История

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Сообщение vasilii » 28 дек 2012, 20:31 » #723406

А почему в теме пусто? Вот Вам для затравочки...
ЗЫРЯНСКИЕ КОРНИ ВИЛЕГОДСКОГО НАРОДА
Автор: В. Л. Веснин
Дата публикации: 29.06.2005
Язык статьи:


Эта статья была опубликована в июле 2004 г. в газете «Знамя труда» (с. Ильинск Вилегодского района Архангельской области). Несколько позднее на сайте kominarod.ru появилась ссылка на эту статью (ныне, по-видимому, уже удалённая). Точнее, ссылка была не столько на статью, сколько на содержащуюся в статье информацию. И, к сожалению, в данной ссылке имелись некоторые неточности. В то же время можно предполагать, что данная статья будет интересна для посетителей сайта kominarod.ru. Представленный ниже текст статьи полностью соответствует тому, что был опубликован в газете «Знамя труда».


Виледь – страна особая. И хотя немало людей, отнюдь не только вилежан, могут сказать примерно то же самое о своей «малой родине», Вилегодский край всё-таки чем-то почти неуловимым отличается от окрестных земель. И, как говорят краеведы, «коренное население Виледи отличается особенностями говора, характера. Здесь живы вековые культурные традиции. Всё это позволяет краеведам и гостям Виледи называть живущих здесь вилегодским народом». [1]

Поясню для тех читателей, кто не знаком с традициями оформления научных публикаций, что цифрами в квадратных скобках принято указывать ссылки на источники информации, которыми пользовался автор. В конце этой статьи Вы найдёте список литературы и, если захотите, сможете более подробно с ней познакомиться. Ну а специалистам, надеюсь, эта статья тоже будет интересна, поэтому, несмотря на то, что это газетная публикация, и адресована она достаточно широкому кругу читателей, я всё же буду придерживаться традиционной для научной литературы системы ссылок на источники информации.


Кто мы?

Не может не радовать тот факт, что и в нынешнее насквозь пропитанное коммерцией время продолжается и даже активизируется изучение истории Виледи. Правда, изучением этим занимается в основном достаточно узкий круг специалистов-краеведов, но, в конце концов, и это неплохо. И благодаря их стараниям мы мало-помалу узнаём новые, а точнее, старые, но, казалось бы, уже навсегда забытые факты из истории Виледи и вилегодского народа.

Но один весьма интересный вопрос до сих пор практически не обсуждался и не обсуждается ввиду его кажущейся полной ясности. На самом деле, вопрос отнюдь не простой. Это вопрос о национальных корнях вилегодского народа – какие они?

Казалось бы, здесь всё ясно: вилежане – русские, вроде как с новгородскими корнями. Как аргументируется это утверждение ? А в общем-то, никак. Просто как само собой разумеющееся принимается, что раз в своё время на Виледь пришли новгородцы (и другие славяне), а нынешнее население Виледи говорит на русском языке, то это значит, что вилежане – русские. Правда, жили когда-то на Виледи коми-зыряне и, возможно, кто-то из них и влился в число вилежан. Но в целом принято считать, что вилежане – русские. Всё. Вопрос исчерпан.

На самом деле, вопрос далеко не исчерпан. Действительно, начало проникновения новгородцев на Виледь относится ещё к 10-11 векам, а в 13 веке интенсивность миграционного потока возрастает [2]. Но новгородцы отнюдь не были первыми жителями Виледи. Коми-зыряне, «пермь», как тогда называли их русские, жили на Виледи задолго до прихода славян. Здесь надо пояснить, что на Виледи жили именно коми-зыряне, а не коми-пермяки; название «пермь» или «пермяне» в то время употреблялось по отношению ко всем группам коми народа.

Ну а каково было соотношение между численностью коренного населения Виледи и численностью прибывших на Виледь славян ? В статье [2] говорится, что «предки современных коми жили на Виледи вплоть до 18 века. Но уже в 17 веке преобладали русские». То есть тот факт, что до 16 века включительно на Виледи преобладали коми-зыряне, вроде бы можно считать достаточно достоверно установленным. Ну а после 16 века ?
В той же статье [2] утверждается, что «в начале 18 века пермь на Виледи уже не живёт, она частично ассимилировалась с русскими (обрусела), частично была оттеснена за пределы Виледи». И вот это-то утверждение представляется, как минимум, не вполне корректным.

В частности, не вполне понятно, как вообще могло происходить упомянутое «оттеснение». Плотность населения на Виледи и сейчас-то невелика, а тогда была ещё во много раз меньше. Земли и воды хватало не только для сельскохозяйственной деятельности, но и для таких традиционных для коми населения занятий, как охота и рыболовство.

В таких условиях оттеснение какого-либо народа на достаточно большое расстояние могло быть обусловлено разве что какой-то военной акцией, заставляющей оттесняемых покидать обжитые места и уходить подальше, спасая свою жизнь. Но на Виледи не зафиксировано не только сколь-нибудь крупных боестолкновений, нет свидетельств даже о сколь-нибудь заметных межнациональных столкновениях на бытовом уровне. Так что гипотеза оттеснения представляется не слишком убедительной.

Правда, возможен был другой процесс – процесс ухода части коми населения, обусловленный тем, что эта часть населения желала изолировать себя от православной экспансии, желала сохранить свои языческие верования и вообще желала иметь поменьше контактов со славянскими переселенцами. Такой процесс действительно происходил, но захватил он лишь относительно небольшую часть коми населения Виледи. Есть веские основания полагать, что большая часть коренного населения Виледи не только не противилась контактам со славянами, но и наоборот – стремилась к таким контактам.

Теперь об ассимиляции. Об ассимиляции в её классическом виде можно говорить тогда, когда относительно небольшая группа людей оказывается в другой национальной среде и, смешиваясь с представителями этой среды, утрачивает свою культуру, свой язык, теряет свои характерные антропологические признаки. И происходит всё это именно вследствие относительной малочисленности данной группы, которая постепенно «растворяется» в более многочисленной среде, например, в среде нагрянувших в их края переселенцев.
Имел ли место подобный процесс на Виледи ? Вряд ли. Так, например, в статье [3] приводится следующая информация о появлении в 12 веке древнерусских городищ на Нижней Вычегде: «Если в Вычегодско-Вымском крае возникновение городищ не сопровождалось массовыми крестьянскими поселениями, то в более западной части этнической территории пермян складывалась иная ситуация». Ещё раз обратим внимание на это утверждение. Итак, «в Вычегодско-Вымском крае возникновение городищ не сопровождалось массовыми крестьянскими поселениями». Виледь – это часть бассейна Нижней Вычегды.

Ряд других исторических источников дают основания полагать, что та самая граница (граница, конечно, условная и весьма размытая), к западу от которой складывалась «иная ситуация», проходила или где-то в районе Пыроса (нынешний город Котлас), или даже западнее Пыроса. То есть на Виледи этих самых «массовых крестьянских поселений» не оказалось.

Ну а в более поздние времена приходили ли славяне на Виледь ? Приходили, конечно. Хорошо известно, например, что Стефан Пермский пришёл на Виледь в 1379 году, то есть в 14 веке. Приходили и купцы, и Ильинский городок был на пути из Москвы в Сибирь. Приходили и крестьяне. Но много ли ? Похоже, что и в 13...16 веках, как и ранее в 12-ом, мощность миграционного потока русских крестьян на Виледь была относительно невелика.

Подтверждением этого предположения могут служить приведённые в статье [4] свидетельства путешественников второй половины 17 века, из которых следует, что уже в нескольких десятках километров за Сольвычегодском «на смену русским селениям приходили зырянские». Правда, в той же статье [4] отмечается, что маршруты этих путешественников после их выезда из Сольвычегодска точно не известны, однако, основной факт просматривается достаточно ясно: упомянутая выше граница, к востоку от которой зырянское население преобладало над славянским, за период с 12 по 17 века сместилась в восточном направлении, но сместилась не слишком далеко.

Факт смещения этой границы вполне укладывается в общую картину того времени, характеризующуюся сокращением территории проживания коми народа. Однако, для нас важен не столько факт смещения границы, сколько её положение в 17 веке. А из приведённых в статье [4] сведений можно сделать вывод, что до Виледи эта граница не дошла. Или, по крайней мере, большая часть территории Вилегодского края осталась к востоку от этой границы.

Но из этого факта следует, что зырянское население преобладало на Виледи не только в 16, но и в 17 веке. Возможно, что русское население преобладало лишь в локальной точке, а именно – в районе Ильинского городка. В целом же Вилегодский край оставался в основном зырянским. И хотя к 17 веку русский язык на Виледи уже сильно потеснил язык коми и значительная часть коми населения Виледи уже использовала русский язык в повседневной жизни, память о принадлежности вилежан к коми народу ещё хорошо сохранялась.
Рассматривая историю Виледи, нельзя оставить без внимания важные и весьма тяжёлые события, которые произошли в первой половине 17 века. В этот период произошло значительное сокращение численности населения Вилегодского края [2]. Это было связано, во-первых, с катастрофическими неурожаями первой половины 17 века, а во-вторых, с тем, что в это время значительная часть вилежан отправилась на поиски лучшей доли в Сибирь (этот исход населения с Виледи также не в последнюю очередь был связан с неурожаями). Кстати, в этот период население сократилось не только на Виледи, но и во всех районах расселения коми народа [4].

Ну а за счёт чего восстанавливалось население Виледи ? Достоверной информации по этому поводу немного, но и анализ сведений об изменении численности населения Виледи, и ряд других фактов позволяют предполагать, что восстановление населения Виледи во второй половине 17 века происходило в основном за счёт естественного прироста населения, а не за счёт притока мигрантов. То есть, и в этот период существенного изменения национального состава населения Виледи не происходило.
И вдруг в начале 18 века оказывается, что «пермь на Виледи уже не живёт...» [2]. С чего бы это вдруг ? Что же такое произошло на Виледи за ничтожный по историческим меркам срок – всего лишь около ста лет или даже ещё меньше ? К этому вопросу мы ещё вернёмся...
А пока, возвращаясь к вопросу о миграции, можно отметить, что анализ имеющихся фактов позволяет предполагать, что общее количество прибывших на Виледь славян было, по максимальным оценкам, одного порядка с местным коми населением. А скорее всего, в несколько раз меньше. О классическом варианте ассимиляции в таких условиях говорить не приходится.
Но тогда что же произошло ? Гипотезу об эпидемиях, принесённых мигрантами и выкосивших местное население, можно отбросить сразу: при внутриконтинентальных миграциях, да ещё на относительно небольшие расстояния, возможные эпидемии должны были приблизительно в одинаковой пропорции выкашивать и местное население, и мигрантов. Земли и воды было вдоволь, возможности добывать пищу и вести хозяйство никуда не исчезли. Так куда же исчезло коренное население Виледи, куда исчезли вилегодские коми?

Аргументированный ответ на этот вопрос получается только один – никуда они не исчезли. Вилегодские коми и по сей день живут на Виледи и, более того, составляют основную часть населения. Только они об этом не знают. Точнее, забыли об этом: сначала забыли свой язык, а потом забыли и о своём зырянском происхождении. Они – это мы. Наши корни, корни вилегодского народа, по большей части не славянские, а зырянские.

Подчеркну, что такое утверждение противоречит общепринятой точке зрения, в соответствии с которой принято считать, что доля коми-зырянского компонента в генах вилежан невелика. На самом деле, невелика как раз доля славянского компонента. Иными словами, по генам нынешние вилежане – это коми-зыряне, а не славяне.

Аргументы для подтверждения столь радикального утверждения нужны достаточно весомые. Высказанного выше предположения о том, что мощность миграционных потоков славян на Виледь была относительно невелика и что эти потоки не могли существенно изменить национальный состав населения Виледи, не достаточно для доказательства гипотезы о зырянском происхождении вилежан, поскольку по прошествии многих лет весьма затруднительно оценить точное соотношение между объёмом этих потоков и численностью коренного населения. Это предположение следует рассматривать скорее как информацию к размышлению или как часть гипотезы о зырянском происхождении вилежан. В ряд её доказательств предположение об относительной незначительности миграционных потоков может лечь лишь в том смысле, что оно обеспечивает достаточно обоснованную базу для выдвижения этой гипотезы.

Но и других свидетельств того, что нынешние вилежане – это потомки вилегодских коми, обнаруживается столько, что просто диву даёшься – почему, почему никто не попытался подробно исследовать этот вопрос раньше ? Чуть позже я постараюсь подробнее познакомить читателей с этими свидетельствами, а пока же вернёмся к обсуждению событий, начавшихся на Виледи примерно полтысячелетия назад.


Хотели считать себя русскими...

Итак, об ассимиляции всё же можно говорить, но не о её классическом варианте, а о варианте достаточно нетипичном и даже несколько странном: относительно многочисленное коми население Виледи под влиянием относительно небольшого числа русских переселенцев достаточно быстро, всего лишь через несколько столетий после начала контактов со славянами (не слишком большое по историческим масштабам время) утрачивает свой язык и даже забывает о своих корнях, но при этом в значительной мере сохраняет свой генофонд.

Кроме того, на достаточно длительный период (практически до начала коллективизации) на Виледи сохраняется традиционный для юго-западной части Коми края образ жизни народа, одну из основ которого составляло льноводство. Конечно, контакты с русскими переселенцами внесли в жизнь вилегодских коми весьма существенные изменения, но эти изменения оказались примерно такими же, как и в тех областях Нижней Вычегды, где жившие в то время коми-зыряне сохранили свой язык и сохранили память о своей принадлежности к коми народу (возможно, вследствие того, что контактов с представителями других групп коми народа там было больше). На Виледи же эта память была утрачена.

Почему же это произошло ? Вроде бы чаще приходится слышать о ситуациях, когда коренное население старалось как-то противиться приходу «чужаков». Не обязательно путём вооружённого сопротивления, есть и другие варианты, но, как правило, в подобных ситуациях коренное население старается как-то сохранить свою национальную самобытность, старается не потерять себя как народ даже в том случае, если количество пришельцев существенно превышает количество коренного населения. На Виледи же всё произошло с точностью до наоборот. Но почему ?
Я не историк и не этнограф. Я физик. Поэтому, проверяя свою гипотезу о зырянском происхождении вилежан, я действовал так, как вели меня знания, опыт и интуиция профессионала-физика. И надо сказать, что обнаруженные доказательства этой гипотезы оказались даже более убедительными, чем я поначалу рассчитывал получить. Но прежде чем рассказывать об этих доказательствах, выскажу некоторые предположения о том, как и почему могло получиться так, что проживавший (точнее, проживающий и поныне!) на территории Виледи народ коми забыл о своих корнях.

Во-первых, коми – народ весьма миролюбивый. Во-вторых, за весьма редкими исключениями, осваивавшим северные территории русским переселенцам также было свойственно достаточно миролюбивое отношение к местному населению. То есть, конечно, данью могли обложить (выражаясь по современному, взимать налоги и таможенные сборы), но чтобы по каждому поводу «спецоперацию» устраивать... Обходились без таких крайностей.
При уже упомянутом наличии больших резервов свободного жизненного пространства это не только резко снижало вероятность межнациональных конфликтов (причём как на глобальном уровне, так и на бытовом), но и способствовало взаимопроникновению народов. В общем, происходил хорошо известный и обычный для колонизации российского Севера процесс.

Но почему-то практически никто не обратил достаточного внимания на некоторые существенные детали, на некоторые важные особенности этого процесса на Виледи, благодаря которым результат этого процесса оказался хотя и не уникальным, но, в общем-то, достаточно нетипичным.

С одной стороны, доля русских переселенцев в общей массе населения Виледи была относительно невелика. С другой стороны, и это самое главное, есть веские основания полагать, что значительная часть коми населения Виледи желала считать себя русскими. В подтверждение последнего предположения свидетельствуют некоторые факты как из современности, так и из прошлого.

Так, например, в статье [5] приводится такая информация: «Коми ученики городских школ часто стесняются назвать свою национальную принадлежность... В время опроса учащейся молодёжи в марте 1997 г. среди учеников городских школ, у которых оба родителя коми по национальности, четверть назвала себя русскими...».

Есть веские свидетельства того, что начался этот процесс отнюдь не в конце двадцатого века, а существенно раньше: многие исследователи ещё в 19 веке отмечали, что для значительного числа представителей коми народа русский крестьянин был почти идеалом. Правда, это в большей степени относится к коми-пермякам; коми-зырян желание перенимать всё русское коснулось в меньшей степени, но всё же не обошло стороной.
Есть и ещё более древние свидетельства, также относящиеся к коми населению: «Путешественник 16 века С. Герберштейн писал о коми населении Устюжской земли: «У жителей свой язык, хотя они больше говорят по-русски»» [6]. Таким образом, ещё более четырёх столетий назад желание считать себя русскими у многих представителей коми народа было выражено настолько, что уже тогда они начинали отказываться от своего языка в пользу языка русского.
Приведённое в статье [6] свидетельство относится к коми населению Устюжской земли, но оно вполне адекватно отражает общую ситуацию, сложившуюся в то время во многих группах коми народа. Вилегодские коми, увы, также не стали исключением.

И, наконец, сыграла свою роль относительная удалённость и изолированность жителей Вилегодской Пермцы от других групп коми народа, что также способствовало потере вилегодскими коми языка своих предков, в то время как жители центральных и северных областей Коми края, имевшие больше поводов для общения со своими соседями на родном языке, имели и больше шансов этот язык сохранить. Они и сохранили. А вилегодские коми – нет. Ну а после того, как родной язык забыт, память о корнях народа имеет свойство улетучиваться особенно быстро...

Цепная реакция

Надо отметить одну очень важную особенность произошедших на Виледи событий. Начавшийся на рубеже 14 и 15 веков процесс практически с самого начала имел характерные признаки цепной реакции. Для тех, кто не знаком с подобными вопросами, поясню, что цепными реакциями принято называть такие реакции, в которых продукты реакции способны вызывать новые акты той же реакции. Обычно термин «цепная реакция» ассоциируется с ядерной физикой, однако, подобные процессы могут происходить и в человеческом обществе.

Такой процесс происходил и на Виледи. Более того, мощность этой реакции всё увеличивалась. Не могу не привести ещё одно сравнение из области своей профессии – мощность реакции увеличивалась точно так же, как в пошедшем «в разнос» ядерном реакторе. Разница состоит лишь в том, что в ядерном реакторе характерные времена протекания таких процессов измеряются секундами или долями секунды, а в человеческом обществе – десятилетиями или даже столетиями.

Но несколько десятков или даже сотня лет – это действительно не слишком большое по историческим масштабам время. А теперь вспомним поставленный выше вопрос: «Что же произошло на Виледи за ничтожный по историческим меркам срок ?» Вот что произошло: на 17 век пришёлся максимум мощности этой цепной реакции, её пик, её последний аккорд.

Сначала, где-то в 14 или в 15 веке, лишь незначительная часть коми населения Виледи отказывалась от своего языка и начинала считать себя русскими. Но их воздействие на пока ещё сохраняющую свой язык и память о принадлежности к коми народу часть населения Виледи складывалось с влиянием русских переселенцев. Поэтому в последующее время всё большее число вилегодских коми считали себя русскими и, как следствие, всё более усиливалось их влияние на остальную часть населения Виледи. А желание считать себя русскими где-то в глубине души было у многих. Реакция разгоралась...

Обратите внимание, что пришедшие на Виледь славянские переселенцы сыграли роль «первого нейтрона», спички для зажигания этой цепной реакции. А однажды начавшись, в дальнейшем эта реакция шла за счёт коренного населения Виледи. Массового наплыва славянских переселенцев, который был бы необходим для классического варианта ассимиляции, для развития вилегодского варианта цепной реакции вовсе не требовалось.
И всё новые и новые люди вовлекались в эту реакцию, всё больше и больше возрастала её мощность. А все цепные реакции, вне зависимости от того, где они происходят – в ядерном реакторе или в человеческом обществе, подчиняются некоторым общим законам. И законы эти таковы, что неуправляемая цепная реакция любого типа может завершится одним из всего лишь двух возможных финалов: она либо тихо и плавно гаснет, либо заканчивается каким-то взрывоподобным процессом, при котором мощность этой реакции сначала стремительно нарастает, а затем, на заключительной стадии, также быстро спадает до нуля. И в ходе такого взрывоподобного процесса выгорает либо весь «реакционноспособный материал», либо, по крайней мере, значительная его доля.

Цепная реакция на Виледи была неуправляемой извне и не имела внутренних механизмов саморегулирования. И где-то в 17 веке случилось то, что рано или поздно должно было случиться с неуправляемой цепной реакцией: из медленной и плавной она превращается во взрывоподобную – сменяется всего-то несколько поколений и все вилежане считают себя русскими. Забывается на Виледи коми язык и утрачивается память о принадлежности вилежан к коми народу.

И очень важная деталь: хотя на заключительной стадии цепная реакция и носила взрывоподобный характер, никаких социальных взрывов не происходило ввиду того, что люди вовлекались в эту реакцию вполне добровольно. Как следствие, в коллективной памяти народа не осталось никаких свидетельств о социальных потрясениях – таковых потрясений просто не было.

Увы, не сохранилось у вилегодского народа и почти никакой памяти о своих зырянских корнях – сильное желание считать себя русскими привело к тому, что люди сознательно или подсознательно сами подавили в своей коллективной памяти почти все подобные воспоминания.
И вот это достаточно странно и даже удивительно. Зная, насколько сильна любовь нынешних вилежан к своему родному краю, можно предположить, что отнюдь не меньшая любовь к своей земле была свойственна и их предкам. А раз так, то логично было бы ожидать сохранения хоть какой-то памяти о своих зырянских корнях. К сожалению, по не вполне понятным причинам этого не произошло. При этом, однако, вилегодский народ весьма бережно сохранил доставшуюся ему «с зырянских времён» материальную культуру, многие традиции и много что ещё.

Итогом всех этих процессов и стало образование той группы людей, которую ныне называют вилегодским народом – русские «по паспорту» и по языку, но коми по происхождению. Конечно, не на 100%; доля русского компонента в генах вилежан достаточно заметна, но всё же эта доля значительно меньше половины.
Кстати, здесь можно отметить, что и у сохранивших свой язык нижневычегодских коми просматривается значительное влияние русского компонента – как в генах, так и в материальной и духовной культуре [7].

Можно также отметить возможность того, что некоторый (но, скорее всего, весьма небольшой) вклад в формирование вилегодского народа внёс и другой финно-угорский народ – вепсы. Опять же, и у нижневычегодских коми также просматриваются следы вепсского влияния [7].

Впрочем, я уже достаточно глубоко вторгся в историю. Лучше будет, если эти исследования попытаются продолжить историки-профессионалы или краеведы. Я же, как и обещал, расскажу о тех подтверждениях гипотезы о зырянском происхождении вилежан, которые мне удалось найти в нашем времени и в совсем недавнем прошлом. Но прежде, чем перейти к рассказу об этих фактах, отмечу, что я отнюдь не претендую на лавры первооткрывателя зырянского происхождения вилежан. Возможно, что достаточно узкий круг историков и этнографов если и не знал об этом точно, то, по крайней мере, имел веские основания это предполагать. Но, к сожалению, этот вопрос так и остался практически неисследованным...

Подробно обсудить вопрос о происхождении вилежан с профессиональными историками и этнографами у меня возможности не было, но краткие обсуждения всё-таки состоялись. Вот что сказал по этому поводу Юрий Попов, историк, ныне – один из соавторов и руководителей сайта коми народа: «Думаю, что нынешние жители Виледи, будучи русскими по паспорту, имеют значительную (более 50%?) долю коми крови. Просто забыли о своём зырянском происхождении». Что ж, похоже, нам пришла пора об этом вспомнить...

Но почему об этом не вспомнили раньше ? Почему, изучая прошлое Вилегодской земли, практически никто не обращал внимания на то, что не могло просто так «раствориться» и исчезнуть зырянское население Виледи ? Вопрос о том, какой вклад в формирование вилегодского народа внесли вилегодские коми, до сих пор почему-то всегда обходили молчанием. К тому же многие детали произошедших на Виледи процессов пока ещё не ясны.

Вопросов к историкам достаточно много, надеюсь, что они воспримут их как постановку задач для своих будущих исследований и со временем смогут дать на них ответы. Ну а я, наконец, расскажу о современных или почти современных свидетельствах зырянского происхождения вилежан.


Свидетельства родства

Итак, жившие на Виледи коми-зыряне забыли свой язык. Но не мог этот язык вообще бесследно исчезнуть. Что-то должно было остаться. Один из таких «остатков» всем хорошо известен – топонимика Виледи сохранила немало названий, корни которых лежат в коми языке.

Но топонимика – это, пожалуй, одна из наиболее консервативных частей языка. И при этом нередки случаи, когда один народ действительно уходил, оставляя другому свои географические названия. Так что вилегодская топонимика сама по себе не может служить подтверждением рассматриваемой гипотезы. Безусловно можно говорить лишь о том, что она этой гипотезе не противоречит. И только при наличии других подтверждений вилегодская топонимика «маленьким кирпичиком» ложится в общий ряд доказательств.

Несколько более убедительным свидетельством является наличие в вилегодском диалекте других, не связанных с топонимикой слов, имеющих аналоги в коми языке. Но, во-первых, таких слов весьма немного – сотни лет всё-таки прошли с тех пор, как коми язык был на Виледи забыт. А во-вторых, само по себе наличие таких слов в вилегодском диалекте также не может служить доказательством зырянского происхождения вилежан, так как эти слова могли быть заимствованы русскими поселенцами из языка местных жителей.
Однако, если ряд других доказательств будет достаточно обширным, то наличие таких слов в вилегодском диалекте также может рассматриваться как аргумент в пользу справедливости рассматриваемой гипотезы. Но, что значительно важнее и интереснее, сходство вилегодского диалекта с коми языком отнюдь не исчерпывается наличием небольшого числа общих слов.

Конечно, было бы лучше, если бы этот вопрос более подробно исследовали филологи и лингвисты, но и я, не будучи специалистом в области языкознания, обнаружил то, что поначалу обнаружить и не рассчитывал. А именно, обнаруживаются факты, которые трудно, почти невозможно объяснить заимствованиями, и которые достаточно убедительно свидетельствуют о том, что так называемый «вилегодский говорок» унаследовал (именно унаследовал, а не заимствовал) некоторые характерные особенности коми языка.

Так, например, в книге [8] утверждается, что характерной чертой вилегодского говора была замена во всех словах звука «ц» на звук «ч». Действительно, такая особенность имеется. Точнее, имелась ещё в относительно недавнем прошлом, сейчас эта особенность практически утрачена. А ещё в начале 20 века эта особенность была: так, например, слово «улица» произносилось как «улича».

Сотрудники Вилегодского краеведческого музея рассказали мне, что такая особенность вилегодского говора является весьма нетипичной для Северо-Запада России. Как правило, северорусские говоры «цокающие», с подчёркнутым произношением звука «ц». А в вилегодском говоре – наоборот, звук «ц» практически вообще отсутствует, вместо него везде «ч». Нетипично для русского Севера и непонятно.

На самом деле, всё очень даже понятно. В коми языке отсутствовал звук «ц». Правда, в современном коми языке этот звук существует, но все слова, содержащие этот звук, в коми языке являются заимствованными, главным образом, из русского языка (кстати, и в русском языке существует аналогичное явление: практически все слова, содержащие звук «ф», являются либо заимствованными, либо производными от заимствованных).

Более того, даже будучи заимствованными, некоторые русские слова в коми языке меняли звучание: например, слово «улица» превратилось в «улича». Полная аналогия с вилегодским говором.
Подчеркну ещё раз, что наличие такой особенности вилегодского говора трудно объяснить заимствованиями из коми языка – благодаря заимствованиям в языке могут появляться новые слова, но чтобы под влиянием заимствований из языка исчез один из звуков – это вряд ли. Здесь имело место именно наследование особенностей языка, а не заимствование.

И это ещё не всё. В той же книге [8] приводится две версии написания слова «голбец»: одна классическая – «голбец», а другая – менее известная – «говбец». То есть звук «л» заменяется на «в». Существуют и другие примеры, хотя их существенно меньше, чем примеров упомянутой выше замены «ц» – «ч». Так, например, слово «куколка» в вилегодском диалекте иногда звучало как «куковка». Опять замена «л» – «в».
А вот что говорится по этому поводу в статье [9], посвящённой говорам коми языка: «Вэ-эловые говоры характеризуются тем, что в них звук «л» в позиции середины слова перед согласным и в конце слова закономерно переходит в звук «в». Вэ-эловые говоры распространены на коми-зырянской территории... в бассейне Вычегды с притоками Пожег и Локчим...»

Теперь другая цитата: «Нижневычегодцы (эжватас) сейчас обитают на небольшом отрезке нижней Вычегды ... между сёлами Межог и Коквицы, хотя до 17 века они заселяли Вычегду значительно ниже, вплоть до современного города Котлас» [10]. В то время коми заселяли не только Вычегду, но и её притоки, в том числе и Виледь. И, скорее всего, на Виледи жили именно нижневычегодцы (так что использованный ранее термин «вилегодские коми» следует рассматривать скорее как указание на область проживания, а не как указание на какую-то особую группу коми народа).
Сопоставление этих фактов делает достаточно понятным наличие в вилегодском говоре замены «л» – «в» и также является аргументом в пользу рассматриваемой гипотезы.

Здесь надо отметить, что слово «голбец» имело на Виледи ещё одну форму: «гобец», то есть вообще без «л» и без «в». Такие говоры характерны для некоторых других районов Республики Коми. Так что если филологи и лингвисты попытаются подробнее исследовать подобные особенности вилегодского диалекта, то, скорее всего, найдут себе непочатый край работы (так что, уважаемые филологи и лингвисты, можете рассматривать изложенное здесь как постановку задач для ваших будущих исследований).

Таким образом, сопоставление вилегодского говора с коми языком приносит достаточно убедительные свидетельства в подтверждение справедливости гипотезы о зырянском происхождении вилежан. Но, поскольку одних только «лингвистических индикаторов» недостаточно, поищем другие – в области материальной культуры.

Как уже отмечалось, важную роль в жизни вилежан играло льноводство. И если обратить внимание на описанные в статье [11] характерные для Виледи агротехнические приёмы и сравнить их с описанными в статье [12] агротехническими приёмами, характерными для сысольских и вычегодских коми, то можно обнаружить их весьма значительное сходство.

Стараясь быть объективным, я не стану утверждать, что этот факт нельзя объяснить ничем иным, кроме как родством вилежан и нижневычегодских коми. В принципе, можно объяснить и чем-то иным: сходством климатических условий, например. Для некоторых других фактов, если рассматривать их по отдельности, также можно найти какие-либо другие объяснения. Но если собрать все эти факты вместе, то этих «других объяснений» наберётся вполне достаточно для того, чтобы усомниться в убедительности этих объяснений. Кроме того, есть и такие факты, которые вообще не укладываются ни в какую другую гипотезу, кроме гипотезы о зырянском происхождении вилежан.

Ещё одним подтверждением зырянского происхождения вилежан неожиданно для меня послужил один из экспонатов Вилегодского краеведческого музея – закрошни. Это приспособление для переноски тяжестей на спине: устройство, несколько напоминающее современный «станковый» рюкзак. Сотрудники музея рассказали мне, что этот предмет также не очень-то типичен для русского Севера, но вот на Виледи встречается. А в какой-то книге, посвящённой истории Республики Коми (к сожалению, сотрудники музея не смогли вспомнить название этой книги) им приходилось видеть фотографии подобных предметов – для Республики Коми это достаточно типичное устройство. Похоже, что и для Виледи этот предмет оказался типичным именно в связи с родством коми и вилежан.

И, наконец, всем известные вилегодские уледи – обувь, которая давно уже «не в ходу», но о которой мы ещё хорошо помним. Принято считать, что эта обувь является практически уникальной, встречается только на Виледи. Оказалось, однако, что отнюдь не только. И ближайший аналог вилегодских уледей отыскивается на территории Республики Коми.

В статье [13] приводится следующая информация: «Летом и осенью коми носили поршни... , сшитые из сыромятной кожи и стягаемые у щиколотки ремешком...». Описание это соответствует описанию вилегодских уледей, но оно очень краткое и не даёт возможности делать однозначные выводы. Поэтому я послал фотографию хранящихся в Вилегодском краеведческом музее уледей в Сыктывкар, попросив сравнить их с той обувью, которую в недалёком прошлом носили коми-зыряне. Оттуда пришёл однозначный ответ, что вилегодские уледи очень похожи на традиционную обувь народа коми.

Более того, как сообщила мне заведующая Центром фольклорных исследований Сыктывкарского Государственного Университета Т.С.Канева, подобную обувь сотрудникам Центра приходилось встречать в время своих фольклорных экспедиций по Архангельской области. Так что эта обувь действительно не уникальна. И довольно часто она встречается как раз в тех местах, где когда-то проживало коми население – несколько веков назад коми жили не только на Виледи, но и в других Архангельских землях.

Может ли факт такого сходства обуви вилежан и коми-зырян рассматриваться в качестве доказательства гипотезы о зырянском происхождении вилежан ? Рассматривать этот факт, как прямое доказательство данной гипотезы, на мой взгляд, не следует, так как в прошлом подобная обувь была достаточно широко распространена во всём Северо-Западном регионе России: и у русских, и у коми, и у карел, и у многих других народов. Хотя, впрочем, очень уж сильное сходство (практически полная идентичность) вилегодских уледей и традиционной обуви коми-зырян всё же ложится в ряд аргументов в пользу данной гипотезы.

Но как косвенное свидетельство этот факт является весьма интересным, если обратить внимание на одну очень важную деталь: на Виледи (как, впрочем, и в некоторых районах Республики Коми) уледи достаточно широко использовались вплоть до середины 20 века, в то время как в других районах Архангельской области такая обувь вышла из употребления значительно раньше. И, надо полагать, что именно различием во времени выхода из употребления и объясняется сложившееся мнение об уникальности вилегодских уледей. Но тогда возникает новый вопрос – а почему эта обувь дольше сохранилась в употреблении именно на Виледи ?

А, скорее всего, потому, что славянское влияние на Виледи было значительно слабее, чем в других Архангельских землях. Уже упомянутая относительная изолированность Вилегодской Пермцы (усилившаяся после того, как утратил своё значение путь из Москвы в Сибирь через Ильинский городок) на этом этапе сыграла положительную роль – вилегодские коми хотя и утратили свой язык, но всё же не «растворились» в славянской среде. И, как уже отмечалось, практически до начала коллективизации сохраняли типичный для нижневычегодцев уклад жизни. Вот и уледи сохранились...

Таким образом, этот факт очень хорошо согласуется с рассматриваемой гипотезой, но служит он не только и не столько доказательством её справедливости, сколько подтверждением того факта, что на Виледи действительно существовали условия, необходимые для того, чтобы вилегодские коми, даже утратив свой язык, всё же не ассимилировались в классическом смысле этого слова.

Перечисленными выше фактами свидетельства родства коми и вилежан отнюдь не исчерпываются. Есть и много других фактов, например, имеются общие элементы в традициях. Но объём этой статьи и так получается нетипично большим для газетной публикации, так что я вынужден рассказывать отнюдь не обо всём. Да и к тому же состояние вопроса о зырянском происхождении вилежан пока ещё весьма далеко от того, чтобы считать его полностью исследованным. И если такие исследования продолжатся, то появится ещё немало поводов для новых публикаций. Однако, уже сейчас можно с достаточной уверенностью констатировать основной факт: вилежане имеют в основном зырянские корни.

Впрочем, если рассматривать лишь те аргументы, которые были изложены выше, и другие аналогичные свидетельства, то гипотезу о зырянском происхождении вилежан можно оспорить по принципу «верю – не верю». В самом деле, мне эти аргументы представляются достаточно убедительными. Но, может быть, кому-то изложенные выше аргументы покажутся неубедительными на основании всего лишь того, что он в них «не верит». Ну кажутся они ему неубедительными и всё тут. История – это такая наука, где роль субъективного фактора достаточно велика.

Ну а есть ли такие факты, есть ли такие подтверждения рассматриваемой гипотезы, которые не зависят от субъективного взгляда исследователя на эту проблему ? Есть ли, например, такие параметры, которые можно количественно определить и, сравнив с каким-нибудь «эталоном», делать не зависящие от субъективизма исследователя выводы о истинности или ошибочности гипотезы о зырянском происхождении вилежан ? Да, есть.
Здесь я ещё раз оговорю, что я не историк и не этнограф. Я физик. И в подтверждение моей гипотезы мне убедительней всего было бы заполучить именно такой факт. И такой факт обнаружился. Обнаружилось внятное свидетельство генетического родства коми и вилежан.


Гены

Прежде, чем продолжить рассказ, я должен дать некоторые пояснения. Способ получения данных о генетической информации человека в настоящее время существует – это анализ ДНК. Но существующие в настоящее время методики анализа ДНК в основном ориентированы на то, чтобы давать ответ о наличии или отсутствии родства у конкретных людей.

Дать ответ об отсутствии или наличии родства народов с помощью таких методик существенно сложнее. И одна из основных проблем состоит в том, что такие исследования потребуют анализа ДНК у очень большого числа людей и окажутся не просто весьма дорогостоящими – они потребуют бешеных денег, сумму которых трудно даже оценить. Практически это означает, что прямой путь получения генетической информации для нас закрыт.
Поэтому для сопоставления генетической информации придётся довольствоваться косвенными методами. Как правило, в подобном случае остаётся лишь сопоставить антропологические признаки народов и в случае их совпадения сделать вывод, что данные народы в принципе могут иметь общие корни. Именно так: «в принципе могут иметь». И лишь в том случае, когда этот факт укладывается в общую систему фактов, можно говорить о предполагаемом родстве народов.

Применительно к рассматриваемому родству вилежан и коми ситуация с сопоставлением антропологических признаков выглядит именно так. Если сравнить характерные черты внешнего облика вилежан и коренных жителей юго-западной части Республики Коми, то не заметить их значительное сходство будет просто невозможно. Таким образом, анализ антропологических признаков укладывается в общий ряд доказательств родства вилежан и коми, но вес этого доказательства среди доказательств другого типа следует считать достаточно скромным.

В каком-либо другом случае разговор о генах на этом пришлось бы и завершить, но только не в случае анализа родства вилежан и коми. И вот тут я прошу у читателей особого внимания, ибо речь пойдёт о весьма важном и, надо называть вещи своими именами, об опасном вопросе.
В нашем случае обнаруживается ещё один «генетический индикатор», который исключительно внятно свидетельствует о финно-угорских корнях вилегодского народа. А раз финно-угорских, значит – коми-зырянских, так как из финно-угорских народов именно коми-зыряне проживали на территории Виледи в то время, когда шёл процесс формирования нынешних вилежан. И это обнаруживаемое на генетическом уровне свидетельство родства вилежан и коми оказывается в буквальном смысле слова смертельно убедительным.


Чёрная метка

Честно говоря, я бы предпочёл, чтобы этого доказательства не было. Но оно есть, и закрывать глаза на него не следует. Хотя, впрочем, можно было бы ограничить обсуждение этого вопроса узким кругом профессионалов. И всё же, проконсультировавшись со специалистами, я принял решение об этом рассказать.
Рассказать об этом нужно для того, чтобы люди знали своего врага и умели с ним бороться. Рассказать об этом нужно потому, что если человек предупреждён, значит – вооружён. И шансов победить врага у него больше.

А дело в том, что против нас идёт тихая и незаметная война, в которой мы несём тяжелые потери. И не только против нас, вилежан. Эта война идёт против всех финно-угорских народов. И наш враг находится внутри нас самих: какой-то участок генетического кода, который имеется у всех финно-угорских народов и который отвечает за то, что у всех финно-угорских народов, повторяю, у ВСЕХ – от венгров до манси и от финнов до удмуртов оказывается повышенный уровень самоубийств. И счёт идёт не на проценты и даже не на десятки процентов. Наличие этой своеобразной «чёрной метки» в генетическом коде приводит к тому, что уровень самоубийств повышается «в разы».

И это повышение уровня самоубийств не обуславливается какими-либо социально-экономическими причинами. Более того, оказывается, что для большинства самоубийств, произошедших в финно-угорских регионах, не имелось не только социально-экономических причин. Эти самоубийства вроде бы вообще не должны были состояться, так как для ухода из жизни вообще не имелось никакой достаточно веской причины. Был какой-то повод, а отнюдь не веская причина. Но расставшийся с жизнью человек почему-то воспринял ситуацию иначе...

Всё это похоже на плохую паранаучную фантастику. Но, к сожалению, это правда. Вопрос о склонности финно-угорских народов к суициду (к самоубийствам, проще говоря) исследуется достаточно давно и вполне серьёзных работ на эту тему опубликовано уже немало. Однако, пока не ясно, какой именно фрагмент генетического кода отвечает за склонность к суициду и как именно он «работает». Достоверно известно лишь то, что что-то «очень нехорошее» записано именно на генетическом уровне.
Здесь я просил бы читателей обратить особое внимание на то, что всё сказанное выше не следует рассматривать как некое предначертание или как наличие некоторой непреодолимой силы, действующей помимо нас и снимающей с человека всякую ответственность. Нет, как раз наоборот! Все эти факторы действуют отнюдь не помимо нашего сознания и поэтому человеку вполне по силам оградить себя и своих близких от этой опасности.

Ещё раз прошу обратить внимание на этот очень важный момент: мы не должны снимать с себя ответственность и мы в состоянии оградить себя от этой напасти. И для того, чтобы решать эти проблемы, необходимо сначала рассказать людям о них.

Да, я понимаю, что эта публикация может вызвать весьма неоднозначную реакцию. Может быть, меня даже обвинят в том, что для кого-то она может послужить толчком к тому, чтобы усугубить ситуацию. И всё же я полагаю, что подавляющему большинству она не только не повредит, но и, возможно, сможет помочь. Предупреждён – значит вооружён.

Безусловно, значительно проще и спокойнее было бы тихо сидеть, молчать и делать вид, что проблемы нет. Но вот только дальше молчать об этом уже нельзя. Потому что, несмотря на всю серьёзность проблемы, до сих пор не предпринимается сколь-нибудь эффективных мер по её разрешению. О некоторых первоочередных мерах я ещё скажу, а пока ещё раз хотел бы вернуться к анализу проблемы.

Если оценивать ситуацию с самоубийствами на Виледи эмоционально, то только и остаётся сказать – жуть кошмарная. Если же попытаться проанализировать ситуацию без эмоций, то результаты получаются следующие.
Сразу оговорю, что я обладаю лишь небольшой частью той информации, которая была бы необходима для подробного анализа проблемы. И заполучить даже эту часть оказалось достаточно непросто. Нет, в явной форме мне никто не отказывал, даже наоборот – многие старались помочь. Старались, но не могли. Видимо, информация эта выглядит настолько удручающе, что иногда её стараются даже не фиксировать!

Так, например, в одной из организаций (не называю конкретно, в какой, так как не хочу подвести людей, которые помогали мне собирать информацию) учёт количества самоубийств вообще не ведётся, а случаи смерти по причине самоубийства вписываются в графу «смерть по причине травм и несчастных случаев». Видимо, есть что скрывать...

Но информация есть информация: она, как керосин, где-нибудь да просочится. И надо сказать спасибо вилегодским журналистам – за то, что они не оставляют эту проблему без внимания. В 2001 году в «Вилегодской газете» была опубликована статья [14], где сообщалось, что за период с января 2000 г. по октябрь 2001 на Виледи с жизнью добровольно расстались более 30 человек. Это уже числовая информация и она позволяет рассчитать важный количественный параметр – так называемый индекс количества самоубийств, показывающий сколько человек из 100 тысяч населения в год добровольно уходят из жизни.
К сожалению, приведённая в статье [14] информация не вполне точная: понятие «более 30 человек» может означать и 31, и 39. Есть проблемы и с данными о численности населения Вилегодского района за этот период – данные, полученные из различных источников, несколько отличаются друг от друга.

Но приблизительные расчёты сделать всё-таки можно. И можно утверждать, что для Виледи индекс количества самоубийств составляет приблизительно 130 человек на 100 тысяч (если кто-то не понял, поясню, что это всего лишь индекс и, так как население Виледи значительно меньше 100 тысяч человек, то это не означает, что у нас 130 человек за год добровольно расстаются с жизнью).
Ну а как обстоят дела в среднем по России ? В среднем по России этот индекс равен приблизительно 40. У нас же, напомню, 130. Возможно даже, несколько больше.

Итак, уровень самоубийств на Виледи более чем втрое превышает среднероссийский показатель. Более чем втрое !!! И даже это ещё не всё. Даже достаточно поверхностный анализ некоторых конкретных случаев самоубийств показывает, что значительная доля (возможно даже, подавляющее большинство) самоубийств на Виледи относится к разряду самоубийств, ничем серьёзным не мотивированных. Увы, анализ ситуации удалось провести лишь самый поверхностный, так как для подробного анализа не удалось собрать достаточно информации. Но даже этот поверхностный анализ показывает, что у нас люди нередко уходят из жизни при обстоятельствах, на которые не следовало бы ожидать и куда менее радикальной реакции. А тут – кто бы мог ожидать – случилось самоубийство.
Именно такая картина самоубийств и характерна для финно-угорских народов – самоубийств много и, что особенно характерно, значительная часть из них ничем серьёзным не мотивирована (ничем серьёзным – это с точки зрения живых, для самоубийцы эти причины как раз и явились весьма серьёзными). Почему так происходит – пока неизвестно, но картина эта весьма характерна для всех финно-угорских стран и регионов.

Конечно, сам по себе факт высокого уровня самоубийств в каком-то регионе не обязательно должен быть обусловлен финно-угорскими генами (в ряде регионов, где финно-угорского населения не было никогда, уровень самоубийств также высок, но там на то есть иные причины). Но если к этому факту добавляется факт наличия большой доли самоубийств, совершённых без серьёзной на то причины, то это уже повод задуматься – не работает ли здесь наш «генетический враг». Ну а после того, как были обнаружены другие свидетельства зырянского происхождения вилежан, не узнать на Виледи типичную для всех финно-угорских регионов картину можно только при очень большом желании закрыть на неё глаза.
Давайте, всё же, закрывать глаза на эту картину не будем. Хотя бы потому, что внятное понимание причин повышенного уровня самоубийств на Виледи позволит более эффективно с этой проблемой бороться. И, как следствие, может помочь спасти немало человеческих жизней.

А пока можно отметить, что анализ статистики самоубийств ложится последним и весьма весомым аргументом в ряд доказательств гипотезы о зырянском происхождении вилежан. И этот аргумент опирается именно на количественный параметр – индекс количества самоубийств рассчитывается вне зависимости от субъективизма исследователя. Да и анализ конкретных случаев самоубийств, приносящий достаточно информации о немотивированных самоубийствах и дающий совершенно типичную для финно-угорских регионов картину, также мало зависит от субъективизма исследователя.

И социально-экономическая ситуация в регионе также может быть проанализирована вне зависимости от субъективизма исследователя. Конечно, современная ситуация на Виледи весьма далека от удовлетворительной и, конечно же, воспринимается эта ситуация весьма удручающе. Но это эмоциональная оценка. А сопоставление объективных показателей приводит к выводу, что эта ситуация отнюдь не самая тяжёлая в России. Кроме того, повышенный уровень самоубийств на Виледи отмечается уже давным-давно: и в советские времена стрелялись и вешались немало, только тогда эту информацию более тщательно скрывали.

В общем, получено совершенно объективное подтверждение гипотезы... Лучше бы его не было, но, увы, оно имеется, да ещё в такой радикальной форме... Как ни крути, но превышение уровня самоубийств в три раза по сравнению со среднероссийским уровнем не спишешь ни на пьянство, ни на социально-экономические причины.
Да и какие у нас, ёлки-палки, социально-экономические причины... Сравнивая ситуацию на Виледи с ситуацией в других частях России, приходится признать, что во многих регионах, где пьют ничуть не меньше, где уровень безработицы существенно выше, где социально-экономическая ситуация намного тяжелее, количество самоубийств держится вблизи среднероссийского уровня.

А у нас – ни взрывов, ни заложников, ни природных катастроф, ни ядерных аварий (вопрос о подземных ядерных взрывах 1971 и 1988 годов – это отдельный вопрос: не знаю, как обстоят дела в эпицентре, но в целом по району сколь-нибудь заметного радиационного загрязнения эти взрывы не вызвали; по крайней мере, в Ильинске радиационный фон нормальный – за это я ручаюсь, сам многократно замерял). И вот у нас, где всё тихо-спокойно, и надо же – такая напасть...

Впрочем, не всё так плохо. Вот ведь как получается: начинали разговор о корнях вилегодского народа, а вышли на понимание сути проблемы, которая уже давным-давно терзает Вилегодский район. А понимание проблемы – это очень хорошо и это уже само по себе очень много. И, поняв проблему, пора переходить к практическим шагам по её решению.


Что теперь делать?

Практическую ценность на начальной стадии решения проблемы представляет ответ на вопрос «Что делать ?». Вопрос этот в нашем случае распадается на два: «Что делать нам всем?» и «Что делать человеку, решившему свести счёты с жизнью ?».

Универсальные советы давать сложно. Тем более, сложно давать советы потенциальному самоубийце. Но один совет всё-таки можно дать.

Земляк, если ты собрался свести счёты с жизнью, то вот тебе совет: подожди хотя бы неделю. Возможно, за это время ты поймёшь, что для твоего возможного самоубийства не было и нет реальной причины. Так, был какой то повод, который и представился тебе как причина. А на самом деле этот повод не стоил даже того, чтобы напиться, а не то, чтобы руки на себя накладывать. Так что подожди неделю. Отправиться в небытие ты и потом успеешь, а вот назад вернуться пока ещё никому не удавалось. Так что подожди. Ну а если одной недели тебе не хватило, чтобы отказаться от своего намерения свести счёты с жизнью, то всё равно не спеши. Приспичит – успеешь. А сейчас лучше позвони по «телефону доверия», а если его пока ещё нет, то хотя бы просто поговори по душам с тем, кто мог бы тебе помочь.

«Телефона доверия», насколько я знаю, на Виледи пока ещё действительно нет. Нет и специалистов по профилактике суицида. Но это отнюдь не означает, что все остальные должны самоустраняться от решения этой проблемы. В той же статье [14] об этом уже много говорилось. И на одну из высказанных там рекомендаций можно обратить особое внимание: если вы заметили в настроении вашего ближнего такие перемены, как например, апатия или «замкнутость в себе», то имеет смысл насторожиться. И не убаюкивайте свою бдительность мыслью, что самоубийства быть не может, так как для него серьёзной причины нет. Мы теперь знаем, что отсутствие серьёзной причины не является гарантией от самоубийства.

И, разумеется, на Виледи должна быть налажена не только специализированная система неотложной психотерапевтической помощи (тот самый «телефон доверия»), но и система профилактики самоубийств, которая должна строится с учётом факта предрасположенности финно-угорских народов к суициду. И ничего нового здесь изобретать не придётся: во многих странах, где финно-угорское население составляет большинство (в той же Финляндии, например), психотерапевты уже накопили немалый опыт работы в подобных условиях. Да и в России такой опыт, надо полагать, имеется.

Для начала было бы неплохо, если бы удалось найти и пригласить на Виледь хотя бы одного-двух специалистов, которые занимались бы этим вопросом и – важное замечание – занимались бы только этим вопросом, не «распыляясь» на решение других проблем. При этом совершенно необходимо, чтобы эти специалисты действительно имели опыт такой работы, а не оказались бы непонятно кем: в данном случае совершенно недопустимо, чтобы это были люди, которые раньше занимались, например, профориентационной работой, а теперь вдруг решили взяться за профилактику самоубийств.

Крайне желательно также, чтобы эти специалисты оказались не «перелётными птицами», заглянувшими к нам на пару месяцев, а остались бы надолго, составив ядро упомянутой выше системы психотерапевтической помощи и профилактики самоубийств. Естественно, таким специалистам надо будет достойно платить – серьёзная работа не может держаться на одном только энтузиазме.
И создавать такую систему нужно как можно скорее. Это уже призыв к районной администрации – сейчас всё это надо делать, сейчас, а не потом, когда ещё двадцать человек перевешаются. Ну а если у какого-то ретивого чиновника опять готов ответ типа «денег в бюджете нет», ну так найдите деньги, господа чиновники! В нужных для вас случаях вы это делать умеете, причём очень быстро. Это как раз такой случай. Если людей не жалко, то подумайте о том, что новые самоубийцы опять вам всю статистику в отчёте испортят.

И ещё несколько слов по поводу источников финансирования этих работ. Точнее, несколько вопросов. Сколько лесовозов выезжает каждый день с территории Виледи в сторону Котласского ЦБК ? Какова реальная стоимость груза каждого из этих лесовозов ? Какая доля этих денег поступает в бюджет Вилегодского района ? Почему, наконец, все эти вопросы столь «непрозрачны» для публичного обсуждения ? Можно предположить, что если эти вопросы станут более «прозрачными», то сами собой решатся и вопросы с финансированием работ по профилактике суицида. Да и многие другие финансовые вопросы также могут найти своё решение.

И, завершая разговор на эту тему, не будем слишком пессимистичны. Причину проблемы мы теперь знаем и, в принципе, имеем кое-какие средства для её решения. Конечно, наивно полагать, что вот так сразу удастся снизить этот проклятый индекс количества самоубийств с наших 130 до среднероссийского значения 40, но снизить его по крайней мере до 60...80 – это вполне реально. А за этими сухими цифрами стоит почти десяток спасённых человеческих жизней в год. Десять жизней – это большая цена, стоило бы попробовать...

Вот только должен ещё раз оговорить: здесь нужна помощь профессионалов, причём даже не просто профессиональных психологов и психотерапевтов, а психологов и психотерапевтов, имеющих опыт профилактики суицида в регионах с финно-угорским населением. Ну а попытки решать эти проблемы методами типа «батюшка пришёл, школу святой водой окропил, душеспасительную беседу провёл» – это, извините, наивно. Временный эффект, может быть, и будет. Вот только как бы потом этот эффект не обернулся «эффектом перегретого парового котла»...

Впрочем, вопрос о религии – это тема для отдельного обсуждения, которое давно уже назрело, так как уровень религиозного мракобесия в России начинает превышать допустимые для цивилизованной страны пределы. Но это тема для отдельной большой статьи; может быть, несколько позже мне удастся по этому поводу высказаться, а сейчас для этого не время.

А в общем, ещё раз повторяю, всё не так уж плохо. Нашего врага мы теперь знаем и можем хотя и не уничтожить его начисто, но, во всяком случае, общими усилиями можем не давать ему поднять голову.


Заглянуть в прошлое, чтобы не потерять будущее

Не хотелось бы, чтобы единственным кругом вопросов, внимание к которым активизирует эта статья, стали бы лишь вопросы, связанные с проблемой суицида. Конечно, эти вопросы исключительно важны и решать их надо в первоочередном порядке. Но эти вопросы отнюдь не единственные. Есть и другие.

Было бы очень желательно, чтобы вопрос о корнях вилегодского народа был бы более подробно исследован краеведами, историками, лингвистами и другими специалистами, для которых подобные вопросы входят в круг их профессиональных интересов. И в этой связи желательно было бы налаживание более прочных связей с соответствующими специалистами из Сыктывкара.

В качестве потенциальных партнёров в таких исследованиях могли бы выступить Сыктывкарский Государственный Университет и Институт языка, литературы и истории Коми научного центра Российской Академии наук. Естественно, такое партнёрство возможно только при наличии ответной заинтересованности с их стороны.

Скорее всего, такая заинтересованность вполне возможна. Прецеденты уже были: в 80-е годы и в начале 90-х годов 20-го века сыктывкарские фольклористы довольно много работали на Виледи. В ходе этих работ была собрана обширная коллекция вилегодского фольклора (ныне хранящаяся в Центре фольклорных исследований СГУ), а затем издана посвященная вилегодскому фольклору книга [15]. Так что вполне обоснованы надежды на то, что начатые в 80-х годах исследования продолжатся и затронут в числе прочих вопросов и вопрос о корнях вилегодского народа. Да и местные краеведы тоже могут сделать немало.

Ещё один резерв – те студенты-вилежане, которые, уехав учиться, не потеряли связей со своей «малой родиной» и которые вполне могут сделать подобные исследования темами своих дипломных работ. Только, разумеется, отнестись к этим работам надо с полной серьёзностью. Так что, товарищи студенты, посоветуйтесь со своими научными руководителями, оцените свои силы и только тогда принимайте решение, браться или не браться вам за эту работу.

Если контакты с сыктывкарскими коллегами будут укрепляться, то следующим этапом может стать активизация культурных обменов, которые затронут уже не только узкий круг специалистов, но и достаточно широкие слои населения Виледи.

В общем, имеет смысл уделить всем этим вопросам достойное внимание. Хотя бы потому, что забывать о своих корнях нехорошо. Но раз уж несколько столетий назад такое забвение случилось, то сейчас не надо пренебрегать возможностью вспомнить. И заглянуть в прошлое нашей земли, пока оно ещё не слишком далеко отдалилось от нас. Не возвращаться в прошлое (это невозможно, не нужно и даже абсурдно), а именно заглянуть в прошлое, сохранить память о нём и передать эту память последующим поколениям вилежан. И – самое главное – сделать так, чтобы эти последующие поколения также были готовы нести эту память, передавая её своим потомкам.
Мы обязаны это сделать, потому что в противном случае мы, вилежане, не просто навсегда потеряем свою культуру. Нас в этом случае ждёт куда более печальная участь – мы тогда начисто растворимся в пене глобализации. Уверен, что это был бы отнюдь не лучший выбор. Тем более, что возможности не только сохранять, но и развивать свою культуру у нас теперь есть. А тенденции развития современного общества таковы, что такое сохранение и развитие нам не только необходимо, но и выгодно.

Цивилизованное поведение, неотъемлемым элементом которого является знание своей истории и бережное отношение к своей культуре, является отнюдь не только высокоморальным. Цивилизованное поведение, знаете ли, ещё и весьма практично...


Спасибо всем...

В заключение хотел бы воспользоваться возможностью и поблагодарить всех, кто помогал мне собирать информацию для этой статьи. Большое спасибо сотрудникам «Знамени труда» и особо Антонине Петровне Макарьиной, и сотрудникам «Вилегодской газеты». Большое спасибо сотрудникам Вилегодского краеведческого музея и особо Алевтине Ивановне Моленовой и Надежде Михайловне Шевелёвой. Большое спасибо сотрудникам Вилегодской районной библиотеки и особо Валентине Григорьевне Патрушевой, Лидии Васильевне Федяевой и Зое Зосимовне Весниной. Большое спасибо Михаилу Константиновичу Ногтеву. Большое спасибо сотрудникам СГУ и ИЯЛИ: Татьяне Степановне Каневой, Татьяне Ивановне Чудовой и Валерию Энгельсовичу Шарапову. Большое спасибо руководителю и соавтору сайта коми народа Юрию Попову.

Большое спасибо всем, кто мне помогал, простите, если не назвал кого-то персонально – я разговаривал с очень многими людьми. И хотя не все смогли мне реально помочь, но никто, ни один человек не отказался со мной побеседовать. И ни у одного человека я не заметил безразличия к Виледи. Любим мы свой край. И вправду, Виледь – действительно особая страна...

Список литературы:

1. Вилегодский район. // В кн.: Вилегодский край: Сборник статей и материалов. – Архангельск: изд-во «Правда Севера», 1999.
2. Л. Полушин. Виледь. Ильинско-Подомское. Страницы истории. // В кн.: Вилегодский край: Сборник статей и материалов. – Архангельск: изд-во «Правда Севера», 1999.
3. И. Л. Жеребцов. Начало славяно-русской колонизации бассейна Северной Двины. // Этнографическая энциклопедия «Традиционная культура народов европейского Северо- Востока России» (далее в списке литературы – ЭЭ). www.komi.com/folk/komi/70.htm
4. И. Л. Жеребцов. Нарастание демографического кризиса. // ЭЭ. www.komi.com/folk/komi/72.htm
5. Ю. П. Шабаев. Изменения в этническом самосознании коми. // ЭЭ. www.komi.com/folk/komi/80.htm
6. И. Л. Жеребцов. Первоначальное расселение древних коми-зырян (первый этап демографического развития). // ЭЭ. www.komi.com/folk/komi/69.htm
7. И. Л. Жеребцов. Территориально-племенные и этнографические группы коми в 14-16 веках. // ЭЭ. www.komi.com/folk/komi/71.htm
8. А. А. Лобанцев. В те года наши далёкие. Виледь. XX век. // Архангельск: изд-во «Правда Севера», 2002.
9. Г. В. Федюнева. Говоры коми языка. // ЭЭ. www.komi.com/folk/komi/54.htm
10. Н. Д. Конаков. Нижневычегодские коми-зыряне. // ЭЭ. www.komi.com/folk/komi/40.htm
11. Н. И. Редькин. Сельскохозяйственное производство. Развитие льноводства на Виледи. Ильинский льнозавод. // В кн.: Вилегодский край: Сборник статей и материалов. – Архангельск: изд-во «Правда Севера», 1999.
12. Н. Д. Конаков. Природопользование. Традиционная система жизнеобеспечения. Технические сельскохозяйственные культуры. // ЭЭ. www.komi.com/folk/komi/89.htm
13. В.Э. Шарапов. Традиционная обувь. // ЭЭ. www.komi.com/folk/komi/128.htm
14. У нас на всех один дом – большой неблагоустроенный мир. Поддержим друг друга. // Вилегодская газета, 31 октября 2001 г.
15. Традиционный фольклор Вилегодского района Архангельской области (в записях 1986 – 1991 г.г.). Исследования и материалы. Сыктывкар, 1995.


Источник: Коминарод.ру
Всем привет
Василий

За это сообщение автора vasilii поблагодарили: 2
Gamakatsu (06 мар 2013, 05:42), PatRush (02 дек 2023, 16:12)
Рейтинг: 2.6%
 
Аватара пользователя

vasilii
Мастер - наставник

 
Сообщения: 1963
Стаж: 17 лет 3 месяца 22 дня
Откуда: Сыктывкар,Гарья.
Благодарил (а): 310 раз.
Поблагодарили: 173 раз.

Сообщение Древолаз » 06 мар 2013, 03:00 » #777179

в этом районе, если я не путаю какие то подземные бомбы взрывали, испытания были
БЛОГ О ПИНЕЖЬЕ http://vk.com/berega_pinegi
Библиотека Охотникаhttp://vk.com/biblohot
Аватара пользователя

Древолаз
Спец 1-го класса

 
Сообщения: 311
Стаж: 11 лет 2 месяца 12 дней
Откуда: Пинежье
Благодарил (а): 34 раз.
Поблагодарили: 113 раз.

Сообщение петрович51 » 07 июл 2013, 19:21 » #861395

Древолаз писал(а):в этом районе, если я не путаю какие то подземные бомбы взрывали, испытания были

Проводили,подземный ядерный взрыв.Даже,в газете писали.Год,только не помню.Где то в 80-ых..Даже,в Устьянах, многие ночью проснулись,так"ухнуло".
Аватара пользователя

петрович51
Профи

 
Сообщения: 4626
Стаж: 14 лет 5 месяцев 3 дня
Откуда: Архангельская обл.Устьянский р-он
Благодарил (а): 219 раз.
Поблагодарили: 1407 раз.

Сообщение vaspo59 » 07 июл 2013, 19:28 » #861397

газохранилище подземное хотели сделать да что то не получилось ;)
Аватара пользователя

vaspo59
Супер-профи

благодарности: 4
1-й уровень благодарности (Число нагрждений: 4)
 
Сообщения: 5230
Стаж: 13 лет 5 месяцев 6 дней
Откуда: архангельск
Благодарил (а): 1973 раз.
Поблагодарили: 2307 раз.

Сообщение semakelena » 03 окт 2013, 22:38 » #902333

О каких корнях зырянского и коми народов можно говорить, когда речь идет о происхождении вилежан? Какую чушь несет Веснин в своей статье? Об этой статье я уже писала на сайте "Наша Вятка". Эту чушь может писать человек, который сам никогда не слышал вилегодскую речь , не слышал говоров коми народа, казаков. Если сравнить речь вилежан и казаков северного Дона,кубанскую балачку при этом учесть, что прошли века, при этом язык постепенно меняется, то сходство один к одному. А вот с коми и близко ничего нет. Доколе эта чушь будет кочевать с сайта на сайт? У вилежан даже легенды одинаковые с легендами Астраханской и Волгорадской областей. А откуда в д. Прислон Вилегодского района Архангельской области степные песни? Откуда фамилии казацкого происхождения Кулешовы, Сухих, Шаньгины, Бровины, татаро-монгольского происхождения Башлачевы? Может автор статьи потрудится объяснить? А ведь легенды, сказания,песни, воспоминания старожилов, их дневники, несут оттуда, где родились, где они слышали от своих отцов , матерей, дедов и прадедов! И пока живо устное народное творчество, характерное только для этой группы населения, жив и народ( народность, нация, род, семья) Как объяснить , что по переписи 1710 года Юдины пришли из- под Астрахани, Кулешовы упоминаются в 1620 г. в Вятской губернии, в 1625 в Зорайске,в 1830г. в Кулешовке неподалеку от Ейска, по малороссийским переписным книгам 1666 года в 100 км от Чернигова! А согласно генетическим тестам наши Воронцовы из Казаково ( Спасо- Поршенино , Поршенино)ведут свою историю от монголов и пришли на Русь во времена хана Батыя. ДНК -то генеалогию не опровергнешь! Как никак это тоже самое, что печать на документе. Это не подделаешь!Вообще слышал ли автор этого бреда коми речь? Смотрел ли переписи, летописи, метрические книги, исповедные и клировые ведомости и др. архивные источники? Или просто списал не слишком вникая в документы у других? Хочу обратиться к администратору сайта. Прежде, чем тащить на сайт всякую чушь, вводить в заблуждение форумчан, надо бы хоть немного познакомиться с архивными материалами, пообщаться с теми, кто очень серьезно занимается генеалогией, пообщаться с краеведами, с людьми, кто живет в том краю, о чем идет речь в той или иной статье. Порыться хотя бы в фондах и описях РГАДА, РГИА, Вологды, В. Устюга, Сольвычегодска, Котласа, Вилегодского района,Архангельска, Тары, Новосибирска, Омска. Посравнивать информацию на других генеалогических сайтах, почитать, что пишут другие ученые, форумчане.Благо возможности общения через интернет огромные. Не в обиду администратору. Пишу как человек, который более 10 лет изучающий историю, родословные Вилегодского, Котласского района Архангельской области, имеющего муз. образование по специальности народные инструменты Сыктывкарского училища искусств, практически всю жизнь собирающего народный фольклор, собственными ушами слушавшего белорусскую, украинскую, коми речь, выросшую и слушавшую речь вилежан, вятчан, вологодских жителей, ведущую переписку по этой теме с Украиной, Сибирью Англией, Италией, с городами России Доколе будет нести эту ахинею?Да еще ссылается на мнение таких уважаемых на Виледи людей. Тогда надо и все перечисленные материалы выкладывать как доказательство своей правоты, чтобы было убедительно . А во за летопись огромнейшее спасибо. Очень кстати. Она ставит точку в споре о ом, а был Ермак Тимофеевич в наших краях. Она подтвердила исследование краеведа Трубина М.К.
semakelena
Новичок

 
Сообщения: 3
Стаж: 10 лет 6 месяцев 15 дней
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение semakelena » 03 окт 2013, 22:41 » #902337

петрович51- было 2 взрыва, один в Вилегодском районе, а другой в Вельском, если только память не изменяет, то это конец 80. примерно 1987-1989 г.г.
semakelena
Новичок

 
Сообщения: 3
Стаж: 10 лет 6 месяцев 15 дней
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение vvizard » 27 дек 2013, 21:57 » #971485

петрович51 писал(а):
Древолаз писал(а):в этом районе, если я не путаю какие то подземные бомбы взрывали, испытания были

Проводили,подземный ядерный взрыв.Даже,в газете писали.Год,только не помню.Где то в 80-ых..Даже,в Устьянах, многие ночью проснулись,так"ухнуло".

по материалам ТАЙГА.info:
Архангельская область
«Глобус-2». 80 км северо-восточнее Котласа, 2,3 килотонны, 4 октября 1971 года.
«Рубин-1». В этом же месте. Последний промышленный ядерный взрыв в СССР. 8,5 килотонны, 6 сентября 1988 года.
«Агат». 150 км западнее города Мезень, 19 июля 1985 года, 8,5 килотонны. Сейсмозондирование.
«Пирит», Кумжинское месторождение В 1980 году в Ненецком автономном округе на скважине Кумжа-9 произошёл выброс газа во время бурения, после чего начался пожар. 25 мая 1981 года на месторождении на глубине порядка 1,5 тыс. м был взорван ядерный заряд, мощность которого составила 37,6 килотонны, целью взрыва был сдвиг геологических пластов. Полностью аварию ликвидировать не удалось, месторождение законсервировали.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E8%F0%ED%FB%E5_%FF%E4%E5%F0%ED%FB%E5_%E2%E7%F0%FB%E2%FB_%E2_%D1%D1%D1%D0
R1a-FGC39315 YF04123 (Vorontsov clan) R-YP951
North Dvina DNA project http://www.familytreedna.com/public/northDvina/
Аватара пользователя

vvizard
Участник

 
Сообщения: 75
Стаж: 12 лет 1 месяц 13 дней
Откуда: Кирово-Чепецк
Благодарил (а): 10 раз.
Поблагодарили: 44 раз.

Сообщение vvizard » 27 дек 2013, 22:19 » #971510

semakelena писал(а):А согласно генетическим тестам наши Воронцовы из Казаково ( Спасо- Поршенино , Поршенино)ведут свою историю от монголов и пришли на Русь во времена хана Батыя. ДНК -то генеалогию не опровергнешь! Как никак это тоже самое, что печать на документе.

Елена, Ваши данные по Воронцовым были актуальны 3 года назад, в самом начале ДНК исследований. Сегодня они значительно расширены и уточнены, по мере углубления и расширения тестов участников. История от монголов не подтвердилась, тем более, что речь шла не о монголах, а о варианте пути предков Воронцовых на Север через Поволжье.
Некоторые данные по мужчинам размещены на странице
North Dvina DNA project
http://www.familytreedna.com/public/northDvina/default.aspx?section=yresults,
в том же проекте по женщинам:
http://www.familytreedna.com/public/northDvina/default.aspx?section=mtresults

Предварительно можно сказать о большом количестве совпадений с гипотезами, изложенными в статье В. Л. Веснина.

Приглашаю жителей Вилегодского и Котласского районов к активному участию в проекте.
До 31 декабря действуют новогодние скидки на ДНК тесты.
R1a-FGC39315 YF04123 (Vorontsov clan) R-YP951
North Dvina DNA project http://www.familytreedna.com/public/northDvina/

За это сообщение автора vvizard поблагодарил:
PatRush (02 дек 2023, 16:13)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

vvizard
Участник

 
Сообщения: 75
Стаж: 12 лет 1 месяц 13 дней
Откуда: Кирово-Чепецк
Благодарил (а): 10 раз.
Поблагодарили: 44 раз.

Сообщение vvizard » 29 дек 2013, 08:13 » #972716

Изображение
R1a-FGC39315 YF04123 (Vorontsov clan) R-YP951
North Dvina DNA project http://www.familytreedna.com/public/northDvina/

За это сообщение автора vvizard поблагодарил:
PatRush (02 дек 2023, 16:13)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

vvizard
Участник

 
Сообщения: 75
Стаж: 12 лет 1 месяц 13 дней
Откуда: Кирово-Чепецк
Благодарил (а): 10 раз.
Поблагодарили: 44 раз.

Сообщение vvizard » 10 янв 2014, 11:08 » #982045

Выписка из “Писцовые книги Русского Севера”, выпуск 1, отв. составитель Н.П. Воскобойникова, Беляков В.Ю., РГАДА, 2001 г.
Сольвычегодский уезд, Дозор 128 года.
313. Не ранее 128 (1619/20) г. - Приправочные с дозорных книг 128 г. Гор. Сольвычегодска с уездом письма и дозора Василия Степановича Самарина и подъячего Семена Осокина.
Кн. 15039. Л. 1 – 902
Список за скрепой дьяка Устюжской четверти Михаила Степановича Смывалова. Без конца.
Заголовок (л.1) Книги приправочные Соли Вычегодцкой посаду и Усольского уезда чорных волостей и монастырских вотчинных деревень с Васильева письма и дозору Семеновича Самарина да подъячего Семена Осокина, каковы дали Парфенью Никифоровичу Мансурову да подъячему Василью Орхипову. Лета 7128-го году.
Содержание:
гор. Соль Вычегодская 1-52 об
ст. Окологородный 53-106
ст. Пачеозерский 106-141
вол. Вилегодская, деревни Пачеозерские, что бывали приписаны к Пачеозеру 141-149
ст. Алексинский 153-203
ст. Баскачий 206-215
Пятницкий конец на Назимове и на Дымкове дворы пашенные, что под Устюжским посадом 215-225 об.
Петровское с-цо 225 об.-241
вол. Утманова 242-256 об.
ст. Ратмеровский 256 об.-339 об.
Онтропьева сл. 340-390
вол. Лальская 391-470
вол. Учецкая 472-505 об.
ст. Андреевский 505 об.-539
вол. Лузская Пермца 542-592
вол. Вилегодская
Никольский и Покровский приход 594-635 об
Ильинский приход 636-667
Богоявленский приход 668-678
Спасский приход 679-688
погост на Устье р. Пысы 689-691 об.

Вилегодская Пермца, Селянский приход 692-702
вотчины архиепископа Вологодского и Великопермского в Никольском, Ильинском и Покровском приходах Вилегодской вол. 703-711

вотчины Архангельского Устюжского м-ря
в Окологородном ст. 714 об.-715 об.
в Пачеозерском ст. 716-720 об.
в Баскачьем ст. 720 об. - 726 об.
в Алексинском ст. 726 об. - 730
в Пятницком конце с-цо Леонтьевское 730-733 об.
в Петровском с-це 733 об. - 737
в Ратмеровском ст. 737-739 об.
итоги 739 об.-741 об.
вотчины Николо-Коряжемского м-ря 741 об.-747
в Окологородном ст. 747-758
в Пачеозерском ст. 758-763
в Вилегодской вол. 763-781 об.
в Пырской сл-ке 781 об.-782
в Шалимовой сл-ке 782 об.-783
в Емской сл-ке 783-787

вотчины за причтом Сольвычегодской Благовещенской церкви
в Окологородном ст. 790-793 об.
в Пачеозерском ст. 794-797
итоги 797-799
вотчины Введенского Сольвычегодского монастыря 799 об.-806
в Окологородном ст. 806 об.-809
в Пачеозерском ст. 809-816
итоги 816 об.-817 об.
вотчины Строгановых
за Максимом, Андреем, Петром и Иваном Строгановыми
на посаде Соли Вычегодской 818-821 об.
в Окологородном ст. 822-830 об.
в Пачеозерском ст. 830 об.-835 об.
в Алексинском ст. 835 об.-845
за Андреем Семеновичем Строгановым
на посаде Соли Вычегодской 850-853
в Окологородном ст. 853-858 об.
в Пачеозерском ст. 859-869 об.
итоги 870-871
за Петром Семеновичем Строгановым
на посаде Соли Вычегодской 874-876
в Окологородном ст. 876-884 об.
в Пачеозерском ст. 885-887 об.
в Баскачьем ст. 887-893 об.
За Иваном Семеновичем Строгановыми
на посаде Соли Вычегодской 894-894 об.
в Окологородном ст. 894 об.-898 об.
итоги 898 об.-902 об.
Сохранность:
Лл. 150-152, 204-205, 471, 540-541, 593, 712-713, 788-789, 847-849, 872-873 – чистые.
R1a-FGC39315 YF04123 (Vorontsov clan) R-YP951
North Dvina DNA project http://www.familytreedna.com/public/northDvina/
Аватара пользователя

vvizard
Участник

 
Сообщения: 75
Стаж: 12 лет 1 месяц 13 дней
Откуда: Кирово-Чепецк
Благодарил (а): 10 раз.
Поблагодарили: 44 раз.



Вернуться в Вилегодский район

Яндекс.Метрика | Яндекс.Метрика