Чёлмохта село

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Сообщение Саша » 13 мар 2021, 03:46 » #2340382

Чёлмохта село

Хаврогорское сельское поселение Холмогорского района.

входят деревни и поселок:
- Чёлмохтотской (Челмохотской) базы (Глубокое) поселок
- Подгор
- Гора
- Погода
- Танашовщина
- Часовня
- Запольице
- Сергеевщина
- Дорохово
- Казаковщина
- Зуевщина
- Клишовщина
- Болото
- Заполье
- Борок
- Погост

Топокарта

Чёлмохта карта.png


Космоснимок
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=63.64 ... &z=13&m=bs

Откуда пошло название Чёлмохта?

р. Челмохта (п.б.) - р. Северная Двина.

Саамский пласт. Этимология первая.

Река Челмохта, соединяя Анозеро с Северной Двиной, выступает в роли пролива между двумя указанными водоёмами. Поэтому в основе её названия правомерно присутствие саамского слова чуалм, чуолм в значении «пролив».

В качестве второй половины основы, возможно, применялись саамские слова оайхьк в значении «большой» или тохт, тоххтэ в значении «гагара».

Первоначальный вариант основы топонима восстанавливается как Чуалмоайхьк или Чуолмтохт.

В первом случае перевод с саамского будет звучать как «Большой Пролив», во втором - «Пролив Гагар».

Большая вероятность этимологии исследуемого названия от саамского сочетания Чуолмтохт, наряду с его максимальной близостью по звучанию к современной форме, подтверждается ещё и наличием в близлежащей местности названий с подобной, но уже русской основой: к западу от д. Сылоги находятся оз. Верхнее и оз. Нижнее Гагарье.

Саамский пласт. Этимология вторая.

Вторая часть названия охта является всего лишь речным термином.

Дополнительная версия.

Санскритское чел матха - «ученик мужского монастыря».

---

оз. Анозеро (п.б. к востоку от п. Брин-Наволок) - р. Челмохта - р. Северная Двина.

Саамский пласт.

Проточное озеро, пропуская воды р. Челмохты, находится на пологом склоне возвышенности, поэтому основу названия можно этимологизировать при помощи саамского слова аннь, анньг в значении «пологий склон возвышенности».

Пермский пласт.

Для этимологии может также подойти слово из коми языка ан в значении «нёбо». Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: «Нёбо (palatum) - перегородка, отделяющая носовую полость от ротовой...» Можно предположить, что озеро, находящееся на возвышенности, могло вызвать у коми ассоциации с указанным органом.

Дополнительная версия.

Для этимологии основы исследуемого названия можно использовать следующие слова из санскрита: ан в значении «дышать», ана в значениях «осторожно» и «вход», анья в значении «чужой», анта в значениях «граница, конец, предел», анна в значении «мама», анна в значении «пища; грубая зримая материя», анк в значении «идти» и даже Анында в значении «блаженство» и др.
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97252
Стаж: 17 лет 10 месяцев 24 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122490 раз.
Поблагодарили: 27937 раз.

Сообщение Саша » 13 мар 2021, 03:54 » #2340383

Челмохотский (Чёлмохотский) приход

Челмохотский приход располагался на правом берегу Северной Двины, на 160 верст выше Архангельска, в 9 верстах от Сийского прихода. Речками Челмохтой и Пукшеньгой, впадающими в Двину, он делился на две волости: Челмохотская и Пукшеньгская. Приходская церковь находилась на середине прихода на ровном месте, имеющем песчаный грунт. С южной и юго-западной его стороны до реки Двины раскинулся примерно на полверсты сенокосный луг, протянувшийся вдоль реки на шесть верст и поросший кустарником. С юго-восточной и северо-восточной сторон — хвойный лес и речка Челмохта. Река Пукшеньга, берущая начало из болот Кеврольской дачи, со многими побочными речками расположена выше р. Челмохты.

Челмохта, пересекая нижнюю часть деревень, около 3-х верст тянется между ними и лугом к северо-западу до предпоследней деревни, где впадает в Двину. Деревни расположены на правом берегу на возвышенном месте. Позади деревень на близком расстоянии находится лес и сырые торфяные болота. Расположенная к юго-востоку от церквей верхняя часть прихода через три версты, на возвышенном месте, с правой стороны Двины, разделялась речкой Пукшеньгой, тут же впадающей в Двину.

Верхние деревни со всех сторон, кроме южной, окружали лес и болота. Деревни как в верхней, так и в нижней части прихода, одна от другой находились на близком расстоянии и почти в продолговатом расположении. В приходе было 20 деревень. Жителей к январю 1894 года числилось 575 лиц мужского пола и 652 лица женского пола. Названия деревень — самые разные, в том числе и русские, но объяснить их значения не могут. Первые жители, надо полагать, были новгородцы, а в каком столетии и году — неизвестно. Большая часть крестьян, проживавших в приходе, носили фамилии Олонцевых, Федоровцевых, Богдановых, Клишовых и пр. Кто их предки?

Из предания следует, что первые жители обитали в лесах по р. Пукшеньге, где есть еще, хотя и устарелые, признаки их жительства. Эти люди грабили суда, проходящие по Двине. Существовала молва о кладе, будто бы находящемся около тех мест, были даже попытки его поисков, но они не увенчались успехом.

С какого времени начали существовать Челмохотская и Пукшеньгская волости, сказать трудно, можно лишь предположить, что это произошло в конце XV — начале XVI вв., так как уже в начале XVII в. приход стал самостоятельным.

До 1638 года Челмохотская и Пукшеньгская волости находились по духовному управлению под Сийским приходом, а по мирскому — под Сийской, Хоробрицкой и Брин-Наволоцкой волостями и составляли одну сотню.

Челмохтяне, завися более от сиян, платя им бывшие тогда повинности, отправляя мирские службы со стеснением и не имея при своей церкви священника, за которым для требоисправлений обращались в Сийский приход через Двину за 10, а с Пукшеньги за 16 верст, решились наконец отойти от сиян и подали челобитную царю и великому князю Михаилу Федоровичу, по которой в 1638 году и произошло отделение.

В указе государя от 25 июня предоставлялось право выбирать «сотского земского судейку» и других «опричь Сийской и Хоробрицкой и Брин-Наволока крестьян» и самостоятельно производить сборы государственных податей. В следующем году челмохтяне обратились к Новгородскому митрополиту Афонию за благословением на построение для себя отдельной церкви.

Получив разрешение от митрополита великого Новгорода и Великих Лук, челмохтяне в течение 1639—41 гг. построили первую церковь, и тогда же был переведен священник из Сийского прихода. Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, просуществовав 70 лет, обветшала, и в 1709— 11 гг. была построена новая теплая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Вторая холодная церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского с приделом Праведного Прокопия Устюжского Чудотворца, одноэтажная, была построена прихожанами в 1685 году по грамоте Преосвященного Корнилия, митрополита Новгорода и Великих Лук, и освящена в 1685 году.

Из книги Т.В. Мининой "Тихая моя родина, или Емецк и его округа"
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97252
Стаж: 17 лет 10 месяцев 24 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122490 раз.
Поблагодарили: 27937 раз.

Сообщение Саша » 13 мар 2021, 03:56 » #2340384

Челмохотский приход

Приход располагался на правом берегу Северной Двины, на 85 верст выше Холмогор. Приход делился речками Челмохоткой и Пукшенгой на две волости - Челмохотскую и Пукшенгскую. В его составе было 20 деревень, жителей к 1 января 1894 г. - 575 человек мужского пола и 652 женского. Приход был образован, вероятно, в конце XV или в начале XVI века. В начале XVII века он отделился от Сийского прихода (в состав которого входил вместе с Хоробрицей и Брин-наволоком, составлявшими Сийскую сотню) и стал самостоятельным.

Частые притеснения со стороны сотских, денежных сборщиков, земских судеек и приставов, затруднения в выполнении разных должностей по выбору при Сийской сотне, с одной стороны, и большие неудобства при удовлетворении разных религиозных нужд, с другой, побудили Челмохотских и Пукшенгских крестьян подать в 1638 г. царю Михаилу Феодоровичу челобитную об отделении их от сиян. В ответ на эту просьбу последовал государев указ от 25 июня 1638 г. о предоставлении им права выбирать сотского, земского судейку и других "опричь Сийской и Хоробрицкой и Брин-наволока крестьян" и самостоятельно производить сборы государевых податей.

В следующем году челмохочане обратились к Новгородскому митрополиту Аффонию за благословением на строительство для себя отдельной церкви. Получив грамоту, они построили первую теплую деревянную церковь во имя Рождества Богородицы, которая в 1641 г. была освящена и существовала до 1709 г., когда была разобрана. Вместо неё построили новую церковь.

Вторая приходская церковь - во имя вмч. Димитрия Солунского с приделом в честь прав. Прокопия Устюжского, построенная по благословляющей грамоте митрополита Новгородского Корнилия от 1681 г. и освященная по благословению архиепископа Афанасия в 1685 г.

В приходе имелись две деревянные часовни. Одна - в д. Черемниковской (4 версты от приходских церквей), во имя вмч. Георгия, построена в 1717 г. На нужды этой часовни пукшенгские крестьяне ежегодно выделяли часть денег, заработанных при съёмке лесных плотов, очень часто мелеющих напротив их селений.

Вторая часовня - в д. Часовенской, в 1 версте от приходских храмов, построена в 1729 г. (вместо прежде существовавшей и по ветхости разобранной). Первоначально часовня была освящена в честь Животворящего Креста Господня, а к началу XIX века переименована в Модестовскую по случаю случившегося падежа скота.

В церковном архиве хранились грамоты разного содержания, подлинников и копий, например, "память" с указа царя Михаила Феодоровича об отделении челмохотских и пукшенгских крестьян от Сийской сотни от 25 июня 7146 г.; грамота архиепископа Афанасия от 6 марта 7191 г. об отводе тяглых деревень от Сийского прихода к Челмохотской церкви и указ о том же царей Иоанна и Петра Алексеевичей от 12 декабря 7192 г.; купчая на Черемниковский участок земли холмогорца Ивана Тимофеева от 17 февраля 7174 г. и о пожертвовании им двух третей этого участка в пользу Челмохотской церкви и одной трети в пользу причта от 25 ноября того же года; грамота архиепископа Рафаила от 16 июня 1709 г. на постройку Богородице-Рождественской церкви и другие.

Церковно-приходское попечительство было открыто в 1886 г., церковно-приходская школа - 8 сентября 1889 г. Учительницей состояла выпускница епархиального женского училища Анна Алексеевская.

Церковный староста: Стефан Федоровцев 1887-1890? г.г.

По материалам http://www.isles.ru
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97252
Стаж: 17 лет 10 месяцев 24 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122490 раз.
Поблагодарили: 27937 раз.

Сообщение Саша » 13 мар 2021, 03:59 » #2340385

Все шестеро братьев погибли за Родину

...Наше село Челмохта, что стоит на правом берегу Северной Двины, насчитывает четырнадцать деревень и деревенек, которые раскинулись на четырех километрах. Большинство мужчин из них в войну ушли на фронт, 160 человек не вернулись с полей сражений.

Есть в селе маленькая деревенька Зуевщина, в ней всего-то не более десяти домов. Здесь жили три брата Дьячковы: Семен Пегасьевич, Никита Пегасьевич и Егор Пегасьевич. У Семена Пегасьевича и его жены Анны Ивановны было семеро детей - шесть парней и только одна девчонка. И все шестеро сыновей погибли за Родину!

Старик-отец не смог пережить их потерю и вскоре умер. А мать доживала остаток жизни у своей дочери Лидии в лесопункте Пукшеньга.
Это ли не гражданский подвиг северной крестьянской семьи? Дрались братья геройски в Орловско-Курском сражении и под Сталинградом, прорывали блокаду Ленинграда и сражались не щадя живота своего в окружении под Харьковом...

Многолюдное до войны село дало достойные всходы. Из его семилетней школы вышли не только солдаты-герои, но и преподаватели военных академий, покорители космоса, учителя, врачи, журналисты. Недальновидные руководители внесли село в категорию бесперспективных, и оно совсем захирело. Сотня-полторы его выходцев разъехались по стране и только летом собираются на своей малой родине.

К великому сожалению, подвиг семьи Дьячковых до сих пор не был освещен на страницах газет или книг.

"Правда Севера" от 3 июня 2005 года. Владимир КЛИШЕВ
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97252
Стаж: 17 лет 10 месяцев 24 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122490 раз.
Поблагодарили: 27937 раз.

Сообщение Саша » 13 мар 2021, 04:02 » #2340386

В МОЕЙ ПАМЯТИ БРАТЬЯ ОСТАЛИСЬ МОЛОДЫМИ

В "Правде Севера" за 3 июня под рубрикой "Год Победы" опубликована заметка подполковника в отставке Владимира Клишева о семье Дьячковых из холмогорской деревеньки Зуевщина, что в окрестностях села Челмохта. Напомним, о чем шла речь. У одного из трех братьев Дьячковых - Семена Пегасьевича и его жены Анны Ивановны было семеро детей (шесть сыновей и дочка). Все шестеро погибли на Великой Отечественной войне. Старик-отец не смог пережить их потерю и вскоре умер. А Анна Ивановна доживала свой век у дочери Лидии в Пукшеньге. Гражданский подвиг этой северной крестьянской семьи до сих пор не освещен ни в газетах, ни в книгах, посвященных Великой Отечественной войне.

В послесловии к письму редакция просила читателей, знавших семью Дьячковых, откликнуться, чтобы восполнить этот пробел в истории области и страны. Отклик мы получили от Любови Акимовны Олонцевой - невестки Лидии Семеновны, единственной сестры погибших братьев.

Когда наша 79-летняя мама прочитала заметку "Шестеро братьев погибли за Родину", не сразу поверила, что это про ее братьев написано. И попросила меня сердечно поблагодарить автора заметки Владимира Клишева за добрые слова о Челмохте. И вот что рассказала о себе и о своих братьях, которые в ее памяти так и остались молодыми.

- Родилась я, когда старшему брату было 20 лет. Бог послал родителям на старости лет (им под пятьдесят было) близнецов - меня и брата Николая. К началу Великой Отечественной войны четверо моих братьев - Александр 1906 года рождения, Василий 1908 года рождения, Павел 1910 года рождения, Егор 1912 года рождения - прошли финскую войну и уже были семейными.

Александр с женой Анной жили в Маймаксе, работали на второй лесобирже. В первый день войны брат ушел в часть, к которой был приписан. Перед отправкой на фронт два раза приходил навестить сыновей. В третий раз пришел попрощаться. А через год на него похоронка пришла. Воевал он в каких-то секретных войсках. Жена его Анна Сергеевна с сыновьями Сашей и Толей вернулась в Челмохту.

Хорошо помню, как брат Василий на войну уходил в 43-м. До этого он был на брони - парторгом на лесной базе в Челмохте работал. Вечером они с женой Анной Николаевной ходили в клуб - кино "Трактористы" смотрели. А я нянчилась с их дочурками Валей, Инной и Верой. А утром другого дня он поехал пароходом в Емецк - на призывной пункт. Воевал Василий на Сталинградском фронте, погиб в Ставропольском крае. После войны там нашли его амулет.

Павел работал на той же лесной базе мастером. Потом продавцом в лесопункте Кярныш Емецкого леспромхоза. На войну ушел в 41-м, воевал на Курском направлении. А семья его (жена и трое детей) из Кярныша в Челмохту вернулась и вскоре получила похоронку на Пашу.

Егор был очень работящим. Он и на сплаве работал, и на лесозаготовках, и в колхозе. Никакой работы не чурался. Очень любил сына Евгения, уходя на фронт наказывал жене Александре Васильевне беречь его. Служил и воевал в Заполярье на флоте. Так и канул в Баренцевом море - неизвестно где.

Предпоследний брат Григорий 1918 года рождения до войны служил в Латвии, его часть в плен попала врасплох, без боев даже. Прошел братушко весь ад фашистских лагерей. Весточек от него не было. Только в 1946 году приехал земляк и сообщил, что видел Гришу - на поверке вместе были. Вскоре вернулся и Гриша, весь больной. Рассказывал, что сильным пыткам подвергался. Пожил недолго. На одном году с отцом умер.

Младший мой брат Николай, с которым мы вместе росли, ушел на войну последним, ему только 18 исполнилось. Работал он после ФЗО на "Красной кузнице". Погиб по дороге в часть - их поезд под бомбежку попал.

Вот ведь как получилось - шестерых моих братьев война прибрала, не пощадила наших престарелых родителей.

А братьев-то у меня было семеро. Брат Иван 1914 года рождения служил, а потом и воевал под Ленинградом. После войны не мог спокойно жить в Челмохте, тянуло его в те края, где он много перестрадал. Поселился в Волховском районе на берегу реки Паша, в том месте линия обороны проходила. Не сдали они тогда позиций, не пропустили врага. Очень гордился этим Иван. И жена его Клавдия тоже вместе с ним воевала - она радисткой была. Оба были ранены и не раз. По ранению их и комиссовали. Немного не дожили они до 50-летия Победы.

Меня отец с матерью очень берегли, последний кусок, что повкуснее, старались мне отдать. Да только что вкусного-то было? Щи из крапивы, жмыхи да картошка. То, что в колхозе зарабатывали, все для фронта отдавали. Меня, чтобы на оборонные работы не угнали, тайком отправили в Архангельск учиться на ветфельдшера. Ветеринарный техникум был на ул. Вологодской, 32.

9 мая в День Победы я первый раз вышла на работу. Была на Челмохотской ферме, когда по рации сообщили о конце войны. Как сейчас, помню: на Северной Двине ледоход, небо синее, солнышко пригревает. Люди кругом радуются, а мы с мамой навзрыд плачем - нет и не будет с нами родных мужчин. Отец Семен Пегасьевич сильно горевал, мучился от болезни и бессилия и в 49-м умер.

Любовь ОЛОНЦЕВА.
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97252
Стаж: 17 лет 10 месяцев 24 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122490 раз.
Поблагодарили: 27937 раз.

Сообщение Саша » 13 мар 2021, 04:04 » #2340387

***
... 12 июня [1990] со школьниками поехали в Челмохту на теплоходе. Ни в Челмохте, ни в Пукшеньге [до этого] не бывали. Информацию о тех местах мы могли получить от своих бывших учеников - Ермолиной (Рехачевой) Алевтины Васильевны и ее мужа Валерия. Стояла прекрасная погода, мы ехали на теплоходе от Емецка до Челмохты. Емца впадает в Двину, и здесь отчетливо виден водораздел двух рек. Вода Емцы отличается от двинской. Но постепенно воды смешиваются, и дальше течет двинская вода. Для учеников это было открытием.

Очень приветливо встретили нас жители, много рассказали, подарили замечательные экспонаты для музея. Рассказали об одной женщине, ее называли «монашкой», которая с утра до вечера «пропадает» - работает на кладбище, ухаживает за всеми могилами. Я решила встретиться с этой женщиной. Оставила своих учеников на попечение Алевтины Васильевны, а сама пошла на кладбище. Кладбище расположено в высоком сосновом бору, а рядом с кладбищем д.Борок. Челмохта раскинулась по правому берегу Двины, причем берег неровный, изрезан ручьями и оврагами.

Меня предупредили, что «монашка» - замкнутый человек, и с ней трудно разговаривать. Придя на кладбище, увидела женщину в черном. По всей вероятности, она только пришла. В руках - грабли, метелка и совок. Поравнявшись, она, будто извиняясь, сказала: «Сегодня запоздала». Поздоровались. Она пригласила меня к себе домой. О чем шел разговор, сейчас уже не помню, но о своем житье-бытье не говорила. Ее звали Нина Платоновна. Жила она в маленьком сарайчике, рядом с кладбищем. Сарайчик разделен на две комнаты перегородкой. В одной части находилась лишь кровать, в другой - кухня со столом и плитой. Поели, попили чаю, а потом занялись ее альбомами и фотографиями. Оказалось, что Нина Платоновна - прекрасный, общительный и культурный человек. Закончила институт, работала финансистом до того, как приехала в Челмохту. На фотографиях - красавица. Когда она сняла свой черный платок, закрывающий пол-лица, передо мной оказалась красивая женщина, которой я дала бы не 70, а 50 лет.

Ее отец, Жохов Платон, работал на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге и за революционную работу среди рабочих был выслан на север, в Челмохту. До сих пор челмохтяне помнят Платона Жохова, умельца на все руки, он помогал крестьянам. Молодой рабочий влюбился в челмохтскую красавицу и женился на ней, у них было двое детей: Владимир и Нина. Последнее время семья Жоховых жила в Перми. Их мама Анна Никитична Жохова (Олонцева) постоянно вспоминала свою Челмохту и хотела, чтобы ее похоронили именно на Родине.

Так получилось, что дети похоронили свою маму в Перми, но помнили желание матери. Владимир и Нина решили выполнить ее мечту. Весной, как только растаяла земля, они вырыли гроб с телом матери, и дочь Нина отправилась с гробом на Север, в Челмохту. Вагон с гробом, в котором была Нина, подцепили к составу поезда в конце его. В Котласе пересадка на пароход. Нина перевезла гроб на пароход в трюм и вместе о гробом доехала до Челмохты. Надо понять чувства дочери рядом с гробом, в котором лежит ее мамочка. Не всякий на подобное решится. Наконец, добрались до Челмохты. Здесь жители помогли Нине Платоновне, встретили и оказали содействие в похоронах. Нина Платоновна на могиле матери дала обет: ухаживать за могилой матери и всех захороненных, на кладбище, пока есть силы.

С утра до позднего вечера, с весны до осени, ее ежедневно можно было встретить на кладбище. Все могилы прибраны, можно сказать, идеальный порядок. Жители деревень благодарны Нине Платоновне, пытались платить, дарить подарки, но она ни от кого ничего не брала.

В зимний период Нина Платоновна жила в Архангельске в маленькой комнате с подселением.

В семейном альбоме среди многих фотографий можно было встретить фотографию ее любимого брата Владимира.

Родился Владимир Платонович в Челмохте 17 мая 1917 года. Участник Великой Отечественной войны. В 1942 году был тяжело ранен, контужен и отправлен в запас. Вернулся в Архангельск. Был подьячим в Ильинском кафедральном соборе. Протоиерей отец Владимир 15 лет прослужил в Архангельской Епархии. В 1958 году заочно окончил Ленинградскую Духовную Семинарию. С 1961 года -клирик Пермской епархии, служил в Троицком кафедральном соборе в г. Пермь, в 1975 году назначен ключарем собора. В 1978 году по болезни вышел за штат, но в воскресные и праздничные дни посильно помогал на богослужении соборному притчу. За многолетние усердные труды на благо церкви имеет многие церковные награды и ордена.

Владимир Платонович не только священник, но и поэт и художник. Художественному мастерству учился у народного художника РСФСР Александра Лактионова.

В газете «Вечерняя Пермь» за 3 марта 1986 года читаем: «Сейчас Владимир Платонович живет в Усть-Качке. Он полюбил наш благодатный край, его природу и людей. Поэтому с удовольствием принял участие в конкурсе на лучшую композицию эмблемы курорта - и стал его победителем».

Конкурс был объявлен к 50-летнему юбилею «уральской мацесты», подготовлен для выпуска массовым тиражом значок. Автор Владимир Платонович на значке сделал надпись «Бальнеологический курорт «Усть-Качка». Умер В.П.Жохов 23 сентября 1988 года.

Вот с такими удивительными людьми мы познакомились в Челмохте.

Были трудные времена: церкви разрушали, арестовывали священников. Но некоторые церкви в Архангельске и других городах работали, в них служили такие преданные Христу люди, как В.П.Жохов.

Из книги Т.В. Мининой "Дорогу осилит идущий"
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97252
Стаж: 17 лет 10 месяцев 24 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122490 раз.
Поблагодарили: 27937 раз.

Сообщение Саша » 13 мар 2021, 04:07 » #2340389

Храм Рождества Пресвятой Богородицы
Деревня Борок. Село Челмохта Холмогорского района


"...Некоторым объяснениям того, как из сеней или паперти выросла северная трапеза, может служить тот переходный тип ее, который встречается чрезвычайно редко и только в очень древних храмах и лучшим образцом которого является трапеза-паперть церкви Дмитрия Солунского в Челмохте Холмогорского уезда [ныне – Холмогорского района Архангельской области]. Здесь еще яснее, чем во всех предыдущих церквах, бросается в глаза сходство этой наиболее бытовой части храма с обычным жилищем."
....

"Достигнутое пятиглавие при простом плане клетской церкви не совсем, однако, удовлетворяло порядку размещения глав, которые поставлены здесь не по углам основной квадратной массы, как это принято в древних каменных храмах, а по осям, и по странам света. Поправка, внесенная в эту область, привела к новому приему размещения бочек уже не по осям четырехугольника, а по его диагоналям. Такой тип мы видим в церкви Дмитрия Солунского в Челмохте, Холмогорского уезда [ныне – Холмогорского района Архангельской области], построенной в 1685 году. Эта замечательная церковь давно уже обшита тесом, благодаря чему прекрасно сохранилась, причем самая обшивка производилась в старину не так, как в новейшее время. Прежде обшивали "в притес", т.е. прибивали одну тесинку непосредственно подле другой, тогда как нынче чаще обшивают "в закрой", накрывая верхнюю часть доски нижним краем следующей, но значительно более искажает чистоту линий и форм. При прежних обшивках ничего не искажали – ни рисунка шатров, ни формы бочек, ни окон, которые в Челмохотской церкви Дмитрия Солунского остались такими же крошечными, какими были и встарь. Правда, как шатер, так и главки и бочки потеряли свою чешую, и бочка главного алтарного прируба не имеет главы, оставшейся только на придельном, но все же и в нынешнем своем виде церковь эта производит чрезвычайно своеобразное впечатление. Совершенно нетронутой она осталась внутри, где особенно интересна трапеза. В другой церкви в той же Челмохте, освященной в 1709 году во имя Рождества Богородицы, бочки поставлены снова не по осям четырехугольника, а по диагоналям. Она гораздо хуже по пропорциям, имеет на алтарном выступе несоответственно громоздкую бочку, и все окна ее расширены."

"Церковь Рождества Богородицы в Челмохте построена на месте разобранной в 1709 году церкви 1641 года, следовательно, 1709 год можно считать только годом начала постройки этого храма, если только она не была осуществлена в одно лето."

Грабарь И. Э., Горностаев Ф. Ф. "Главные типы великорусского деревянного храма"

Храм Рождества Пресвятой Богородицы Челмохта1.png
Храм Рождества Пресвятой Богородицы Челмохта1.png (242.37 КБ) Просмотров: 840


Храм Рождества Пресвятой Богородицы Челмохта.png
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97252
Стаж: 17 лет 10 месяцев 24 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122490 раз.
Поблагодарили: 27937 раз.

Сообщение Саша » 13 мар 2021, 04:09 » #2340390

4 августа на правом берегу Северной Двины в деревне Борок села Челмохта Холмогорского района сгорела деревянная церковь. Храм Рождества Пресвятой Богородицы был освящен в 1709 году, в 1875 г. к нему была пристроена колокольня. В последнее время храм пустовал, в 80-х годах началась его реставрация, но закончилась ничем, как это произошло со многими храмами в те годы. В последние время православные делали попытку совершить в храме богослужение, но оказалось, что там кем-то снят пол. На рисунке (фото мы не нашли) видно, что не было у него и главки.

Пожар жители заметили рано утром, тушить было практически нечем, да и воды близко не оказалось. Скоро здание храма рухнуло. Возникла опасность, что загорятся соседние дома: факелом вспыхнул телеграфный столб, сгорело несколько сараек над картофельными погребами, занялись заборы. Жительницы села Любовь и Зинаида Ермолины обошли храм с иконой «Неопалимая Купина». Беда сплотила людей: боролись с пламенем все, кто мог, – опахали территорию вокруг пожарища, привезли бочку с водой на второй день, трое суток по двое-трое дежурили на догорающем пепелище.

Случившееся стало для деревни большим потрясением. Местные жители выразили желание поставить на месте сгоревшей церкви крест, а в будущем и часовню.

В Челмохте в 1917 году родился известный на Севере протоиерей Владимир Жохов. Местные жители вспоминают, что более 30 лет назад о.Владимир в последний раз приезжал на свою малую родину и между прочим предсказал, что в начале нового века в Россию вернется Тихвинская икона Божией Матери.

Месторасположение церкви.png


Пожар Борок.png


Крес на месте пепелища.png
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97252
Стаж: 17 лет 10 месяцев 24 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122490 раз.
Поблагодарили: 27937 раз.

Сообщение Саша » 13 мар 2021, 04:10 » #2340391

В Чёлмохте был пионерский лагерь Архангельского треста"Двиносплав"( с 1955-1961). В верхнем конце Челмохты.
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97252
Стаж: 17 лет 10 месяцев 24 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122490 раз.
Поблагодарили: 27937 раз.

Сообщение Саша » 13 мар 2021, 04:13 » #2340392

В Челмохте найден должностной знак "Десятский".

Челмохта знак десятский.png


В доме в Челмохте, когда перебирали полы где–то в 60–ые годы был найден аналогичный знак. Только там было написано "Староста"
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97252
Стаж: 17 лет 10 месяцев 24 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122490 раз.
Поблагодарили: 27937 раз.

Сообщение Саша » 13 мар 2021, 04:38 » #2340393

Архивные документы. Чёлмохта село

Архивные документы Чёлмохта село.png


Архивные документы Чёлмохта село1.png


Архивные документы Чёлмохта село2.png


Архивные документы Чёлмохта село3.png


Архивные документы Чёлмохта село4.png


Архивные документы Чёлмохта село5.png
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97252
Стаж: 17 лет 10 месяцев 24 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122490 раз.
Поблагодарили: 27937 раз.

След.


Вернуться в Холмогорский район

Яндекс.Метрика | Яндекс.Метрика