Койда село

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Сообщение Егор Сельский » 13 ноя 2016, 03:09 » #1638303

тема о селе Койда на берегу Белого моря, в Мезенской районе
Составляю книгу о Мехреньге, Плесецкий и Холмогорский. Интересуюсь Усть-Мошей, откуда род с 1621 г.

За это сообщение автора Егор Сельский поблагодарил:
Тридцатый (13 ноя 2016, 10:00)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

Егор Сельский
Спец 1-го класса

 
Сообщения: 439
Стаж: 9 лет 11 месяцев 19 дней
Откуда: Плесецк
Благодарил (а): 267 раз.
Поблагодарили: 278 раз.

Сообщение Егор Сельский » 13 ноя 2016, 03:18 » #1638304

Койденский приход

Общие сведения:

Койденский приход расположен по северному берегу Мезенского залива (губы). В состав его входит одно село Койденское, лежащее при в впадении в залив реки Койды и отстоящее от соседних церквей – Долгощельской в 60 верстах зимой и в 100 летом и Ручьевской в 70 верстах зимой и 95 летом, от уездного города Мезени в 100 верстах и от губернского города Архангельска в 783 верстах летом и 400 зимой. Жителей к 1 января 1895 года 260 мужского пола и 288 женского пола.

История прихода:

Первыми поселенцами села Койденского были крестьяне деревни Куи Архангельского уезда, вынужденные оставить свою родину из-за постоянных набегов шведов (в конце XVII-начале XVIII века). Первоначально они вместе они вместе с жителями других смежных деревень и выселков входили в состав Долгощельского прихода и имели в своем селе часовню в честь Николая Чудотворца. Но дальность расстояния от Долгощельской приходской церкви побудило крестьян деревень Койды и Майды войти с ходатайством к преосвященному Георгию (от 13 августа 1840 года) о разрешении устроить в деревне Койде вместо часовни деревянную церковь во имя Николая Чудотворца с тем, чтобы она была приписана к Долгощельскому приходу. Ходатайство это было удовлетворено (указ Священного Синода от 18 ноября 1843 года), и крестьяне , по храмозданной грамоте преосвященного Георгия от 17 декабря 1843 года приступили к постройке церкви исключительно на свои средства по плану, составленному архитектором Польманом и одобренному Архангельским Губернским строительным Отделением.

Никольская церковь:

Годы, на которые пала постройка этой церкви, были весьма счастливыми для строителей в промысловом отношении, вследствие чего они легко устроили церковь, снабдили ее утварью и уже в 1850 году отделились от Долгощельского прихода в самостоятельный. Особенное усердие в изыскании средств на постройку и в производстве оказал крестьян Иван Петрович Малыгин.
В храме этом один престол во имя Николая Чудотворца, освященный 24 января 1851 года епископом Варлаамом. Стоит он на каменном фундаменте, длинна и вышина его равняется 8 саженям, ширина 2 сажени 2 ⅟4 аршина. Обшит тесом, окрашен и покрыт железом. Над папертью его стоит деревянная колокольня, обнесенная вместе с храмом деревянной оградой. Утварью, ризницей и богослужебными книгами церковь достаточна. Часть икон при постройке церкви была куплена в Соловецком монастыре и Ануфриевском ските. Из них особенно чтятся древняя Тихвинская икона Божией Матери (особенно женщинами в период беременности и по благополучном разрешении от бремени, при сороковом чтении молитвы они служат молебны), храмовая икона Николая Чудотворца, преподобной Евдокии (празднуется 1 марта, когда начинаются промыслы на Зимнем берегу), Иоанна Богослова (ко дню памяти которого 8 мая означенные промыслы оканчиваются), Алексия человека Божьего и другие. Средствами к содержанию церкви служат проценты с капитала в 200 рублей, кружечно-кошельковый сбор (в 1894 году 12 рублей) и свечная прибыль (в 1894 году 164 рубля 90 копеек)

Причт, училище и часовни прихода:

Причт, состоящий из священника и псаломщика, имеет сенокосной земли на 20 возов, получает жалованья 240 рублей, дохода до 150 рублей и проживает в одном ветхом двухэтажном деревянном доме. Приходским священником состоит Иона Аверкиевич Богданов, 39 лет, кончил курс Архангельского уездного училища, имеющий звание сельского учителя, в каковой должности состоял с 1873 года по 30 июля 1889 учебного года, в сане диакона с 14 мая 1889 года и священника описываемого прихода с 10 декабря того же года. Псаломщик Константин Александрович Зимин, 20 лет, уволен из 3 класса духовного училища, на должности с 9 апреля 1894 года.
Для обучения детей в 1874 году открыто сельское училище, в коем к 1 января 1895 года обучалось 17 мальчиков и 12 девочек.
В приходе имеются три деревянных крепких часовни: в становище Кеды в 20 верстах от приходской церкви, на острове Моржовце на Белом море в 60 верстах, и в самом селе Койде.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Заимствовано священником В. А. Смирновым из описания бывших приходских священников Владимира Шилова (рукопись 1856 года) и Евграфа Карасова (рукопись от 22-29 ноября 1879 года) и из клировой ведомости 1894 года.
[Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Выпуск 2. /Сост. свящ. В. А. Смирнов. А. 1895. Стр. 301-303.]
Вложения
койда.png
Койда, вид на Никольскую церковь с юго-востока. Кадр из фильма "Поморы. Люди воды" 2015 года (канал "Моя Планета").
Составляю книгу о Мехреньге, Плесецкий и Холмогорский. Интересуюсь Усть-Мошей, откуда род с 1621 г.
Аватара пользователя

Егор Сельский
Спец 1-го класса

 
Сообщения: 439
Стаж: 9 лет 11 месяцев 19 дней
Откуда: Плесецк
Благодарил (а): 267 раз.
Поблагодарили: 278 раз.



Вернуться в Мезенский район

Яндекс.Метрика | Яндекс.Метрика