Деревня Верхопутье или память автора подвела?

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Сообщение Екатерина Ю » 22 окт 2017, 10:16 » #1835830

бениан писал(а):бениан

Все даже очень не лишено смысла. Я так же подумала, тем более автор на половину поляк, отец был русский, а мама полячка. Как он писал, когда его забрали в омский детприемник для детей "врагов народа", откуда он в последствии бежал, он вообще только понимал по-русски, но не говорил. Это потом, прожив в детприемнике до окончания войны, конечно язык выучил. Учитель хороший был - сама жизнь. А вот, по поводу Бестужево, который автор упорно называет Бестожево ( хотя в ОБД "Мемориал", вообще нашла БестЫжево), там немного другая история с "пропойским селом".

"Пьянская столица."
В день престольного праздника отчалили мы из Верхопутья в Бестожево на попутке — крепком «студебеккере». В деревне нарядно одетый народ украшал зелёные угорья пьянским шатай-болтаем. Возилка оказался родом из Шангал. Работал в управлении местных леспромхозов. Со станции поставлял в подведомственные устьянские деревни товары первой необходимости: продукты, лекарства, а заодно и почту. В дороге Буба спросил дядьку шофёра, не слышал ли он про его матку Пелагею Васильевну Устьянову, полтора года назад вернувшуюся на родину в Бестожево с малым братиком и сестрою. Дядька сказал, что слышал от сменщика полгода назад про какую-то женщину с детьми, приехавшую из ссылки домой в Бестожево, а дом её родовой оказался занят под управу сельсовета. Но что с нею стало потом, он не ведает. Буба сильно расстроился. Для отвлечения его от мрачных мыслей я задал нашему ангелу-хранителю — шофёру вопрос:
— Отчего Бестожево местные жильцы обзывают пьянской столицей Устьянского края?
— Обзывалка эта давнишняя. По легенде, деревня считалась когда-то лихой, разбойной да и пьянской. Закон в ней существовал для мужиков-лесосплавщиков: мужик должен или стоять, или лежать — сидеть не имел права и считался бездельником. А главным гимном деревни была частушка:

Пьём и водку, пьём и ром.
Завтра по миру пойдём.
Вы подайте, Христа ради,
А то лошадь уведём.

К вечеру мы въехали в Бестожево — красиво расположенную в излучине реки довольно большую по местным меркам деревню. Добрый возилка наш остановил «студебеккер» у главного места в ней — магазина. Магазин оказался закрытым, но в окнах ещё не погас свет. Шофёр, постучав в дверь, назвался, и ему открыла плотная приятная тётенька, наверное продавщица. Минут через шесть-семь он вместе с нею вышел на крыльцо и подозвал нас.
— Михалыч, какой из них Устьянов? — спросила продавщица.
— Вон тот, что выше.
— Боже мой, смотри, какой парнище вымахал, а был ведь вот таким Коленькой, — и показала рукой ниже колен. — Мать-то тебя не дождалась, уехала отсель. Дом ваш власть реквизировала. Жить здесь им стало негде, да и начальники боялись брать её на работу после ссылки. Кормилась подёнщиной — грибами, ягодами: собирала и сдавала в пункт приёма. Поначалу поселилась с детьми из милости у бобыля Макарыча в пристройке, но, намаявшись, решила податься к родственникам твоей бабки в Никольский район Вологодской республики. Там про неё никто не знает, муж погиб, может и устроится, да и крыша не чужая. Тебя искала по всем начальствам, письма писала, да и теперь ищет. Адрес свой оставила у Макарыча. Даже конверт с адресом, чтобы отправили с вестью, коли что узнают про тебя. А ты, вишь, свалился вдруг, да ещё сюда… Михалыч, отведи их к бобылю Фёдору Макарычу. Вон, смотри, с краю деревни дом стоит. Да и сам у него заночуй, а поутру с товаром разберёмся.
Так вместо дома Бубы-Коленьки мы притопали в дом старого Макарыча. Изба действительно оказалась древней — ещё не пиленой, а рубленой — с огромной глинобитной русской печью, с красным углом, где под киотом с Христом, Божьей Матерью и Николой Чудотворцем висели портреты Ленина и Сталина, вырезанные из «Огонька».
Макарыч, прознав, кто мы такие, достал из-за иконы почтовый конверт с маркой и написанным адресом матери Бубы и велел ему снять копию для себя, а в конверт вложить письмо для неё с сообщением: «Жив, здоров, бежал на родину в Бестожево, денег не имею, что делать далее, не знаю, ответь мне, твой Николай».
— Понял? Ну, так давай — калякай!
Да, нам не повезло. Оставаться в Бестожево не имело смысла не только мне, но и ему. Надобно было скорее снова возвращаться в Шангалы, а оттуда ему рвануть в Вологодчину к матери с братиком и сестрою, а мне — через Вологду — в Питер.
Наш возилка дядька Михаил тоже смекнул положение неприкаянности и согласился отвезти нас обратно, но только после возвращения в Бестожево с северных лесопунктов, которые обязан отоварить.
Рано утром мы помогали разгружать машину поначалу для магазина, а затем — для почты. В магазине работали весь день: сортировали, укладывали по полкам крупу, консервы, в подпол носили мясо, рыбу. Вчерашняя доброжелательница тётка Капа зарплату за работу выдала продуктами — сахаром, подсолнечным маслом, хлебом. Продукты в ту пору в этих краях считались гораздо важнее денег.
Три дня мы гостевали в древней чёрной избе деда Макарыча, не выходя из неё. Три дня мы слушали былины архангелогородского старика про житьё-бытьё крестьянствующих людишек в объятиях советской власти.
Говоренное им запало в память какой-то отрешённой манерой повествования сильно натерпелого человека:
«Родился я в так называемом „рудном дому“. Сейчас говорят „курная изба“ — это тоже можно так принять. Рудный, вероятно, потому, что из рудного леса построен. Самый крепкий лес — это рудовый лес. А откуда это, я не знаю, не изучал. Печка битая, вон, смотри: две семьи умещаются на ней. Занимались сельским хозяйством в основном. Ну, сельское хозяйство у нас так себе… видели — косогоры. Дак с них много ль чего получишь хлебного-то… Чтобы кормить семью, пришлось нашим родителям другое ещё подспорье смекать. Вот, например, мой отец Макар Андреевич, мастеровой человек, до восьмидесяти шести лет жил. Самое ремесло его было в том, что он валенки катал. Дед его Ефим Иванович — шерстобит. Жернов у нас такой был ещё, как мельница, муку молол. Люди приходили, пользовали жернов-то. Отец ещё овчины делал — скорняжил, значит. Дядя Максим матёрый мастер был — дровни делал. Это такие рабочие сани, на которых лес возили, сено, дрова… Вот так…
Но многим семьям, в том числе и нашей, хлеба не хватало никогда. Я помню, редко когда хлеба доставало от старого до нового урожая — земля не хлебородная. Летом было такое время, когда кормились одной рыбой.
Лесом также раньше занимались, но в аккурате: валили только зимою. Зимою же лошадьми брёвна к реке волокли, готовили, значит. У нас в реках вода поздно становится в берега после половодья, как в этом годе. Дак, к моменту такому плоты сбивали и по Ушье с плотогонами вниз до реки Ваги отправляли, а там по Ваге — до железки. Этим делом специальные семьи занимались — мастера по сплаву были. Как сейчас „кинь в реку — само плывёт“ — такого не было безобразия. Строевой лес берегли, он тоже служил нашим кормильцем.
А ещё у нас в деревне сеяли много репы. Репа товарным продуктом была. Сеяли в лесах, разрубали подсеку так называемую, жгли подлесок и там участок репой засевали. Репы — сочной, ядрёной — рождалось много. Даже сравнение такое с человеческим организмом существовало: крепкий, как репа, или: „Смотри, девка какая красивая, ядрёная, как репа“. Деревня-то кустовая была — центральная. Вокруг к ней ещё четыре малых деревни принадлежало. Оттого у нас две церкви стояло: одна большая, в два этажа, а другая — малая. Красивые такие — богатые. Первую — большую — снесли ещё в двадцатых годах, а во второй — маленькой, тёплой — Казанской Божьей Матери долго служили потихоньку, как говорят, покуда начальники страны не приказали закрыть и рассыпать веру.
При мне колокола с церкви снимали, увозили. Я, правда, не видел этого, но вот Алёшка Ушаков говорит, прошлого году мужик пришёл, паникадилу хрустальную колом разбил, так вот бают, что он хороший мужик.
В тридцать седьмом году увозили у нас священника, который беднее всякого человека был. Поп из простого народья, без образования совсем — в такой маленький приход обученного-то в академиях не пошлют. Как везли его на тарантасе ОГПУ, дак все жалели, конечно, что ни за что. За что, пошто — не знаем…
С тех пор как село обезглавили, духовных занятиев лишили, всё пошло-поехало. К тёмному прошлому повернулись. Народу одно осталось развлечение — пить горькую. Первые поселенцы-то в здешних лесных краях — беглые людишки из московских земель, многие из коих разбоем жили…»
Дед до глубокой ночи жалился про бестожевские «безобразия». На третий день, когда забрал нас возилка Михалыч на свой «студебеккер», по выезде из села трое лесорубов остановили машину и сняли с шофёра налог на опохмелку, попрощавшись частушкой:

Нас побить, побить хотели
На высокой на горе.
Не на тех вы нарвалися,
Мы и спим на топоре!
" Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены"
С.Е.Лец

За это сообщение автора Екатерина Ю поблагодарили: 2
Саша (18 дек 2022, 18:24), minaich (22 окт 2017, 21:04)
Рейтинг: 2.6%
 
Аватара пользователя

Екатерина Ю
Участник

 
Сообщения: 58
Стаж: 7 лет 1 месяц
Откуда: Москва
Благодарил (а): 65 раз.
Поблагодарили: 47 раз.

Сообщение Семёнов » 22 окт 2017, 16:28 » #1835911

Екатерина Ю
В инете, в свободном доступе есть "список населенных мест Северного Края 1931 г." поищите его, там все населенные пункты перечислены.
Мои фотоальбомы http://semenow.gallery.ru/

За это сообщение автора Семёнов поблагодарил:
Саша (22 окт 2017, 18:40)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

Семёнов
Старейшина

 
Сообщения: 8894
Стаж: 17 лет 2 месяца 28 дней
Откуда: Северодвинск
Благодарил (а): 495 раз.
Поблагодарили: 808 раз.

Сообщение Екатерина Ю » 22 окт 2017, 18:08 » #1835942

[quote="Семёнов"] Спасибо. Попробую поискать.
" Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены"
С.Е.Лец
Аватара пользователя

Екатерина Ю
Участник

 
Сообщения: 58
Стаж: 7 лет 1 месяц
Откуда: Москва
Благодарил (а): 65 раз.
Поблагодарили: 47 раз.

Сообщение Семёнов » 22 окт 2017, 18:48 » #1835963

Если в деревне был престольный праздник, то деревня была и до революции. В инете есть дореволюционные списки населенных мест по губерниям, эта местность могла быть и в Вологодской губернии а могла быть и в Архангельской, списки населенных мест этих губерний есть в интернете.
Мои фотоальбомы http://semenow.gallery.ru/
Аватара пользователя

Семёнов
Старейшина

 
Сообщения: 8894
Стаж: 17 лет 2 месяца 28 дней
Откуда: Северодвинск
Благодарил (а): 495 раз.
Поблагодарили: 808 раз.

Сообщение Саша » 22 окт 2017, 18:54 » #1835966

Семёнов
может ссылки у тебя есть, чтоб не шерстить :agree
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97215
Стаж: 17 лет 10 месяцев 22 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122469 раз.
Поблагодарили: 27911 раз.

Сообщение Семёнов » 22 окт 2017, 18:56 » #1835969

Если б были под рукой, то выложил бы сразу.
Мои фотоальбомы http://semenow.gallery.ru/
Аватара пользователя

Семёнов
Старейшина

 
Сообщения: 8894
Стаж: 17 лет 2 месяца 28 дней
Откуда: Северодвинск
Благодарил (а): 495 раз.
Поблагодарили: 808 раз.

Сообщение Саша » 22 окт 2017, 21:26 » #1836070

у меня тоже в старом компе закладки были, тут нет под рукой
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97215
Стаж: 17 лет 10 месяцев 22 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122469 раз.
Поблагодарили: 27911 раз.

Сообщение Саша » 22 окт 2017, 21:30 » #1836073

Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97215
Стаж: 17 лет 10 месяцев 22 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122469 раз.
Поблагодарили: 27911 раз.

Сообщение Саша » 22 окт 2017, 21:33 » #1836077

перепись населения 1939 год - http://www.soldat.ru/admdel/perepis.html
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97215
Стаж: 17 лет 10 месяцев 22 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122469 раз.
Поблагодарили: 27911 раз.

Сообщение Семёнов » 23 окт 2017, 13:40 » #1836362

Архангельская губ. 1905 г.http://king13.ucoz.ru/load/62-1-0-1041
Мои фотоальбомы http://semenow.gallery.ru/
Аватара пользователя

Семёнов
Старейшина

 
Сообщения: 8894
Стаж: 17 лет 2 месяца 28 дней
Откуда: Северодвинск
Благодарил (а): 495 раз.
Поблагодарили: 808 раз.

Сообщение Семёнов » 23 окт 2017, 13:42 » #1836364

Вологодская http://king13.ucoz.ru/load/48
Мои фотоальбомы http://semenow.gallery.ru/
Аватара пользователя

Семёнов
Старейшина

 
Сообщения: 8894
Стаж: 17 лет 2 месяца 28 дней
Откуда: Северодвинск
Благодарил (а): 495 раз.
Поблагодарили: 808 раз.

Пред.След.


Вернуться в Устьянский район

Яндекс.Метрика | Яндекс.Метрика