственности и подготовки. Прорабатывали и перебирали сразу несколько возможных вариантов, отбрасывая не подходящие для нас. Например, изначально планировали включить пешеходный 40-километровый переход к геологическому поселку, но позже от него отказались.
Для самых длительных участков был выбран самолет, билеты забронировали еще в декабре, поэтому все остальное было привязано ко времени перелетов. Самые важные моменты обсуждались совместно на брифингах и презентациях в течение зимы – весны. Детали и изменения вносились уже по ходу подготовки вплоть до начала июля.
В итоге получалось следующее. Вылетаем из Архангельска транзитом через Москву до Иркутска; пересаживаемся на поезд до Северобайкальска, где полтора дня отводим на Байкал; потом поездом до станции Новая Чара, где нас забирают «буханки» и довозят до реки (либо ее притока); сплав по Токко; ракета или катер по р. Лене до Якутска, где оставляем сутки на отдых; обратно самолетом через Москву до Архангельска. Везде существовали как альтернативные варианты, так и запас по времени, все-таки другой край страны. 11 тыс. километров преодолевали на самолетах по воздуху, 2,4 тыс. километров – на поезде по железной дороге, 312 - на машинах, 980 - по воде, из которых сплав – 400 км.
Река Токко оказалась не избалованной вниманием туристов, поэтому одновременно шел сбор информации о реке, о маршруте, читались отчеты групп, проходящих аналогичные маршруты, связывались с местными жителями и участниками тургрупп, составлялся список продуктов, снаряжения, аптечки, изучались климатические особенности района, проверялся катамаран, мотор, лодка, хозяйственно-бытовой инвентарь, активно пополнялся запас «горячительного». Помимо билетов, скрупулёзно обсуждались вопросы одежды, погоды, возможного нашествия медведей и, конечно, способах и возможностях якутской рыбалки. Про рыбалку расскажем чуть позже. Был определен совокупный бюджет, рассчитаны основные статьи расходов.
Вообще, считается, что, если сильно ждешь какого-то события и переживаешь, постепенно эмоциональный настрой пропадает, т.е. психологически «перегораешь». В результате, после события не получаешь желаемую степень удовлетворения. Мы не думать о путешествии не могли, постоянно возвращаясь по сто раз к одной и той же теме, зацикливались на мелочах, спонтанно обсуждали и спорили.
Тщательно отобранные и упакованные вещи отправили транспортной компанией за две с половиной недели до вылета в Иркутск, после этого багаж путешествовал вместе с нами.
Вылетели 17 июля ночью, в Москве встретили-подобрали еще одного товарища, прибыли в Иркутск, где нас с вещами уже ждал последний участник концессии, прилетевший на Байкал неделей ранее.
Только ему, кстати, удалось детально познакомится с городом. Остальные ограничились видами из окна такси и привокзальной площадью. Таксист поведал нам, что дела в Иркутске идут неважно. Москвичи притесняют, денег некуда им девать; китайцы загадили все, так как у себя гадить уже негде; браконьеры совсем страх и совесть потеряли в погоне за барышом.
Время, оставшееся до отправления поезда, потратили на коллективный поход в позную и оформление багажных билетов. Все здраво рассудили, что лучше подстраховаться, вдруг будут проблемы с погрузкой, и, как оказалось, не зря. Пришлось целый час потратить в багажной кассе, пытаясь объяснить, что мы хотим от железной дороги. Такое ощущение, что туристов у них мало ездит. В итоге, волшебные багажные бумажки помогли нам комфортно разместиться в двух купе.
Из Иркутских событий запомнился, пожалуй, еще инцидент в аэропорту при получении багажа. Одна из сумок была жутко потрепана и распотрошена. Небольшой скандал с сотрудниками аэропорта и линейного отдела полиции результата не принес. В этот раз все свалили на грузчиков Шереметьево.
Переброска в Северобайкальск заняла около полутора суток. Участники команды излучали радость от встречи друг с другом, беседовали, делились новостями, впечатлениями и ожиданиями. На каждой большой станции выходили прогуляться, пофоткаться, купить еды. Старались выспаться впрок.









Про Северобайкальск.
Знакомство с Байкалом у подавляющего большинства из нас началось в Северобайкальске. Позади было уже почти 7 тыс. км. Крупнейшее пресноводное водохранилище в мире являлось одной из целей нашего круиза.
В Северобайкальск прибыли утром. Пятичасовая разница во времени с Архангельском сгладилась в долгих перелетах и переездах. Мы были бодры и веселы. Квартира на первом этаже (о, счастье), совсем не далеко от вокзала, была забронирована заранее. Вещи перевез за два раза местный таксист на раздолбанной «пятерке». Он потом еще отвозил нас со всеми вещами на озеро и на вокзал. Заработал на нас, так сказать.
Сваленные в прихожей вещи моментально придали квартире походно-туристический вид. Пока одни приводили себя в порядок, другие метнулись по магазинам в поисках пресловутого омуля, которого не терпелось заценить. Пиво было, кстати, так себе. Северобайкальск – небольшой городок, построенный и живущий за счет БАМа. Все близко и компактно. Много рыболовных магазинов, но эксклюзива нет. Ценники на все, включая продукты, и так были вне нашего понимания.
Культурная часть программы посещения Северобайкальска заключалась в неспешных прогулках по городу, знакомстве с магазинами и их ассортиментом и посещении музей БАМа. Экспозиции музея давали представление об этнической истории края, частично о животном мире и, самое главное, об истории строительства Байкало-Амурской магистрали и геологических изысканиях.
Пару раз ели позы. По словам знатоков, сейчас они были более правильными, чем в Иркутске. Омуля и другую рыбу ели в разных видах: копченую, соленую, копчено-соленую, вяленную, сыровяленую и т.д. На рынке пытались нам предложить замечательных и вкусных ельца и плотву, но мы не повелись. Вообще, рыба дорогая. Того же омуля становится все меньше. Браконьерство процветает широко. Особенно много добывают омуля в устье Селенги. Местные сообщили, что он может уходить на глубину до пятисот метров, на такую же глубину стравливают и сети.
Сам Байкал находится за ж.д. путями, их переходят по длинному мосту. Дальше – достаточно крутой спуск к воде. Природа красивая, виды захватывающие. Ширина озера в этом месте была 40-50 км. Кромка воды начинает зарастать водорослями – первый признак экологической катастрофы. Уровень самого Байкала тоже значительно упал. Наши винят в этом китайцев и монголов. Китайцы и монголы винят русских. Короче, никто не виноват.
В первый день было нежарко, поэтому купанием не злоупотребляли. Вода реально очень освежающая. Отдыхающих было мало. Пляж является местом тусовки молодежи в вечернее время, наряду с центральной площадью города. Вечером на берегу было много костров, где отдыхают молодые и не очень. Некоторые даже купаются.
Закупать продукты начали с вечера. Строго по списку. Попытки вмешаться в процесс жестко пресекались. Потом упаковывали, укладывали, сортировали.
Весь следующий день с самого утра до поезда провели на Байкале. Квартира была снята только на сутки, поэтому со всеми вещами расположились прямо на берегу. Развели под навесом костер, жарили мясо, пили чай, купались, загорали, так сказать, набирались сил. Наши могучие тела покраснели от загара. День был чудесный, жаркий, отдыхающих значительно прибавилось. После 18.00 подтянулись местные, и пляж был практически забит. В нашей команде сразу определился лидер по приему водных процедур, в дальнейшем соревноваться с ним не стали.
А вечером штурмовали поезд, в буквальном смысле штурмовали. Хорошо, что первым на перроне нас с огромной кучей багажа увидел начальник поезда. Проводницы отказались нас пускать. Бумаги были в порядке: помимо билетов на нас, были взяты билеты на детей, которые почему-то не пришли, а также оформлены отдельные билеты на багаж. В ходе короткой, но яростной схватки с проводницами, победил начальник поезда. Нам было приказано: чтоб через две минуты Вас на перроне не было, что было моментально исполнено. Еще пару часов мы отбивали атаки проводницы. Потом умудрились найти общий язык с ними.
В общем-то нам повезло: обычно на этот пригородный поезд набиваются местные, вплоть до того, что люди стоят. Да, в любом случае забились бы. И, оказывается, в общем вагоне не провозят багаж, т.е. нам неправильно оформили багажные билеты в кассе Северобайкальска. Опять же, нас по билетам ехало 12 человек…. ).
Первое время дорога проходила вдоль Байкала, успели полюбоваться пейзажами, самый длинный тоннель был ночью, все уже спали.
Рано утром были в Новой Чаре, где после получасового замешательства, подъехали заранее заказанные две «буханки»: одна везла людей, другая была загружена вещами. С остановками и небольшим ремонтом доехали за пять часов. Пришлось пересекать перевал: горные вершины, речки, замерзшие озера; природа стала совсем не привычной для нас.
Впереди нас ждал Эвонокит.

Про сплав.
Было решено начать сплав с притока Токко – Эвонокита, до его устья было 20 км. Высадились у моста, там уже были рыбаки: кто-то приехал специально, кто-то остановился проездом, иногда тут рыбачат «золотари» и дорожники. На этом участке движение было, на удивление, оживленное, в основном спецтранпорт. Приток небольшой, особенно когда вода маленькая. Однако сейчас это был достаточно мощный поток с бурунами, шиверами, большими камнями.
Очень много времени потратили на разбор вещей, на приведение катамарана и лодки в походную боевую готовность. Здесь к вещам еще добавился бензин, который нам заранее купил водитель Николай и доски на палубу. С катом немного помучались, но, как говорится, «доработали напильником». Водителей очень интересовало, как мы будем здесь двигаться на лодке, на кат они смотрели значительно уважительнее. Советовали даже первый участок, примерно 4 км, пронести лодку на руках, чтобы не порвать. Но мы не придали этому большого значения и решили попробовать прорваться. Спиннинги даже не доставали, тем более, что улов местных у моста нас не впечатлил. Водитель Николай, уже бывавший на Токко, не скрывал своего желания ехать с нами.
Перекусили, послушали очередные рыбацкие байки, загрузились, под звуки марша отчалили (около 18.30 по местному времени). Первых людей мы встретим только через шесть дней, а в более людные места попадем только на восьмой.
Беспроблемно удалось преодолеть только метров 250-300. Дальше начался сплошная мель, камешник и геморрой. Хорошо, что поворот реки скрыл нас от взоров провожающих. Кат спотыкался на каждом шагу, часть вещей и людей пришлось выгрузить, чтобы стал легче. Лодка чуть не ушла под воду, ее тоже вытащили. Вещи решили пронести по берегу по едва заметной тропинке, протоптанной рыбаками. Вымотались капитально, груз переносили в несколько заходов. Облегченный кат удалось провести, лодку тоже переправили по воде. Только потеряли одно из весел, хорошо, что было взято запасное.
Через 4 километра река как-то неожиданно впадала в долину, и можно было обратно грузится. Уставшие и измотанные, решили здесь заночевать, пожарили остатки мяса, разбили палатки. Поздно вечером пошел дождь, одна из палаток стала протекать, все-таки «походничала» уже давно. Спас положение накинутый тент.
Дождь не прекращался всю ночь, утро и половину следующего дня. Это не добавляло ни настроения, ни оптимизма. В сырости не хотелось собираться и плыть, а тратить целый день на бесперспективные ожидания мы не могли: прошли мало, а дневки надо было приберечь для более комфортных и рыбных мест. Огромным усилием воли заставили выгнать себя из палатки, вскипятить на горелке чаю, поправить настроение, совершить обряд поклонения речному хозяину. Дождавшись, когда дождь немного утихнет, быстро собрались и выехали (примерно в 15.30). Замечать уровень воды начали с первой стоянки, случись что, спасаться надо быстро: ущелье быстро набирает воды.
Как ни странно, это помогло. Через какое-то время дождь прекратился, хотя оставалось пасмурно и сыро. Весь дальнейший поход погода менялась мгновенно, но такого затяжного безобразия уже не было. Если говорить про погоду в целом, то она не подвела. В дальнейшем почти всегда было солнце, еще раз дождь накрапывал, и один раз кратковременная, но мощнейшая гроза накрыла нас прямо на воде. От грома чуть с ката не падали. К вечеру, как правило, серьезно холодало, но в палатках и спальникам было вполне комфортно. Мошкара доставала только, пожалуй, первые 2-3 дня, когда вставили в траве, кустах или непродуваемых местах. От берега реки старались в лес не углубляться, только за дровами. Встреч со зверьем не было, хотя пару раз видели свежие следы и копытных (лось или изюбрь), и медведя.
По воде дней восемь шли исключительно на веслах, двое из нас при этом начали свое путешествие на лодке. В первый ходовой день это не создало неудобств. Спиннинг бросали редко, поймали только трех ленков.
К вечеру добрались к устью Эвонокита, к южному кордону резервата «WWF-Чароуда», созданному в 1997 году по инициативе Всемирного фонда охраны дикой природы. По нашим сведениям, на кордоне проживал один человек, но мы нашли только сгоревший дом и уцелевший огород с теплицами. Чуть поодаль стоял рыбацкий домик, оказавшийся запертым, и пустой отапливаемый гараж, использовавший, скорее всего, только в зимнее время для хранения и ремонта снегоходов. Для нас, промокших от дождя, гараж подходил идеально. Раскочегарили печку, в темноте поужинали, просушились, выспались.
Следующий день стал для нас испытанием. Почему-то еще во время подготовки мы обращали внимание на огромный перепад высот по реке, отмеченный на картах, но не все придавали этому большое значение. На третий и четвертый день река, пробивая горный хребет, зажималась в скалах и стремительно ускорялась. Многочисленные перекаты и подводные камни заставили нас полностью сосредоточиться на ювелирном лавировании между ними. Ценность каждого «спасика» возросла неимоверно. Блеснили опять урывками, только на стоянках.
Мы уже знали, что самыми сложными и опасными являются два порога. Первый из них – Ефремовский – был назван в честь путешественника и писателя Ивана Ефремова, исследовавшего эти места. Приближались к нему осторожно, периодически выходя на «просмотр». Бешенное течение не всегда давало возможность вовремя свернуть, пристать или уйти к нужному берегу. Особенно тяжело было на «резинке»: лодка плохо слушалась управления, часто не попадала в длину волны, черпала много воды. Приходилось постоянно быть по пояс сырым и к тому же с полными броднями. В итоге, на кульминации порога лодку провели по берегу на веревке, держась сбоку от опасного участка. В самый ответственный момент веревка перетерлась о камни, и лодка повисла на стремнине над сливом. Ее все же удалось встащить обратно. Катамаран прошел своим ходом, но адреналина и воды хватанули предостаточно. В суматохе лишились одного коврика, даже, помнится, надеялись его найти и подобрать.
На ночевку остановились прямо за порогом на небольшой косе, перед второй ступенью. Очень долго сушились, благо сухой лиственницы хватало, и пока пилили ее ножовкой, немного согрелись. Ночь выдалась тревожной. Столкнувшись с необузданной и неукротимой природной стихией, размышляли, как двигаться дальше: по нашим расчетам, таких «покатушек» было еще на полтора-два дня. Спали чутко, все прислушивались к реву порога, периодически проверяя уровень воды.
Утром не было привычных шуток и безудержного веселья. Все собирались с силами, настраивались, готовились к переходу, зная, что день предстоит тяжелый.
Учитывая серьезность ситуации, решили не рисковать, лодку привязали к кату, пригрузив ее непромокаемыми вещами, дополнительно закрепили их там на случай переворота. С этого момента все шесть человек находились на катамаране. Этот тактический ход замечательно сработал: было и веселее, и безопаснее. Мы лихо проносились между камней, около самых валунов, как спортсмены-разрядники, команда работала слажено, несмотря на иногда противоречивые команды «смотрящих». Некоторые даже пытались халтурить и гребли в противоположную сторону. ) Особенно сложные участки разбивали на этапы, отдыхая каждые 20 минут, за этот период удавалось пройти по 3-3,5 км. Из лодки на привалах выливали несколько десятков литров воды.
Лавируя между камнями, подводными валунами и другими опасными участками, как-то незаметно добрались до второго мощного порога. Чалиться было поздно, пошли напрямую, без просмотра. Внутри потока едва угадывались несколько торчащих по бокам камней, удалось пройти в опасной близости как раз между ними. Дальше течение немного отжималось от берега и упиралось в груду огромных камней. Нас пронесло по самому краю ревущей массы и вынесло на огромные волны. Кат болтало и швыряло как в морской стихии, он падал с волны, и следующей волной его и, соответственно, нас накрывало полностью с головой. Весла были бесполезны, все изо всех сил держались за кат. Несмотря на рев воды, слышно было, как зловеще лопали стяжки, которыми были стянуты алюминиевые балки. Кат был здорово перегружен, и от резкого возрастания нагрузки начал разъезжаться. После порога сразу причалились, хохотали, делясь своими впечатлениями и пытаясь осмыслить произошедшее. Перевели дух, проверили состояние катамарана, решив на первой стоянке усилить крепеж.
Подобная скачка была еще примерно полдня, но было уже значительно легче. Может быть, поэтому расслабились и утратили должную бдительность. Недоглядели, и правым баллоном на скорости сели на подводный камень, кат развернуло, но благодаря большой загрузке не опрокинуло. От резкого толчка задний рулевой, который не успел схватится за палубу, оказался в воде. Как потом он поделился впечатлениями, дна он не достал, даже весло по старой походной привычке не отпустил. Его тут же подхватили крепкие руки товарищей и втащили обратно. Наверное, понятно, что конкуренция при распределении спасательных жилетов усилилась. В дальнейшем безотказно работал принцип: кто первый встал, того и «спасик».
К вечеру добрались до первого места, на котором, как нам было известно, активно добывали тайменя, до впадения Алаткита. Окончательно стало ясно, что выбирать место вечерней рыбалки (правый или левый берег) надо заранее. Беспечно курсировать между берегами не позволяет мощность пятисильного мотора: течение было слишком сильным. Встали на левом берегу, чуть ниже впадения Алаткита.
Выполнив стандартные операции (вещи, костер, палатки, еда, просушка) занялись рыбалкой и, впервые, копчением на яблоневой стружке, привезенной с самого Архангельска. Ленок активно брал прямо у стоянки. Когда стемнело, сходили до Алаткита, кидали «мыша» и большие блесны. Опять только ленки.
Музыкальным фоном стоянок всерьез и надолго стал Семен Слепаков, особенно понравившиеся песни быстро разобрали на цитаты и вставляли их к месту и без. Для гаджетов были запасливо взяты аккумуляторы, так что их хватило надолго.
Река понемногу успокаивалась, течение было быстрым, но количество перекатов и шивер немного сократилось и, что самое главное, они стали не такими опасными. Начали спиннинговать прямо с катамарана.
Начали попадаться большие галечные косы. На одной из них удалось выловить самого крупного ленка – почти 2,8 кг. С этой косы и увидели избушку, притаившуюся за поворотом на правом берегу. Видно было, что это охотничье «зимовье», с печкой, с широкими нарами. Изба расположена в живописном месте, солнышко, ветерок. Времени до сумерек было много: прогрели избу, человек-паук натянул веревки для просушки, испекли оладушек. Опять коптили рыбу.
Пожалуй, это была одна из самых удобных и приятных стоянок за все время похода. Если была такая возможность, старались ночевать в подобных избах. Это избавляло от множества проблем и движений, связанных с установкой палаток.
Ниже река начинала сильно вилять, оправдывая свою название («Токко» - в переводе значит извилистая), появились маленькие и большие острова, приходилось выбирать нужные рукава и протоки.
До следующей стоянки кордона Чароуда было совсем не далеко, встали уже часа в два дня. Кордон оказался нежилой и заброшенный. В 1990-е года здесь пытались организовать турбазу для состоятельных и иностранных туристов, построили много гостевых домиков, баню, кухню. Но не задалось, проект не окупился. К тому же он оказался не в очень подходящем месте, его постоянно подтопляло, и сейчас были видны следы постоянных наводнений. Часть построек вывезли на новые места, часть все еще стоит подгнивает. После небольшой экскурсии стаскали кровати в основное здание, на шконках спать тоже было удобно.
На этой полудневке решили организовать баню и в этой же печи попробовать сделать хлеб. Пока складывали печь, замесили тесто. Оно подходило долго, дрожжи что ли некачественные…, поэтому старались придвинуть поближе к теплу. В итоге оно «сварилось». Пришлось из этого теста жарить хлебцы. Но тоже получилось вкусно!
А вот банька удалась. Топили долго, нагрели воды, пока часть команды сделала вылазку по окрестностям проверить рыбацкие места. Там и встретили первых людей, как мы поняли, они оленей гоняли. В очередной раз убедились, что даже на облегченном кате вверх по течению не забраться. По возвращению, запекли в фольге рыбки, «накинули» баню. Протопили, поставили палатку и укрыли тентом. Попариться вполне хватило, но любителям долгоиграющего жара, надо упаковывать палатку основательней: жар не будет уходить. Подобная смена декораций всегда позитивно влияет на эмоционально-психологический климат команды и настроение каждого, что-то новое, необычное привносит свежие впечатления, заряжает энергией для дальнейшего путешествия.
Утром в очередной раз проверили уровень воды, он стабильно шел на убыль.
Весь следующий день никуда не спешили, на речке серьезных препятствий не возникало. Ловили с катамарана. Стали появляться огромные ямы. Первого тайменя на 3 кг поймали именно там. Этот день вообще запомнился отменной рыбалкой.
Остановились в конце галечной косы прямо перед впадением Торгинки. Поленились побольше нарвать подстилки, поэтому спать было жестковато. Здесь на песке встретили свежие следы копытных.
Утром подкрепились сверхконцентрированным омлетом на сухом молоке. День выдался жаркий, все время загорали, крем от загара был взят не зря. По рыбалке – просто красота, первого ленка в этот день поймали, как только отчалили. Почти все отпускали, за исключением достойных экземпляров.
Расслабились, в лодку скидали большинство вещей, на кате стало лежать одно удовольствие. Часто останавливались и чаевничали. Вроде практически не гребли, а переходы делали большие.
В одном месте наткнулись на залив, даже скорее разлившееся устье небольшого ручья, отделенного от реки большой косой. Глубина была хорошая и решили покидать. И нарвались на стойбище щук. Некоторые экземпляры были весьма достойные, особенно одна из них, которая сошла уже на берегу. Может к лучшему, остальных все равно выпускали, за исключением первой. Интересно, что с одной стороны - щуки, с другой на течении - ленки.
Река разлилась, почти одна сплошная яма. Обрывистые берега были покрыты сосновым бором, почти вплотную подходившим к воде. В одном из таких мест строилась турбаза. Несколько недостроенных рубленных домов были на замке. Преодолели искушение встать рядом в таком удобном месте, так как еще до базы встретили три лодки, может хозяева и будем им мешать? Рыболовными успехами перед местными не хвастали.
Ближе к вечеру нашли еще одну избу и тоже под замком. Судя по всему, здесь движение на реке уже достаточно оживленное. Остановились у избы. Всех интереснее стало вечером, уже ближе к полуночи. Лагерь разбили прямо на яме, поэтому в сумерках опять пошли кидать «мыша». Итог: несколько сходов, пару оборванных снастей, несколько промахов, и один трофей на 18 кг. Подробности описаны чуть ниже. Отпраздновали, и нет бы пойти дальше кидать, но уже устали, выпотрошили монстра, закинули в мешок и положили рядом с палаткой, чего категорически нельзя делать… )
Утро начали с разделки тайменя. Завораживающе!
Сплав продолжился в прежнем режиме. Днем был мелкий и непродолжительный дождик. Немного проехали на моторе, так как грести было лень, с другой стороны хоть мотор проверили. Остановились в четырех километрах от впадения Тяни. По этой реке чуть вверх по течению стоит оленеводческая община – первый населенный пункт. Стоянка была уже в зоне действия «Билайна», поэтому отзвонились родным и близким. Дождь возобновился, поэтому пришлось натягивать тент. Очень достойно отужинали рубленными рыбными котлетками!
После наступления темноты предприняли еще одну попытку «помышатничать».
Весь следующий день провели на моторе. При этом нашли отличного моториста!
Остальные развалились на кате, дремали, сплетничали, осматривали пейзажи. Пожалуй, в этот день проплывали самые красивые места на реке.
Ловили только на стоянках с берега – река была уже большая. Ко всему прочему был пойман и килограммовый таймешок. У некоторых желание рыбачить уже отступило. Да и общая усталость от походных условий накапливалась. Все чаще смотрели на карту. Дневной переход получился сотню километров. Ночевали в палатке недалеко от впадения речки Нючча-Юрях.
На следующий день полет на моторе продолжился, пока хватило бензина. Природа продолжала радовать. Мы продолжали лениться. Встретили еще одну турбазу, уже с машинами и людьми, значит где-то есть дорога. Часто встречались лодки. У одного якута спросили, как далеко до турбазы. Обозначенные им 5 километров растянулись тогда почти на час. Что делать, это якутские километры… С ними мы еще встретимся позже. А наш сплав подходил к своему завершению.

Про рыбалку.
Пожалуй, самой главной составляющей наших приключений практически на краю света, стала рыбалка, вне всякого сомнения! Еще с осени о ней мечтали, размышляли, если честно, фантазировали. Был пересмотрен весь youtube на предмет рыбной ловли в Якутии и похожих местах, перечитаны отчеты в Сети о походах в тех краях, велись переговоры с местными жителями. Это, не считая горячих дискуссий между участниками похода, которые по мере приближения времени «Ч» становились все более жаркими. Дрожание спиннинга в руках, вываживание очередного трофея начинали уже сниться.
Кажется, все продавцы рыболовных магазинов в Архангельске к июлю были в курсе, куда и зачем мы едем… Кто-то смотрел на нас с жалостью, кто-то – с плохо прикрытой завистью. Были скуплены почти все мыши в городе; железо, воблера, катушки, спиннинги, лески, шнуры, мушки, бомбарды незаметно, но верно раздували личные бюджеты на поездку у каждого. Скажем так, вплоть до самого дня начала поездки что-то постоянно покупалось. Даже в Северобайкальске умудрились отовариться. А вдруг будет брать только на муху…? А выдержит ли спиннинг…? Хватит ли шнура на шпуле…? Привязывать ли поводок к шнуру…? Увидит ли его рыба…?
С другой стороны, думалось, вот выйдем на речные угодья, встанем спиной к реке и будем закидывать за спину: все равно должно взять, места ведь дикие, безлюдные. Лишь бы с погодой повезло! И каждый думал о трофейном экземпляре, думаю, у каждого был припрятан личный безмен… Водитель «буханки», который нас подвозил к месту высадки, только подогрел рыболовные ожидания: рыбы, мол, в тех местах много.
Как нам позднее сказал Максим Борисович Алексеев, руководитель турбазы «Ини-Бии», в Токко представлены 11 видов рыбы: таймень, ленок, хариус, щука, окунь, сиг, валек, осетр, налим, плотва, елец. По некоторым данным, еще упоминается стерлядка. В самом верховье реки мы могли рассчитывать только на первых трех представителей местной ихтиофауны.
Принимая во внимание, скажем без матов, сложность с заброской до первой ночевки на маршруте, спиннинги расчехлили только самые нетерпеливые из нас. Они же открыли счет дани в виде оторванных приманок. Река в этом месте была чрезвычайно бурная и холодная – не всегда достанешь. Кроме того, вода была большая, после наводнения, да и участок первых трех-четырех дней был стремительный из-за сумасшедшего перепада высот: сначала брало нестабильно, в основном на остановках и стоянках. Некоторые поддались даже паническим суеверным настроениям, на основании чего была предпринята попытка умилостивить речного хозяина. Как позднее выяснилось, ритуал был проведен почти в полном соответствии с местными правилами и традициями, за исключением некоторых деталей, которые заставят покраснеть излишне впечатлительные и чопорные натуры.
Со второго дня на сплаве начали ловить, с третьего – ловили с переменным успехом уже все. Признаться, очень радовала величина каждого экземпляра: средний размер – около полутора килограмм. Были ленки по 2 кг, 1,8 и т.д.

Самый крупный ленок был пойман в заводи в конце галечной косы на пятый день пути – почти 2 кг 800 г. Он был с поврежденным задним плавником, видно отстаивался после схватки с кем-то… Первые таймешки были по 3, 1,8 и 1,2 кг. Тащить их было особенно приятно. У Алактита была предпринята первая неудачная попытка ловить в сумерках на «мыша».
Позже клевало уже на все: вертушки, колебалки, воблера всех расцветок. Особенно удивили KASADAKA и «Зеленый попугай». На пятый день умельцы решились на эксперимент: была сконструирована самодельная блесна из ручки железной ложки. Результат не заставил себя долго ждать: уже третий заброс увенчался ленком в полтора килограмма.
На муху активно не ловили, вода была большой, и рыба только начинала прыгать.

Наелись быстро: первые блюда из соленой, копченой (не зря ведь тащили коптилку), зажаренной рыбы, ухи, рыбы на гриле, рыбы в фольге «по-сыктывкарски», рыбные котлетки ушли быстро. Потом уже без фанатизма. Поэтому большую часть рыбы отпускали, оставляя только на еду и «перекусы». Лишь некоторые из нас упрямо пытались продержаться и есть всю рыбу, какую поймаем ).

Как оказалось, уже после возвращения в Архангельск, все перспективные места поимки трофейных экземпляров мы благополучно проплыли. Либо останавливались на ночевку не там, либо рыбачили не вовремя, либо мощности мотора не хватало подняться против течения. Внимание надо было обращать на ямы, холодные ручьи, места впадения речушек, ловить надо было на «мыша» только в глубоких сумерках до 2-3 часов ночи. Мы в это время, как правило, сладко спали.
Один раз все-таки попали… Всплески, сопения, трески катушек и спиннингов, звон рвущегося шнура, отборные маты – все прямо-таки ласкало слух настоящего рыболова. К слову сказать, на «мыша» был пойман даже окунь. Практически каждый из нас, по крайне мере, испытал это. Но трофейного все же достали. Вполне заслуженно и справедливо был укрощен экземпляр на 18 кг. Остальные не просто взирали на вываживание, они поддерживали, советовали и, в конце концов, горячо приветствовали успех товарища.) Потом была устроена длительная фотосессия и празднование этого знаменательного события.
Встретилась и тихая проточная заводь, названная нами «щучьей», где очень активно брала щука приличных размеров. На засолку отправилась только первая из них.
Часть рыбы все же удалось засолить и вывести в Архангельск.




Делая выводы, можно сказать, что из 10 кг снастей, которые были взяты нами, можно было смело оставить по 3-4 блесны на каждого и по «мышу». Вполне бы хватило.
Ну а нехватка времени на более спокойную и вдумчивую рыбалку хронически нас преследует только из-за жесткого графика маршрута. Не можем мы себе позволить месяц отшельнической жизни вдали от семьи, проблем, работы и женского тепла …

Про питание.

Мы себя считаем достаточно опытными «водниками», поэтому с расчетом продуктов и снаряжения больших проблем не возникло. Хотя, все-таки, они возникли, но не те, которые ожидались. Какого-то особенного разнообразия в ежедневном рационе компании не предполагалось. Однако некоторые моменты из интернетовских советов по поводу составления меню все же учли. Так, учитывая длительность маршрута», наряду со стандартным набором из тушенки, макарон, риса, гречи, сухарей к чаю и энтеросгеля, появились капуста, кофе, паштеты, мука, сухое молоко, дрожжи и даже яичный порошок. Надо сказать, это серьезно расширило наши кулинарные и вкусовые возможности. Как сказал водитель Николай, «мы же не «пешеходы», это они не едят, не курят и не пьют, а «водникам» можно все». И только один из нас привередничал: кашу не ем, гороховый суп не буду, «доширак» невкусный…. Так и не удалось его перевоспитать. Только повышенные «поедательные» возможности других членов команды и располагающие походные условия помогли компенсировать этот недостаток.
Основную часть продуктов закупали уже в Северобайкальске, не отправлять же его транспортной из Архангельска? Поэтому общее количество вещей существенно возросло. Ощутимо возрос и наш бюджет: ценники в магазинах откровенно «кусались» и потратили мы больше, чем рассчитывали. Яичный порошок нашли в последний момент на рынке по цене аж 350 рублей за килограмм.
В течение первых дней сплава пришлось несколько раз перерыть все запасы, чтобы запомнить, где и что лежит. Туалетная бумага потерялась практически сразу, разыскать ее удалось только на турбазе в конце путешествия, когда упаковывали для транспортировки багаж.
В качестве «горячительного» использовали спиртное собственного приготовления, проще говоря, самогон. Три независимых производителя в течении всего сплава соревновались между собой по качеству, цвету и вкусу производимой продукции. И с самого первого дня стали резко отставать от оптимального графика его уничтожения. Думается во всем виновата погода: днем было жарко. Пришлось часть продукции отправлять обратно в Архангельск.
Готовили, в принципе, соблюдая некоторую очередность, что порадовало. Постоянно «кашеварить» одним и тем же на такую ораву быстро надоедает. Набор продуктов позволял готовить то, у кого что лучше получается. Очень много проблем решала специально взятая из Архангельска походная самодельная решетка. Газовой горелкой воспользовались лишь однажды на первой стоянке прямо в палатке, когда шел затяжной дождь. Во всех остальных случаях прекрасно обходились костром из лиственничных сушин. В этом сплаве много уходило чая, так как было взято два термоса и опустошали их регулярно. В одном из них по требованию части экипажа был несладкий чай, в другом – по сладости почти сироп.
Рыбу ели постоянно во всевозможных видах ее приготовления. Делали запасы не «перекус» в течение дня.
Хлеб, рыба, иногда колбаса, сало, чай, конфеты и «горячительное» - традиционный состав «едовой» сумки на день. Очень понравилась уха из головы тайменя. Хорошо пошли олашки со сгущенкой. На одной из полудневок была предпринята попытка испечь дрожжевой объемный хлеб в специально сделанной для походной бани печки. Однако передержали тесто близко у огня, поэтому оно «сварилось». Пришлось довольствоваться хлебцами, жаренными на сковороде. Стали уже традиционными в нашей команде и сникерсы в честь дня рождения нашего товарища, их берегли и не трогали больше недели. Из яичного порошка и сухого молока получился недурной омлет. С концентрацией порошка переборщили только ).






Гастрономический шок нам удалось испытать на турбазе «Ини-Бии». Отдельное спасибо за это Максиму Борисовичу и Прасковье Петровне! Национальный суп с лапшой, копченый осетр, масло, сливочки, тушеная «сохатина», бесподобная выпечка с вареньем! По словам хозяйки, гость, прося добавки, истинно благодарит, поэтому старались вовсю. Максим Игоревич предупредил, что «сохатина» для непривычных желудков может принести некоторые сюрпризы, но наши желудки были готовы ко всему.
Относительно «голодный» выдался только последующий за турбазой выезд в Якутск. Заранее приготовили еду в катер и потеряли эту самую «едовую» сумку, подумав, что убрали ее далеко в трюм. Через пять часов поездки остановились посередине Лены на дозаправку. Нам удалось раздобыть только четыре пакетика «доширака», банку тушенки и штук десять миниледенцов. Банку так и не смогли открыть, «доширак» пошел на ура в сухом виде вместе с сушенными овощами. Наши подготовленные попутчики с аппетитом жевали прямо у нас на глазах припасенные с собой бутерброды. Только сила воли смогла загасить разгоравшиеся искорки ненависти по национальному признаку. Держались группой, чтобы постоянно видеть, что делают остальные. Чуть позже, снова загрузившись в катер, все-таки нашли сумку, которая была под сидениями. Наверстывали уже прямо на ходу и с большим аппетитом.
Вообщем, из всех продуктов остались 2 литра гречи (в бутылках), мука, майонез, сахарный песок, соль, сухое молоко и яичный порошок. Часть оставили еще на турбазе, часть – на съемной квартире в Якутске.

Про Ини-Бии.
Ночевку на турбазе «Ини-Бии» забронировали еще в Архангельске. Предполагалось, что это будет последний день нашего сплава, и надо будет хорошенько выспаться, сходить в баню, просушить и упаковать все вещи. База находится в хорошем живописном месте, а отличная погода, гостеприимные хозяева, бодрящая банька, восхитительная еда создали полный позитив в настроении. В команде опять зазвучали шутки, на хмурых лицах стали вновь появляться улыбки.
Последние 2 км перед базой пришлось идти на веслах: немного не хватило бензина. Веслами махали вяло, и только, когда появился в зоне видимости катер на причале у турбазы, все оживились. Пристали. Максим Борисович Алексеев – директор турбазы – встретил радушно, шутками-прибаутками, отметил, что точно в срок прибыли.
Пораспрашивали про новости, что творится в мире; узнав, что Путин все также у власти, облегченно вздохнули, немного успокоились.
Тогда же узнали, что Токко и турбаза, в частности, только отходят от последствий наводнения. Глядя на угор, где находились постройки, такой уровень воды было сложно даже представить. Это было только неделю назад, если бы поехали раньше, хрен нам, а не рыбалка и приятный неторопливый сплав. И вода начала только входить в привычное летнее русло. Тогда впервые услышали про климатические капсулы, которые якобы используют для перемещений дождевых фронтов для тушения пожаров в Якутии.


Началась долгая возня с вещами: разбирали, мыли, стирали, просушивали, что-то находили впервые.

О самой турбазе стоит сказать особо.
Благодаря стараниям директора, она постоянно расширяется, появляются новые постройки. Сюда часто заезжают отдохнуть сами якуты, туристов, вроде нас, нечасто встречают.
На причале стоял катер с 250-сильным мотором. В глубинке Якутии почти все сплошь на моторах Yamaha, это главное средство передвижения. Катер принадлежал якутскому министру или заместителю министра, который приехал снимать очередную передачу про охоту и рыбалку в Якутии. На турбазу они приехали уже под вечер. Вообще, время от времени приезжали и уезжали группы, как мы поняли, тоже туристы.
На турбазе есть большой гостевой дом с биллиардом, теннисом. Закончив с вещами и перекусив, поиграли в теннис, в шахматы с мальчишками – внуками, отправленными сюда на лето. Надо сказать, пацаны купались, как по расписанию, по полчаса и более. Вода была хоть и теплее чем в верховьях реки, тем не менее, посоревноваться с ними в заплывах не получилось даже у самого большого среди нас любителя водных процедур.
Вся турбаза стилизована под местный национальный колорит. Здесь проходят и массовые мероприятия, детские и молодежные форумы. Много красиво оформленного печатного материала о красотах Якутии, олекминского района, природе, трофеях. Есть чучело головы изюбря. Электричество подается генератором в вечернее время.

Побродили, пофоткались, поели. Про гастрономическое разнообразие уже указывалось выше. Еще раз спасибо за радушие и гостеприимство! В бане просто обалдели от счастья, настолько, что одни брились клочками, за другим пришлось ходить в баню и проверять в порядке ли он. За день порядком устали и улеглись уже часов в десять, после баньки и ужина, хотя нас ждали к вечерним телевизионным новостям побеседовать и поделиться впечатлениями.
С утра нас ждал уже катер и более шестисот километров по Лене. Тогда мы еще не представляли себе, что нам придется испытать.

Про катер и Лену.
Первоначально планировалось, что мы будем выбираться из Олекминска на ракете, которая курсирует до Якутска. Большие сомнения вызывал только большой объем наших вещей. Буквально за две недели до старта, этот этап переиграли, сделав выбор в пользу более быстрого и, как казалось, более удобного варианта. В принципе удобства были очевидны: не надо идти на кате до Олекминска лишние 120 км, тем более, как выяснилось уже потом, бензина нам не хватило даже до Ини-Бии; не надо вставать до 5 утра, когда отходила ракета, да и по времени ракета шла дольше. Катер по стоимости был сопоставим с ракетой, забирали нас сразу с утра рядом с турбазой, и моторист был осведомлен о величине наших пожитков. Мощь лодочных моторов, курсирующих по Токко, каждый из которых был за сотку лошадей, нам уже довелось оценить. Поэтому мы надеялись на комфортную и быструю поездку, в мыслях уже посещая национальные рестораны Якутска.
Катер был, прибыв в точно оговоренный срок – в 9 утра. И «ямаха» стосильная тоже была. Было и удлиняющееся от неожиданности лицо моториста, когда он увидел наши вещи. Были и наши скептично удивленные физиономии, когда мы оценили размер катера. Он был 12-местный, кроме того были еще пассажиры: нерентабельно гнать катер за 630 км и обратно без полной загрузки. Учитывая, что европейцы статистически итак больше якутов, а наши мо́лодцы статистически были больше среднего европейца, уместиться всем в катере было достаточно проблематично. Часть груза привязали на нос, что-то на корму, про «едовую» сумку в суматохе погрузки даже не вспомнили. Моторист поставил грузовой винт и неопределенно махнул рукой: мол, к вечеру доберемся. На душе у всех стало как-то тоскливо, вспомнив про якутскую метрическую и временную систему …
В итоге пришлось вспомнить, что мы единая команда, и ехать, сплотившись в единое целое. Для выхода на глиссер потребовалось совместное усилие, и мы периодически радостно наваливались друг на друга, перенося центр тяжести максимально ближе к носовой части катера.
Понеслись. Катер периодически потряхивало на волнах от полной загрузки. Порадовались, что ни у кого пока не было замечено «морской» болезни, пришлось бы туго. Плохо было только одному из местных попутчиков, к сожалению, выбора добраться до Якутска у него не было, поэтому он лишь часто дышал, пересаживался, глотал горстями таблетки. Девушка, ехавшая с нами, тоже время от времени зажимала нос. Может мы в баню сходили некачественно? )
Первые часов пять, признаемся, было очень тяжело. Ноги затекают, спина, болит, если задремал, голова болтается так, что готова отвалиться. Потом почему-то вспомнили про еду и начали лениво переругиваться, кто виноват и кто не досмотрел. Хорошо, хоть пятилитровая канистра с водой была под рукой.
За окном сначала не было ничего интересного, пейзаж однообразный, да и видно сквозь прозрачный тент было не очень. Позже наши тела смирились и удобно переплелись, раза три останавливались, на дозаправке, хотя и не сразу, но решили проблему с едой, за бортом начинались ленские столбы – потрясающее зрелище – и стали активно фоткаться и снимать.



Закралась даже крамольная мысль, что жизнь, вроде как, налаживается. Тут началась гроза… Дождь шел такой, не то что берегов, реки не видно было. Моторист даже не сбавил скорости, ориентируясь по навигатору. Все бы ничего, но задняя часть тента стала на швах протекать. Кому-то повезло больше, кому-то меньше.
На место в Булгунняхтахе прибыли к половине десятого вечера. Моторист сообщил, что шли тяжело и сожгли 500 литров бензина…. Осталось полтора часа до Якутска на «газели». В очередной раз перегрузив вещи, поправив соскочивший у «газели» передний амортизатор, в буквальном смысле помчались дальше под песни о вероломности и коварстве женской любви вперемешку с шансоном. В пути пару раз чуть не сшибли по дороге полудиких якутских лошадок, которые гуляют сами по себе.
Что рассказывать, весело получилось…!
Про Якутск (01.08.2017 – 03.08.2017)
Заехали в Якутск уже ближе к полуночи.
Наши некогда полные здоровьем и энергией организмы просто ломило от постоянной тряски во время шестисоткилометрового «сверхперехода» по Лене. Немного поплутав среди корпусов одинаковых зданий, нашли нужный адрес, забронированный еще в Архангельске. Перетащили, наверное, уже в сотый раз свой многочисленный багаж, нашли в себе силы сварить, помыться и даже постирать вещи. «Перевалочная» квартира, по словам хозяйки, была туристской: здесь часто останавливались на несколько дней туристы из разных уголков страны. Удобно и без излишеств, все необходимое есть: кухня, ванная, холодильник, стиральная машинка, утюг, телевизоры и, самое главное, вожделенный Интернет!
Утром скомпоновали и отвезли вещи, которые отправляли транспортной компанией В Архангельск. Остальное время было посвящено культурной программе и знакомству с городом.
Передвигались в основном пешком, благо жили недалеко от центра. Несколько раз брали такси. «Максим» был самым дешевым, да и машины у него самые, скажем помягче, «не новые». Таксисты стали основным источником знаний о городе и его повседневной жизни. Сразу отметим, что из тех местных, с кем мы общались в Якутске, далеко не все, узнав, что мы из Архангельска, поняли, где это. Объединяет нас только, пожалуй, Михальчук, но мы его старались сильно не ругать.
Об автомобильном парке Якутска стоит сказать отдельно. Новых машин совсем не много. В основном – подержанные из Владивостока. Почти все японские, с явным преобладанием «TOYOTA». Некоторые названия моделей были даже не знакомы. 90% автопарка - праворукие. Движение, можно сказать, чересчур активное, много «подрезов», про поворотники никто не вспоминает. В этот день, по словам одного из таксистов, в одном из авто нашли труп, была погоня стрельба. Вечером на дорогах было много полиции.
Вообще Якутск порадовал… Была замечательная погода, понравились местные, так сказать, национальные блюда в «Махтале», колоритные места, а самое главное, люди, много людей, пусть и с необычной внешностью…. Взять, например, тот же памятник Иосифу Виссарионовичу у административного здания, у которого мы стояли и фоткали, даже офисные работники в окна повылезали. Даже День ВДВ, праздновавшийся и в Якутске, настроения ничуть не испортил. ) Гуляли по центральным улицам, по набережной Лены, но до Лены было далековато.


Особенно понравились экскурсии в музей Мамонта и Алмазную сокровищницу Якутии.
Музей Мамонта организационно входит в структуру СВФУ и занимается не только собиранием древностей и костей, но и участвует в международной исследовательской деятельности по клонированию мамонта. С российской стороны - понятно, как и во всем, прежде всего, сырье…). У СВФУ, кстати, были вывешены списки поступивших с результатом набранных баллов. Компетентные члены нашей команды с уверенностью заявили, что, в сравнении с САФУ, не так много баллов у счастливчиков. В музее впечатлили и сами экспозиции, и совместная с китайскими школьниками экскурсия, и чрезвычайно увлекательный рассказ гида, забыл, как его зовут, к сожалению… Показалось, что он обрадовался нашей заинтересованности. А мы были просто в шоке! В шоке от коммерческого оборота костей, бивней, какашек и т.д., выраженного в долларах США…. Может переехать на дальневосточный гектар?

Фотографировать в Алмазной сокровищнице, которая является второй по величине фонда после Московской, запрещено. Поэтому телефоны, фотики, напитки пришлось сдать суровым людям с автоматами, похвастаться можем только впечатлениями. Экскурсовод, узнав, что мы из Архангельска, посетовала, что мы (Архангельская область) по качеству алмазов уже на равных, а по количеству быстро догоняем Якутию. Блеск алмазов, самородков, украшений быстро затуманил и взор, и разум. Время экскурсии ограничено: от стенда к стенду переходили по команде. Было решено собрать в подвалах САФУ простейший аппарат по определению ценности и истинности алмазов, подорвав тем самым американский рынок синтетических камней. После экскурсии все стали внимательно осматривать камни, подобранные на берегах Токко. Но, увы…
После Северобайкальска мы были готовы к ценникам в магазинах Якутска. Однако 50 рублям за литр 92-го бензина, мягко говоря, удивились. Продукты питания в цене тоже не отставали, особенно поразили цены на фрукты и овощи: персики за 340 р., прошлогодняя картошка – 40-60 р., свежая – до 190 р. и т.д. Крупных федеральных ритейлеров в Якутске нет. Строящаяся железная дорога призвана исправить ситуацию, но что-то подсказывает, что чуда не будет.
В Якутске объявлен «сухой» закон. Спиваются якуты… Пиво продают только в нескольких магазинах, пивнушек в городе вообще не встретишь. Алкоголь продают в специализированных магазинах и отделах строго с 14.00 до 20.00. Не успели настойку купить… Только круглосуточный «пивной ресторан» в магазине «Токко» около дома несколько сгладил негативные впечатления.
Вечером нас ждали подготовка к перелету, сборы сухого пайка в дорогу, душевные разговоры в мужской компании. Душа каждого отчаянно рвалась к родным и близким…, на Родину.

Про итоги.
Остальную часть путешествия провели без больших приключений. Привычно вызывали такси, привычно занимали места на самолетах. Хотя теперь уже никуда не спешили, на выход становились самыми последними. Один из нас умудрился в якутском аэропорту встретить знакомого, он тоже возвращался с рыбалки с компанией друзей. Вычислить их было нетрудно: палатки, рюкзаки, пиво по 200 рублей за кружку сразу выдавали в них походников-рыболовов. Подошли познакомится, а, оказывается, уже знакомы… )
В Москве два товарища поехали уже своей дорогой. Остальные четверо точно по расписанию прибыли в Архангельск.
Что можно сказать по итогам столь грандиозного путешествия?
1. Такие «вылазки» делать можно и нужно. Длительность и дальность заброски роли никакой не играют, если более-менее все продумано и подготовлено.
2. Мужская компания – это особая среда для проверки «мужицких» качеств. Закаляется характер, приобретаются и оттачиваются новые навыки. Это «чисто» мужские шутки, правила поведения, так называемый мужской депрессант, психологическая перезагрузка, если хотите.
3. Далекое путешествие всегда является основой для совершенно новых впечатлений. Красоту и необычность неизведанных мест трудно забыть, хочется ощутить их заново.
4. После смены картинки и атмосферы, длительного отсутствия гораздо острее чувствуется тяга к дому и семье. С середины похода всегда невольно начинаешь скучать по привычной обстановке, по своим домашним.
5. В психологическом и эмоциональном плане поход может считаться успешным только при наличии единой команды, члены которой придерживаются единой системы ценностей, единого психологического склада. Их положительные и отрицательные моменты должны нивелироваться в условиях коллективных действий.
6. А вот расчет багажа, провизии и оборудования придется в следующий раз проводить по новой методике. От лишних вещей, одежды, продуктов просто необходимо отказаться еще на этапе подготовки.

Скорее всего, новые цели и высоты будем планировать уже с нового года.)))
Вложения
image006.jpg
image006.jpg (44.61 КБ) Просмотров: 2149
image027.jpg
image027.jpg (74.89 КБ) Просмотров: 2149
image031.jpg
image031.jpg (141.28 КБ) Просмотров: 2149
image034.jpg
image034.jpg (77.43 КБ) Просмотров: 2149
image037.jpg
image037.jpg (94.71 КБ) Просмотров: 2149
image042.jpg
image042.jpg (45.91 КБ) Просмотров: 2149
image045.jpg
image045.jpg (68.91 КБ) Просмотров: 2149
image052.jpg
image052.jpg (47.97 КБ) Просмотров: 2149
image058.jpg
image058.jpg (129.28 КБ) Просмотров: 2149
image059.jpg
image059.jpg (94.55 КБ) Просмотров: 2149
image060.jpg
image060.jpg (98.18 КБ) Просмотров: 2149
image061.jpg
image061.jpg (81.96 КБ) Просмотров: 2149
image064.jpg
image064.jpg (21.02 КБ) Просмотров: 2149
image069.jpg
image069.jpg (99.64 КБ) Просмотров: 2149
image070.jpg
image070.jpg (97.28 КБ) Просмотров: 2149

За это сообщение автора sevsank поблагодарили: 10
Алексей Перепелкин (18 сен 2018, 16:34), Саша (19 сен 2018, 00:08), Dmitrij009 (18 сен 2018, 22:58), Korina (19 сен 2018, 01:07), Ольга Вл. (18 сен 2018, 22:51), Фёдорыч (19 сен 2018, 09:02), Денис Василич (18 сен 2018, 19:19), Жанна (18 сен 2018, 21:36), жека 851 (19 сен 2018, 22:01), Юрий М.К. (18 сен 2018, 15:42)
Рейтинг: 12.99%
 
Аватара пользователя

sevsank
Новичок

 
Сообщения: 37
Стаж: 5 лет 7 месяцев 1 день
Благодарил (а): 11 раз.
Поблагодарили: 100 раз.

Сообщение Zhigich_bass » 18 сен 2018, 19:14 » #2004213

Красота!
A low frequency player! +792адын4884О89

За это сообщение автора Zhigich_bass поблагодарил:
sevsank (19 сен 2018, 09:01)
Рейтинг: 1.3%
 
Zhigich_bass
Мастер

 
Сообщения: 502
Стаж: 17 лет 1 месяц 12 дней
Откуда: Архангельск
Благодарил (а): 29 раз.
Поблагодарили: 88 раз.

Сообщение Ольга Вл. » 18 сен 2018, 22:53 » #2004300

Спасибо огромное! Прочитала с превеликим удовольствием! Жаль, что так немного фотографий. А какие симпатичные лица у участников такого захватывающего путешествия!

За это сообщение автора Ольга Вл. поблагодарил:
sevsank (19 сен 2018, 08:59)
Рейтинг: 1.3%
 
Ольга Вл.
Профи

благодарности: 3
1-й уровень благодарности (Число нагрждений: 3)
 
Сообщения: 4991
Стаж: 12 лет 1 месяц 10 дней
Откуда: Архангельск, Варавино.
Благодарил (а): 10670 раз.
Поблагодарили: 3609 раз.

Сообщение Саша » 19 сен 2018, 00:09 » #2004321

Вкусно, смачно, достойно smailikai/tup

За это сообщение автора Саша поблагодарил:
sevsank (19 сен 2018, 09:01)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97261
Стаж: 17 лет 10 месяцев 25 дней
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122495 раз.
Поблагодарили: 27950 раз.

Сообщение sevsank » 19 сен 2018, 09:01 » #2004382

Ольга Вл. писал(а):Спасибо огромное! Прочитала с превеликим удовольствием! Жаль, что так немного фотографий. А какие симпатичные лица у участников такого захватывающего путешествия!

Спасибо! У нас тоже впечатлений много осталось. Даже за прошедший год они не остыли. Фото, конечно, еще есть. Не сразу разобрался, как подвязывать. Партию еще загружу.

За это сообщение автора sevsank поблагодарил:
Ольга Вл. (19 сен 2018, 15:17)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

sevsank
Новичок

 
Сообщения: 37
Стаж: 5 лет 7 месяцев 1 день
Благодарил (а): 11 раз.
Поблагодарили: 100 раз.

Сообщение Фёдорыч » 19 сен 2018, 09:08 » #2004386

sevsank
Не плохо,даже скажу интересное повествование,с моим зрением длинные рассказы довольно тяжело читать на мониторе ,но тут от начала до конца проглотил на раз МОЛОДЦЫ!
У человека нет возраста,есть состояние души.

За это сообщение автора Фёдорыч поблагодарил:
sevsank (19 сен 2018, 09:16)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

Фёдорыч
Супер-профи

благодарности: 3
1-й уровень благодарности (Число нагрждений: 3)
 
Сообщения: 6342
Стаж: 8 лет 1 месяц 18 дней
Откуда: г Архангельск. Левобережье.
Благодарил (а): 6034 раз.
Поблагодарили: 4573 раз.

Сообщение Korina » 19 сен 2018, 09:49 » #2004397

Мощно! smailikai/tup smailikai/tup smailikai/tup Неподготовленным такой поход не осилить.Горжусь земляками!Особый респект автору,огромный труд и умение нужно всё это изложить..интересно,познавательно и увлекательно!Но есть вопрос-в какую сумму примерно это обошлось на человека?
Пока мы откладываем жизнь, она проходит. Сенека

За это сообщение автора Korina поблагодарил:
sevsank (19 сен 2018, 09:53)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

Korina
Мастер - наставник

благодарности: 2
1-й уровень благодарности (Число нагрждений: 2)
 
Сообщения: 1821
Стаж: 12 лет 7 месяцев 4 дня
Откуда: Архангельск
Благодарил (а): 259 раз.
Поблагодарили: 1036 раз.

Сообщение sevsank » 19 сен 2018, 09:54 » #2004404

Korina писал(а):Мощно! smailikai/tup smailikai/tup smailikai/tup Неподготовленным такой поход не осилить.Горжусь земляками!Особый респект автору,огромный труд и умение нужно всё это изложить..интересно,познавательно и увлекательно!Но есть вопрос-в какую сумму примерно это обошлось на человека?


Спасибо! Все полностью с самолетами, квартирами, продуктами, транспортной компанией - по 65 т.р. на человека

За это сообщение автора sevsank поблагодарил:
Korina (19 сен 2018, 10:27)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

sevsank
Новичок

 
Сообщения: 37
Стаж: 5 лет 7 месяцев 1 день
Благодарил (а): 11 раз.
Поблагодарили: 100 раз.

Сообщение Сова » 19 сен 2018, 10:09 » #2004413

ЗдОрово, понравилось smailikai/tup Согласен с Ольгой Владимировной, фотографий бы побольше, для живописности. :agree А так молодцы конечно, завидно даже немножко. Автору спасибо :thank new_sm/smile454

За это сообщение автора Сова поблагодарил:
sevsank (19 сен 2018, 10:17)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

Сова
Профи

благодарности: 4
1-й уровень благодарности (Число нагрждений: 4)
 
Сообщения: 3621
Стаж: 14 лет 8 месяцев 24 дня
Откуда: Архангельск
Благодарил (а): 729 раз.
Поблагодарили: 1924 раз.

Сообщение sevsank » 19 сен 2018, 10:17 » #2004421

Еще фото с разных этапов путешествия
Вложения
2014_0103_034805_001.JPG
IMG_1053.JPG
20170103_153406.jpg
IMG_1082.JPG
20170726_124136.jpg
IMG_20170730_151639.jpg
20170728_075934.jpg
IMG_20170731_184716.jpg
IMG_0446.JPG
IMG_20170731_184852.jpg
IMG_0914.JPG
IMG_20170731_185035.jpg
IMG_0915.JPG
IMG_0979.JPG
IMG_1033.JPG

За это сообщение автора sevsank поблагодарили: 5
Сова (19 сен 2018, 10:33), Korina (19 сен 2018, 10:28), Ольга Вл. (19 сен 2018, 15:19), Фёдорыч (19 сен 2018, 10:43), Жанна (19 сен 2018, 10:21)
Рейтинг: 6.49%
 
Аватара пользователя

sevsank
Новичок

 
Сообщения: 37
Стаж: 5 лет 7 месяцев 1 день
Благодарил (а): 11 раз.
Поблагодарили: 100 раз.

Сообщение Жанна » 19 сен 2018, 10:20 » #2004422

Прочитала и вот сейчас увидела, катер то реально маленький.)) Спасибо за рассказ. Очень интересно.
Слежу со жгучим интересом за многолетним давним боем.Во мне воюют ангел с бесом, а я сочувствую обоим...

За это сообщение автора Жанна поблагодарил:
sevsank (19 сен 2018, 10:23)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

Жанна
Профи

благодарности: 5
1-й уровень благодарности (Число нагрждений: 5)
 
Сообщения: 3257
Стаж: 7 лет 2 месяца 16 дней
Откуда: г. Северодвинск
Благодарил (а): 9563 раз.
Поблагодарили: 4160 раз.

След.


Вернуться в Походы на рыбалку

Яндекс.Метрика | Яндекс.Метрика