Колонизация Русскими Канинской и Тиманской тундр

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Сообщение banderas » 07 янв 2018, 23:36 » #1882754

Заселение русскими Канинской и Тиманской тундр.
Побережье Канинского полуострова и Чёшской губы заселялось в основном мезенскими мещанами и крестьянами нижнеземельских волостей. Начало этому заселению положили старообрядцы.
Известно, что первые старообрядческие поселения на Беломорском Севере появились на Зимнем берегу Белого моря. Так в первой четверти 18 века старообрядцами, бежавшими на Север от от преследования властей из нижегородских керженских скитов, в верховьях реки Койды, в 160 верстах от её устья, был основан Ануфриевский старообрядческий скит.
Ещё раньше на том же берегу Белого моря, в верховьях реки Ручьи, был основан Игнатьевский старообрядческий скит.
Стремясь скрыться подальше "от злого глаза", старообрядцы проникали и в другие глухие места Мезенского уезда. Так, четыре монахини Игнатьевского старообрядческого скита во главе со старцем Иоакимом в начале 18 века переселились из этого скита на реку Семжу и на берегу этой реки, в 60 верстах от устья, основали новый скит, названный впоследствии Семженские кельи.
В этих скитах нашли прибежище и старообрядцы Мезенского уезда. Скитяне пользовались большой поддержкой мезенских крестьян, которые в большинстве своем придерживались старообрядства.
Мезенскими крестьянами-старообрядцами во главе с уроженцем Юромской волости Матвеем Багрецовым в начале 18 века был основан скит на реке Оме. В те же годы мезенские крестьяне-старообрядцы основали скит на реке Вижас. Скитяне занимались рыбным промыслом, содержали домашний скот и оленей.
В январе 1744 года оба эти скита были разгромлены правительственной карательной экспедицией, специально направленной из Архангельска "для сыску и взятия потаенных раскольников...ради искоренения старообрядчества".
В ответ на притеснение властей старообрядцы Омского скита в ночь на 13 января 1744 года, запершись в избе, устроили самосожжение. Всего в этом ските вместе с наставником Матвеем Багрецовым сгорели 12 человек. Скитянам принадлежало более 800
оленей, которых пасли в тундре нанятые ими ненцы, а также "немалое число скота и коней". О судьбе поселенцев старообрядческого скита на реке Вижас сведений нет.
Проживали старообрядцы и на других реках Канино-Тимании. Подтверждение тому мы находим в записках известного естество-испытателя, путешественника Н.Я.Озерецковского- сподвижника академика И.И.Лепехина, посетившего эти места летом 1772 года.
Так, в приходной книге налогов с раскольников Мезенского уезда на 1780 год записано наличие душ раскольников мужского пола, проживавших между реками: Мглой и Семжей- 3, Пёшей и Сулой- 2; по рекам: Неси- 2, Омы- 1 и за Семжей рекой в Лухановских лесах- одна. Также, согласно этой книге, в то время в этих местах проживало раскольников женского пола 5 душ.
Надо полагать, что эти сведения неполные, так как многие мезенские крестьяне скрывали от властей свою принадлежность к старообрядчеству.
Нам известно, что во второй половине 18 века по реке Вижас проживали крестьяне Азапольской волости Мезенского уезда братья Яким и Ларион Тимофеевы Михеевы. Есть основания полагать, что они также были старообрядцами, так как в первой половине 18 века Азапольская волость, откуда пришли на Вижас братья Михеевы, считалась одним из центров старообрядчества на Мезени. Здесь в декабре 1724 года в деревне Азаполье, административном центре этой волости, произошло массовое самосожжение старообрядцев, во время которого вместе с малолетними детьми сгорело 109 человек. Оставшиеся в живых крестьяне-старообрядцы Азапольской волости, скрываясь от преследования властей, подались в глухие места Мезенского уезда. Часть из них осела по рекам Канино-Тимании, так как эти места были им знакомы, туда азапольские крестьяне ходили на промысел рыбы и морского зверя.
Основанием к заселению русскими Канинской и Тиманской тундр послужили богатые рыбные и звериные промыслы на побережье Канина и Чёшской губы, а пойменные луга тундровых рек создавали для поселенцев неограниченные условия для животноводства, которое наряду с промыслом рыбы и морского зверя составляло основу их хозяйства. Неплохие условия были здесь для охоты на пушных зверей, боровую дичь, куропаток и водоплавающих птиц, особенно гусей и уток, которые весной в изобилии прилетали сюда гнездиться.
Основную массу населения Канинской и Тиманской тундр составляли мезенские промышленники, занимавшиеся промыслом рыбы и морского зверя на побережье Канина и Чёшской губы.
pomory_winter.png
pomory_winter.png (362.3 КБ) Просмотров: 3300

mezen_peasants.png

Пользуясь добродушием ненцев и их слабой защищенностью, а также отсутствием должного запрета состороны властей, они захватывали лучшие места и промысловые угодья в тундрах и поселялись там, а затем, по существу, становились собственнивками занятых ими земель и угодий.
Первые русские поселения в Канино-Тимании появились по тундровым рекам на месте временных промысловых станов и станций на древнем Мезенском зимнем тракте, который пролегал с Мезени на Печору до Пустозерска через Канинскую и Тиманскую тундры.
Первоначально эти поселения были малочисленными и насчитывали от 1 до 2 дворов, в которых проживало одно-два семейства. Жители поселений строили добротные дома на мезенский манер с подсобными помещениями для содержания скота и хозяйственные постройки. С Мезени они пригоняли лошадей, крупный рогатый скот и овец.
Обильные луга по рекам Канино-Тимании позволяли русским поселенцам содержать значительное количество скота. Здесь на каждый двор приходилось от 6 до 8 годов крупного рогатого скота, от 3 до 4 лошадей и от 20 до 50 овец. Отдельные поселенцы имели оленей, которых пасли в тундре, нанимаемые ими за плату ненцы Канинской и Тиманской тундр. Оленей русские поселенцы Канинской и Тиманской тундр приобретали в основном для транспортных целей, главным образом для вывоза наваги с рек Канино-Тимании.
В 1849 году 15 семей мезенских мещан, проживавших в Канинской тундре, имели 4663 оленя. Молочные продукты, особенно творог, сметана, масло и молоко, пользовались большим спросом у ненцев и обменивались поселенцами на пушнину и оленьи меха. Масло также вывозилось ими в Мезень и Архангельск. Русские поселенцы в обмен на меха снабжали ненцев необходимыми для них товарами. Они приобретали у канинских и тиманских ненцев сшитые из оленьих шкур малицы, совики, шапки, пимы и прочее. Большим спросом у русских поселенцев пользовались оленьи шкуры, которые использовались в качестве постельных принадлежностей. Поселенцы вязали для ненцев из овечьей шерсти различные пояса и подвязки. Ненцы приобретали у русских и овечьи шкуры, из которых делали себе так называемые одевальницы- одеяла. Предметом торговли было также оленье мясо.
Русские поселенцы нередко вместе с ненцами промышляли рыбу и морского зверя. Они вязали для ненцев сети, шили специальные сапоги бахилы, а также платье и белье.
Часто общаясь с ненцами Канинской и Тиманской тундр и пользуясь их транспортными услугами, русские овладели ненецким языком. Когда Архангелогородской губернской канцелярии потребовались русские, "знающие самоедский язык", в Архангельск 1740 года были вызваны мезенские крестьяне-промышленники из Окладниковой слободы: Откупщиковы Прокопий Дмитриев 45 лет и Степан Степанов 37 лет, из Кузнецовой слободы: Тимофей Васильев Протопопов 61 года Василий Ружников 66 лет, где они "письменно подтвердили знание ими самоедского языка".

За это сообщение автора banderas поблагодарили: 5
Базилио 55 (08 янв 2018, 20:42), бениан (08 янв 2018, 21:25), Саша (08 янв 2018, 05:26), ivanych (08 янв 2018, 22:01), Никола (07 янв 2018, 23:41)
Рейтинг: 6.76%
 
Аватара пользователя

banderas
Супер-профи

 
Сообщения: 6719
Стаж: 10 лет 6 дней
Откуда: Архангельск
Благодарил (а): 1691 раз.
Поблагодарили: 1357 раз.

Сообщение Саша » 08 янв 2018, 05:30 » #1882792

вряд ли слов Колонизация десь уместно. Те земли никогда колониями не были. Было просто заселения и слияние двух народов. Как-то бывал на вертухе в районе Волонги. Повстречались два ненца, молодые парни, пасут оленей, уклоняются от армии. Много разговаривали. Лишь в беседе выяснил, что они ненцы, хотя лицо 100 процентов русский ,)
ВКонтакте http://vk.com/na_severe - Александр Северный
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 88261
Стаж: 14 лет 5 месяцев 4 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 94713 раз.
Поблагодарили: 22885 раз.

Сообщение бениан » 08 янв 2018, 15:34 » #1882910

banderas писал(а):О судьбе поселенцев старообрядческого скита на реке Вижас сведений нет.

На р.Вижас в то время было несколько старообрядческих поселений-Суханиха,Архипово,Командруево,Гришино...Это не были скиты в нашем понимании.Скорее хутора из нескольких домов,в которых жили близкие родственники.
Они знали о карательной экспедиции и тоже были готовы в случае необходимости провести самосожжение.
Но дела у карателей двигались медленно,местное население не только не сотрудничало с пришлыми,но и напрямую саботировало.
banderas писал(а): Скитяне пользовались большой поддержкой мезенских крестьян, которые в большинстве своем придерживались старообрядства.
Да сами солдаты были не в восторге от своей миссии.
После того,как в Оме произошло самосожжение и в столице пришло понимание неправильности всего происходящего.Селения старообрядцев являлись форпостами империи на Русском Севере и уничтожение и так немногочисленного русского населения было просто преступлением.С того времени никаких репрессий ни со стороны властей,ни со стороны духовенства к нашим старообрядцам не предпринималось.К середине 19 века со старообрядческими поселениями установилась почтовая связь,жители стали привлекаться как на государственную,так и военную службу.
banderas писал(а):Нам известно, что во второй половине 18 века по реке Вижас проживали крестьяне Азапольской волости Мезенского уезда братья Яким и Ларион Тимофеевы Михеевы. Есть основания полагать, что они также были старообрядцами


И сама старообрядческая община в НАО просуществовала до второй половины 20-го века.В 1965 г.в возрасте 90 лет ушёл из жизни её последний представитель,мой прадед,Михеев Егор Илларионович.
Вложения
дед Егор.jpg
Кто к нам с граблями придёт,тот на них и наступит!

За это сообщение автора бениан поблагодарили: 5
Базилио 55 (08 янв 2018, 20:42), banderas (08 янв 2018, 18:49), Сергован 71 (08 янв 2018, 15:38), ivanych (08 янв 2018, 21:59), Игорь Барс (08 янв 2018, 17:14)
Рейтинг: 6.76%
 
Аватара пользователя

бениан
Вождь

благодарности: 7
1-й уровень благодарности (Число нагрждений: 5)
2-й уровень благодарности (Число нагрждений: 2)
 
Сообщения: 19625
Стаж: 9 лет 2 месяца 26 дней
Откуда: г.Онега
Благодарил (а): 6832 раз.
Поблагодарили: 17077 раз.

Сообщение Игорь Барс » 08 янв 2018, 17:16 » #1882955

banderas писал(а):Пользуясь добродушием ненцев и их слабой защищенностью, а также отсутствием должного запрета состороны властей, они захватывали лучшие места и промысловые угодья в тундрах и поселялись там, а затем, по существу, становились собственнивками занятых ими земель и угодий.

так и местные поморы значит колонизаторы :sorry ...ведь до них на этих землях кто то жил и рыбачил-охотился-оленей разводил.. :skayt
Барс "на Вертолетке"+7 (8184) 54-81-01
Аватара пользователя

Игорь Барс
Супер-профи

 
Сообщения: 5645
Стаж: 4 года 2 месяца 17 дней
Откуда: компания Барс-Северодвинск
Благодарил (а): 1766 раз.
Поблагодарили: 1814 раз.

Сообщение бениан » 08 янв 2018, 20:06 » #1883098

Игорь Барс писал(а):
banderas писал(а):Пользуясь добродушием ненцев и их слабой защищенностью, а также отсутствием должного запрета состороны властей, они захватывали лучшие места и промысловые угодья в тундрах и поселялись там, а затем, по существу, становились собственнивками занятых ими земель и угодий.

так и местные поморы значит колонизаторы :sorry ...ведь до них на этих землях кто то жил и рыбачил-охотился-оленей разводил.. :skayt
В данном случае получилось несколько иначе.Само старообрядчество подразумевало полное отсутствие агрессии и насилия.К тому же Канино-Тиманские ненцы,в отличие от других народов Крайнего Севера,на 100% были кочевниками и занимались исключительно оленеводством,так что по поводу угодий нет оснований.Да и пересекались ненцы с переселенцами лишь два раза в год,во время сезонных миграций оленьих стад.
Так же ненцы панически боялись воды,не умели плавать,не имели плав.средств и орудий лова и ,следовательно,не занимались рыболовством,а охотой только на уровне собирательства.Ненцы сохранили свои традиции и что мы видим на национальных праздниках? Как обычно,гонки на оленьих упряжках,метание хорея и виртуозное владение тынзеем...Никаких стрельб из лука или фехтования..Охотой и рыболовством они занялись лишь после знакомства с переселенцами,которые снабжали их и снастями ,а так же холодным и огнестрельным оружием.И вообще странно,как они,ненцы, жили до того,как пришли русские.Они ведь по обьектовным причинам не способны были не только нарты построить,но даже изготовить посуду.И выходит,что связь ненцев с русскими и ижемцами(коми) была и до прихода мезенцев в тундру? И даже до прихода новгородцев на берега Белого моря.Ведь всё,что было необходимо в их нелёгкой жизни,они выменивали на оленину и изделия из оленьих шкур.У кого выменивали,вот в чём вопрос?А в 20 веке действительно шёл натуральный обмен,и мы щеголяли в суровые зимние месяцы в малицах и пимах.
Вложения
Славка.jpg
Славка.jpg (26.04 КБ) Просмотров: 3052
Кто к нам с граблями придёт,тот на них и наступит!

За это сообщение автора бениан поблагодарил:
Базилио 55 (08 янв 2018, 20:42)
Рейтинг: 1.35%
 
Аватара пользователя

бениан
Вождь

благодарности: 7
1-й уровень благодарности (Число нагрждений: 5)
2-й уровень благодарности (Число нагрждений: 2)
 
Сообщения: 19625
Стаж: 9 лет 2 месяца 26 дней
Откуда: г.Онега
Благодарил (а): 6832 раз.
Поблагодарили: 17077 раз.

Сообщение banderas » 08 янв 2018, 23:08 » #1883315

Массовое заселение побережья Канина и Чёшской губы началось в последней четверти 19 века, когда лов наваги стал основной промысловой деятельностью мезенцев. Чтобы добраться в места промысла, мезенцам приходилось преодолевать сотни километров и вести ловлю в тяжелых условиях вдали от своего дома. Поэтому многие из них стали оседать на постоянное жительство в местах промысла.
На западном берегу Канина навагу ловили в реках Неси, Яжме, Черной, Шомокше, Большой и Малой Кии, Шойне и реках впадающих в Чёшскую губу: Губистая, Чёша, Перепуск, Вижас, Ома, Пёша, Индига. В реки Канина приезжали на лов наваги в основном крестьяне Койденской, Долгощельской и Дорогорской волостей Мезенского уезда и мезенские мещане.
Лов наваги обычно начинался в начале октября и продолжался до января.
Среднегодовой улов наваги только в реках Канина составлял не менее 30 000 пудов. В 1901 году в устьях рек на западном берегу Канина выручка от промысла наваги составила от 150 до 225 рублей на человека. В 1907 году жителями Мезенского уезда было добыто наваги 80 470 пудов на сумму 161 998 рублей. Цена ее держалась от 1 рубля 60 копеек до 2 рубля 60 копеек за пуд.
Жители Мезенского уезда имели существенный доход от перевозки наваги на оленях и лошадях.
Вот как описывает перевозку наваги из рек Канина известный русский писатель и путешественник Б.М. Житков, который совершил путешествие о Канинской тундре летом 1902 года в составе экспедиции Императорского Русского географического общества:
"В большинстве случаев скупщики наваги приезжают на место лова и там нанимают самоедов с оленями для перевозки наваги от места лова к селу Несь, служащего передаточным пунктом при движении наваги на Мезень. Из Неси в Мезень (около 100 верст) навагу везут крестьяне села Несь и деревни Мгла, обыкновенно на лошадях; часть наваги идет и до Мезени на оленях. Провоз от устья Чижи до села Несь стоит 15-20 копеек пуд, от Неси до Мезени около 40 коп. пуд. Но при большом улове и усилении требовании на лошадей и оленей провозимые цены поднимаются, так что за провоз пуда рыбы от места лова до Мезени доходит до 75 коп. В 1901 году цена наваги на месте была 1 руб. 50 коп.- 1 руб.90 коп. за пуд. Цена, как нам кажется, повышается с каждым годом. В Мезени навагу укладывают в короба (1-3 пуда) и везут через Пинегу на Архангельскую железную дорогу. Мезенские крестьяне обыкновенно везут груз до Пинеги, где передают его пинежанам. По Варпаховскому, в 1899 г. за провоз от Мезени до Пинеги (146в) платили 20-30коп. с пуда, от Пинеги до Архангельска- 30-39 коп. с пуда".

За это сообщение автора banderas поблагодарил:
бениан (09 янв 2018, 06:28)
Рейтинг: 1.35%
 
Аватара пользователя

banderas
Супер-профи

 
Сообщения: 6719
Стаж: 10 лет 6 дней
Откуда: Архангельск
Благодарил (а): 1691 раз.
Поблагодарили: 1357 раз.

Сообщение VVN » 08 янв 2018, 23:33 » #1883325

Антон, продолжение будет? :thank
Хоть куда, лишь бы на рыбалку...
На рыбалку - закупаюсь в Магнуме, На Крючке!
Аватара пользователя

VVN
Старейшина

благодарности: 4
1-й уровень благодарности (Число нагрждений: 4)
 
Сообщения: 7055
Стаж: 10 лет 9 месяцев 1 день
Откуда: Архангельск
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 3839 раз.

Сообщение banderas » 08 янв 2018, 23:55 » #1883331

VVN
:agree Долго перепечатывать.
Аватара пользователя

banderas
Супер-профи

 
Сообщения: 6719
Стаж: 10 лет 6 дней
Откуда: Архангельск
Благодарил (а): 1691 раз.
Поблагодарили: 1357 раз.

Сообщение Krasiyanin » 14 май 2018, 21:59 » #1953146

Из википедии...

Ортинское городище
Страна Россия
Область Ненецкий автономный округ
Статус Археологический памятник
Wiki Loves Monuments logo - Russia - without text.svg Объект культурного наследия № 8310001000

Ортинское городище — археологический памятник федерального значения. Ортинское городище было обитаемым приблизительно в VI—X веках[1]. Расположено в Ненецком автономном округе, на правом берегу Печоры, в 90 км ниже Нарьян-Мара, в районе впадения в неё реки Ортина. Городище представляло собой прямоугольную деревянную крепость с земляным валом и рвом. Стены были сооружены из вертикально поставленных бревен. Есть предположения, что Ортинское городище было племенным центром древнего арктического народа сиртя, населявшего эти места до прихода в низовья Печоры ненцев. Открыл и изучил Ортинское городище — археолог О. В. Овсянников.

При раскопе Ортинского городища силами Архангельской археологической экспедиции возглавляемой О. В. Овсянниковым были найдены многочисленные артефакты, в том числе: около 1500 предметов из чёрного и цветного металла, костяные наконечники стрел, культовые предметы с изображением животных исполненных в так называемом «зверином стиле», в частности, литые бронзовые изображения пантеры и медвежьей головы[2].

Это позволило О. В. Овсянникову после проведения комплексного анализа находок, а также их сравнения с артефактами обнаруженными при раскопках Городецкого городища, сделать предположение, что Ортинское городище входит в контактную зону местного и пришлого населения с легендарным народом сиртя[3]. В русских летописях XI—XIV века они назывались «печера», а в ненецких преданиях — сиртя, а также — сихиртя и сииртя
Аватара пользователя

Krasiyanin
Участник

 
Сообщения: 56
Стаж: 6 лет 9 месяцев 10 дней
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 58 раз.

Сообщение Krasiyanin » 14 май 2018, 22:32 » #1953158

Это городище не единственное, находки с других мест очень похожи.
В прошлом году посетил экспозицию посвещенную Ортинскому городищу в Нарьян Марском музее.
Следующий факт на лицо: находки с других местах хоть и более современные но БОЛЕЕ ПРИМИТИВНЫЕ! по сравнению с Ортинским и другими городищем

При небольшоме анализе складывается следующая картина:

1. Умели обрабатывать метал, знали бронзу! (это сплав)
2. Жили как минимум в рубленных деревянных домах
3. Строили оборонительные укрепления!
4. Имели украшения для женщин и оружия (действительно красивые)

Опять у наших историков что то не клеится... в музее по этому поподу ничего членораздельного не сказали.... Стали мямлить про сихиртя и чудь белоглазую.
Вложения
IMG_2890-14-05-18-22-12.JPG
IMG_2892-14-05-18-22-12.JPG
IMG_2892-14-05-18-22-12.JPG
Аватара пользователя

Krasiyanin
Участник

 
Сообщения: 56
Стаж: 6 лет 9 месяцев 10 дней
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 58 раз.

Сообщение Krasiyanin » 14 май 2018, 22:36 » #1953162

Кстати ненцы боятся сехиртя, считается что они обычно появляются в сильный туман и на определенных местах, около сопок обычно
Ненцы сами пришлые и некоторые из них помнят об этом.
Вложения
IMG_2891-14-05-18-22-12.JPG
Аватара пользователя

Krasiyanin
Участник

 
Сообщения: 56
Стаж: 6 лет 9 месяцев 10 дней
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 58 раз.

След.


Вернуться в Ненецкий национальный округ

Яндекс.Метрика