Пути сообщения, проходившие через Канинскую и Тиманскую тунд

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Сообщение banderas » 14 май 2017, 21:21 » #1762673

В 16 веке побережья Канина и Чёшской губы были освоены русскими поморами-промышленниками, которые плавали туда на своих судах в основном для промысла рыбы и морского зверя. Уже в то время там по берегам рек были временные промысловые станы, или становища. В некоторых из них насчитывалось по нескольку изб, где промышленники жили во время сезонного промысла рыбы и морского зверя. В последующем на базе этих станов возникли постоянные поселения- становища, выселки, деревни.
К тому времени были известны следующие пути сообщения, проходившие через Канинскую и Тиманскую тундры, которыми пользовались русские торговые и промышленные люди.
Чтобы попасть в Чёшскую губу, во избежание длительного пути морем вокруг полуострова Канин, русские поморы-промышленники и торговые люди пользовались Чёшским волоком, образованным реками Чижой, впадающей в Белое море, и Чёшой, впадающей в Чёшскую губу Баренцева моря. Этим волоком они с древних времён ходили на Печору, в низовья реки Оби и на Таз в "златокипящую" Мангазею. В верховьях реки Чижа и Чёша настолько близко подходили друг к другу, что волок между ними через болото составлял всего "сажен с двадцати" и при большой воде затоплялся. Суда и груз через этот волок перевозили, на оленях "нанимаючись", кочевавшие в окрестностях ненцы.
По Среднему Тиману проходил древний Пёзский волок. Он пролегал в верховьях правого притока Мезени- реки Пёзы и через систему двух Волоковых озёр выходил в верховья левого притока Печоры- реку Цильму. Протяжённость его составляла пятнадцать вёрст.
Путь этот был хорошо известен русским уже в 11 веке и в течении пяти столетий (11-15вв) оставался главной дорогой на Печору и в Зауралье, играя большую роль в жизни Русского Севера.
Впервые его описал известный немецкий дипломат Сигизмунд Герберштейн в своей книге "Записки о московских делах", изданной в Вене в 1549году. Описание этого пути дано также в "Книге Большому Чертежу".
И хотя с открытием новых, более лёгких маршрутов на Печору и в Сибирь этот путь потерял былое значение, для жителей Печорского края он оставался основной дорогой на Архангельск в летнее время до конца 19 века, пока не был построен Печорский тракт- прямая дорога от Койнаса на Мезени до Усть-Цильмы на Печоре.
Обслуживание пути через Пёзский волок было возложено мезенских и усть-цилемских крестьян в качестве "подводной повинности", которую они несли "деньгами и натурою".
Для перевозок лодок и грузов через этот волок использовали лошадей и оленей, принадлежавших ненцам, кочевавших в этих краях.
Мезенские поморы-промышленники ходили на промысел рыбы и морского зверя в устье реки Пёши, пользуясь Пёшским волоком, который существовал между притоком реки Мезени- Пёзой и через озёра Варш и Поче, входящие в систему Варшенских озёр, выходил в верховья Пёши. Плававшие этим путём мезенские поморы и положили начало заселения этих мест.
Мезенские поморы, промышлявшие рыбу и морского зверя на морском побережье в Чёшской губе, предпочитали отправлять продукты своих промыслов на Печору, где продавали их местным и приезжим купцам. Для выхода на Печору они пользовались Индигским Северным водно-волоковым путём, который из реки Индиги через Индигские озёра выходил в верховья реки Соймы, впадающей в левый приток Печоры- Сулу. Протяжённость этого волока, разделявшего Индигские озёра от реки Соймы, составляла около четырёх вёрст, груз и лодки перевозили через волок на оленях.
Плававшие этим путём мезенские поморы-промышленники положили начало заселения берегов Индиги и Сулы.
С древних времён существовал Мезенский зимний тракт, проходивший с Мезени на Печору до Пустозёрска через Канинскую и Тиманскую тундры.
Начинался тракт с Кузнецовой слободы на Мезени (в 1780 году слобода вошла в состав города Мезени) и шёл до Неси вдоль правого берега реки Мезени и по Канинскому берегу Мезенской губы, проходя через станции Пыя, Семжа, Прелая, Мгла. От Неси он поворачивал на восток и , проходя по тундре через станции Вижас, Ома, Снопа, выходил на Станцию Пёшская (ныне деревня Верхняя Пёша). Оттуда через Тиманскую тундру выходил на левый приток Печоры- реку Сулу, к устью впадающей в неё речки Соймы. Далее- вниз по Суле и , проходя чрез станции Коткино и Сульская, выходил на село Великовисочное, стоявшее на левом берегу Печоры. Затем вниз по реке и через станцию Пылемец, что на правом берегу Печоры, выходил на Пустозёрск.
По причине глубоких снегов и частых метелей этим путём ездили в основном на оленях, да и то когда промерзали непроходимые топкие болота и становились многочисленные речки. Позднее, когда на этом пути в устьях рек в Канинской и Тиманской тундрах возникли постоянные поселения, тракт становится более обжитым, и по нему стали ездить и на лошадях, так как для сообщения поддерживались санные пути.
Зимник использовался для проезда и перевозки грузов с Канино-Тимании на Мезень и обратно: в Мезень вывозили рыбу, в основном навагу, с рек Канино-Тимании.
В конце 19 века на этом зимнике между Несью и Вижасом, в 28 км от Неси, открыли станцию Толстый Нос. Здесь стоял один дом, в котором проживали 2 человека, обслуживающие эту станцию.
От Неси до устья реки Чижи существовал также зимний тракт, проходивший по западному побережью Канина через станцию Яжма. В 20-х годах 20 века этот зимник через Кию был продолжен к устью реки Шойны, до становища Шойна.

Взято из книги Н.А.Окладникова "Канинская и Тиманская тундры 17-начала 20 веков".

За это сообщение автора banderas поблагодарили: 4
бениан (14 май 2017, 22:00), Саша (14 май 2017, 21:22), vasilii (14 май 2017, 21:33), МихМих (20 апр 2018, 18:03)
Рейтинг: 5.41%
 
Аватара пользователя

banderas
Супер-профи

 
Сообщения: 6719
Стаж: 10 лет 8 дней
Откуда: Архангельск
Благодарил (а): 1691 раз.
Поблагодарили: 1357 раз.

Сообщение vasilii » 14 май 2017, 21:44 » #1762703

О Пезском волоке, во всех подробностях http://kvastravel.livejournal.com/77452.html . Для интересующихся, сейчас и Шренка на ЯДиск загружу и ссылочку предоставлю. Тема занимательная, до умопомрачения.;) smailikai/tup
Чет на диск проблема... Вот с контакта https://vk.com/doc337037606_437133100
Всем привет
Василий

За это сообщение автора vasilii поблагодарили: 2
banderas (14 май 2017, 22:50), Саша (15 май 2017, 06:08)
Рейтинг: 2.7%
 
Аватара пользователя

vasilii
Мастер - наставник

 
Сообщения: 1931
Стаж: 13 лет 10 месяцев 3 дня
Откуда: Сыктывкар,Гарья.
Благодарил (а): 269 раз.
Поблагодарили: 152 раз.

Сообщение banderas » 15 май 2017, 00:46 » #1762829

vasilii
Прочитал. Рассказ шикарный smailikai/tup :thank
Аватара пользователя

banderas
Супер-профи

 
Сообщения: 6719
Стаж: 10 лет 8 дней
Откуда: Архангельск
Благодарил (а): 1691 раз.
Поблагодарили: 1357 раз.

Сообщение Саша » 15 май 2017, 06:09 » #1762841

vasilii писал(а):Вот с контакта

пишет, что удален. Василий, скопируй и сюда вставь, плиз :thank
ВКонтакте http://vk.com/na_severe - Александр Северный
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 88269
Стаж: 14 лет 5 месяцев 6 дней
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 94730 раз.
Поблагодарили: 22888 раз.

Сообщение vasilii » 20 апр 2018, 13:37 » #1942611

Саша писал(а):пишет, что удален. Василий, скопируй и сюда вставь, плиз

Прошу прощения... Не заглядывал, а сейчас ищу инфу по самолетам в верховьях Сулы и случайно увидел, что ссылка не работает. Оказывается надо было из "Личных" перевести, чтоб была доступна для других.. Сейчас должна "найтись". https://vk.com/doc337037606_437133100
Всем привет
Василий

За это сообщение автора vasilii поблагодарил:
Саша (20 апр 2018, 22:09)
Рейтинг: 1.35%
 
Аватара пользователя

vasilii
Мастер - наставник

 
Сообщения: 1931
Стаж: 13 лет 10 месяцев 3 дня
Откуда: Сыктывкар,Гарья.
Благодарил (а): 269 раз.
Поблагодарили: 152 раз.



Вернуться в Ненецкий национальный округ

Яндекс.Метрика