Немнюга деревня

Модератор: minaich

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Сообщение Саша » 17 май 2008, 21:32 » #57882

...
... Деревня Немнюга Кеврольское сельское поселение Пинежского района

Географическое положение. Деревня Немнюга

- расположена на левобережье реки Пинеги,
- на левом берегу реки Немнюга в километре от впадения её в реку Пинега,
- 3,5 км южнее районного центра центра Карпогоры.

Координаты: 63°58'48"N 44°24'20"E

Космоснимок - http://wikimapia.org/#lat=63.9852233&lo ... =b&search=немнюга

Прим. Река Немнюга
Длина водотока 27 км
Код водного объекта 03020300312103000037583
Впадает в Пинегу на 279 км по левому берегу
http://vwo.osm.rambler.ru/?page=wo&bo=0 ... 003&wot=21



Население. Деревня Немнюга

Население деревни 177 человек, пенсионеров 57 ( по состоянию на 2009 год).


Административное деление. Деревня Немнюга

Деревня Немнюга входит в состав муниципального образования «сельское поселение Кеврольское» Пинежского района Архангельской области.

Центром муниципального образования «сельское поселение Кеврольское» является Кеврола (деревня)

В состав поселения включено населенных пунктов - 4:

Кеврола (деревня)
Едома (деревня)
Киглохта (деревня)
Немнюга (деревня)


Немнюга---500-метровка.jpg


Немнюга---050k--p38-005-1_2-карта-500-метровка.jpg


Космоснимок - http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=63.97 ... 0%B3%D0%B0
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 90491
Стаж: 15 лет 6 месяцев 6 дней
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 102315 раз.
Поблагодарили: 24376 раз.



Сообщение Валя » 16 фев 2012, 06:10 » #529272

Матаня,
фотографии классные. А людей в Немнюге знаете? Чем они занимаются? Раньше там поля были обширные, а теперь, похоже , больше луга.
Речка Немнюга ближе к устью была мелкая, но прозрачная, с галечным дном, где было полно раков и мелкой рыбешки. А лет 5 назад мы там были и удивились, что она илистая, вообще камней нет. Местные объяснили, что в половодье Пинега прошла по Немнюге и речка изменилась. Кто там был в последнее время - не восстановилась она?
Валя
Новичок

 
Сообщения: 25
Стаж: 9 лет 9 месяцев 25 дней
Благодарил (а): 120 раз.
Поблагодарили: 7 раз.

Сообщение Саша » 16 фев 2012, 07:34 » #529282

Валя писал(а):в половодье Пинега прошла по Немнюге и речка изменилась

Как природа соответсвует нашей жизни. Будем верить, что речка вновь проснется и прозрачная, с галечным дном, и рыбешки-детишки заискряется в её водах ,)
ВКонтакте http://vk.com/na_severe - Александр Северный
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 90491
Стаж: 15 лет 6 месяцев 6 дней
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 102315 раз.
Поблагодарили: 24376 раз.

Сообщение Саша » 19 фев 2012, 08:37 » #531005

... Книга памяти. Деревня Немнюга

Рубцов Василий Васильевич, 1883, уроженец и житель д. Немнюга Карпогорского района, колхозник колхоза "Красный пахарь". Арестован 23.12.37. По постановлению тройки УНКВД по Архангельской области за "контрреволюционную агитацию" 10.01.38 незаконно расстрелян. Посмертно полностью реабилитирован 17.07.89.

Ушаков Александр Андреевич, 1918, уроженец и житель д. Немнюга Карпогорского района, рабочий лесхимартели. Арестован 25.10.37. Тройкой УНКВД по Архангельской области 29.10.37 за "контрреволюционную агитацию" незаконно лишен свободы сроком на 8 лет. Сведений о дальнейшей судьбе нет. Полностью реабилитирован 31.07.89.

Ушаков Василий Денисович: 1893 года рождения
Место рождения: Карпогорский р-н, д. Немнюга;
Крестьянин;
место проживания: Карпогорский р-н, д. Немнюга
Арест: 10.02.1936
Осужд. 22.12.1936 Северный крайсуд. Обв. по ст. 58-10 ч.1, 58-11 УК РСФСР
Приговор: 7 лет с поражением в правах на 3 года.
Реабилитиация май 1992
Источник: Поморский мемориал: Книга памяти Архангельской обл.

Поликарпов Михаил Прокопьевич 1914 г.р. Родился- дер. Немнюга Арх.обл.( В базе-неверно-Немога )Карпогорский р-н. Призван РВК Карпогорского р-на Арх. обл. Последнее место службы- 332 стрелковая дивизия. Погиб 9 марта 1942. В донесении о безвозвратных потерях 332 с.д. 9-10 марта погибли 80 человек. Место захоронения-дер. Селищи

Из письма:
Огромное спасибо! Легче, когда есть хоть какая-то ниточка, хоть крупинка надежды. Бабушка ждала его всю жизнь. Умерла, так ничего и не узнав о нём. Плакала, думала, что погиб в море, когда везли на сборный пункт. А он жил, дышал, воевал. И погиб не так далеко от Москвы. Вот же, рядом, рукой подать. Как хотелось бы дотянуться. Хоть к плите притронуться, зная, что он там. Большое спасибо Вам! Я и не ожидала, что откликнутся люди, что кто-то вместе со мной будет искать. Спасибо! Мой электронный адрес cotia@rambler.ru На всякий случай-информация из ОБД МЕмориал-Поликарпов Михаил Прокопьевич 1914 г.р. Родился- дер. Немнюга Арх.обл.( В базе-неверно-Немога )Карпогорский р-н. Призван РВК Карпогорского р-на Арх. обл. Последнее место службы- 332 стрелковая дивизия. Погиб 9 марта 1942. В донесении о безвозвратных потерях 332 с.д. 9-10 марта погибли 80 человек. Место захоронения-дер. Селищи-значится только у командира роты. У остальных-волнистая вертикальная линия.
http://www.velizh.ru/forum/viewtopic.php?p=29683


ОСЕТРОВ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ Год рождения: 1907 Место рождения: Архангельская область, Карпогорский район, д.Немнюга, Кеврольский с/с Военкомат мобилизации: Пинежский РВК Архангельской обл. Место службы: Звание: красноармеец Причина выбытия: Пропал без вести Дата выбытия: 00.00.1942 Место выбытия: Место захоронения:
ВКонтакте http://vk.com/na_severe - Александр Северный
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 90491
Стаж: 15 лет 6 месяцев 6 дней
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 102315 раз.
Поблагодарили: 24376 раз.

Сообщение Саша » 20 фев 2012, 14:12 » #531760

... Крест и неспокойные места. Деревня Немнюга

«Подобные «неспокойные» ручьи, болотины, перекрестки часто встречаются неподалеку от деревень и сенокосных избушек. И путник, проходящий мимо них, нуждается в надежном обереге, нейтрализующем кризисность данного пространства. С этой целью и возводятся здесь, на границе двух миров («своего» и «чужого»), обетные святыни, которые смогут защитить человека в случае необходимости. Наиболее ярким примером такого восприятия обетной святыни является знаменитый крест на Немнюжском бору, около Красной веретьи (между деревнями Немнюга и Лохново). Рядом с ним и по сей день происходят странные вещи:

У меня у самой был случай. Я мужа поехала провожать... Обратно еду, и все лошадь идет-идет. Бежит лошадь!
Я жила здесь. А лошадь... Ну, ладно. И вот иду... А сумерки. Едет обоз мне навстречу. Едет обоз. Вот, качают головами лошади. Скоро больше все, надо мне сворачивать: заденут за мою оглоблю. Все! Я хочу свернуть. Свернула — и лошадь «фырк»! Вот-вот-вот больше.» Кое-как я лошадь стянула, свернула чуть-чуть. Не сворачивает она в сугроб. Мне не выехать. Лошадь-то как стеганула, она как упряднула, и лошадь-то не может тянуть воз-от. Я одна в санях. Потом, как я ее отвернула, она как вскочит, как будто что-то спало. И лошадь у меня как понеслась-понеслась! Я обернулась — никого не было, никаких лошадей, ничего! Потом как-то пересилила. Ну, такой на ней был груз, дак я потом вся и оплыла. Никакого возу, никаких людей. А вижу — управляют, стегают, и лошади вот качают, тянут возы и обоз. Несколько лошадей.

Записано Ивановой А. А. от Богдановой Марии Николаевны (I935 г.р.), д. Немнюга (КЭ 1996л. II. I34).

Л.B. ФАДЕЕВА (Москва) СВЯТЫЕ МЕСТА РЕКИ ПИНЕГИ: ПАМЯТНИКИ И ПРЕДАНИЯ
ВКонтакте http://vk.com/na_severe - Александр Северный
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 90491
Стаж: 15 лет 6 месяцев 6 дней
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 102315 раз.
Поблагодарили: 24376 раз.

Сообщение Саша » 20 фев 2012, 20:21 » #531932

... Как церковь разбирали. Деревня Немнюга

- Церкви-то - одна зимняя, другая летняя. Вот где клуб, там летняя. Это Ильинская была. И праздник здесь ильин день.
- А Михайловский придел где был?
- Это в той, которую разобрали. Она ведь красива была. Я помню здесь еще ее. И колокольня. Спасибо церкви этой. Мы школу-то топили. Дрова рубили. Ведь вся церковь-то на дрова пошла.
- Школу топили этими дровами?!
- Да, благодаря этой церкви мы выучились.


(Зап. в 1996 г. Л. Б. Фадеевой в д. Немнюга от Антроповой Тамары Павловны, 1929 г. р., урож. д. Немнюга; ЛАФ 1996: Т. 5. № 58.)
«Святые места в культурном ландшафте Пинежья». Автор: А. А. Иванова, В. Н. Калуцков, Л. В. Фадеева
ВКонтакте http://vk.com/na_severe - Александр Северный
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 90491
Стаж: 15 лет 6 месяцев 6 дней
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 102315 раз.
Поблагодарили: 24376 раз.

Сообщение Саша » 20 фев 2012, 22:25 » #532014

...
...... Народные поверья. Деревня Немнюга


О домовом

- Дедушко-то домовой давливает. Сын мой как-то спать повалился, и приснилась ему собака, и лицо грызет. Он завопил: «Мама! Мама!» - Я говорю, что с тобой, а он: «Вот, мне приснилось». Я ему: «Ничего, ничего, спи». Он лег, опеть то жы приснилось. А потом в лес поехали, его и сострелили, из-за девки. Вот какой плохой сон (Арх., Пин., Немнюга, 1984).

- На печи лежу, кабыть как лезет дедко. Лезет, на скамейку встал, на приступок встал, за эти места, за стебли* схватил меня, я реву, не могут зареветь в голос, потом вдруг все отвалилось - и все (Арх., Пин., Немнюга, 1984).

- Меня попросила Настя: «Подежурь в конторе, а я матерь встречу». Лежу я, сова прилетела и сидит, глядит в окошко. «Пошла, - говорю, - что тебе надоть? Ах ты, зеленоглазая, улетывай!» Она и полетела. Я спать повалилась. Лежу, в углу вдруг слышу: «Няу, няу». Вскочила: «Тебе чего нать? Я в ворота входила, разрешение просила переночевать, чего ты хочешь, не знаю». Я трухнула. Он два раз прорычал по-кошачьи да замолк. Дедка предвещает. Дак она, Настя, потом померла.

А еще вот. Иду я из дому, вижу, котанко ускочил, котан серый, хвост пушистый. Зашел на поветь, свернул, да и нет нигде. Я бабушке говорю, что котана-то видела. Она: «Куды котану, домовой то дедка!»
Дедушко-доможирушко выдавить может. Если заденешь - волосатой, в шерсти, так хорошо, пустой - так к лиху (Арх, Пин., Немнюга, 1984).

Баенник, обдериха

- Обдериха-то как кошка в байне появляется. Говорят, как первый раз ребенка в бане вымоешь, так обдериха завяжется. Нельзя по одному в баню ходить.

Родит женка, с ребенком в бане мылась, так кладет камешок и иконку, а то обдериха обменит, и унесет, и унесет и не найдется. А вместо ребенка окажется голик. А бывает, что и ребенок окажется, но он не такой, как все настоящие. Он всем лошадям и коровам заглядывает под задницу, да руку по локоть в рот запихивает. До пятнадцати лет живет, а потом куда-то девается (Арх., Пин., Немнюга, 1984).

- Обдерихой раньше малых пугали, мы край боялись. Как ребенок родится, его в бане вымоешь, так обдериха. Сколько вымыто, как родились, столько обдерих. Обдерихи кошками являлись. Одного мужика задрали, шкура вся задрана. А то говорят, что обдериха в бане только после сорокового ребенка появляется.

В баню-то с некрещеным младенцем не ходи, обдериха задерет.

В байну идешь, говоришь, просишься: «Баенна хотерка, баенна хозяйка, пусти нас помыться, погреться, пожариться, впариться». А как помылись, скажешь: «Байна хозяюшка, спасибо за парную байну. Тебе на строеньице, нам на здоровьице». После двенадцати в байну не ходя. Она ведь, обдериха-то, тожы хочет отдыхать, помыться хочет. Одна женщина мылась в бане после двенадцати, дак она ее за волосы вытащила (Арх,. Пин., Немнюга, 1984).

- В бане-то обдериха, пугало - обдериха. Расскажу про свою мать. Мылась она в бане, мы небольшими были. Нас отец мыл. Так мать всех ребят вынесет, потом сама будет мыться. А отец говорит: «Жонка, говорит, Наташка, я весь зажарел». А она: «Иди, кто меня съест!» Похвастала. Ушел он через дорогу дом-то. Слезла она с полка, слышит, в камнице - туда жар кидают - камешки постукивают. Как ухнет вся камница в печку. Она-то вся в мыле домой прибежала, до люльки добежала и упала тут. А завтра бабушка пошла, все на месте. Повиделось ей (Арх., Пин., Немнюга,. 1984).

- Вечеринку сидели ребята да девушки, говорили, что в одной бане обдериха живет, боялись. Парень один говорит: «Я схожу». Сказал запохвас. Ему говорят: «Слабо тебе». Он говорит: «Что слабо? Схожу! Запохвас!» - «А откуда мы узнаем, сходил ты или нет? Ты принеси камешек с каменицы». Камень-то меченый какой-то был. Надо в полночь идти. Сходил он, идет назад, бледный, как портно, камень несет. «Вот вам камень, а я домой пошел». А дома мать встречает, а он не пил, не ел, спать лег. «Огня, - говорит,- не зажигай». Вдруг что-то колотится у ворот. Мать пошла, посмотрела, вернулась и говорит: «Это тебя кака-то женщина спрашиват». Он говорит: «Да я не пойду» - «Да как не пойдешь?» - «Сама открывай, посмотришь, что будет! В сложные условия я попал». Приходит голая женщина: «Ваш сын обещался меня в замуж взять». - «Обещал, дак женись». - «Встретились мы с ним в бане. Он пришел, а я в ей восемнадцать лет живу. Я не обдериха, я дочка соседей, такая-то». - «Что говоришь-то! Они 17 лет младенца в люльке качают, он ест, спит, а не растет и не помирает». - «Оденьте меня. Если обещаете меня взять взамуж, то я не вернусь туда, а не обещаете, то вернусь. А дело так было. Мать меня принесла маленькую в баню помыть, «ставила одну, меня и унесли, а посадили голяка, вот он там и орет». Дали ей рубаху, сарафан, да зашли к соседям:«Зравствуйте!» А они говорят: «Что за женщина с вами?»А она подошла к люльке, взяла того за ножки да об порог стукнула, так и рассыпался голяк. Да женился парень на девушке той (Арх., Пин., Немнюга, 1984).

- В целой волости такой обычай был. Под Рождество, под Крещенье одна из девушек должна идти в байну, а там, сказывали, обдериха живет, и провести там ночь. Все девки убегали, зайдут да убегут. Дошла очередь до одной, умная девка, состоятельная. Нашиньгала льну, навтыкала прялки, пошла в баню на вечер. Говорит, только не подходите к бане, я хочу увидеть. Смелая девка была. В двенадцать часов петухи запоют, видения кончаются. Пошла она, зажгла свечу, сидит. Пряла, пряла, время далеко. Вдруг выходит, вся в волосах, ж говорит: «Девица, девица ты меня не боишься?»
- «Нет, чего мне бояться? Садись ко мне за прялку да говори, чего тебе нужно».
- «А ты чего делаешь?»
- «А пряду».
- «А чего прядешь?»
- «А лен».
- «А как его делают?»
- «Счас я тебе расскажу, только ты не перебивай».

Стала она рассказывать: «Вот сначала пашут, да пашут, да пашут, боронят да боронят. Потом его сеют, да сеют, да сеют. Потом он всходит да всходит, да всходит. Потом его смотрят, глядят, хороший когда будет. Потом он цвести начинает, цветет да цветет, цветки маленькие, голубые. Потом шишечки меленькие, желтенькие появляются. Это семена созрели. Теперь его можно рвать. Проверяют его, чтоб вовремя собрать. Потом его рвут, да рвут, да рвут, потом его броснут, на колодке, гребнем. Он будет чистый. А семя в мешки сыплют, да растолкут, тогда снова сеять можно. А лен в снопы вяжут, мочут снопы-те в речке, обмочат, да он потом три дня киснет в штабелях, потом на лугу расстилают, тонехонько. Это его белят. На одной стороне высохнет, на другую перевернут. Потом он высохнет, его в снопы свяжут, на преть везут, до осени оставят, до осени ветрят, на овине сушат, в бане. Потом на колодках колотят, чтоб мягкий был. В куклы завернут да опять сушат. Потом смонут на колодке, потом на трепалах шукша выделится, и потом его треплют. Отрепья будут. Потом его чешут да чешут, будут пачеси двойны. Пачеси получше да пачеси похуже. Счас прядут да шиньгают, да шиньгают, расщепляют по волоску по одному. Вот счас напряду, на мот намотаю, в пасма намотаю шестнадцать нитей, на мот шестнадцать пасм. Потом моты в корыте заварим, попарим, пополощем, повесим ветриться. Потом моты снимем, на вьюху поставим, на турачьи навьем. Кросна снуют на воробах. Навьем на сволок,. потом вдевают дощечку, привязывают к берду, а бердо надо обнитить». Вот она рассказывала, рассказывала да рассказывала, ночь-то и прошла, петухи пропели, обдерихе-то что делать, она поклонилась ей и пропала (Арх., Пин., Немнюга, 1984).

Шуликуны

- Чуликины-то, появляются за пять ден до Рождества. Шум стоит, чиликуны понаехали. Головы востры, жопы пестры. Да скажут, на коже-то, на коже чиликуны-те едут. У них глаза светят, зубы светят, они в ступе летают и шапки у них остры, долги-те шапки у них. Во Святки выезжают, во Святки прясть нельзя, чуликуны придут, веретен тебе много принесут; Они в реке живут и сами уедут накануне Крещенья.

Детей пугали, говорили в Игнатьев день, что чиликуны из проруби вышли. Приедут, спустят в прорубь. Говорили, что у них на голове мешок.

Девчонки ходят слушать на росстань, возьмут овчину, обязательно с хвостом, положат на три дороги, захватятся мизинцами, зачурятся. А им говорят: «Вас чиликуны утащат в прорубь».

На Святки на реку с крестным ходом ходят, а потом говорят, теперь всех шуликунов в речке, в Ердане потопили, некого бояться (Арх., Пин., Немнюга, 1984).

- В Кевроле дом провалился. Там вечеринка была, они в дом зашли, у их во рту как огонь, зубы-те светят, они заплясали, и дом пошел в землю (Арх., Пин., Немнюга, 1984).

Полудницы
- Полудницы раньше были, окна потому закрывали в самую жаркую пору. А то полудница поймает человека, до смерти защекотит (Арх., Пин., Немнюга, 1984).

- Полудницы раньше были, где как рожь длинна. Она во ржах живет и выходит в жаркую пору, ставни потому запирали. Говоря, они волосатые, кто видел, боялись, они щекотали, защекотят до смерти. От шестого июля до девятнадцатого не купаются, не стираются, потому что, говорят, полудницы ходят, да в окошко глядели. До полдня жнут, а с полдня закрываются ставнями, а то полудница защекотит (Арх., Пин., Немнюга, 1984).

Гадание, колдуны

- Если спортят скотину, так находили человека, который может отвести. Он ладит, лечит. В деревне был один мужчина. Никто не может отвести корову на бойню, а он поглядит - и пойдет. Он малоумной был. Его звали Оля-дева. Голос-то у его женский был. Так он платок оденя да пел с женщинами. Может и спортить и наладить (Арх., Пин., Немнюга, 1984).

- Шла я как-то к празднику, да у Марьи спрашиваю: «Ты идёшь?». А она: «Мни не к празднику итти, а глаза завязать». Вечером пришла домой, Кольки (сына) нет. Не сидится», пошла к мужниной сестре. Потом Колька пришел, уж совсем поздно, и рассказывает, был на поле, а в лесу како поле? А он говорит, на поле ходят коровы, все выслежено, темно кругом и только один огонечек горит. Ой, по мни мороз! Я ему говорю: «Ты зашел да постучался бы». Я колотился, да она не открыла, а кто она - не знаю. Потом пришел к Кевролу, об дерево сломал лыжу. К школе подошел, постоял, потом решил, домой пойду. Так и шел на одной лыже. Дошел до лесу, думат, пойду к дяде Павлу. Пришел в Киглохту, смотрит, на лавке баба-покойник лежит. Повиделось, говорит. Ой, по мни мороз! Домой пришел потом. Во как ходил, из-за той все бродил, что глаза-то, говорит, завяжу (Арх,, Пин., Немнюга, 1984).

- Икоты садили. Мой дядя не сшил Андрею Антоновичу сапоги, и Андрей посадил жене его икоту. Она шла, коров гонила, да к ней муха в рот залетела, а дома сажа налетела, а она заревела, закаталась. Вызвали тут урядннка, а она говорит: «Вы бы позвали Андреюшко голубанушко, хоть бы привели его». Вот ведут его да что-то разговаривают. Да она как бросилась ему в ноги: «Ох, Андреюшко, голубанушко!» Не знаю, что он сделал. А как он умирал, говорят, он никак не мог в больнице умереть, умер в пошевнях (Арх., Пин., Немнюга, 1984).
ВКонтакте http://vk.com/na_severe - Александр Северный
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 90491
Стаж: 15 лет 6 месяцев 6 дней
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 102315 раз.
Поблагодарили: 24376 раз.

Сообщение Маха » 21 фев 2012, 10:48 » #532128

Саша
Крест и неспокойные места. Деревня Немнюга.
Часто бываю в тех местах, про обетные кресты знаю такую историю. Их устанавливали там, где человек пропадал, в надежде его найти (в лесу или у реки). По словам людей, с которыми общался, в 90-х годах такой крест помог найти одного человека, об остальных только память в кресте.
О домовом
Про домового тоже слышал, есть про него свои поверья, при случае расскажу. Но к нему там большое уважение.
Обдериха
Есть поверие и о ней, когда там бываю, в баню после 24.00 (12 ночи) сам не хожу, да и хозяева не пустят. В старых банях (в тех местах) много особенностей, вот только некрещеных младенцев, все же носили мыться днем, но с особым крестом (самому не удалось увидать данный крест), без него, правда, в баню с некрещеным младенцем не шли.
Шуликуны
Историю слышал, что «В Кевроле дом провалился. Там вечеринка была, они в дом зашли, у их во рту как огонь, зубы-те светят, они заплясали, и дом пошел в землю (Арх., Пин., Немнюга, 1984)».
Да провалился, но там есть особенность, на поверхность выходит карстовая плита, в которой могут образовываться провалы (проломы, промои). Именно в такой провал (пролом, промой) и угадил дом, вернее над ним был поставлен (место вроде Богатка называлось, но это в Кевроле было). А теперь там река, протока Пинеги, Кевролка.
Гадание, колдуны
«Его звали Оля-дева. Голос-то у его женский был. Так он платок оденя да пел с женщинами.»
Был такой человек и голос тонкий женский, были у него способности или нет, утверждать не буду, но коров к нему водили, какая заболеет или проблемы, многим помогал, и люди верили, да и сейчас верят.
Аватара пользователя

Маха
Спец 2-го класса

 
Сообщения: 256
Стаж: 11 лет 5 месяцев 15 дней
Благодарил (а): 2 раз.
Поблагодарили: 10 раз.

Сообщение Саша » 27 фев 2012, 10:31 » #536463

Маха писал(а):Обдериха

Сейчас с Сояны вернулся. Мне сказали, что "спасибо" за истопленную баню и мытье в ней, хозяевам не говорят. Только "спасибо", когда тебе скажут с "Легким паром". Интересно, с чем это связано?
ВКонтакте http://vk.com/na_severe - Александр Северный
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 90491
Стаж: 15 лет 6 месяцев 6 дней
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 102315 раз.
Поблагодарили: 24376 раз.

Сообщение Маха » 27 фев 2012, 17:27 » #536653

Саша
Не знаю, как правильно объяснить, но суть в следующем. В бане благодаришь, за пар и мытье ее хозяев – баенного (банного), а когда в дом зайдешь, то хозяева скажут: «С легким паром» это уже после мытья (два разных хозяина). Примерно так, после 8 марта уточню этот вопрос, и все подробно сообщу (туда собираюсь). А вот в Сояне может и не так, это Мезенский район. :thank
Аватара пользователя

Маха
Спец 2-го класса

 
Сообщения: 256
Стаж: 11 лет 5 месяцев 15 дней
Благодарил (а): 2 раз.
Поблагодарили: 10 раз.

Сообщение Саша » 01 мар 2012, 08:29 » #538798

... Люди. Деревня Немнюга

... Палладия Дорофеевна Патрикеева

Сказка Палладии Дорофеевны Патрикеевой

Все сказки записаны в деревне Немнюга от Палладии Дорофеевны Патрикеевой, 64 лет.

Патрикеева — глава крепкой середняцкой семьи. Несмотря на присутствие в доме женатого сына, человека средних лет, хозяйственного и положительного, и невестки, старуха занимает в семье первое место и считается хозяйкой. Объясняется это как ее незаурядным умом и властным характером, так главным образом тем, что она является добытчиком в доме и экономически семья в значительной степени зависит от ее заработка. Палладия Дорофеевна «ладит» в бане, помогает при родах, заговаривает. Поветь ее полна засушенных лекарственных растений, голова заговорами. При этом она резко отмежевывается от обычных знахарей и колдунов. Она считает, что голое слово мало помогает, а «надо бы с травкой, да чтобы в пору собрана была». С большим интересом расспрашивает она о методах городского лечения, о целебных свойствах незнакомых ей растений, узнает, как лечит в волости фельдшер. Славится она, главным образом, как искусная массажистка. Люди к ней идут охотно, хотя она и несколько сурова с ними. Так, например, очень распространенную на Пинеге болезнь «икоту» (истерию) она считает притворством и не берется ее лечить. «Это бабы так делают, чтобы мужья уважали, не били и работой не давили».

Разговаривая с этой умной, рассудительной старухой, свысока и скептически смотрящей на своих односельчан, находишь странной ее веру в нечисть, бесов, леших, но знание «нечисти» есть необходимый атрибут ее ремесла: оно помогает ей конкурировать с другими знахарками. Она так же, как и те, «знает дело, да еще прибавляет настой из трав». Может быть, одни травы не имели бы такого успеха. Возможно, что поэтому репертуар Патрикеевой состоит сплошь из бывалыцины о леших, о мертвецах и т. д.

Бывалыцина. Только первая сказка Патрикеевой, хотя и названная ею также «бывальщина», является международно-распространенным сюжетом. Особенно известный в романских странах, он обработан даже Боккачио в его «Декамероне» (см. Созонович, «К вопросу о западном влиянии на славянскую и русскую литературу», стр. 47).

На русской почве однако нам известен только один еще вариант, записанный Шахматовым в бывшей Олонецкой губернии.
ВКонтакте http://vk.com/na_severe - Александр Северный
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 90491
Стаж: 15 лет 6 месяцев 6 дней
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 102315 раз.
Поблагодарили: 24376 раз.

Сообщение Саша » 01 мар 2012, 08:30 » #538800

... Нина Александровна Нетесова. Деревня Немнюга



Родилась 22 июня 1946 года в д. Немнюга Пинежского района Архангельской области. В 1-й класс поступила в 1953 году в Немнюжскую начальную школу. С 1957 по 1960 год училась в Сылогской семилетней школе. Среднее образование получила в Карпогорской средней школе, закончив ее в 1963 году.

С 1963 по 1967гг.- студентка Архангельского Государственного педагогического института, историко-филологического факультета. По направлению РОНО приехала работать в Шотогорскую восьмилетнюю школу. С 1968 по 1971гг. преподавала русский язык и литературу в Кеврольской восьмилетней школе. С 1971 года работает в Ваймушской основной школе.

Много лет учитель давала лекции в ИППК. В 2004 году вышел ее поэтический сборник «Бессоница». Человек увлеченный, творческий, готовый всегда придти на помощь.
http://pinimc.narod.ru/kniga/kniga.htm
ВКонтакте http://vk.com/na_severe - Александр Северный
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 90491
Стаж: 15 лет 6 месяцев 6 дней
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 102315 раз.
Поблагодарили: 24376 раз.

Пред.След.


Вернуться в Пинежский район

Яндекс.Метрика