Усть - Поча поселок. Плесецкий район

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Сообщение Саша » 26 мар 2011, 22:26 » #369615

О значении праздника. Поселок Усть - Поча. 2000 год

"...О значении праздника в прежней деревенской жизни красноречиво рассуждает Е.В.Калитин (по-деревенски Коммунистов, ок. 1920 гр., пос.Усть-Поча); его свидетельство тем более примечательно, что он, действительно, как это следует из его деревенской фамилии, сын чуть не единственного в те годы коммуниста в деревне и характеризует себя словами “пустой человек”, “попусту говорит”, “не толкую”, никудобный”: “И я век прожил – я такой никудобный особо, что никуда ни по праздникам. <...> У нас один праздник, так. Я не здешний, я – вот Мыза рядышком, – с Мызы. Там Александров день. <...> Нынь каждый день празднуют Александров день – совремённый люд. Деньги в кармане – и праздник. А раньше – ходили там по гостям – где <празднуют>, так и сбродишь, отпаивали. А нынешний народ – просто не народ, а я не знаю кто. Ежели я у тебя был, к примеру, угостила ты меня – я долж?н тоже, как ходишь гостить, тоже долж?н тебя угостить. А нынешнему народу не приберегсти: взять возьмет – и… Ныне кто кого не знат? И никто никого. Ну, угостит брат брата и сват свата. А так – никто. И праздников сейчас, считай, что нету. Как дeньга появилась – так надо кому-то дать вино спрятать, а не спрятать – значит, не приберегут, самому не приберечь. Век попорченный. Я не знаю, может ли на таком народе еще стоять земля-то ведь. Некрещеный люд-то. Ну, крещеный-некрещеный… сейчас-то было и начали их хоть крестить, а толку-то? Все равно они, наверное, не толкуют лоб перекрестить”. В этих словах явственна определенная праздничная этика, связь ее с христианской совестью и выдержкой человека, осознание праздника как не только и даже не столько пира и выпивки; отсутствие этого – свидетельство испорченности. На мое возражение “Может, Господь просветит?” Евгений Васильевич замечает: “Да Господу тоже такие люди, наверное, не требуются»...

Г.Н.Мелехова. Православные часовни Русского Севера в XX веке (по полевым материалам Каргополья и Кенозерья 2000-х гг.)
http://www.kargopol.ru/ru/library/bk40


Фото. Усть Поча. Вид с Озера.

Усть Поча .jpeg
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97251
Стаж: 17 лет 10 месяцев 24 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122490 раз.
Поблагодарили: 27937 раз.

Сообщение Саша » 26 мар 2011, 22:32 » #369620

Фотографии. Поселок Усть - Поча

Фото. Бывший клуб. Усть-Поча

Бывший клуб1.jpg


Фото. Дома. Усть-Поча

Дом в Усть Поче4.jpg


Усть-Поча 2.jpg


Фото. Зимняя улица. Усть-Поча

Усть Поча зима.jpeg
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97251
Стаж: 17 лет 10 месяцев 24 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122490 раз.
Поблагодарили: 27937 раз.

Сообщение Саша » 27 мар 2011, 09:49 » #369770

Фотографии. Поселок Усть - Поча

Бухта в Усть-Поче

Бухта в Усть-Поче.jpg


Напротив Усть-Поча

На против усть-поча.jpg


Кенозерская тишина. Автор Евгений Засулин. 2008

Кенозерска тишина Усть поча Евгений Засулин 17-07-2008.jpg
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97251
Стаж: 17 лет 10 месяцев 24 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122490 раз.
Поблагодарили: 27937 раз.

Сообщение Саша » 27 мар 2011, 10:08 » #369780

Усть - Поча в работах художников

Деревня Усть-Поча. Часовня. XIX век. МИТРИЧ Дмитрий Дроздецкий

Часовня в Усть-Поче автор неизв.jpg
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97251
Стаж: 17 лет 10 месяцев 24 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122490 раз.
Поблагодарили: 27937 раз.

Сообщение Саша » 27 мар 2011, 10:25 » #369786

Еще хочется здесь разместить статью о судьбе человека, пытающего возродить свой край

ПОМНИ ИМЯ СВОЁ
Зачарованная, заколдованная


Эта страна площадью в 140 тысяч гектаров (небольшая, но побольше, чем, скажем, Ватикан) снискала любовь и уважение во всём мире; побывать здесь почитают за счастье норвежцы и финны, шведы и поляки, немцы и американцы. Сюда едут со всей России, Украины и Средней Азии. И народ-то всё хороший едет, народ всё больше душевный, деятельный и очень культурный…

Эта страна никогда никого не обидела, не унизила, ни в ком не посеяла страха или ненависти. Живут здесь добрые, светлые, талантливые и очень трудолюбивые люди, чьи лица светятся изнутри. В этой стране за тысячелетнюю историю накоплено бесценное духовное богатство, её культурный ландшафт пленяет, деревянное зодчество (в радиусе 25 км – 26 часовен, ориентированных по сторонам света и связанных с движением Солнца и Луны) уникально и поражает воображение, а жилые дома, как игрушки, украшены изделиями местных промыслов и собственного рукоделия.

Сюда едут за сказаниями и былинами – здесь помнят те былины, какие уже не помнят нигде. Здесь любят и уважают детей, которые любят и уважают стариков, которые любят и уважают всех. Когда они умирают, их хоронят на мысу, откуда открывается весь мир. Когда они рождаются, их крестят в храме, срубленном из лиственницы, с расписанным «небом» на потолке…

Здесь отпускает сердце. Распахивается взгляд. Безотчётное чувство любви ко всему сущему наполняет душу. Здесь открывается сакральность бытия и собственной жизни.
Эта страна – Реликтовая, русско-крестьянский рай Ефима Честнякова (в северном варианте). А называется она официально – ФГУ «Национальный парк «Кенозерский». То самое Кенозерье. Есть такой озёрный край в Архангельской области, где живут кенозеры. Край синих озёр, светлых лесов, возделанных пашен, медовых лугов, солнечных плёсов и песчаных спусков к воде. Абсолютно реальный и абсолютно сказочный. Очень уединённый – и душа нараспашку. Открытый всему миру и верный традиции. Здесь мечтаешь о прошлом и начинаешь потихоньку верить в будущее.

Я знаю, что и за всем этим стоит она, Берегиня парка, ангелом витает там. Впрочем, вполне реальная женщина, сотканная из мечты Кенозерья о самом себе...

Елена Шатковская.jpg
Елена Шатковская.jpg (5.51 КБ) Просмотров: 1743


Мы знакомы с Еленой Шатковской с лета 96-го: тогда я приехала в парк для работы над книгой. Книга вышла в 97-м, кто-то назовёт её потом «поэмой», кто-то – «песней», а кто-то скажет: «Кому это все нужно?»

Парк, собственно, начал создаваться в 1991 году, документы были подписаны 28 декабря. «Практически новогодний подарок», – говорит она, и я думаю, что и в самом этом факте тоже есть что-то сказочное. Но потом продолжает: «Если вспомнить, что такое был 91-й год, то мы начинали даже не с нуля – с минуса. Помните, всё тогда рухнуло. Но свято место пусто не бывает».

Известия шли из парка все эти годы на фоне всеобщей разрухи самые что ни на есть благостные. Там кипела жизнь, шли реставрационные и строительные работы, проводились всякие смотры среди местного населения, выставки, конкурсы: на лучшее оформление и хозяйственное использование приусадебного участка, на лучший внешний облик дома, естественно, в эстетике национальной самобытности. Иностранцы живо интересовались, помогали, а сами мотали на ус: у них-то старина давно канула в Лету, за «своей» стариной они едут в Россию, чтобы узнать, как жили когда-то и их предки. Само Министерство культуры (!) снимает фильм о Кенозерье. Ещё бы – лучший парк в России! Поэтому, когда недавно вновь встретила её, и настрой был соответствующий: услышать от Елены хорошие новости, всякие планы и её, и общих знакомых – там ведь у них всегда жизнь бьёт ключом.
Тем более что в Москве её ждал приятный сюрприз: на съезде наградили орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени. Надо обмыть! А виновница смеётся в бокал: «Это даёт мне право на половину коммунальных услуг после выхода на пенсию, но до пенсии я не доживу при таком ритме жизни…»

В Институте наследия – под эгидой Минкультуры, а также Российской АН – вышло уникальное издание «Кенозерские сказки, предания, былички», собранные по деревушкам у местных старожилов в конце 50-х, начале 60-х и после большого перерыва – вот уже в 2000–2002 годах. А на её лице опять забота. И опять она горюет: «Сколько упущено!»
«Когда вышли «Былички», я поняла, как мало я ещё знаю. А они уже ушли – дедушки и бабушки, которые знали, и я ужаснулась: какая огромная ответственность лежит на нас на всех».

Она листает белую книжицу, белую, как архангельские снега. А на страницах мелькают, как архангельское солнышко, лица сказительниц и сказителей.
«В повседневной чисто административной работе, – продолжает она, – масса дел, а к бабушкам – всё некогда…»

Но я-то знаю, что с ними она в самом тесном контакте – советуется, помогает. И они её встречают с радостью, была у неё и самая близкая подружка Анна Фёдоровна Силуянова из деревни Семёново, тогда, в 96-м, ей было 86 лет, она работала в парке хранительницей ключей от местной часовни Флора и Лавра, там и её в детстве крестили, венчали.
Собственно, с Анны Фёдоровны и начался наш разговор с Еленой. Так вот, умерла её подружка Анна Фёдоровна Силуянова, не дожив двух дней до юбилея парка. Хоронили на мысу, где хоронят испокон веков, сразу ставя деревянный крест.

«Закончилась эпоха энтузиазма, – вздыхает директриса. – Толковые люди есть, но им нужна высокая зарплата, а бестолковые нам не нужны».

Она говорит истину. С самого начала Парк взял на себя всю хозяйственную жизнь Кенозерья: все совхозы (с последующим переходом в АО), больницы, школы, все учреждения и конторы – это всё национальный парк, это всё Шатковская. Она достаёт кредиты… везёт комбикорма, строит школу в Усть-Поче и с самого начала старается сохранить рабочие места в сельском хозяйстве, а также всё поголовье здешних совершенно замечательных коров. В административном смысле парк – это четыре комплекса: экологический, музейный, сельское хозяйство и реставрационно-строительный. О последнем Елена говорит: «Тут-то хоть сразу виден результат». Конечно, ей нужны кадры!

– Нет-нет, эпоха энтузиазма закончилась. А без энтузиазма ничего не сделать.

Спрашиваю собеседницу: «Хватило бы ей самой суток, если бы в них было 48 часов?» Дурацкий, конечно, вопрос, но что делать, если вертится на языке?
«Надо подумать», – говорит она милостиво. И вдруг совсем неожиданно продолжает: «Ночь – это страшно… Ночи я боюсь».

И смотрит спокойно, словно сказала самую обычную вещь. Женщина, которая получила мировое признание, у которой всё есть – любящая семья, родители, дети, есть своя Реликтовая Русь в 140 тысяч гектаров, есть, наконец, она сама – такая прекрасная (в парке на неё вообще «молятся»), эта женщина вдруг говорит то, что она сказала, а ты думаешь: вот она, та самая вечно мятущаяся загадочная русская душа.

Уже сейчас, когда пишу эти строчки, заново листая «Былички…», наткнулась там в конце на словарик – местные словечки – и будто свечечка рядом горит: бабить – принимать роды, баенка – баня, баской (почти Басков?) – красивый, белоня – животное белого цвета, беседник – парень, ухаживающий за девушкой на беседах, то есть молодёжных посиделках… Кенозерье подарило людям словечки, которыми хочется играть.

А мне вспомнилась поездка на автобусе из Плесецка в парк, точнее в Вершинино, его «столицу», когда среди елей, на фоне догорающего заката, появилась на миг и осталась позади часовня! Как тихое лесное видение. Как живая душа леса, вечера, мира, уходящего за горизонт… Потом я увижу много кенозерских часовен, в некоторых – воспарю над землёй и каждый раз буду испытывать особые чувства, непохожие друг на друга. Всё здесь штучно. Всё уникально. У русского человека, видно, есть такое качество – в нём живёт память поколений. Да, что-то забывалось, многое вытравлялось, но вот он взял в руки топор, стал двигать рукой, как бы случайно, а топор уже сам что-то подсказывает. Местные жители своими силами всё восстанавливали. И не только принимали участие в реставрационных работах, но и взяли на себя заботы по содержанию отреставрированных объектов, стали восстанавливать общины… Местное население – главное действующее лицо в охране исторического наследия...

Теперь уже не топориком мужики подтёсывали брёвна, они стали это делать по старинным технологиям. А постепенно свои собственные дома – строить таким же образом. Вот так возрождается старина. Стараются беречь «святые рощи», как и их предки, ставят поклонные кресты в лесу и на росстанях, рассказывают детям сказки, былички и небылицы, так же повязывают лучшие платки любимым святым, разговаривают с деревьями, цветами, домовыми и лешими, называя их не иначе как «хозяевами», и стучат, прежде чем войти в пустую баньку – впустит ли «хозяин»?

С Шатковской у них сразу возник контакт – как будто соединили два проводка, и пошёл ток жизни…

Сказала она: будем восстанавливать часовни (сейчас в парке уже не осталось ни одного невосстановленного храма) – и тут же нашлись помощники.

Сказала: парку нужен музей – и повалил народ с паровыми и чугунными утюжками, прялками, картинками, кружевами, плетеньями, самоварами, ухватами… Уже полки ломятся в этой «лавке древностей»…

Сказала: введём в школах парка (их тут уже четыре) для наших принцесс и принцев обучение древним ремёслам, старинным танцам, голосовому пению, пошиву старинных костюмов, тут же, как по волшебству, нашлись учителя и умельцы из местных жителей.

Сказала: будем превращать брошенные избы в стилизованные туристические «приюты» со свечами, половиками и т.д. – появились такие семейные гостиницы в самых привлекательных уголках парка.

Поверили ей. А если русский человек поверит – он и горы свернёт.

Удивительно умеет она сочетать интересы парка как такового с интересами живущих там людей. Люди сразу почувствовали, что она своя. А она говорит о них: «Замечательные, чудные!» И безмерно горюет, что не может дать им больше 600 рабочих мест в парке. А как хотелось бы взять всех кенозеров на работу, всем платить хорошую зарплату, чтобы никто-никто не испытывал нужды и никогда не захотел покинуть свой родной край.

Тут всегда жили свободно. С Западом общались в любые времена. Первыми в России брали оттуда технические новшества вроде немецких сепараторов или прочих «железок» – брали всё, что им нужно, но уклада своего не ломали.

Есть одна существенная оговорка: так уж вышло, кенозеры не знали ни насильственного внедрения христианства, что позволило им, приняв православие, сохранить и языческие обряды; ни крепостного права с его унизительным рабством, ни татаро-монгольского ига, ни сталинских лагерей, а если идти ещё глубже, то и византийщины… «Может, такой бы, как Кенозерье, при известных условиях могла бы быть вся Россия?» – вот о чём думается директрисе Елене Шатковской!

И в то же время как огня боится она лубка, когда он подменяет жизнь.

Иностранцы это чуют – у них нюх! За те 15 минут, что я пробыла тогда в офисе в Вершинино, дважды звонили из Америки, так сказать, с родины национальных парков (оттуда они пошли по всему миру). Уж кто-кто, а американцы, у которых навалом голых скал, гейзеров и водопадов, знают цену тысячелетней самобытности и Кенозерья, и кенозеров… А что Елена? «Они с готовностью приезжают, но я сознательно стараюсь свести подобные визиты до минимума – сегодня это очень отвлекает. Вот всё наладим, окрепнем – тогда милости просим».


Ещё в тот свой приезд я просила её рассказать о себе. Улыбнулась: напишите – поморка. Помните: «Не отдай меня, батюшка, ни на кену, ни на Ундозеро, а ты отдай меня, батюшка, на свое весёлое Кенозеро…»

И точно, от судьбы не убежишь. Да и гены есть гены.

«Застала в живых ещё своего прадеда Егора Алексеевича Антонова – когда он умер, мне уже исполнилось 7 лет… До революции у него был свой зверобойный промысел, небольшая зверобойная флотилия. Тогда все жили большими крепкими семьями – у прадеда был сын и пятеро дочерей. Однажды прадед с артелью вышел в море, попал в шторм, их прибило к берегам Норвегии, и 2 года они шли домой через Скандинавские страны – дед выучил языки тех стран, по которым прошёл, и дал обет: если дойдёт домой, то 2 года отработает без денег в Соловецком монастыре. Вернулся, отработал, как и говорил, а тут – революция…

Отобрали промысел, жена умерла, а помор вернулся в Архангельск, там у него была редкая коллекция старопечатных книг – и светских, и религиозных, в серебряных переплётах с застёжками, они все были очень начитанными, северные поморы. Кроме книг, у него ещё были редчайшие иконы, к нему приходили из Архангельской епархии, и он всё завещал церкви».

У неё путь к Соловкам будет долгим. Вначале – строительный институт, потом распределение в Лептухонье и, наконец, чистая случайность – Соловки: там проходил какой-то семинар. Она приехала в разгар бабьего лета и, увидев тот чудный край, сказала себе: «Это моё!» И с последним пароходом в октябре 1983 года младшим научным сотрудником высадилась на каменистом острове, в истории которого она потом, уже со временем став заместителем директора Соловецкого музея-заповедника, останется человеком, отстоявшим в перестроечной вакханалии Соловки как государственную собственность.

– Мы не можем возродить Кенозерье, не вернув крестьянство, – продолжает она разговор о своём новом детище. – А вернуть крестьянство мы не можем, не возродив сельское хозяйство. Мы пошли, конечно, по очень сложному пути. Но тут вот что: постановление о парке вышло в 1991 году, когда вся земля была государственной, но теперь-то её фактически разрешено продавать кому угодно…

И когда морщихинские жители совхоза «Печниковский» на сходе единодушно проголосовали за переход в национальный парк, она сунула голову в петлю, но получила их землю – 4 тысячи гектаров.

Сейчас она объясняет ситуацию так. В районный земельный комитет в Плесецке позвонила некая коммерческая компания: «Как можно выкупить Медвежий остров на Кенозере?» А мы там уже восстановили часовню Св. Власия, поставили Поклонный крест в «святой роще», создали уникальную аллею можжевельников… Сильное сакральное место, и нужно крепко подумать, прежде чем что-то там делать. А уже идут притязания! Были и другие звонки, по другим участкам парка…

И вдруг:

«Иногда я думаю: а не бросить ли всё? Я устала. Я безумно устала!»

Разговор заходит в тупик, уходит в такую безысходность, откуда, кажется, не выбраться.

И тут к разговору подключается великий Бунин. Милейший Иван Алексеевич. То напомнит о звёздах: «На севере огни полночных звёзд/ Горят из мглы, как из пушистых гнёзд…», то бросит на стол душистую веточку: «И ягоды туманно-сини / На можжевельнике сухом…», то вдруг явственно прозвучит своим четверостишием из «Псковского бора»:

Достойны ль мы своих наследий?
Мне будет слишком жутко там,
Где тропы рысей и медведей
Уводят к сказочным тропам…

Страх – вечный спутник любви. Страх не обрести и страх потерять. Страх Бунина: так любить, понимать и чувствовать Россию – и не зарыться в её траву… Во время нашего разговора с нами был Рахманинов… С нами были все, кто потерял то, что любил больше всего на свете.

«…Наш парк русский – самый русский. Потому он меня так и держит», – после долгой паузы на выдохе произносит Елена. И я понимаю, что никуда она уже отсюда не уедет.


Светлана Вишневская-Миронова, Москва
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg ... rt20_1.htm
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97251
Стаж: 17 лет 10 месяцев 24 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122490 раз.
Поблагодарили: 27937 раз.

Сообщение Саша » 27 мар 2011, 15:47 » #369900

Три Усть-Почи Земли Архангельской

В Архангельской области голландец Корнелиус де Бруин обнаружил третью Усть Почу.

Кроме Усть-Почи Кенозерской (Плесецкий район) - viewtopic.php?f=129&t=7184
Усть-Почи (Пинежской) - viewtopic.php?f=119&t=7200,
он обнаружил в 35 верстах от Шенкурска третью Усть-Почу.


"...25-го числа, сделав двадцать верст, мы приехали в Шенкурск, главный город страны Важской, на реке Ваге. Оттуда двинулись мы далее и через пятнадцать верст приехали в Усть-Паденку, деревню, названную по реке Паденке, при устье которой она лежит. Тут мы поели и тронулись далее к Усть-Почи, в пятнадцати верстах деревню... "
из книги К. де Бруина "Путешествие в Московию"
http://a-nomalia.narod.ru/index.files/uuB2.htm


Справка:

Корнелиус (Корнелий) де Бруин(1652—1727) — художник, этнограф, писатель, опытный путешественник, проницательный наблюдатель, он многое увидел и зафиксировал во время своих поездок по стране.

В июне 1701 г. де Бруин отплывает из Гааги в Архангельск и с сентября того же года по июль 1703 г. живет в России. Второй раз он посещает страну в 1707—1708 гг. В 1711 г. де Бруин издал книгу о своих путешествиях «через Московию в Персию и Индию». Написанная в форме дневника, содержащего правдивую информацию по вопросам политики, культуры, быта, снабженная иллюстрациями, книга имела огромный успех и принесла заслуженную известность голландскому путешественнику. Она неоднократно переиздавалась и была переведена на многие языки.

Основная ценность книги — изображение первоначального этапа петровской реформы, когда сосуществовало и новое, еще не окрепшее, но развивающееся, и старое, на первый взгляд стабильное, незыблемое, а на самом деле обреченное на слом. Это сосуществование нового и старого де Бруин видит во многом: и в обществе, и в культуре, и в быту.
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97251
Стаж: 17 лет 10 месяцев 24 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122490 раз.
Поблагодарили: 27937 раз.

Сообщение mss » 04 апр 2011, 16:27 » #374715

Кенозерский национальный парк выиграл грант WWF
clip_image001.jpg
clip_image001.jpg (8.38 КБ) Просмотров: 1717

Архитектурный парк, фото К. Кокошкина
Всемирный фонд природы (WWF) подвел итоги XIII конкурса малых грантов для заповедников и национальных парков России "Партнерство на благо природы". В этом году заповедниками и национальными парками на конкурс было представлено более 40 заявок. Проект Кенозерского национального парка "Архитектурный парк "Кенозерские бирюльки" был выбран жюри в числе наиболее интересных.
Как сообщила ИА REGNUM в дирекции Кенозерского парка, проект предполагает продолжение создания Архитектурного парка "Кенозерские бирюльки", начатое в 2010 году на средства Европейского Союза, и разработку детской интерактивной программы. Как пояснила Александра Шатковская, координатор проекта, экспозиция создается в образе старинной кенозерской деревни. Все постройки, срубленные местными плотниками по всем канонам плотницкого мастерства, - уменьшенные ровно в 2 раза копии существующих, находящихся в аварийном состоянии или уже утраченных сооружений. Архитектурный парк "Кенозерские бирюльки" - не только музейно-экспозиционное пространство, но и уникальная учебно-образовательная база для детей, познающих культурное наследие Русского Севера.
Условием этого конкурса было обязательное внебюджетное софинансирование сторонними организациями, при этом оно должно составлять не менее половины от запрашиваемой суммы. Проект будет реализован совместно с спонсорами.
Аватара пользователя

mss
Супер-профи

 
Сообщения: 6092
Стаж: 13 лет 7 месяцев 14 дней
Благодарил (а): 2185 раз.
Поблагодарили: 679 раз.

Сообщение mss » 07 апр 2011, 15:03 » #376474

Сотрудники Кенозерского национального парка обнаружили три иконы, принадлежащие кисти северного иконописца Федора Захарова Иока

В иконах, хранящихся в настоящее время в музейном фонде Парка, четко прослеживается индивидуальная художественная манера иконописца Федора Иока. Подтверждением авторства талантливого живописца является его подпись, оставленная на обороте одной из икон: «Сии иконы писалъ живописец 17 летъ от роду Федоръ Захаровичъ Иокъ писал 1881 году в октябре урожденецъ с. Конево Олонецкой губернии Каргопольского уезда работа вся 80 р. сереб. (ром)».

По свидетельству местных жителей «в конце 1970 — начале 1980-х годов эти иконы были вывезены с Порженского», т.е. в течение 100 лет находились в церкви Георгия Победоносца деревни Федоровская. Однако, только сейчас удалось установить точную вековую историю данных икон. В 1881 году коневский самородок Иок по заказу порженских крестьян расписал иконостас алтаря в приделе во имя Собора Пресвятой Богородицы, устроенном прихожанами в Георгиевской церкви в 1875 году.

В советский период иконописные произведения Иока из Георгиевской церкви постигла трагическая судьба. В 1980-е годы рамы иконостаса были частично уничтожены, часть икон безвозвратно утрачена. Только эти иконы, посвященные Богородице, Илье Пророку, Макарию Желтоводскому и Унженскому, были спасены и бережно хранились жителями нескольких кенозерских деревень.

Таким образом, получил подтверждение факт об уникальном иконописном наследии северного живописца Федора Захарова Иока, представленном в Кенозерье 4 комплексами «небес», пятичастной иконой из часовни святого Иоанна Предтечи деревни Горбачиха, иконами из церкви Георгия Победоносца деревни Федоровская. Аналогичная авторская подпись иконописца Иока на одной из граней «неба» Никольской часовни деревни Усть-Поча и относящаяся также к 1881 году, позволяет сделать определенные выводы. В начале 1880-х годов творчество коневского самородка Федора Захарова Иока было востребовано в Кенозерье. Крестьяне, которых удовлетворяла незамысловатая живопись северного иконописца, предпочитали отдать ему церковный заказ.

В дальнейшем после проведения реставрационных работ данные иконы займут достойное место в экспозиции «Мастерская изографа», расположенной в Визит-центре Парка в деревне Вершинино.


Пресс-служба Кенозерского национального парка
Аватара пользователя

mss
Супер-профи

 
Сообщения: 6092
Стаж: 13 лет 7 месяцев 14 дней
Благодарил (а): 2185 раз.
Поблагодарили: 679 раз.

Сообщение Саша » 08 апр 2011, 21:32 » #377217

mss писал(а):Все постройки, срубленные местными плотниками по всем канонам плотницкого мастерства, - уменьшенные ровно в 2 раза

Настоящий Кенозерский музей получится. Как в Тае!
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97251
Стаж: 17 лет 10 месяцев 24 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122490 раз.
Поблагодарили: 27937 раз.

Сообщение northerner » 01 янв 2012, 19:53 » #496787

Довелось мне в сентябре месяце уже прошлого2011 года побывать в посёлке Усть-Поча, поселения Кенозерское.
Рассказывать я не мастер, а потому выкладываю немного фотографий с небольшими повествованиями-коментариями......


По дроге в Усть-Почу поразила моё воображение вековая :neee , точнее будет многовековая сосна стоящая у самой дороги...(та что на пути к Пачозеру, так себе сосенка в сравнении с этой). Дерево явно застало времена Петра первого....
DSCN0442.JPG
DSCN0442.JPG (125.73 КБ) Просмотров: 1474

DSCN0443.JPG
DSCN0443.JPG (130.55 КБ) Просмотров: 1474

Вид самого поселка навевал грусть и тоску. Некогда процветающий поселок, мягко сказать-в некотором запустении. Как впрочем и множество подобных леспромхозовских поселков, завязанных в былые времена на заготовке древесины. Так называемые валютные цеха нашей необъятной родины. А ныне снятые с баланса, запущенные и забытые "Великим" и "Могучим" государством. Забытые вместе с проживающими в них людьми!!!!
DSCN0447.JPG
DSCN0447.JPG (129.61 КБ) Просмотров: 1474

DSCN0448.JPG
DSCN0448.JPG (133.44 КБ) Просмотров: 1474

DSCN0450.JPG
DSCN0450.JPG (131.77 КБ) Просмотров: 1474

DSCN0451.JPG
DSCN0451.JPG (124.46 КБ) Просмотров: 1474

DSCN0452.JPG
DSCN0452.JPG (133.76 КБ) Просмотров: 1474

DSCN0453.JPG
DSCN0453.JPG (139.39 КБ) Просмотров: 1474

DSCN0454.JPG
DSCN0454.JPG (137.13 КБ) Просмотров: 1474


Для местных жителей основной вид транспорта, как мне показалось, моторные лодки. С топливом вечные проблеммы, раз в неделю, а то и две привозят бензин. и продают по двадцать литров в руки :shock: Что такое 20 л. для "вихря"? Сущий пустяк!!!
DSCN0456.JPG
DSCN0456.JPG (139.07 КБ) Просмотров: 1474

DSCN0457.JPG
DSCN0457.JPG (131.78 КБ) Просмотров: 1474

Дух захватывает от красоты природы Кенозерья.... На карте озеро выглядит этакой плоской кляксой с вытянутыми в разные стороны лучами-заливами. А в действительности это сложная система озер, озерок, озёришек, связанных между собой протоками и множество островов и островков в них.....
Вложения
DSCN0468.JPG
DSCN0468.JPG (150.34 КБ) Просмотров: 1474
DSCN0469.JPG
DSCN0469.JPG (143.26 КБ) Просмотров: 1474
DSCN0470.JPG
DSCN0470.JPG (131.66 КБ) Просмотров: 1474
DSCN0471.JPG
DSCN0471.JPG (140.17 КБ) Просмотров: 1474
Чтоб спасти Россию, нужно сжечь Москву.
М.И. Кутузов.

За это сообщение автора northerner поблагодарил:
Саша (04 фев 2013, 16:37)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

northerner
Мастер - наставник

 
Сообщения: 2410
Стаж: 12 лет 11 месяцев 28 дней
Откуда: Архангельск п. Талаги
Благодарил (а): 246 раз.
Поблагодарили: 186 раз.

Сообщение northerner » 01 янв 2012, 20:28 » #496821

DSCN0476.JPG
DSCN0476.JPG (137.41 КБ) Просмотров: 1463

DSCN0477.JPG
DSCN0477.JPG (132.24 КБ) Просмотров: 1463

DSCN0481.JPG
DSCN0481.JPG (126.65 КБ) Просмотров: 1463

DSCN0486.JPG
DSCN0486.JPG (133.25 КБ) Просмотров: 1463


О рыбалке.
Па-а-прашу не кидать в мой адрес камни, палки и прочие посты клеймящие позорным прозвищем "Брак".
Местные рыбаки увидав наши приготовления к рыбной ловле, усмехались. Разглядывая спининги, удочки, блёсны и прочую лабуду в их понимании, дивились, как можно тратить такие деньги на такие никчемные вещи. В их понимании рыбалка не баловство, а добывание насущного пропитания. Кстати в меню у жителей поселка рыба не то что преобладает, она у них постоянно на столе и в запасах.
Вот несколько кадров рыбалки в местном понимании....
DSCN0498.JPG
DSCN0498.JPG (136.84 КБ) Просмотров: 1463

DSCN0499.JPG
DSCN0499.JPG (129.94 КБ) Просмотров: 1463

DSCN0500.JPG
DSCN0500.JPG (125.81 КБ) Просмотров: 1463

DSCN0501.JPG
DSCN0501.JPG (139.22 КБ) Просмотров: 1463


А было время, когда травы у берега не было. Её выкашивали, дабы не мешала вываживать невод, и коряги со дна убраны заботливыми руками таких вот рыбаков. И если кто считает что неводом это по быстрому хапнуть многА рыбки, то честно скажу вы ЗАБЛУЖДАЕТЕСЬ!!!
DSCN0502.JPG
DSCN0502.JPG (135.53 КБ) Просмотров: 1463

Это неимоверно тяжкий и не всегда приносящий удачу труд. А у коли удача улыбнулась, то ни когда настоящий рыбак не возьмет лишнего и не допустит порчи выловленной рыбы. Излишки отдаст соседу, ну а сосед за каким лядом поедет рыбалить если рыба есть.

Удача не улыбнулась, три раза и еще раз три раза кидали невод, и попалось нам на пару ушиц и жареху.
А вот таких недорослей не задумывась возвращали в родную стихию......
DSCN0503.JPG
DSCN0503.JPG (140.62 КБ) Просмотров: 1463

DSCN0504.JPG
DSCN0504.JPG (136.87 КБ) Просмотров: 1463

DSCN0505.JPG
DSCN0505.JPG (130.02 КБ) Просмотров: 1463

DSCN0506.JPG
DSCN0506.JPG (132.75 КБ) Просмотров: 1463

в основном попала вот такая рыбеха, не подъязок и не сорога, местное название красноперка..
DSCN0507.JPG
DSCN0507.JPG (130.21 КБ) Просмотров: 1463


По возваращении нас встречали хозяйские кошки, сидели и ожидали на берегу в надежде на поживу...
Вложения
DSCN0529.JPG
DSCN0529.JPG (130.56 КБ) Просмотров: 1463
Чтоб спасти Россию, нужно сжечь Москву.
М.И. Кутузов.

За это сообщение автора northerner поблагодарил:
Саша (04 фев 2013, 16:37)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

northerner
Мастер - наставник

 
Сообщения: 2410
Стаж: 12 лет 11 месяцев 28 дней
Откуда: Архангельск п. Талаги
Благодарил (а): 246 раз.
Поблагодарили: 186 раз.

Пред.След.


Вернуться в Плесецкий район

Яндекс.Метрика | Яндекс.Метрика