Зашондомье деревня

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Сообщение Саша » 24 дек 2011, 23:00 » #492147

...
...Деревня Зашондомье

Находится в 22 км от поселка Оксовский на юг.
Координаты: 62°22'18"N 39°50'14"E

Топокарта 5 км. Деревня Зашондомье

001m--p37_38-(Зашондомье).jpg


Топокарта километровка. Деревня Зашондомье

100k--p37-055_056-(Зашондомье).jpg



Космоснимок деревня Зашондомье http://wikimapia.org/#lat=62.3740561&lon=39.8147106&z=13&l=1&m=b
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97252
Стаж: 17 лет 10 месяцев 24 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122490 раз.
Поблагодарили: 27938 раз.

Сообщение Саша » 24 дек 2011, 23:22 » #492162

...
...Деревня Зашондомье. Административное деление

В границы муниципального образования "Плесецкий муниципальный район" входит территории муниципальных образований "Федовское".

В границы муниципального образования "Федовское" входят территории деревень Алферово, Антроповская, Бодухино, Боярская, Бураково, Васильевская, Горка, Грязная, Губино, Закумихинская, Зашондомье, Зиново, Зубово, Иевлево, Ириньино, Корзово, Коротаево, Кузнецово, Ленино, Мануиловская, Михалево, Мозолово, Монастырская, Ожбалово, Погост, Порозово, Прохново, Рублево, Сандрово, Семеново, Тарасово, Харлово, Черноково, поселков Липаково, Лужма, Сеза и сел Богданово, Федово.

Закон Архангельской области от 23.09.2004 N 258-внеоч.-ОЗ (ред. от 11.02.2011) "О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области" (принят Архангельским областным Собранием депутатов 23.09.2004)

Фото. Деревня Зашондомье за рекой. автор александр галактионов

31623120.jpg


Фото. Деревня Зашондомье за рекой. автор александр галактионов

31623109.jpg


Архангельская область - Приозерный район - Федовский сельсовет
Год учета: 1939
Источник: Данные переписи 1939 года из справочника административного деления Архангельской области (1998 г.)
Подчиненные пункты:

Богданово село
Бодухина деревня
Боярская деревня
Васильевская деревня
Волкова деревня
Воронова деревня
Горка деревня
Губина деревня
Жукова деревня
Заборье хутор
Зашондомье деревня
Зенова деревня
Зубова деревня
Иевлева деревня
Ириньина деревня
Кабаниха деревня
Кипрева деревня
Конец Острова деревня
Корзова деревня
Коротаева деревня
Ленина деревня
Ляга "Иванова" лесохимучасток
Ляга "Ильмово" лесохимучасток
Мануйловская деревня
Маслова деревня
Мозолова деревня
Монастырская деревня
Мышелово деревня
Онебалово деревня
Пирогово деревня
Погост деревня
Подлесье деревня
Порозова деревня
Прахнова деревня
Рублева деревня
Сандрова деревня
Семенова деревня
Угрюмова деревня
Федова деревня
Харлова деревня
Чернокова деревня
Шибатова деревня
Шипачева деревня
Яковлевская деревня
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97252
Стаж: 17 лет 10 месяцев 24 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122490 раз.
Поблагодарили: 27938 раз.

Сообщение Саша » 24 дек 2011, 23:24 » #492165

...
...Усть-Моша и деревня Зашондомье


Река Онега соединяла центр Русского государства с поморскими соляными варницами уже с 12 века. Именно на этой «соляной дороге» в Уставе новгородского князя Святослава в 1137 году упомянут погост Усть-Моша. Видимо Усть-Моша была значительным становым поселением.

В 13 веке князь Александр Невский проложил тракт из Новгорода до Беломорья, который проходил и через погост Усть-Моша. Погост Усть-Моша был и волостным центром. Земли Поонежья тогда принадлежали новгородским князьям. С той поры здесь остались названия Боярская, село Богданово.

Князья московские тоже мечтали присоединить Поонежье к своим владениям. И в 15 веке,

Окончательно сломив сопротивление Новгородской боярской республики, Иван Третий

(дед Ивана Грозного) взял во владение все северные земли от Каргополя до Белого моря.

В 1539 году Иваном Грозным Каргопольскому уезду выдается Губная грамота, предоставившая широкие права на местное самоуправление. В ней приказано в каждой волости, в т.ч. и в Усть-Моше, учредить отряды человек по 10, ловить «разбойников»,

И их сообщников, дознаваться о совершенных злых делах и «бив кнутьем да казнили смертью», а дворы и имущество раздавать пострадавшим. Грамота предостерегает: не мстить невиновному, не покрывать и виновного дружбы ради.

Интерес представляет и грамота посланная Иваном Грозным в Каргополь наместнику, воеводе Петру Михайловичу Щенятеву. В ней приводится челобитная жителей Белоозера, что «де Каргопольцы…и Устьмошане и Мехренжане ездят к морю соли купити, да купив де соль у поморцев, да возят ея в Турчасово, лете в судех, а зиме на санех, да в Турчасово ту соль бьют в рогожи, да подсыпают де в ту соль кардеху (т.е. песок) пуда по два…и больше в Рогозину …да возят ее в Каргополь да…продают ее в Белозерцам и Волгожаном, и и иногородцем всех городов Московские земли, а кардехи де и не сказывают, а продают зачисто…» Отныне купцам запрещалось покупать соль на варницах или в становых погостах (Турчасове, Усть-Моше). Право торговли принадлежало только уездному городу Каргополю. Соль же тогда была в большой цене, и развозили ее отсюда в рвазные концы Московского государства. Одновременно погост Усть-Моша был и волостным центром.

В 16 веке Усть-Мошенская волость насчитывала уже 160 деревень. В «Писцовой книге» перечисляются деревни, которые известны до сих пор: Зубово, Прохново, Сандрово, Зеново, Федотово (Федово) и др. В конце 16 века в Усть-Моше была построена первая крепость (острог). Для просмотра товаров, проверки их качества была установлена таможня. Защиту гостей (купцов) и местных жителей осуществляли стрельцы. В начале 17 века Поонежье часто подвергалось набегам иноземных захватчиков: польских, литовских, немецких.

Из «Писцовой книги» Устьмошского стана 1622 года мы узнаем, что «на погосте острожек, а около того острожка 7 башен, да 2 ворота, да с трех сторон около острожка же копан ров, за рвом частик да надолбы, а о четвертую сторону река Моша…»

В 1616 году стрельцы организовали народное ополчение и в сражении у Устьмошского острога нанесли польско-литовским захватчикам сокрушительное поражение. Многие годы напоминало о славном героическом прошлом наших предков т.н. панское кладбище на погосте. В «Похвальной грамоте» царя Михаила Федоровича говорилось, что жители Каргопольского уезда, в т.ч. и Усть-Моши, «литовских людей побили и многие города и волости от воров очистили и преславные победы везде показали». Но интервенты нанесли волости значительный ущерб. Во многих деревнях остались только вдовы с детьми, которым пришлось просить милостыню. Устьмошские крестьяне просили освободить их от строительства Каргопольской крепости и об обновлении Устьмошского острога. В 1631 году в грамоте царя Михаила Федоровича предписывалось : «В Усть –Моше делать ворота и башни рубленые… А меж ворот и башен по пряслам поставить стоячий острог…»

С 1765 г. учрежден Почтовый тракт Санкт-Петербург- Архангельск и в Усть-Моше открыта почтовая станция (10 лошадей).

Петровские преобразования легли тяжелым бременем на плечи и устьмошских крестьян. Теперь все чаще требуют людей на строительство СПБ, кораблей, железорудные заводы. С женами и детьми вынуждены были они навсегда уезжать из родных мест.

Село Федово (по переписи 1496 г.) - это станция на переправе через Мошу. С 19 века волостной центр перешел в д. Федотово (ныне Федово). В 19 веке в Усть-Моше (Богдановская и Боярская волость) проживало 7,5 тыс. человек. Олонецкий губернатор Гаврила Романович Державин характеризовал Усть-Мошу так: «…расставленными в приятном частом положении деревнями многие славные реки в России превосходит… Поселяне трудолюбивы и неубоги…»

В июне 1819 г. император Александр Первый, будучи проездом в Архангельске, останавливался на почтовой станции Федовской, откуда по реке Моше, в крестьянской лодке, проехал до Устьмошского погоста. Заходил в каменный храм, отслушал молебен, любовался обстановкою храма.

В 1864 году в Устьмошском приходе было 3 церкви: Рождества Христова, Благовещения Божией Матери и Иоанна Богослова. Под Рождественской церковью были вместительные подвалы, в которых хранился товар, не распроданный на ярмарке. Иконостас в храме Иоанна Богослова резной, золоченый, украшен живописью. Слева от Рождественской церкви в самом центре погоста располагался двухэтажный каменный храм Сошествия святого духа на Апостолов в одной связи с колокольней. Устьмошский каменный храм считался лучшим в Каргопольском уезде. Поражал богатством трехъярусный резной, позолоченный иконостас. Нижний ряд был украшен ризами из серебра, отчасти из жемчуга. Возле церкви Св. Духа была еще одна деревянная двухэтажная церковь во имя Св. Филиппа. Погост уже был обнесен каменной оградой.

До 1914г. Усть-Моша была центром веселых и оживленных ежегодных ярмарок (18-20 (31-2 нов.ст.) января трехдневной Афанасьевской, 23-30 (7-12апр.) марта Благовещенской, 26-29 (9-12 окт.) сентября Богословской – самой продолжительной). Торговцы (до 70 человек) были из Каргополя, Холмогор, Архангельска, Онеги, Белозерска, Ошевенска, Пудожа и др. Стечение народа простиралось до 3 тыс. человек. Торговали зерном, мукой, рыбой, мясом, сукном, бакалеей, кожами и др.

В 1977 г. на погосте работала археологическая экспедиция Ленинградского отделения Академии наук СССР, проводила раскопки древней крепости. Весной берега Погоста затопляет водой, которая поднимается иногда на значительную высоту и с каждым годом размывает берег, от чего, по убыли воды, показываются кости и черепа умерших.

В 1865 году в приходе насчитывался 801 двор, в в которых проживали 5164 человека. В 1908 году в УМ Пр-де проживало 8015 человек.

После реформ последней четверти 19 века более половины устьмошан ежегодно уходят на летние промыслы в СПБ, где нанимаются в лакеи, дворники, повара, кучера, разносчики и продавцы газет, за что и были прозваны «газетчиками». О них сложились даже поговорки и частушки: «Устьмошанки не крестьянки, не работницы: нет ни соли ни муки, был бы перстень на руке» , «Деньги есть, я веселюсь, на устьмошаночке женюсь, денег нету ни гроша - озеруха хороша». Выгоднее было заниматься торговлей, отхожими заработками, чем выращивать хлеб. И все же основным занятием населения Устьмошского прихода по-прежнему было земледелие. Было даже образовано Устьмошское с/х общество, которое занималось пропагандой передовой агрономии и новой с/ х техники. Общество имело опытный участок по выращиванию озимой ржи и овса, а также капустной рассады. При обществе была библиотека из книг с/х назначения. При обществе работала торговая лавка.

Усть-Моша имела славу хлебной житницы всего Севера. Именно отсюда Борис Годунов пошлет в Сибирь лучших земледельцев.

В 1890 году на Погосте, на церковной земле было построено новое здание церковно-приходской школы (первое построено в 1885г.). Крестьянин Губинский пожертвовал школе 50 книг. Учитель И.Бронзов особо подчеркивал, что « устьмошане отзывчивы ко всему хорошему и очень сочувственно относятся к образованию детей, что видно из того факта , что при 5 училищах в приходе открыли еще и 6-ю церковно- приходскую школу». К началу 20 века книжное собрание Устьмошского прихода превратилось в бесплатную народную библиотеку-читальню. Отмечалось, что в домах многих крестьян есть разные книги преимущественно духовно-нравственного содержания, и грамотные, как взрослые, так и дети, в свободное время читают книги.

В 1886 году губернатор Олонецкой губернии Григорьев объявил благодарность волостному старшине Богдановской волости Пуминову за умелую организацию, связанную с полной выплатой казенных и земских денежных сборов за первое полугодие 1886 года. 22 декабря 1889 года старшина Богдановской волости Каргопольского уезда Василий Пуминов был «пожалован в награду усердной и полезной службы» серебряной медалью с надписью «За усердие» для ношения на груди на Станиславской ленте.

17 июля 1896 г. в Устьмошском приходе произошел пожар. Загорелся старинный деревянный храм Св. Филиппа. В жаркий, раскаленный день пламя перекинулось к северу - на церковные кладовые, два ряда торговых лавок и к югу- пламя перекинулось «на красу …погоста и прихода» - каменную Святодуховскую церковь. Очевидец писал:

«Помочь горю собралось местное начальство, мужички. Как водится, по обычаю, начальство пораспоряжалось, мужички погорланили, бабы повояли да поахали, все кой что и поделали, остолбенели, когда загорелись, зубцы высокого каменного храма… Простонародье вместе с тем и поглупило: бросали в огонь яйца, некоторые женщины нагия с иконою в руках зачем то обегали пожарище… Несмотря ни на что, разбушевавшаяся стихия сделала свое дело: Святодуховский храм наш остался надолго инвалидом, но, благодаря Бога, остальные храмы пощажены огнем.» В мае 1898 г. на погосте вновь вспыхнул пожар. Загорелись чуть ли не одновременно все дома церковнослужителей и ряд торговых лавок.

В 1899 г. церковным старостой Устьмошского прихода на трехлетие был утвержден Иван Пуминов. Причт Устьмошского прихода в 1908 году состоял из 7 человек: три священника, три псаломщика и дьякон. Члены причта жили в 4 домах, принадлежащих церкви.

В приходе было 10 деревянных часовен (кроме церквей):

В д. Сысово - Рождества Пресвятой Богородицы.

В д. Зашондомье - Святого великомученника Георгия.

В д. Пуминово – Успения Божей Матери.

В с. Богданово – Воздвижение Животворящего Креста Господня.

В д. Бураково – Тихвинской иконы Божей Матери.

В д. Алферово – Казанской иконы Божей Матери.

В д. Залесской – Святого Илии Пророка.

В д. Боброво – Святой великомученицы. Варвары.

В д. Горка – В честь преподобного Макария Унженского.

В д. Федово – в честь мучеников Флора и Лавра.

В 1916 году священником Устьмошского прихода был назначен Иоанн Иоаннов Бронзов. Родился он 15 янв. 1880 г. в Печниковском приходе Каргопольского уезда, окончил Олонецкую духовную семинарию. К сожалению, судьба последнего священника Устьмошского прихода трагична. В августе 1937 года И.И. Бронзов был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации». В 1938 он был расстрелян. В августе 1989 г. реабилитирован посмертно.

В 1910 году в Устьмошском приходе состоялось открытие первой в Каргопольском уезде волостной богадельни, построенной по частной инициативе на добровольные пожертвования. Было принято решение принять 5 женщин престарелого возраста и совершенно бедных (одна была слепая от рождения). Смотрительницей-экономкой была избрана Мария Васильевна Третьякова. В начале 20 века река Моша была многоводна. От села Шалакуши до устья было открыто пароходное сообщение.

После ввода железной дороги Архангельск- Вологда Усть –Моша стала все более тяготеть не к Каргополю, а к железной дороге.

Сейчас это муниципальное образование «Федовское» с населением 1640 человек (из 38 деревень). В 1998 году построен новый мост через реку Моша. На средства прихожан поставлена в 2006 году часовня Николая Чудотворца в селе Федово. В селе есть Дом культуры, библиотека, средняя школа, детский сад, амбулатория.

ЧП Кузнецов Андрей Анатольевич содержит пекарню, пилораму, магазины.

При школе стараниями учительницы Тихомировой Надежды Анатольевны создан школьный краеведческий музей.

Село Федово одно из красивейших мест Плесецкого района. Туристу будет интересно посетить школьный краеведческий музей, прогуляться по современному мосту через речку Мошу, отдохнуть в деревенской избе, помыться в деревенской бане с травами, пройти по маршруту «Поэтическая Усть-Моша».

http://www.moples.ru/index.php?id=281
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97252
Стаж: 17 лет 10 месяцев 24 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122490 раз.
Поблагодарили: 27938 раз.

Сообщение Саша » 24 дек 2011, 23:26 » #492168

...
...Гидростанция. Деревня Зашондомье.

Из рассказа «На охотничьей тропе с Чапыгиным»

В деревне Зашондомье, что на речке Шондома, возведена гидростанция.

http://www.hunthouse.ru/news/na_ohotnichjej_trope_s_chapyginym_okonchanie/2010-07-29-100
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97252
Стаж: 17 лет 10 месяцев 24 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122490 раз.
Поблагодарили: 27938 раз.

Сообщение Саша » 24 дек 2011, 23:27 » #492169

...
...Часовня. Деревня Зашондомье.

За неделю до конференции я попал на реку Мошу - левый приток Онеги. Там, у деревни со звучным и древним именем Зашондомье, на родине А. П. Чаплыгина, стоит замечательная часовня XVII века. Трудно найти второе столь живописное место - и бугор с часовней, и изгиб полуострова, на котором она стоит, и река, и родники в чаще - все как бы говорит: для красоты это все выбрано, для жизни и радости! Впрочем, говорить о художественном вкусе строителей Севера - значит повторять давно известные истины.

В часовне сохранились расписные тябла от иконостаса, хотя сами иконы давно растащены и, по слухам, порублены и сожжены. Часовня уцелела чудом. Пока я фотографировал ее, но мне подошел колхозник средних лет. Стоял, смотрел, как бы проникшись доверием, и с мечтой в голосе произнес: «Подпалить бы - эх, загорится! - И, словно извиняясь, добавил: - Вот, не успели вовремя, когда все рушили...»

Он был растерян, быть может, даже обижен в своих лучших чувствах, когда в ответ от «городского» услышал слова, как надо беречь, быть может, даже починить своими силами эту часовню и радоваться и гордиться ею, как памятью времени и мастерством предков своих. Потом он задумался и так отошел. Эта мысль явно была для него внове, и теперь она засела в память и будет колоть и тревожить, пока он не сможет отбросить ее или принять как аксиому.

Таких и еще более грустных примеров сколько угодно. Есть грустный подсчет утрат, сожжений, разрушений...

http://smena-online.ru/stories/pro-glinyanuyu-svistulku-krasnogo-petukha-i-russkii-sever/page/2
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97252
Стаж: 17 лет 10 месяцев 24 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122490 раз.
Поблагодарили: 27938 раз.

Сообщение Саша » 24 дек 2011, 23:28 » #492174

...
...Люди. Деревня Зашондомье.

...Владимира Ефимовича Пигин. Деревня Зашондомье.

Пир на весь мир

На 35 земляков приготовила праздничный пир в День Победы семья фронтовика Владимира Ефимовича Пигина из деревни Зашондомье Федовской сельской администрации. Душой в этой хлебосольной семье отдохнули фронтовики и труженики тыла. Рядом с ними были представители сельской власти и совхоза "Федовский".

Ю. МАЛЫГИНА, д. Зашондомье. Плесецкие новости, 15 мая 2004 (53)
http://www.arhpress.ru/plesetsk/2004/5/15/2.shtml


Фото. Деревня Зашондомье. Автор yugud

298511711.jpg
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97252
Стаж: 17 лет 10 месяцев 24 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122490 раз.
Поблагодарили: 27938 раз.

Сообщение Саша » 24 дек 2011, 23:30 » #492176

...
...Попова Людмила Михайловна. Деревня Зашондомье.

Родилась в 1924 году в деревне Зашогдомье Приозерного района Архангельской области. С 1926 года проживала с родителями в Ленинграде. Когда началась война, принимала участие в обороне Ленинграда: дежурила ночью на крыше домов, тушила зажигалки, ухаживала за раненными в госпитале, рыла окопы на подступах к Ленинграду.
Штаб Ленинградского фронта располагался в то время в Смльном, и с апреля 1943 года была зачислена в в/ч 22345 (по вольному найму) на должность зав.делопроизводством в штат инженерных войск Ленинградского фронта. Участвовала в освобождении Прибалтики, Финляндии. В апреле 1946 года в связи с переездом демилизовалась
Награждена медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», медалью Жукова, знаками «Фронтовик 1941-1945», значком «Ветеран инженерных войск Ленинградского фронта».
С 1953 года проживает в Москве, так как мужа направили на учебу в Военно-инженерную академию им.Куйбышева, где после окончания учёбы он и служил. С 1959 года по 2006 работала в магазинах Мосспортторга в должности главного бухгалтера. Присвоено звание «Почётный работник торговли и сферы услуг г.Москвы».


Попова-ЛМ.jpg
Попова-ЛМ.jpg (7.02 КБ) Просмотров: 4407

http://www.vao.mos.ru/vao/doc.ashx?id=3259
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97252
Стаж: 17 лет 10 месяцев 24 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122490 раз.
Поблагодарили: 27938 раз.

Сообщение Саша » 24 дек 2011, 23:50 » #492195

Фото. Вид на Мошу. Деревня Зашондомье. Автор: alexpigin

7722117.jpg


50445832113.jpg



Река Шондома. Автор: alexpigin

50445832111.jpg


50445832112.jpg

За это сообщение автора Саша поблагодарил:
саня29 (25 дек 2011, 12:16)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97252
Стаж: 17 лет 10 месяцев 24 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122490 раз.
Поблагодарили: 27938 раз.

Сообщение саня29 » 25 дек 2011, 12:15 » #492289

Саша
Вот спасибо!А я все перерыл,найти не мог ничего о деревне. :thank
Аватара пользователя

саня29
Вождь

 
Сообщения: 16247
Стаж: 16 лет 3 месяца 17 дней
Откуда: СЕВЕРОДВИНСК
Благодарил (а): 4092 раз.
Поблагодарили: 3009 раз.

Сообщение Саша » 26 дек 2011, 13:05 » #492792

Конечно, надо поехать туда. Если соберешься, бери в команду :thank
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97252
Стаж: 17 лет 10 месяцев 24 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122490 раз.
Поблагодарили: 27938 раз.

Сообщение саня29 » 26 дек 2011, 17:48 » #492903

СашаЕсли все получится,то конечно. :agree
Аватара пользователя

саня29
Вождь

 
Сообщения: 16247
Стаж: 16 лет 3 месяца 17 дней
Откуда: СЕВЕРОДВИНСК
Благодарил (а): 4092 раз.
Поблагодарили: 3009 раз.

След.


Вернуться в Плесецкий район

Яндекс.Метрика | Яндекс.Метрика