... История. Деревня Немнюга Деревня Немнюга существовала уже в 1471-м году, когда перешла из-под власти Новгорода под власть Москвы вместе с другими новгородскими владениями в этой местности: Чаколой, Пинежкой, Выей, Сурой поганой, Кевролой, Перемским погостом, Пильегорами — по р. Пинеге; Мезенью и Немнюгой (автор полагает, что последняя вероятнее на р. Немнюге, притоке р. Кулоя, чем на р. Немнюге, притоке р. Пинеги, хотя поселения с таким наименованием на реке Немнюге, притоке реки Кулой, нет. Вот на реке Немнюге притоке реки Пинега есть).
Деревня Немнюга являлась центром Чуди:
"...он приводит из Списков места расселения русских или отдельно или в смешении с корелами и чудью: “По этим указаниям чудь в смешении с русскими живёт; в Холмогорском уезде: в первом стане по берегам р.Двины и частию по рр.Бояр-Курьи и Куростровки, в деревнях: Аниной горе, Рогачевской, Тихановской, Матвеевской, Перхуровской, Петровской, Даниловской, Косковской, Трехновской, Боярской, Андриановской, и селах Верхнематигорском, Емецком; во втором стане, по следующим рекам: по р.Емце, в деревнях: Шильцовой, Кожевской горе, Хвосты, Корчевской, Юрсобицкой, Горончаровской, Сухаревой, Заполье и Осередской; по р.Северной Двине, в деревнях: Андриановской, Березник, Заозерской, Филипповской, Пердуновской, Карзевской, Теребихе, Ощеповой, Горке, Терентьевой и Нижнем Конце, а также частично по р.Ваймуге и при озере Кульмине в деревнях: Бросачевской, Кульминовской, Кязмежской. В Пинежском уезде по рр.Немнюге и Пинеге в деревнях: Верхнеконской и Валтегорской”.
После этого в Списках сделано добавление: “В Холмогорском уезде, впрочем, замечена по спискам приходских священников, Чудь, живущая отдельными селениями, вниз по течению Бояр-Курьи, в деревнях Анцифировской, Расходовской, Березинской, Обуховской, Нижнематигорской, Демидовской, Тюмшенской 1 и 2”..."
Из книги «Тайны земли Холмогорской» Нина Гринбанд
http://www.proza.ru/2011/02/23/1477История Воскресенско-Кеврольского прихода.
"...Кевроло-Воскресенский приход
Архангельская губерния - Пинежский уезд
Современное местоположение: Пинежский р., Архангельская обл.
История прихода
Приход располагался по берегам р. Немнюги (правый приток р. Пинеги). Одна часть прихода занимала гористую местность и включала в себя 6 деревень, имевших общие названия Немнюга и Большой Погост. Другая часть прихода занимала в низменной луговой местности, где располагались еще 6 деревень под общим названием Киглохта. Приходские храмы находились в с. Немнюжском (Кевроле)..."
Кеврольский монастырь.
Кеврольский Воскресенский монастырь, находился в Пинежском уезде Архангельской губернии, в 80 верстах от города Пинеги вверх по реке Пинеге при впадении притока р. Немнюги. Современное местоположение: МО «Кеврольское», Пинежский р-он, Архангельская обл.
Кеврола впервые упоминается в грамоте новгородского князя Святослава в 1137 году. Здесь был центр распространения христианства во всем Заволочье. Кевроль, большой по тем понятиям город, был окружен, как крепость, мощным валом и такой же длины рвом, соединявшимся с рекой; плывшие по ней ладьи причаливали к бревенчатой пристани - кеврольцы вели разнообразную торговлю. Кеврола была резиденцией Пинежских и Мезенских воевод и административным центром для всего Пинежского округа.
Древняя Кеврола находилась на месте с. Немнюжское (Немнюга). В 1616 г. был выделен Кеврольский уезд. В Кевроле находились, кроме воеводского, земский и кружечный дворы. В 1769 г. в ней было два храма, колокольня, дом воеводы, питейный двор и несколько десятков крестьянских и солдатских дворов. В 1780 г. Кеврола была переименована в Кеврольско-Воскресенский погост, воеводство упразднено, а центром уезда стала Пинега.
В 1624-26 годах воеводой в Кевроле был боярин царя Михаила Федоровича, окольничий Прокофий Федорович Соковнин, отец Феодосии Морозовой («Боярыня Морозова»). На средства кеврольского воеводы Афанасия Пашкова в 1649 году был основан монастырь святого Артемия Веркольского. Воеводе Мине Петровичу Хомутову царь Пётр I поручил наблюдать за сосланным в пределы его наместничества князем Василием Васильевичем Голицыным, фаворитом царевны Софьи Алексеевны. В 1684 году в Кевроль воеводой был поставлен стольник Фёдор Иванович Веригин, известный тем, что основал на теперешнем месте г. Тюмень.
Монастырь основан в XIV в. иноками Усть-Сысольской Троицкой пустыни, которые продвигались с на север от зырянских земель просвещая Светом Христовым местные языческие племена. Кеврольский монастырь также стал миссионерским центром для просвещения еще не крещенных народов и духовного окормления русских поселян по реке Пинеги и всего Пинежского уезда. В писцовой книге 1623 года есть такая запись: "На Немнюге церковь Воскресение, церковь Благовещение, предел Георгия, теплая церковь Ильи, келья игумена Варлаама (в них 5 старцев), 9 келий (в них 20 стариц). Значит, монастырь был мужским и женским. Какое то время такие монастыри существовали в истории нашей Русской Церкви.
В синодике 1642 г. сохранились имена нескольких настоятелей монастыря: Кассиан схимник; Дионисий; Иона; Киприан схимник; Иринарх; Иона; Адриан; Матфей схимник; Варлаам схимник (упом. в актах от 1585 г. до 1603 г., от него Юрольский священник Мирон получил Владимирскую икону Божией Матери, хранившуюся затем в Красногорском монастыре).
Кроме игумена Варлаама, более подробно известно еще о двух настоятелях и их имена связаны с житием св. Сергия Малопинежского. Так, игумен Матвей (мирское имя Маркиан Стефанович Неклюдов) происходил из "митрополичьих и десятильничных новгородских боярских детей". Образованный человек. Бежал от смуты из Новгорода и поселился в Малой Пинежке. Женившись на девице Апполинарии, он становится сначала пресвитером в Сурском приходе.
В 1493 году у них родился сын Симеон, ставший преподобным Сергием Малопинежским.
Примерно в 1550 году Марианн Стефанович принимает схиму и становится настоятелем Кевроло-Воскресенского монастыря. Стали его звать игуменом Матфеем. Жена его Апполинария приняла постриг под именем Пелагеи.
А сын Симеон в 30 лет был поставлен пресвитером в новоустроенным в Малопинежской волости церквам - Преображенской и Георгиевской. Прослужил в них 62 года. Прожил 92 года. Симеон "взором кроток, тих хождением, умилен видом, чист помыслом, милостив к нищим:"
За год до смерти 16 ноября 1595 года он принял схиму с именем Сергия. Обряд совершает игумен Кевроло-Воскресенского монастыря Иринарх, ставший настоятелем в 1584 году.
Умер преподобный Сергий в 1596 году, и от могилы его стали совершаться исцеления.
В XVII в. монастырь постродал от пожара и был преобразован в Кевроло-Воскресенский приход. Это послужило возрастанию возрастанию основанных в первой половине XVII века Веркольского и Красногорского монастырей. В описной книге 1687 г., составленной десятским священником Кевроло-Воскресенского прихода Василием Антониевым по распоряжению архиепископа Афанасия, указывалось, что были в Кевроле: холодная церковь Воскресения Христова, холодная церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы с приделом прор. Илии и теплая церковь Афанасия и Кирилла Александрийских, причем эти церкви не были первыми. По этой описной книге происходила передача церквей и церковной казны от прежних приказчиков Димитрия Трифонова и Моисея Маркова священнику Кевроло-Воскресенского прихода Софронию Маркову и приказчику Лудиму Моисееву Щепоткину. Церкви Воскресения Христова и Афанасия и Кирилла Александрийских сгорели от молнии, первая - в 1708 г., вторая неизвестно когда. Церковь Афанасия и Кирилла Александрийских не возобновляли.
Новая Воскресенская церковь, холодная, с большой трапезой, построена в 1710 г., освящена в 1712 г. Престолы: Воскресения Христова, освящен в 1712 г., в трапезе с южной стороны - во имя Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных, освящен 9.11.1796, в трапезе с северной стороны - во имя прор. Илии, освящен 19.7.1710. В Михаило-Архангельском приделе по левую сторону от царских врат хранилась древняя икона Божией Матери Одигитрия, надпись на которой гласила о том, что икона была написана при великом князе Димитрии Иоанновиче в 6874 г. от создания мира (1366 г.) в 9 день марта.
Вместо Благовещенской церкви, существовавшей в 1687 г., в 1729 г. была построена новая церковь, которая в свою очередь была перестроена и освящена 17 февраля 1894.
Ныне мало что напоминает здесь о бурном прошлом этих мест. Разве что перестроенная Благовещенская церковь и следы от основания громадного Воскресенского храма - все, что осталось от величественного ансамбля в околе Большой Погост.
Немнюга. Воскресенская церковь 1710г
Сылки.
- Кевроло-Воскресенский приход.// Православные приходы и монастыри Севера.
- Н. НЕТЕСОВА. Деревенька моя.
- Л. МЕЛЬНИЦКАЯ. Древнейший город Кевроль.Воскресенская церковь, 1712 (?) г.
- 323.jpg_w400.jpg (26.92 КБ) Просмотров: 3042
- 423.jpg_w400.jpg (44.85 КБ) Просмотров: 3042
«Стоит близ с. Немнюга на р. Пинеге. Симметрия общей композиции нарушается приделом, покрытие которого повторяет покрытие центрального объёма. Церковь поставлена на стульях из отрезков бревен, достигающих 1 м в диаметре. Высота церкви около 34 м. В церкви старый иконостас с прекрасными резными царскими вратами, завершающимися резными изображениями ангелов и рядом древних (возможно, 14 в. икон). Отдельно стоящая колокольня, вероятно, не одновременна с церковью и может быть отнесена ко второй половине 18 в.»
Утрачена в 1930-х.
Интерьер церкви Воскресения Христова Кевроло-Воскресенского прихода Архангельской губернии Пинежского уезда. 3 фотографии, наклеенные на паспарту. Б.м., 1909.
Село Малая Немнюга, Пинежский район Архангельской области.
- 85.jpg_w4001.jpg (19.45 КБ) Просмотров: 3042
Воскресенская церковь, 1643 г.
«Церковь является одной из древнейших шатровых церквей, построенных восьмертком на четверике и отличается приземистыми пропорциями и покрытием прирубов прямоскатными кровлями с полицами».
Сгорела.
... Версия возникновение Кевролы на левом берегу Пинеги. Деревня Немнюга Возможна версия произошедшего. В период войны Москвы и Новгорода за обладание пинежской землей была разрушена крепость новгородцев, находившаяся под деревней Ваймуша на правом берегу реки Пинеги. Напротив этого места Москва возвела свою крепость Кевроль на левом берегу реки Пинеги. Предполагается, что чудь притесняемая новгородцами перешла на сторону Москвы и размещение крепости в чудской местности было наиболее благоприятно. В тоже время не утрачивался контроль над правобережным районом "Ваймушей" симпатизирующей новгородцам.
http://sanatatur.ru/forum/viewtopic.php?f=119&t=6968&p=366264#p366264... Столица Пинежья была на Немнюге В одном из недавних номеров газеты "Пинежье" была опубликована интересная и познавательная статья о Кевроле "Первая столица Пинежья". Позвольте мне, основываясь на документах, донести до всех читателей газеты информацию об истории нашего района и о том, где на самом деле находилась наша первая столица.
Первая столица края - город Кевроль - не одно и то же, что современная Кеврола. Город Кевроль находился на Немнюге. В ХIХ веке этот факт не вызывал сомнений. Хотя два прихода имели почти одинаковые названия: Кевроло-Воскресенский - на Немнюге и Кевроло-Троицкий - на Пинеге.
В "Кратком историческом описании приходов и церквей Архангельской губернии" за 1895 год указывалось: "Погост же Кевроло-Воскресенский был резиденцией Пинежских и Мезенских воевод и административным центром всего Пинежского округа:". Известно также, что церковный приход административного центра являлся соборным, то есть главным приходом края.
Так было и с Пинежским приходом. Когда административным центром Пинежья стал город Пинега, автоматически и приход стал соборным. А до 1768 года именно Воскресенская церковь Кевроло-Воскресенского прихода была соборной. Следовательно, и административный центр находился на Немнюге. О расположении древнего города на Немнюге свидетельствовали и устные предания пинежан.
Вопрос о местонахождении древнего центра края возник в 1996 году. Журналист В. Страхов на страницах "Пинежской правды" утверждал, что Кевроль находился на Щелье. Свои выводы Виктор Евгеньевич основывал на статье Н. Сластихина 1915 года. В 1971 году в полемику со Страховым вступил М. Мильчик. В книге "По Пинеге и Мезени" он подтверждал правильность устных преданий и утверждал, что центр Кеврольского воеводства Кевроль-город находился на месте околка Большой Погост нынешней Немнюги. В качестве доказательств автор приводил топонимы села: "Воеводский косик", пустоши "Стрельчиха" и "Слобода", поле "Казниха".
В 1986 году в Немнюге проводили раскопки представители сразу трех научных центров. Цель этих экспедиций была подтвердить или опровергнуть предположения и гипотезу Мильчика. Раскопки проводили на территории Большого Погоста. Были найдены фрагменты керамики, в том числе и "городской", а также слюдяная оконница - прямое доказательство существования когда-то на этом месте древнего города.
И топонимы села, и археологические находки, и документы, и устные предания доказывают, что древний Кевроль - первая столица края - находился на территории околка Большой Погост современного села Немнюга.
Татьяна КУЗНЕЦОВА, заведующая Пинежским филиалом Архангельского областного краеведческого музея.
Пинежье,30 августа 2007, Татьяна КУЗНЕЦОВА
http://www.arhpress.ru/pinega/2007/8/30/18.shtml