Пешком по восточной части Кольского п-ва

Модератор: Kjamus

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Сообщение Serj_Spb » 08 авг 2012, 23:21 » #633259

Вдоль берегов Кольского залива находится огромное количество разнообразных пристаней, причалов, много разных предприятий, связанных с деятельностью флота. Удалось увидеть и представителей атомного флота. Как же я жалел в тот момент, что у меня нет с собой длиннофокусного объектива. Можно было бы сделать огромное количество интересных фотографий.

Фото: Кольский залив
Изображение

Фото: Памятник «Алеша»ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

Через некоторое время, почувствовав, что становится довольно свежо, я решил сходить в каюту утеплиться. Придя в каюту, обнаружил, что у нас еще двое попутчиков: молодой парень, уже спящий на верхней полке, и тетенька неопределенного возраста, которая, как я понял, была совсем не рада меня видеть. Во всяком случае, когда я вошел, она сразу запричитала, что так она и знала, так и чувствовала, что плыть ей придется с грубыми невоспитанными мужиками, которые будут всю ночь бухать и орать матом. Честно говоря, я надеялся что пока еще произвожу гораздо более благоприятное впечатление, да и штормовка моя пока еще выглядела вполне и пахла отнюдь не потом и костром, а каким-то вкусным стиральным порошком. Но разуверять тетеньку я не стал, ответив, что тоже очень рад видеть ее в качестве нашей соседки, поддел под штормовку флиску, открыл очередную баночку пивка, демонстративно отпил его и ушел обратно на палубу.

Мы с Димой погуляли по палубам, пофотографировали, поболтали с ребятами-велосипедистами и так незаметно дошли до выхода в Баренцево море. На выходе из Кольского залива видели судно-краболов с клетками на борту, которое взяло курс прямо в открытое море. Запомнилось мне это потому, что краболовов раньше вживую никогда не видел, но видел много передач про них по каналу Discovery. Наш теплоход взял курс примерно на северо-восток и пошел огибать остров Кильдин.ИзображениеИзображение

Фото: КраболовИзображение

Фото: Берег острова КильдинИзображение

А еще мне очень запомнился звонок от Василия. Мы с Димой как раз ушли с палубы внутрь теплохода, как позвонил Василий и сообщил, что он видит нас! Вернее не нас, а наш теплоход. Выяснилось, что пока мы с Димой ехали на поезде и шли на теплоходе, Василий со своими товарищами успел доехать до Североморска на рыбалку и как раз в данный момент стоял на берегу и увидел проходящую мимо «Клавдию Еланскую». Мы вышли на палубу, но, конечно, разглядеть Василия не смогли, пока он не стал махать нам ярким спасательным жилетом. Мы тоже помахали ему руками, но спасжилетов у нас не было, поэтому, скорее всего, Василий нас не разглядел. Но все равно было очень приятно так неожиданно опять увидеть Василия.

Как только теплоход вышел в море, нас стало немного покачивать. На море была небольшая пологая волна. И стало существенно холоднее от ветра. Народ с палуб разбрелся по каютам, а мы гуляли по палубам и внутри теплохода. Интересно, что на теплоходе курить можно только на главной палубе, которая застеклена. Там даже стоят урны, но нет скамеечек. А вот на открытых местах курить строго запрещается. Сделано это для того, чтобы выброшенный окурок ветром не занесло обратно на теплоход, и не случился пожар. С другой стороны, при шторме и сильном ветре на открытой палубе особо и не покуришь.

Фото: Верхняя палубаИзображение

Фото: На палубах в кормовой части установлены симпатичные скамеечкиИзображение

Фото: Дима на шлюпочной палубеИзображение

Фото:Вход в ходовую рубкуИзображение

Гуляя по теплоходу, опять встретились с ребятами-велосипедистами, которые на застекленной палубе попивали коньячок за успешный старт. Мы не отказались от угощения и выпили вместе с ними. Кстати, именно они научили меня использовать в качестве рюмки пластмассовую баночку из под фотопленки. Спасибо за науку! Оказалось исключительно удобно, и дальше во время всего путешествия я пил разведенный спирт именно так из баночки, благо баночек этих у меня было ну очень много.

Несмотря на усталость, идти ложиться спать в каюту совершенно не хотелось. Пошли гулять по теплоходу, немного пофотографировали интерьер. Из описания, размещенного на официальном сайте Мурманского морского пароходства, я знал, что на борту теплохода имеются ресторан, бар, теннисный зал, кинозал. Выяснилось, что работает только бар, а все остальное работает только на туристических маршрутах.

Фото: Внутренний трап с верхней палубы на главную палубуИзображение

Фото: Трап на шлюпочную палубуИзображение

Фото: Верхняя палуба, справа стойка информ-бюроИзображение

Фото: Информационный щит. Рядом висит фотография актрисы Клавдии ЕланскойИзображение

Нагулявшись по теплоходу, зашли в бар выпить кофе. Познакомились, поболтали с барменом. Сам бар довольно просторный и уютный, стоит огромная плазменная панель, на которой крутили какие-то музыкальные ролики. Вроде бы этот бар даже называется «музыкальный».

Перед сном еще пару раз выходил на палубу покурить. Оба раза это заканчивалось общением с другими пассажирами теплохода. Естественно, что общение сводилось к вопросам кто мы, куда и зачем едем. Тогда же я впервые понял, что не знаю ответа на самый, казалось бы, простой вопрос: «Ребята, а зачем вам это?» зачем нам надо с рюкзаками идти вдоль побережья огромное количество километров. Мои ответы, мол, на природу и красоты посмотреть, как я понял, всерьез не воспринимались. Немного забегая вперед, скажу, что при общении с местным населением такие вопросы, как правило, не возникали, а вот все последующее общения с людьми не местными, а там работающими, служащими или военными всегда начинались одинаково с двух вопросов: первого риторического «Ребята, вы офигели?» (в разных лексических вариантах) и второго, традиционного «Зачем?».

За это сообщение автора Serj_Spb поблагодарили: 3
Саша (13 авг 2012, 15:48), Kjamus (09 авг 2012, 14:50), vlady (19 авг 2012, 18:59)
Рейтинг: 3.9%
 
Аватара пользователя

Serj_Spb
Спец 3-го класса

 
Сообщения: 127
Стаж: 13 лет 5 месяцев 4 дня
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 27 раз.

Сообщение Serj_Spb » 09 авг 2012, 19:47 » #633660

День третий, 17 июля


...........................................................................................................................................…Оттого, что не бывает тихо
..............................................................................................................................................................................Ни зимой, ни летом – никогда
..............................................................................................................................................................................Город называется – Гремиха
..............................................................................................................................................................................Видел ты такие города?...

............................................................................................................................................................................................Александр Ойслендер


Из путевого дневника: «… встали в 8-30. Оделись и пошли в бар. Взяли кофе, поболтали с барменом Олегом. Он то ли родом из Питера, то ли долго там жил в районе ст. м. Московская. Олег рассказал, что в Сосновке у него есть знакомый «Толик-пограничник», к которому, в случае чего, можно обратиться за помощью, сославшись на Олега…»

После выпитого кофе вышли на палубу посмотреть на Гремиху с моря.

Фото: Вышли на палубу…
Изображение

Фото: В проливе между островами уже виднеется ГремихаИзображение

Фото: Пролив Йоканьгский рейдИзображение

Фото: Пролив между островами, закрывающими бухту с моряИзображение

Фото: ГремихаИзображение

Фото: Старый причалИзображение

В 10 утра, строго по расписанию, «Клавдия Еланская» пришвартовалась в Гремихе. Понаблюдав с палубы за швартовкой и сделав несколько фотографий, мы с Дмитрием, вернулись в каюту, забрали наши рюкзаки и двинулись на выход.

В холле на главной палубе столкнулись с Михаилом Валентиновичем, который непосредственно оформлял нам пропуска в Островном и для которого у нас был небольшой подарок. Если говорить точнее, то Михаил Валентинович сам узнал и подошел к нам, так как мы со своими рюкзаками довольно сильно выделялись среди местного населения, идущего на выход с теплохода. Еще раз поблагодарили его за пропуска и отдали презент. Мой рюкзак полегчал на 1 кг плюс вес тары, но вот по ощущениям легче что-то не стало.

Надо отметить, что как только «Клавдия Еланская» пришвартовалась, и был спущен трап, по нему тут же поднялись пограничники. Несколько бойцов осталось у трапа проверять документы у сходящих на берег, а двое военных разместилось на ресепшене (стойка инфор-бюро теплохода), которая находится на главной палубе. Они то и оказались «комендатурой». Военные посмотрели наши паспорта и копию разрешения, порывшись в пухлой папке и найдя оригинал разрешения, поставили на него свой штамп, а также записали наши данные в какой-то специальный журнал. Еще раз поинтересовались целью приезда и маршрутом, еще раз услышали, что возвращаться в Островной мы не планируем, а выбираться будем из Чапомы, военные посмотрели на нас, как на совсем умалишенных, и пожелали всего хорошего.

Напоследок мы спросили у военных, надо ли регистрироваться в милиции, на что они, пожав плечами, ничего вразумительного не сказали. Но мы с Дмитрием, как законопослушные граждане… в общем, мы все равно хотели прогуляться по поселку, а это было еще одним поводом для прогулки с нашими, мягко говоря, не очень-то легкими рюкзаками.

На выходе с теплохода у нас еще раз очень внимательно проверили документы, и мы спустились по трапу на пассажирский причал Гремихи.

Фото: ХодатайствоИзображение

Фото: Разрешение на въездИзображение

Фото: Пассажирский причалИзображение

Пройдя по причалу, поднявшись по металлическому настилу наверх (блин, тяжело дается даже такой небольшой подъем, что же будет дальше?) и пройдя через ворота пирса, мы вышли на что-то типа небольшой площадки и увидели автобус. Решили подойти и узнать, где находится милиция. Надо отметить, что у местного населения мы вызывали определенный интерес. Как только мы подползли к автобусу и начали задавать вопросы водителю, вокруг нас сразу образовался полукруг из интересующихся и сочувствующих аборигенов.

Вообще, по прибытии в Островной не возникает ощущения, что приехал в большой поселок. Все очень по-домашнему. Все друг с другом здороваются, обнимаются. На автобус, следующий в Островной, народу почти не остаётся – все разъезжаются на машинах знакомых или, если живут рядом, уходят пешком. Во всяком случае, вместе с нами в автобусе ехало не больше 10 человек. Именно поэтому любой «новый» человек или туристы вроде нас сразу же вызывают интерес к своей персоне.

От водителя мы узнали, что у автобуса будет остановка практически прямо у отделения милиции, и он нам на месте покажет, как его найти. А из общения с местным населением выяснилось, что среди интересующихся местных граждан оказался начальник этого пирса, он то и посоветовал оставить рюкзаки на вахте, сказал, как зовут сторожа, и попросил ему передать, что он нам это разрешил. Водитель же автобуса, в свою очередь, пообещал дождаться нас, пока мы будем пристраивать свои рюкзаки. Так что нам крупно повезло, и прогулка по Островному прошла налегке.

За это сообщение автора Serj_Spb поблагодарили: 2
Саша (13 авг 2012, 15:52), Роман Т. (12 авг 2012, 18:48)
Рейтинг: 2.6%
 
Аватара пользователя

Serj_Spb
Спец 3-го класса

 
Сообщения: 127
Стаж: 13 лет 5 месяцев 4 дня
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 27 раз.

Сообщение Serj_Spb » 12 авг 2012, 18:27 » #634545

Хочу поподробнее рассказать о поселке Гремиха. На самом деле, я очень давно мечтал здесь побывать, потому что поселок исключительно интересный как своим местоположением, так и своей историей. К тому же, это место все еще прикрыто как бы некой завесой таинственности и секретности, как и все связанное с военными и, особенно, с подводным флотом. При подготовке к путешествию я прочитал много информации о Гремихе, и меня, в первую очередь, поразил тот факт, что в описаниях и исследованиях к этому поселку постоянно применяются эпитеты: самый, первый, уникальный и т.д., причем как в хорошем так и не очень хорошем смысле. А вот учитывая то, что попасть в Гремиху и увидеть все своими глазами довольно сложно, не могу немного не рассказать об истории этого поселка. Думаю, это может быть интересно, тем более, что никакой военной тайны я, надеюсь, не выдам, поскольку при написании последующего текста были использованы только общедоступные источники и материалы. Ссылки на все использованные при написании отчета источники и материалы будут приведены в конце отчета.

.......Первое, с чем я столкнулся при планировании маршрута, это некоторая возникшая у меня путаница с названием. Получалось довольно забавно: мы знали, что поселок называется Гремиха, но пропуска оформлялись в ЗАТО г.Островной, а билеты на теплоход покупались до Йоканьги, потому что именно под таким названием числится этот портопункт в документах Мурманского пароходства. Еще постоянно проскакивало название Мурманск-140. По сути Гремиха, Йоканьга, Островной, Мурманск 140 – это названия одной и той же местности. Официальное название города на сегодняшний день – Островной.
.......Самое старое название Йоканьга – дано в честь реки, которая неподалеку, в 12 км от поселка, впадает в Баренцево море. По одним из источников, название произошло от саамских слов: «иок» – река и «аньги» – пологий склон. Йоканьгский погост считается одним из самых старых поселений на побережье. Самые первые упоминания о Йоканьге, которые мне удалось найти, относятся к 1574 году, когда в погосте проживало 165 человек.
.......Не смотря на то, что исследователи севера всегда проявляли интерес к этой местности, в жизни и быте саамов на протяжении нескольких столетий сильно ничего не менялось. Во всяком случае, когда в 1887 году до него добралась очередная научная экспедиция, прибывшие ученые были страшно удивлены, что среди жителей не было ни одного грамотного человека.
.......Надо отметить, что изначально погост был расположен в самом устье реки Йоканьги, но в июне 1854 года после того как объединенная англо-французская эскадра, следуя к горлу Белого моря сожгла и разграбила его, уцелевшие жители перенесли деревню на несколько километров вверх по течению, примерно на то место, где сейчас на современных картах обозначено «Йоканьга (нежил.)»
.......Летом 1894 года на Мурман отправился С.Ю.Витте, который также посетил территории, прилегающие к Святоносскому заливу, и высаживался на самый крупный из Йоканьгских островов – Безымянный. Целью его поездки был поиск незамерзающей гавани для строительства базы военного флота. Но после его визита опять ничего не сдвинулось, и опять наступили годы затишья. Единственное, что впоследствии остров Безымянный в честь памятной высадки С.Ю.Витте на нем был переименован картографами в остров Витте.
.......Только с началом первой мировой войны, подтвердившей необходимость строительства портов и военных баз на Севере России, Совет министров Российской империи утвердил проект строительства двух баз – одной на Кольском заливе и другой на Йоканьгском рейде. В 1916 году в Йоканьгу прибыли 800 вольнонаемных работников для строительства базы. Строительство началось немного в стороне от погоста Йоканьга, там, где сейчас находится сам поселок Гремиха и пассажирский причал.
.......Тогда до Йоканьги, впрочем как и сейчас, добраться можно было только по воде – не было тогда, да и нет сейчас ни железной, ни автомобильной дороги. Кроме этого тяжелейшие природные условия, суровый климат и нечеловеческие условия жизни сильно усложняли строительство. График строительства постоянно сбивался, и весной 1917 года строительство было остановлено.
.......В марте 1918 года началась интервенция Кольского края. Белогвардейцы и интервенты в сентябре 1919 года на месте недостроенной базы устроили в Йоканьге каторжную тюрьму, которая считалась самой страшной из всех построенных интервентами. Каторга просуществовала 5 месяцев до февраля 1920. За это время через нее прошло около тысячи двухсот заключенных, их которых более 300 человек погибло (по некоторым источникам, число погибших более тысячи). Надо отметить, что у тюрьмы даже не было внешней охраны – да и зачем? Бежать было просто некуда, до ближайшего населенного пункта более 300 км.
.......В центре Гремихи, на площади, в том месте, где стояли бараки Йоканьгской тюрьмы, в 1927 году по проекту архитектора Давыдова воздвигнут памятник. Из огромных валунов сложен макет тюрьмы с решетчатыми окнами. Скалу опоясывают тяжелые цепи, сверху мраморный обелиск, на котором на русском, английском, французском и немецком языках высечены слова: «Жертвам интервенции вечная память. 1918—1920 гг.». По периметру памятника захоронены около 200 черепов погибших узников каторжной тюрьмы, а с боков находятся плиты с именами всех погибших.
.......До конца 20-х годов советской власти было совсем не до северо-восточной части Кольского полуострова. Только в 1927-1928 годах туда были организованны первые экспедиции.
.......В 1938 году село Йоканьга переименовали в Гремиху. Новое название село получило от большого порожистого ручья, вытекающего из Ромбозера и впадающего в губу Гремиха Святоносского залива. В старину поморы все шумные порожистые ручьи называли «гремихами», поэтому можно считать, что такое название поселку досталось от поморов.
.......В 1940 году для защиты коммуникаций на подходе к Белому морю в этих местах опять решили создать базу Северного Флота. Первые строители стали прибывать в мае 1940 года. Вместе с первыми строителями были привезены разобранные дома, автомашины, трактора и лошади. А осенью 1940 года в Гремиху уже пришли корабли первого Северного пограничного отряда.
.......Относительно недавно стал известен любопытнейший факт, взятый из трофейных немецких документов и зарубежных публикаций о сотрудничестве Советского Союза и Германии в 1939 – 1941 годах. Из книги М.И. Мельтюхова «Упущенный шанс Сталина. Советский Союз и борьба за Европу: 1939 – 1941 (Документы, факты, суждения)»: «…База немецких ВМС "Норд" после оккупации Норвегии была перенесена из бухты Западная Лица в бухту Иоканга восточнее Мурманска у мыса Святой Нос. Еще в феврале-марте 1940г. советское правительство согласилось на проводку по Северному морскому пути германского транспорта…» Эта база просуществовала недолго, с мая по сентябрь 1940 года. После проводки германского транспорта надобность в ней отпала.
.......22 июня 1941 года (по некоторым данным на четыре дня позже) командующий СФ подписал приказ о создании Йоканьгской Военно-морской базы (ЙВМБ). На первом месте стояли боевые задачи – несение дозорной службы на пути движения судов от мыса Святой Нос до мыса Канин Нос. Позднее добавились задачи по встрече и сопровождению конвоев. За годы войны корабли Йоканьгской ВМБ сопроводили более 700 транспортов (вместе с внутренними караванами – более 1800).
.......В 1943 году база обзавелась собственным сухим доком, причем довольно уникальным: стенами дока были доработанные отвесные скалы узкой бухты Червяной. Сверху на выровненной в скалах площадке был установлен кран. Корабли входили в док во время прилива (в этих широтах высота приливов достигает 6 метров), в отлив вода уходила, док самопроизвольно осушался, батопорт (плавучий гидротехнический затвор) закрывался – и можно было приступать к ремонту.
.......В послевоенные годы, учитывая уникальность военно-стратегического положения Йоканьгской ВМБ, которая обеспечивала контроль над восточной частью Баренцева моря, горлом Белого моря, а также наличие прямого выхода в океан, несмотря на огромнейшие затраты, связанные с содержанием, ВМБ и сам поселок Гремиха продолжали развиваться. Особо надо отметить, что Гремиха – это самая последняя восточная незамерзающая бухта на Северном Ледовитом океане. Остатки теплого течения Гольфстрим отдают последнее тепло перед мысом «Святой нос».
.......В 1951 – 1953 годах была сделана попытка провести в поселок Кольскую железную дорогу. Речь идет о «знаменитой» стройке, которая имела обозначение «№509 МВД». Планировалось построить железнодорожную линию Апатиты-Кейвы-Поной с ответвлением к бухте Йоканьга. Но в 1953 году стройка была заморожена и дорога так построена и не была.
.......С июня 1956 г. в Йоканьгу стали прибывать новые военные корабли и подводные лодки. В этом же году в 4 километрах к западу от Гремихи, около губы Островская, был построен первый дом. Этот год считается годом основания посёлка Островной.
.......Именно в Гремиху в 1959 году прибыла первая советская атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол», которая летом 1962 года впервые совершила поход подо льдами Северного ледовитого океана к Северному полюсу. Впоследствии здесь была сформирована бригада АПЛ.
.......В 1962 году Гремиху посещал Н.С Хрущев. После этого исторического визита, развернулось масштабное строительство причального фронта (суммарной длинной более 6 километров!) и жилых домов для семей подводников. Появился Дом офицеров, библиотека, танцзал и спортивный комплекс. В основном, все это строилось в поселке Островной. А посередине между Гремихой и Островным, как раз около ручья, который дал название Гремихе, был построен Больничный городок. Подобным мог похвастать далеко не каждый северный гарнизон.
.......В феврале-марте 1966 г. атомные лодки Йоканьгской ВМБ совершили первое в мире групповое плавание вокруг света, пройдя 25 тысяч миль. С 1967 года в базу начали прибывать атомные лодки 2-го поколения. В том же году базу посетила Правительственная комиссия во главе Л.И.Брежневым. В результате этого визита еще сильнее увеличились темпы строительства и расширения поселка Островной, более того, к концу 1967 года в Гремихе был построен свой собственный телецентр, и впервые в эфир вышла Гремихинская студия телевидения! Надо отметить, что в Мурманской области было всего два таких телецентра: в Гремихе и Мурманске.
.......Расцвет базы и поселков Гремиха и Островной пришелся на 70-80-е года, когда здесь появились соединения многоцелевых, а затем и стратегических атомных подводных лодок. Тогда считалось, что в Гремихе располагается одно из самых боеготовых соединений советского подводного флота – Йоканьгская военно-морская база, прозванная натовцами «осиным гнездом». На 23 пирсах базировались 35 подводных лодок разных проектов. Все 4 дивизии АПЛ были живой историей. 17-я дивизия – первые атомные лодки СССР, 18-я дивизия – первые ракетные лодки СССР. 41-я – первые стратегические ракетоносцы СССР. 3-я дивизия – первое соединение торпедных АПЛ СССР. Кроме подводных лодок в базе базировались не менее 35 надводных кораблей и судов различного назначения, а в поселках проживало более 35 тысяч человек.
.......В эти года появился такой анекдот:
.......Шеф ЦРУ на утреннем докладе рапортует президенту США:
.......- У русских на Кольском полуострове появилась новая стратегическая база подводных лодок - Гремиха.
.......- Какие подъездные пути?
.......- Никаких, ни шоссе, ни железной дороги.
.......- Аэродромы есть?
.......- Нет!
.......- Не морочьте мне голову. Это очередная провокация русских!
.......Особо хочу отметить еще один факт: Йоканьгская база имела прямой (никаких промежуточных заливов, фьордов, мелководья) выход в Северный Ледовитый океан и под его льдами – в любую точку Мирового океана. Это позволяло скрытно и оперативно отправлять на боевые службы целые группы подводных лодок. Когда где-нибудь в Северной Атлантике в очередной раз появлялись наши подлодки, те же американцы лишь разводили руками. И ничего с этим наши потенциальные противники поделать не могли. Но немного позднее смогли другие – наше правительство и руководство ВМФ.
.......14 сентября 1981 года поселок Гремиха преобразован в закрытый город Островной. Для открытой переписки Островной именовался Мурманском-140. А люди из-за сурового климата и почти непрекращающихся сильных ветров прозвали свой город – «городом летающих собак». К слову, в осенне-зимний сезон между домами (окна с тройными рамами), натягивали троса, за которые можно было держаться, передвигаясь по поселку.
.......Несмотря на неплохо развитый быт (по сравнению с другими гарнизонами) условия жизни в Гремихе все равно оставались довольно трудными и тяжелыми. На эту тему у живущих и служащих там людей ходило много шуток, например, что после отпуска с возвращением в Гремиху не поздравляют Или, кто прожил 15 лет в Гремихе может совершать любое преступление – уже отсидел. В каждой шутке, как говорится, есть только доля шутки. В основном, все сложности и трудности были связаны с отсутствием дорог, и суровым климатом.
.......Считается, что ветровой режим этого района один из самых суровых в стране. Ветер дует всегда. В течение года насчитывается от 80 до 120 штормовых дней. В основном, они приходятся на зимнее время. Нередки штормы, при которых скорость ветра более 40 м/сек. С запада и юга посёлок окружают Кейвы – тундровая возвышенность восточной части Кольского полуострова, понижающаяся к береговой черте. В распадках сопок ветер, ничем не ограниченный на протяжении сотен километров тундры, разгоняется до скорости, как в аэродинамической трубе. Примерно то же происходит с севера и востока – тысячи километров Ледовитого океана.
.......С 1992 года в рамках сокращения ВС РФ началось расформирование дивизий подводных лодок. В этом же году Островной получил статус ЗАТО. В 1994 году упразднено название Мурманск-140.
.......Уже к 2000 году от легендарной флотилии, состоящей из 4-х дивизий подводных лодок, ничего не осталось. Все боеспособные подводные лодки были переведены в другие базы, корпуса списанных постепенно отправляли на разделку, а сам город из базы Северного флота превратился в район базирования лодок, выведенных из эксплуатации, то есть в базу отстоя. В 1997 года был расформирован плавучий ремонтный завод (ПРЗ-165), а к 2002 году была расформирована бригада ОВРа. Последний раз слово Гремиха «прогремело» на всю страну в августе 2003 года. Тогда в Баренцевом море на Кильдинском плесе затонула АПЛ К-159 с перегоночным экипажем на борту, буксируемая из Гремихи к месту утилизации.
.......В 2001 году база была передана от ВМФ РФ в ведение "СевРАО", созданного для обеспечения создания инфраструктуры по утилизации АПЛ, обращению с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом и реабилитации радиационноопасных объектов в северном регионе страны. Поэтому сейчас в Гремихе находится хранилище отработанного ядерного топлива с атомных подлодок и периодически разделываются лодки. В частности в 2007 году там завершила свой путь одна из последних титановых субмарин СССР.
По информации РИА Новости от ноября 2010 года: «Гремиха, наряду с Андреевой губой, – один из главных пунктов хранения отработанного ядерного топлива с атомных подводных лодок Северного флота. На сегодня отсюда уже вывезено 75% ОЯТ, а к июню следующего года планируется вывезти оставшуюся часть»
.......Заканчивая небольшой рассказ о Гремихе, привожу последний факт: в июле 2004 года вышел указ президента РФ «Об упразднении ЗАТО Островной».
.......Планировалось, что это произойдет к 2008 году, но пока еще не случилось. Тем не менее, уже сейчас большинство домов в поселке опустело, и сейчас здесь проживают всего около трех тысяч человек. Более того, если упразднят ЗАТО, то, скорее всего, исчезнет и последняя пассажирская линия в Баренцевом море - теплоход «Клавдия Еланская» перестанет ходить по этому убыточному для него маршруту, дотируемому правительством Мурманской области. А, следовательно, уедут оставшиеся там люди, и мы опять вернемся к тому, что было более 100 лет назад. Или еще дальше…


И вот когда мы с Димой ехали в автобусе по бетонной дороге, соединяющей Гремиху с Островным, и смотрели по сторонам, я испытывал двойственные эмоции: с одной стороны я был просто счастлив, что наконец-то смог сюда попасть и увидеть все своими глазами, с другой стороны, огромную грусть от увиденного. Ряды пятиэтажек с выбитыми стеклами, дома с заложенными кирпичом окнами. Практически, отсутствие на улицах людей. Брошенная техника, заброшенные хозпостройки, ангары и т.д. Там, где еще живут люди, за домами пытаются следить, поэтому изредка встречаются покрашенные дома. Еще одно недавно отремонтированное здание – это двухэтажное здание администрации в Гремихе. Видя все это, очень сложно поверить в то, что еще 20 лет назад здесь находилась одна из самых крупных и боеспособных баз Северного флота.

Еще в Гремихе поражает огромное количество трубопроводов. Понятно, что сложно трубы убрать в скальный грунт, поэтому они и идут поверху. Еще очень много различных ЛЭП, разных вышек и антенн.

Кстати, автобус едет по определенному расписанию, определенным маршрутом и имеет определенные остановки. Сколько стоил проезд в автобусе, я не запомнил, но точно дешевле, чем в Питере. Поразило, что выдается билет на проезд, причем на билете написано название города!

За это сообщение автора Serj_Spb поблагодарил:
Саша (13 авг 2012, 16:05)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

Serj_Spb
Спец 3-го класса

 
Сообщения: 127
Стаж: 13 лет 5 месяцев 4 дня
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 27 раз.

Сообщение Роман Т. » 12 авг 2012, 18:48 » #634554

ЭЭЭЭХХХХХ!!!!! Почти, моя родная земля. У меня чуть по западнее)))))
Жду продолжения с фото.
Работа-способ не скучать между рыбалками
Аватара пользователя

Роман Т.
Мастер - наставник

 
Сообщения: 1499
Стаж: 12 лет 1 месяц 10 дней
Откуда: Северодвинск
Благодарил (а): 768 раз.
Поблагодарили: 182 раз.

Сообщение Raser234 » 12 авг 2012, 23:26 » #634717

ждем продолжения!!! с нетерпением)
Raser234
Спец 2-го класса

 
Сообщения: 234
Стаж: 13 лет 3 месяца 21 день
Откуда: Архангельск
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 13 раз.

Сообщение Serj_Spb » 13 авг 2012, 12:55 » #634884

Рад, что интересно)) Продолжение и фотографии будут))

За это сообщение автора Serj_Spb поблагодарил:
Роман Т. (13 авг 2012, 12:57)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

Serj_Spb
Спец 3-го класса

 
Сообщения: 127
Стаж: 13 лет 5 месяцев 4 дня
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 27 раз.

Сообщение KNOPFLER » 13 авг 2012, 14:02 » #634938

Гремиха - клевое место! Я там службу " тащил" в 86 году. Стартовые площадки обслуживал. :-D
Аватара пользователя

KNOPFLER
Мастер - наставник

 
Сообщения: 1755
Стаж: 15 лет 3 месяца 17 дней
Откуда: Ахангельск
Благодарил (а): 21 раз.
Поблагодарили: 197 раз.

Сообщение Serj_Spb » 13 авг 2012, 15:10 » #634986

KNOPFLER писал(а): ...Я там службу " тащил" в 86 году...

С 86 года там много чего изменилось и, к сожалению, в худшую сторону. В следующей части рассказа будем немного фоток Гремихи, сам увидишь и сравнишь))
Аватара пользователя

Serj_Spb
Спец 3-го класса

 
Сообщения: 127
Стаж: 13 лет 5 месяцев 4 дня
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 27 раз.

Сообщение Саша » 13 авг 2012, 16:07 » #635005

Сергей, складывается впечатления, что по прочтению последнего аккорда рассказа, опубликованное можно без правки передавать в редакцию :thank
При всей нехватке времени читаю и наслаждаюсь :thank
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97078
Стаж: 17 лет 10 месяцев 4 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 121943 раз.
Поблагодарили: 27807 раз.

Сообщение Serj_Spb » 13 авг 2012, 19:09 » #635113

Саша, спасибо :thank
Аватара пользователя

Serj_Spb
Спец 3-го класса

 
Сообщения: 127
Стаж: 13 лет 5 месяцев 4 дня
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 27 раз.

Сообщение Serj_Spb » 13 авг 2012, 19:34 » #635127

Водитель автобуса высадил нас на остановке у центральной площади Островного, где находится здание ДОФа и школа, и показал, где находится отдел милиции. Еще он предупредил, что по расписанию через 45-50 минут он поедет обратно и может нас довезти до причала и рюкзаков. В отделе милиции нам пришлось сначала немного объяснять, чего мы все-таки от них хотим, так как, наверное, у них не каждый день регистрируются туристы. Уяснив, что мы сегодня же и убудем из поселка и, более того, возвращаться в него не собираемся, милиционеры поставили нам еще два штампика на обратной стороне разрешения на въезд, в дополнение к штампику пограничников. Таким образом, все формальности были завершены, и можно было немного посмотреть на поселок.

Фото: Билеты на автобус
Изображение

Фото: Так выглядели добытые нами штампикиИзображение

В милиции, на столе у дежурного, запомнился один любопытный документ с грифом «ДСП», который мне удалось подсмотреть. Это была справка о количестве ДТП на территории ЗАТО Островной за первое полугодие 2010 года. Оказалось, что за это время было совершено 4 ДТП с одним пострадавшим. Учитывая, что там всего одна бетонка между поселками и несколько улиц (все остальное – это, по сути, дорожки между домами), а машин я там видел всего несколько десятков, то, наверное, это крутовато.

Автобус решили не ждать, тем более, что мы были без рюкзаков, а решили прогуляться пешком и заодно посмотреть на достопримечательности и, возможно, пофотографировать. С фотографированием тоже были вопросы – все же мы находились в закрытом поселке и не знали, как к этому отнесутся местные представители власти. Решили особо не борзеть, но при этом особо и не бояться. Типа, прикинуться дураками, сделают замечание – уберем фотики. Зашли в небольшой магазинчик, купили мне пиво, Диме йогурт и пачку печенья на двоих – как бы завтрак и пошли гулять по поселку.

На самом деле, конечно, мы провели в поселке очень мало времени и ничего толком не увидели. Дело в том, что мы немного торопились обратно, так как хотели найти катер, который бы смог перевезти нас на Святой Нос. Пока погода была вполне терпимой, не было шторма и волны, нам надо было спешить. Иначе нам бы пришлось потратить целый день или даже больше, идя пешком до реки Йоканьга и пытаясь найти там переправу. А уже только потом, бросив рюкзаки, налегке идти на Святой Нос. Поэтому все, что мы успели увидеть в Гремихе, находилось на нашем пути от остановки автобуса, где нас высадили, и далее вдоль бетонки до пассажирского причала, где стояла «Клавдия Еланская». И честно говоря, осталось огромное желание попасть сюда еще раз и более вдумчиво и неторопливо погулять и пофотографировать.

Прогулку по поселку начали от площади у ДОФа. Эту огромную площадь забетонировали в середине 70-х годов и она была местом всех народных гуляний и военных парадов. Напротив здания ДОФа установлен памятник легендарной подводной лодке «С-51».

Фото: Центральная площадь. На фото не видно, но справа расположено здание ДОФа, слева памятник «С-51», впереди слева виднеется гаубица и край здания школыИзображение

Фото: Памятник легендарной «С-51Изображение

Фото: Мемориальная плитаИзображение

Фото: Мемориальная плитаИзображение

Фото: Остатки корпуса лодки более 35 лет просто валялись у берега, сейчас, говорят, уже сданы на металлоломИзображение

Сфотографировав памятник «С-51», мы двинулись в сторону причала, осматривая и фотографируя все вокруг. Несмотря на наши опасения, за все время прогулки у нас ни разу не проверили документы, и ни разу никто слова не сказал по поводу фотоаппаратов. Правда на своем пути мы и людей особо не встречали.

Фото: В этом синем доме находится отделение милицииИзображение

Фото: Вдалеке виднеется пассажирский причал и «Клавдия Еланская»Изображение

Фото: За проливом остров «Витте», а вдалеке мыс «Святой Нос»Изображение

Фото: Все опутано линиями ЛЭП, различными вышками и антеннамиИзображение

Город Островной стал первым в СССР гарнизоном АПЛ, в котором появился памятник экипажу погибшей лодки. 12 апреля 1970 года в Бискайском заливе погибла АПЛ «К-8» из состава 17-й дивизии. Одна из улиц в Островном названа в честь командира «К-8» капитана 2 ранга В.Б. Бессонова, погибшего вместе с кораблём; другая – в честь погибшего начмеда той же лодки капитана медицинской службы А.М. Соловья, отдавшего свой ИДА прооперированному старшине.

Фото: Памятник «К-8»Изображение

Фото: Памятник «К-8»Изображение

Фото: Памятник «К-8»Изображение

Фото: Вид от памятника «К-8» на Гремиху и пассажирский причалИзображение

Фото: Очень символичный Символ ГремихиИзображение

Фото: Вид на Гремиху со стороны сопокИзображение

Фото: ГремихаИзображение

Когда мы почти подошли к символу города, нас обогнал знакомый нам уже автобус, и мы с водителем приветливо помахали друг другу руками. Еще немного пройдя, мы вошли в Гремиху и оказались на площади, где установлен памятник жертвам интервенции.

Фото: Памятник жертвам интервенции 1918-1920 годовИзображение

Фото: С боков памятника находятся плиты с именами погибших в каторжной тюрьмеИзображение

Вообще, Гремиха поражает количеством различных памятников при своем небольшом размере. Рядом с площадью, на которой установлен памятник жертвам интервенции, стоит какая-то ракетная установка без обозначающих табличек, дальше по дороге к пассажирскому причалу установлен памятник военным строителям. Где-то, говорят, еще есть памятник Ленину в натуральную величину, ну как же без него, и много чего еще, что мы с Димой не увидели.

Фото: Ракетная установкаИзображение

Фото: Памятник «Военным строителям за доблестный труд»Изображение

Надо сказать, что на улицах Гремихи людей было не много, точнее, совсем почти не было. Это, однако, не помешало нам встретить местного сумасшедшего и прослушать краткую лекцию о том, что вся наша жизнь представляет собой туннель, и вообще все вокруг является туннелем.

Вот так, обозревая окрестности, мы подошли к причалу, где были оставлены наши рюкзаки. Погода совсем не соответствовала тому, что обычно рассказывают про Гремиху: ветра почти не было, проглядывало солнышко, было довольно тепло. Наше настроение было просто превосходным. Немного омрачало эту идиллическую картину то, что мы пока совсем не представляли где искать катер, который забросил бы нас на Святой Нос.

На причале поговорили со сторожем, и он посоветовал обратиться в МЧС, так как у них есть катер. Мы пошли обратно в поселок, нашли помещение МЧС и обнаружили там сотрудника, похожего на начальника. Сообщили ему, что мы туристы из Питера и хотим попасть катером на Святой Нос. Было похоже, что начальника не сильно радовала перспектива присутствия туристов в его районе. Во всяком случае, на наше сообщение об этом он сказал, что «он рад», ну а когда мы сообщили ему о наших планах, о том, что в Гремиху мы возвращаться не собираемся, а собираемся идти в Чапому, он сказал, что «рад вдвойне». Тем не менее, он созвонился со своим сотрудником Пряниковым Андреем и договорился, что тот заберет нас через полчаса от пассажирского причала и забросит на Святой Нос.

На прощание начальник МЧС поинтересовался, что у нас есть из оружия или других средств отпугивания медведей, и начал рассказывать о небывало большом в этом году их количестве в районе. К слову говоря, еще перед нашим отъездом, об этом же нас предупреждал Василий, которого об этом предупредили его знакомые. Узнав, что у нас есть только фальшфейеры и «пукалка» под названием «сигнал охотника», начальник МЧС уже почти традиционно стал смотреть на нас, как на совсем больных головой. Он еще немного рассказал о том, что медведи совсем обнаглели в этом году, что они практически караулят рыбаков на реке и отнимают у них рыбу. Потом он сообщил, как зовут метеорологов на станции на Святом Носу, и попросил нас, если нам не сложно, купить им чего-нибудь вкусненького типа водки-пива, так как туда давно никто не ездил. На этом мы распрощались и поспешили в магазин и на причал, где нас скоро должен был подхватить Андрей.

Уже на подходе к причалу мы увидели идущий к нам катер. Забрали рюкзаки, попрощались со сторожем и загрузились в катер. В катере уже лично познакомились с Пряниковым Андреем и его сыном. Рассказали о своих планах. Оказалось, что Андрей родом из села Поной. Договорились, что передадим от него привет его знакомой Ларисе Павловне, которая проживает в устье реки Поной в Лахте. Более того, Андрей сказал, что можно обратиться к ней за помощью, сославшись на него, если нам вдруг что-то понадобится, например, переночевать. Несмотря на то, что до Поноя нам было еще очень и очень далеко – это была примерно половина пути, подобные контакты очень поддерживали морально.
Аватара пользователя

Serj_Spb
Спец 3-го класса

 
Сообщения: 127
Стаж: 13 лет 5 месяцев 4 дня
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 27 раз.

Пред.След.


Вернуться в Пешие походы

Яндекс.Метрика | Яндекс.Метрика