Мелехов Афанасий Павлович

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Сообщение Саша » 09 ноя 2011, 02:42 » #461086

«Свердловску» удалось вырваться, он даже вывел на буксире аварийный пароход «Лейтенант Шмидт».

Из воспоминаний Стромилова Николая Николаевича

«…Мы приходим в точку, где, по счислению, должен находиться «Лейтенант Шмидт». Но его нет. И нет, кажется, силы, которая могла бы разогнать проклятый туман, мешающий пароходам увидеть друг друга. Но мы знаем, что терпящее бедствие судно где-то совсем близко, так как очень хорошо слышим излучение приемника его радиостанции.

Давно не покидает мостика капитан Мелехов . Проходят сутки. Шторм не стихает. Бедствующее судно подносит все ближе к берегу, на котором почти нет пляжей, куда можно выброситься, зато в изобилии скалы, у которых можно найти гибель.

Но вот очередная ночь. Рассеивается туман. Ненадолго, минут на десять. Но этого достаточно, чтобы вахтенный штурман разглядел качающегося на волнах в четырех милях от нас «Лейтенанта Шмидта»! Поворот. Полный вперед! И вот суда видят друг друга даже во вновь сгустившемся тумане.

В течение многих часов «Свердловск» пытается взять аварийное судно на буксир. Один за другим лопаются толстые стальные канаты, не выдерживая огромную нагрузку. Но вот стальная нитка между судами натянута и начинается буксировка: оба судна удаляются от коварного берега.

Медленно тянутся дни. Неоднократно лопается и вновь заводится буксирный конец. Когда на «Свердловске» остается совсем мало топлива, на смену ему приходит пароход «Охотск» и — хотя тоже не сразу — берет на буксир «Лейтенанта Шмидта». А когда до Авачинской губы остается всего лишь около десяти миль, топливо на «Свердловске» кончается. Отдаются оба якоря. Но они не берут грунт, и неутихающим штормом пароход медленно несет на берег.

Летит в Петропавловск-Камчатский тревожное сообщение. В эфире появляется радиостанция ледокола «Литке»: старший радист Олег Куксин сообщает, что ледокол выходит из Авачинской губы нам на помощь, и просит следить за его радиостанцией. Проходит тридцать томительных минут, вновь появляется в эфире Куксин и говорит: «Б-р-р, нахлебались!» Передает официальное сообщение, из которого следует, что борьба с озверевшей стихией оказалась непосильной для ледокола — волны накрывают его «с головой» и он возвращается в губу.

Мы не узнаем обычно строгого, предельно лаконичного в эфире Куксина. Он мог бы давно закончить связь, передав свое короткое сообщение, но не делает этого, а ведет с нами в общем-то беспредметный разговор вплоть до возвращения «Литке» к месту стоянки. И мы понимаем, что радисту трудно оставить нас одних в непростой обстановке, как трудно было передать и сообщение о том, что его родной ледокол не в состоянии оказать нам помощь, когда она так нужна. Оказывается, вы не такой строгий, каким хотите казаться в эфире, Куксин...

Но вот Куксин шлет нам последнее «73» — лучшие пожелания на языке радистов всего мира, и «Свердловск» остается предоставлен самому себе, наедине со штормовой ночью, с якорями, ползущими по дну...

Так проходит несколько часов, и, когда берег оказывается уже совсем рядом, шторм стихает и якоря берут грунт. На рассвете «Литке», весело ковыляя на зыби («Я милого узнаю по походке...» — добродушно ворчит Науменко), берет «Свердловск» на буксир и приводит в Авачинскую губу. Рейс из бухты Провидения до Петропавловска-Камчатского, планировавшийся на пять-шесть дней, а длившийся двадцать два, - окончен. Здравствуй, Петропавловск! В нашем представлении это уже Большая Земля…»

Книга Стромилова Николая Николаевича "Впервые над Полюсом"

Stromilov Nikolai Kniga.jpg
Stromilov Nikolai Kniga.jpg (38.08 КБ) Просмотров: 1043
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97078
Стаж: 17 лет 10 месяцев 4 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 121943 раз.
Поблагодарили: 27806 раз.

Сообщение Саша » 09 ноя 2011, 02:52 » #461087

Из доклада Начальника Северо-восточной экспедиции Наркомвода Бочек «Переход «Литке» Провидение-Владивосток. 1933 год»

«… 30 ноября "Смоленск" был выведен на середину бухты и к нему с помощью "Литке" подошли п/х "Свердловск" и "Л.Шмидт" для бункеровки, каковую закончили 3 декабря, приняв запас угля с расчетом на неблагоприятные условия в позднее время. после полудня "Свердловск" и "Л.Шмидт" последовали в Петропавловск совместно, ввиду ненадежного состояния руля п/х "Л.Шмидт". П/х "Свердловск" принял на борт всех принятых "Литке" на Дежневе пассажиров с зимующих судов, всего около 80 чел.


Фото. Ледокол Литке

Litke.jpg
Litke.jpg (116.4 КБ) Просмотров: 1043


7 декабря Пароходы "Л.Шмидт" и "Свердловск", находясь в это время впереди "Литке" свыше 100 миль имели сильный зюйд при крупной зыби. К вечеру ветер перешел на чистый зюйд, не снижая силы. В течение всей ночи на 9-е декабря при крупной зыби продолжался сильный зюйд. Ледокол имел стремительную качку бортовую и килевую. Вода, поступавшая в носовой трюм, не поддавалась откачке и к утру 9-го декабря заполнила его до комингсов. утром вынуждены были повернуть по зыби, на норд и к полудню, откачав воду, легли надлежащим курсом. Место "Литке" в полдень: широта 61-20 и долгота 176-10 восточн. ветер от зюйд-оста – 5 баллов. Крупная зыбь. Налетел туман, барометр стремительно падает.

В ночь на 10-е декабря начался новый сильный шторм от зюйда. "Литке" находясь в то время на широте мыса Олюторского, вынужден был уменьшить ход до самого малого. Ледокол с трудом удерживался на огромной зыби, нос к ветру, принимая на себя большое количество воды не только на переднюю палубу, но и по всей длине корабля. При стремительной бортовой качке до 50° состав "Литке" с большими трудностями справлялся с течью, мобилизовав для этого все силы. В результате этого шторма п/х "Л.Шмидт" потерял свой руль и вынужден был принять буксир с п/х "Свердловск", подошедший к нему на помощь 12 декабря.

13 декабря суда оказались вблизи центра проходящего циклона. "Свердловск" имея п/х "Л.Шмидт", не выгребал против ветра зыби. Суда были поставлены лагом к зыби, при стремительной бортовой качке.

Опасаясь потерять спасательные боты и шлюпки, катер – капитан "Свердловска" т.МЕЛИХОВ вынужден был спускаться по ветру и зыби.

14-го декабря.

П/х "Охотск" вышел из Петропавловска на помощь п/х п/х "Свердловску" и "Л.Шмидту".

15-го декабря п/х "Свердловск", имея на буксире "Л.Шмидт", находились вблизи мыса Кроноцкого, почти в центре циклона. Суда штормуют, п/х "Охотск" находится поблизости судов, но вследствие плохой видимости суда друг друга не обнаруживают.

"Литке" начал принимать воду, приступил к восстановлению цементировки, в целях уменьшения течи. В виду отсутствия в порту угля, стоящие "Литке", "Монгол" и "Свердловск" с "Л.Шмидт", которые прибудут, - должны ожидать прибытия угля на п/х "Яна", вышедшей из Владивостока 14 с.м.


18-го декабря около полудня получено сообщение от п/х "Свердловск", что в связи с окончанием топлива "Свердловск" и буксируемы им п/х "Л.Шмидт" находятся вблизи Петропавловска, не имея возможности определиться при беспрерывном шторме с пургой и туманом.
суда находятся в бедственном положении. Находящийся в течение 2-х суток вместе с судами п/х "Охотск" до сего времени по погодным условиям не мог принять буксир.

10-го надвигается полоса нового центра циклона. Последние телеграммы капитанов "Свердловск" и "Л.Шмидт" внушают очень серьезные опасения. "Литке" спешно, прекратив чистку котлов, наполнил их водой и к полуночи начал готовиться к выходу для оказания для возможной помощи бедствующим судам при своем аварийном положении.

19-го декабря жестокий шторм от норд-оста. на "Свердловске" остался только суточный запас топлива состоящий из мусора, облитого нефтью. Утром "Свердловск" отдал буксир "Л.Шмидт" на широте 52-00 и долготе 159-00, приближенно в 30 милях от берега.
Попытка "Охотска" принять буксир "Л.Шмидт" при крупной зыби не удалась. к вечеру шторм усилился. "Л.Шмидт" несет на берег. Чтобы уменьшить дрейф он отдал якоря и выпустил плавучий якорь сегментом, продолжая медленно дрейфовать, сближаясь с берегом при 10-бальном норд-норд-осте, при глубине 50 саж. Судно находится в крайне опасном положении. П/х п/х "Охотск" и "Свердловск" штормуют в открытом море. К вечеру "Литке" поднял пар, приняв 100 тонн угля вышел из Петропавловска, но вынужден был стать на якорь вблизи выхода Авачинской губы в ожидании возможности по погодным условиям выйти на помощь п/х "Л.Шмидт", т.к. выйдя в море при сильном шторме "Литке" был бы принужден привестись к ветру и штормовать, ожидая улучшения погоды и сжигая небольшие остатки топлива, которого на борту осталось 250 тонн. Положение "Л.Шмидта", а также "Свердловска" продолжает оставаться опасным, в виду того, что с юга надвигается центр нового циклона.

21 декабря вечером п/х "Охотск" взял на буксир "Л.Шмидта" близ камней Три Сестры, "Свердловск" держится против штормового ветра с оста, приближенно на широте 52°00 и долготе 159°25, "Литке" по прежнему стоит у входа в Авачинскую губу при сильном ост-норд-осте.

22 декабря около полудня, приближенно на широте 51°00 и долготе 157°34, при сильном шторме с норд-оста лопнул буксир "Л.Шмидта", взятый п/х "Охотск". "Л.Шмидт" дрейфует по ветру и к нему вечером подходит п/х "Яна". Начавшийся с утра 23-го жестокий ост-норд-ост силой в 10 баллов с густой пургой вынудил "Свердловск" при заканчивающемся топлива попытаться войти а Авачинскую губу, но не найдя входа, будучи прижат к берегу "Свердловск" отдал якоря при шторме с моря огромной зыби, считая себя близ острова Канорык. Получив сообщение о бедствии "Свердловска", "Литке" немедленно вышел в море для попытки оказать помощь. В 16 часов "Литке" подойдя к острову Каморыка "Свердловск" не обнаружил. В это время получили известие, что с улучшением видимости "Свердловск" оказался в 5 милях к норд-осту острова Топоркова, отстаивается на 2-х якорях, имея глубину 22 сажени.

В 17 часов, с наступлением темноты, считая, что ночью при большой зыби подача буксира невозможна и опасна судам, а также опасаясь потерять свое место при плохой видимости и шторму я в море, решили "Литке" на ночь возвратиться в Авачинскую губу, с расчетом выйти и прибыть к "Свердловску" с рассветом 23-го. Барометр начал медленно подниматься, ветер немного ослаб. Положение "Л.Шмидта" и "Свердловска" по прежнему остается очень тяжелым и опасным. От "Смоленска" сведений не имеется.

Вечером 22-го подошел п/х "Яна" к "Шмидт", несмотря на плохую погоду успешно подал манильский буксир, который 23-го утром лопнул, после чего был заведен буксиром якорный канат. П/х "Яна" со "Шмидтом" 23-го после полудня находился в широте 51°12’ и долготе 157°52’, имея умеренный ветер с оста. П/х "Охотск" с полночи следует самостоятельно в Петропавловск, в иду того, что у него остался небольшой запас топлива.

23-го утром "Литке" подошел к "Свердловску" при свежем ветре от норд-оста. В 14 час подали ему буксир и вечером благополучно был приведен в порт Петропавловск. К моменту подхода "Литке" к "Свердловску" на последнем полностью закончилось топливо и были вынуждены тушить котлы.

24 декабря после полудня прибыл в порт Петропавловск п/х "Яна" имея на буксире п/х "Шмидт", а также вскоре за ними вошел в порт п/х "Охотск". "Свердловск" принимает у пристани воду и приступил к чистке котлов, "Литке" становится к п/х "Яна" для бункеровки.

25 декабря "Литке" и "Монгол" бункеруются у п/х "Яна", п/х "Свердловск" принимает воду, чистит и ремонтирует котлы.

Считаем своим долгом отметить мужественное поведение экипажей п/х п/х "Свердловск" и "Л.Шмидт" во главе с капитанами т.т. МЕЛЕХОВЫМ и СНЕЖКО в необычайно трудных условиях зимних штормов, решительные и энергичные действия которых привели к сохранению ценных судов. Отмечаем также умелый и быстрый подход, также подачу буксира п/х "Л.Шмидт" со стороны экипажа "Яна", под командой капитана КНИЖНИКОВА. Состав "Литке", как всегда, выпонил свой долг образцово. Состояние пассажиров с зимующих судов, находящихся на п/х "Свердловск" – удовлетворительное.


27 декабря с рассветом "Литке" вышел из Петропавловска во Владивосток, имея на борту 625 тонн угля. П/х "Свердловск" продолжает чистить и ремонтировать котлы, предполагает закончить работу 1-го января. П/х "Л.Шмидт" пополняет запасы топлива из трюма п/х "Яна".


В телеграмме адресованной на Ваше имя, Нач. Экспедиции сообщил: «Доношу задание Партии и Правительства, возложенное на Сев.Восточную Экспедицию, выполнено. Еще раз отмечаю трудовой героизм личного состава Экспедиции и от лица его заверяю, что возложенные на нас в дальнейшем задачи будут также по большевистски выполняться».


Энергия и настойчивость, проявленные экипажами всех судов в труднейшие моменты Экспедиции, заслуживают высшей похвалы. Надо отдать должное Дальне-Восточному Управлению Флота, подбор кадров Северо-Восточной Экспедиции оказался не плохой.

Руководство Экспедиции с благодарностью отмечает чуткое внимательное отношение, проявленное со стороны Наркомвода и Зам.Директора Дальстроя тов. АЛМАЗОВА – внимание и забота которых помогли Руководству и всему личному составу Экспедиции довести порученное дело до успешного завершения.

НАЧАЛЬНИК СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ НАРКОМВОДА __________(Бочек)

« » …………. 1934 г.»

Фото. На борту ледокола «Ф. Литке» 4 сентября 1932 г. (слева направо): начальник СВПЭН Н. И. Евгенов, начальник экспедиции на ледокольном пароходе «Сибиряков» О. Ю. Шмидт, заместитель начальника СВПЭН капитан А. П. Бочек (с 3 ноября 1932 г. — начальник экспедиции), главный врач СВПЭН Л. М. Старокадомский

Spisok.jpg
Spisok.jpg (32.27 КБ) Просмотров: 1043
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97078
Стаж: 17 лет 10 месяцев 4 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 121943 раз.
Поблагодарили: 27806 раз.

Сообщение Саша » 09 ноя 2011, 10:24 » #461183

После этого рейса Мелехов окончательно связал жизнь с Арктикой. В 1934 году он возглавил вторую Северо-Колымскую экспедицию, в состав которой входило три судна. В 1935 году Мелехову поручили провести первым коммерческим рейсом обычное транспортное судно «Сталинград». За шесть с половиной суток, в рекордно короткий срок из Владивостока на Колыму были доставлены 175 пассажиров и 75 голов скота. Через месяц, пробиваясь сквозь льды и туманы, где самостоятельно, где с помощью ледоколов, «Сталинград» достиг Игарки,

Фото. Игарка. 1937 год
igarka 1937.jpg
igarka 1937.jpg (40.88 КБ) Просмотров: 1031
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97078
Стаж: 17 лет 10 месяцев 4 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 121943 раз.
Поблагодарили: 27806 раз.

Сообщение Саша » 09 ноя 2011, 10:25 » #461185

А спустя еще 18 дней прибыл в Мурманск. Из Мурманска с грузом леса, взятого в Игарке, «Сталинград» отправился в Лондон, а оттуда с грузом пришел в Ленинград. Было доказано, что Северный морской путь подготовлен для нормальной эксплуатации.

В последующие годы Мелехов водил «Сталинград» из Ленинграда во Владивосток, из Владивостока в Мурманск, из Архангельска в Тикси и обратно. Имя его встало в один ряд с именами выдающихся арктических капитанов.

В 1939 году Мелехова назначили капитаном нового ледокольного парохода «Дежнев»,

Фото. Ледокольный параход "Дежнев"

degnev.jpg
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97078
Стаж: 17 лет 10 месяцев 4 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 121943 раз.
Поблагодарили: 27806 раз.

Сообщение Саша » 09 ноя 2011, 10:26 » #461186

в 1940 году – ледокола «Красин» и одновременно начальником морских операций в восточном секторе Арктики.

Фото. Ледокол "Красин"

Krasin.jpg
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97078
Стаж: 17 лет 10 месяцев 4 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 121943 раз.
Поблагодарили: 27806 раз.

Сообщение Саша » 09 ноя 2011, 10:30 » #461188

Как вспоминает Иван Дмитриевич Папанин в своей книге «Лёд и пламень»
«…В 1939 году операциями в Западном районе руководил я, на востоке это дело было поручено одному из опытнейших наших капитанов Афанасию Павловичу Мелехову. Афанасий Павлович Мелехов был поистине рыцарем Арктики. Спокойный и немногословный, он был примером для всех капитанов Арктики. С 1916 года и до своей гибели в 1942 году он не расставался с морем.

Ещё в 1935 году на пароходе «Сталинград» Мелехов за одну навигацию впервые осуществил рейс из Владивостока на Колыму, далее — в Игарку и затем — в Мурманск. Он командовал ледоколами «С. Дежнев», «Ермак» и «Красин». Их история — это история нашего освоения Севера…»

Фото. Сталин и Папанин

папанин и сталин.jpg
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97078
Стаж: 17 лет 10 месяцев 4 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 121943 раз.
Поблагодарили: 27806 раз.

Сообщение Саша » 09 ноя 2011, 10:39 » #461194

Осень 1940 года. Неизвестная экспедиция.

«Целая серия судов, замаскированных под транспорты торговых флотов различных стран, Германией была переоборудована в воспомогательные крейсеры. Так в строй вошел рейдер «Комет» водоизмещением 7500 тонн, вооруженный шестью 5.9-дюймовыми орудиями, одним 60-миллиметровым орудием, шестью зенитными пушками и шестью торпедными аппаратами.

Komet1.jpg
Komet1.jpg (43.9 КБ) Просмотров: 1018
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97078
Стаж: 17 лет 10 месяцев 4 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 121943 раз.
Поблагодарили: 27806 раз.

Сообщение Саша » 09 ноя 2011, 10:41 » #461195

Кроме того, «Комет» имел на вооружении два гидроплана, торпедный катер и нес 270 морских мин. Экипаж состоял из 270 человек. Запасы продовольствия и снаряжения, наличие опреснителей морской воды позволяли судну находиться в автономном плавании не менее года. Разнообразное снаряжение позволяло судну действовать во всех природных обстановках. Были взяты сани, меховая одежда, лыжи, тропическая форма, сетки от москитов и даже безделушки для жителей отдаленных тихоокеанских островов...

Фото. На борту имелся гидросамолет Ar-196, изготовленный компанией "Arado Flugzeugwerke, GmbH". Такими самолетами в качестве палубной авиации были вооружены многие немецкие линкоры. Он был специально разработан для обеспечения нужд морской авиации Кригсмарине.

Komet samolet.jpg
Komet samolet.jpg (70.05 КБ) Просмотров: 1018
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97078
Стаж: 17 лет 10 месяцев 4 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 121943 раз.
Поблагодарили: 27806 раз.

Сообщение Саша » 09 ноя 2011, 10:43 » #461196

Капитаном был назначен опытный моряк, гидрограф и полярник капитан цур зее (капитан первого ранга) Роберт Эйссен. Он и предложил командованию Кригсмарине использовать Северный морской путь для скорейшего и безопасного прохождения в Тихий Океан

Фото. Konteradmiral Robert Eyssen (1892 – 1960)

Comet Eyssen Robert.jpg
Comet Eyssen Robert.jpg (12.8 КБ) Просмотров: 1018
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97078
Стаж: 17 лет 10 месяцев 4 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 121943 раз.
Поблагодарили: 27806 раз.

Сообщение Саша » 09 ноя 2011, 10:49 » #461199

…Опытный полярник Эйссен повел «Комет» между Медвежьими островами, полагаясь только на показания эхолота. Он хорошо понимал, что напротив устья реки Колымы из-за теплых водных масс ледовая обстановка будет приемлемой, и не ошибся. К востоку от Медвежьих островов «Комет» был встречен ледоколом «Каганович», на борту которого находился начальник морских операций восточного сектора Арктики, знаменитый ледовый капитан А. П. Мелехов. Оставался самый трудный участок пути – перед моряками открывались поля исключительно мощных льдов. «Комет» с трудом шел в узкому, быстро затягивающемуся пробитому ледоколом каналу. В ночь с 31 августа на 1 сентября начались ледовые подвижки и сжатия, осложненные мощными снежными зарядами при ураганном ветре. «Кагановичу» приходилось неоднократно подходить к «Комету», чтобы отколоть смыкающиеся ледяные поля. Эту ночь капитан Эйссен впоминал спустя десятилетия: «Этой ночи мне никогда не забыть. Лед 9 баллов, ветер, снежные заряды. Постоянный страх за руль и винт… Отказ рулевой машины. Беспомощный дрейф. Я уже 22 часа на мостике. Снова жуткая тьма – и это в таком-то льду!» Четыре часа ушло на ремонт рулевой машины – все это время «Комет» беспомощно дрейфовал во льдах. Пройдя тяжелейший участок длиной 60 миль (около 110км), суда вышли 1 сентября на почти чистую воду в районе острова Айон в восточной части Восточно-Сибирского моря.

Здесь «Каганович» лег в дрейф, после чего А. И. Мелехов на шлюпке подошел к «Комету», и, поднявшись на борт, уведомил Эйссена о том, что получен приказ начальника Главсевморпути И. Д. Папанина, предписывающий вернуть «Комет» назад. Причиной этого было названо появление в Беринговом проливе враждебных Германии кораблей. Эйссен попытался убедить А. И. Мелехова, что это невозможно после стольких усилий, но советский капитан твердо повторял, что приказы Москвы он не обсуждает. Эйссен возражал, что у него есть приказы своего командования из Берлина, и что он готов провести свой корабль через Берингов пролив ночью на свой страх и риск. Кроме того, он был готов пройти оставшиеся до Берингова пролива 400 миль самостоятельно. Что же произошло? Эйссен вполне резонно считал, что русские пошли на попятную и «хотят умыть руки во всем этом деле из опасения испортить отношения с Англией, если мировая пресса и радио растрезвонят [новости] о совместных советско-германских операциях по проводке немецких рейдеров в бассейн Тихого океана в стратегические тыл стран антигитлеровской коалиции". Кроме того, капитан из радиоперехватов знал, что “вражеские корабли” в Беринговом море – не что иное как японские китобойные суда, не представляющие ему никакой угрозы…

С содатской прямотой Эйссен заявил об этом Мелехову, попросив срочно передать "успокоительные сведения германской радиоразведки господину Папанину". Через сутки Мелехов вернулся на ледокол, выразив согласие продолжить проводку до ближайшей безопасной якорной стоянки с тем, чтобы вновь связаться с Москвой. Эйссен согласился ждасть ровно сутки. Много лет спустя люди, знавшие Мелехова, рассказывали, что он страшно боялся того, что Эйссен наплюет на приказ и пойдет дальше на восток, а из него Москва сделает козла отпущения за все политические последствия. Капитан Мелехов был уверен, что в этом случае ему светила вышая мера наказания. Вследствие этого он отправил Папанину шифровку, в которой докладывал, что шифровка пришла слишком поздно, и средств для того, чтобы остановить Эйссена у него нет. В 15 часов 2 сентября срок ультиматума Эйссена истек. В 21 час Мелихов и Сергиевский вернулись на “Комет” с известием, что никаких новостей из Москвы не поступило. Эйссен созвал экстренное совещание с участием советских моряков, на котором заявил, что не имеет времени на дальнейшее ожидание и, опасаясь ухудшения погоды и ледовой обстановки (прогнозы капитана позднее подтвердились), он вынужден двигаться дальше. Советским морякам был вручен меморандум с разъяснениями позиции немецкой стороны и благодарностью за осуществленную до последней якорной стоянки проводку. Эйссен, однако, согласился подождать до 8 утра 3 сентября.

Наступило утро, но Москва продолжала молчать. Около 6 утра Эйссен проводил советских лоцманов Сергиевского и Карельских до штормтрапа. Вместе с ними отправился перводчик Крепш, который должен был передать Мелехову коммерческие документы и получить от него копии актов о завершении проводки. Крепш вернулся с документами и посланием от Мелехова, в котором сообщалось: “Ждите сигналов ледокола. Три долгих гудка означают, что "Каганович" вас покидает, два – снова требуется прибытие на ледокол переводчика, один – следуйте за мной на восток." Эйссен вышел из себя и объявил, что в 8.30 он приказывает сниматься с якоря, однако за 21 минуту до этого послышалось два гудка с “Кагановича." Когда Крепш примчался к ледоколу, ему сообщили о получении из Москвы разрешения Папанина на продолжение маршрута, при необходимости – под ледокольной проводкой. Снявшись с якоря, “Комет” пошел на восток вслед за советским ледоколом по совершенно чистой воде. Спустя 25 минут символическая проводка кончилась, советский ледокол поднял флажный сигнал "Желаю счастливого плавания!" и взял курс на запад. Шестого сентября "Комет" прошел Берингов пролив уже под японским флагом, при этом капитан Эйссен прошел сказал буквально следующее: «Я сделал это, во второй раз я на это не соглашусь». Несколько позднее «Комет» бросил якорь в Анадырской бухте...»

Komet.jpg
Komet.jpg (55.94 КБ) Просмотров: 1014
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97078
Стаж: 17 лет 10 месяцев 4 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 121943 раз.
Поблагодарили: 27806 раз.

Сообщение Саша » 09 ноя 2011, 10:56 » #461205

Военная кругосветка рейдера «Комет» в 1940—1941 годах - образцовое выполнение задачи немецкими моряками. Еще 1 января 1941 командиру крейсера Роберту Эйссену было присвоено звание контрадмирала. А в 29 ноября 1941 года он стал Кавалером Рыцарского креста. Помимо чисто военных задач адмирал в этой экспедиции занимался и гидрографическими исследованиями, а также вел разведку. Полученные рейдером данные позднее были использованы немецкими крейсерами и подводными лодками во время боевых действий в Арктике. Немецкие военно-морские базы существовали по всей советской Арктике и использовались вплоть до 1944 года, их насчитывается около двух десятков. Некоторые были обнаружены в 1950-1960-годы, другие не найдены до сих пор. Что интересно, все оборудование не брошено, а законсервировано, прекрасно сохранилось и может использоваться хоть сегодня.

Удостоверение Кавалера Рыцарского креста Роберта Эйссена

Comet Eyssen Robert udost.jpg
Comet Eyssen Robert udost.jpg (27.89 КБ) Просмотров: 1006
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97078
Стаж: 17 лет 10 месяцев 4 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 121943 раз.
Поблагодарили: 27806 раз.

Пред.След.


Вернуться в Люди Севера

Яндекс.Метрика | Яндекс.Метрика