Полярный летчик Николай Львович Кекушев

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Сообщение Катет » 07 мар 2020, 08:53 » #2228596

Полярный летчик Николай Львович Кекушев

Н.Л. Кекушев.jpg

Сын выдающегося архитектора Льва Николаевича Кекушева, Николай Львович (1898—1978), известный авиатор. Награждён орденом Красного Знамени за боевые действия в Средней Азии в 1924 году. Бортмеханик полярной авиации в 1930-e годы, член экипажа П. Г. Головина, первым (на самолете) пролетевший над Северным полюсом 5 мая 1937 года в ходе подготовки к высадке полярной экспедиции Ивана Папанина.
Рисунок1.png
В годы Великой Отечественной войны совершил 59 полётов на невооружённом Ли-2 в осаждённый Ленинград, вывозя блокадников на большую землю, служил в ВВС Северного флота. В 1948 году арестован, сидел в джезказганских лагерях, выжил. Написал книгу воспоминаний («Звериада». — М., 1991.)...


Первые на Северном полюсе
...О старшем бортовом механике самолета, Николае Львовиче Кекушеве, следует сказать особо. Бывший царский офицер, в авиации — с 1923 г., в 1931 г. — арестован и без суда приговорен к пяти годам лагерей. Через год чудом был освобожден и продолжил работу в авиации летающим механиком. К моменту описываемых событий Кекушев был широко известен на Севере, многие знаменитые летчики и полярники в своих воспоминаниях писали о нем. Николай Стромилов (он был назначен радистом на Н-166 уже в ходе экспедиции, то есть пятым человеком на борту) так вспоминал о Кекушеве: «Он был старшим по возрасту в экипаже. Спокойный, уравновешенный, с лукавой улыбкой. Блестящий рассказчик смешных авиационных историй, большую часть которых, как мы подозревали, выдумывал сам. Талантливый организатор комичных ситуаций. Если кто-нибудь из начинающих полярников старательно смазывал сгущеным молоком сапоги, во избежание их промокания, мы знали, что посоветовал ему это Кекушев. Когда кто-нибудь с ведомостью в руках начинал обход членов экспедиции и работников базы, предлагая записаться на часы-кукушку, якобы специально выпускаемые Вторым часовым заводом по случаю завоевания Северного полюса (вместо кукушки из дверцы будут поочередно выскакивать наиболее отличившиеся члены экспедиции, полярникам скидка 50%), мы знали, что это также работа нашего стармеха. Кекушева звали Николаем Львовичем, но, возможно, из мести за систематические «покупки», многие называли его Леонардовичем».
https://professionali.ru/Soobschestva/r ... -92903102/

За это сообщение автора Катет поблагодарил:
Саша (07 мар 2020, 09:14)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

Катет
Мастер - наставник

благодарности: 10
1-й уровень благодарности (Число нагрждений: 5)
2-й уровень благодарности (Число нагрждений: 5)
 
Сообщения: 1602
Стаж: 9 лет 6 месяцев 25 дней
Откуда: Онежское Кармозерье
Благодарил (а): 2282 раз.
Поблагодарили: 3009 раз.

Сообщение Катет » 07 мар 2020, 09:19 » #2228599

...Николай Кекушев Николай Львович Кекушев родился в 1898 году. Учился в Кадетском корпусе и Артиллерийском училище. В 1917 году ушел добровольцем на фронт.

После революции — летчик.
Открывал Среднеазиатские авиалинии, перешел в полярную авиацию.
Первый арест и первый приговор в 1931 году — 5 лет лагерей.

Вот как описывает Кекушев свои чувства после обыска: «…мы с мамой долго строили догадки о причинах случившегося, но так и не смогли постичь логики хода этой все набирающей обороты адской машины».

Сразу же после освобождения — участие в экспедиции на Северный полюс и орден Ленина. В Великую Отечественную Николай Кекушев сначала вывозит изможденных блокадников из Ленинграда, затем работает в дальней авиации в отряде по борьбе с подводными лодками. После войны — вторая экспедиция на Северный полюс.

И тут же — второй арест и новый срок — 10 лет. Этот срок Николай Кекушев отбывал в поселке Джезказган в Казахстане.

После смерти Сталина срок был изменен, и в 1955 году Кекушев возвращается в Москву. Последовала реабилитация, получение паспорта, возвращение орденов.

Помогли, как часто тогда бывало, просто люди, которым было не все равно, которые считали своим долгом заступиться: «Генеральному прокурору СССР товарищу РУДЕНКО Р. А. …В многочисленных полярных экспедициях т. Кекушев проявил себя как человек, преданный нашей Родине, выполнявший труднейшие и опасные полеты, не считаясь ни с какими трудностями. За свою работу т. Кекушев неоднократно удостаивался высоких правительственных наград. Т. Кекушев — единственный оставшийся в живых член экипажа летчика Головина П. Г., Героя Советского Союза — первые советские люди, достигшие Северного полюса. В Великую Отечественную войну т. Кекушев совершил 76 боевых вылетов и ряд ответственных полетов в Арктику: в 1947—1948 гг. он участвовал в высокоширотных экспедициях Главсевморпути. Мы не можем поверить, что человек, которого мы знаем в течение 20 лет, может быть виновен в предъявленных ему тягчайших преступлениях.
Просим Вас пересмотреть дело Кекушева в его присутствии. Мы убеждены, что, ответив лично на предъявленные обвинения, он сможет реабилитировать себя и вернуться к авиационной работе на пользу и благо нашей Родины.
Герой Советского Союза Генерал-майор авиации (Водопьянов)
Герой Советского Союза Генерал-лейтенант авиации (Шевелев)
Герой Советского Союза Генерал-майор авиации (Ляпидевский)
Герой Советского Союза Гвардии полковник авиации (Алексеев)
Герой Советского Союза Полковник авиации (Слепнев)
Полковник авиации в отставке (Чухновский)
(Письмо приводится по книге Н. Кекушева «Звериада»).

И снова — работа в авиации. Уже на пенсии Николай Кекушев написал книгу «Звериада». Это — книга воспоминаний, большая часть из которой посвящена лагерям и пересыльным тюрьмам, через которые ему довелось пройти. Судьбы 20 века — они всегда поражали меня масштабностью несчастья и тягот.

И одновременно — величием человеческого духа. «Видения, но уже другие, витают передо мной как кадры своеобразной киноленты «Моя жизнь».
«Первая мировая война и… «прапорщик юный со взводом пехоты», гражданская война, Добролет, Хива, басмачи, «Красное Знамя Хорезма», первые авиационные линии, Полярная авиация, Северный полюс, Отечественная война, арест, допросы, бессонные ночи, этапы, этапы, ужасы лагеря, «сабантуй» и… освобождение.

Много-много людей, добрых и злых, разных национальностей и взглядов…
Я мысленно просматриваю эти «кадры» и прихожу к убеждению, что жизнь выделила мне веселые минуты строго по карточкам, но все-таки она хороша и интересна, если прожита в ладу с самим собой и в соответствии с собственным понятием о чести и совести».
(Н. Кекушев, «Звериада»)
https://shkolazhizni.ru/biographies/articles/48098/
Аватара пользователя

Катет
Мастер - наставник

благодарности: 10
1-й уровень благодарности (Число нагрждений: 5)
2-й уровень благодарности (Число нагрждений: 5)
 
Сообщения: 1602
Стаж: 9 лет 6 месяцев 25 дней
Откуда: Онежское Кармозерье
Благодарил (а): 2282 раз.
Поблагодарили: 3009 раз.

Сообщение Саша » 07 мар 2020, 09:22 » #2228601

Кекушев Николай Львович (р.1898)
летчик, авиаинженер
1898. — Родился в Москве в дворянской семье. Отец – Лев Николаевич Кекушев (1863–1919), архитектор. Мать – Анна Ивановна. Сестра - Екатерина.

Учеба в реальном училище.

1914. — Учеба в Первом Московском кадетском корпусе.

1916–1917. — Учеба в Сергиевском артиллерийском училище в Одессе.

1917. — Уход добровольцем на фронт. Служба в 60-й артиллерийской бригаде.

1917, декабрь. — Демобилизация.

1918, сентябрь – 1921, май. — Служба командиром части в Красной Армии.

1921–1923. — Учеба в Электротехническом институте, затем на курсах бортмехаников. Работа летчиком. Участие в открытии Среднеазиатских авиалиний.

1921–1923. — Награждение орденом Красного Знамени за участие в военных действиях по освобождению Хивы от банд Джунаид-хана.

1930-е годы. — Переход в полярную авиацию.

1931, 27 марта. — Арест ОГПУ. Обыск. Бутырская тюрьма. Допросы. Приговор: 5 лет ИТЛ. Отправка в Усть-Ухтинский лагерь. Работа на рытье траншей.

1931, декабрь. — Свидание с женой. Освобождение по постановлению ЦИКа.

1932. — Работа бортмехаником в полярной авиации Главсевморпути.

1937. — Награждение Орденом Ленина за участие в экспедиции на Северный полюс.

1938. — Присвоение звания Почетного полярника.

1939. — Работа по проводке судов в Белое море во время финской войны.

1941. — Начало Великой Отечественной войны. Участие в эвакуации жителей из осажденного Ленинграда.

1943. — Служба в Авиации дальнего действия в должности инженера отряда по борьбе с подводными лодками.

1944. — Работа инженером авиагруппы особого назначения.

1945 (1946?). — Работа в Германии инженером на заводе по ремонту и перегонке трофейных самолетов.

1948. — Участие во второй экспедиции на Северный полюс.

1948, август. — Второй арест. Лефортовская тюрьма. Допросы. Следователь Маликов. Методы ведения следствия. Взаимоотношения с соседями по камере. Приговор Особого Совещания при МГБ: 10 лет ИТЛ. Отправка по этапу в Казахстан. Куйбышевская, Челябинская, Петропавловская пересыльные тюрьмы.
Прибытие в лагерь в пос. Джезказган. Работа грузчиком, землекопом. Условия содержания заключенных. Голод. Болезнь. Встреча с двоюродной сестрой – заключенной женской зоны. Судьбы заключенных.

1953. — Работа на обогатительной фабрике. Встреча Нового года. Забастовки в зоне. Смерть Сталина. Изменение режима содержания заключенных. Освобождение заключенных – иностранных подданных.

1954, сентябрь. — Постановление Прокуратуры СССР о снижении срока заключения до 6 лет. Освобождение. Направление в ссылку в г. Балхаш.

1955. — Отмена ссылки. Получение паспорта. Возвращение в Москву. Встреча с сестрой. Хлопоты о снятии судимости.

1956, 2 июня. — Реабилитация. Возвращение орденов. Работа в авиации.

1960. — Болезнь. Выход на пенсию. Написание воспоминаний.

За это сообщение автора Саша поблагодарил:
Катет (07 мар 2020, 10:42)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97201
Стаж: 17 лет 10 месяцев 22 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122445 раз.
Поблагодарили: 27898 раз.

Сообщение Катет » 07 мар 2020, 09:23 » #2228602

Текст книги "Безымянные тюльпаны. О великих узниках Карлага (сборник)"

Мужество авиатора

По моей просьбе в спецархиве управления комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК разыскали учетную карточку №СС-849, заведенную на известного полярника, авиатора Николая Львовича Кекушева. Из скупых данных следует, что он родился в 1898 году в Москве, по социальному происхождению – из дворян, до ареста работал бортмехаником в полярной авиации. Николай Львович был осужден 26 февраля 1949 года Особым совещанием при МГБ СССР по статьям 58-10-11 (кодекс не указан) и заключен в ИТЛ сроком на 10 лет. Началом срока определено 11 августа 1948 года, конец срока – 11 августа 1958 года.
Н.Л. Кекушев отбывал наказание в особом Степлаге МВД СССР. Из места заключения был освобожден досрочно 16 ноября 1954 года.

Что еще добавить к сказанному? Впервые о знаменитом авиаторе СССР Николае Львовиче Кекушеве я услышал от заключенного Степлага Ивана Ивановича Карпинского. Оказывается, они вместе работали в особом лагере Кенгира то на ремонтно-механическом заводе, то на обогатительной фабрике, вместе хлебали из мисок вареный овес, обменивались скудными впечатлениями о жизни заключенных.

Николай Львович Кекушев был скромным человеком, даже, пожалуй, очень замкнутым, никому в друзья не набивался, многих, прилипающих к нему с расспросами, сторонился. Ходил он в чистой одежде, но брюки его и куртка были в тысячах заплат. Позже выяснилось, что его кожанку авиатора и чемодан с военным костюмом выкрали молодые аферисты – зэки Степлага, но Николай Львович с жалобой на это к начальству не обращался, и урки его зауважали. Больше того – когда один из заключенных бросился на него с ломом, перепутав его с бригадиром, то они защитили Кекушева, вразумив безумного парня.

Лежа на нарах, Николай Львович часто вспоминал свою мать, ее добрые советы и наставления. Ничему плохому она его не учила, предостерегала от стремления богатеть, жадничать. Его отец – известный московский архитектор, дворянин Лев Кекушев – был человеком сугубо творческим, никогда не торговал, не занимался коммерцией. Он «созидал новую Москву», спроектировал гостиницу «Метрополь», ресторан «Прага» и множество домов, особняков, отнесенных ныне к памятникам архитектуры столицы. Он и сына своего хотел направить по творческой стезе, но рано скончался.

Впав в бедность, мать Н.Л. Кекушева определила его в Московский Кадетский корпус. Окончив его, юноша продолжил образование в Сергиевском артучилище, воевал на фронтах Первой мировой, а в сентябре 1918 года перешел на службу в Красную Армию, где прослужил по май 1921 года, принимая участие в походах против Деникина и белополяков. В 1921 году Коля поступил в электротехнический институт, затем на курсы бортмехаников. Он с детства мечтал покорять небесные просторы – и вот мечта его сбылась! Тогда многие юноши (чуть ли не все) рвались в авиацию. Вступив в общество «Добролет», Н.Л. Кекушев участвовал в открытии и освоении первых воздушных линий в Средней Азии.

За участие в освобождении города Хивы от банд басмачей Джунаид-хана в 1924 году он был награжден орденом Красного Знамени Хорезмской ССР – первым в гражданской авиации.
Вскоре судьба свела Кекушева с замечательным летчиком Михаилом Васильевичем Водопьяновым, будущим Героем Советского Союза. Ровесники, оба участники Гражданской войны, они сразу находят «общий язык», вместе осваивают воздушные трассы СССР. В 1931 году они совершают первый зимний перелет по маршруту Москва-Сахалин. Этот перелет навсегда вошел в историю авиации, ибо он был совершен при 52 градусах мороза, без навигационных приборов, без аэродромов и без связи.

Отважный перелет высоко оценил лично И.В. Сталин, который придавал большое значение развитию авиации в стране. Но если фамилию Водопьянова вождь запомнил, то Кекушева – нет. И в марте 1931 года Николай Львович был арестован, как говорится, ни за что ни про что. Следователь напомнил ему, что он из дворянской семьи, что учился в царском Кадетском корпусе. О заслугах Кекушева перед Советской властью – ни слова. Краем глаза Николай Львович прочитал на столе следователя на огромной серой папке слова «Дело о контрреволюционной организации выпускников Кадетского корпуса». Вот, оказывается, где собака зарыта! Корпус был организован 7 декабря 1778 года, и эту дату его выпускники по заведенной традиции отмечали каждый год. В последний раз они собрались на вечеринке 7 декабря 1922 года на квартире у Белявского. Все участники этой далекой вечеринки были в 1931 году арестованы, хотя на ней никаких крамольных речей не произносилось, наоборот, даже был провозглашен тост за Советы, великого Ленина. Однако бдительные органы воспользовались этой злополучной для всех однокашников вечеринкой и повернули дела так, что якобы на ней и была создана контрреволюционная организация бывших кадетов, которая стремилась свергнуть власть большевиков, организовать убийство И.В. Сталина.

В Бутырской тюрьме Кекушев сидел в большой камере, где были собраны лица дворянского происхождения, в том числе потомки Тютчева и Вяземского. По слухам, первый позже сошел с ума, а второй «застрелился» (застрелили). Бывшие кадеты были отправлены на пять лет в Усть-Ухтинские лагеря.

Горькая обида жгла душу Кекушева, ведь он верил большевикам, служил им сердцем и правдой, зачастую рискуя жизнью, и вот тебе – награда! Орден Красного Знамени во время ареста у него отняли, как отняли и именные часы от РВС УВС за выполнение тяжелых ответственных спецзаданий в Средней Азии. Когда Кекушев настойчиво потребовал вернуть ему награды, человек с Лубянки бросил ему в лицо:
– Звезда твоя закатилась, карьера погибла. Так что не лютуй!

То, что звезда его жизни закатилась, Кекушев не признавал, надежда не покидала его – во всем разберутся рано или поздно. Но никто и не думал его освобождать, наоборот, без всякого суда его впихнули в зэковский вагон, довезли до Архангельска, а оттуда на грязном пароходе «Воронеж» через мрачное свинцовое Карское море, Печору, Белощелье в Ухту. Что такое Ухта тех времен, можно представить, посмотрев в Карагандинском музее изобразительных искусств картину художника Льва Премирова, на которой изображены черные топкие болота, дикий лес и узкоколейка… Бывший узник ухтинских лагерей Премиров так и назвал картину: «Ухта».
Здесь, «в краю далеком», Кекушев работал на общих работах – на рытье траншей, на лесоповале… Но мысленно он был в небе, на самолетах… И – о чудо! Однажды его вызывает начальник лагеря Мороз и говорит:

– Бери буханку хлеба, вещи, любую лодку и двигайся на Усть-Ухту, там жди прилета гидросамолета, будешь его обслуживать. – И буркнул: – Скажи спасибо Водопьянову, он Сталину письмо написал, что ты незаменимый специалист и тебя надо использовать в авиации, а не на лесоповале…

О снятии судимости тогда и слова не было сказано. Но Кекушев обрадовался, что о его судьбе заботится старый надежный соратник, друг… Нет, что ни говорите, дружба – она не подводит, в дружбе – правда и сила…

Несколько месяцев проработал Кекушев на гидросамолете, а вскоре его постановлением ЦИК от 1 декабря 1931 года вообще освободили из-под стражи.

Так закончилась первая лагерная эпопея Кекушева. Думал ли он тогда, что будет и вторая? Навряд ли. Радости его не было предела – он снова вернулся в Москву, обнял маму, прогулялся с ней по родному Арбату, побывал на Голубых прудах, у памятника Александру Сергеевичу Пушкину… Уже в 1932 году по рекомендации того же М.В. Водопьянова он был зачислен бортмехаником в Главсевморпуть. В 1937 году Николай Львович Кекушев участвовал в первой экспедиции на Северный полюс на самолете-разведчике летчика Головина – Героя Советского Союза, в числе первых советских людей достиг полюса, за что был награжден орденом Ленина и денежной премией в 15 тысяч рублей. В 1937–1938 годы он участвовал в поисках знаменитого авиатора Сигизмунда Александровича Леваневского и его экипажа, которые на самолете «ДБ-А» конструктора Болховитинова решили через Северный полюс достичь Америки, но в неравной схватке с обледенением погибли между 89-й и 88-й параллелями по 148-му западному меридиану. Как пишет летчик Василий Решетников в книге «Обреченные на подвиг» (Москва, «Яуза», «Эксмо», 2007 год), «экипажу Леваневского судьба, скорее всего, послала напоследок не паковый, а молодой лед, а то и разводье, пропустившее машину прямо ко дну океана». Поиском погибших занимались многие экипажи доблестных летчиков, в том числе Михаила Васильевича Водопьянова. Экипажи освещали ледяные поля ракетами, светили ручными прожекторами, но, увы, безуспешно. Так до сих пор и не найдено точное место в белой угрюмой пустыне, где погибли Леваневский и его команда.

На счету Николая Львовича Кекушева в тридцатые годы были десятки трудовых побед в Арктике и ее морях. В 1938 году он получил значок Почетного полярника за налет миллиона километров в морозном арктическом небе. В 1939 году он был награжден денежной премией за восстановление самолета «Локхид», потерпевшего аварию в Усть-Пуре. В сорокаградусный мороз ему удалось отремонтировать лонжерон крыла, что дало возможность спасти самолет и довести его до Архангельска. В 1939 году во время финской войны Кекушев работал на проводке судов в Белом море.

Как видим, несмотря на то, что так называемые органы безопасности попытались в 1931 году сделать из Николая Львовича «врага народа», у них ничего не получилось. Издевательства над ним в тюрьмах и лагерях сталинизма не сломили его. Не погасли его вера и надежда на то, что он нужен России, великой стране СССР, людям. И он продолжал служить Отчизне, отдавая ей весь жар сердца и души своей.

Особенно ярко талант авиатора Н.Л. Кекушева проявился в годы Великой Отечественной войны.
В своей автобиографии Николай Львович в 1960 году писал:
«В 1941 году я совершил более 70 вылетов, за что был награжден орденом Красного Знамени. В 1941 году за эвакуацию жителей из осажденного Ленинграда отмечен грамотой Почетного полярника. В 1943 году работал в авиации дальнего действия, выявил и атаковал несколько подводных лодок врага. По окончании войны перегонял трофейные фашистские самолеты из Германии в СССР».

После Великой Победы, в 1948 году, Кекушев участвовал во второй полюсной экспедиции. Общий полет за время летной службы у него составил почти 2 миллиона километров, или 10 тысяч летных часов. Так что работоспособности и отваге этого авиатора можно было позавидовать. А вот на славу ему не везло – журналисты, рассказывая о подвигах знаменитых летчиков Водопьянова, Головина, Алексеева, почему-то забывали упомянуть бортмеханика Кекушева, который их сопровождал в дальних и опасных рейсах, отвечая за техническую безопасность самолета. Не было бы его – может быть, не было бы и некоторых славных страниц гражданской и военной авиации страны.

Однако Кекушев продолжал числиться в «черных списках» МГБ и после Великой Победы, его дело в случае нехватки в лагерях «врагов народа» опять поднималось и обрастало новыми казенными выдумками следователей.

В августе 1948 года Николай Львович был вновь арестован органами МГБ. Сталин и его подручные тогда проводили акции «повторников», то есть арестовывали повторно и отправляли в лагеря тех, кто уже в тридцатые годы отбыл свой срок. В числе «повторников» оказался и Н.Л. Кекушев – замечательный авиатор советской эпохи, награжденный орденами Ленина, двумя – Красного Знамени, Почетный полярник СССР. Молодые чекисты, которые арестовывали его, остолбенели, когда Кекушев надел пиджак с орденами, и стыдливо опустили глаза.

На этот раз Кекушева погнали по этапу в Джезказган. О жестоком обращении с заключенными, неимоверно тяжелых условиях их содержания он напишет позже в своей книге «Звериада», выпущенной в издательстве «Юридическая литература» в Москве в 1991 году. С горечью он будет писать о своем «прозрении», которое началось с беседы с зэком-адмиралом, потерявшим руку на Колыме. «Разговорившись со мной, он с пеной у рта стал доказывать, что все полярные экспедиции, включая и спасение челюскинцев, и высадку на Северный полюс в 1937 году, и перелеты Чкалова, Громова и Белякова, преследовали лишь одну цель: отвлечь внимание общественности от проходящих в стране арестов. Сами по себе эти экспедиции, по его словам, никакой ценности не представляли и были лишь очередным безотчетным выбрасыванием народных денег, показухой!»

В джезказганском лагере Кекушев начал серьезно болеть. Его спасал сосед по нарам, тоже авиатор, японский военнопленный Мацумото. Он называл Кекушева шутливо «сталинским соколом» и показывал на буквы «СС», пришитые на его одежде, обозначавшие совсем другое – каким этапом носитель знака прибыл в лагерь.

Мацумото во время войны участвовал как летчик в налете на американскую авиабазу Перл-Харбор. Он называл американцев «мировыми захватчиками» и прогнозировал, что они со временем захватят весь земной шар. После тяжких работ на обогатительной фабрике, в слесарной мастерской ремонтно-механического завода, у Кекушева поехало «сердце», оно застучало в груди как плохо работающий мотор. Словом, началась тахикардия сердца. По совету Мацумото Николай Львович начал лечить ее очень просто – на левую сторону груди клал тряпку, обильно смоченную холодной водой. Сердце успокаивалось, и Кекушев соскакивал с нар как молодой, отправлялся то в культурную часть, то в библиотеку за книгами. Он много читал, предпочитая литературу об авиации 30–40 годов, о Великой Отечественной войне, о знаменитых летчиках, с коими был лично знаком, о воздушных трассах и подвигах в небе, в которых лично участвовал.

Однажды, работая на разборке маленького домика-склада, который находился на территории медьзавода, под снятым полом он обнаружил пачку старых журналов и среди них номер, посвященный Арктике. На фото под заголовками «Первая экспедиция на Северный полюс в 1937 году», «Группа героев Советского Союза во главе со Шмидтом у флагманского корабля» он увидел своих бывших друзей-авиаторов, и сердце его больно сжалось. Известные летчики М.В. Водопьянов, П.Г. Головин, совершившие вместе с ним множество ответственных полетов в Арктику, улыбались ему с обложки старого журнала «СССР на стройке» и как бы даже успокаивали его: «Ничего, Коля, придет время, власти разберутся с твоим делом, и тебя снова вернут в авиацию»…

Хотелось в это верить. Но время шло, ничего не менялось в джезказганском лагере. Вокруг – оборванные до лохмотьев заключенные, почти все с бледными лицами, черными мозолистыми руками, тощие от недоедания и недосыпания… Особенно тяжело приходилось зимой – наледь, ветер, дующий из Бетпакдалы, пронизывающий до костей… Пока дойдешь с группой заключенных до обогатительной фабрики, последние силы потеряешь… Не зря в 1954 году в джезказганском лагере началось знаменитое восстание заключенных.

В своей книге «Звериада» Кекушев характеризует его как политическое, целенаправленное, в отличие от некоторых авторов книг о Степлаге, которые считают, что в основе этого восстания была тяга зэков-мужчин в женскую зону. Нет, восстание возникло не из желаний плоти. Кекушев пишет: «На состоявшемся митинге в столовой был выбран штаб. Начальником штаба стал бывший полковник Кузнецов». Вот этот штаб и выработал стратегию восставших, а также выдвинул требования заключенных. На столовой были написаны лозунги крупными буквами, чтобы их могли видеть и вольные: «Требуем приезда члена ЦК», «Требуем пересмотра наших дел». В лагере выходила собственная газета, работал собственный радиоузел. В материалах высмеивались лагерные начальники, рассказывалось о требованиях заключенных, недовольных сталинизмом.

Сам Кекушев, характеризуя обстановку в Кенгире тех лет, пишет:
«В 1948–1949 годах сталинизм решил повторить то, что удалось сделать в 1937 году. Но люди стали другими. Они уже не хотели больше жить в постоянной атмосфере страха и насилия. Они отказывались верить в то, что для блага будущего необходимо держать в лагерях миллионы людей».

Для подавления восстания в Кенгире были брошены солдаты, танки, самолеты. Как рассказывал мне узник Степлага Иван Иванович Карпинский, более пяти тысяч заключенных было убито. Остальных вывезли в степь и бросили их на песок лицом к земле. Среди них был и Николай Львович Кекушев, чудом уцелевший в этом кровавом свинцовом аду.

Лагерь расформировали, заключенных разбросали по всему Гулагу. Кекушева отправили на вечное поселение в Балхаш на медеплавильный завод, в бригаду по ремонту станков… Может быть, так и остался бы навечно Николай Львович в ссылке, если бы за него не хлопотали знаменитые летчики – его товарищи, побратимы… Характерно в этом отношении письмо на имя Генерального прокурора СССР Р.А. Руденко, подписанное Героями Советского Союза, авиаторами Водопьяновым, Шевелевым, Ляпидевским, Алексеевым, Слепневым и полковником авиации в отставке Чухновским. Они обратились к Руденко с просьбой пересмотреть надуманное дело бывшего бортмеханика Главсевморпути Н.Л. Кекушева, осужденного в 1949 году.

В письме они сообщали:
«Мы знаем Кекушева по работе и лично в жизни с первых дней освоения Арктики (1932 г.). В многочисленных полярных экспедициях т. Кекушев проявил себя как человек, преданный нашей Родине, выполнявший труднейшие и опасные полеты, не считаясь ни с какими трудностями. За свою работу т. Кекушев неоднократно удостаивался высоких правительственных наград.

Н. Кекушев – единственный оставшийся в живых член экипажа летчика Головина П.Г., Героя Советского Союза – первые советские люди, достигшие Северного полюса.

В Великую Отечественную войну т. Кекушев совершил 76 боевых вылетов и ряд ответственных полетов в Арктику: в 1947–1948 гг. он участвовал в высокоширотных экспедициях Главсевморпути.
Мы не можем поверить, что человек, которого мы знаем, в течение 20 лет, может быть виновен в предъявленных ему тягчайших преступлениях. Просим Вас пересмотреть дело Кекушева в его присутствии.

Мы убеждены, что, ответив лично на предъявленные обвинения, он сможет реабилитировать себя и вернуться к авиационной работе на пользу и благо нашей Родины».

Конечно, Руденко не снизошел до Кекушева, но 2 июня 1956 года пришла долгожданная реабилитация. Ему возвратили ордена, кроме ордена Красного Знамени Хорезма. Этот орден, как и многочисленные фронтовые медали, бесследно исчез…

Начальник Полярной авиации М.И. Шевелев, довольный реабилитацией Кекушева, сразу назначил его инженером отряда вертолетов… Но проработал Николай Львович не много, стало пошаливать сердце: сыграли свою роль всевозможные житейские невзгоды, преследования бериевцев, лагерные мучения. Как только вспоминал умытый кровью Степлаг, расстрел товарищей-заключенных, сразу хватало болью сердце и дыхание срывалось. Однажды после командировки на Диксон начался сильный приступ стенокардии, Кекушев попал в больницу Аэрофлота, а затем его направили в санаторий. «Все, прощай, браток, – подумал о себе. – Силы на исходе…»

Как-то на скамью, где в тени деревьев расположился Кекушев, присела незнакомая девушка. Разговорились. Спокойное Черное море дышало прохладой, настроение у Кекушева поднялось, и он стал вспоминать свой трудовой путь. Девушка с интересом слушала его, а затем сказала:
– Славную жизнь вы прожили, Николай Львович, 30 лет только в Полярной авиации. А сколько натерпелись в лагерях! Почему бы вам об этом не написать книгу?

Н.Л. Кекушев позже не раз вспоминал совет незнакомки. И однажды не выдержал – купил авторучку, пакет белой бумаги, пришел домой и сразу за стол. Строки бежали быстро, как ветры Бетпакдалы. Мысли не покидали его даже по ночам.

Николай Львович писал:
«Проходят годы, возникают новые задачи, происходят новые события. Все это отодвигает прошлое.

Забываются старые понятия, старые слова. Торжествуют новые. Но такие, как „Лубянка“, „черный ворон“, „37-й год“, „сталинизм“ не забудутся. Они стали нарицательными. С ними связана целая эпоха и судьбы многих миллионов людей. И они, эти люди, не хотят быть „Иванами непомнящими“. Им предлагают все „забыть“, потому что это было якобы „ужасное недоразумение“. Но забыть это нельзя, потому что такое может повториться. Есть еще люди, которые тоскуют по „старому доброму времени“, когда был „порядок“ и царили страх и ужас, – наследники Сталина».

Так появилась книга «Звериада» – печальный рассказ Кекушева о жертвах сталинского террора, об Ухте и джезказганских лагерях – машине смерти многих людей, убийцах-зверях в погонах НКВД и МГБ. К сожалению, автор не дожил до ее появления на свет. Понадобилось 30 лет после его смерти, чтобы люди узнали всю правду о его мужественной жизни, полной подвигов и трагедий.

https://iknigi.net/avtor-valeriy-mogiln ... ge-21.html
Аватара пользователя

Катет
Мастер - наставник

благодарности: 10
1-й уровень благодарности (Число нагрждений: 5)
2-й уровень благодарности (Число нагрждений: 5)
 
Сообщения: 1602
Стаж: 9 лет 6 месяцев 25 дней
Откуда: Онежское Кармозерье
Благодарил (а): 2282 раз.
Поблагодарили: 3009 раз.

Сообщение Саша » 07 мар 2020, 09:26 » #2228604

Бортмеханик-миллионер

Бортмеханик полярной авиации тов. Н. М. Кекушев работает в системе Главсевморпути свыше восьми лет. Всего на самолетах советской авиации т. Кекушев летает 18 лет. Более миллиона километров налетал он за это время, не допустив ни одной аварии. Сотни тысяч километров налетал он над тайгой и тундрой Крайнего севера, над льдами арктических морей. В 1937 г. вместе с Героем Советского Союза П. Головиным т. Кекушев на самолете «СССР Н-166» обеспечил успешную разведку в районе Северного полюса, за что был награжден орденом Ленина.
На-днях начальник Главного управления Гражданского воздушного флота при СНК СССР Герой Советского Союза т. Молоков вручил знатному бортмеханику нагрудный знак № 26 «За налет 1 миллиона километров».
Начальник Главсевморпути т. И. Д. Папанин в специальном приказе поздравил первого «миллионера» полярной авиации т. Кекушева и наградил его значком «Почетному полярнику». Тов. Кекушеву выдана премия в размере двух тысяч рублей.
Вложения
Николай Львович Кекушев.jpg
Николай Львович Кекушев.jpg (30.88 КБ) Просмотров: 1036

За это сообщение автора Саша поблагодарил:
Катет (07 мар 2020, 10:44)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97201
Стаж: 17 лет 10 месяцев 22 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122445 раз.
Поблагодарили: 27898 раз.

Сообщение Саша » 07 мар 2020, 09:27 » #2228605

Несколько слов к биографии Н.Л.Кекушева:

Николай Львович - внук военного инженера, служившего надворным советником, и сын известного Московского архитектора (автор проектов гостиницы «Метрополь», ресторана «Прага», особняка М.Г.Понизовского - ныне Посольство Афганистана, дома И.А.Миндовского – Посольство Новой Зеландии и многих др. построек столицы России регионального и федерального значения)
Первый раз Николай Львович был арестован органами ОГПУ, заключён в Бутырскую тюрьму и приговорён к 5 годам исправительно-трудовых лагерей 27 марта 1931 года. Тогда 33-летнего бортмеханика ВО ГВФ обвинили в принадлежности к «контрреволюционной организации выпускников 1-го Московского Императрицы Екатерины II кадетского корпуса».

Отбывать срок заключения Н.Л.Кекушев был направлен в Коми Автономную область (ныне – Республика Коми), в «Ухтпечлаг» ОГПУ-НКВД (ОГПУ при СНК СССР, с 1934 г. - НКВД). Месяц Николай Львович отработал на рытье траншей для водопровода, а затем был назначен механиком Вишерской воздухолинии ОГПУ в Усть-Ухте, где обслуживал гидросамолёты. 11 сентября 1931 г. Н.Л.Кекушев был переведён в Пермский лагерь и направлен пос.Новые Вишеры, где базировался авиационный отряд ОГПУ, обслуживавший и Соловецкую воздухолинию.

1 ноября 1931 г., согласно постановлению ЦИК СССР, он был освобождён из заключения. А через полгода, 4 июня 1932 г. пришёл в Полярную авиацию – бортмехаником в Управление воздушной службы АО «Комсеверпуть» и приступил к работе на Енисейской авиалинии (в январе 1933 г. в связи с реорганизацией «Комсеверпути» в Главсевморпуть приказом по УВС ГУСМП № 53 зачислен бортовым механиком 1-го класса в Московский авиаотряд).

С тех пор и до пенсии место работы у Н.Л.Кекушева в трудовой книжке не менялось...

Вместо награды за участие в ВВЭ «Север-2» (март-май 1948 г.) в августе того же года был вторично арестован органами МГБ СССР. В ходе следствия в Лефортовской тюрьме, длившегося полгода, он подвергался всевозможным издевательствам и унижениям, и 26 февраля 1949 г. Особым совещанием заочно приговорён к 10 годам лишения свободы с конфискацией имущества. Отбывать срок полярного авиатора отправили в Казахстан, в Джезказганский лагерь, где ему пришлось трудиться на подсобных работах грузчиком, землекопом и носильщиком кирпичей на строительстве. Через три года Н.Л.Кекушеву удалось перевестись помощником механика в бригаду, работавшую в «Стальконструкции» на обогатительной фабрике.
После смерти И.В.Сталина, 27 сентября 1954 г. на основании постановления Прокуратуры СССР, МВД СССР и КГБ при Совете Министров СССР срок заключения Николая Львовича был снижен до 6 лет и его освободили. Но полностью все обвинения не сняли и направили на постоянную ссылку в г. Балхаш. Там он устроился работать слесарем по ремонту станков на медеплавильный завод. Характерно, что в местном отделении МГБ при постановке на учёт его предупредили, что он не имел права отлучаться от места поселения далее 100 км и в случае нарушения мог быть приговорён без всякого суда к 25 годам заключения в лагере.

Полностью же освободиться и реабилитироваться товарищу помогли друзья-полярники. Вслед за обращением Н.Л.Кекушева в Генеральную прокуратуру СССР ходатайство о пересмотре его дела Генеральному прокурору СССР Р.А.Руденко направили и пять Героев Советского Союза: генерал-лейтенант авиации М.И.Шевелев, генерал-майоры авиации М.В.Водопьянов, А.В.Ляпидевский, полковники А.Д.Алексеев, М.Т.Слепнев, а также полковник в отставке Б.Г.Чухновский.

И в 1955 г. Н.Л.Кекушев вернулся из ссылки в г.Москву. За это время, не дождавшись его умерла мама. За отобранное имущество Николаю Львовичу выдали небольшую компенсацию, возвратили ордена, кроме ордена Красное Знамя ХССР и оборонных медалей, которые бесследно пропали.

Со 2 июня 1956 г. и по 1960 г. он вновь работал в Полярной авиации инженером отряда вертолётов МАГОН. Но после командировки на мыс Каменный и на Диксон получил инфаркт (как вспоминал Николай Львович, «сыграли свою роль возраст, лагерь и всевозможные житейские коллизии») и в 62 года вышел на пенсию, которую он оформил ещё перед самой войной.
Книга его воспоминаний о злоключениях в лагерях «Звериада» увидела свет в 1991 г., уже после кончины старейшего полярного авиатора.

Дата смерти и место захоронения пока не установлены.

За это сообщение автора Саша поблагодарил:
Катет (07 мар 2020, 10:47)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97201
Стаж: 17 лет 10 месяцев 22 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122445 раз.
Поблагодарили: 27898 раз.

Сообщение Саша » 07 мар 2020, 09:29 » #2228606

О награждении участников экспедиции на Северный полюс

РГАЭ, ф. 9570, оп. 2. Д. 2972. Приказы УПА (в том числе по личному составу) 1941г. 180л.
Л. 54. Пр. 37. 5.3.41г. Объявляю Приказ начальника Главсевморпути от 4.3.41г. «О награждении значком «Почётному Полярнику» б/механика Полярной авиации, дважды орденоносца тов. Кекушева Н.Л. и выдачи ему денежной премии».
В течение 18 лет т. Кекушев Н.Л. работает в авиации, последние 8 лет в Полярной авиации Главсевморпути. … За длительную и безаварийную работу т. Кекушев командованием ГУГВФ награждён знаком «За налёт 1.000.000 км». Поздравляю первого «миллионера» Полярной авиации и, отмечая длительную и безупречную работу т. Кекушева в системе Севморпути приказываю:
П.1. Наградить б/м 1 кл. Полярной авиации тов. Кекушева Николая Львовича значком «Почётному Полярнику».
П.2. Начальнику УПА тов. Мазурук выдать т. Кекушеву Н.Л. денежную премию в размере 2000р. …
Начальник Главсевморпути при СНК СССР Папанин.
Со своей стороны поздравляю т. Кекушева Н.Л. и выражаю уверенность, что он в своей дальнейшей работе будет являться примером для всего коллектива Полярной авиации и в самое ближайшее время высококачественная и безаварийная работа ЛПС УПА, - даст новых «миллионеров».
Начальник УПА Мазурук.

В личном деле Фарих Ф.Б. (РГАЭ, ф. 94, оп.1, д. 103) вложено дополнительно 3 листа (30,31,32). Это запрос от 12 января 1956г. На листе 30 после "шапки" с адресами и штампами написано:
" По встретившейся надобности для ознакомления, прошу выслать в Главную Военную прокуратуру личные дела на бывших лётчиков Полярной авиации Главсевморпути.
1. Фариха Фабио Бруновича, 1896г.р., уроженца г. Ленинграда, до 1948 года работал лётчиком Полярной авиации Гласевморпути.
2. Кекушева Николая Львовича, 1898г.р., уроженца г. Москвы до 1948г работал бортмехаником Московской АГ ПА Главсевморпути.
По миновении надобности личные дела будут Вам возвращены. С ответом прошу не задержать."
Вложения
О награждении Николая Львовича Кекушева.jpg
О награждении Николая Львовича Кекушева.jpg (64.32 КБ) Просмотров: 1034

За это сообщение автора Саша поблагодарил:
Катет (07 мар 2020, 10:49)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97201
Стаж: 17 лет 10 месяцев 22 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122445 раз.
Поблагодарили: 27898 раз.

Сообщение Саша » 07 мар 2020, 09:30 » #2228607

Семья Кекушева

Фото из книги Соколова Л. А. Московский модерн в лицах и судьбах. «Издательство Центрполиграф», 2014

Семья Кекушева.jpg
Семья Кекушева.jpg (19.78 КБ) Просмотров: 1034

За это сообщение автора Саша поблагодарил:
Катет (07 мар 2020, 10:49)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97201
Стаж: 17 лет 10 месяцев 22 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122445 раз.
Поблагодарили: 27898 раз.

Сообщение Саша » 07 мар 2020, 09:33 » #2228609

Кекушев Николай Львович
бортмеханик полярной авиации

http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=8&t=6521
Вложения
2.jpg
2.jpg (10.56 КБ) Просмотров: 1030

За это сообщение автора Саша поблагодарил:
Катет (07 мар 2020, 10:50)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97201
Стаж: 17 лет 10 месяцев 22 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122445 раз.
Поблагодарили: 27898 раз.

Сообщение Саша » 07 мар 2020, 09:37 » #2228610

Звериада | Кекушев Николай Львович

Звериада.jpg
Звериада.jpg (65.93 КБ) Просмотров: 1030

За это сообщение автора Саша поблагодарил:
Катет (07 мар 2020, 10:50)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97201
Стаж: 17 лет 10 месяцев 22 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122445 раз.
Поблагодарили: 27898 раз.

Сообщение Саша » 07 мар 2020, 09:42 » #2228612

О Головине и Кекушеве. Северный полюс

Головин Павел Георгиевич
Кекушев Николай Львович


Вспоминает журналист Бронтман:
«6 мая. Интервью Головина про первый полет над полюсом:

- От Москвы шел первый, разведкой... За все это время машина показала себя надежной. Моторы тоже. Экипаж - мировой.

Полет был плановым. Генеральный предполагал разведку до 87°. На совещании у Шмидта я гарантировал этот градус. Проверили моторы. Залили до отказа все баки. Взяли еще 200 литров, харч - 6 банок (на полтора месяца голодного пайка)... Я одел шубу, летный меховой шлем, очки, меховую рубашку, вязаное бумажное белье, кожаные брюки, овчинные чулки. В шубах были - Волков, Кекушев, в малице Валентинов, в меховом пиджаке - Стромилов. В полете - бумажки рвет из рук. Но не мерз - самое низкое -15°, на Полюсе -12°, крымская температура!..

Задание: разведка погоды и состояния льдов до широты 86°... Облачность была разная - то низкая, то средняя и высокая (дымкой), рваная, клочьями. Сразу же за Рудольфом начал набирать высоту. Лез медленно - машина тяжело нагружена.

Выровнялся на высоте полторы тысячи метров, это было на 83,5°. Сразу после старта обнаружил около 10° разницы между показаниями СУКа (солнечный указатель курса) и магнитным компасом. И тут же на глазах компас начал уходить влево. На 83° показывал отклонение уже на 40°. ГМК тоже показывал все, что ему хочется...

Волков все время подавал записки «находимся в зоне». Вел очень точно, по СУКу - зайчик величиной с булавочную головку, и я его все время держал в кресте. Глаза очень устали. Волков делал промеры сноса, путевой скорости, вводил небольшие коррективы в СУК. Курс он не менял, однажды только исправил на 1°.

За Рудольфом - миль 20 вода, а дальше пошел сперва битый лед, потом поля торосистые с разводьями. Глядел по сторонам мало. Я и рулевой, я и капитан, я и передатчик записок, я и контролер их...

Паковый лед начался с 83,5°. Настоящий тяжелый лед. Поля стали значительно больше, он стал одноцветный с хорошим слоем снега. Даже с высоты 1500 м были видны в трещины торцы. Это значит, что он достигал солидной толщины. Айсбергов не встречалось... Изредка спрашивал запиской у Львовича - сколько бензина, у Стромилова - слышно ли зону, у Волкова - как расчеты. Волков систематически давал за моей подписью сообщения, я их просматривал, корректировал и совал дальше. Исправлять их избегал - задувает очень сильно, рвет из рук. Много их рассеяно в Ледовитом океане.

Глядел в оба, но никаких признаков земли не видел. Скоростями варьировали, чтобы экономить бензин. Воздушная скорость колебалась от 160 до 180 км/ч, обратно от 170 до 200 км/ч - нагрузка стала меньше… Иногда встречались гладкие поля длиной в несколько миль. Здесь можно было посадить целую эскадру.

Облака кончились через несколько минут после старта. Только наверху была дымка. Правда солнце просвечивало и лишь очень редко не было видно его зайчика на СУКе. Отличный прибор отечественный - лучше американского. На 85° начала надвигаться перистая облачность. Она так и оставалась слева на 4000 метров. Дымка надо мной была до самого полюса. Меня никто не остановил - я и летел. На 89° получил радиограмму: «Наберите максимальную высоту посмотрите что впереди и возвращайтесь Рудольф Шевелев». Волков сказал, что остается 90 км.

Высота у нас была несколько больше 2 тыс. метров. С 88° пошли облака. Низкие, сплошные, в самом начале окна, дальше сплошные. Лед - тоже паковый, торосистый, с трещинами... Во время полета постепенно набирал высоту…

Где-то рядом полюс. Начал спускаться, пошел на 1800. Волков говорит:

- Полюс!

Для верности прошел еще минут пять, развернулся чуть налево, потом направо, поворот и домой. С полюса дали радиограмму Шевелеву «Широта 90° Делаю поворот Головин». На полюсе - солнце. Облака с барашками, белые, температура -13°. Львович сбросил масленку, на ней написали «Н-166», смазать шпиль мира…

Левый мотор начал сдавать на 88°, оборотов 700 как рукой сняло. Я уже приготовился сбросить газ и выискивал площадку, наметил подходящую. Оказалось - перекрылся краник у одного бака. Я даже испугаться не успел, потом удивлялся. Запросил у ребят - сколько осталось бензина. Хватало! Подумал, осталось немного больше половины, да и скорость, я знал, будет выше. Летели обратно в тех же самых условиях, облачность тянулась до 88°, внизу - непрерывно льды.

Маяк слышали до самого полюса, рация работала прекрасно. Но когда немного уклонился от маяка вправо - потерял зону, услышали маяк лишь за 15 минут до посадки, архипелаг был весь закрыт. Шел на 1500 м в среднем. Увидел облака, нырнул вниз на 100-150 метров над морем. Получил радиограмму - купол закрыт. Чувствовал, что бензин уже последний. Кекушев высунулся ко мне в кабину (за 5-10 минут) и качал вручную бензин. Вышел к острову Карла, увидел слева еще остров - следующий или Рудольф, или какой-то ближе к нему, повернул туда, увидели - станция!

Дотянули.
6 мая, полночь. Интервью штурмана Волкова (Небритый, усталый, в меховых унтах, курит. Его карта испещрена уверенными пометками и линиями. Одет: собачьи чулки, оленьи унты, теплое белье, меховая рубашка, меховые штаны, шуба, шлем, шерстяные перчатки):

- Облака на полюсе - вначале ровные белые, а над самым полюсом - кучевые волнистые белые. Когда к ним подлетали - здоровые черные горы. Высота 600-800 метров. Солнце было все время слева впереди. Высота облаков на полюсе примерно 1500 м… Мы снизились немного, температура повысилась, на СУКе дымка, значит - попали бы в верное обледенение. Отказались от этой мысли. По возвращению - доложил Спирину и передал ему все материалы».

27.06.37 г. за образцовое выполнение задания правительства и героизм, проявленные в период высадки и работы северной экспедиции Головин Павел Георгиевич был удостоен звания Герой Советского Союза. После учреждения медали «Золотая Звезда», как знака особого отличия для Героев Советского Союза, ему была вручена медаль № 40.

https://www.peoples.ru/military/hero/pavel_golovin/

За это сообщение автора Саша поблагодарил:
Катет (07 мар 2020, 10:53)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97201
Стаж: 17 лет 10 месяцев 22 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122445 раз.
Поблагодарили: 27898 раз.

След.


Вернуться в Люди Севера

Яндекс.Метрика | Яндекс.Метрика