Варлаам Керетский (Василий)

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Сообщение Саша » 05 авг 2012, 13:34 » #631542

...
... Преподобный Варлаам Керетский
Википедия

Преподобный Варлаам Керетский, чудотворец Кольский (около 1505 — около 1590) — православный священник, позже монах; провёл аскетическую жизнь на Кольском полуострове в XVI веке. Память совершается 6 ноября по юлианскому календарю (19 ноября по новому стилю).

Varlaam_Keretskiy3.jpg
Varlaam_Keretskiy3.jpg (27.35 КБ) Просмотров: 1574


... Преподобный Варлаам Керетский. Жизнеописание

Варлаам (до пострига — Василий) родился в селе Кереть на берегу Белого моря, вероятнее всего, в семье простого помора. Согласно житию Василий был «научен книгам» (был грамотным), что было большой редкостью в те времена. Возможно, обучение проходило в Шуерецком скиту у старца Зосимы и преподобного Феодорита Кольского.

Примерно в 1535 году Василий вступил в брак и был рукоположён сначала в диакона, а вскоре в иерея, после чего направлен настоятелем в Никольскую церковь города Колы. Являясь подвижником благочестия и непрестанным молитвенником, отец Василий всячески боролся с саамским язычеством, проповедовал истинность православия и изгонял бесов.

Согласно преданию, отец Василий изгнал беса, обитавшего на Абрам-мысе и топившем утлые судёнышки рыбаков; тот, покидая «насиженное место», пригрозил, что отомстит «попу». Примерно в 1540 году иерей Василий с матушкой вернулись в родное село Кереть. Там и произошла трагедия, изменившая жизнь будущего преподобного. Известно, что священник Василий убил свою жену, однако нет достоверных данных о том, какова была этому причина. Согласно житию он заподозрил жену в супружеской неверности и убил в припадке ревности. По другой версии его жена начала бесноваться, внося смущение и слухи среди односельчан; отец Василий попытался изгнать беса и в результате смертельно ранил жену («был обманут лукавым»).

Varlaam_Keretskiy - божья матерь.jpg
Varlaam_Keretskiy - божья матерь.jpg (71.38 КБ) Просмотров: 1574


Похоронив убитую супругу, Василий отошёл в Колу для покаяния к преподобному Феодориту. Последний, согласно канону, наложил на Василия епитимию — возить тело жены в карбасе, пока оно не истлеет, проходя путь от Керети до Колы и обратно; при этом Василию лишь раз в год на Пасху позволялось поесть рыбы, в остальное время полагался жесточайший пост. Вернувшись в Кереть, Василий выкопал гроб с женой и в течение трёх лет плавал по бурному морю («против зельнаго обуревания»), непрестанно поя покаянные псалмы пророка Давида. В конце своего подвига Василий решил узнать, принял ли Бог его покаяние. Находясь у переволока на Святом Носу, видя обилие морских червей («корабельных сверлил»), которые являлись причиной гибели многих судов, Василий помолился Богу и «кроплением воды» изгнал этих моллюсков, сделав «путь благопроходен».

Вторично похоронив супругу Василий, принял постриг с именем Варлаам. Посетив Печенгскую обитель, Варлаам поселился в устье реки Кереть, где подвизался в посте и молитве. Согласно канону Варлаам обрёл дар исцеления и чудотворения, был прозорлив, но не возгордился этим, а, наоборот, всячески избегал славы от людей.

Точная дата смерти преподобного Варлаама неизвестна. Вероятнее всего, он скончался в 1589 или 1590 году. Тело его нашёл бедный крестьянин и перенёс в село Кереть, где и похоронил.

Varlaam_Keretskiy - Ногинск.jpg
Varlaam_Keretskiy - Ногинск.jpg (28.3 КБ) Просмотров: 1574


Ещё при жизни преподобный Варлаам прославился чудотворением как целитель и спаситель на море. После смерти чудеса преумножались, в связи с чем его стали почитать не меньше, чем святителя Николая Мирликийского. В 1722 г. при разборе часовни Вмч. Георгия Победоносца были найдены нетленные мощи преподобного Варлаама. В 1725 г. мощи были освидетельствованы. До 1961 г. мощи преподобного Варлаама находились в селе, а потом бесследно исчезли. Память совершается 6 (19 н.с.) ноября. В Мурманской и Карельской епархиях принято служить всенощное бдение по Общей Минее (существует канон преподобному Варлааму XVII в.).

Varlaam_Keretskiy - Чугунова Елена.jpg

За это сообщение автора Саша поблагодарил:
саня29 (05 авг 2012, 14:30)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97074
Стаж: 17 лет 10 месяцев 4 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 121939 раз.
Поблагодарили: 27774 раз.

Сообщение Саша » 05 авг 2012, 13:38 » #631544

... Варлаам Керетский
Открытая православная энциклопедия

Варлаам Кретский (XVI в.), преподобный.

Varlaam_Keretskiy - эскиз Конюхова Н.jpg
Varlaam_Keretskiy - эскиз Конюхова Н.jpg (38.09 КБ) Просмотров: 1573


Память 6 ноября (день кончины), 15 января (обретение мощей) и в Соборах Карельских и Кольских святых.

В миру Василий, родился во второй четверти XVI века в с. Кереть Кемского уезда в Кандалакшской губе на Белом море.

Служил священником в храме свт. Николая Чудотворца в г. Кола. Он был ревностным и одаренным пастырем: «добре подвизаяся на невидимого врага козни». Нравом он был суров и порой крут, но честен и чист пред Богом и людьми. Во всем помощницей отцу Василию была его матушка, которую он любил всем своим горячим сердцем, и лишь ради этой любви оставил он свои мечты об иночестве. Сильно скорбел отец Василий о тяжком «идолобесии», о вере языческой в которой пребывали еще многие лопарские семьи – коренные жители этих мест. По молитвам священника бес, живший на Абрам-мысе и требовавший от рыбаков Колы жертвоприношений, покинул эти места, пообещав отомстить подвижнику.

После образования в Коле Свято-Троицкого мужского монастыря, основанного преподобным Феодоритом Кольским, священник Василий с матушкой указом Новгородского владыки, святителя Макария, были переведены на приход Георгиевской церкви, в родное село Кереть.

Далее житие преподобного сообщает кратко: однажды во время совершения литургии диавол вложил ему мысли о неверности его жены, и священник убил ее. Более подробные сведения сообщает канон, составленный соловецким иноком Сергием (Шелониным) в первой половине XVII века. Матушка Варлаама внезапно стала вести себя неадекватно, соблазнительно, насмехаясь и допуская невероятную клевету на мужа: "находит на твою супругу, вадя (обвиняя, клевеща) насмешение странно". Известная еще в начале XX века и певшаяся на архангельском береге Белого моря «Ста́рина о Варлаамии Керетском» передает слова матушки: «Я одежды поповской боюсь, я твоей бороды не люблю. Полюбила я молодчика молоденького...» Во время совершение над женою «последования молебного об избавлении от духа нечистого» дает знать себя страстная натура Варлаама, и он «с яростью устремившись, поражает ее [матушку] смертною язвою».

Житие Варлаама утверждает, что преподобный служил в «в Колском граде». Канон, однако, свидетельствует об ином – убиение «жены иереевой» произошло во время службы в родном селе Варлаама, в Керети. И более того, «убийство совершивши», Варлаам хоронит тело жены: «и земле тело предав отходит во град Колу к тамошнему иерею». В последующих стихах Варлаам называет этого священника «отцом своим духовным». Канон не называет имени духовника, но можно предполагать, что речь идет о преподобном Феодорите Кольском. Глубоко раскаявшись и посчитав себя недостойным священнодействовать, Варлаам в Коле «вествует об убийстве и прося прощения, слезами землю омакает, о содеянном в ярости и невоздержании». И духовник предлагает ему особый покаянный подвиг, «дает ему иго легкое: мертвого носить во гробе, дондеже изгниет тело умершее, самому же в посте и молитве пребывать, и таковое воздержание иметь, что рыбою только на Пасху единою причащатися». Варлаам «таковое запрещение приняв спешит радуяся и сие тело откопав, в судно вложив во гробе, сам же во второй гроб (судно) устремився, с мертвым шествуя по окияну морю, по непроходным местам».

Положив тело жены в карбас (большая гребная и парусная лодка), подвижник вышел в море, «псалмы Давидовы пояше», и молил Бога об отпущении греха. Скитания Варлаама Керетского были продолжительны («дондеже оно мертвое тело тлению предастся», т. е., пока тело его жены не истлело), в плаванье его сопровождал сильный встречный ветер. (Этот факт отразился в присказке жителей Керети: «Куда пошел - как Варлаам против ветра» - и в поговорке норвеж. рыбаков: когда с моря на берег идет туман и погода портится, они говорят: «Русский поп жену привез».) Рыбаки и промышленники, встречавшие Варлаама Керетского в Баренцевом моря у Святого Носа и в Белом море в районе Керети, принимали его лодку за видение. По преданию, тяжкий постоянный труд - «весла из рук своих не выпускаше» - сделал преподобного горбатым.

Плавание в районе мыса Святой Нос было опасно тем, что здесь сталкивались течения двух морей и образовывались «морские сувои». Во те времена мореходы проходили Святой Нос по суше, волоком, однако здесь возникала новая трудность: в бухтах этого мыса водились моллюски - «корабельные сверлила» (Teredo navalis), чьи личинки, цепляясь за днища судов, протачивали корабельную древесину. Зайдя в бухту Святого Носа, подвижник повелел вредоносным червям собраться у его лодки и, «став на молитву и руце воздев на небо, услышан бысть», «корабельные сверлила» пропали (в настоящее время в северных морях их нет, хотя характерные отверстия в древних остовах кораблей на берегах Кольского полуострова, по мнению ученых, указывают на их наличие в прошлом). Чудо послужило удостоверением того, что Господь простил грешника.

Три года продолжался этот немыслимый подвиг покаянного скитания: «бурю и дождь, и всякую воздушную нужду терпя». Варлаам Керетский вернулся в Кереть, похоронил останки жены, принял монашеский постриг. Чернец Варлаам благословляется на жительство в Печенгский монастырь к преподобному Трифону: «В созидаему святым Трифаном обитель на Печенге, за окияном-морем, устремился он видеть того труды и подвиги». Но затем вследствие начавшихся в обители нестроений он покидает монастырь с самим преподобным Трифоном и частью братии. На «Варламовой ладье» оба великих подвижника Кольского Севера совершили славное морское плавание. Спустя срок они прибыли в Кандалакшский Богородице-Рождественский монастырь, где игуменом теперь был их духовный наставник преподобный Феодорит Кольский.

После этой исторической встречи – Собора Кольских святых, пути великих старцев разошлись. Феодорит повелением Иоанна Грозного назначается архимандритом Спасо-Ефимьева монастыря в Суздале. Трифон уходит на восемь лет странствовать. Варлаам же возвращается в родные Керетские пределы, в Чупскую губу, к могиле любимой матушки. Он селится, в пустынном месте у озера, впоследствии названного Варлаамовым (в конце XIX в. показывали избушку, в которой преподобный Варлаам принял постриг). Затем, тяготясь близостью села, святой перебрался на один из островов Чупской губы, недалеко от Керети. Построив часовню, он вел отшельническую жизнь «в пещере со зверями». Несмотря на пустынность места его уединения, к нему за духовной помощью нескончаемо тянулся люд поморский, со своими проблемами, скорбями и болезнями. Особенно стремились к нему за вспоможением страждущие от духов нечистых, те, кто подпал под страшную власть князя тьмы. Все они неизменно получали исцеление по молитвам старца.

Скончался преподобный в конце XVI века.

Варлаам Кретский. Обретение мощей и почитание

В 1635 г. кольский воевода Г. И. Волынцев, исцеленный явившимся ему преподобным Варлаамом, узнал о том, что святой «в небрежении, на месте его, где положен, там и почивает», повелел «сотворити сень» над могилой святого (вероятно, речь идет о первоначальном погребении преподобного в Чупской губе) и поставить крест (ныне находится в Благовещенской церкви в г. Кола). Позднее каргопольский купец Евфимий, спасенный преподобным Варлаамом от «потопления» на море во время шторма, прибыл в Кереть и повелел «от имения своего поставити сень над гробом святого и свещу пред Спасовым образом вжигати». Позднее (1664?) останки преподобного перенесли в Кереть и погребли на востоке от алтаря церкви вмч. Георгия Победоносца. В 1664 г. поморы П. Буторин, И. Поснов и Е. Больнищев впервые записали случаи явления прп. Варлаама Керетского и его чудотворений со слов спасшихся от гибели моряков, рыболовов и промышленников, приезжавших в Кереть для поклонения мощам преподобного.

В 1722 г. при разборке ветхих деревянных часовень были обретены останки преподобного Варлаама, о чем причетники Керетской волости - вотчины Соловецкого монастыря - сообщили Холмогорскому архиеп. Варнаве (Волатковскому). 15 января 1723 г. указом Святейшего Синода из Соловецкого монастыря в Кереть был направлен иеродиак. Иосиф для сбора сведений о житии и чудесах прп. Варлаама. Вскоре последовал указ Синода Холмогорскому архиерею об освидетельствовании мощей подвижника. С этой целью в Кереть в январе 1725 г. приехали соловецкий иером. Иона и свящ. Епимах Кононов. По их свидетельствам, нетленные мощи прп. Варлаама почивали «в часовне, в земле... не во гробе», но в «поморской кережке (санях), облачен в черном русском кафтане, и оная кережка вся изгнила, а кафтан и мощи его, на главе его власы и брада - все цело». Когда мощи преподобного внесли в алтарь церкви вмч. Георгия, «тогда-де от мощей его благоухание было видимо всем, подобно-де тому, как от росного ладана дым». Однако иером. Иона отказался засвидетельствовать это чудо (говорил: «Исходит от печи дым, а не благоухание»), вследствие чего архиеп. Варнава постановил до указа Синода положить мощи преподобного в кирпичный склеп под полом храма, совершать по Варлааму Керетскому «панихиды в приличные дни и в проскомидии и в литургии править и поминать». Синод не запретил почитать Варлаама Керетского, но признал сказания о чудесах недостоверными, а «кто хощет онаго поминать, тем не возбраняется». В 1769 г. сгорели обе церкви села, во время пожара мощи преподобного извлекли из склепа и отнесли за четверть версты от села (в настоящее время здесь стоит памятный крест). По преданию, от этого места в сторону пожара заструился ручей (след от него сохранился до настоящего времени), его вода помогла остановить распространение огня.

В 1773 г., когда в Керети было закончено строительство двухэтажной церкви вмч. Георгия, мощи преподобного Варлаама были перенесены в новый храм, в придел свт. Николая Чудотворца. Во время Крымской войны при угрозе нападения английского флота на поморские селения свящ. Феодор Онуфриев испрашивал у правящего архиерея разрешения перенести мощи преподобного Варлаама Керетского в безопасное место, но разрешения не получил. 26 мая 1857 г. мощи преподобного пострадали в результате пожара, сохранившиеся частицы были уложены в раку, пожертвованную лесопромышленниками Савиными, и помещены во временной часовне. В 1867 г. построили новый храм во имя вмч. Георгия, мощи святого Варлаама поместили в северном приделе, посвященном преподобному. 22 мая 1949 г. Георгиевская церковь в Керети вновь сгорела, мощи, часть уцелевшей утвари и икон перенесли в избу-молельню, в 1959 г. участники археографической экспедиции описали останки св. Варлаама Керетского: «Небольшие косточки темно-коричневого цвета хранились в деревянном киоте с разбитым стеклом». В 1960 г. последние жители покинули Кереть, молельня сгорела, судьба ковчега с мощами неизвестна.

С конца XVI в. прп. Варлаам Керетский наряду с Николаем Чудотворцем считается главным покровителем северных мореплавателей. Известны многочисленные случаи его явления поморам, попавшим в беду в северных морях, и неизменное чудесное избавление их от смертельной опасности. Особенностью чудес, совершенных преподобным, является то, что мореходы не обращались непосредственно к св. Варлааму с молитвой, преподобный сам приходил на помощь и открывал свое имя. В 1903 г. имя Варлаама Керетского было внесено в «Верный месяцеслов» (под 6 ноября). Оно входит в Собор Карельских святых, празднование которому в 1974 г. установила Финляндская Православная Церковь (1 ноября н. ст.). В Русской Церкви соборная память Карельских святых празднуется в субботу между 31 октября и 6 ноября (ст. ст.). Тропарь, кондак и молитва святому помещены в Минее (МП).

По сообщению архим. Никодима (Кононова), в начале XX в. в Георгиевской церкви в Керети над ракой преподобного Варлаама находилась икона с изображением событий жизни святого: рождение, крещение и обучение грамоте, рукоположение во пресвитера, искушение преподобного бесом, постриг, моление у часовни в Чупской губе, преставление, перенесение останков преподобного в Кереть, погребение в часовне, обретение мощей, исцеления у гробницы, другие чудотворения. В Иконописном подлиннике Филимонова о св. Варлааме Керетском написано: «Подобием сед, плешив, брада курчевата, аки Антония Киевскаго, ризы поповския, в руках Евангелие» (С. 38). «Плешив, подобием и брадою аки Афанасий, ряска празелень, лета 7100, ноября 7» [1].

В 1997 г. в восстанавливаемом Благовещенском соборе в Кеми, в нижнем Никольском храме, освящен придел во имя Вврлаама Керетского. Здесь же находится редкая икона с изображением святого (XIX в). В 2001 г. в г. Кола, на месте древней Никольской церкви, где служил преподобный, освящен храм в честь преподобного.


Варлаам Кретский. Источники

Источником сведений о Варлааме Керетском служит «Повесть о преподобнем Варлааме Керецком» (первоначальная редакция составлена в кон. XVI - нач. XVII в.), В.О. Ключевский считал, что ее автором был «монах, живший в Керети в качестве сельского священника и приказчика Соловецкого монастыря». Впоследствии «Повесть» дополнялась рассказами о посмертных чудесах прп. Варлаама, в XVIII в. старообрядческий писатель Трифон Петров создал новую редакцию повести. Не позднее 1658 г. инок Соловецкого монастыря Сергий (Шелонин) составил канон преподобному.

Недавно обнаруженный сборник канонов письма «Сергия, смиренного инока и презвитера обители Пантократовы сущего Понта окияна на полунощной стране, иже на Соловецком отоце» [2], позволяет сделать принципиальный вывод о том, что первоначальные правдивые жития, написанные отцом Сергием (Шелониным) в первой половине XVII века, в последующее время подвергались значительной корректуре в соответствии с «новыми веяниями времени» - предпочтении условного воспевания подвига данного типа святости вместо передачи исторических сведений. [3].

Использованные материалы
Православная энциклопедия, т. 6, с. 632-633
http://www.pravenc.ru/text/154249.html
Иеромонах Митрофан (Баданин). Преподобный Варлаам Керетский: неизвестные страницы жития
http://www.sedmitza.ru/text/401457.html
Открытая православная энциклопедия
http://drevo-info.ru/articles/4317.html
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97074
Стаж: 17 лет 10 месяцев 4 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 121939 раз.
Поблагодарили: 27774 раз.

Сообщение Саша » 05 авг 2012, 14:06 » #631550

Варлаам Кретский. Повесть о житии Варлаама Керетского
вкратце изложено

Преподобный отецъ Варлаамъ в лета бе царя и великаго князя Иоанна Васильевича всея России самодержца. Рождение и воспитание име в Керецкой волости, на море окияне. Научен же бысть книгам и божиимъ судомъ поставленъ бысть презвитером в Колскомъ граде в церкви Николы чюдотворца, и тамо пребываше добре подвизаяся на невидимаго врага козни, и люди закону божию яко истинный пастырь поучаше, и бысть ходатай Богу и человеком.

Видевъ убо его диаволъ всяческими добродетелми украшена, свою же окаянную и немощную силу, яко паучину раздираему от него, простре сеть во уловление праведнаго, яко же древле на Адама, вложив бо его во убийство супружницы его. Онъ же по сотворении греха разумевъ, яко завидевъ ему врагъ, плакався велми и недостойна себе судивъ еже священная действовати, но паче изволилъ страдати за грехъ,— еже с мертвым теломъ по морской пучине с места на место плавати, дондеже оно мертвое тело тлению предастся. И 6е видети праведнаго труды единаго по морю в карбасе ездяща с мертвым телом от Колы около Святаго Носа даже и до Керети. И не яко же протчии человецы ожидаху паруснаго плавания, но он плаваше против зелнаго обуревания и весла из рукъ своих не выпущаше, но труждашеся велми и псалмы Давидовы пояше, то бо ему пища бяше. И во дни убо труждаяся по морю, в нощи же без сна пребываше, моля Бога со слезами о отпущении греха. И понеже доволно время потрудився, хотя извещение прияти. Доиде прежереченнаго места — Святаго Носа. Ту бе, глаголютъ, прежде того непроходну месту тому быти ради множествъ червей морских, иже творяху многи пакости над лодиями мореходцемъ. Еще бо и онъ без вреда пребываше от них, но восхоте и протчимъ человеком путь без вреда сотворити. Ставъ на молитву и руце воздевъ на небо, услышанъ бысть. И абие черви без вести сотворишася, и путь мореходцемъ около Святаго Носа сотворил чист даже и до ныне.

И понеже преподобный извещение приемъ от Бога, вскоре оставляетъ миръ и бывает инокъ, и в пустыню вселився и, божиею помощию бесовския полки победивъ, с миром ко Господу отиде в Чюпской губе. Оттоле же пренесено бысть святое тело его в Кереть и погребено близъ церкви святаго великомученика Георгия с восточной стране за олтаремъ.

По некоем же времени восхоте Богъ явити труды своего угодника преподобнаго Варлаама. Некоему убо купцу именемъ Евфимию, каргополцу, пловущу по морю в лодии и от зелнаго обуревания потопающи лодия его, и всемъ ненадежно плачющимъ погибели своея. Тогда представъ имъ святый и от потопления избавилъ, и себе поведалъ, кто бе явивыйся. Евфимий же и сущии с нимъ, видевше преславную помощь от преподобнаго ко всемъ, и приеха в Кереть, и поведа всемъ, яко молитвами преподобнаго Варлаама Керецкаго избавил Богъ от потопления морскаго, и повеле от имения своего поставити сень над гробомъ святаго и свещу пред святителевымъ образомъ вжигати. И отиде в путь свой радуяся, благодаря Бога и угодника его, преподобнаго отца нашего Варлаама Керецкаго.


Варлаам Кретский. Поведание от чюдесъ преподобнаго Варлаама Керецкаго чюдотворца

В лета 7172 (1664) году, июня въ 1 день поведа намъ некий мужъ именемъ Петръ Васильевъ, порекломъ Буторин.

Юну ми сущу, в первое на десят лето возраста моего, упражняющежеся со отцемъ в рыбных ловитвахъ в Соностровах. Видение таковое во сне виде, яко пловущу намъ со отцемъ моимъ в карбасе, противъ Шарапова наволока, напрасно возъярися море волнами, и наполнися судно наше воды, и азъ быхъ яко во иступлении. И паки видех ину волну, идущу и хотящу покрыти судно наше. И озрехся и видехъ в судни нашемъ старца седа брадою, защищающе насъ от волны тоя. И абие внезапу обретеся судно наше во отишии за коргою. И егда избави насъ от потопления, и рече намъ: «Потонути было бы вамъ, аще не бы азъ, Варлаамъ ис Керети», и повеле ми поведати людемъ. Аз же возбнувъ и начатъ поведати отцу моему бывьшее видение. Он же, яко младенцу мне, и не внимаше себе во умъ.

Наутрие же узрехом лодию в море идущу, и егда близъ насъ бывшей. инъ суседъ прииде к нам з другие тони и поведа: «Наша де, керецкая, прошла лодья, но азъ не смеяше ехати к ней, понеже зыби на море много».

Отецъ же мой внезапу начат глаголати: «Поедемъ мы в волость хлеба ради». И поехаша, и ветру сущу велику. И егда бывшим намъ у Шарапова наволока, напрасно пришед волна и наполни карбасъ нашъ воды. Нам же в недоумении велицемъ бывшим и ужасшися. И паки видехомъ вторую волну, лютее той ярящуся и покрыти насъ хотящу. Нам же до конца отчаявшимся живота своего. И абие внезапу судно наше, никим же направляемо, обретеся за коргою у брега. Мы же возрадовахомся велми и выливше воду из карбаса и доидохом в волость. По пяти же днех яви ми ся паки той же старецъ во сне в трапезе, поношая мя мне и ужасая, и хотяше мя бита дубцы и глаголаше: «Что ты мною бывшее вамъ не поведа всемъ человеком деяния моего?» И повеле поведати людемъ.

Той же мужъ поведа намъ. Бысть некто от велможъ царевых правя в Колскомъ остроге воеводскую власть при благоверномъ царе Михаиле Феодоровиче всея России после Литовския войны. Ему же имя Гурий Иванов, сынъ Волынцовъ. Бысть же ему черная болезнь. И недоумеющуся, како бы ему болезни тоя избыти. И явися ему святый Варлаамъ в той болезни, во образе иноческом, глаголя: «Не скорби, человече, избавит тя Богъ от тоя болезни». Той же мужъ начатъ глаголати ему: «Кто еси ты, господине мой, и откуду?» Он же отвеща ему: «Азъ есмь Варлаамъ ис Керети». Той же велможа возбнувъ от болезни своея, яко от сна, и начат поведати еже виде и вопрошати, кто есть той Варлаамъ. И поведаша ему во граде живущии: «Той в древняя лета таков мужъ священствовав в Колском остроге и после жилъ в Керети иноком, тамо и преставися». Той же велможа посла на взыскание, кто есть тоя веси живущий в том граде. И обрете пришелца, керецские волости жилца Василия именемъ, пореклом Мухина, и вопрошая его о святемъ Варлаамъ, како и где положено честное тело его. Он же Василий поведа ему подробну вся, яже о святемъ, и яко в небрежении ему на месте, на нем же положен, тамо и почиваетъ. Той же предреченный велможа Гурий начат с темъ Василиемъ совещати, дабы сотворити сень над гробомъ святаго Варлаама и крестъ поставити. И дастъ ему сребро на устроение. Василий же той вземъ сребро и прииде в Кереть, и по повелънию онаго воеводы содела гробницу над гробомъ святаго. Велможа же той избавленъ бысть от духа нечистаго молитвами преподобнаго Варлаама.


Варлаам Кретский. Ино чюдо преподобнаго бывшаго

Нецыи мужии, купцы града Каргополя, имя единому Иаковъ, порекломъ Посновъ, другому же имя Евфимий Болнищевъ, поведаша, сице рече. Идущим намъ на лодии весною от Онежскаго устья в куплю. И егда пробежавшимъ Соловецкой островъ и бывшим на болшемъ море, и наехаша ледове много, и обыдоша лодью нашу оттовсюду лду, яко ни протиснутися могущим намъ сквозе ниха. И ледовомъ идущим на лодью и погубити насъ хотящимъ, и много нам трудившимся и ничто же намъ успевшим, всемъ живота своего отчаявшимся. Преждереченному же оному мужу Евфимию стоящу в корме и опершуся о палубы, от великия печали воздремавшу. Абие явися ему на лодии старецъ, вопрошая бо: «Далече ли путь вашъ, братие?» Он же глагола: «Идемъ в Поморие торговати, и ныне ледомъ насъ затерло и вси погибнути хощемъ». Старцу же рекшу: «Не скорби, брате, но поедите вы в Кереть и Богъ дастъ вамъ пусть чисть». Сам же иде на носъ и начат лды роспихивати.

Евфимию же возбнувшуся и не виде никого же, токмо дружину свою сущую с ними на лодьи. И нача имъ поведати, еже виде во сне. И внезапу бысть яко дорога сквозь льда. Они же возрадовашася. И начаша присно ятися пути, и абие повеявшу вътру поносному и выехаша на море ничем же вредими. И приидоша в Кереть и поведаша имъ в слухъ живущим ту явление святаго Варлаама, како их Богъ избавил от тоя погибели молитвами его. И того ради чудесе мужъ той Евфимий содела над гробомъ преподобнаго часовню, оттоле въру держа ко святому велию.


Варлаам Кретский. Чюдо ино преподобнаго

Той же мужъ поведа намъ. Двиненину некоему, именемъ Никифору, со своими клевреты идущу с мурманского рыбнаго промыслу. И егда бывшу ему против Святаго Носа, начат труждати ихъ ветренная буря, и древо сломило парусное у них, и парусъ унесло в море, волны же вливахуся на лодью. И снесло у них с лодье все волнами, и отнесло их на лодье в морскую пучину, и уже имъ всемъ отчаявшимся живота своего, и занесло ихъ в плавании их в пучину морскую.

И многим днемъ минувшим, явися тому Никифору во сне преподобный отец Варлаамъ и начатъ ему глаголати: «Что вы впадосте во отчаяние и не промышляете о себе? Парусъ вашъ под лодьею, а древо и с ногами тут же под лодьею, и вы того древа не ставьте. Промышляйте, не плошитеся,— Богъ васъ вынесетъ!»

Никифору же тому в недоумении бывшу о видении, начатъ поведати дружине, глаголаху: «Где, братие, парусъ?» — «Мы не видехомъ». И начаша напрасно семо и овамо искати, и абие обретоша парусъ подъ лодьею и едва извлекоша на лодью, тамо же весла и стир. Они же, много трудившеся, изнемогоша и сонъ объятъ их. Паки явися имъ той же мужъ, глаголя: «Промышляйте, призывайте еще Бога на помощь, и вынесетъ Господь Бог». Никифору же оному вопрошающу его: «Кто ты, господине мой, сице в промышлении нашемъ твориши и о насъ печешися?» Той же отвеща: «Азъ есмь из Керети Варлаамъ». Никифору же оному не ведящу его, и начат вопрошати у дружине своей. Онемъ такожде не ведущимъ имъ всемъ его.

Начаша обычная на лодье уготовляти и промышляти о путнемъ шествии своемъ. И видеша яко дорогу расплывающуся пред ними лед той. И абие ветру возвеявшу поносному имъ, в третий день достигоша до Двинскаго устия.

Во второе лето по явлении том прииде мужъ той Никифоръ в Кереть, вопрошая: «Кто есть и где таков мужъ, нарицаемый Варлаамъ?»,— чая бо еще жива его суща. Живущий ту поведаша ему, яко «той святый во успении явися, избавилъ тя Богъ молитвами его от потопления». И показаша ему гробъ святаго. Той же Никифор принесе свещи многи и положиша на гробъ его, моля преподобнаго о избавлении своемъ.


Varlaam_Keretskiy2.jpg
Varlaam_Keretskiy2.jpg (26.8 КБ) Просмотров: 1582


(Сайт «Древнерусская литература»)
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97074
Стаж: 17 лет 10 месяцев 4 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 121939 раз.
Поблагодарили: 27774 раз.

Сообщение Саша » 05 авг 2012, 14:20 » #631555

Варлаам Кретский (XVI в.), преподобный.

Varlaam_Keretskiy - книга.jpg


Преподобный Варлаам Керетский. Исторические материалы к написанию жития

Автор: Митрофан (Баданин) игумен
Издательство: Ладан, г.Санкт Петербург
Год издания: 2007
Число страниц: 247
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97074
Стаж: 17 лет 10 месяцев 4 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 121939 раз.
Поблагодарили: 27774 раз.



Вернуться в Люди Севера

Яндекс.Метрика | Яндекс.Метрика