Пустозерск

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Сообщение Bes_78 » 23 фев 2012, 20:48 » #533964

...
... Пустозёрск

Пустозёрск — исчезнувший город в нижнем течении Печоры, недалеко от нынешнего Нарьян-Мара.
67.536389, 52.58638967°32′11″ с. ш. 52°35′11″ в. д. / 67.536389° с. ш. 52.586389° в. д. (G)

Пустозерск 1921 — 1928 г.г. (холст,масло). Автор: А.М.Спирихин, художник: Е.А.Одегов
Заставка на начало.jpg
Заставка на начало.jpg (150.47 КБ) Просмотров: 2239


Описание окружающей местности
Тундра расстилается вокруг на сотни километров, большую часть года - белая пустыня, и лишь коротким арктическим летом мхи, лишайники, ерниковые заросли и карликоввые березки успевают вырасти, зацвести и дать семя будущему поколению. Поляронй зимой солнце не встает из-за горизонта, а летом - ходит кругами над головой, не скрываясь. Удивительной красоты суровый край...

Основан осенью 1499 по указу царя Ивана III военной экспедицией, возглавлявшейся воеводами С. Курбским, П. Ушатым и В. Заболотским-Бражником.

Первые письменные сведения о продвижении русских на северо-восток Европы относятся к XI в. Однако, несомненно, началось оно значительно раньше. Есть упоминания, согласно которым славянские племена вели торговлю с Югрой еще в VI в. Русские летописи отмечают зависимость в IX в. Печоры и Югры от киевских князей и систематических сборах дани. В начале II тысячелетия ватаги ладожско-новгородских ушкуйников через Пинежско-Кулойский и Пёзско-Цилемский волоки проникали на Нижнюю Печору. Уже в XII в. русские поморы, занимаясь морским промыслом, открыли о-ва Колгуев, Вайгач, Новую Землю. Летописные источники указывают, что к концу XI в. район нижнего течения р. Печоры служил тылом Новгороду в освоении восточных территорий — зауральских югорских земель. Ладожане и новгородцы облагали северные племена данью, развивали с ними меновую торговлю, снабжая аборигенов ножами, топорами и другими ремесленными изделиями из железа в обмен на пушнину. Очевидно, что в силу удаленности региона, рассредоточенности печорских племен на огромной территории, сбор дани с них был нерегулярным, а сам процесс установления даннических отношений сопровождался столкновениями с аборигенами. Новгородские летописи свидетельствуют об истреблении на Печоре сборщиков дани в 1187 г.

В XIII—XV вв. новгородцам удалось установить свою власть над этими территориями, и, перечисляя свои владения, Новгород в договорных грамотах неизменно называл северные земли — Печору и Югру — как «волости новгородские». Дань с населения поступала уже регулярно.

После поражения Новгорода (1471 г.) и присоединения его к Москве (1478 г.) к Московскому государству перешли и новгородские владения. Стремясь закрепиться на новых землях и расширить пушные и морские промыслы, Москва предприняла военные экспедиции в Югорские земли. Возможно, она была обеспокоена и появлением воинственных ненцев-самодийцев в тундрах северо-востока Европы, приход которых ослаблял и прерывал прежде прочные и стабильные связи с аборигенным доненецким населением. Наиболее значительным был московский поход 1499—1500 гг. Отряд численностью более 4 тыс. человек под руководством князя Семена Курбского, воевод Петра Ушатого и Василия Гаврилова вышел на Печору северным и южным водно-волоковыми путями. В низовьях реки, на берегу Пустозера, в зоне традиционных контактов русских с аборигенным доненецким населением ими была заложена порубежная государева крепость Пустозерск — первый город за полярным кругом.

Самый первый город в Заполярье - Пустозерск находился на мысу озера Пустое (другие названия — Городецкое, Кормчее), соединенного с р. Печорой протокой Городецкий шар, в 100км от устья Печоры и 23-х км от Нарьян-Мара.
Пустозёрск стал первым русским городом за Полярным кругом и одним из главных форпостов России в освоении Сибири и Севера.

История Пустозерска начинается с 1499 года, когда московское войско числом более 3 тысяч человек совершило поход в низовья Печоры и “зарубило” там городок-крепость. Место для городка было выбрано не на самой Печоре, а немного в стороне – на берегу озера, связанного небольшой протокой с печорским шаром.

карта Пустозерска.gif
карта Пустозерска.gif (108.27 КБ) Просмотров: 2239


По городку и озеро, и шар стали именоваться Городецкими.

old.gif


rekonst_simply.jpg


На гарнизон крепости возлагалась задача охраны границ Московской Руси с Югрой, а также бесперебойное обеспечение поступления даннической «мягкой рухляди». Вскоре, в 1502 г., была учреждена Пустозерская волость. В 1586 г. к ней присоединены Усть-Цилемская и Ижемская слободки, до этого входившие в состав Вымской земли. В начале XVII в. волость преобразована в Пустозерский уезд с центром в Пустозерске. В нем проживало к тому времени около 2 тыс. чел. Три храма — церковь Преображения Спасова, Введения пречистые и Никольская — подчеркивали его величие и значение.

В течение почти трёх веков (до 1780 г.) Пустозёрск был административным центром Печорского края. В Пустозёрске было воеводство, жили служилые люди. Другая часть населения занималось рыбной ловлей, промыслом морского зверя и торговлей.

Согласно книге-платежнице «Поморские Пустозерские волости», датированной 1574—1575 годами, в Пустозёрске имелось «русских — 92, пермяцких — 52, а всего — 144 двора, а людей в них русаков и пермяков — 282 человека», то есть с учётом женщин и детей население города составляло до 500 человек. В городе были церкви, таможня, тюрьма, форт, магазины, амбары и др.

В XVI—XVIII вв. Пустозерск — главный административный, промысловый и торговый центр огромного Печорского края, территория которого простиралась с севера на юг от Баренцева моря до р. Вычегды, с востока на запад от Урала до р. Мезени. Пустозерск являлся мощной перевалочной базой и стратегическим опорным пунктом на великом торговом пути Русского государства. В Пустозерск морские пути приводили караваны купеческих судов, через него шли торговые пути посуху — за Урал-Камень в Сибирь.

Огромна его роль как на сухопутном, так и морском пути в низовья Оби и Енисея, а с XVII в. — в «златокипящую» Мангазею, город в устье р. Таз, поставленный пустозерцами и зырянами.

Со второй половины XVI в. широкую известность получили Пустозерские крещенские ярмарки, на которые съезжались сотни самоедов Европейского, Обского и Енисейского Севера, промышленные и торговые люди из всех поморских городов. Главными предметами торговли пустозерцев и ненцев были рыба, пушнина, оленина и дичь. Их обменивали на хлеб, ткани, изделия из металла, пеньку, коноплю, орудия промысла, хозяйственный и бытовой инвентарь. К ярмаркам приурочивался и сбор ясака. Ненцы, проживавшие во всех тундрах от востока до запада, выплачивали в казну так называемую луковую дань, взимавшуюся с одного лука: пустозерские — по два песца со взрослого мужчины, а югорские и иные ненцы — по соболю. С конца XVII в. луковая дань стала выплачиваться деньгами, а также шкурками белок и горностаев, лосиными и оленьими шкурами.

Русские селились вдоль берегов Печоры, живя рыбным и морским промыслом, ловлей куропатки и зверя, а также скотоводством. Эти же занятия стали основой жизни коми-пермяков, заселивших в начале XVI в. низовья Печоры. Великий князь московский Иван III пожаловал им рыбные тони за участие в русских рудоискательных экспедициях 1491—92 гг. на р. Цильму, а также в военном походе «в Югру» в 1499—1500 гг. В ходе рудоискательных экспедиций были найдены медные и серебряные руды, заложены рудники и плавильные печи. Здесь впервые в Московском государстве началась выплавка меди, а также серебра и даже золота, из которых на монетном дворе в Москве чеканили монеты и медали.

К концу XVI в. русские и коми освоили промысловые угодья в бассейне Печоры от Усть-Цильмы до побережья, а по побережью — до Варандея. На зверобойный промысел пустозерцы уходили до Груманта (Шпицбергена), к Матке (Новой Земле). Вблизи рыбных тоней они строили временные постройки, служившие жильем в летнее время.

С годами они заменялись постоянными дворами, которые и дали начало промысловым поселениям — жирам. В 70-х гг. XVII в. вокруг Пустозерска уже 21 жира — Никитцы, Оксино, Голубковка, Бедовое, Куя, Норыгино, Макарове, Мокеево, Великая Виска, Лабоская (Лабожское) и др. Налогообложение русских и коми проводилось в соответствии с существовавшим законоуложением. Они отдавали в казну с улова каждую десятую семгу, каждый десятый моржовый клык, а также несли в пользу государя и царской казны поборы «с дворов и животов и с промыслов и с рек и с озер и с тонь морских и речных за рыбную ловлю со птичьих и со звериных ловищ и со всех угодий», а также «с сенных покосов». У каждого из поселившихся на этой обширной территории народов — русских, коми и ненцев была собственная среда обитания: кочевые пути ненцев пролегали в тундре, русские и коми селились по берегам Нижней Печоры и других рек, на морском побережье.

Основу жизни кочевников составляло оленеводство, оседлых русских и коми — рыболовство и морской промысел. На протяжении нескольких веков шла «притирка» и взаимопроникновение различных по типу хозяйственных укладов, материальной и духовной культуры. Постепенно на этой территории образовалось гуманитарное сообщество, члены которого, сохраняя национальные особенности, заимствовали друг у друга навыки, обычаи, элементы жизненного уклада, что в большой степени способствовало их выживанию в суровых природных условиях.

В результате Ливонской войны (1558—83 гг.) Московское государство потеряло все побережье Балтийского моря, и с 1583 г. внешняя торговля могла осуществляться только через его северные моря. Указом Ивана IV были предоставлены льготные условия для торговли, которыми воспользовались иностранные купцы. Их целью стало проникновение на Печору и в Сибирь и установление прямых торговых связей с живущим здесь населением. В конце XVI — начале XVII в. англичане и датчане разработали проект организации пушной торговли с Сибирью, минуя русские порты Беломорья и Пустозерск. В начале XVII в. английские купцы вели незаконную скупку мехов в Пустозерске. А в Дании с ведома официальных властей началась чеканка монет по образцу русских для расчетов с местным населением.

Возникла реальная угроза потери государственного контроля над пушной торговлей на Севере, что означало потерю третьей части доходов казны. В августе 1620 г. царь Михаил Федорович своим указом закрыл морской путь в сибирские города, а также запретил всякие торговые отношения местного населения с иностранцами. Все торги с момента издания указа разрешались только в Архангельске. Фактории иностранных купцов в других поморских городах и Пустозерске были закрыты.

Для досмотра и недопущения плавания иноземных кораблей на восток, к Мангазее, на Вайгаче установили заставу из стрельцов Пустозерского гарнизона. Морская дорога, предвосхитившая появление Севморпути, на долгое время оказалась заброшенной. Это самым губительным образом сказалось на развитии морских промыслов и торговли в Печорском крае.

Сокращение доходов от транзитной торговли и промысловой деятельности привело к ухудшению экономического положения и уменьшению населения в Пустозерском посаде. В 1611 г. в нем насчитывалось более 200 дворов, а в 1649 г. — только 36 посадских и 2 вдовьих двора. Через 25 лет после издания царского указа здесь осталось менее пятой части населения.

В конце XVI в., после покорения Казанского ханства, для Москвы открылись новые, более удобные пути за Урал, и в 1704 г. царским указом было запрещено ездить в Сибирь древним сухопутным — Чрезкаменным — путем. Пустозерск перестал играть роль стратегического опорного пункта на великом торговом пути Русского государства, что тяжело сказалось на хозяйственном развитии края, оказавшемся в стороне от больших торговых дорог. Обмеление Городецкого шара затруднило подходы к Пустозерску по воде. Перенесение заграничной торговли в 1722 г. из Архангельска в порты Балтийского моря в еще большей степени подорвало экономическое развитие Русского Севера, в том числе Печорского края.

Экономику подрывали и участившиеся в XVII—XVIII вв. набеги воинственных зауральских ненцев, известных как «харючи», или «каменная самоядь рода Карачейского». Они сопровождались разрушением промысловых изб, угоном оленей, захватом «государевой казны» и хлебных запасов, поджогами Пустозерска.

Город служил местом ссылки и заключения. Здесь содержались участники восстаний К. Булавина и С. Разина, «Соловецкого сидения».
В Пустозёрск был сослан один из первых русских писателей, видный деятель раскола протопоп Аввакум и его сподвижники. Здесь он написал своё «Житие». Аввакум был сожжён в Пустозёрске 14 апреля 1682 вместе со священником Лазарем, дьяконом Федором и иноком Епифанием.

Avvakum_by_Myasoyedov.jpeg


сожжение староверов.jpg


Авакум в пустозерске.jpg
Авакум в пустозерске.jpg (64.72 КБ) Просмотров: 2239


На месте его казни в наше время (1991) старообрядцами древлеправославной Гребенщиковской общины из Риги поставлен «осмиконечный» лиственничный крест.

Среди других известных лиц, отбывавших ссылку в Пустозёрске, были дипломат и культурный деятель боярин Артамон Матвеев со своим сыном — Андреем Матвеевым, будущим сподвижником Петра I; князь Семён Щербатов; князь Иван Долгорукий; Сергей Алексеевич Пушкин, дальний родственник поэта.

image001.jpg
image001.jpg (49.16 КБ) Просмотров: 2239


В разное время Пустозерск подвергался нападению коренных народов - ненцев, вплоть до убийства почти всего населения города, в-основном из-за нечестности пустозерских воевод, обманом собиравших дань с ненцев, ведших неэеквивалентный обмен товаров и т.д.
в 1730 году была организована карательная экспедиция, которая схватила и повесила на противоположном берегу Пустозерска более тысячи восставших ненцев. С тех пор мыс называют Висельничным.
Сейчас здесь стоят ненецкие идолы - Хэбидя Тэн в память о тех страшных событиях.

Когда были открыты более удобные южные пути в Сибирь через Уральские горы, путь по Печоре и северным морям утратил своё значение, и город постепенно приходит в упадок. Кроме того, рукав Печоры (Городецкий шар), на котором стоял город, начало постепенно затягивать песком.

В 1762 году разбирается пустозёрская крепость.
В 1780 году Екатерина II учреждает город Мезень; туда из Пустозёрска переводится воеводская канцелярия и воинский гарнизон.

Фото. Пустозерск начало 20 века
pustozersk2.jpg
pustozersk2.jpg (26.87 КБ) Просмотров: 2239


В 1924 Пустозёрск теряет статус города, а в 1928 перестаёт быть и центром сельсовета, утратив последние административные функции.

На 1 января 1928 года в нём было 24 жилых дома и 183 жителя, в 1950 — лишь 12 жилых домов.
Пустозёрск был окончательно покинут в 1962 году, его последней жительницей была Аграфена Андроновна Кожевина.

Столб-обелиск, там где раньше был дом
Столбик - последние дома пустозерска.jpg
Столбик - последние дома пустозерска.jpg (84.25 КБ) Просмотров: 2239


В настоящее время в деревне Устье, стоящей в нескольких километрах от Пустозёрского городища, сохранился перевезенный сруб пустозёрской церкви Преображения (1837). Постройка используется в хозяйственных целях, но сохраняет прежние очертания храма, трапезной и пятистенной апсиды. Это единственное строение, оставшееся от бывшего Пустозёрска.

На территории бывшего Пустозёрска по инициативе доктора филологических наук Владимира Малышева в 1964 году был установлен памятный знак — каменная стела.
В 1989 году на предполагаемом месте казни Аввакума и его сподвижников сооружен деревянный памятник, автором которого стал Михаил Фещук.
В 1991 году был образован Пустозёрский комплексный историко-природный музей (ныне Музей истории и культуры Пустозерска).
Музей ведет выставочную, лекционную, экскурсионную работу, проводит большие и малые Аввакумовские чтения, организует археологические экспедиции, школьные летние палаточные лагеря и др.
Администрация музея: г. Нарьян-Мар, Красная, 8. тел. (81853)4-50-99. Директор Чаповская Марианна Валерьевна.

Ныне же от некогда великого Пустозерского городища сохранился лишь сруб Преображенской церкви (1837г), перевезенный в деревню Устье. Постройка используется в хозяйственных целях, но сохраняет прежние очертания храма, трапезной и пятистенной апсиды. Это единственное строение, оставшееся от бывшего Пустозёрска.

Фото. Дом Терентьевых из Устьи
Деревня Устье дом терентьевых.jpg
Деревня Устье дом терентьевых.jpg (42.13 КБ) Просмотров: 2239


Так же здесь сохранился обетный крест, поставленный старообрядцами, скрывавшимся от преследований в 1868 г.

крест- пустозерск.jpg


Табличка на кресте
nf,kbxrf yf rhtcnt.jpg
nf,kbxrf yf rhtcnt.jpg (96.94 КБ) Просмотров: 2239


Зима
Пустозерск зимой1.jpeg


В настоящее время в Устье постоянно проживают около 50 человек, и если в селе вам покажут, как найти Ивана Ивановича, он многое сможет поведать о бывшем городе - его историю, жизнь и интересные факты...


Кроме обелиска, посвященного Пустозерску, креста на месте сожжения протопопа Аввакума, и Хебидя-Тэн на висельничном мысу, можно посмотреть крест на могиле Пустозерца Ивана Александровича Кожевина, награжденного королевой Англии за спасение английских моряков золотой медалью, обетный старообрядческий крест из лиственницы с вырезанными литерами в селе Устье и Пустозерский кедр, растущий на берегу реки Гнилки - это если не самый, то один из самых северных кедров на территории России. (северная граница распространения лежит на 500 км к югу, на территории Коми).

Вот так и исчез с лица земли некогда важный и значимый торговый, портовый и административный центр.

…До сих пор в память о нем звенит на ветру одинокий колокол. Звон его разносится далеко по безлюдному простору. Там, где начиналась история освоения Севера, теперь только торчат из береговой линии обломки деревянных срубов, размываются водой древние могилы, а рядом возвышаются почерневшие от времени кресты.


Схема достопримечательностей Пустозерска

Схема достопримечательностей.jpg
Схема достопримечательностей.jpg (32.27 КБ) Просмотров: 2230

Bes_78
 
Зарегистрирован:

Сообщение Bes_78 » 23 фев 2012, 20:51 » #533967

Мне посчастливилось там побывать, фотки загружу позже, что-то не получается. Рыбачили на Городетском озере, супер,щуки как крокодилы. Много крупной плотвы и язя.
Bes_78
 
Зарегистрирован:

Сообщение diver » 23 фев 2012, 21:29 » #534005

Bes_78 писал(а):Мне посчастливилось там побывать, фотки загружу позже, что-то не получается. Рыбачили на Городетском озере, супер,щуки как крокодилы. Много крупной плотвы и язя.

Спасибо за экскурс в историю-прочитал с интересом(раньше как-то недосуг было)
diver
Спец 3-го класса

 
Сообщения: 191
Стаж: 8 лет 11 месяцев 8 дней
Откуда: Архангельск,соломбалец
Благодарил (а): 126 раз.
Поблагодарили: 28 раз.

Сообщение Bes_78 » 24 фев 2012, 20:23 » #534711

Наконц-то получилось загрузить фото. Я побывал там благодаря Анатолию Бокареву, жителю Нарьян- Мара.
Вложения
DSC00381.JPG
На этом месте был когда-то город Пустозерск.
DSC00387.JPG
Я и Анатолий Бокарев.
DSC00389.JPG
DSC00392.JPG
DSC00393.JPG
DSC00397.JPG
Древние могилы, размытые водой.
DSC00399.JPG
Мыс Виселечный

Bes_78
 
Зарегистрирован:

Сообщение Bes_78 » 24 фев 2012, 20:36 » #534727

Вот така щука обитает на оз. Городецком. Правда, меня там нет, мой тесть с друзьями.(2011 год, лето)
Вложения
=utf-8Q=D0=A4=D0=BE=D1=82=D0=BE0137.jpg1=.jpeg
=utf-8Q=D0=A4=D0=BE=D1=82=D0=BE0137.jpg1=.jpeg (91.8 КБ) Просмотров: 2320
Фото0138.jpg

Bes_78
 
Зарегистрирован:

Сообщение mustang83 » 12 июл 2012, 22:29 » #619614

Виселичным мыс назван потому,что там казнили самоедов,нападавших на город вовремя восстаний. Озеро Городецкое когда-то было богато рыбой ценных пород (чир,сиг,пелядь,нельма). Сейчас преобладает сорная рыба.Да и крупной щуки тоже стало меньше.
не наживы ради,а охоты для

За это сообщение автора mustang83 поблагодарил:
Sanatatur (12 июл 2012, 23:46)
Рейтинг: 1.35%
 
mustang83
Участник

 
Сообщения: 83
Стаж: 11 лет 6 месяцев 21 день
Откуда: Нарьян-Мар
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Сообщение Саша » 13 июл 2012, 00:08 » #619648

Часовня в честь Протопопа Аввакума

Группа староверов-наставников и духовных отцов, руководителей Поместных Поморских Древлеправославных Церквей, в составе: о. Владимира Шамарина, зам. председателя Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви, о. Василия Нечаева, члена Российского Совета ДПЦ, о. Алексия Жилко, председателя Центрального Совета ДПЦ Латвии, о. Виктора Бабичева, председателя Церковного Совета ДПЦ Украины, Александра Белова, председателя Центрального Совета ДПЦ Беларуси и сопровождающих их лиц, 26-28 апреля 2012 года посетила Нарьян-Марскую староверскую общину (Ненецкий АО), где их радушно принимал настоятель общины о. Петр Ляпунов, гостеприимные причетники и прихожане.

Настоящей же целью приезда в район Заполярного круга духовных отцов – было освящение часовни в память многострадального борца за исповедание догматов Старой Веры – протопопа Аввакума, осуждённого царской и патриаршей властью, первоначально, на 17-летнее обитание в земляной тюрьме, в условиях тундры, а затем и физическое уничтожение – сожжение.

Произошло сие зверское убийство ровно 330 лет назад – 14 апреля (27 апреля по нов. ст.) 1682 года, как свидетельствуют документы, в Великую Пятницу на Страстной неделе.

Протопоп Аввакум с соузниками: протопопом Лазарем, диаконом Феодором и иноком Епифанием были преданы физической смерти. Безумные враги Старой Веры пытались убить Истину, но попытки так и не достигли цели. Слова, наставления, проповеди великого страдальца и его сотоварищей, из места заточения доходили до сотен тысяч ревнителей древляго благочестия во все города и веси, и служили им, этим ревнителям, твёрдой опорой и верным ориентиром для противостояния церковным новшествам и ревностного хранения церковных догматов. И истинная Старая Вера, с Божией помощью, была сохранена. Через страдания, гонения и лишения наши досточтимые предки донесли сию Старую Веру до нашего, современного поколения.

В свою очередь, наш святой долг – никогда не забывать о духовных подвигах своих предков, всячески, всеми доступными средствами достойно чтить их светлую память. Ибо, в том числе, и через это деяние можем получить вечную блаженную жизнь.

Утром 27 апреля упомянутая группа паломников, а так же присоединившиеся к ним молящиеся, в общем составе более 50 человек, из Нарьян-Мара на 3 вертолётах за 20 минут, преодолев расстояние в 40 км, прибыла на место, в несуществующий ныне город Пустозерск. На фоне пустынной тундры возвышалось два строения – собственно часовня и трапезная. Богослужение началось с крестного хода – от часовни к Памятному Кресту и обратно к часовне.

Мощный хор, состоящий из мужских профессиональных голосов, потрясал окрестности древним знаменным распевом. Именно только так пели церковные причетники на Руси 330 лет назад, совершая Богослужения. И уже нет сегодня города Пустозерск, нет жителей этого города, но пение, чудесный знаменный распев сохранился! И ему внимала безмолвная природа тундры.

Необходимо отметить, что Крест на условном месте сожжения многострадального протопопа, воздвигнут в 1991 году группой паломников-энтузиастов из Рижской Гребенщиковской староверской общины, во главе с о. Феодором Бехчановым. Определить условное место для установки Креста помогли здешние краеведы.


День, в целом, был пасмурным, но во время крестного хода произошло чудо – облака разошлись, пробилось солнце и своими лучами согрело всех молящихся. В этом явлении паломники неизменно увидели особое Божие знамение. Каждый из молящихся духовно почувствовал близкое присутствие самих пустозерских мучеников.

В часовне был отслужен молебен Св. Пасхе. На восточной стене заранее был установлен большой резной крест, изготовленный искусными мастерами из села Степановское Усть-Цильмского района Республики Коми. После службы, во время крестного хода уже вокруг самой часовни, было пропето величание мученикам. Одновременно была освящена также и трапезная.

Вечером, с молитвой, паломники возвратились в Нарьян-Мар. Часовое время определялось по наручным часам, в природных же условиях время определить было затруднительно, так как погода, как уже говорилось, была пасмурной, а светлое время суток стояло постоянно – после весеннего равноденствия набирал силу полярный день.

В обеденное время 28 апреля гости-паломники покинули гостеприимный староверский Нарьян-Мар. По программе, впереди у них было ещё посещение Сувалок (Польша), куда их пригласили на празднование 100-летнего юбилея образования староверской общины и участие в работе Церковного Собора, который происходил в городе Зарасае (Литва).

Изложенная информация была бы не полной, если здесь не упомянуть об истории создания часовни, и рассказать о техническом воплощении мечты староверов-поморцев.

Идея, куда могли бы приехать паломники, помолиться и прожить некоторое время на месте страдальческой кончины протопопа Аввакума, возникла в 2010 году, после очередного посещения Пустозерска паломниками-староверами и служения панихиды у Памятного Креста. Тогда и остановились на сооружении часовни и трапезной.

В том же 2010 году был организован Культурно-паломнический центр имени протопопа Аввакума. Возглавил центр Вальтер (при крещении - Валентин) Фот (1956), предприниматель. Заместителем председателя стал Максим Пашинин (1962), член Центрального Совета ДПЦ Латвии, директор издательства «III Рим». На его плечи и была возложена вся ответственность по сооружению часовни, её транспортировке и окончательному монтажу на месте – в Пустозерске.

Работы по строительству начались в 2011 году, в конце февраля, в начале марта. Весна, оказывается, – самое лучшее время для заготовки лесоматериалов. В уже упомянутом селе Степановское, на речки Вяткино, где она впадает в реку Пижму, к июлю-сентябрю 2011 года было заготовлено более 400 кубометров северной лиственницы, которая, как известно, со временем, из-за особых качеств древесины, по крепости становится конкурентно способной даже железу.

Там же, на месте, были изготовлены срубы строений. Размеры часовни составили 6 м в длину и 15 м в высоту. Всего было сооружено 23 венца. Трапезная по размерам была сделана в 2 раза меньше.

Затем балки этих конструкторских сооружений были пронумерованы и демонтированы. С 25 марта по 11 апреля 2012 года весь изготовленный материал, при применении транспортной техники – 6 «Уралов», 3 «Камазов» и 1 подъёмного крана, был перевезён на расстоянии 1300 км в Пустозерск. Всё сооружение надо было перевозить по зимнику, чтобы не испортить почву тундры, который восстанавливается долго, десятилетиями, это - мох, ягель - основная пища оленей. Надо было уловить тот момент транспортировки, когда ещё стояли морозы, и не началась коварная оттепель.

По прибытии на место, часовня и трапезная были заново смонтированы и установлены в 150 м от Памятного Креста, куда указали археологи. На строительных работах было занято 10 человек, все они являлись староверами.

Весь дорогостоящий проект по строительству часовни не был бы осуществлён, если не меценатский размах предпринимателя Валентина Фота. Именно ему должны быть благодарны староверы-поморцы за строительство. И дело, в данном случае, не только в материальных затратах. Известно, что в России сегодня практически любой чиновник, на ровном месте, может воздвигнуть такие бюрократические препоны, что будет зарезан любой проект на любую тему. Подпись, или отсутствие оной, на бумаге может стать решающим фактором для определения бытия авторского замысла.

Не секрет, меценат не раз опускал руки, теряя надежду. Но всегда приходила невидимая Божия помощь, и это вновь придавало силы для продолжения работы.

Сегодня работа завершена. Часовня в честь памяти протопопа Аввакума и прилегающая к ней трапезная построены и освящены. Староверы-поморцы приносят глубокую благодарность Валентину Фоту за обеспечение технической организации и финансирование проекта, Максиму Пашинину – за его практическое оперативное исполнение. Мы желаем им доброго здравия, душевного спасения и исполнения, с Божией помощью, всех добрых чаяний и надежд! Кстати, о Валентине в эти дни освящения говорили, что глаза его сияли от радости, и в таком приподнятом состоянии духа его никогда не замечали.

Комплекс ждёт паломников для молитвы и духовного отдыха. Ответственным лицом по части Богослужения является о. Петр Ляпунов, духовный наставник Нарьян-Марской СО.

В 20-х числах августа сего, 2012 года, намечается крупная паломническая поездка в Пустозерск. Возможно, такие поездки будут проходить ежегодно. Слава Богу за всё!


часовня в Пустозерске.jpg
часовня в Пустозерске.jpg (30.66 КБ) Просмотров: 2239


часовня в Пустозерске1.jpeg
часовня в Пустозерске1.jpeg (23.4 КБ) Просмотров: 2239
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 88261
Стаж: 14 лет 5 месяцев 4 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 94713 раз.
Поблагодарили: 22885 раз.

Сообщение Саша » 13 июл 2012, 00:15 » #619649

Картины о Пустозерске

Степан Григорьевич Писахов. Картина. Пустозерск. Изба.
Писахв - пустозерск.jpg


Степан Григорьевич Писахов
Писахов.jpg
Писахов.jpg (12.73 КБ) Просмотров: 2234


Борисов А.А.
«Самоедское волостное правление в Пустозерске» (1898 г.)
пустозерск картина фрагмент.jpg


«Церковь в Пустозерске» (1898 г.).
Церковь в пустозерскеjpg.jpg
Церковь в пустозерскеjpg.jpg (85.54 КБ) Просмотров: 2234


«Дом в Пустозерске после сильной снежной метели».
Дом.jpg
Дом.jpg (82.36 КБ) Просмотров: 2234


Из книги Борисова "У самоедов"
«Тяжелое впечатление производит Пустозерск… В настоящее время в Пустозерске 9-10 домов, и только четыре из них новы и порядочны, все же остальное пришло в крайнюю ветхость. Стоит Пустозерск посреди тундры, и ни кустика, ни холмика, только ветер неугомонный свистит, да заметает холодным снегом».

Борисов А.А.
Борисов.jpg
Борисов.jpg (84.53 КБ) Просмотров: 2234
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 88261
Стаж: 14 лет 5 месяцев 4 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 94713 раз.
Поблагодарили: 22885 раз.

Сообщение Саша » 13 июл 2012, 00:32 » #619652

Книги о Пустозерске

Книга "Пустозерск. Русский город в Арктике"
Автор: М. Э. Ясински , О. В. Овсянников
Год издания: 2003
Издательство: Петербургское Востоковедение
Тираж: 700 экз.

Монография посвящена Пустозерску - старинному северному городу, отметившему в 1999 г. свое 500-летие. Основное внимание в монографии уделено археологии и истории Пустозерска, города с драматической судьбой, города, который среди печорской тундры около двух столетий был своеобразным "перекрестком"-мостом, связывавшим отдаленные северные регионы Российского государства, а по сути - соединяющим Северную Атлантику с крайним северо-востоком Восточной Европы и Северной Сибирью. Поэтому источниковедческая база исследования включает в себя различные виды источников - основу ее составляют археологические коллекции, полученные авторами во время раскопок древнего Пустозерска, памятников в его окрестностях в 1987 - 1995 гг. (О.В.Овсянников) и русских промысловых становищ на архипелаге Шпицберген в 1981 - 1995 гг. (М.Э.Ясински). В монографии использованы письменные документы XVI -XVIII вв., часть которых обнаружена авторами и публикуется впервые, а также материалы раскопок Мангазеи - русского...

zxzxc.jpg


Автор: А.А.Борисов
У самоедов. От Пинеги до Карского моря.
Издатель: А.Ф.Девриен ,СПБ
Год: 1905
Страниц: 104

Путевые очерки художника Александра Алексеевича Борисова с автобиографической запиской и копиями картин автора.
1.Детство. Поездка на Соловки. Юношество. Бегство из дома. Санкт-Петербург. Академия художеств. Полярные путешествия. Мечты об экспедиции.
2.Начало путешествия. Санный путь тайболой. Жители рек Пинеги, Мезени, Печоры и их промыслы. Охота на оленей. Ловля белых куропаток. Селение Усть-Цильма. Пустозерск. Встреча с самоедами и дальнейший путь на оленях. Самоедка Иринья. В спальном мешке.
3.Большеземельская тундра. Оленеводство самоедов. Частые падежи на оленей. Меновая торговля с зырянами. Будущее оленеводства.
4.Пастьба оленей, их дрессировка. Жизнь в тундре. Метель. Угощение сырыми оленьими почками. Кровь. Бегство Ириньи и поиски её.
5.Иринья в роли хирурга. Поездка к самоеду Маера. Вьюга среди тундры. В поисках за оленями. Важенки. У самоеда Сиско. В чуму у Хаапсиса.
6.1 мая. На лыжах. Дальнейшее путешествие близ моря. Лакомство из молодых рогов оленя. Бельков нос. Гнезда сарыча и полярной совы. Рассказ самоеда. Холодная ванна. Кладовые сани. Пеструшки.
7.Югорский Шар. Селение Никольское. Женитьба у самоедов. Их поэзия. Промыслы. Торговцы и эксплуатация самоедов. Роль водки при меновой торговле с ними.
8.Суеверия самоедов. Человеческие жертвы богам. Расказ Терентьева. Мой разговор с самоедами по поводу их человеческих жертв. Торговля водкой. Рациональная организация её.
9.Остров Вайгач. Путь на север. Переправа через реку Талату. Туманы. По припаям. Воронов нос. Кресты.
10.Болванский нос. Священное место самоедов. Кладбище. Поездка в самоедскую Мекку. Их боги. Главная обитель бога. Обратный путь к Югорскому Шару. Лямчин нос. Моржовые кости. Гнездо сокола. У самоеда Холи. Поездка на сторожевой остров. Итоги.

Книга Борисова.jpg

s88153579.jpg
s88153579.jpg (14.35 КБ) Просмотров: 2225



ПУСТОЗЕРСК И ПУСТОЗЕРЬЕ. Из истории Печорского края
Автор – Николай Анатольевич Окладников
Научно-популярное издание.
В краеведческих очерках, написанных на основе архивных материалов и других многочисленных источников, раскрывается история ныне исчезнувшей первой столицы Заполярья – Пустозерска, Пустозерской волости, а также селений Нижнепечорья, территория которого ранее входила в состав Пустозерской волости. Книга предназначена для краеведов и всех, кто интересуется историей Русского Севера.
Издательство: ОАО «Издательско-полиграфическое предприятие
«Правда Севера».
Формат 70х100 1/16. Печать офсетная.

Книга Окладникова.jpg
Книга Окладникова.jpg (16.71 КБ) Просмотров: 2226

Тираж 1000 экз. Год издания: 2010.
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 88261
Стаж: 14 лет 5 месяцев 4 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 94713 раз.
Поблагодарили: 22885 раз.

Сообщение mustang83 » 15 июл 2012, 17:50 » #620610

Браво,браво,браво!!!! Рад ,что кто-то на форуме интересуется историей нашего края!!!!
не наживы ради,а охоты для
mustang83
Участник

 
Сообщения: 83
Стаж: 11 лет 6 месяцев 21 день
Откуда: Нарьян-Мар
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Сообщение mustang83 » 15 июл 2012, 17:51 » #620611

Большое вам спасибо!
не наживы ради,а охоты для
mustang83
Участник

 
Сообщения: 83
Стаж: 11 лет 6 месяцев 21 день
Откуда: Нарьян-Мар
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

След.


Вернуться в Ненецкий национальный округ

Яндекс.Метрика