Лампожня деревня

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Сообщение саня29 » 09 окт 2011, 08:53 » #443418

...
... Деревня Лампожня

Место положение. Деревня Лампожня

Координаты деревни
Широта: 65°42'00'' Северной Широты
Долгота: 44°19'00'' Восточной Долготы


Топокарта Лампожня
100k--q38-077_078-(лампожня-заозерье).jpg


Топонимика. Деревня Лампожня
Коми-русский перевод слова "лампожня"

Лампожня кодь сапöг слишком большие сапоги;
Лампожня пасьта чужöмыс — широколицый

... История. Деревня Лампожня

Древние новгородцы проникли на Мезень так же давно, как и на Пинегу, но обосновываться здесь стали позже. Первым становищем их была Лампожня — село на двадцать километров выше нынешнего города. Здесь новгородцы вели меновой торг с ненцами (самоядью, как называет их летопись). Зимним путем сюда привозили меха и с Печоры. Даже после перехода Господина Великого Новгорода под власть князей московских, ряд «угодий», «починок», «пустошей» все еще оставались за именитыми новгородскими фамилиями. Так, в первой половине XVI века новгородские бояре Окладников, Филатовы и Кузнецовы поселились в устье Мезени. Окладников с сыновьями заручился вскоре грамотой от Ивана Грозного с правом «копить на великого государя слободы и с песков, и рыбных ловищ, и с сокольих и кречатьих садбищ давати с году на год великому государю оброки». Здесь и возникла Окладникова слобода. Новгородский боярин стал «копить» земли так, что местное ненецкое население в 1545 году вынуждено было жаловаться царю на многочисленные притеснения. В ответной грамоте Ивана IV излагаются их обиды: «...самоядцы приезжали на Лампожню торгояати с русаки, а ставися на Усть-Мезени реки... и ныне на том месте... стала сокольня нова... и им на Лампожню приезжая, становиться негде... и ныне самояди... в тех местах зверя всякого ловити не дают».

Лампожня упомянается в грамоте Ивана Грозного от 1545 года самоедам Канинской и Тиманской тундр. Лампожня, расположенная на острове в нижнем течении Мезени, была важным пунктом, где дважды в год происходили ярмарки. Лампожня была намерена на карту России английского купца Антония Дженкинсона в 1562 году. Название деревни произошло от образователя ее- купца Лампея (в других источниках Лам) и от названия на нашем диалекте сенокосов- пожни.

Торговая ярмарка в Лампожни ( XVI – начало XX вв.)С древних времен торговым центром на Мезени, где ежегодно проводилась торговая ярмарка, было село Лампожня. Это село, ранее называвшееся слободкой, находилось 18 верст выше города Мезени, на луговом острове. Оно упоминается в жалованной грамоте Ивана Грозного, данной канинским и тиманским ненцам в 1545 году, как главное торговое место, куда «самоеды приезжают …торговати с русаки».

Известный русский историк Александр Кизеветтер писал, что ярмарка в Лампожне «служила важным пунктом экономического сцепления Восточного Поморья с Западным. Ярмарка действовала два раза в год. Сюда прибывали из Печорских тундр самоеды с пушниной и «рыбьим» (моржовым) зубом. Сюда приезжали с мехами и серебром Югра и сибирские инородцы и сюда же являлись купцы с Западного Поморья для вымена этих мехов на произведения своих промыслов и на товары, привозившиеся на север из центральной Руси. Лампожня со своей ярмаркой служила главным пунктом меновой торговли мехами с самоедами и Югрой. Выменянные здесь меха поморские купцы везли на большую ярмарку в Холмогоры к зимнему Николину дню».

Товары, выменянные на ярмарке в Лампожне, «отправлялись через Пинегу в Холмогоры, откуда большей частью приезжали русские купцы на ярмарку; отсюда назначенные в отпуск в чужие края, до открытия двинского пути англичанами, отправлялись в Новгород; а Россия снабжалась ими через Вологду и Москву».

После открытия в 1553 году английским мореплавателем Ричардом Ченслером морского пути в Северную Двину, англичане, заручившись в 1555 году грамотой Московского царя Ивана Грозного на право беспошлинной торговли, стали активно развивать торговые отношения с Россией. Не ограничиваясь торговыми операциями на Двине, они проникли на Мезень и Печору. Английские купцы посещали торговую ярмарку в Лампожне. Так, английский купец Ричард Грей, занимавшийся строительством канатной фабрики в Холмогорах, в своём письме, отправленном в Англию в 1559 году, писал, что в след за холмогорскими купцами он собирается посетить ярмарку в Лампожне, которая в этом году «будет больше, чем в предыдущие десять лет», и намерен «взять туда с собою для обмена несколько сукон».

Для торговли с Россией англичанами была учреждена «Московская компания», которой в 1567 году Московский царь Иван Грозный предоставил новые привилегии. «Компания» получила монопольное право совершения торговых операций не только на Двине, но и на Мезени, Печоре и Оби. Получив эти привилегии, англичане быстро захватили важнейшие места, могущие служить отправными пунктами для развития торговых операций в России.

Важнейшими складочными пунктами англичан на севере России во второй половине XVI века были Вологда и Холмогоры. В то же время англичане считали Лампожню одним из важнейших торговых центров. Английский торговый агент Михаил Локк, длительный период проживавший в России, в своём письме «О выгодах для Англии торговли с Россией», написанном в 1575 году, называет Лампожню среди «главных торговых городов» на Русском Севере, к числу которых на ряду с Лампожней он относит Вологду, Холмогоры и Великий Устюг 6.

С возникновением в низовьях реки Мезени, на месте нынешнего города Мезени, Окладниковой слободы и возвышением её роли, по утверждению известных русских историков С. Ф. Платонова, А.А. Кизеветтера и других, «около 1600 года» ярмарка из Лампожни была перенесена в Окладникову слободу.

В начале XVII века Окладникова слобода стала торговым и административным центром всей Мезени. Сюда переехали воеводы, жившие в Устьвашке с новгородских времен. И как утверждает известный историк М.И. Мильчик, «здесь, а не в Лампожне», проходили «с начала XVII века знаменитые крещенские ярмарки».

О том, что в начале XVII века Окладникова слобода была важнейшим торговым центром на Мезени, свидетельствует и тот факт, что здесь в то время проживали английские торговые агенты. Так, зимовавший в Пустозерске на Печоре английский торговый агент Вильям Пересглоу, в декабре 1611 года вместе с пустозерскими промышленниками и ненцами выезжал на оленях на торговую ярмарку в Окладникову слободу. Здесь он встретил постоянно проживавшего в этой слободе английского торгового агента Томаса Лайгона, который торговал тут от имени пославшего его сюда английского купца Ричарда Кокса.

Известный краевед А.В. Новиков, изучающий историю Лешуконского края, в Российском государственном архиве древних актов обнаружил мезенскую книгу «о мирских денежных издержках 1663 года», записи в которой свидетельствуют о том, что воевода Окладниковой слободы посылал пристава в Лампожню для сбора торговой пошлины .

На основании этих записей Анатолий Васильевич делает вывод о том, что в то время ярмарка в Лампожне продолжала существовать, а в конце 60-х годов XVII века «переместилась» отсюда в село Устьвашку и проводилась там ежегодно весь XVIII век.

Однако, по нашим сведениям, ярмарка в Устьвашке стала проводиться не ранее второй половины XVIII века, документов, свидетельствующих о том, что она проводилась там ранее этого срока, нами не выявлено. Не приводит их и Анатолий Васильевич.

Завоевание Сибири и проложение туда прямых путей сообщения, минуя Лампожню и Окладникову слободу, падение торговли в Холмогорах и возникновение самостоятельных торговых центров на Печоре (в с. Ижме), сильно подорвали мезенскую торговлю пушниной. Её значение раздвоилось между близкой к Ижме Никольской ярмаркой и Маргаритинской в Архангельске.



Лампоженский приход. Деревня Лампожня

Современное местоположение: г. Мезень, Мезенский р., Архангельская обл.
Историческое местоположение: Мезенский уезд, Архангельская губерния

Приход состоял из двух селений - с. Лампоженского, где находились приходские храмы, и д. Заозерской.
Селения располагались на острове на р. Мезень, в 17 верстах от г. Мезень вверх по течению реки.

Село Лампожня - одно из древнейших поселений Мезенского уезда. О нем упоминается в грамоте Иоанна Грозного от 1545 г. канинским и тиманским самоедам как о главном месте торговли между самоедами и русскими.
В 1602 г., когда был обретен образ Св. троицы, в селе существовал храм во имя вмч. Георгия.
В 1603 г. был построен и 1 февраля 1603 г. освящен храм в честь обретенной иконы Св. Троицы.
В 1617 г., когда Георгиевская церковь обветшала, прихожане построили новую с двумя престолами: во имя вмч. Георгия и в честь Благовещения. При этом старая не была разобрана.
В 1641 г. сгорела новая Георгиевская церковь,
в 1651 г. сгорела и старая.
В 1651 г. по благословению патриарха Иосифа построили Георгиевский храм. Обе церкви - Троицкая и Георгиевская - стояли близко к реке и часто подмывались водой, в связи с чем во 2-й половине XVII в. неоднократно переносились на более безопасное место.
При этом в 1698 г. в Георгиевской церкви был устроен и 11 августа 1699 г. освящен Благовещенский престол, и церковь стала называться Благовещенской.
В 1872 г. ветхий Благовещенский храм был заменен новым. Престолы освящены: главный Благовещенский - в 1877 г., правый придельный в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость - в 1872 г. Троицкий храм также перестраивался, престолы: с правой стороны - в честь Живоначальной Троицы и с левой - вмч. Георгия, освящены 1 и 17 февраля 1781 г. Храмы и колокольня обнесены оградой на средства приходского крестьянина Ивана Табуева.

В церкви хранилась икона, считавшаяся явленной: образ Св. Троицы, величиной в 1 вершок, изваянная из меди и после позолоченная.
В 7110 (1602) г., в царствование Бориса Годунова, был страшный голод. Лампоженские крестьяне Симеон, Иоанн и Козьма ездили для покупки хлеба в Чакольскую волость.
1 февраля Симеон около д. Шаймогорской, в стороне от дороги, на только что выпавшем снегу увидел икону, изваянную из меди, и привез ее домой. Во время ужина дочь его Акилина вдруг онемела, а жена Мамелфа "в поражении вопияла к нему, что есть у него в возу образ Св. троицы, который должен быть поставлен в церкви великомученика Георгия, где достоит пред ним молебное совершати пение, а он не в нашем дому стояти должен" (Цит. по: Краткое…, с. 309.).
Симеон отнес икону приходскому священнику Иоанну, который поставил ее в церкви "на свещи" пред образом вмч. Георгия. Но "свеща" заколебалась, и икона упала. Это повторилось дважды. Тогда священник поставил икону над царскими вратами, где она стояла недвижимо. Когда, по просьбе Симеона, стали совершать молебен перед иконой в присутствии его больной жены и дочери, то они при чтении Евангелия исцелились, и Акилина потребовала, чтобы был совершен крестный ход с новоявленной иконой в Заакакурскую церковь Николая Чудотворца и в церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Окладниковой слободе (г. Мезень).
Крестный ход был совершен, причем, несмотря на страшный мороз, никто не чувствовал холода. Никто из лампоженских жителей, оставшихся во время голода дома, при всем недостатке еды, не умер. Тогда как большинство ушедших в другие места умерли от голода. 2
4 апреля того же года Акилина настояла, чтобы жители построили храм во имя Живоначальной Троицы.
Новый храм освятили в 1603 г., в день обретения иконы - 1 февраля.

Часовня: во имя Казанской иконы Божией матери в д. Заозерской, перестроена в 1875 г. из бывшего амбара.

Священники:
Иоанн 1602 г.;
Иоанн 1699 г.;
Михаил 1740 г. (был десятским);
Симеон 1763 г. (был десятским).
Псаломщик Николай Поромов 1895 г.
Церковный староста: Стефан Кузнецов с 1887 г.

http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=228
Аватара пользователя

саня29
Вождь

 
Сообщения: 16247
Стаж: 16 лет 3 месяца 18 дней
Откуда: СЕВЕРОДВИНСК
Благодарил (а): 4092 раз.
Поблагодарили: 3009 раз.

Сообщение Саша » 14 ноя 2011, 23:06 » #465395

...
... Творчество. Деревня Лампожня

... «Ты нас прости!»

Эти стихи я написала в 1989 году в деревне Лампожня Мезенского района Архангельской области. Именно оттуда разъехалась вся молодёжь по городам страны. Сама я уже давно живу в Адыгее. Там родились и выросли мои пятеро детей, а теперь появились и внуки. Но свою деревню я буду помнить всегда.

Lampogna domik.jpg
Lampogna domik.jpg (9.14 КБ) Просмотров: 3639


Ты прости, деревенька-колхозница,
Эту боль, причинённую мной.
И за то, что уж очень редко
Приезжаю я в край родной.

Не встречают подружки-повесы,
Не встречают меня друзья…
Где-то там, за полоской леса,
С болью к ним ты стучишься в сердца.

Их холодные слабые души
Городская пригрела волна.
Ты пронзи их стрелою детства,
Чтоб вернулись в родные места.

Чтоб смогли понять твои дети,
Как тебе не хватает тепла,
Как нужны их сильные руки,
Чтобы краше была земля.

Слёзы катятся, я признаюсь,
Сердце ноет в моей груди.
И с родной деревней прощаясь,
Говорю ей: «Ты нас прости!»


Т.А. Насонова,
385132, Адыгея, Тахтамукайский р-н,
п. Энем-2, пер. Фрунзе, д. 8, кв. 56



Жизнь как есть

...На следующий день мы едем в деревню Лампожня.

Реку Курью преодолеваем вброд, на тракторе. Это можно успеть только в очень короткий промежуток времени, раз в день, когда на море отлив. Хотя до моря далеко, но река Мезень реагирует на приливы на 90 километров вверх от устья!

Прицеп, в котором мы сидим, по самые борта погружается в воду. Ноги, брюки и юбки промокают. Трактор вязнет колесами в речном песке, но с ревом выезжает на другой берег.

Мы на гигантском, многокилометровом острове. Вокруг тянуться бесконечные пожни. Пожни на северном диалекте – сенокосы. В 12 веке, новгородский купец Лампей основал здесь деревню. Так и сложилось название Лампожня.
Со стороны реки деревня отгорожена гигантскими деревянными рогатками и столбами. Это защита ото льда. Каждую весну ледоход врывается в Лампожню, ломая заслоны и производя разрушения.

Собираем поющий коллектив. Обнаруживается курьез. Несколько лет назад местный отдел культуры решил сшить лампоженским бабушкам костюмы в «поморском стиле», так как выступать в настоящих этнографических вещах жалко, старинные сарафаны надо беречь. Сшили. Только оказалось вместо поморских головных уборов - девичьих корон и женкиных повойников, сшили почему-то эстонские шапочки.

- Подговаривал Иван к себе Дуню ночевать… - бабушки, смеясь, вспоминают, как в 80 году, в Архангельске, на фестивале, им запретили петь эту песню. Сказали, слишком сексуальная.

Вечор девки вечериночку сидят.. - По сюжету этой песни, девка кидает через скамейку слишком расхваставшегося парня. Видимо, чтобы сделать сюжет наглядным, одна бабушка (по фамилии Верста) берет, и играючи бросает меня через стул. Вот она, силушка поморская!

Снова на тракторе форсируем Курью. Снова Заакакурье. Вечером мы устраиваем для местных жителей концерт (мы ведь тоже петь умеем, не зря же в экспедиции ездим). Бабушки растеряны и растроганы.

Для них неожиданно, что старинные песни нужны еще кому-то, кроме них, тем более - молодым. Расчувствовавшись, бабушка по имени Эльба Петровна дарит мне старинную рубашку, оставшуюся еще от отца...

Мезень 2004, Захар Мухин (04/10/2004), http://www.topos.ru/article/2827



ПО ЖИЗНИ С ПЕСНЕЙ
Автор – Лина Крупцова

О жителях села Лампожня говорят: «Бывает, и голоса нет, так душа поёт». В таком песенном краю родилась Лина Андреевна Крупцова. От пионервожатой до директора школы прошла путь автор книги «По жизни с песней». И рядом с ней всегда звучало песенное Слово. Оно помогало создавать семейный уют, воспитывать детей, преподавать русский язык и литературу, руководить педагогическим коллективом Архангельской средней школы № 4, делать жизнь вокруг себя красивее.

В данном издании представлена удивительная коллекция народных и авторских песен и частушек, сохранённых и сочинённых членами Мезенского землячества.

В книге использованы фотографии из семейных архивов семьи Крупцовых, Ольги Стоговой, Надежды Илимурзиной, Ивана Радюшина, Розы Юрьевой и других друзей.

Издатель: АНО «Архангельский литературный музей»
Год издания: 2006.
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97261
Стаж: 17 лет 10 месяцев 25 дней
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122495 раз.
Поблагодарили: 27949 раз.

Сообщение Саша » 14 ноя 2011, 23:29 » #465403

...
... Люди. Деревня Лампожня

... Кузин Владимир Семенович. Деревня Лампожня

Кузин Владимир Семенович (р. 15.7.1930, село Лампожня Архангельской области), советский спортсмен, заслуженный мастер спорта (1954), заслуженный тренер СССР (1970), офицер Советской Армии, кандидат биологических наук (1972). Первый из советских спортсменов чемпион мира в лыжных гонках (1954, на дистанциях 30 км и 50 км), чемпион 7-х зимних Олимпийских игр (1956, Кортина-д'Ампеццо, лыжная эстафета) и СССР (1953, 1958, на дистанции 15 км). С 1959 главный тренер Вооружённых Сил СССР по лыжному спорту. Награжден орденом Ленина и медалями.

kuzin 1.jpg
kuzin 1.jpg (17.94 КБ) Просмотров: 3632


Владимир Семёнович Кузин (15 июля 1930, Лампожня, Архангельская область — 5 октября 2007, Москва) — советский лыжник.

Владимир Кузин родился в 1930 году в Архангельской области в селе Лампожня. В соревнованиях участвовал с 16 лет.
Окончил ГДОИФК (1957).
Выступал за ДСО "Искра" и "Буревестник" (Ленинград).
Чемпион СССР (1953 - в гонке на 18 км; 1958 - в гонке на 15 км), 3-й призер чемпионата СССР (1958 - в гонке на 50 км).
В 1954 году на чемпионате мира в Фалуне Кузин стал первым советским чемпионом мира, выиграв гонки на 50 и 30 км. Король Швеции Густав VI Адольф торжественно вручил ему за это большой кубок, на котором было выгравировано: «Королю лыж от короля Швеции Густава VI». Это была первая и последняя лыжная "коронация"[1].После этого случая в лыжном мире закрепилась традиция присуждать неофициальное звание «король лыж» гонщику, который в рамках одного чемпионата мира или Олимпийских игр побеждал бы на дистанциях 30 и 50 км. Кроме Кузина, «королями лыж» в разные годы были: Матти Райвио (Финляндия), Николай Зимятов (СССР), Гунде Сван (Швеция), Мика Мюллюла (Финляндия), Питер Нортуг (Норвегия). (В скобках следует заметить, что в этом списке «королей» Николай Зимятов является единственным, кому удалось выиграть эти две дистанции на Олимпийских играх, остальные «короли» одерживали свои победы на чемпионатах мира, которые проводятся в два раза чаще).

0.jpg
0.jpg (33.2 КБ) Просмотров: 3632


В 1956 году на Олимпиаде в итальянском городе Кортина д’Ампеццо Владимир Кузин завоевал золото в эстафете (4х10 км), тем самым став первым советским лыжником, выигравшим Олимпиаду и чемпионат мира. В 1957 году за это достижение его наградили Орденом Ленина.

После завершения карьеры Владимир Кузин работал тренером. Защитил диссертацию кандидата биологических наук (1972).

Награды и почётные звания
Заслуженный мастер спорта СССР (1954)
Орден Ленина (1957)
Заслуженный тренер СССР (1970)

kuzin 2.jpg
kuzin 2.jpg (49.31 КБ) Просмотров: 3632



Интервью с В.С. Кузиным 2002 год. Деревня Лампожня

"Кузин Владимир Семенович. Моя "лыжня" берет начало в селе Лампожня Мезенского района Архангельской области. Первую победу в лыжных соревнованиях праздновал в военном 1943 году, когда 13-летним школьником выиграл первенство района и получил приз фантастической для военного времени ценности - комплект нательного белья. После этого успеха лыжи "заворожили" меня, с нетерпением ждал зимы, чтобы вдоволь накататься.

После 8-го класса из-за болезни отца вынужден был бросить школу, ведь семья-то была исконно русской - девятидетной, надо было достойно заменить отца-кормильца. В родном селе Лампожня заведовал радиоузлом, мне очень нравилось веселить односельчан. Потом плавал морячком на ледоколе "Седов", до сих пор стоит перед глазами прямо-таки неземная красота Баренцова моря. А сколько пережил романтики, когда штормило, возникала необходимость в пользовании азбукой Морзе, которой владею до сих пор.

Подзаработав на жизнь, продолжил учебу в техникуме физической культуры, но учебу вновь пришлось прервать, теперь из-за службы в армии.

Все эти годы страсть к лыжам не угасала, пожалуй, наоборот, разгоралась. До осени 1952 года занятия были в основном самостоятельными, их стимулировали проводимые в те годы многочисленные соревнования. До призыва в армию я выиграл первенство Архангельской области, затем России и Советского Союза среди сельской молодежи. В армии стал чемпионом Архангельского военного округа. Видимо, эта армейская победа и послужила веским основанием для перевода сержанта войсковой части из Архангельска в Ленинград, в школу тренеров Краснознаменного военного института физической культуры. Добился этого перевода Дмитрий Максимович Васильев - старший тренер Вооруженных Сил, сильнейший лыжник-гонщик довоенного периода, 16-кратный чемпион страны, Заслуженный мастер спорта, Заслуженный тренер СССР. Во многом по ходатайству, при содействии и с подачи Дмитрия Максимовича определилась моя дальнейшая армейская, спортивная и в целом жизненная судьба. При всем богатстве могучего русского языка затрудняюсь отыскать подходящие слова, которые достойно передали бы всю глубину моей благодарности этому человеку. Уходя из жизни, такие люди остаются в ней навсегда.

Слушателем военного института и затем студентом института физкультуры имени Петра Францевича Лесгафта встретился с Иваном Федоровичем Мокропуло и чуть позже - с Владимиром Дмитриевичем Шапошниковым, которых по сей день вспоминаю с радостью и глубоким почетанием как своих первых тренеров. Это прежде всего они вывели меня на "большую лыжню", подготовили к двум победам на Чемпионате мира 1954 года в Фалуне и золотой олимпийской медали в Кортино д'Ампеццо (1956 г.). Мои первые успехи, как показало время, положили начало победным выступлениям наших лыжников-гонщиков на всех последующих Чемпионатах мира и зимних Олимпиадах XX столетия. Молодцы! Очень хочется поименно назвать всех спортсменов-первопроходцев, участников первого для советских лыжников чемпионата мира:
Баранова (Козырева) Любовь,
Масленникова Маргарита,
Царева Валентина,
Мекшило (Архипова) Евдокия,
Смирнов Василий,
Володин Петр,
Борин Анатолий,
Оляшев Владимир,
Терентъев Федор,
Колчин Павел,
Шелюхин Анатолий,
Кузнецов Алексей,
Кузнецов Валентин,
Козлов Николай,
Ерошин Василий,
Баранов Виктор,
Павлов Илья.

А как азартно я готовился к своей второй Олимпиаде - в Скво-Вэлли (1960 г.). Был, что называется, на "лихом коне", но... выступить не удалось - приболел, всего-навсего простудился. Нина Григорьевна Федорова - наш милый, заботливый доктор - довольно быстро "разделалась" с моей болячкой. В принципе я был готов к участию, во мне все клокотало, мышцы изнывали от жажды спортивной борьбы. Однако тренеры не стали рисковать. На этой же Олимпиаде болезнь подкосила и Павла Колчина - одного из лидеров нашей команды. Причем здесь все было гораздо сложнее, на страдания Павла было тяжело смотреть, диагноз так и остался неразгаданной тайной. Больше всего сторонников было у версии - отравление. Так неожиданно и довольно основательно на этой Олимпиаде был ослаблен мужской состав нашей команды.

Современных лыжников-гонщиков хочу предостеречь от повторения моей роковой ошибки в борьбе за медали. Допустил я ее на фалунском первенстве мира в лыжном марафоне. Эта золотая медаль досталась мне с нечеловеческой болью в прямом смысле слова. И виноват во всем - я сам. Прямо со старта ^захватил лидерство и наращивал его километр за километром. К контрольному пункту на тридцатом километре мой выигрыш у главного соперника - финского гонщика Вейко Хаккулинена - составил около двух минут. Многие зарубежные тренеры, специалисты расценили такую тактику как авантюрную. "Хоть Кузин и чемпион мира на тридцатке, удержать такую скорость до финиша невозможно", - утверждали они. Когда до финиша оставалось совсем немного, мне действительно стало невмоготу. Силенки еще были, подвела на первый взгляд вроде бы мелочь - одежда. Соревнования проходили в приличный морозец, и на финише, когда основные запасы энергии были уже израсходованы, мой легкий свитерок не спасал от холода. На длинных, затяжных спусках ветер ледяным компрессом охватывал все тело, а мышцы живота стало сводить судорогой. От острой боли хотелось кричать. Чтобы хоть капельку унять боль, я бил себя кулаком по животу, приседал, делал на ходу какие-то упражнения - ничто не помогало. Оставался один выход - идти сжав зубы и стараясь не обращать внимания на эту дикую боль. Конечно, соперники ничего не знали о моих страданиях. Хаккулинен предпринял на финише необычайно сильный рывок и чуть было не отыгрался, сократив разрыв до 8 секунд. Вывод: одеваться лыжнику надо по погоде - это закон. Недаром кто-то из великих путешественников очень верно заметил: "Нет плохой погоды, есть неподходящая одежда".

По возвращении из Скво-Вэлли без промедлений и раздумий согласился на должность старшего тренера Ленинградского областного совета "Динамо". А мой тренерский "пик Победы" пришелся на начало 70-х, когда доверили готовить главную команду страны. Я счастлив тем, что удалось прочувствовать радость за успехи учеников: Валерия Тараканова, Владимира Воронкова, Юрия Скобова, Анатолия Акентьева, Владимира Долганова... Был приятно удивлен и поражен тем, что их удачные выступления на престижных соревнованиях даже больше вдохновляют и согревают душу, чем раньше собственные победы. Для тренера сборной очень важно научиться делить эту радость с личным тренером каждого спортсмена. Нельзя забывать ни одного соавтора спортивного достижения, такую забывчивость вообще считаю высшей неблагодарностью.

Назрело у меня и такое опасение. Чаще всего в национальную команду отбираются природно одаренные, предрасположенные к лыжам спортсмены. Безусловной основой раскрытия этого таланта является труд, труд и труд. Именно трудолюбие - фундамент успеха лыжника-гонщика. В работе с этим контингентом надо особенно осторожно подходить к использованию запредельных скоростных нагрузок анаэробного энергообеспечения. Чрезмерное увлечение ими, особенно в молодости, в первые годы тренировок в сборной страны, может навредить не только спортивной карьере, но и, что наиболее опасно - здоровью лыжника. А ветераны команды заслуживают самого доброго, бережного, заботливого отношения и обращения. За долгие годы тренировок они научились, овладели высочайшим искусством "слышать организм", им надо больше доверять в вопросах оптимизации нагрузки. И, безусловно, в сборной команде тренерам надо стремиться к тому, чтобы на практике реализовать индивидуальный подход к каждому спортсмену. На этом уровне подготовки нет мелочей. Тревожный сон, повышенная раздражительность, тяжесть в ногах, вялость, общее недомогание и вообще если, как говорят лыжники, "нет прухи" - это симптомы перегрузок, сигналы к индивидуальной корректировке нагрузки, здесь не надо "лезть напролом", можно и впрямь быстро загнать себя в тупик.

Важными составляющими тренерских удач, особенно на уровне сборной страны, являются постоянное самообразование и творческий рост тренера, а через него и спортсмена. Эффективный источник пополнения, обновления знаний - взаимодействие тренеров с КНГ. Мое увлечение спортивной наукой дошло до защиты диссерта- ции и присвоения в 1971 г. ученой степени кандидата биологических наук. К лучшим годам жизни отношу период работы в составе КНГ, которая обеспечивала подготовку сборной команды СССР по биатлону. Немалая заслуга в этом главного тренера - Александра Васильевича Привалова, с которым у нас было полное взаимопонимание и, по-моему, взаимная потребность, востребованность. Повышенный интерес к науке я заметил тогда у Виктора Маматова - будущего двукратного победителя зимних Олимпиад (1968 и 1972 гг.) и четырехкратного Чемпиона мира (1967, 1969, 1970, 1971 гг.). Об этом была даже небольшая заметка в газете "Советский спорт" от 15 июля 1967 г. В дальнейшем Виктор Федорович защитил диссертацию, получил ученое звание доцента.

На уровне национальной сборной предпочтение отдаю принятой у нас командной форме подготовки. Считаю это - нашей национальной спецификой. Наши основные конкуренты - скандинавы - тренируются в основном в одиночку, но подавляющее большинство из них и живет уединенно, на хуторах. При различных же вариантах семейственности в сборной команде (тренер - муж / папа / мама / возможно, жена), видимо, надо поощрять самостоятельную подготовку вне команды, чтобы морально не травмировать других, которые, как бы тренер ни старался, все равно будут чувствовать себя обделенными вниманием, заботой, поддержкой. Автономная семейная подготовка позволяет также исключить сомнения других спортсменов в отношении искренности, порядочности, справедливости при решении множества крайне щепетильных для лыжника-гонщика вопросов, смазки лыж например. В принципе надо всячески поддерживать любую форму семейственности в сборной команде, она идет на пользу. Ведь семья - важнейшая составляющая успеха в любом деле. Каждому человеку необходимы сопереживание, соучастие, искренняя поддержка, посильная помощь семьи на всех этапах жизни. Хорошо, когда семья - опора и надежный тыл, где тебя понимают и принимают таким, какой ты есть, позволяют быть собой.

К рубежу веков я подошел, с одной стороны, с чувством гордости за наши спортивные достижения, в которых есть и мое посильное участие, мой реальный вклад, с другой - испытываю большую озабоченность за современную молодежь. Поясню суть боли в душе моей. Сейчас почти не осталось сомневающихся в том, что физическая культура и спорт (тем более лыжные гонки) - уникальное средство формирования человека, самосовершенствования и тела, и души.

Даже в разгар Великой Отечественной войны в моем "родовом гнезде" - Мезени я - школьник имел возможность выплеснуть всю свою кипучую, молодецкую энергию, да и просто занять себя участием в соревнованиях. В наши же дни такие соревнования давно не проводят, и мои юные односельчане спортивные мероприятия в основном смотрят по телевидению, участвовать самим условий, а значит, и возможности нет.

На правах автора книги и с разрешения Владимира Семеновича считаю крайне необходимым и весьма злободневным домыслить и развить эту тревогу. Дело в том, что после известных политических событий обустройство жизни в нашей стране в последнее десятилетие ушедшего века пошло по очень опасному пути, ведущему не к созиданию, а к разрушению личности. Сейчас в самой глухой российской деревушке, уже не говоря о селах, городах, районных и тем более областных центрах, молодежи становится труднее и труднее уберечь себя от развращения. На каждом шагу их завлекают многочисленные пивные, винно-водочные, табачные ларьки-киоски, уйма всевозможных маркетов, в том числе работающих теперь и в нашей стране круглосуточно. Вот чем заменили физическую культуру и спорт. По сравнению с моей юностью современную молодежь склоняют не к здоровому, а к пьяному образу жизни. Во всяком случае, условия для этого просто идеальные. Я - отнюдь не дева юная, но и вовсе не брюзжащая старуха, призывающая к закрытию ларьков. Пусть работают, пусть и у нас будет, как во всех цивилизованных странах. Но надо создавать такие же цивилизованные условия и для здорового образа жизни в союзе с физической культурой, чтобы так же круглосуточно и повсеместно, как за рубежом, работали оздоровительные (фитнес) клубы. Наша современная бедность не позволяет строить новые спортивные сооружения, но зачем же сплошь и рядом превращать в рынки-ларьки бывшие стадионы, спортивные базы, бассейны. Куда подевались многочисленные игровые площадки летом и они же хоккейные коробки/катки зимой, которые совсем недавно были чуть ли не в каждом дворе большого дома? Руководители любого ранга, в первую очередь сегодняшние главы администраций различного территориального масштаба, должны оперативно искоренить эти перекосы. Физическая культура и спорт были, есть и будут самым эффективным источником здоровья нации. Нужны элементарные условия для реализации этой высшей функции отечественной физкультурно-спортивной отрасли.

Владимир Семенович продолжает:
Не хочется заканчивать на такой грустной и тревожной ноте. Ведь эта книга - о наших спортивных достижениях не сезона, не олимпийского четырехлетия, не даже десятилетий, а всего XX века. Установленный лыжниками-гонщиками рекорд минувшего столетия вполне заслуженно разделяют и наши многомиллионные болельщики. Необходимость, потребность, жажду вашей поддержки я сполна испытал на себе и как спортсмен, и как тренер.

Спасибо, Спасибо, Спасибо!

Желаю всем поклонникам лыж здоровья, добра и радости от наших грядущих спортивных побед.

Дополнение от автора: Кузин Владимир Семенович - первый советский лыжник - обладатель титула "Король лыж" и Королевского кубка.

В настоящее время Владимир Семенович - полковник запаса, профессор Российской государственной академии физической культуры. Каждый учебный год в академии Владимир Семенович начинает с поздравлений и добрых советов студентам-первокурсникам, а заканчивает напутствиями и проводами в "большую жизнь" выпускников-коллег.

Наряду с этим Владимир Семенович - организатор традиционных соревнований по лыжным гонкам на призы Кузина у себя на родине и в Москве. Причем в Мезени сам соревнуется с земляками и всегда выигрывает у своих ровесников.

Глубокочтимый Владимир Семенович! Дай Вам Бог сил и разума на долгие лета."

kuzin 3.jpg


Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97261
Стаж: 17 лет 10 месяцев 25 дней
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122495 раз.
Поблагодарили: 27949 раз.

Сообщение Саша » 14 ноя 2011, 23:36 » #465408

Софья Николаевна и Николай Степанович Цегалко. Деревня Лампожня

Главное, чтобы они всегда были с нами...». Деревня Лампожня

О золотой свадьбе супругов Софии Николаевны и Николая Степановича Цегалко мы узнали от их внучки Галины. Девушка принесла в редакцию объявление в раздел поздравлений: «Вот решили деда с бабушкой через «Правду Севера» поздравить. Они вашу газету всю жизнь читают. Сами из Мезенского района, в деревне Лампожня живут. Только на зиму в Архангельск перебираются».

Мы разговорились, и выяснилось, что Галина - старшая из внучек (всего у Цегалко двое сыновей, три внучки, два внука и один правнук). О дедушке с бабушкой Галина рассказывала с такой теплотой и нежностью, что и нам захотелось познакомиться с ними поближе. В общем, напросились мы к золотым юбилярам в гости.

- Конечно, приезжайте! - воскликнула Галя. - Вот сюрприз им будет!

Вечером мы уже пили чай со знаменитым мезенским пряником, который собст-венноручно испекла София Николаевна. И буквально минут через пятнадцать такого чаепития появилось ощущение, что знакомы мы с юбилярами давно - очень доброжелательными и радушными людьми они оказались.

- А я ведь «Правду Севера» читаю с 1955 года, - говорит Николай Степанович. - С тех пор как на Север перебрался, с тех пор как помором стал. А у Сонечки читательский стаж и того больше. Она же местная, северянка.

Хотя Николай Степанович родился и вырос в Белоруссии, себя он называет помором.

- Конечно, помор! А кто же? - искренне удивляется. - Лампожня наша - самая что ни на есть поморская деревня!

Из деревни в Архангельск супруги Цегалко перебираются только перезимовать. А так, по их словам, все время живут «на воле» - в Лампожне у них дом, огород.

- Не верьте, что там мерз-лота, - машет рукой Николай Степанович. - Наша Лампожня - это Сочи! Просто за землей ухаживать надо, любить ее. Мы вот помидоры, огурцы, ягоды - все сами выращиваем.

- Ну, расхвастался, - смеется София Николаевна. - Это в тебе хозяйственник говорит. Не зря четырнадцать лет в совхозе управляющим по сельскому хозяйству проработал. Дедушка наш ждет не дождется, когда назад, в деревню поедет. Сокрушается: устал, мол, в городе от безделья. Его в Лампожне знаете как зовут? Народным мужиком! Общительный - с каждым поговорит, здоровьем поинтересуется.

- Да, - вздыхает Николай Степанович, - дома встанешь часиков в пять утра, лодку проверишь, теплицу подладишь, дрова переложишь, в лес сходишь... Меня там тоже каждый кустик знает!

Николай Цегалко попал на Север молодым парнем, да так здесь и остался. Притянула его Лампожня: «Нигде такой красоты больше нет! А люди у нас какие! Открытые, добрые, работящие...» В Лампожне и невесту свою нашел.

С Софией Николаевной они познакомились в клубе на танцах. Ей было восемнадцать, ему двадцать. Воинская часть, где служил Николай Степанович, стояла километрах в трех от деревни.

- Я Соню приметил, еще когда на почту за письмами ходил, - вспоминает юбиляр. - Она работала оператором связи. Красивая... Глаз не отвести! Но такая серьезная была.

- А их, военных, на почту много захаживало, - шутливо отмахивается София Николаевна. - Уж не помню, может, и внимания на него не обратила...

- Как же, не обратила! - подтрунивает Николай Степанович. - Сразу заприметила!

И в этой их шутливой перепалке, во взглядах, которые они красноречиво бросают друг на друга, столько нежности - словно молодожены рядышком сидят.

- А свадьбу свою хорошо помните? - не могу удержаться от расспросов.

- Ох, давно это было, - почему-то смущается София Николаевна. - Погода стояла холодная. Второе апреля, а зима зимой... Помню, как на санях с гармошкой да песнями весело мчались - только снег из под копыт! - И, помедлив, добавляет: - Я ведь свадебное платье до сих пор храню. Неужели полвека прошло? А ведь как один день...

В чем секрет их семейного счастья? Цегалко признаются, что никакого секрета и нет. Говорят, в семейной жизни и у них было всякое. Но, уверяют, совместные переживания только сближают. А еще, признается София Николаевна, сплачивают семью дети: «Ради них горы свернешь!» И как когда-то они «сворачивали для детей горы», теперь стараются для них сыновья и внуки.

- Дедушка с бабушкой - это наше все, - улыбается Галина. - Жаль, что вы не попали к нам, когда вся семья в сборе, тогда бы поняли, о чем я говорю. Что им пожелать в юбилей? Только могу кланяться и желать здоровья. Все остальное у них есть. Главное, чтобы они всегда были с нами...


Наталья Парахневич, 24/03/2010, http://www.pravdasevera.ru/?id=1051778241
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97261
Стаж: 17 лет 10 месяцев 25 дней
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122495 раз.
Поблагодарили: 27949 раз.

Сообщение Саша » 14 ноя 2011, 23:41 » #465409

...
... Жизнь. Деревня Лампожня

22.04.2010
Мезенские жители по вине чиновников могут остаться без дров. Деревня Лампожня

Всего месяц дали на заготовку дров жителям деревни Лампожня Мезенского района. Этого времени может и не хватить. Раньше делянки выделяли осенью, на этот раз чиновники дотянули до апреля. Во всём винят муниципалитеты. Сами жители деревни уверены - если бы не пригрозили скандалом всероссийского масштаба, дров не увидели бы вообще.
"Без хлеба беседа худа, а без дров - совсем никуда". Эту северную поговорку жители мезенской Лампожни сегодня вспоминают чаще, чем обычно. В этом году - говорят они - с дровами просто катастрофа. Прошлогодние запасы на исходе, а вот новых заготовить почти не удалось.

Николай Демидов, житель с. Лампожня:
-Заявления написаны в декабре у всей деревни, отвели "деляну" только в марте - месяц рубить, дрова возить!

Месяц на заготовку - считает житель Лампожни Николай Демидов - очень мало. До таежной делянки 20 километров и три переправы. Пока доберешься на лошадке - день пройдет. Апрельских выходных не хватает. В таком положении - все жители мезенской глубинки. Надеяться им не на кого, привыкли САМИ - как в старину - ездить в лес, заготавливать дрова на весь год. Но, если раньше "лесные начальники" делянки отводили еще осенью, то теперь протянули до весны. В феврале мужики пробовали решить проблему самостоятельно - им пригрозили милицией.

Николай Нечаев, житель села Лампожня:
-Начали рубить - приказали выехать обратно! Через месяц там же отвели, в том же самом месте!

Что случилось в этом году с делянками - разбирались сообща. В Мезень приехала целая делегация во главе с заместителем губернатора по природным ресурсам. Оказалось, что департамент ЛПК с января преобразован в Агентство лесного хозяйства. Ему-то и вменили в обязанность организовывать аукционы на отведение делянок.

-Степаныч, что у тебя с аукционами?

Евгений Шишкин, заместитель руководителя Агентства по лесному и охотничьему хозяйству по Архангельской области:
-У нас аукционы в этом году в марте месяце были проведены не по причине такой работы Мезенского лесничества или агентства лесного. Процедура сегодня такая!

Новая структура аукционами по делянкам занялась только после полной реорганизации. Но районные власти в проблемах с дровами винят местных "лидеров" - глав муниципалитетов и старост деревень.

Петр Кондратьев, глава администрации Мезенского района:
-Если руководитель или глава проявляет инициативу, то вопрос решался и с департаментом, и с лесхозом! Однозначно! Мы так решили по Бычью, мы так решили по Лампожне!

А в Лампожне считают, делянку деревне отвели только после того, как местный староста пообещал устроить настоящий скандал.

Альберт Плотников, староста села Лампожня:
-Когда я пригрозил, что будем Президенту писать!.. Их сейчас не поймешь, кто кому подчиняется! Мол, мы не имеем права отводить!

Остальным удаленным мезенским деревням повезло меньше. Делянки им начали выделять только после подведения итогов тендера - в апреле. И хотя в районе еще снег, времени на заготовку дров в канун распутицы почти не осталось.

(материал Лады Голтвиной, Николая Окулова
http://www.pomorie.ru/news/mezenskie-gi ... ut-ostatsy )
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97261
Стаж: 17 лет 10 месяцев 25 дней
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122495 раз.
Поблагодарили: 27949 раз.

Сообщение Саша » 14 ноя 2011, 23:42 » #465412

13.09.2011
В Мезенском районе состоялся первый районный молодежный форум. Деревня Лампожня

Мероприятие прошло в культурно-досуговом центре села Лампожня. Помимо обучающей и развлекательной программ на форуме были подведены итоги проекта «Проснись, сельская молодёжь!».
Активисты из рядов рабочей молодёжи встретились только на один день, но за это время прошли тренинги по мотивации, обсудили с главами района общие проблемы за круглым столом «Развитие деревни», а так же побывали на экскурсии и сами устроили торжественный концерт на основе талантов каждого.

http://www.molarh.ru/?news_show&id=1593

19.09.2011
... Праздник. Деревня Лампожня

Поклон родной деревне

Старинная Лампожня, первое мезенское историческое поселение, отметила свой праздник, день села, скромно, но, как говорится, с душой. Праздник состоялся 23 июля и назывался «Тебя, родная Лампожня, мы славим и поём».

Lampogna prazdnik.jpg
Lampogna prazdnik.jpg (29.43 КБ) Просмотров: 3624


Своим кругом – но широким Праздновать лампоженцы решили нешироко. Крупные события здесь теперь разворачиваются зимой, обычно в марте, когда начинаются очередные лыжные соревнования на приз их великого земляка – олимпийского чемпиона Владимира Семёновича Кузина. В прошлые годы открывали сначала мемориальный Кузинский музей, потом памятник Королю лыж, затем досуговый центр «Кибас», а нынешней зимой – улицу имени Кузина. Потому день села отметили по-семейному, в своём кругу.

Впрочем, круг этот оказался довольно обширен.

Сколько жителей Мезени повстречалось на празднике! Сколько понаехало гостей из других волостей! Конечно, в основном это были люди с лампоженскими корнями, но и совсем посторонних хватало.

(Хотя как-то нехорошо называть посторонними тех, кто прибыл сюда, влекомый искренним интересом к деревне и её людям.) Даже два московских велотуриста случайно, увидев на дороге плакат «Лампожня – родина Короля лыж В.С.Кузина», заехали в деревню, угодили на праздник, посмотрели весь концерт, потом погуляли по деревне, познакомились с её обитателями, побывали в музее, всё засняли на видеокамеру и уехали из Лампожни весьма удовлетворённые.

Не оставил лампоженцев в этот день без внимания руководитель района П.В.Кондратьев. Глава похвалил хозяев праздника за их кузинские инициативы, пожелал дальнейшего поиска и успеха на пути возрождения села.

Строим часовню Центральным событием лампоженского праздника стало освящение места под строительство часовни.

Когда-то все лампоженцы – что крестьяне, что торговые люди, что поморы – жили по правилу: «Без Бога – не до порога».

В нынешние смутные времена, когда перед жителями деревни вопрос о сохранении их малой родины стоит крайне остро и усилия в этом направлении предпринимаются титанические, а дело даётся нелегко, возникла необходимость и в духовном укреплении народа.

Часовня расположится на месте бывшего детского сада. Сюда и пришли в праздничный день лампоженцы, ведомые настоятелем мезенского Свято-Богоявленского собора отцом Алексеем и старостой села А.И. Плотниковым.

В своём кратком слове Альберт Иванович доложил гостям, что часовня строится всем миром. Организаторы – местный ТОС и общественность села. Хорошую помощь оказывает администрация МО «Мезенское». На 23 июля 2011 года было собрано 30 тысяч рублей (для деревни с неработающим населением потребовалось время, чтобы собрать такую сумму). Сруб для будущей часовни заказывали мастерам из села Бычье, он уже готов и скоро будет доставлен в Лампожню. Но денег недостаточно, ведь стены – это только начало, впереди работы очень много, и средств потребуется ещё столько же, если не больше. Так что убедительная просьба к доброхотам и патриотам Лампожни и дальше помогать деревне в духовном её возрождении.

Затем отец Алексей отслужил молебен и освятил мес-

то будущей часовни, благословив лампоженцев на благое дело.

Стреляем и играем в мяч Было бы странно, если бы на родине легендарного Кузина сельский праздник проходил без спортивных соревнований. С волейбола и стрельбы из пневматической винтовки и начался в Лампожне день деревни.

На волейбольной площадке утром высадился целый десант из Мезени – прибыли женские команды ВК «Мезень». Недостающих игроков девушки подхватили из местных, и несколько часов мяч беспрестанно был в игре: сыграли пять матчей! Местные сначала стеснялись, потом азарт захватил и их, команды стали меняться игроками, к девушкам присоединились парни, и в конце концов волейбол получился в лучших традициях народных праздников: все играют, все болеют, всем весело и азартно, а какой там счёт – не так уж важно. Мяч летал над сеткой до тех пор, пока мезенские гостьи не устали до такой степени, что уж сил не осталось играть! А рядом били по мишеням стрелки. Состязания по пулевой стрельбе из пневматической винтовки организовал Александр Цегалко – уроженец Лампожни, ныне – архангельский житель, руководитель группы охранных предприятий «ТитанЩит». Возле него стайкой кружились дети, мальчишки и девчонки в прямом смысле выстроились в очередь на тренировочные выстрелы. Александр самолично каждому заряжал винтовку, учил правильно держать, правильно целиться, неотрывно и внимательно следил за каждым ребёнком и за обстановкой на площадке в целом. Младшие стреляли с упора, ребята постарше – из положения стоя.

Когда тренировки закончились и начались соревнования, с неменьшей охотой стреляли девушки, молодые женщины и парнишки-подростки. А вот взрослые мужчины толпились неподалёку, наблюдая за соревнованиями со стороны. Сами же пострелять не пожелали, хотя сплошь все охотники и кому бы, как не им, показать стрелковое мастерство. Боялись, наверное, что могут отстреляться неудачно и уронить свой престиж в глазах односельчан и гостей.

Зато большой интерес стрелковые соревнования вызвали у отца Алексея, который после освящения места под часовню присоединился к остальным зрителям и болельщикам. В отличие от мужчин-лампоженцев батюшка не ждал приглашения пострелять, а сам пожелал проверить свои силы и сделал все пять выстрелов твёрдо и уверенно, не тратя много времени на прицеливание, с истинно спортивным азартом. И между прочим, показал третий результат среди всех участников соревнований, пропустив вперёд только двух молодых дам – гостью из Жерди Любовь Демидову (первое место) и лампожёнку Инну Гладких (второе). Призёрам Александр Цегалко вручил подарки от предприятия «ТитанЩит».

Танцуем и поём Что за сельский праздник без концерта! В этом году погода (денёк выстоял на зависть: сухо, солнечно, тепло, ветерок ласковый поигрывал) позволила провести концерт на открытом воздухе. Конечно, танцевать и петь под открытым небом трудней, чем в зале, зато как хорошо смотрятся концертные номера под ярким солнцем, на фоне голубого неба! В Лампожне народ живет, как уже говорилось, возраста в основном не юного. Но любителей пения во всяком возрасте хватает, и уж если запоют хором здешние соловушки песни задушевные – заслушаешься! А молодые приезжие барышни, у которых в Лампожне выросли мамы-бабушки, папы-дедушки и которые любят сюда приезжать летом из городов, с охотой на каждом дне села поют современные песни – как Алёна Нистратова из Северодвинска или Наташа Владимирова из Череповца. Голосистые девчата, даже туристы-москвичи забыли про свои фотоаппараты, слушая их. И симпатичные, хорошенькие

– на загляденье! Вот она, лампоженская порода! А вот ещё такая приятная взору картина представала перед зрителями на концерте: местные старшие и молодые приезжие объединили силы и на всю деревню пели хорошие песни – во славу её, своей любимой Лампожни. Это выглядело приятно и убедительно! Песни хором, песни соло, несколько танцев, то зажигательных, то проникновенно-медленных, смешные монологи – вот и концерт получился хороший. Лампоженским певицам подыгрывал мезенский баянист Юрий Богданов. Он же аккомпанировал гостье из Архангельска Анне Ермолинской, выступившей на празднике с частушками. Когда ведущие пригласили желающих спеть из публики, к микрофону вышла Людмила Лебедева и тоже спела частушки, да и не хуже, пожалуй, самой Ермолинской – азартно, с чувством, с нервинкой. Что под Аннины, что под Людмилины частушки зрители приплясывали на месте, похохатывали в смешных местах, а в круг никто не вышел – чего-то опять застеснялись лампожена в своей родной деревне, на своём празднике. Будто были в гостях, а не у себя дома.

Трудимся на родной земле Когда-то Лампожня славилась своими растениеводами.

На весь район гремели лампоженские рекордные урожаи капусты, много выращивалось моркови. С ликвидацией совхоза «Мезенский» заботу о родной земле местные жители перенесли на свои усадьбы.

Здесь выращивают всё, что только растёт в наших условиях. Мы видели богатые, ухоженные огороды и не по-северному шикарные цветники. Видели садово-огородный дизайн, который вошёл в моду в последние годы и в котором лампоженцы оказались горазды на выдумку. Но об этом – в другой раз и подробно. А пока вернёмся на праздничную площадку, где в перерыве между концертными номерами председатель ТОС «Лампожня» Ольга Максимовна Лебедева объявляет результаты конкурса на лучшее подворье. Обнародуем их и мы, победители этого конкурса стоят того, чтобы им поаплодировали читатели нашей газеты во всех концах района.

Итак, в номинации «Райский сад» местный ТОС признал победительницей Тамару Николаевну Тарабарину. В номинации «Целебный сад» лучшей названа Анна Николаевна Лебедева. «Приглашение в сказку» – лучшая Любовь Андреевна Герасимова. «Жизнь среди цветов» – победили Павла Петровна Сыркова и Ирина Ксенофонтовна Владимирова. И наконец, в номинации «Поднятая целина» первенство было отдано Татьяне Фёдоровне Демидовой.

Всем вышеназванным женщинам вручались подарочки, но выходили их получать далеко не все. Ольга Максимовна, озабоченно высматривая их в толпе зрителей, то и дело повторяла: – Они, наверное, сегодня на сенокосе… И эти всей семьёй на сенокосе. Что ж делать, земляки, день сегодня погожий, не до гулянья нашим победителям! А когда награждение было закончено, О.М.Лебедева обратилась к зрителям: – Дорогие лампожёна, уважаемые гости! Приятно всех вас видеть сегодня на празднике. Посмотрите, как в эти дни похорошела наша деревня. Не потому, что её украсили к празднику. А хорошеет она своими гостями, приехавшими навестить малую родину, хорошеет подворьями, на которых работают трудолюбивые люди, не жалеющие ни сил, ни средств, ни здоровья для того, чтобы на родной земле было всё хорошо и красиво.

Пусть же цветёт наша деревня так, как цветут усадьбы победителей этого конкурса! Ответом были горячие аплодисменты праздничной толпы.

Заметила, что названия к главкам этого материала составляю так, будто я тоже из Лампожни и участвую во всём, что там делается: «Трудимся», «Поём», «Строим». Так уж Лампожня и лампожёна воздействуют на всё вокруг, что хочется быть к ней и к ним причастным! Да, есть в этой деревне нечто неодолимо влекущее. Это старинная история многих лампоженских коренных родов, которая, несомненно, наложила отпечаток и на нынешних обитателей Лампожни. Это характер её жителей – упрямых людей, целеустремлённых, умеющих работать, не пасующих перед неблагоприятными обстоятельствами, готовых в минуту отдыха и побалагурить, и посмеяться, но живущих по правилу: делу время, потехе час.

Вот час праздника и прошёл, очень быстро прошёл. Гости разъехались, а лампоженцы вернулись к своим обычным, повседневным, будничным делам.

Дел у них много: строить часовню, развивать музей Владимира Кузина, налаживать работу центра «Кибас», привлекать туристов. Надо создавать новые проекты, участвовать в конкурсах и реализовывать свои программы в случае успеха – коли уж нынче жизнь так устроена, что всякое финансирование

надо добывать через конкурсы и проекты. Надо искать возможности для новых рабочих мест, ведь пока что в Лампожне работающих – пальцев на двух руках хватит сосчитать, да ещё и останутся. Человек восемь всего – на почте, в Доме культуры, в библиотеке, в медпункте, в магазинах, кооперативном и частном… Много хороших людей дала нашей большой стране маленькая Лампожня. Они не покинули и не покинут её в трудные эти годы. На празднике в словах ведущих программы неоднократно звучала мысль о том, что Лампожня будет жить, должна жить, деревню надо сохранить во что бы то ни стало. И такие праздники, как день села, тоже продлевают жизнь деревни. Ибо на них чествуют лучших людей, на них вспоминают лучшие страницы истории, на них во весь голос поют песни о своей лучшей в мире родной деревне.


Е.Лихачева, корр. «Севера»
http://pressa.nordportal.ru/newspaper/? ... NIE_ID=779
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97261
Стаж: 17 лет 10 месяцев 25 дней
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122495 раз.
Поблагодарили: 27949 раз.

Сообщение Саша » 15 ноя 2011, 00:13 » #465422

Необычное рядом. 1955 год. Деревня Лампожня

Хочу поведать одну из страниц своей запутанной, извилистой, как просёлочная дорога, жизни.

Родился я в 1943 году в Архангельске, в разгар Великой Отечественной войны. Времена тогда стояли тяжёлые, не только в деревнях, но и в областном центре тоже. Продукты выдавали по карточкам. Чтобы хоть как-то прожить, на окраинах города разбивались грядки, главным образом – под картошку. Хоть и голодно было – никто и не думал воровать друг у друга. Не то, что сейчас, при этом засратом, прогнившем копи-тализме, при котором, я уверен, не выдержать было бы войны. Менталитет, панимаишь, не тот: ни совести, ни нравственности, ни взаимоподдержки у людей не осталось! Как дальше жить будем?! Наверно, недолго осталось России!

В 1950 году пошёл я в первый класс. С этого момента (о, счастье) меня каждое лето стали отправлять в деревню (село Дорогорское, Мезенский район). Сперва – на кукурузнике до Мезени, а потом, от Мезени, 25 километров на лошадях. В принципе, проблем с попажей не было, если не считать последнего отрезка пути, который иногда приходилось преодолевать и пешком.

Летом я тоже не сидел сложа руки, чтобы не посчитали за «тунеядца», и не придумали какого-нибудь обидного прозвища. Приходилось работать. А работать мне нравилось только пастухом: катайся на лошади целыми днями! Отдых, можно, сказать, с пользой для здоровья: весь день на свежем воздухе!

В общем, таким образом, стал каждое лето я пастухом работать в своей родной деревне. Прошло три года. На четвёртое лето отправили меня на другой участок, находившийся поблизости от деревни Лампожня. Путь неблизкий (километров двенадцать), зато места там – просто чудесные – обширные пойменные луга, полные сочной травы. Единственное, что меня омрачало, - вставать приходилось почти на час раньше, да и возвращаться домой стал почти на час позже. Но это ладно.

Проработал в тех местах я всё лето. На следующий год меня снова послали туда работать. Правда, на этот раз ехал я туда с радостью. Нравилось мне там. Тишина. Красота. Всё бы ничего, да в один из июньских дней как раз около моего участка случилось очень неприятное событие. На просёлке, ведущем из деревни Лампожня в сторону нашей деревни, нашли труп молодого человека. Прибывшие на место происшествия специалисты из Архангельска констатировали смерть от разрыва сердца. Разбираться в случившемся никто так и не стал: подросток имел слабое здоровье.

Этот случай поразил меня до глубины костей, к тому же, тот самый молодой человек оказался лучшим другом моего приятеля, который не мог дождаться его приезда (в тот злополучный 1955 год он обещал приехать к моему товарищу, но, к сожалению, им не суждено было встретиться). Но не об этом речь. Я по-прежнему продолжал пасти коров близ деревни Лампожня, только теперь я терпеть не мог эти места, как бы они ни были красивы. Приезжал сюда, как на каторгу.

Прошёл июнь, июль. Наступил пасмурный август. Событие начала лета стало постепенно отодвигаться в моей памяти на задний план. В один из вечеров, как обычно, загнав стадо на скотный двор, я сел передохнуть около стога сена и не заметил, как усталость сморила меня. Проснулся чуть ли не под утро, но всё же решил заехать домой, перекусить.

Время было раннее: сумерки ещё не успели рассеяться. Закончились поля, потянулся лес. Я мирно дремал в седле, покачиваясь в такт неспеша идущей лошади. Глубокая, щемящая тишина стояла в округе. Казалось, ничто не предвещало плохого.

Вдруг лошадь зафыркала, заржала и стала пятиться назад. Я проснулся и стал погонять её кнутом, но она и не думала идти вперёд, а всё продолжала пятиться. Не сообразив, в чём дело, я спрыгнул, и решил осмотреть её. Но ничего подозрительного не заметил, как не старался. Даже седло было затянуто не туго.

Только я успел взгромоздиться в седло, как лошадь рванула с места и, дико заржав, помчалась карьером в обратном направлении. Я оглянулся и, чуть не свалившись в обморок, ещё больше пришпорил лошадь. За нами гналось нечто, похожее на огромного, поросшего шерстью, человека. Вот от чего и умер парень – пронеслось у меня в сознании.

Не оглядываясь, я продолжал стегать обезумевшую лошадь, которая и без того неслась километров сорок в час. Опомнился лишь тогда, когда моему взору открылись стоящие в отдалении дома Мезени.

Ни в тот день, ни в какой другой, на работу я не вышел. Купив билет на ближайший рейс, я вернулся в Архангельск на неделю раньше срока. В последующие годы я, конечно, приезжал в Дорогорское, но никогда не отходил от домов дальше, чем на километр.

В 1964 году бабушка и дедушка переехали к нам в город. Мы построили им дачу, где и я, обычно, проводил свои отпуска. Надобность в поездках в деревню отпала сама собой, хотя даже сейчас я бы не прочь навестить некогда мне родные места.


Автор: Сергей Иванов
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97261
Стаж: 17 лет 10 месяцев 25 дней
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122495 раз.
Поблагодарили: 27949 раз.

Сообщение Саша » 15 фев 2012, 22:42 » #529216

Народные поверья. Деревня Лампожня

Домовой и дворовой. Деревня Лампожня

- Мартос какой-то синяки выкусыват. Ежели на заднице выкусит, нигде больше нету, это не к добру. Нигде не вережалась,* чтоб синило [синяк]. Мартос, конечно. Ежели пятно от себя, это к худу. Въедат меня мартос. Можно, ето и есть дедушко. Не знаю. Дедушко, говорили, выкусыват (Арх., Мез., Лампожня, 1986).

Леший. Деревня Лампожня

- Тата рассказывал. Они ехали из Дорогорского зимой. Едем, вдруг конь фушкат, шарахатся, не идет. Глядим, впереди нас бежит молоденька девоцка, белой платоцек наперед концами завязан. У ей уголоцек до цего прямо лежит на спине, как добры, аккуратны девушки повязывали. Вот она бежит, бежит, бежит. Тата говорит: «Подвезем». Мы лошади остановили, и она вроде стала. Тата ременкой жигнул, лошади шибче побежали, и девка. На лошади доганить не можем. Повернула на леву руку и исчезла. Посмотрели в том месте на снег, а там и следочка нету. Говорили потом, что это лешачиха. Ведь уж человек настоящий в сторону свернет, и следы есть. А тута нет ничего.

А лешачиха красива, волосы долги. Один мужик видел. Стоит, сама высока, волосы длинны, в красном сарафане. А леший, он в красном колпаке ходит. Ой, каки волосы долги да путаны. Идет, не оглядывается (Арх., Мез., Лампожня, 1986).

Русалка. Деревня Лампожня

- Русалки были тож. Разны виды показывали: и женщиной, и мужчиной, и скотиной. Как привидится. Увидят их и болеют (Арх., Мез., Лампожня, 1986).

Амбарник. Деревня Лампожня

- А вот еще про амбарника расскажу. Папа рассказывал. Девки побежали к анбару в Святки, очертились,* как полагается. А тут один мужик хотел попугать девок. Пойду, говорит, в анбар запрусь да нашепчу им всяко много. Пошел, заперся, а девки прибежали к анбару под замок и слышат, там кто-то приговариват: «Лучку мну, в корзинку кладу. Ручку мну, в корзинку кладу. Ножку мну, в корзинку кладу. Головку мну, в корзинку кладу». Девки прибежали в деревню к рассказали мужикам, что слышали. А утром открыли анбар а тамотки того мужика скрутило. Отдельно ножки, руцки, головка, все, как девки слышали. Захотел попугать, самого скрутило (Арх., Мез., Лампожня, 1986).

Черепанова О. Мифологические рассказы и легенды Русского Севера

За это сообщение автора Саша поблагодарил:
саня29 (25 июл 2012, 16:50)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97261
Стаж: 17 лет 10 месяцев 25 дней
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122495 раз.
Поблагодарили: 27949 раз.

Сообщение mss » 05 мар 2013, 14:14 » #776504

Форум мастеров
Новости из Мезенского района. В старинном селе Лампожня прошёл традиционный форум народных мастеров. Рассказать о своих достижениях и поделиться опытом приехали 4 десятка умельцев. В программе форума - мастер-классы и выставки. А на конференции мастерА говорили о проблеме сохранения народного творчества.

(Видеоматериал Лады Голтвиной, Николая Окулова)
http://www.pomorie.ru/news/forum-masterov
Аватара пользователя

mss
Супер-профи

 
Сообщения: 6092
Стаж: 13 лет 7 месяцев 16 дней
Благодарил (а): 2185 раз.
Поблагодарили: 679 раз.

Сообщение Shatun » 18 апр 2013, 17:39 » #814206

вот и тестило мой на этом форуме, учит сети вязать. ;)
Shatun
Мастер - наставник

 
Сообщения: 1042
Стаж: 11 лет 8 месяцев 3 дня
Откуда: мезенский район
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 123 раз.

Сообщение саня29 » 31 июл 2014, 16:42 » #1131085

Побывал недавно в Лампожне. Почти попал на день деревни.
Вложения
DSC07262.JPG
DSC07263.JPG
Клуб
DSC07271.JPG
Дом-музей Кузина

За это сообщение автора саня29 поблагодарил:
Саша (31 июл 2014, 17:43)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

саня29
Вождь

 
Сообщения: 16247
Стаж: 16 лет 3 месяца 18 дней
Откуда: СЕВЕРОДВИНСК
Благодарил (а): 4092 раз.
Поблагодарили: 3009 раз.

След.


Вернуться в Мезенский район

Яндекс.Метрика | Яндекс.Метрика