Пешком по восточной части Кольского п-ва

Модератор: Kjamus

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Сообщение Serj_Spb » 06 авг 2012, 19:15 » #632178

Практически ровно два года назад мы с моим товарищем решились таки попытаться воплотить в жизнь нашу давнюю мечту - пройтись пешком вдоль береговой линии Кольского полуострова. Учитывая, что мы были, все же, ограничены во времени, решили попробовать обойти его самую труднодоступную часть - восточную часть. Что из этого получилось можно прочитать в предлагаемом вашему вниманию рассказе.

По сути, для нас это был первый серьезный пеший поход. Мы, конечно, и раньше немного ходили пешком (например, по этой ссылке можно прочитать об одном нашем авто-пеше путешествии: viewtopic.php?f=3&t=5483), но этот поход, думаю, я никогда не забуду)) И дело не только в трудностях, которые нам пришлось преодолеть, сколько в той красоте нетронутой северной природы, которую удалось увидеть.

Рассказ получается довольно объемным, поэтому за ранее извините за "многабуков". А еще, рассказ пока не закончен, мы еще где-то на середине пути )), поэтому по мере написания буду до выкладывать готовые части. Обещаю, что в конце-концов я его допишу))



..........Путешествие вокруг восточной части Кольского полуострова
..............................в июле-августе 2010 г.



.....................................................................................................................................Воспоминание – это единственный рай,
......................................................................................................................................................................из которого мы не можем быть изгнаны

..................................................................................................................................................................................................Ж.-П. Рихтер


Предисловие. Идея-фикс

Идея обойти пешком Кольский полуостров по периметру родилась в моей голове довольно давно. По мере ознакомления с различными отчетами о подобных мероприятиях, эта идея превратилась в красивую и, казалось бы, несбыточную мечту. Представлялось абсолютно нереальным найти столько свободного времени и, главное, решиться на подобное путешествие. Однако в силу разных причин в начале этого года появился некоторый шанс осуществить задуманное. Мы обсудили идею с Дмитрием и пришли к выводу, что попробовать стоит, тем более что мы оба искали «бюджетный» вариант летнего отдыха, и, как нам казалось, путешествие пешком вполне подходит для реализации такого варианта. До конца весны дальше обсуждений ничего не двигалось, тем более что вероятность того, что я смогу поехать составляла, по моим прикидкам, не более двадцати процентов.

Вообще, долгими зимними вечерами сидеть над картой или искать в Интернете информацию о возможных вариантах маршрутов и путешествий – это совершенно удивительный и интересный способ времяпрепровождения. Мы с Димой, каждый по отдельности, что-то искали, читали, периодически обменивались ссылками или многозначительными и малопонятными для непосвященных намеками на форуме. Но дальше этого дело, увы, не шло.
В начале лета у нас с Димой состоялся «исторический» разговор. Было принято два принципиальных решения: во-первых, несмотря ни на что, все-таки начать подготовку к путешествию и, во-вторых, учитывая, что у меня при благоприятном раскладе получится не больше 35-40 дней свободного времени, сократить маршрут, воспользовавшись там, где возможно, транспортом.

Таким образом, вырисовывалась следующая нитка маршрута: Санкт-Петербург — Кандалакша — Мурманск (поездом), Мурманск — ЗАТО г. Островной (Йоканьга, Гремиха) (на теплоходе), Гремиха — Святой нос — Чапома (пешком), Чапома — Умба (вертолетом) и дальше в Кандалакшу, замыкая тем самым круг.
Изображение

Соответственно длина пешей части маршрута должна была составить, по нашим расчетам, примерно 360-380 км, что примерно соответствовало расстоянию вдоль береговой линии.

По нашим прикидкам, весь маршрут должен был уложиться в 30-35 дней, с учетом того, что мы планировали не спешить и периодически делать дневки. Еще рассматривался вариант, что Дмитрий из Чапомы продолжит пешее путешествие в одиночку до Варзуги. Самое главное, мы определились по срокам – стартовать надо не позднее середины июля, чтобы закончить все предприятие в августе.

Самым сложным нам казалось оформление пропусков в ЗАТО г.Островной и, как потом выяснилось, казалось не зря. Решили озадачиться этим вопросом заранее, потому что, если мы сможем поехать, а пропусков не будет – станет весьма обидно, что упустили такой шанс. В начале июня начали зондировать этот вопрос, напрягая друзей и знакомых. Нельзя сказать, чтобы мы делали это очень активно: лично мне до последнего момента не верилось, что нашу идею-фикс можно будет осуществить.

К концу июня мои шансы на поездку увеличились, причем значительно, но и пришел первый отказ по пропускам. И вот тут то мы засуетились более интенсивно, подключили всех, кого могли, и даже стали рассматривать варианты как идти без пропусков. Вариант без пропусков виделся только один: идти в обратном направлении от Чапомы до Гремихи и там, в Островном, сдаваться пограничникам, если они нас, конечно, не задержат раньше.

А еще, самое главное, так до конца и не веря (во всяком случае, я), что поездка состоится, мы начали собираться. Честно говоря, так несерьезно, а уж если быть откровенным, так по-раздолбайски, я еще не собирался никогда. Дело в том, что я очень хотел поехать и очень боялся, что какая-то проблема помешает нашему путешествию. Отчасти, именно по этой причине я постоянно откладывал момент начала сборов, чтобы не было так обидно, если все будет собрано, уложено, спланировано, а поехать не удастся. По этой же причине я никому, за небольшим исключением, старался и не говорить о своих планах. Даже загрузившись в поезд, я еще до конца не верил, что все получается. Окончательно же я поверил, когда нас высадили с катера на Святом Носу, но вот что-то изменить в плане подготовки или сбора вещей было уже поздно…

За это сообщение автора Serj_Spb поблагодарили: 2
Саша (06 авг 2012, 21:16), Des (06 авг 2012, 22:24)
Рейтинг: 2.6%
 
Аватара пользователя

Serj_Spb
Спец 3-го класса

 
Сообщения: 127
Стаж: 13 лет 5 месяцев 3 дня
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 27 раз.

Сообщение Serj_Spb » 06 авг 2012, 19:27 » #632180

Часть 1. Сборы, заброска

Сборы

.........................................................................................................................................Ты помнишь, как все начиналось?
....................................................................................................................................................................................................А.Макаревич


Вообще все, что происходило, немного не соответствовало тому, как я представлял себе в мечтах подготовку к этому путешествию. Все-таки путешествие довольно длительное, не простое, проходящее по ненаселенке, автономное. Я предполагал (опять же – в мечтах) довольно тщательную и неспешную подготовку. Рассчитывал, что решение о поездке будет принято не позднее, чем за полгода, чтобы было достаточно времени вдумчиво собраться, проверить и «обкатать» снаряжение. Соответственно планировалось, что и вопрос с пропусками будет решен заранее. Более того, я планировал заранее – за несколько месяцев до похода – немножко подтянуть спортивную форму, а именно начать бегать по утрам и походить в тренажерный зал. А за месяц уже начать собирать вещи и закупать продукты. А тут на дворе первые числа июля, через неделю-две стартовать, а даже списка вещей и продуктов нет, не говоря уже обо всем остальном.

В начале июля пришла первая обнадеживающая информация по пропускам. И все закрутилось, завертелось. Узнали расписание теплохода «Клавдия Еланская» и расписание поездов из Питера в Мурманск. Начали составлять список продуктов, я начал набрасывать список вещей и снаряжения, и даже оценивать, что сколько весит.
Восьмого июля пришло известие, что пропуска готовы и 12-13 июля будут в Мурманске. И начались безумные сборы. Постоянно появлялись какие-то незапланированные срочные дела, которые надо было обязательно завершить до отъезда. Так надолго я раньше еще не уезжал, а получалось, что бросить все дней на 40 не так-то просто, как это казалось. Сосредоточиться только на сборах не получалось.

Как только пришло известие о пропусках, основными сразу же стали вопросы организация заброски к началу пешей части путешествия и выброски по ее окончании. Для начала было необходимо состыковать время прихода поезда в Мурманск и время отхода теплохода. Поезд прибывал в Мурманск 16 июля в 15-30, а в 18-00 начиналась посадка на теплоход. Все срасталось очень неплохо. Билеты на поезд до Мурманска были забронированы, и я попытался забронировать билеты на теплоход до Йоканьги. Позвонил на Мурманский морвокзал, но там мне ответили, что никакой необходимости в этом нет, и что билеты будут точно. Некоторое волнение в этом вопросе доставляло то, что теплоход «Клавдия Еланская» еженедельно ходит по маршруту Мурманск – Йоканьга и только раз в месяц огибает Кольский полуостров с заходом в Сосновку и Чапому. Рейс, на котором нам предстояло плыть, был как раз длинный и, соответственно, могло быть много желающих.

Оставался еще вопрос с выброской с маршрута. Я созвонился с Дарьей – дочкой управляющего колхозом в Чапоме, узнал от нее, что вертолет летает по пятницам, и попросил забронировать нам два билета из Чапомы до Умбы на 20 августа. Правда пришлось объяснять ей, что билеты в Чапому нам не нужны, мы туда придем пешком – «да, пешком … из Гремихи… да, именно из Гремихи…да, мы ненормальные…да, совсем ненормальные…что значит «а если не придете?» … нет, тогда искать нас не надо… нет, совсем не надо…».

Отдельно попытались продумать варианты аварийного схода с маршрута. Все-таки иногда хочется себя ощущать не авантюристом или совершенно ненормальным, по мнению многих моих знакомых, а разумным, серьезным человеком. Но учитывая, что по нашему предполагаемому маршруту, мягко говоря, не очень часто ходят туристы, информации о тех местах было найдено очень мало. В результате пришли к выводу, что, в общем-то, рассчитывать надо только на самих себя. Основным вариантом аварийной выброски мы рассматривали посадку на теплоход «Клавдия Еланская», который через месяц с небольшим после нашего старта, должен был пойти тем же длинным маршрутом вокруг Кольского. Точками аварийной выброски рассматривали село Сосновка, находящееся на нашем маршруте в 100 км не доходя Чапомы, или, в крайнем случае, погранзаставу на реке Поной. Так что варианты были «только вперед». Ну и учитывая, что вертолет из Чапомы летает раз в неделю, для себя в качестве запасного варианта, на случай форс-мажора, определили 27 августа как следующую возможную дату выбраться из Чапомы.

13 июля копии наших пропусков пришли в Мурманск, о чем нам сообщили и еще раз настоятельно порекомендовали озаботиться бронированием билетов, так как, по слухам, с ними могут быть проблемы. Я опять позвонил в Мурманск и в этот раз попал на человека, представившегося директором морвокзала. Сначала он категорически отказывался что-либо бронировать и требовал телеграмму, но потом пообещал, что два билета на мою фамилию будут забронированы.

Времени катастрофически ни на что не хватало. Утром 13 июля Дмитрий съездил и выкупил билеты на поезд, а вечером мы наконец-то съездили и закупили продукты. Как мы их покупали – это отдельная история. Выяснилось, что некоторые мелочи – разные специи, приправы и т.д. – мы не учли. Кроме того, забыв, что в магазин нельзя ходить голодными, мы купили немного сверх того, что хотели изначально. В результате, вместо планируемого часа, мы в магазине провели больше 3-х часов и совсем не вписались в планируемые 6-7 килограммов продуктов на человека. Вернувшись домой уже глубокой ночью, я практически закончил составлять список всего, что надо взять с собой, а сами вещи свалил в огромную кучу посередине комнаты.

День накануне отъезда выдался крайне напряженный, срочно доделывались все дела, докупались разные мелочи, и я ничего не успевал. Сами сборы и упаковка рюкзака начались в полночь и продолжались всю ночь перед отъездом без перерывов. Все окончательно взвешивалось и укладывалось. Где-то ближе к утру стало понятно, что все вещи в рюкзак не влезают. К рюкзаку были пристегнуты наружные карманы (что прибавило лишних 200 граммов – вес пустых карманов), а коврик и котелок было решено привязать снаружи рюкзака. К 8 утра все было собрано и окончательно взвешено.

Вес рюкзака, мягко говоря, не порадовал. Изначально, пока я не был составлен список вещей, я хотел, чтобы вес рюкзака не превышал 25-27 килограммов. Мне думалось, а теперь я в этом просто уверен – это тот условно комфортный вес, с которым можно условно комфортно идти и не «умирать» на каждом привале. Немного позже, составив список вещей и прикинув, сколько они примерно весят, я осознал всю несбыточность этих желаний. Пришлось мысленно смириться с тем, что стартовать придется с чуть более тяжелым рюкзаком килограммов в 30-31, но не более того. Радовало то, что через некоторое время, подъев продукты, выкурив сигареты, выпив спирт и т.д., вес рюкзака можно будет привести к желаемой «условно комфортной» величине. И вот утром, за 3 часа до поезда, даже несмотря на множество выкинутых вещей, выяснилось, что вес рюкзака получается чуть больше 36 килограммов. Плюс горка разных мелочей, которые планировалось рассовать по карманам штормовки.
Попытки напрячь мозг и придумать, что еще без ущерба можно выкинуть, ни к чему не привели. Мозг просто уже отказывался думать. Более того, наверное из-за двух практически бессонных ночей, появился какой-то пофигизм типа прорвемся.

Учитывая огромное количество вопросов друзей и знакомых, немного расскажу, из чего сложился весь этот вес рюкзака.
Сам рюкзак (100л) вместе с двумя пристегнутыми наружными карманами и накидкой от дождя весил 2,6кг.

Продукты весили ровно 10кг, из которых 9 кг (это вместо планируемых 6-7кг.) составляли: сухие супы, быстрорастворимые каши, рис, греча, растворимое пюре, сухари, сырокопченая колбаса, чай (90 пакетиков), изюм, орехи, мюсли, соль, специи и т.д. Ко всему этому у меня еще добавился 1 литр спирта.

Все шмотки, находящиеся в рюкзаке, включая спальник и коврик, весили около 11кг. Вообще, из вещей было взято: 2 комплекта термобелья (легкий, предназначенный для отвода влаги при сильных физических нагрузках, и теплый), легкая штормовка и штаны, мембранный костюм, дополнительная флиска, болотные сапоги, тапочки, носки (4 пары термоносков и 3 пары обычных), футболка, флисовые перчатки, москитная сетка. Еще – в качестве резервного – был взят один комплект термобелья с флисовыми носками и шапочкой. К слову говоря, этот резервный комплект был единственной одеждой, которая мне ни разу не понадобилась и использовалась исключительно в качестве упаковки для отснятой фотопленки. Но это только потому, что нам очень везло с погодой, и я ни разу не промок и не искупался в одежде при переходе рек вброд. Да, чуть не забыл, кроме выше перечисленного, была взята панама с москитной сеткой – это на случай встречи с комарами и мошками, и еще запасное нижнее белье на случай... ну, например, встречи с медведями, о необычно большом количестве которых в этом году нас начали предупреждать еще задолго до отъезда. Производителей снаряжения я специально не указываю, чтобы не делать рекламу и антирекламу. Кому интересно, готов рассказать лично.

Около 12,5 кг составляло все остальное снаряжение, включая аптечку (1,3кг), сигареты, спички, зажигалки (1,3кг), котелок (0,5кг), тент и веревки (1кг), баллон с газом и горелку (0,7 кг), а также куча разных нужных вещей: GPS, батарейки, фонарик, средства гигиены и средства от комаров, что-то типа маленькой ракетницы под названием «сигнал охотника», фальшфейеры, многофункциональный перочинный ножик, обычный нож, миска, кружка, ложка и т.д. В этот же вес входило все рыболовное снаряжение (два спиннинга, катушка и блесны, что все вместе весило 1,7кг), фототехника (фотоаппарат и два объектива общим весом 1,4кг) и фотопленка (1,2кг).

Про рыболовное: изначально я планировал взять два спиннинга-телескопа, две катушки и две коробки блесен. Два спиннинга – это потому, что телескопы менее надежны чем обычные, но более удобны в переноске, а оставаться с единственным сломанным спиннингом не хотелось, особенно учитывая то, что мы довольно сильно надеялись на рыбалку как на добычу дополнительного питания. Взвесив весь рыболовный набор, я осознал необходимость минимизации веса. Пришлось выкинуть половину блесен и одну катушку. Поверьте, это потребовало диких усилий воли и оказалось гораздо сложнее, чем минимизировать вес продуктов.

Про фототехнику: c самим фотоаппаратом вариантов не было – пленочный Canon EOS 30, а вот с объективами пришлось немного подумать. Дело в том, что изначально я планировал ехать со своим любимым объективом EF24-85 и очень сильно думал, брать ли второй EF100-300. Перед самой поездкой я обратил внимание, что объектив начал «мылить». В день, когда мы ездили покупать продукты, Дима привез мне «мишень», мы еще раз проверили объектив и пришли к выводу, что объектив расфокусирован, и с ним ехать нельзя. Так что в поездку я взял фикс EF50 и, спасибо Диме, давшему мне напрокат свой объектив – фикс с фокусным 28. Уже утром перед отъездом, неимоверным усилием воли, я выложил EF100-300 и немного пленок, ограничившись расчетом: примерно одна пленка в день.

Все вещи в рюкзаке были упакованы в герму, также по герме было в подвале рюкзака и в верхнем клапане.
Кроме рюкзака было еще два отдельных п/э пакета. Первый – с подарками для тех, кто нам помогал в получении пропусков, весом в 7 кг без учета тары. Второй – пакет с едой, водой и пивом, содержимое которого планировалось съесть и выпить в поезде, на теплоходе и в первый день пути пешком.
А еще, перед самым отъездом я положил в рюкзак блокнот и ручку весом в 100 граммов, чтобы впервые в жизни вести путевой дневник...

За это сообщение автора Serj_Spb поблагодарили: 2
Саша (06 авг 2012, 21:17), Des (06 авг 2012, 22:24)
Рейтинг: 2.6%
 
Аватара пользователя

Serj_Spb
Спец 3-го класса

 
Сообщения: 127
Стаж: 13 лет 5 месяцев 3 дня
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 27 раз.

Сообщение Саша » 06 авг 2012, 21:27 » #632267

Serj_Spb писал(а):чтобы впервые в жизни вести путевой дневник...

Сережа, ты неизгладимый романтик.
Очень порадовала инфа об одной пленке в день. С нетерпением жду имено столько фотографий :agree
Весь во внимании :thank
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97074
Стаж: 17 лет 10 месяцев 3 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 121939 раз.
Поблагодарили: 27772 раз.

Сообщение Виктор1 » 06 авг 2012, 21:53 » #632279

Serj_Spb писал(а):Отдельно попытались продумать варианты аварийного схода с маршрута.


а спутниковый телефон не рассматривался?
Виктор1
Профи

 
Сообщения: 4519
Стаж: 17 лет 10 месяцев 3 дня
Откуда: Архангельск
Благодарил (а): 14 раз.
Поблагодарили: 325 раз.

Сообщение Serj_Spb » 06 авг 2012, 23:35 » #632317

Саша, спасибо) А про фотик скоро будет история)))

Виктор1 писал(а):а спутниковый телефон не рассматривался?

Рассматривался вскользь. Дело в том, что, во-первых, сборы были очень хаотичны и просто банально не хватило времени досконально изучить вопрос)), а, во-вторых, в тот момент имели место определенные финансовые трудности. А с другой стороны, ну спутниковый телефон и что? Звонить в МЧС "снимите меня отсюда?")))))))))))) Объективно понимаю, что это авантюризм, но я такой человек))))))))))))
Аватара пользователя

Serj_Spb
Спец 3-го класса

 
Сообщения: 127
Стаж: 13 лет 5 месяцев 3 дня
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 27 раз.

Сообщение Serj_Spb » 06 авг 2012, 23:48 » #632326

День первый, 15 июля

............................................................................................................… Я по утрам буду любоваться восходом солнца в Толвоярви,
........................................................................................................................................а ты будешь видеть небритую рожу собаки Павлова…

.....................................................................................................................................................................Из напутствия Ани Гусевой (Vodopadik)


Первым днем путешествия я решил считать день нашего отъезда из Питера в Мурманск. И, наверное, это правильно – мы с рюкзаками загрузились в поезд, и наше путешествие началось. Надо отметить, что поездом на Кольский полуостров я ехал впервые, раньше мы всегда ездили на машинах.

Состояние на вокзале у меня было довольно сложное. С одной стороны, даже не верилось, что сбывается то, о чем еще 2 месяца назад я мог только мечтать. С другой стороны, наверное, известное многим противное чувство, что что-то забыто, или неучтены какие-нибудь нюансы.

Забросили вещи в купе, познакомились с попутчицей. В нашем купе на нижних полках возвращалась в Апатиты из отпуска, проведенного на каком-то заграничном курорте, молодая женщина с ребенком. Фотоаппарат был зарыт где-то глубоко в рюкзаке, поэтому, выходя на перрон прощаться с провожающими, я его доставать не стал, и такой важный момент, как старт путешествия, запечатлен не был. Постояли на перроне, попили пиво, и через некоторое время проводница попросила всех пассажиров зайти в вагон. И вот, в 11 часов 02 минуты, практически неощутимо и незаметно, поезд тронулся, мимо окон медленно поплыл перрон с провожающими и начался наш путь на Кольский полуостров к маршруту, о котором я так давно мечтал.

..........Кольский полуостров расположен на крайнем северо-западе России.
..........Из Большой советской энциклопедии: «…Западной границей Кольского полуострова принимается меридиональная впадина, протягивающаяся от Кольского залива по долине р. Кола, озеру Имандра и р. Ниве до Кандалакшского залива. Площадь около 100 тыс. км2…».
..........С севера и северо-востока Кольский полуостров омывается Баренцевым морем, с востока и юго-востока – Белым морем и одним из его заливов – Кандалакшским. Побережье Баренцева моря от западной границы до мыса Святой нос называется Мурманским берегом. Часть побережья от мыса Святой нос до устья реки Варзуги носит название Терский берег, от Варзуги до Кандалакши – Кандалакшский берег.
..........Большая часть Кольского полуострова расположена за полярным кругом. В сочетании с другими географическими факторами, такими как влияние незамерзающего Баренцева моря, разнообразие рельефа и т.д., это определяет особенности его климата, погоды, ландшафтов, растительного и животного мира. На Кольском полуострове три зоны растительности: тундровая, лесотундровая и лесная. Первая занимает прибрежную полосу шириной 30-60 км на севере и северо-востоке полуострова. Основная растительность здесь - мхи, лишайники, стелющиеся разновидности карликовой березы и ивы, вдоль крупных рек - древесные кустарники. Лесотундровая зона тянется полосой от 10 до 60 км южнее тундры. Характерная растительность - березовое криволесье с примесью ели и низкорослой сосны, различные виды кустарников, мхов. В сравнительно сухих местах почву и камни толстым слоем покрывает ягель. В южной части полуострова, относящейся к лесной зоне, стоят сосново-еловые леса с примесью березы, осины, рябины, ивы, ольхи.
..........Название полуостров получил от реки Кола и одноименного селения в ее устье. Любопытно, что по саамски «коль» - золото.


Еще с вокзала, перед самым отправлением поезда, когда уже вроде бы ничего не могло помешать нам в старте путешествия, я, как и договаривались, отзвонился Дарье, дочке управляющего в Чапоме, и подтвердил необходимость бронирования двух билетов на вертолет из Чапомы до Умбы на 20 августа.

Учитывая, что предыдущие дни были выше головы насыщены событиями и делами, а в ночь перед отъездом поспать не удалось вообще, да и в предыдущую ночь поспали не больше пары часов, то после посадки в поезд желание было одно – спать, спать, спать всю дорогу до Мурманска. Но спать не удавалось. На улице было 36 градусов, сколько было в вагоне даже представить трудно. Максимум, что удавалось – это подремать урывками между станциями. Еще запомнилось, что в туалеты постоянно стояла очередь из желающих умыться или просто облиться водой. А одеты, вернее раздеты, люди в вагоне были настолько, насколько им позволяло их личное воспитание и «облико морале». В общем, если не зацикливаться на жаре, то ехать было довольно весело.

На каждой остановке все пассажиры вываливались из вагонов на перрон и осаждали ларьки в попытках купить что-нибудь прохладное. Пиво, которое я взял с собой в дорогу, нагрелось в вагоне до такой температуры, что мысли его попить не возникало. В Свири – первая длительная остановка (30 минут) – мне удалось успеть купить прохладного, вернее не очень теплого пива. Следующая длинная остановка была в Петрозаводске. Там нам с Дмитрием повезло – удалось купить мороженое.

Ближе к Медвежьей Горе температура воздуха стала понемножку понижаться. Ехать стало гораздо легче. Уже ночью, наверное, где-то в районе Сегежи, мы с Димой впервые за день что-то съели, но совсем не в том объеме, как планировали. Это важно потому, что все не съеденное добавляло лишний вес. Помню, что я запил наш ужин банкой теплого пива, и мы залезли на свои верхние полки спать.

За это сообщение автора Serj_Spb поблагодарили: 3
Alexkerry (07 авг 2012, 00:33), Саша (07 авг 2012, 22:54), Des (09 авг 2012, 20:04)
Рейтинг: 3.9%
 
Аватара пользователя

Serj_Spb
Спец 3-го класса

 
Сообщения: 127
Стаж: 13 лет 5 месяцев 3 дня
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 27 раз.

Сообщение Serj_Spb » 07 авг 2012, 21:38 » #632715

День второй, 16 июля
...................................................................................................................................................Я знаю, что к стулу еще не прирос
....................................................................................................................................................И жизнью не загнан в занюханный угол,
....................................................................................................................................................И бросить дела для меня не вопрос,
.....................................................................................................................................................Вот только немножко со временем туго...

.........................................................................................................................................................................Г.Васильев, А.Ивашенко


Примерно в 9 утра мы прибыли в Кандалакшу. За бортом около 15 градусов.
Из путевого дневника: «В Кандалакше нас встретил Василий. Очень рад был его увидеть, пообщаться вживую. Не виделись 2 года с нашей последней поездки на Кольский на реку Пялица. К сожалению, поезд шел с небольшим опозданием, поэтому, вместо положенной по расписанию стоянки в 25 минут, через 10 минут симпатичная, но строгая проводница попросила нас с Дмитрием вернуться в вагон. Так что пообщаться толком и не успели…»

Василий передал мне купленную по моей просьбе симку МТС и еще раз уточнил координаты своего знакомого в ЗАТО «Островной», который непосредственно занимался оформлением разрешения на въезд. Еще Василий сообщил номер списка, который должен находиться в кассе морвокзала Мурманска и на основании которого нам должны были продать билеты до Йоканьги. Просто дело в том, что без пропуска или разрешения на въезд, сход с теплохода вроде как запрещен и, соответственно, без них и не продают билеты. Правда, где-то читал, что вроде можно купить билет туда-обратно без права схода на берег.

В 15 часов 24 минуты строго по расписанию наш поезд прибыл на вокзал города-героя Мурманска.



.......Город Мурманск находится на скалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моря в 50 километрах от Северного Ледовитого океана. Город расположен вдоль залива и протянулся примерно на 20 километров. Часть города микрорайоны Абрам-Мыс и Дровяной расположены на западном берегу залива.
.......Планы устройства портового города за полярным кругом появились в 70-х годах XIX века. Однако, строительство порта и портового города началось только в 1915 году одновременно со строительством железной дороги. 3 ноября 1916 г. Мурманская железная дорога сдана во временную эксплуатацию. Месяцем раньше, 4 октября 1916 года состоялась торжественная церемония закладки храма в честь покровителя мореплавателей Николая Мирликийского – Николая Чудотворца. Этот день официально считается днем основания города Романова-на-Мурмане. Через полгода, 3 апреля 1917 года, после Февральской революции, решением Временного правительства, город принял своё нынешнее название — Мурманск.
.......О Мурманске и его истории можно рассказывать очень много и долго. Несмотря на сравнительно небольшой возраст, у города очень богатая история, но я ограничусь лишь некоторыми очень любопытными фактами. Мурманск считается самым последним городом, который был основан в Российской империи. Мурманск – самый крупный город в мире, находящийся за Полярным кругом, и единственный крупный незамерзающий порт на Европейском Севере России. Это ворота в Арктику, открытые круглогодично. В Мурманске находится база единственного в мире атомного ледокольного флота. К порту Мурманск приписан занесенный в книгу рекордов Гиннеса барк «Седов» - самый крупный парусник мира (длина - 117 метров, ширина - 14, 6 метра), принадлежащий Мурманскому государственному техническому университету.
.......В Мурманске был открыт первый в России памятник создателям славянской письменности Кириллу и Мефодию. В 2005 году в Мурманске сдан в эксплуатацию один из самых длинных в российском Заполярье мостов: длина моста через Кольский залив – 1611 метров, а с подъездами – 2,5 километра. Ну и, наконец, Мурманск – единственный город в Заполярье, имеющий троллейбусное сообщение.
Мурманск – это экзотика полярного дня (с 23 мая до 21 июля) и полярной ночи (с 2 декабря по 11 января). Капризная изменчивость погоды, непредсказуемость климата родили у мурманчан поговорку: «Не хвали день до вечера»...
.......Мурманску посвящено много стихов и песен, в частности, вот такие слова Евгения Долматовского: «Коль не видел ты Мурманска с моря,/ То не знаешь, как город красив…/». Совсем скоро нам предстояло посмотреть на город с моря…



На вокзале нас встретил Александр Иванович – знакомый моего друга Дмитрия. Он передал нам копии разрешений на въезд, а само разрешение по его словам должно находиться в комендатуре в Островном. Остался маленький вопрос: как мы без оригинала разрешения сможем сойти с судна, чтобы найти эту комендатуру и получить оригинал. Но, рассудив, что раз нам передали копии и мы есть в списке в кассе морвокзала, наверное и эта проблема найдет какое-то решение. Да и вообще, проблемы надо решать по мере их поступления, а сейчас нам надо, в первую очередь, добраться до морвокзала и попасть на теплоход.

Александр Иванович любезно предложил подкинуть нас на машине до морвокзала, чему мы обрадовались и, конечно, не отказались. На самом деле, ехать от ж/д вокзала до морвокзала на машине не намного быстрее, чем пройти до него пешком. На машине надо ехать вокруг и это занимает около 5-7 минут, а пешком надо просто перейти железный мост над путями и немного пройти. Но это если налегке. С нашими же рюкзаками…, да еще и не зная точно куда идти…. Поэтому хочу еще раз сказать Александру Ивановичу огромное спасибо за эту казалось бы пустяковую, но очень существенную для нас помощь. Ну и, конечно, еще раз поблагодарить Александра Ивановича за помощь в получении разрешения на въезд в ЗАТО «Островной».

Прибыв на морвокзал, Александр Иванович лично проконтролировал наличие билетов на теплоход для нас и только после этого пожелал нам удачи, попрощался и уехал. С билетами на теплоход вообще получилась забавная история. Я был уверен, что билеты забронированы, как мне и обещал человек, представившийся директором морвокзала. Когда же мы попытались их выкупить, выяснилось, что наши фамилии действительно есть в списке тех, кому можно продать билеты, вот только брони не было. А еще тетенька, продающая билеты, очень удивилась моим вопросам про бронь и сообщила, что бронированием занимается только она и все остальные ей не указ. Правда она нас успокоила, что билеты нам достанутся, вот только нет двух билетов в одну каюту и надо ждать до 17-ти часов, когда снимутся все невыкупленные брони и тогда, быть может, нам повезет. Ожидание я скрасил баночкой пива, купленной в ближайшем ларьке.

Мы дождались 17-ти часов и нам повезло –купили билеты в одну каюту. До начала посадки на теплоход оставался еще час, который хотелось провести интересно. Решили сходить пофотографировать ближайшие достопримечательности типа легендарного ледокола «Ленин» да и просто морской порт. Была только одна проблема – оставить вещи под чьим-то присмотром. Рядом с нами стояло несколько велосипедов и рюкзаков. Их хозяева, как и мы, покупали билеты на «Еланскую». Мы с Димой решили подойти, познакомиться и, если это будет удобно, попросить ребят присмотреть за нашими рюкзаками, пока мы прогуляемся.

Фото: Так выглядел билет на теплоход
Изображение

Ребята-велосипедисты (Василий, Денис, Андрей) оказались москвичами, а не местными туристами, как мы с Димой изначально предположили. Они планировали совершить велопробег (или велопронос – это уж как получится) от Сосновки до Кандалакши. Кроме того, им еще очень хотелось немного удлинить свой маршрут и они рассказали, что подходили к капитану «Еланской», который вроде пообещал им запросить пограничников на Поное и, при согласии последних, их там и высадить. Узнав, что ребята никуда отходить не собираются, мы попросили их присмотреть за нашими рюкзаками и пошли прогуляться.

Первым делом мы, естественно, направились к легендарному ледоколу «Ленин».

Фото: Ледокол «Ленин»Изображение


Я специально показываю эту бракованную фотографию ледокола «Ленин», потому что именно на ней у меня в фотоаппарате что-то заклинило, предположительно зеркало в верхнем положении. И я практически сразу остро осознал, что очень может быть эта фотография окажется первой и последней в этой поездке. Увидев мою растерянность и ступор, ко мне подошел Дима и посоветовал проверить контакты у батареек. Манипуляции с батарейками ни к чему не привели. Да и сами батарейки были довольно свежие – я их менял не более месяца назад. Тем не менее, решили попробовать поставить другие, запасные батарейки, которые были у меня в рюкзаке.

Пока шли к рюкзакам, я судорожно соображал, что делать с неработающей фототехникой и пленками. В смысле куда их можно деть, чтобы не нести на себе, что было бы уж совсем обидно. Вернувшись к рюкзакам, я быстро нашел запасные батарейки, к счастью они были зарыты не очень глубоко и, о чудо, фотоаппарат ожил! Я выбежал на улицу, сделал несколько каких-то кадров – все работает! Даже словами не описать, какое я испытал облегчение. Но появилась новая проблема: батарейки, которые перестали работать, и те, которые я только что поставил, покупались одновременно и, следовательно, доверия к ним уже не было. Нужно было срочно попытаться найти комплект запасных. Дело осложнялось тем, что батарейки у меня в фотоаппарате не обычные пальчиковые, а специальные, типа бочонка.

Оставив Диму у рюкзаков, я побежал к ж/д вокзалу в надежде найти там батарейки. На все про все у меня было не больше 30 минут. Забежал в несколько магазинчиков и салонов сотовой связи – все безрезультатно. Нигде таких батареек нет. В последнем салоне догадался спросить, а нет ли поблизости какого-нибудь магазина фототехники и, опять о чудо! он оказался буквально за углом, как сейчас помню, в таком розовеньком здании. Магазин фототехники произвел на меня сильное впечатление. Несколько залов, неплохой выбор фотоаппаратов и объективов, витрины с раритетной фототехникой, отдел печати фотографий – все очень серьезно! К сожалению, времени для более подробного осмотра магазина не было, купив нужные мне батарейки, я быстро направился обратно. Правда, по дороге обратно я не удержался и в уже знакомом мне ларьке около морвокзала прикупил еще несколько баночек пива.

Не успел я прийти, как объявили начало посадки на «Клавдию Еланскую», и мы вместе с ребятами-велосипедистами направились к теплоходу. По дороге остановились у ограды морвокзала сфотографироваться. Интересно, что ограда морвокзала вся была увешана замочками самых разных размеров: от совсем маленьких до просто огромных. Уже потом, вернувшись в Питер, я узнал, что это оказывается у мурманских молодоженов такая традиция – вешать замочки с выгравированными именами и датой свадьбы на металлическом ограждении морвокзала. Посмотрев на все эти замочки, Дима сфотографировал команду велосипедистов, они сфотографировали нас, и мы все дружно двинули на посадку на теплоход.

Из официальных источников: «Теплоход «Клавдия Еланская» принадлежит ОАО «Мурманское морское пароходство». Построен в 1977 году в Югославии, класс судна: КМ Л1 А2 ПАСС, длина габаритная: 100,2 м, ширина: 16,2 м, осадка: 4,64 м, водоизмещение: 4 160 тонн, дедвейт: 1 414 тонн. Команда: до 50 человек. Пассажировместимость составляет 224 человека. Район плавания: неограниченный»

Фото. Теплоход «Клавдия Еланская»Изображение

За это сообщение автора Serj_Spb поблагодарил:
Саша (07 авг 2012, 22:54)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

Serj_Spb
Спец 3-го класса

 
Сообщения: 127
Стаж: 13 лет 5 месяцев 3 дня
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 27 раз.

Сообщение Serj_Spb » 08 авг 2012, 22:33 » #633220

По трапу мы поднялись на борт судна, предъявили билеты и нам указали, как найти каюту. Интересно, что ключи от кают не выдают, они остаются у администратора, поэтому каюты не закрываются. Сами каюты не делятся на отдельно мужские и женские, а заселяются все вперемешку, согласно купленным билетам. На «Еланской» все каюты 4-х местные, за исключением двух 2-х местных кают класса люкс на верхней палубе. Наша каюта находилась на главной палубе по левому борту и считалась каютой 4-ой категории. Еще были похожие, а возможно и точно такие же каюты 5-ой категории, которые находились на нижней палубе. Кроме кают на теплоходе еще есть салон с авиационными креслами. Со слов местного населения, эти места в основном востребованы только в летний сезон, когда со свободными местами в каютах бывают проблемы, ну и стоимость таких мест практически вдвое меньше, чем в каюте.

Из путевого дневника: «…теплоход «Клавдия Еланская» производит очень приятное впечатление. Довольно уютно, просторная 4-х местная каюта с санузлом и душем. Работает ли душ не проверял…»

Бросив рюкзаки в каюте, мы с Димой вышли на палубу и прошли на корму. Там мы комфортно расположились на скамейке и фотографировали окружающие нас виды. Пока ждали отплытия, я приговорил еще одну баночку пива и сделал несколько звонков родным, друзьям и знакомым, сообщив, что мы уже на теплоходе и готовимся к отплытию.

Фото: У соседнего причала стоит «Ленин»
Изображение

Фото: Некоторые суденышки довольно забавно выкрашеныИзображение

Фото: Вокруг огромное количество кранов…Изображение

Фото: … и различных портовых сооруженийИзображение

И вот, в 19 часов с какими-то минутами, после команды капитана по громкой связи, заиграла музыка, «Клавдия Еланская» отдала швартовы и отошла от причала. Совершив разворот, мы направились в 400-километровое плавание вдоль Мурманского берега Кольского полуострова к Гремихе, а в данный момент держали курс на выход из Кольского залива.

Фото: Отдача швартовых…Изображение

Фото: Порт...Изображение

Фото: Теплоход лег на курс…Изображение

За это сообщение автора Serj_Spb поблагодарил:
Саша (08 авг 2012, 22:53)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

Serj_Spb
Спец 3-го класса

 
Сообщения: 127
Стаж: 13 лет 5 месяцев 3 дня
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 27 раз.

Сообщение Саша » 08 авг 2012, 22:58 » #633248

Семь футов под килем :thank
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97074
Стаж: 17 лет 10 месяцев 3 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 121939 раз.
Поблагодарили: 27772 раз.

Сообщение Avtoprima » 08 авг 2012, 23:01 » #633250

Попутного ветра!!!
Аватара пользователя

Avtoprima
Мастер - наставник

 
Сообщения: 2063
Стаж: 14 лет 7 месяцев 20 дней
Благодарил (а): 351 раз.
Поблагодарили: 157 раз.

Сообщение Serj_Spb » 08 авг 2012, 23:03 » #633252

:thank
Аватара пользователя

Serj_Spb
Спец 3-го класса

 
Сообщения: 127
Стаж: 13 лет 5 месяцев 3 дня
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 27 раз.

След.


Вернуться в Пешие походы

Яндекс.Метрика | Яндекс.Метрика