Деревня Верхопутье или память автора подвела?

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Сообщение Екатерина Ю » 20 окт 2017, 18:20 » #1835055

Всем, добрый день! Попалась мне книга Э.Кочергина "Крещенные крестами", а в ней занимательный эпизод в деревне Верхопутье. Как я не искала на карте и в поисковиках, деревни с таким название не нашла. Так что же это за местность такая, может кто из краеведов знает?


"От станции Шангалы, столицы Устьянского края, до Бестожево не менее шестидесяти километров добирались по-всякому на перекладных: машинах, тракторах, подводах, пешком. Через реку Устью переправлялись множество раз на старых изношенных паромах.
Поредевшие народом с войны путевые деревни кормились лесоповалом, рыбной ловлей и скудным огородничеством. Суровый климат, тощие земли и ещё не ведаю что заставляли народ кучковаться в артели. В отличие от уральских бурундуков жили бедностью и людской добротой. Большей частью местного пространства заправлял леспромхоз. Возможно, поэтому жизнь в устьянских деревнях отличалась некой свободой в сравнении с совхозно-колхозными селениями.
Народ низовых деревень рассказывал, что на пути к пропойскому селу Бестожево стоит деревенька Верхопутье, что днями у них произойдёт престольный праздник и что они богаты источником замечательной воды, из которой к празднику варят пиво древним способом — так, как нигде более в России уже не варят.
Благодаря местным возилкам (так называют в этих краях шофёров), собственным ногам и везению мы оказались в Верхопутье накануне их деревенского праздника. Притопав на деревню, не обнаружили там никого, кроме ребячьей мелюзги, которая с испугом вытаращилась на нас.
На вопрос, куда делись взрослые сродники, они, повернувшись в сторону загона и леса, долго молчали. Только после Бубиного тормошения старшего тот, вынув палец из носу, указал им на лес и произнёс, не выговаривая букву «р»:
— На лугу пиво валят.
Во, интересная фигня! Как так — на лугу пиво варят? Мы двинулись по направлению пацаньего пальца, преодолев загон, и поднялись в лесок. Пройдя по нему метров сто, почуяли запах дыма и услышали характерное потрескивание костра. Протопав на запах по перелеску ещё сколько-то метров, оказались над большим, почти круглым, покрытым зелёной травой лугом.
То, что мы увидели на нём перед собой, пересказать и представить себе трудно. Поначалу даже испугались… Нам почудилось, что из нашего времени мы шагнули в какую-то легенду, сказку, колдовское место, где происходит загадочное ритуальное действо, управляемое шаманами, жрецами.
В центре колдовского круга, опираясь на три огромных камня, врытых в землю рядом друг с другом тысячелетие назад то ли ведунами, то ли природой, стояла здоровенная дубовая бочка, первоначально принятая нами за котёл. Из неё в пасмурное северное небо поднимался пар. С трёх сторон, с земли до верха камней, приставлены были мостки из тёса. По оси к каменному треугольнику, шагах в восьми-десяти, располагалось кострище из берёзовых чурок, с правой стороны которого находилась поленница, а с левой — множество уложенных пирамидой на льняном полотнище отборных, тщательно вымытых булыжников. С обратной стороны бочки, по обе стороны мостка возвышались горка венков, сплетённых из стеблей сухого гороха, и колода перевязанных крестом пучков ржаной соломы с метёлками зёрен.
Поверх горловины бочки лежала поседевшая от времени доска с вырезанной на боковом торце полукруглой выемкой для палки-затычки, называемой стирем. Стирь — сердечник, ось, круглая прямая палка с заточенным нижним концом. Она проходит сквозь всю бочку точно по центру и плотно затыкает сливное отверстие, выбитое в днище бочки.
Из виденного на лугу мы сообразили, что варили пиво в деревянной бочке… булыжниками. Да-да, именно булыжниками — специально отобранными округлыми каменьями, нагретыми до «заячьего цвета», то есть добела. В центре колоды-кострища раскаляли камни, затем специальными захватами забирали их из огня и поднимали по мосткам к горловине бочки. Внутри этой загадочной архитектуры находилось четыре человека. Зато шагах в тридцати от неё, почти на краю луга, стояла вся отогнанная от священнодействия деревня (в основном в женском составе) с вёдрами, бидонами, бутылями в руках. Руководил ритуалом строгий седой дед лет восьмидесяти, с бородой, в красной нарядной косоворотке, подпоясанный плетёным шёлковым поясом. Смотрелся старик в этом пространстве прямо каким-то жрецом или ведьмаком. Прислуживали ему два крепких молодых парня. Кострищем ведал ловкий инвалид-обрубок по прозвищу Деревянная Нога.
Поначалу действа дед надевал на стирь венок из гороха, поверх него — ржаной крест и погружал их в бочку. Его помоганцы, забрав из кострища своими захватами раскалённые добела камни, с двух сторон по мосткам поднимались к бочке и опускали их на затопленные венки. К небу взрывался пар. Как только пар остывал, дед снова надевал на стирь венок и крест, и парни снова опускали очередную порцию раскалённых камней. Так повторялось до тех пор, пока будущее пиво не начинало кипеть. Старик замедлял ритм работы, но следил за постоянным кипением. По ему только известным признакам определял готовность напитка и снимал с него пробу, поднимая стирь с помощью ритуального рычага — ножа, воткнутого в стирь и опиравшегося на топор, лежащий на доске. Ежели колдуну казалось, что пиво не готово, то все повторялось сначала, и снова взрывалась бочка, и пар поднимался в небо.
Только после третьей пробы по решению пивного начальника-деда колдовство вокруг бочки прекращалось и к «святая святых» подпускались деревенские дольщики, принесшие сусло. Они выстраивались в очередь перед сливным жёлобом, и каждый, в зависимости от количества принесённого сусла, получал свою долю.
Главный пивовар, стоя на камне, своим незатейливым рычагом поднимал и опускал стирь, и солнечный напиток стекал по долблёнке в мерное ведро. Командир ведра — безногий инвалид благословлял на прощание каждого мужского или женского человечка, наполнившего свой сосуд:
— Пейте пиво, вытирайте рыло, гуляйте спокойно!
Начальник огня — Иваныч, обрубок последней немецкой войны — и приютил нас. Спали мы в его пустой избе на лавках, вдоль стены. Семьи у него не было — жена умерла, сыновья погибли в сорок первом под Москвой. Утром, в честь праздника, хозяин налил нам по стакану колдовского пива с советом пить не торопясь:
— Оно крепко сварено — для мужиков, а вы пока пацаньё.
Этот древний напиток, посвященный солнцу, пробовали мы впервые. Ничего подобного позже в своей жизни я не испытывал. Помнится мне, что в их языческом вареве кроме привычного вкуса солода, хмеля и воды присутствовал вкус дубовой бочки, гороха, ржи, камней, травы — всей природы Устьянского края — Северной Швейцарии, как обзывали архангелогородцы эти земли.
Пьянская столица."
" Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены"
С.Е.Лец

За это сообщение автора Екатерина Ю поблагодарили: 3
Саша (20 окт 2017, 19:56), minaich (22 окт 2017, 20:51), vya270 (23 окт 2017, 18:25)
Рейтинг: 3.9%
 
Аватара пользователя

Екатерина Ю
Участник

 
Сообщения: 58
Стаж: 7 лет 1 месяц 2 дня
Откуда: Москва
Благодарил (а): 65 раз.
Поблагодарили: 47 раз.

Сообщение Саша » 20 окт 2017, 19:57 » #1835137

Ожидаем знатоков Устьи :thank
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97252
Стаж: 17 лет 10 месяцев 24 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122490 раз.
Поблагодарили: 27938 раз.

Сообщение петрович51 » 21 окт 2017, 09:42 » #1835369

Похоже, автор немного путает. Когда нужно найти, старые заброшенные хутора, ишу на карте американского генштаба. У нас же, все было СЕКРЕТНО, любые карты. Вдруг, враг узнает ? :?
На этой карте, еще нет СЖД, которая в войну строилась. Только, проект. Карта 39-40 годов. Нет, такой деревни.
Вложения
Амер.генштаб 40 г.Шангалы.jpg

За это сообщение автора петрович51 поблагодарил:
Саша (21 окт 2017, 09:48)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

петрович51
Профи

 
Сообщения: 4626
Стаж: 14 лет 5 месяцев 3 дня
Откуда: Архангельская обл.Устьянский р-он
Благодарил (а): 219 раз.
Поблагодарили: 1407 раз.

Сообщение Саша » 21 окт 2017, 09:50 » #1835374

петрович51
можешь примерно район обозначить поменьше, попробовал бы наши старые 500-ки поискать :thank
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97252
Стаж: 17 лет 10 месяцев 24 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122490 раз.
Поблагодарили: 27938 раз.

Сообщение Саша » 21 окт 2017, 10:01 » #1835378

Екатерина Ю писал(а):Бестожево

полагаю все же это опечатка в названии села - село правино именуется Бестужево



если судить по тексту

Екатерина Ю писал(а):на пути к пропойскому селу Бестожево стоит деревенька Верхопутье, что днями у них произойдёт престольный праздник и что они богаты источником замечательной воды, из которой к празднику варят пиво древним способом — так, как нигде более в России уже не варят.
Благодаря местным возилкам (так называют в этих краях шофёров), собственным ногам и везению мы оказались в Верхопутье накануне их деревенского праздника. Притопав на деревню, не обнаружили там никого, кроме ребячьей мелюзги, которая с испугом вытаращилась на нас.


получается надо рассматривать участок реки между Бестужево и Шангал-Октябрьским.

К сожалению ни про речку - ни про ручей упоминания нет, просто деревня и луг. По названию Верхо-путья получается, чтоб была дорога вдоль реки Устьи, и вторая дорога верхом. Вот она и шла через эту деревню.

Возможно надо рассматривать местность на излучинах, где дорога срезает большие участки реки. Сам посмотрел названия по космоснимкам, ничего интересного не нашел. Еще попробую по картам поглядеть.
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97252
Стаж: 17 лет 10 месяцев 24 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122490 раз.
Поблагодарили: 27938 раз.

Сообщение Саша » 21 окт 2017, 10:15 » #1835382

сдается мне, где-то в этих петлях (излучинах Устьи) должна быть потерянная деревня

Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97252
Стаж: 17 лет 10 месяцев 24 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122490 раз.
Поблагодарили: 27938 раз.

Сообщение петрович51 » 21 окт 2017, 10:32 » #1835398

Саша писал(а):можешь примерно район обозначить поменьше, попробовал бы наши старые 500-ки поискать

Саша, где я живу( Дмитриевщина), хотя и Устьянский р-н, но относились раньше к Черевковскому р-ну. Даже, районных газетах, когда пишут про историю, и не вспоминают, как и не было нас. Да и архивы все с.Черевково.
Вот и мне, Шангальцы, так же. Читаешь старые книги, воспоминания , так только "рэкетом" и занимались к нашим мужикам. При смольной повинности, смолу же на плотах, по р. Устье отправляли сдавать, то "Шангальцы", требовали "проплавную деньгу". Через их мостки, через речку ехать, тоже плати.
Есть записи, что бывало и сторожу "морду набьют". И ездят стороной, потом. А тот жалуется, что опять вброд переехали, не помосточкам, денег не заплатили.
Аватара пользователя

петрович51
Профи

 
Сообщения: 4626
Стаж: 14 лет 5 месяцев 3 дня
Откуда: Архангельская обл.Устьянский р-он
Благодарил (а): 219 раз.
Поблагодарили: 1407 раз.

Сообщение Екатерина Ю » 21 окт 2017, 11:35 » #1835415

То что Бестожево - это Бестужево, понятно. Одна буква, можно понять. Но даже похожих на Верхопутье названий нет. Следующая глава книги начинается...

" В день престольного праздника отчалили мы из Верхопутья в Бестожево на попутке — крепком «студебеккере». В деревне нарядно одетый народ украшал зелёные угорья пьянским шатай-болтаем. Возилка оказался родом из Шангал. Работал в управлении местных леспромхозов. Со станции поставлял в подведомственные устьянские деревни товары первой необходимости: продукты, лекарства, а заодно и почту."

Значит, дорога была. Не приснилось же автору, это название?))) Надо искать ,те деревни по этой дороге, где когда -то варили пиво таким способом. Но это только сторожилы могут помнить...
" Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены"
С.Е.Лец

За это сообщение автора Екатерина Ю поблагодарил:
Саша (18 дек 2022, 15:13)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

Екатерина Ю
Участник

 
Сообщения: 58
Стаж: 7 лет 1 месяц 2 дня
Откуда: Москва
Благодарил (а): 65 раз.
Поблагодарили: 47 раз.

Сообщение Саша » 21 окт 2017, 14:01 » #1835449

Екатерина Ю
мы место то точно определили (промежуток между деревнями Шангалы и Бестужево, добавка из книги опять не указывает о наличии реки, лишь о дороге для автомобилей. И никак не понятно о расстоянии. Могут и пять км на машине везти, могут и 55. Это очень важно ,)

Про пиво ничего не могу сказать. Знаю, что с 60-х в деревнях начало внедряться сверху пьянство (водку и вино стали завозить в магазины в неограниченном количестве, да и народ стал в колхозах побогаче). О том в воспоминаниях автора по Пакшеньге читаю - http://pakshenga.ru/publications/pakshe ... niia-biloe
:thank

можно конечно ехать по дороге от Шангал до Бестужево и в каждой деревне спрашивать - не слышали ли такого названия
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97252
Стаж: 17 лет 10 месяцев 24 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122490 раз.
Поблагодарили: 27938 раз.

Сообщение Екатерина Ю » 21 окт 2017, 15:54 » #1835499

Саша писал(а):можно конечно ехать по дороге от Шангал до Бестужево и в каждой деревне спрашивать - не слышали ли такого названия

Да, жаль, конечно... Я уже, всех на ОБД "Мемориал" просмотрела, призванных Устьянским РВК. Ну нет такой деревни! А про внедрение пьянства, я думаю, что так было повсеместно, к сожалению. А пиво, как я теперь узнала, именно таким или очень похожим способом, варили во многих архангельских деревнях. И спасибо, :thank что участвовали в поиске этой мифической деревни.
" Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены"
С.Е.Лец
Аватара пользователя

Екатерина Ю
Участник

 
Сообщения: 58
Стаж: 7 лет 1 месяц 2 дня
Откуда: Москва
Благодарил (а): 65 раз.
Поблагодарили: 47 раз.

Сообщение Саша » 21 окт 2017, 15:59 » #1835503

да, все написанное про пиво и обряд, очень смахивает на авторский творческий шарж :))) дали бы коммунисты тогда такое устраивать! Жаль не знаете вы той жизни. У меня дед председателм колхоза был. Некогда было пиво варить - вкалывали, особо летом не покладая рук :agree
автору пять баллов за покат под евро стандарт России :)))
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97252
Стаж: 17 лет 10 месяцев 24 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122490 раз.
Поблагодарили: 27938 раз.

След.


Вернуться в Устьянский район

Яндекс.Метрика | Яндекс.Метрика