д. Кальчино, Островлянский приход. Архангельский уезд, Арха

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Сообщение Gennadyi » 04 мар 2013, 15:05 » #775594

"Такого никогда не было, но опять случилось."
"Нам никто не мешает перевыполнять наши законы."
Gennadyi
Спец 1-го класса

 
Сообщения: 327
Стаж: 14 лет 6 месяцев 1 день
Откуда: Crimea c 1987
Благодарил (а): 28 раз.
Поблагодарили: 77 раз.

Сообщение Gennadyi » 01 апр 2013, 17:50 » #799296

Деревня Кальчино.
А может, стан лоцманов Хабаровых?
"Правда Севера" в последнее время дважды поднимала проблему
северных родословных. Эта тема не может не волновать коренных
северян. Хочу рассказать о своих изысканиях.
Кто такой лоцман, в Архангельске, в портовом городе, знают
все. Почти каждая семья связана с морем или в прошлом, или в
настоящем. В наше время, в век техники, век кибернетики,
лоцманская служба значительно облегчена навигационными приборами.
Древняя профессия и сейчас не изжила себя, но с появлением
новых профессий - летчик, космонавт - она не так актуальна, как
было в начале или середине XIX века, когда в Архангельск стали
приходить иностранные пароходы за северным лесом. Проводкой их
занимались люди, жившие в прибрежных деревнях, в основном из
крестьян. Их называли вожами, позднее лоцманами.
Они сгруппировались по семи деревням - Верхние и Нижние
Хвосты, Кальчино, Кавкола, Пустошь, Ильины Пески и Залахотье,
которые расположены в семи километрах от города.
Приведу интересные данные переписи населения в 1897 году.
Деревня называлась Кальчинская, а не Кальчино. Проживало 44
семьи, из них 30 семей Хабаровых, в том числе 11 лоцманов, 3
семьи Пустошных - 3 лоцмана, 4 семьи Котцовых - 1 лоцман, 3 семьи
Матвеевых - 1 капитан судов, 2 семьи Постниковых - 1 мастер по
постройке судов, 1 владелец нескольких пароходов.
Кроме того, закончили лоцманское училище 20 человек, двое были
лоцманами до 60 лет. Всего 37 человек владели лоцманской
профессией, а это 15 процентов от населения деревни.
Проживало здесь в 1897 году 232 человека, из них 171 -
Хабаровы, что составило 71 процент.
В основном жили от моря, от воды и от земли. В отличие от
других глухих мест Архангельской губернии на острове не владели
грамотой только пожилые люди, около 10 процентов населения.
Молодые обучались в церковно-приходской школе, которая была в то
время на острове.
Профессия лоцмана передавалась от отца детям, это наглядно
можно проследить по династии лоцманов моих предков Пустошных.
Династия лоцманов по линии А. А. Пустошного.
Алексей Алексеевич (1795-1867 гг ) Василий Александр (1832
г -?) (1835-1912 гг ) Котцов Андрей Петр Петр Федор Иванович
(1879 г -?)(1873-1950гг )(1875г -?) (1887-1950гг ) от Михаила от
Екатерины.
По архивным данным Алексей Иванович Пустошный со своими
сыновьями Петром, Степаном и Алексеем поселился в деревне
Кальчинская в 1802 году. Имел ли он отношение к лоцманской
службе, неизвестно. После 1812 года семья Алексея Ивановича по
Кальчинской и Пустоши не числится. И только в 1822 году Алексей
Алексеевич проживает в Ильиных Песках у тестя Максима Петровича
Звягина с Матреной Максимовной, Алексею 27 лет.
В период от 1822 до 1835 года он перебрался жить в Кальчино,
ему 40 лет. От него и началась семейная традиция владеть
профессией лоцмана. Были лоцманами его два сына - Василий и
Александр, его внуки - два Петра и Федор, А. И. Котцов от
Екатерины, старшей дочери.
Все они родились в Кальчино и проживали в ней, кроме Петра
Александровича, который в 21 год женился и переселился в Кавколу,
да еще А. И. Котцов, который жил в Хвостах.
Валентина ПИТЕЛИНА. Член Северного историко-родословного
общества.
29.03.2001, Правда Севера (Архангельск)
"Такого никогда не было, но опять случилось."
"Нам никто не мешает перевыполнять наши законы."
Gennadyi
Спец 1-го класса

 
Сообщения: 327
Стаж: 14 лет 6 месяцев 1 день
Откуда: Crimea c 1987
Благодарил (а): 28 раз.
Поблагодарили: 77 раз.

Сообщение Gennadyi » 01 апр 2013, 17:56 » #799303

И Кальчино столицей была
А вообще-то все ее прилагательные названия соответствовали статусу, который деревня имела в прошлом: Столица берегов, Лоцманский стан, Деревня картофельных королей.

Картофельными королями кальчинян называли из-за вкусной и рассыпчатой картошки, которую они умели выращивать. Земля на острове суглинистая, особенно отзывчивая на хороший уход и внесение удобрений. Во все времена органики в деревне хватало - почти в каждом дворе держали коровку, телят, а до коллективизации у жителей еще и лошадь была, а то и две на семью. Да и когда колхоз образовался, поголовье по тем давним островным меркам считалось приличное: 70 коров, более ста телят, 23 лошади, да еще свиньи, овцы и даже куры. Так что удобрений для высоких урожаев хватало. Правда, им сопутствовал и еще один немаловажный фактор - труд островитян.

Кальчино - историческая деревня. С самого своего основания, то есть с 1800 года, и фактически до сороковых годов ХХ века по праву считалась она Лоцманским станом. В конце ХIХ столетия 50 процентов взрослого мужского населения деревни запнимались проводкой судов. 15 человек работали в торговом порту лоцманами. Кроме того 20 молодых кальчинян тоже закончили лоцманское училище и всегда были готовы заменить старейших. Известно так же, что из кальчинских лоцманов один ходил капитаном парохода, а другой - машинистом.

Профессия лоцмана считалась престижной, многоуважаемой среди других профессий как на прибрежных поморских островах, так и в самом Архангельске. По архивным данным в 1850 году в Кальчинской деревне проживало 18 лоцманов. Искусство проводки судов практически приобреталось предками и любовно передавалось потомкам. Новые лоцманы с одобрения "братским советом" занимали места отцов и старших братьев. Профессия лоцмана была потомственной, в большинстве семей лоцманы встречаются в трех и в четырех поколениях.

Что касается третьего негласного названия Кальчина - Столицы берегов, здесь объяснение такое. На конец ХIХ и начало ХХ вв приходился наибольший расцвет предпринимательства в островной деревне. О мельнице, славившейся тонким помолом зерна, слух доходил до самых дальних уголков Архангельской губернии. Хозяином мукомольного завода был Постников К.И., он же владел несколькими пароходами. А его однофамилец, Постников И.Я., строил деревянные суда. Кальчиняне разводили коней, ходили в начале прошлого века на Печору. Название Столицы берегов связано и с географическим расположением деревни. Она находилась на отдельном острове, в отличие от других поселений, расположенных на острове "Книжъ-островском".

По данным переписи населения на островах в 1920 году Кальчино среди деревень занимало третье место. А на первом (80 дворов и 408 жителей) была Кавкола, за нею (68 дворов и 287 жителей) шло Залахотье и только за тем уж Кальчино (47 и 282 соответственно), что нисколько не умаляло его значения первой среди других. В остальных пяти населенных пунктах этого куста было в общей сложности 186 дворов и 823 жителя. По нынешним-то временам такому прежнему многолюдью позавидовать впору.

Нынче Кальчино не является ни Лоцманским станом, ни тем более Столицей берегой. Типичный дачный поселок, каких много у нас в области, оживающий в летнюю пору. Но вот деревней картофельных королей она еще могло бы стать. Была бы у людей тяга к возрождению мест, обжитых некогда их прадедами, дедами и отцами.

Валентина ПИТЕЛИНА.
"Такого никогда не было, но опять случилось."
"Нам никто не мешает перевыполнять наши законы."
Gennadyi
Спец 1-го класса

 
Сообщения: 327
Стаж: 14 лет 6 месяцев 1 день
Откуда: Crimea c 1987
Благодарил (а): 28 раз.
Поблагодарили: 77 раз.

Сообщение Gennadyi » 01 апр 2013, 18:07 » #799314

Почет и трагедия лоцманского рода
Независимый взгляд
26 января 2005 (2)
Валентина ПИТЕЛИНА

В этом году лоцманская служба Архангельска отметит 392 год своего существования. О судьбах людей, стоявших у самых истоков становления "вожевого промысла", известно немного, но сохранившиеся фотографии и документы восстанавливают перед нами картины прошлого. Сегодня "НВ" расскажет о некогда знаменитой поморской династии лоцманов Котцовых.

"Вожевой промысел"

С основанием Архангельска в Россию стали приходить ино-странные суда. Активно развивалась торговля. Торговый путь проходил по Северной Двине и до самой Москвы. С этого момента наш северный пустынный край начал приобретать для России большое значение. До основания Санкт-Петербурга в 1703 году Архангельск оставался един-ственным морским портом на севере России.

Из-за удаленности Архангельска от моря на 42 версты торговые суда проводили местные жители, которые объединялись в лоцманские артели. Они тщательно изучали местный фарватер и другие премудрости проводки судов. Свои навыки передавали из поколения в поколение, от отца к сыну. Так возник "вожевой промысел", который впоследствии стал лоцманской службой.

Прямое отношение к лоцманскому обществу имеет деревня Кальчино Приморского района. Эта историческая деревня - одна из семи деревень лоцманского стана, где проживала большая часть лоцманского сообщества. Из двадцати восьми человек трудоспособного населения, проживающего в Кальчино, одиннадцать были лоцманами. Знаменитые фамилии Хабаровых, Пустошных и Котцовых.

Котцов

Андрей Иванович Котцов был четвертым сыном потомственного лоцмана Ивана Яковлевича Котцова, который более сорока лет работал лоцманом, из них четырнадцать - лоцманским старостой. В 60-летнем возрасте ему была назначена пенсия в сумме 10 рублей в месяц. За усердие в работе он получил в подарок серебряные часы с цепочкой и, кроме того, был награжден медалью "За усердие" на Станиславской ленте.

Андрей Иванович в обществе лоцманов также пользовался авторитетом, а в 1917 году наши земляки-лоцманы были избраны делегатами Всероссийского съезда союза моряков, где принимали участие в разработке и принятии нового устава.

В 1910 году Андрей Иванович женился на Лидии Михайловне Урпиной, и уже через шест-надцать лет у них было шестеро детей. Выстроили в деревне Верхние Хвосты добротный дом с двором и хлевом. К 1930 году, когда стали образовываться колхозы, Котцовы держали две лошади и две коровы, в хозяйстве был повозок, сенокосилка, имели расчистку. Но не всем это было в радость - из-за крепкого хозяйства в апреле 1931 года Андрея Ивановича причислили к кулакам. В документах того времени было записано: "Занимался скупкой, перепродажей лошадей, сдавал в аренду повозок, брал в аренду расчистки, обрабатывал их наемным трудом, продавал излишки сена". Припомнили ему и то, что до 1928 года он был церковным старостой.

Обвинение

14 ноября 1927 года состоялся суд над бывшим лоцман-ским командиром Степаном Бутаковым. Свидетелем на нем выступил Андрей Котцов. В архиве имеются показания о том, что в августе 1918 года, находясь на дежурстве на Северо-Двин-ском маяке, они вместе с другими лоцманами при подходе к маяку английской эскадры были арестованы. Дальнейшая проводка иностранных судов проводилась под дулами пистолетов.

После раскулачивания дом и все хозяйство Андрея Ивановича было отобрано, семья на первое время перебралась жить к родственникам, позднее стала снимать комнату в деревянном доме на Никольском проспекте.

Самые страшные для архангелогородцев были 1937 и 1938 годы, когда проводились аресты северных лоцманов. Не обошли они и Андрея Ивановича, которому предъявили обвинение в том, что он "в период интервенции на Севере был завербован в английскую разведку и по её заданию занимался сбором шпионских сведений на территории СССР, одновременно с этим среди окружающего населения проводил антисоветскую агитацию". По всей видимости, и к остальным было предъявлено такое же обвинение.

Приговор

Расстрельный приговор ко всем пятерым лоцманам, взятым под стражу на год раньше, был приведен в исполнение. Настала очередь и Котцова с друзьями.

Спасло Андрея Ивановича и оставшихся земляков обращение в Верховный суд, в котором лоцман просил направить дело в прокуратуру на доследование, а также допросить свидетелей, которым было известно его поведение в период Гражданской войны и до ареста.

19 апреля 1939 года военный трибунал, рассмотрев на подготовительном заседании коллективное дело пяти лоцманов, нашел обвинение по ст. 58, п. 6, ч. 1 не обоснованным, поэтому дело передали в линейный суд водного транспорта северного бассейна. Затем из транспортной коллегии Верховного суда СССР поступило указание, предлагавшее рассмотреть дело на новом заседании. Действия обвиняемых предлагалось переквалифицировать. Минсуд северного бассейна рассмотрел дело в закрытом судебном заседании и вынес вердикт: "За отсутствием состава преступления считать лоцманов оправданными. Содержание под стражей отменить и всех четверых из-под стражи немедленно освободить".

Андрей Иванович Котцов умер в возрасте 76 лет в 1963 году. Его могила находится возле церкви на Соломбальском кладбище.
"Такого никогда не было, но опять случилось."
"Нам никто не мешает перевыполнять наши законы."
Gennadyi
Спец 1-го класса

 
Сообщения: 327
Стаж: 14 лет 6 месяцев 1 день
Откуда: Crimea c 1987
Благодарил (а): 28 раз.
Поблагодарили: 77 раз.

Сообщение Gennadyi » 01 апр 2013, 18:12 » #799320

Историю «Лоцманского стана» собирают всей деревней
Работа архангельского фотографа Ивана Соберга под названием «Торжественный обед в зале Коммерческого собрания, посвященый 300летию Архангельского общества лоцманов. 1913 год» очень известна и, возможно, попадалась на глаза нашим читателям в разных краеведческих изданиях (например, в фотоальбоме «Соберг» серии «Архангельский Север в фотографиях» областного краеведческого музея).




Есть она и в музейной комнате Дома культуры МО «Пустошинское» Приморского района, что была открыта местными энтузиастами в июне прошлого года. И там вам точно могут назвать одного из многочисленных гостей обеда, состоявшегося ровно сто лет назад, – Федора Владимировича Котцова, тогдашнего старосту семи островных деревень в дельте Северной Двины, известных как «Лоцманский стан».

В «Стан» входили деревни Пустошь, Пески, Кавкола, Залахотье, Нижние и Верхние Хвосты, Кальчино.

А вообще Галина Васильевна Маркина, заведующая Пустошинской библиотекой, филиалом Приморской ЦБС, добровольно взявшая на себя обязанности местного краеведа, экскурсовода, исследователя и фольклориста, может рассказывать о лоцманской стороне очень много и очень интересно, начиная с посещения Архангельска Петром Первым и даже раньше, поскольку лоцманы, или, по-местному, вожи, – старейшая морская профессия в мире.

Но в своей добровольной работе она не видит ничего удивительного: край столь богат историческими событиями и интересными людьми, что только успевай собирать и в буквальном смысле – подбирать. К примеру, в прошлом году в здешней земле нашли орден Славы с порядковым номером на обороте, вот им-то сейчас и занята краевед. Это не считая работы в архивах и библиотеках Архангельска, на которые, к слову, с островов до Архангельска добираться не так-то просто, а уж про осеннюю и весеннюю распутицу и говорить нечего.

Не считает за труд Галина Васильевна съездить и до Петербурга – записать воспоминания потомков лоцманов.

Музейную комнату открыли, помня о былом предназначении лоцманской стороны, старались показать тогдашний быт. Старинные вещи буквально собирали «по людям» – у кого что сохранилось. Некоторые владельцы отдавали вещи совсем, некоторые – с возвратом. Зато уж в фотографиях недостатка не было, поскольку они в основном представлены копиями.

Помните «Торжественный обед»? Так, к примеру, эта фотография есть у владельца в подлиннике, правда, в неважном состоянии.

Утверждать не беремся, но, похоже, все участники «Торжественного обеда» некогда получили или заказали по такой фотографии.

В музейной комнате вам продемонстрируют даже меню того обеда.

История страны, области, района и деревни – это всегда история семей, их населявших. «Лоцманский стан» был известен потомственными династиями мореходов – это Пустошные, Хабаровы, Котцовы, Урпины... Специалисты по проводке судов, прекрасно знавшие береговую линию, фарватер и все опасности, которые могут подстерегать в этих местах суда, издавна селились здесь вместе с XVI века и отличались от крестьян не только тем, что состояли на государевой службе, а начиная со времен реформ Петра Первого и особой формой одежды, и знанием иностранных языков, но, вероятно, и стойким «морским» характером.

Кому ж в Пустоши не известно имя Александра Пустошного, участника полярной экспедиции Георгия Седова? Один из немногих выживших, он вместе с Григорием Линником пытался спасти и самого Седова. Его фотография и дальнейшая биография тоже отражена в документах музейной комнаты Дома культуры. К слову, Александр Матвеевич и похоронен в родных местах, где по-прежнему живут его потомки.

Сын того самого Котцова, запечатленного на фотографии Соберга, Иван принимал участие, будучи на ледоколе «Таймыр», в спасении папанинцев с дрейфующей льдины в 1938 году.

Иван Папанин спасителя не забыл, он побывал в гостях в родовом доме Котцовых в деревне Залахотье. А во время Великой Отечественной войны Иван Федорович, в ту пору служивший в Беломорской военной флотилии, занимался проводкой транспортных конвоев в Архангельск и принимал участие в спасении людей союзнического каравана PQ-17, трагедию которого описал Валентин Пикуль в своем романе.

Собирала экспонаты и занималась оформлением музейной комнаты Татьяна Владимировна Дмитриева, директор Пустошинского Дома культуры, спонсоры сделали небольшие вложения в немногочисленное музейное оборудование. И музейная комната, по оптимистичным настроениям энтузиастов, еще будет пополняться. Работа по сохранению наследия общая, считает Вера Петровна Котлова, аккомпаниатор Дома культуры, и потому никто ее здесь не делит на «мою» и «не мою».

К слову, летом перед Домом культуры, в праздник, который здесь называют Днем острова, планируется открыть памятный знак всем лоцманам некогда знаменитого «Лоцманского стана».

А началась вся эта большая краеведческая работа, в результате которой была открыта музейная комната и будет поставлен памятный знак, по словам Галины Маркиной, с того, что она начала оформлять альбомы по истории родных мест на конкурсы, объявленные районной библиотекой...

Елена ИРХА.
Фото Виталия Крехалева.
30/01/2013
"Такого никогда не было, но опять случилось."
"Нам никто не мешает перевыполнять наши законы."
Gennadyi
Спец 1-го класса

 
Сообщения: 327
Стаж: 14 лет 6 месяцев 1 день
Откуда: Crimea c 1987
Благодарил (а): 28 раз.
Поблагодарили: 77 раз.

Сообщение Gennadyi » 01 апр 2013, 18:17 » #799324

Изображение
Телевидение ТВЦ делали программу о жизни лоцманов, приезжали в Кальчино на катере "Ампер", август 2001 года.
Провожала Татьяна Петровна Хабарова.
На берегу полуразобранное здание из красного кирпича бывшей мельницы Постникова К.И.
"Такого никогда не было, но опять случилось."
"Нам никто не мешает перевыполнять наши законы."
Gennadyi
Спец 1-го класса

 
Сообщения: 327
Стаж: 14 лет 6 месяцев 1 день
Откуда: Crimea c 1987
Благодарил (а): 28 раз.
Поблагодарили: 77 раз.

Сообщение Gennadyi » 04 апр 2013, 16:29 » #801791

Старая Соломбала. (Фото)
Сканирована с фотографии из дома в Кальчино. Хозяин этого дома был связан по работе с Постниковым К.И., владельцем пароходов и паровой мельницы. Постников К.И. - житель деревни Кальчино. На переднем месте катер "Ласточка". У Барашкова Ю. написано, что Постников очень гордился своей "Ласточкой". Думаю, что это и есть та самая "Ласточка. Пароходы, возможно иностранные во времена интервенции. У братьев Постниковых была пристань и контора при ней, как написано у Г..П. Попова. в книге "Старый Архангельск". Думаю, что пристань была в Соломбале и это она.

ИзображениеИзображение
"Такого никогда не было, но опять случилось."
"Нам никто не мешает перевыполнять наши законы."
Gennadyi
Спец 1-го класса

 
Сообщения: 327
Стаж: 14 лет 6 месяцев 1 день
Откуда: Crimea c 1987
Благодарил (а): 28 раз.
Поблагодарили: 77 раз.

Сообщение Gennadyi » 04 апр 2013, 16:48 » #801802

Буксирно-пассажирский паровой баркас «№ 1», Буксирно-пассажирский пароход«№ 2», «№ 3»
Буксирно-пассажирский паровой баркас «№ 1» в 1900 году принадлежал Постникову К.И.;
Число сил: номинальных – 5, индикаторных – 20;
Размеры судна (наружное): длина (наибольшая) – 45 футов 6 дюймов; высота судна по сред. длины судна без надстроек – 4 футов – - дюймов; ширина (наибольшая) с кожухами – - футов - дюймов, без кожухов – 9 футов - дюймов.
Осадка судна порожнего – 5 четв. арш, ½ дюйм; при полной нагрузке – 6 четв. арш, 3 дюйм.
Наибольшее количества груза: поднимаемого судном – 0,4; буксируемого против течения – 3,0 (тыс. пудов).
Наибольшее число пассажиров, принимаемых судном: I кл - 25,II кл и III кл - 55.
Род движителя: винт, главный материал постройки судна: дерево (безпалубный)
Год постройки: корпуса – 1898; Машины - 1898; Котла – 1898
Место постройки: корпуса – д. Кальч. маст Постникова, машины и котла – Финляндия, м. Варкауз, зав П.Валь и Ко
Место плавания судна – В. Устюг – Устье р. С. Двины.
Число служащих – 4 человека

Буксирно-пассажирский пароход«№ 2» в 1900 году принадлежал Постникову К.И.;
Число сил: номинальных – 5, индикаторных – 20;
Размеры судна (наружное): длина (наибольшая) – 45 футов 6 дюймов; высота судна по сред. длины судна без надстроек – 4 футов – - дюймов; ширина (наибольшая) с кожухами – - футов - дюймов, без кожухов – 9 футов - дюймов.
Осадка судна порожнего – 5 четв. арш, ½ дюйм; при полной нагрузке – 6 четв. арш, 3 дюйм.
Наибольшее количества груза: поднимаемого судном – 0,4; буксируемого против течения – 3,0 (тыс. пудов).
Наибольшее число пассажиров, принимаемых судном: I кл - 25,II кл и III кл - 55.
Род движителя: винт, главный материал постройки судна: дерево (безпалубный)
Год постройки: корпуса – 1898; Машины - 1898; Котла – 1898
Место постройки: корпуса – д. Кальч. маст Постникова, машины и котла – Финляндия, м. Варкауз, зав П.Валь и Ко
Место плавания судна – В. Устюг – Устье р. С. Двины.
Число служащих – 4 человека

Буксирно-пассажирский пароход«№ 3» в 1900 году принадлежал Постникову К.И.;
Число сил: номинальных – 12, индикаторных – 48;
Размеры судна (наружное): длина (наибольшая) – 54 футов - дюймов; высота судна по сред. длины судна без надстроек – 6 футов – - дюймов; ширина (наибольшая) с кожухами – - футов - дюймов, без кожухов – 10 футов 8 дюймов.
Осадка судна порожнего – 5 четв. арш, ½ дюйм; при полной нагрузке – 6 четв. арш, 3 дюйм.
Наибольшее количества груза: поднимаемого судном – 0,6; буксируемого против течения – 6,0 (тыс. пудов).
Наибольшее число пассажиров, принимаемых судном: I кл - 40,II кл и III кл - 80.
Род движителя: винт, главный материал постройки судна: дерево
Год постройки: корпуса – 1900; Машины - 1900; Котла – 1900
Место постройки: корпуса – д. Кальчина. маст Постникова, машины и котла – г. Москва, зав Бромлей
Место плавания судна – В. Устюг – Устье р. С. Двины.
Число служащих – 4 человека
"Такого никогда не было, но опять случилось."
"Нам никто не мешает перевыполнять наши законы."
Gennadyi
Спец 1-го класса

 
Сообщения: 327
Стаж: 14 лет 6 месяцев 1 день
Откуда: Crimea c 1987
Благодарил (а): 28 раз.
Поблагодарили: 77 раз.



Вернуться в Приморский район

Яндекс.Метрика | Яндекс.Метрика