Олёна » 25 фев 2015, 20:37 » #1294150
вот Опарин Дмитрий Анатольевич, август-сентябрь 2006 г.написал-Деревня Немнюга.
sites/default/files/MSU-ADE/td/…
Древняя пинежская деревня располагается на озере Немнюга. Деревня состоит их нескольких околков – Хрипуново, Филино, Усть-Немнюга, Рубцово, Богданово.
В деревне сохранилось большое количество деревянных построек конца XIX и начала XX вв. – поветь с сохранившимся взвозом, богатые и бедные крестьянские дома, многочисленные амбары, старая школа, церковь, переделанная в 30-е годы в клуб. К сожалению, в деревне не сохранилась другая деревянная церковь – она была полностью разрушена в 30-е годы. Но в доме у Верещагина Владимира Михайловича на стене висит изображение утраченной постройки.
Самым старым из сохранившихся сооружений деревни является огромный дом Михаила Алексеевича Рубцова, построенный в 1858 году. Примечательно, что свесы кровли этого дома расписаны в «шашку» белым, красным и черным цветами. Домовые росписи в Пинежье встречаются крайне редко.
I. Ольга Михайловна Туголукова.
Моим первым информатором была женщина 50-60 лет, которую я встретил на переправе через р. Пинегу. О.М. Туголукова работает пекарем в с. Карпогоры. Родом она из Немнюги, но уже длительное время не живет в своей деревне. Ольга Михайловна обладает одной из самых легендарных и древних фамилий Пинежья. Многие говорили мне о средневековом происхождении фамилии: в XII веке новгородские предки современных Туголуковых в борьбе с финно-угорским племенем чудь проявили особую доблесть при перестрелке через р. Пинегу в районе древнего Кевроль города (нынешняя деревня Кеврола).
В основном О.М. Туголукова рассказывала о современном состоянии деревни.
Скот.
В настоящее время в Немнюге насчитывается около 12 голов коров. Их пасут по очереди частники, т.к. пастуха в деревне нет. В советское время коров насчитывалось до 300 голов.
Сходы.
До сих пор организовываются общедеревенские сходы, на которых решаются хозяйственные вопросы. Последнее собрание жителей деревни состоялось совсем недавно. На сходе было решено установить колонку для воды.
Взаимопомощь.
Особую сплоченность и единение жители деревни проявляют во время пожаров. Крестьяне организованно выстраиваются в вереницу и ведрами передают воду из озера Немнюга. Особое удивление у О.М. вызывает поведение жителей соседнего села Карпогоры при пожаре: «Люди смотрят на происходящее как на картину, они не помогают, а ждут пожарников».
Праздники.
Престольный праздник – Ильин день (2 августа).
Помимо Ильина дня немнюжане выделяют Михайлов день (21 ноября).
II. Верещагин Владимир Михайлович, г.р. – 1936, место рождения – д. Немнюга.
В.М. Верещагин всю свою жизнь прожил в деревне Немнюга. Из-за детской травмы (в трёхлетнем возрасте при неосторожной игре с палочками Верещагин ослеп на одни глаз) В.М. не служил в армии.
Председатели.
С 1938-1939 года председателем колхоза «Красный пахарь» был Арсентьев Михаил.
Отец В.М. Верещагина Михаил Ефимович Верещагин до войны работал председателем колхоза «Красный пахарь» с 1939 по 1941 года. Многие жители д. Немнюга и соседней д. Киглохта уважают М.Е. Верещагина, считают его справедливым и мудрым председателем. В 1939 году М.Е. Верещагин был отправлен на сельскохозяйственную выставку на ВДНХ. В 1941 году М.Е. Верещагина забрали на фронт. В.М. Верещагин помнит пышные рекрутские проводы, плач жонок. М.Е. Верещаги донес сына до реки, а дальше вместе с другими призывниками был посажен на лодку. «До сих пор воюет», - сказал В.М. Его отец считается без вести пропавшим.
Бригады.
В 30-е годы в д. Немнюга существовало 4 бригады, которые объединялись по территориальному признаку. В.М. Верещагин работал бригадиром долгое время - 1959-1974 гг. Как бригадиру ему была выделена добротная лошадь, на которой в день свадьбы В.М. Верещагин забирал невесту из отеческого дома.
Ремонтные работы.
При необходимости починить мосты, дороги, гати председатель выделял из колхоза крестьян, которым за их работу платили трудодни.
Трудодни.
Норма - 360 трудодней.
Репрессии. Военное время.
1) Пьяниц и лентяев высылали из деревни. Но норму трудодней выполняли практически все.
2) Часто мать не могла прокормить своих детей, в особенности в военное время. Тогда дети ходили по деревне и просили в домах еду. В.М. Верещагин отмечает, что все всегда пытались помочь сиротам, у которых на войне погиб отец и которые часто голодали. Дети заходили в дом и обязательно крестились, после этого хозяин или хозяйка давали им какую-нибудь еду.
3) В.М. Верещагин рассказал об Анне Власовой, жительнице д. Немнюга, нащипавшей с колхозного поля колосков. Анна Власова была немедленно арестована.
Пастух.
В.М. Верещагин некоторое время работал в колхозе пастухом. Пастух, как и остальные колхозники, зарабатывал трудодни. Верещагину удавалось получать до 500-600 трудодней. За хорошую работу пастуху давали премию, чаще всего деньгами. Один раз Верещагин получил в личное пользование теленка.
Колхозное хозяйство.
В колхозе до войны было:
1) 200 голов коров.
2) 4 конюшни (120 лошадей); каждая бригада имела свою конюшню.
3) на полях выращивали рожь и жито (ячмень).
Нерусские народы.
1) поляки.
В д. Немнюга в войну сослали несколько польских семей. Верещагин отмечает, что поляки были работящими и трудолюбивыми людьми, пользовались в деревне уважением.
2) ненцы.
Раньше ненцы приезжали в деревню зимой с Мезени. В Немнюге они торговал рыбой (кита, красная рыба), шапками-самоедками. Ненцы любили курить трубку, а деревенские ребята давали им понюхать табаку. Верещагин вспоминает, что, понюхав табаку, ненцы говорили: «Табаку понюхал – женщину хош». Ненцы катали деревенских ребятишек на оленях: «Мы то олешек не видали. А тут олешки. Весело было».
Деревня Киглохта.
Деревня Киглохта находится примерно в 5 километрах от д. Немнюга (между Немнюгой и Кевролой). На финно-угорском «лохта», «лахта» - залив. Киглохта располагается у разливающегося весной озера Немнюга, переходящего местами в болото.
III. Кобылин Анатолий Васильевич, год рождения – 1928, место рождения – д. Киглохта.
1)С рождения до самой старости жил в деревне Киглохта. В данный момент в Киглохту приезжает лишь на лето, а остальное время проживает в Архангельске. Живет в большом доме конца XIX века.
2) А.В. Кобылин происходит из раскулаченной семьи. К Советской власти Кобылин относится крайне отрицательно. Он постоянно говорит о страшной бедности в 30-50 гг., о былой высокоразвитой и богатой культуре Русского Севера, которая была разрушена большевиками.
Сходы. Колхозное устройство.
1) По словам А.В. Кобылина, никаких крестьянских собраний в деревне в довоенное время не было. Все решения председатель принимал единолично.
2) Деревни Киглохта и Немнюга в период укрупнения (послевоенное время) были объединены в одни колхоз «Красный пахарь», насчитывающий 6 бригад (4 в Немнюге, 2 в Киглохте). Киглохта разбита на 2 околка, в каждом из которых была своя бригада.
Трудодни.
«Сколько отработаешь трудодней, столько и получишь с/х продукции». В основном за трудодни колхозники получали продукты, на много реже деньги.
Колхозное хозяйство. Личное хозяйство.
1) лошадей в личном пользовании держать было нельзя.
2) все общинные земли колхоз забрал себе.
3) в личное пользование колхоз выделял 15-18 соток земли. Размер земли, отдаваемой в личное пользование, вызывал у А.В. Кобылина особое возмущение.
Пастух.
1) колхоз нанимал пастуха, которому за его работу платили трудодни.
2) в Киглохте было 20 голов.
Налог.
По словам Кобылина, налоги были страшными, особенно в военное время. Колхозники сдавали молоко, яйца (компенсировали молоком), мясо (40 кг), шерсть.
Репрессии. Военное время.
1) отец – участник трех войн (Русско-японская, 1914 год, Гражданская война). В Гражданскую войну, как и большинство крестьян, воевал как на стороне белых, так и на стороне красных.
2) мать – Ушакова; занималась ткачеством, выращивала коноплю. Ушакова была из деревни Немнюга. По словам Кобылина, весь род Ушаковых в 30-е гг. был репрессирован.
3) его деда (в возрасте 83 лет) как кулака посадили в тюрьму.
4) Кобылин рассказывал о том, как в Гражданскую войну большевики зверски забили плетьми карпогорского купца Щепоткина Григория Степановича. Здание, в котором находилась его лавка, сохранилось до сих пор. Кобылин А.В. уважал Щепоткина за его бескорыстность и стремление помочь крестьянам (он выбрасывал с торгового парохода, который шел по Пинеге, хлеб крестьянам на берег).
Нерусские народы.
1) ссыльные поляки (Бурчак, Млечко)
Поляки отличались особой образованностью, трудолюбием и интеллигентностью.
2) ненцы.
До революции приезжали торговать – шапки-самоедки, рыба.
- За это сообщение автора Олёна поблагодарили: 2
- Саша (30 ноя 2015, 15:14), ноа (26 мар 2015, 12:40)