Борисов Александр Алексеевич

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Сообщение Саша » 14 окт 2014, 16:25 » #1177936

Александр Алексеевич Борисов

Изображение

А.А. Борисов. Из дневника. Начало.
Крайний север, с его мрачной, но мощной и таинственной природой, с его вечными льдами и почти бессменной ночью, всегда привлекал меня к себе. Северянин по душе и по рождению, я всю жизнь с ранней юности только и мечтал о том, чтобы отправиться туда, вверх, за пределы. Архангельской губернии. Родился я в 1806 году в деревне Глубокий Ручей, Вологодской губернии, Сольвычегодского уезда, на берегу Северной Двины. Детство провел среди крестьянской обстановки, но душа моя была далеко не спокойна. Мысли мои неслись куда-то далеко-далеко, в неведомые страны на север; я думал: «вот где простор и раздолье, вот где можно пожить!» Грамоте начал я учиться по псалтири у крестьянина-соседа, так как школ в наших местах в то время не было, да и грамотных людей вообще было немного.

Лет десяти я был страшно болен, на выздоровление не было никакой надежды, и мои родители дали обещание, если я поправлюсь, послать меня в Соловецкий монастырь работать бесплатно на целый год. Я выздоровел, и 15-ти лет был отправлен в Соловки. Там меня определили на рыболовную тоню. Это занятие мне было как нельзя более по душе, и я с величайшим удовольствием, не замечая, как быстро летели дни, скитался по неизведанным лесным озерам, ставил сети и ловил рыбу, или пускался в море, и подолгу разъезжал там между Сосновскими островами слушая пение летних гостей – птиц *) [Сосновские острова находятся с северной стороны главного Соловецкого острова].

Чрез год я вернулся домой, но душа моя еще больше куда-то неудержимо рвалась. Не интересовали меня игры и развлечения моих сверстников. Они, бывало, идут по праздникам в свободное время на гулянья, в хороводы, а я запираю ручей, делаю пруд, ставлю туда только что сделанную модель лесопильного завода, виденного мною в Соловках, и пускаю воду. Вода вертит водяные колеса, и весь завод приходить в движение. От восторга прыгаю по зеленой траве – вот мое развлечение! Сижу, бывало, стругаю что-нибудь, задумаюсь и забуду свои крестьянские работы. Придет отец, все переломает, чтобы положить этому конец. Я долго-долго плачу, соберу остатки своих построек и снова тайком от отца, где-нибудь в пустой избе начинаю мастерить что-нибудь. Картин и рисунков я не видал никаких, кроме икон. Случилось, приехали живописцы расписывать красноборскую церковь. Я пошел к обедне, и впервые увидел картину масляными красками, написанную на холсте. Это меня страшно поразило; в особенности меня удивило то, что на плоскости можно добиться такого рельефа. Достал я себе книжку: «Родное слово» и с увлечением сталь срисовывать. Рисовал по ночам при дымной лампе, так как днем надо было работать, помогать отцу. Да и ночью работать редко позволяли: попусту, мол, жгу керосин, да и спать не даю.

Долго боролся я с неотступной мыслью оставить родительский дом. Наконец, 18-ти лет снова решил попасть в Соловки, чтобы там поступить в иконописную или механическую мастерскую. Иного выхода не было, так как для всякого другого учения нужны были деньги. С этой целью я достал себе тихонько от отца годовой паспорт, благодаря тому, что старшиной служил мой дядя, и уговорил мать весной пойти в Соловки на недельку - поклониться святыне. Мать, не подозревая ничего, согласилась на мои просьбы. Когда же мы попали в Соловки, я сказал ей, что назад я с ней не пойду, что у меня есть уже и паспорт. Она сначала этому сопротивлялась, но за меня иступился строитель Савваитиевского скита о. Ионафан (ныне архимандрит Ионафан, настоятель Печенгского монастыря) и убедил мать не противиться моему стремлению. Стал я опять рыбаком в Савватиевской пустыни, а потом был взят в иконописную мастерскую, где и работал дни и ночи.

В 1885 году Соловецкий монастырь посетил Великий Князь Владимир Александрович, и обратил внимание на мои большие успехи за 6 месяцев. В 1886 году приезжал в Соловки ген. А. А. Боголюбов, который и вывез меня впоследствии в Петербург. В Петербурге я сначала поступил в рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств, а затем вольнослушающим в академию художеств. В 1896 г. я сдал экзамен по научным предметам и поступил в число действительных учеников.

Сначала я был учеником И. И. Шишкина, а затем, когда тот оставил академию, я перешел к А. И.. Куинджи.

В 1896 году я сделал путешествие по Мурману, и впервые попал на Новую землю. Сильное впечатление произвела на меня Новая земля: – ее мрачные горы и вечные странники Ледовитого океана – полярные льды. Во время этого путешествия я написал ряд небольших картин, обративших на себя внимание. Все они были приобретены покойным Павлом Михайловичем Третьяковым для его московской галереи. Этот успех придал мне энергии, и я еще ревностнее принялся за изучение северной природы. В 1897 г. я окончил академию художеств и предпринял целый ряд небольших полярных путешествий с художественными целями.ИзображениеИзображение
А.А.Борисов

За это сообщение автора Саша поблагодарил:
Галина Витальевна (14 окт 2014, 17:01)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97073
Стаж: 17 лет 10 месяцев 3 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 121939 раз.
Поблагодарили: 27764 раз.


Вернуться в Люди Севера

Яндекс.Метрика | Яндекс.Метрика