Заостровское сельское поселение (Заостровье) Приморский р-он

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Сообщение Саша » 30 ноя 1999, 00:00 » #480308

...
...Сельское поселение Заостровское (Заостровье)
...Приморский район Архангельской области

Центром муниципального образования «сельское поселение Заостровское» является Большое Анисимово (деревня).

Населенные пункты:

В состав поселения включено населенных пунктов - 25:

Большое Анисимово (деревня)
Большое Бурдуково (деревня)
Большое Тойнокурье (деревня)
Борисовская (деревня)
Боры (деревня)
Великое (деревня)
Верхнее Ладино (деревня)
Глинник (деревня)
Кипарово (деревня)
Кырласово (деревня)
Левковка (деревня)
Луговой (поселок)
Лянецкое (деревня)
Малая Тойнокурья (деревня)
Малая Хечемень (деревня)
Малое Анисимово (деревня)
Малое Бурдуково (деревня)
Нижнее Ладино (деревня)
Нижние Валдушки (деревня)
Опорно-Опытный Пункт (деревня)
Перхачево (деревня)
Пуново (деревня)
Рикасово (деревня)
Средние Валдушки (деревня)
Усть-Заостровская (деревня)

...Топокарты Сельское поселение Заостровское (Заостровье)

Пятикилометровка

500k--q37-3_4.jpg
500k--q37-3_4.jpg (21.86 КБ) Просмотров: 4526


Километровка

Q37-128129130_arhangelsk.jpg
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97073
Стаж: 17 лет 10 месяцев 3 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 121939 раз.
Поблагодарили: 27764 раз.

Сообщение Ваныч » 06 июн 2010, 15:03 » #244946

Заостровский приход
Архангельская губерния - Архангельский уезд
Современное местоположение: МО Заостровское, Приморский р., Архангельская обл.
История прихода
Деревянная Сретенская церковь была построена в 1688 г., причем в ней был антиминс, освященный в 1600 г. Храмозданные грамоты свидетельствовали о том, что уже в XVI в. существовала Заостровская волость с церковью. Самой древней из грамот являлась грамота митрополита Новгородского и Великолуцкого Макария от 23 марта 1626 г. "на Холмогоры Троицкому попу Михаилу Степанову Рогуеву", в которой говорилось, что в Заостровской волости 26 апреля 1621 г. сгорел от грома и молнии храм во имя Николая Чудотворца. Поэтому церковный староста Харлушка Мосеев вместе со всеми крестьянами просил благословения на устройство нового храма. По благословляющей грамоте Питирима, митрополита Сарского и Подонского, от 20 мая 1663 г., при этой церкви с северной стороны был устроен придел во имя мучч. Флора и Лавра. Этот храм сгорел 20 сентября 1673 г.
Новый Никольский храм был построен по грамоте уже патриарха Питирима от 16 декабря 1673 г. на имя церковного прикащика Селиверста Сергеева с товарищами, причем патриарх писал: "а верх на этой церкви был-бы не шатровый и алтарь сделан круглый тройной" ("Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии". Вып.1 - Архангельск, 1894. - С. 139). Эта церковь была перенесена в 1-ю Соломбальскую деревню при образовании Первосоломбальского прихода.
Вместо придела мучч. Флора и Лавра была построена отдельная церковь, которая вскоре сгорела. Архиепископ Афанасий 11 декабря 1664 г. дал грамоту на имя Заостровской волости Николаевской церкви священника Дионисия и церковного прикащика Кононка Еремеева для постройки новой холодной церкви в честь тех же мучеников. Церковь была освящена протопопом Архангельского Спасского собора Каллиником по благословению архиепископа Афанасия от 25 сентября 1700 г.
В приходе также была церковь во имя апостолов Петра и Павла, которая к концу XVII в. так обветшала, что совершать богослужения в ней стало опасно. Поэтому церковный прикащик Афонка Яковлев и все крестьяне Заостровской волости обратились к архиепископу Афанасию с просьбой разрешить строительство нового храма. 19 января 1683 г. была дана благословляющая грамота на устройство новой церкви во имя Сретения Господня с двумя приделами: северным - во имя мучч. Флора и Лавра ("вмсето прежней погорелой церкви") и южным - во имя апостолов Петра и Павла вместо ветхой церкви, которая тогда же была разобрана.
Сретенский храм был освящен ключарем Холмогорского Спасского собора священником Алексием и протопопом Гавриилом по грамоте архиепископа Афанасия от 28 сентября 1688 г., Петропавловский придел - протопопом Архангельского Спасского собора Каллиником по грамоте того же архиепископа от 15 июня 1688 г. Сретенский храм впоследствии был обращен в однопрестольный, приделы были разобраны, вероятно, после того, как была построена каменная церковь. Она строилась в 1808-1827 г.г., после чего Сретенский храм был закрыт впредь до капитального ремонта, осуществленного в 1865 г.
В каменном храме было 5 престолов: главный - в нижнем этаже, во имя Сретения Господня (антиминс на полотне, освящен 16 февраля 1763 г., подписан епископом Иоасафом); придельный с южной стороны - во имя свт. Николая. В верхнем этаже главный престол - во имя апостолов Петра и Павла (антиминс на атласе освящен епископом Иоасафом в 1785 г.), с южной стороны - придел во имя мучч. Флора и Лавра, с северной стороны - придел в память св. Онуфрия Великого и Петра Афонского.
ЦПШ была открыта 18 сентября 1888 г. в д. Лянецкой, в 2,5 верстах от приходских церквей. Законоучителем в ЦПШ состоял бывший диакон Никандр Томихин.
В 1888 г. Преосвященнейшим Нафанаилом, епископом Архангельским и Холмогорским, церковно-приходскому попечительству было преподано архипастырское благословение за усердную и полезную деятельность по благоустройству церкви и причтовых домов.
В деревянном Сретенском храме в 1890 г. на средства кретьянина Михаила Вешнякова иконостас был выкрашен масляной зеленой краской. В нижнем этаже храма в 1893 г. иждивением крестьянина Верхнеладинского прихода Андрея Алексеева Чистикова был устроен новый иконостас стоимостью 2200 руб. (Старый иконостас перенесен в Холмовскую Петропавловскую церковь Лисестровского прихода Архангельского уезда ?)
Примечательные предметы церковной утвари: 1) Евангелие в полулист на полуалександрийской бумаге издания 1644 г., пожертвованное Димитрием Никифоровым сыном "в дом Христов мученице Екатерине", о чем была сделана надпись киноварью с 8-го по 37-й лист. По устному преданию, Евангелие было куплено в Москве и пожертвовано одним из жителей Заостровского прихода. 2) Напрестольный небольшой четвероконечный серебряный крест под золотом, внутри которого находились частицы мощей разных святых и малая часть ризы Господней. Крест был пожертвован крестьянином Верхнеладинской деревни Лисестровской волости Василием Мырцовым.
В 1759 г. часть селений была выделена в Тойнокурский приход, в 1854 г. еще несколько селений отошли в Первосоломбальский приход. После этого в приходе осталось 17 деревень. Жителей к 1 января 1894 г. было 1327 мужчин и 1437 женщин. Многие придерживались раскола, однако официально было известно о единицах.
Священники: Дионисий Прокопьев 1688 г. и далее; Федот Леонтьев; Филат Никифоров 1700 г.; Федот Алексеев; Василий Григорьев; Иван Рязанов 1754 г.; Гаврило Петров; Феодосий Павлов; Стефан Яковлев; Иоанн Ильин; Михаил Новиков (из крестьян Чукченемской вол. Холмогорского уезда, определен причетником в Заостровский приход, "по излюбу общества" произведен в священники Заостровской церкви); Артемий Калиновский (скончался в монашестве); Стефан Марков (умер в начале 1811 г.); Афанасий Рожин 1797-1803 г.г. (АДС); Василий Титов 1803-1810 г.г.; Василий Леонтиевский 1810-1812 г.г.; Афанасий Кодратов 1811-1819 г.г.; Григорий Жаравов 1812-1816 г.г.; Гавриил Молчанов 1816-1818 г.г.; Михаил Смирнов 1819-27.2.1829; Константин Постников 1819-1847 г.г.; Иоанн Тошаков 1829-1837 г.г.; Григорий Шилов 1837-1848 г.г.; Андрей Таратин 1848-1851 г.г.; Каллиник Корытов 1851-1855 г.г. (протоиерей); Алексий Новиков 1855-4.2.1872; Прокопий Петров Поликин 4.1.1856-10.2.1872; Василий Никифоров 10.2.1872-1885 г.; Николай Иоаннов Варфоломеев 1872-5.4.1880.
Псаломщики: 1894 г. - Иван Добронравов и Михаил Федоров.
Церковный староста: крестьянин Дмитрий Хвиюзов 1887 г.

За это сообщение автора Ваныч поблагодарил:
Des (29 окт 2012, 11:09)
Рейтинг: 1.3%
 
Ваныч
Спец 3-го класса

 
Сообщения: 119
Стаж: 14 лет 8 месяцев 2 дня
Откуда: Архангельск
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 16 раз.

Сообщение Ваныч » 06 июн 2010, 15:03 » #244948

До 1917 г. кроме церковных зданий, приходу принадлежали три дома, в которых жили священнослужители. При храме были открыты Рикасовское сельское училище, а также две церковно-приходские школы: в деревнях Лянецкое и Перхачево.
Вопросами строительства, ремонта церковных зданий, приобретением церковной утвари, заботой о бедных занимался церковно-попечительский совет, выбиравшийся из числа прихожан.
Среди членов попечительского совета был житель деревни Верхнее Ладино Андрей Алексеевич Чистиков, оставшийся в памяти заостровцев как благотворитель, отчислявший многочисленные пожертвования на просвящение и нужды храма. За меценатскую деятельность он был награжден медалями.
Церковный клир в начале XX века состоял из четырех человек: настоятеля храма, второго священника, дьякона и псаломщика. Из архивных материалов известны имена священнослужителей, служивших в предреволюционный период: о. Иоанн Козмин, протоиерей Андрей Попов, О.Федор Тамицкий, о. Александр Лыткин, о. Арсений Жаровов.
Село Заостровье состояло из 25 деревень, в каждой из которых либо была построена часовня, либо установлен поклонный крест. В течение лета деревня праздновала "свой" Церковный праздник, а в конце июля прихожане собирались в храме на праздник "общего богомолья".
Перед революцией в приходе совершалась активная миссионерская деятельность. Например, миссионерские беседы со старообрядцами свящ. Павла Ильинского были изданы брошюрой в 1896 г. Позднее свящ. Павел Ильинский был избран делегатом от Архангельской Епархии на Поместный Собор 1917-1918г, где выступил с докладом "Неотложное дело" в "особом отделе о богослужении" по вопросу об использовании Священного Писания на русском языке за богослужением. Он так же предложил издать "Евангелие" и "Апостол" на русском языке для их использования за богослужением.
Исходя из архивных документов, видно, что со стороны новой власти после 1918 года проводится последовательная политика на уничтожение прихода.
В 1929 году священнослужители Заостровского храма о. Федор Тамицкий, о. Александр Лыткин, Арсений Яковлевич Жаровов были лишены избирательных прав.
В 1932 году деревянная церковь и здание школы, уже национализированные и принадлежавшие Заостровскому сельскому совету, были проданы хозяйству сельхоз. комбината "Севводник". В последующие годы в здании церкви находились машинно-тракторные мастерские, а в здании школы - общежитие, столовая, клуб, детский дом, столярные мастерские.
24 марта 1930 года - арестован настоятель храма о. Федор Тамицкий. Ему было предъявлено обвинение в контрреволюционной агитации с целью срыва коллективизации. Он умер в лагере. По Указу Президиума Верховного совета реабилитирован в 1989 году.
8 марта 1933 года - арестован о. Александр Лыткин за участие в контрреволюционной повстанческой организации. По словам дочери, был расстрелян "на мхах". 6 сентября 1956 года дело прекращено за недоказанностью предъявленного обвинения.
10 марта 1933 года арестован диакон Арсений Яковлевич Жаровов за участие в контрреволюционной повстанческой организации. 29 декабря 1933 года направлен в Белбалтлаг (г. Медвежья гора). 6 сентября 1956 года дело прекращено за недоказанностью предъявленного обвинения. Вернулся из лагеря в 1939 году. После Великой Отечественной войны он был рукоположен в пресвитеры. Являлся настоятелем храма с 1947-1949 год.
Репрессиям подверглись также о. Андрей Попов и о. Иоанн Козмин.
Среди арестованных был староста храма Бугаев Василий Владимирович, житель деревни Лянецкое.
История Заостровского прихода с 1918г. - 1930 г. изучена слабо, сведения необходимо уточнять.
С 1929 года с. Заостровье было местом ссылки. Среди административновысланных было немало священнослужителей. Их имена так же предстоит установить.
В 1933 году в с. Заостровье была зарегестрирована религиозная община. В 1936 году с колокольни были сняты и отправлены на переплавку колокола.
В советское время прихожане Заостровского храма проявили изрядное мужество. Вероятно поэтому храм не был закрыт. Не смотря на многочисленные аресты в начале 1930-х годов, в "Списке верующих Заостровского прихода" поставлено более трехсот подписей.
По свидетельству прихожан, старосту храма Москалеву Маремьяну Алексеевну в 1940 годах неоднократно вызывали в отдел религии органов безопастности, куда она относила списки и квитанции об уплате налогов. Каждый раз уходя, она собирала с собой узелок с одеждой и хлебом, думая, что не вернется. Верными Церкви были и ее дети: сын Виктор долгое время служил псаломщиком, дочь Ольга пела на клиросе.
Точных сведений о священнослужителях и жизни прихода в годы Великой отечественной войны пока обнаружить не удалось.
В конце 1940х годов настоятелем храма был иеромонах Сергий (Гаврилов), впоследствии архимандрит Псково-Печерского монастыря, который запомнился прихожанам строгими службами и проникновенными проповедями. Несколько раз ему удалось добиться у властей разрешения на проведение крестного хода во время праздника Крещения.
С 1954г - 1961г настоятелем храма был о. Иулиан Гулин. По рассказам сыновей, он был эрудированным человеком, знал 8 языков, в годы войны участвовал в партизанском движении на юге страны.
В первой половине 19б0годов настоятелем храма был священник Владимир Голубцов, происходивший из старинного дворянского рода. Его семья во время гражданской войны эмигрировала в Харбин, образование он получил в Нью-Йорке, где учился в консерватории; вернувшись в Харбин, он закончил коммерческое училище, был специалистом по восточной живописи, участвовал в экспедициях Рериха-старшего, знал 6 языков. Священство принял в Китае, в 1958 году вернулся в Россию. В Заостровье пользовался уважением прихожан.
В памяти прихожан всегда живут имена трех священников, служивших в Заостровье в 1970 -80 годах: о. Михаила Залуцкого, о. Владимира Кириченко и о. Михаила Яворского.
По известным причинам, с начала 1990х годов жизнь прихода активизируется.
8 июня 1991 года священником Леонидом Мельником совершено заочное отпевание всех расстрелянных, умученных, погибших в лагерях и всех, пострадавших за веру.
9 мая 1993 года священником Иоанном Приваловым совершена панихида на могиле жителей Заостровья, погибших в годы Великой Отечественной войны.
В июне 1994 года силами паломников из Москвы был восстановлен поклонный крест в д. Великое, С тех пор возобновлена традиция крестных ходов к поклонным крестам, которые совершались до 1929 года.
В сентябре 1996 года в возвращенном приходу здании приходского училища по благословению правящего епископа Тихона организована воскресная школа для детей. Катехизация для взрослых проводится с октября 1993года.
В мае 1998 года открыта выставка по истории прихода "Заостровский приход. XX век" (По материалам архивов и воспоминаниям жителей с. Заостровье.)
В ноябре 1999 года приходу возвращен один из домов, национализировнных в 1930-е годы.
Сведений о местночтимых святых, чудотворных иконах, святых источниках на сегодняшний день обнаружить не удалось.
Из наиболее ярких исторических фотографий можно выделить две
1) Фотография деревянного Покровского храма перед революцией (копия прилагается к исторической справке).
2) Фотография крестного хода в праздник "общего богомолья" в июле 1946года. На ней изображен архиеп. Леонтий в окружении архангельского духовенства и заостровского сельского общества. (Копия этой фотографии была передана владыке Тихону 2 мая 1998 года и находится в "Деле" Заостровского прихода.
На сегодняшний день не удалось составить и выправить полную библиографию по приходу.
Известно, что дореволюционное описание Заостровского прихода было составлено свящ. А.А.Зуевым и опубликовано в книге "Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской Епархии", (Архангельск, 1894г.) Ксерокопия прилагается.
В 1896году в Архангельске вышла книжка свящ. Павла Ильинского "Миссионерские беседы на Заостровском приходе".
Заметки о жизни прихода периодически публиковались в "Архангельских епархиальных ведомостях", но назвать их точные выходные данные пока затруднительно. Выверка этой информации нами не поводилась.
Библиография советского времени пока ограничивается одной книгой "Вокруг Архангельска" (М,1978 год) На стр.134 - 137 есть живописный рассказ о с. Заостровье и его двух храмах. Однако, в описании содержится одна существенная ошибка - каменный храм именуется церковью Архангела Михаила, неверно дана датировка.
Эта ошибка теперь постоянно воспроизводится многими архангельскими экскурсоводами.
Постсоветская библиография еще не сложилась.

За это сообщение автора Ваныч поблагодарил:
Des (29 окт 2012, 11:09)
Рейтинг: 1.3%
 
Ваныч
Спец 3-го класса

 
Сообщения: 119
Стаж: 14 лет 8 месяцев 2 дня
Откуда: Архангельск
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 16 раз.

Сообщение Ваныч » 06 июн 2010, 15:34 » #244959


За это сообщение автора Ваныч поблагодарил:
Des (29 окт 2012, 11:11)
Рейтинг: 1.3%
 
Ваныч
Спец 3-го класса

 
Сообщения: 119
Стаж: 14 лет 8 месяцев 2 дня
Откуда: Архангельск
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 16 раз.

Сообщение Gennadyi » 12 мар 2011, 20:24 » #360629

АРХАНГЕЛЬСКИЙ КЛАД 1989 г

Е. Н. Носов, О. В. Овсянников АРХАНГЕЛЬСКИЙ КЛАД 1989 г.
СЛАВЯНЕ И ФИННО-УГРЫ
Археология, история, культура
С.-ПЕТЕРБУРГ 1997

Осенью 1989 г. в окрестностях Архангельска, на западном краю двинской поймы (илл. 1), во время сельскохозяйственных работ был найден клад серебряных вещей и монет. Все сделанные находки поступили в Архангельский областной краеведческий музей. Той же осенью место было осмотрено археологами. Удалось обнаружить еще около двух десятков монет, которые также были переданы в музей. По рассказам нашедших клад, основная группа находок залегала довольно компактно, на площади приблизительно 2 х 4,5 м. Отдельные куски сосновой коры, замеченные на месте клада, первоначально позволяли усматривать в них остатки какого-то вместилища для него. Однако радиоуглеродное датирование коры показало, что она относится к XVI в.
Клад был зарыт на первой подпойменной террасе, приблизительно на высоте 1,8 м над уровнем воды (на сентябрь 1989 г.), на правом берегу небольшого ручья, впадающего в р. Вихтуй (илл. 2). Эта речка является рукавом довольно крупного притока Северной Двины — р. Тойнокурьи. Можно предполагать, что место для сокрытия клада было выбрано не случайно, ибо оно расположено вблизи от тех водных дорог в районе двинской дельты, которые непосредственно примыкали к коренным берегам, где могли располагаться места временных или постоянных становищ.
Клад представляет собой «сокровище» из серебра общим весом 1632,57 г, состоящее из более чем 2000 западноевропейских денариев, трех саманидских дирхемов и вещевой части весом 270,67 г. Судя по составу монет, клад датируется 30-ми гг. XII в. (детальный анализ монет проведен В. М. Потиным: Nosov, Оvsyannikov, Роtin 1992). По составу вещей клад не отличается от ранее найденных и учтенных древнерусских кладов: это набор женских украшений, как целых, так и в обломках, а также специально хранимые очень мелкие кусочки вещей, некогда бывших в употреблении.
"Такого никогда не было, но опять случилось."
"Нам никто не мешает перевыполнять наши законы."
Gennadyi
Спец 1-го класса

 
Сообщения: 327
Стаж: 14 лет 5 месяцев 12 дней
Откуда: Crimea c 1987
Благодарил (а): 28 раз.
Поблагодарили: 77 раз.

Сообщение sesk » 29 июн 2011, 08:32 » #411212

Ваныч писал(а):В советское время прихожане Заостровского храма проявили изрядное мужество. Вероятно поэтому храм не был закрыт. Не смотря на многочисленные аресты в начале 1930-х годов, в "Списке верующих Заостровского прихода" поставлено более трехсот подписей.


Спасибо за информацию!

Пожалуйста, а нет ли где этого списка, чтобы посмотреть? Дело в том, что у меня предки из Перхачева и хотелось бы узнать, был из них кто-то жив к 1930-м, если подписал?
Если у Вас есть он перед глазами, пожалуйста, посмотрите Лисиных.
sesk
Новичок

 
Сообщения: 1
Стаж: 12 лет 8 месяцев 29 дней
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Сообщение Наталия » 12 авг 2011, 21:08 » #424922

Каменная церковь Михаила Архангела (1776)
IMG_1149.JPG

IMG_1161.JPG

IMG_1164.JPG

IMG_1169.JPG

IMG_1170.JPG
"Я всегда ищу в людях только хорошее. Всё плохое они покажут сами" (В.Высоцкий)
Аватара пользователя

Наталия
Профи

благодарности: 3
1-й уровень благодарности (Число нагрждений: 3)
 
Сообщения: 3075
Стаж: 16 лет 9 месяцев 20 дней
Откуда: Архангельск
Благодарил (а): 4535 раз.
Поблагодарили: 1053 раз.

Сообщение Г.А.Данилова » 27 окт 2012, 20:45 » #674842

Наташа, а конкретно где стоит эта церковь?
Даже завидки берут - везде стоят такие церкви!
А у нас взорвали в 37-ом! Выругаться хочется!
Аватара пользователя

Г.А.Данилова
Мастер - наставник

 
Сообщения: 1813
Стаж: 12 лет 4 месяца 26 дней
Благодарил (а): 239 раз.
Поблагодарили: 1120 раз.

Сообщение Gennadyi » 29 окт 2012, 00:04 » #675608

Г.А. Данилова писал(а):Наташа, а конкретно где стоит эта церковь?

тут
Широта - 64°28'32.57"С
Долгота - 40°30'25.43"В

http://www.panoramio.com/photo/7069742? ... google.com
"Такого никогда не было, но опять случилось."
"Нам никто не мешает перевыполнять наши законы."
Gennadyi
Спец 1-го класса

 
Сообщения: 327
Стаж: 14 лет 5 месяцев 12 дней
Откуда: Crimea c 1987
Благодарил (а): 28 раз.
Поблагодарили: 77 раз.

Сообщение Артём-Белый » 30 окт 2012, 10:22 » #676231

Фото1301.jpg
Фото1302.jpg
Волка ноги кормят. 89214821424.
SKYPE : Artyom2077
Аватара пользователя

Артём-Белый
Супер-профи

 
Сообщения: 6581
Стаж: 13 лет 5 месяцев 18 дней
Откуда: Соломбала
Благодарил (а): 741 раз.
Поблагодарили: 670 раз.

Сообщение byte2k » 30 окт 2012, 10:54 » #676247

Обожаю этот район. Красота !!!
http://vk.com/byte2k переезд в Ярославль, недвижимость.
Аватара пользователя

byte2k
Старейшина

 
Сообщения: 9416
Стаж: 14 лет 6 месяцев 24 дня
Откуда: Архангельск
Благодарил (а): 1208 раз.
Поблагодарили: 4025 раз.

След.


Вернуться в Приморский район

Яндекс.Метрика | Яндекс.Метрика