Шотова деревня

Модератор: minaich

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Сообщение Саша » 30 ноя 1999, 00:00 » #489850

...
... Село Шотова

... Административное деление. Село (деревня) Шотова

Село (деревня) Шотова входит в состав муниципального образования «сельское поселение Карпогорское»

Центром муниципального образования «сельское поселение Карпогорское» является Карпогоры (село).

Населенные пункты

В состав поселения включено населенных пунктов - 7:
Карпогоры (село)
Айнова (деревня)
Ваймуша (деревня)
Марьина (деревня)
Церкова (деревня)
Шардонемь (деревня)
Шотова (деревня)

Село (деревня) Шотова расположена в семи километрах на юго-запад от села Карпогоры.

... Население. Село (деревня) Шотова

По состоянию на 2009 год население деревни сотавляет 542 чел., в том числе пенсионеров 140.

... Топокарты. Село (деревня) Шотова

5-ти километровка Село (деревня Шотова)

001m--p37_38-(Шотова).jpg


Километровка Село (деревня Шотова)

100k--p38-005_006-(Карпогоры-Ваймуша).jpg


... Исторические карты. Село (деревня) Шотова

Пинежский уезд. Шетогорская

пинежский-уезд-(часть).jpg


Карта 1824 года. Шатогорский погост

часть-карты-1824-г.jpg


33154945.jpg


49925183.jpg
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97221
Стаж: 17 лет 10 месяцев 22 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122472 раз.
Поблагодарили: 27914 раз.

Сообщение саня29 » 18 дек 2011, 11:49 » #488104

Нашел фильм на канале Культура о деревне и храме.

http://www.tvkultura.ru/issue.html?id=116658

phpBB [video]

За это сообщение автора саня29 поблагодарил:
Алексей 87 (10 окт 2014, 12:20)
Рейтинг: 1.3%
 
Аватара пользователя

саня29
Вождь

 
Сообщения: 16247
Стаж: 16 лет 3 месяца 14 дней
Откуда: СЕВЕРОДВИНСК
Благодарил (а): 4092 раз.
Поблагодарили: 3009 раз.

Сообщение саня29 » 18 дек 2011, 11:51 » #488105

Расположение Шотова.
http://maps.google.ru/maps?client=opera ... CB4Q8gEwAA

Деревня Шотово Пинежского района Архангельской области еще сто лет назад была одной из самых богатых в округе - заливные луга, леса, богатые ягодами и грибами, добротные двухэтажные деревянные дома, поля и река Пинега. В центре деревни на высокой Шотовой горе стоял каменный красавец-храм, освященный Иоанном Кронштадтским. Потом пришли другие времена… Храм закрыли. В начале XXI века жители деревни по собственной инициативе и собственными силами начали восстанавливать его, пытаясь вернуть не только былую красоту, но и восстановить единый центр деревни.
Аватара пользователя

саня29
Вождь

 
Сообщения: 16247
Стаж: 16 лет 3 месяца 14 дней
Откуда: СЕВЕРОДВИНСК
Благодарил (а): 4092 раз.
Поблагодарили: 3009 раз.

Сообщение Саша » 19 дек 2011, 08:30 » #488636

саня29
Великолепный фильм
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97221
Стаж: 17 лет 10 месяцев 22 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122472 раз.
Поблагодарили: 27914 раз.

Сообщение саня29 » 20 дек 2011, 22:07 » #489854

Саша
Всетаки молодцы там люди.Такое дело затеяли!
Аватара пользователя

саня29
Вождь

 
Сообщения: 16247
Стаж: 16 лет 3 месяца 14 дней
Откуда: СЕВЕРОДВИНСК
Благодарил (а): 4092 раз.
Поблагодарили: 3009 раз.

Сообщение Саша » 26 дек 2011, 21:51 » #493132

... Поверья. Село (деревня) Шотова

- Пастух у нас был, говорил: «У меня три львиных зуба есть. Я их в поскотину воткну, в углы: никакую скотину медведь не тронет». И, правда, медведь не трогал.
(Зап. в 1970 г. в д. Шотова от Чемакина Павла Лукича, 1898 г.р., мест.; ЛАИ 1970, т. 3, № 71).

- На Березнике было. Корова потерялась. Пошли в Земцово к Андрею Даниловичу. «Где Андрей Данилович?» – «Дома нет. Ушел». Мужик пошел, встречает старика, идет пьяненький. «Куда идешь, мужичок?» – «Да вот ходил к Андрею Даниловичу: корова пропала». – «Как коровенка-то?» Мужик сказал, он говорит: «Ты стой тут!» Сам пошел, ель колонул – человек большой оказался. И все пропало. А еще спросил: «Кака коровенка-то?» Пока домой пришел, корова уж день дома живет. Правда ли нет, не знаю.
(Зап. в 1970 г. в д. Шотова от Чемакина Павла Лукича, 1898 г.р., мест.; ЛАИ 1970, т. 3, № 62).

- Коровы в Покшеньге пропали. А там был Ефрем мужик. Его в тюрьму взяли, потом выпустили. Он пошел в лес, ружье зарядил не с того конца, выстрелил – коровы и пришли.
(Зап. в 1970 г. в д. Шотова от Чемакина Павла Лукича, 1898 г.р., мест.; ЛАИ 1970, т. 3, № 70).


- Стоит отметить, что прослеживаемая на Покшеньге традиция почитания священных деревьев, камней, ручьев и часовенок-амбарчиков отсутствует по Пинеге(искл. нижнее течение реки). Однако, Пинега представляет такую архаику, о которой Покшона не имела представление; деревня Шотова, околок Морозница, остатки антропоморфного идола:

Столбик был. На нем лицо было вырублено и плечики… они прямые, не овальные. Это, наверно, язычники, чудь-то там его и оставили. (Зап. в д. Шотова от Кордумова Валентина Николаевича, 1953 г.р., м.р. - д. Шотова).

Информант прекрасно запомнил объект в силу того, что в детстве он со сверстниками не раз бегал к «столбу» за деньгами, которые жители Шотовой приносили туда в знак благодарности и почитания
http://www.ruthenia.ru/folklore/ls04_semakov1.htm
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97221
Стаж: 17 лет 10 месяцев 22 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122472 раз.
Поблагодарили: 27914 раз.

Сообщение Саша » 26 дек 2011, 21:53 » #493135

... Книга памяти. Село (деревня) Шотова

Абросов Николай Александрович, 1907, уроженец д. Шотова Пинежского уезда, житель г. Архангельска, зав. скотобазой Архсевторга, на иждивении имел 3 несовершеннолетних детей. Арестован 16.01.41. Архангельским областным судом 09.07.41 по ст. 58-7, 58-10 ч. 1, 58-11 УК РСФСР незаконно осужден к лишению свободы сроком на 10 лет. Умер в местах лишения свободы 29.09.43. Посмертно полностью реабилитирован 16.03.66.

Баженов Андрей Федорович, 1887, уроженец и житель д. Шотова гора Карпогорского района, плотник лесопункта, имел на иждивении 4 несовершеннолетних детей. Арестован 26.09.37. Тройкой УНКВД по Архангельской области 29.10.37 по ст. 58-10 УК РСФСР незаконно лишен свободы сроком на 10 лет. Сведений о дальнейшей судьбе нет. Полностью реабилитирован 31.07.89.

Вехорев Василий Алексеевич (ВЕХАРЕВ), 1918, Архангельская обл., Карпогорский р-н, Карпогорский с/с, д.Шотова, красноармеец, у/пл 20.02.42, Германия, г.Ламсдорф, шталаг 318 (VIII-B); - Немецкий плен.

Ершов Алексей Дмитриевич, 1869, уроженец Санкт-Петербургской губернии, житель д. Шотова Гора Карпогорского района, без определенных занятий. Арестован 03.11.37. Тройкой УНКВД по Архангельской области 10.12.37 за "контрреволюционную агитацию" незаконно лишен свободы сроком на 10 лет. Сведений о дальнейшей судьбе нет. Полностью реабилитирован 22.08.89.

Попов Василий Петрович
Родился в 1897 г., д. Шотова гора Пинежского уезда; лесозаготовитель.. Проживал: д. Шотова гора Пинежского уезда.
Арестован 5 апреля 1920 г.
Приговорен: Особым совещанием реввоенсовета 6 армии 11 апреля 1920 г., обв.: за «антисоветскую деятельность».
Приговор: ВМН. Сведений об исполнении приговора и о дальнейшей судьбе нет. Реабилитирован 24 июня 1992 г.
Источник: Поморский мемориал: Книга памяти Архангельской обл.


Худяков Андрей Демьянович, 1895, уроженец и житель д. Шотова Гора Карпогорского района, крестьянин. Арестован 08.01.31. Тройкой ПП ОГПУ Северного края 22.02.31 по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР незаконно лишен свободы сроком на 5 лет. Сведений о дальнейшей судьбе нет. Полостью реабилитирован 26.10.89.

Щепоткин Андрей Яковлевич, 1898, д. Шотова Гора, Карпогорский р-н, гв. мл. сержант, 7 гв. мбр. Погиб 10.07.1944, г. Вильнюс.

«Возвращаются имена павших»
В деревне Шотовой состоялось перезахоронение останков солдата Аполлона Васильевича Першина, погибшего в 1941 году на Невском пятачке. В течение шестидесяти пяти лет он считался пропавшим без вести. Десятого июля нынешнего года ему исполнилось бы 95.


На Невском пяточке за очень короткий срок полегли тысячи наших солдат. Дивизия уходила за дивизией, и мало кто возвращался. Подобрать погибших и предать их земле не хватало сил. Большинство из павших так и остаются безвестными. Только в пяти-семи случаях из ста удается установить имена. Нашему земляку повезло. Имя его установлено, и, наконец-то, спустя шесть с половиной десятилетий, прах его обрел покой на родной земле.

Как рассказывал директор Архангельского социально-мемориального центра «Поиск» Игорь Ивлев, останки его были обнаружены во время поисковых работ в нынешнем году.

Ребята из архангельских отрядов поисковиков уже давно занимаются деятельностью по розыску погибших и не преданных земле солдат, установлению их имен. Активное участие в этом принимают и мальчишки из Сии под руководством Александра Бойчука. На их счету не мало поднятых и опознанных погибших солдат. Но обнаружить останки и назвать имя солдата-пинежанина довелось воинам отдельного специального батальона министерства обороны РФ 17 августа нынешнего года. Имя установлено по сохранившемуся вместе с останками медальону.

Из воспоминаний одноклассника погибшего Андрея Марковича Першина:

- Мы с Аполлоном - одногодки, вместе росли, вместе учились в школе, до самой войны вместе работали в лесу на заготовках и на сплаве. У его отца Василия Аристарховича хозяйство было большое, крепкое. Двор всегда был полон скота. Семья большая и трудолюбивая. Аполлон - третий ребенок среди семи детей. В Курге семья пользовалась большим уважением. На войну мы ушли в возрасте тридцати лет, тут наши пути и разошлись. Но я о нем всегда вспоминаю как о хорошем друге. Очень взволнован и рад, что нашли его останки и привезли на родную землю, не смотря на то, что после смерти прошло шестьдесят пять лет.

Со всеми близкими родственниками, к сожалению, за такой короткий срок установить связь не удалось. Благодаря помощи Андрея Александровича Щепоткина, местного краеведа, и еще некоторых жителей деревни Шотовой узнали, что в Архангельске проживает дочь Аполлона Васильевича Александра Аполлоновна Гурьева, а в поселке Таежном еще одна дочь - Антонина Аполлоновна Першина. Младший сын Василий Аполлонович, бывший моряк дальнего плавания, скончался года три назад. У всех их, конечно, есть дети и внуки - внуки и правнуки Аполлона Васильевича...

Траурная процессия началась от райвоенкомата. Все, кто решил почтить память солдата, направились к мемориалу погибшим в ту войну...

Урна с прахом на особом постаменте, почетный караул... Выступления организаторов, руководителей района, участников Великой Отечественной... Все говорили о том, что память павших остается в наших сердцах, даже если имена их неизвестны. В данном случае удалось восстановить не только имя солдата, но привезти его на покой в родной земле, рядом с родственниками. И, согласитесь, не так уж часто бывает, что воин, погибший шестьдесят с лишком лет назад и все это время считавшийся пропавшим без вести, находит упокоение рядом со своей женой.

Перед захоронением праха Аполлона Першина высказали свое мнение жители деревни, читали стихи юные поисковики, а местные школьники даже исполнили песни, посвященные павшим героям. И именно здесь взяли свое первое слово самые близкие родственники погибшего - его дочери Александра Аполлоновна и Антонина Аполлоновна, высказавшие благодарность от всей немалой родни и тем, кто участвовал в поисковых работах, и тем, кто помог доставить прах их отца на родину. Сейчас его могила не будет безвестной. Он лег рядом с женой, их мамой. А значит, они могут его навещать, дети и внуки тоже. Это место не останется забытым.

При опускании праха в могилу прозвучал трехкратный автоматный салют, обозначивший не только гибель солдата, но, прежде всего, что пал он в бою за Родину, за своих детей, внуков и будущие поколения россиян и своих земляков- пинежан. А главное, в его память... Дочерям Аполлона Васильевича сотрудником военкомата переданы «похоронки», не полученные родственниками ранее. Как сказал Андрей Ивлев, возможно удастся передать им и главный документ, по которому и было определено имя и место жительства родственников солдата - маленький листочек бумаги с данными, который и находился в капсуле, обнаруженной рядом с останками...

«...Через века, через года помните. О тех, кто уже не придет никогда, обязательно помните...». Эти знаменитые слова поэта звучали лейтмотивом в течение всего дня. И мы их, погибших, помним. Даже тех - безымянных... И, уж тем более, тех, чьи имена установлены...


Pershin Apollon Vasileviz.jpg
Pershin Apollon Vasileviz.jpg (144.78 КБ) Просмотров: 4977


В. РАКОВЦИЙ (публикуется с сокращениями), «Пинежье» (12.10.2006 г.)
http://www.arhperspectiva.ru/farclose/p ... article=68
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97221
Стаж: 17 лет 10 месяцев 22 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122472 раз.
Поблагодарили: 27914 раз.

Сообщение Саша » 26 дек 2011, 21:54 » #493137

... История. Село (деревня) Шотова

... Предания. Село (деревня) Шотова

...Предания об обретении обетных святынь демонстрируют их появление из нижнего хтонического мира (напр, реки). Обетный крест в деревне Шотова по Пинеге принесло рекой и прибило к берегу. Дальше, по течению, крест не поплыл, а остановился напротив д. Шотова. Шотогорцы, приняв данное событие за знак, стали почитать крест:

Крест-то, рассказывали, рекой принесло. Ну, весной река разлилась. Это значит… Мужики вышли на берег - крест прибило большущий тут у нашего дома… а дальше никак не поплыл. Ну они тут его и поставили (Зап. в д. Шотова от Смоленской Елены Николаевны, 1926 г.р., м.р. - д. покшеньга).
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97221
Стаж: 17 лет 10 месяцев 22 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122472 раз.
Поблагодарили: 27914 раз.

Сообщение Саша » 26 дек 2011, 21:56 » #493140

... Из рассказа "Вниз по Пинеге-реке". Село (деревня) Шотова

Деревня Курга на тридцатом километре от Карпогор. Если ехать по большой дороге, то от Шотовой до Курги верст двадцать. А если тропами и просеками, то путь сократится вдвое.

… В Курге жили-были на рубеже двух веков Першины Марк Дмитриевич и Александра Аникановна. У них родилось пять сыновей и две дочери. Наталья выдана замуж за Суховерхова в Шотову, Парасковья - за Черепанова в Пинегу, пекарихой была.

…Но вернемся к Е.В. Кобелеву. Он имел хороший дом, расписанный, крашенный. Скот, расчистки. Два сына у него, Иван и Александр, оба женаты в Шотовой. В годы гражданской войны одни сын служил у красных, другой - у белых.

Вторых Кобелевых звали петербурами. Андрей Иванович, его братан Павел Иванович, а также братан Прокопий. Андрей Кобелев женился рано, в семнадцать лет, на Евдокии Степановне с Шотовой. У них было два сына - Александр и Владимир. Оба погибли в Великую Отечественную.


… Шел 1918 год. Белые шли снизу через Шотогорку. Курга стала базой отдыха для красных и белых по очереди. Первыми в Курге появились красные, отряд Щенникова и Кулакова с Выи. Человек двадцать на лошадях с красными лентами. Народ напугался антихристов, мужики прятаться стали. Ничего не сделали красные. Это разведка ехала в Карпогоры обратно.

Потом разведка пришла второй раз. Спустились до Шотогорки, там разгромили отряд белых. Ушли обратно. Встала река Пинега. В Кургу прибыл отряд белых на ночлег. Людей всех выгнали рыть окопы вокруг деревни. С Шотовой снова отряд красных. Белых спугнули. Когда красные снова скрылись, началась беспорядочная стрельба. Першин Василий Аристархович как раз с дальнего сенокоса возвращался с возом сена. По нему стрельнули - думали за красными бежит.

Ночью начались аресты. Первым арестовали Першина Константина Никитича, старого солдата, артиллериста. Вторым Кобелева Андрея Ивановича, грамотного крестьянина. На рассвете повели их в Пинегу, потом отправили на остров Мудьюг. В вину узникам Мудьюга ставился передел земли. У Кобелевых Егора и Ивана были расчистки. Они давались в пользование на сорок лет. После этого угодья должны перейти в собственность общины. А Константин Першин и Андрей Кобелев высказались за передел, за что и поплатились. А доложил белым об этом Кобелев Федор Иванович, сын Иванушки…


Андрей ЩЕПОТКИН. 5 июня 2003, http://www.arhpress.ru/pinega/2003/6/5/12.shtml
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97221
Стаж: 17 лет 10 месяцев 22 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122472 раз.
Поблагодарили: 27914 раз.

Сообщение Саша » 26 дек 2011, 21:57 » #493146

... Засияют купола . Село (деревня) Шотова

Стоит в деревне Шотова Пинежского района заброшенная с революционных времен кирпичная церковь. Стоит на угоре, с южной стороны его - обрывистый берег протоки, за которой простираются широкие заливные луга вдоль реки Пинеги. С трех других сторон ее окружают поля.

Помню, в детстве я вместе со своими сверстниками и сверстницами ходила смотреть, как на танцплощадке у церкви парни и девчата лихо отбивали кадриль и восьмеру. Позднее танцплощадку перенесли в другое место. А церковь до сих пор стоит в гордом одиночестве в ожидании добрых перемен.

Слышала, что ее собирались восстанавливать. Но разве своими силами жителям деревни справиться? Нужны спонсоры. И верю, что среди состоятельных людей (уроженцев Шотовой) найдутся желающие восстановить эту церковь, в которой их предки венчались, крестили детей, утешались в горе, исповедовались в грехах и возносили благодарную молитву Богу за семейные радости.


Зинаида ВОЛОГИНА , 27/02/2004, http://www.pravdasevera.ru/?id=13268
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97221
Стаж: 17 лет 10 месяцев 22 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122472 раз.
Поблагодарили: 27914 раз.

Сообщение Саша » 26 дек 2011, 22:03 » #493155

...
... Люди. Село (деревня) Шотова

... Имена прошлых веков. Село (деревня) Шотова

Ермолина, Онисья. Онисья Ермолина — крестьянка д. Шотовой Горы, околка Подгорья, 34 лет. Она родом из этой же деревни, дочь той самой старухи Анны, которая отчитывала меня; замужем она 15 лет, имеет нескольких детей. Признавшись в знании старины

РЯБОВЫ. Ермолай Бажен Яковлев сын Скрябин (*до 1647 +1682/1703) из Шотовой волости Пенежского уезда появился в Покровском в 1675 г. Он был вкладчиком НБМ. Его сын Григорий в 1703 г. записан как "Рябков", а Петр Ермолаев как "Рябов" в 1703 г. и как "Ряб" в 1744 г. Слово "скряба" означает скребок, а слово "ряб" - рябого человека или птицу рябчика. Петр Ермолаев имел пасеку. Несколько семей Рябовых жило в дер. Сосновке и Ключи. Одна из ветвей Рукомойкиных (см.) в нач. XIX в. писалась в метриках Рябовыми. Кроме того, перепись Толбузина 1732 г. фиксирует в селе Никиту Лукьянова сына Рябова (*1691/92 +1757), старший сын которого, Тимофей, жил с семьей в Железинской крепости с 1757 г., а судьба остальных детей после 1763 г. пока неизвестна. Также не укладываются пока в родословную Яков и Афанасий Степановы Рябовы, в 1800 г. жившие с семьями в селе и дер. Ключи.
«СЛОВАРЬ ФАМИЛИЙ КРЕСТЬЯН ПОКРОВСКОЙ ВОЛОСТИ XVII-XX ВВ». http://godro.chat.ru/text/slovar.htm


... Ангелина Евдокимовна Суховерхова. Село (деревня) Шотова

Ангелина Евдокимовна Суховерхова
(1.07.1897-22.11.1965)

Ангелина Евдокимовна Суховерхова родилась 1 июля 1897 года в деревне Шотова Гора в семье крестьянина. В то время семья из семи человек имела полтора надела земли (полнадела "уступил" сосед).

До революции на Пинежье существовал такой порядок пользования землей: вся общинная земля делилась на наделы, а те распределялись по душам. На женщин земля не давалась. А так как у Евдокима Яковлева (отца А. Е. Суховерховой) пока сыновей не было, только дочери, то и земли он получил один надел.

Ангелина родилась пятой по роду. Как раз тогда шел раздел земли, что случалось раз в 10 - 15 лет. "Когда я родилась, мать горько-горько заплакала: опять девка. К самому разделу. Стыдно людей. Родился бы парень - земли дали", - вспоминала позже сказительница. Бабушка, видимо, жалела пятую внучку, поэтому сочувствовала невестке: "Девки те же детки. Пусть живет, коли родилась. Парень родится на славу, а девка - на счастье".

Из пяти сестер учились в трехлетней церковно-приходской школе старшая и младшая. А больше и не полагалось. Куда девкам грамота, не в писаря и идти.

Учеба давалась Ангелине легко, поэтому старшая сестра частенько жаловалась матери, что та "трясоголовая-то пролетала на улице", не читала, как пойдет в училище, только "катанцы" драть. Мать бранила, а иногда и защищала меньшую: "Худо училась, так давно бы выгонили из училища". Школу младшая дочь окончила с похвальным листом, чем очень обрадовала родителей. Однако знаний церковно-приходское училище давало все-таки мало, о чем сама Ангелина Евдокимовна впоследствии не раз сожалела. Многочисленные поездки по стране в составе Северного хора подсказывали новые темы для сказов, песен. Трудно их было записать, а тем более, литературно обработать. Об этом говорят сохранившиеся рукописи и одно характерное высказывание сказительницы, обращенное к писателям и исследователям народного творчества: "Вы нам зернышки помощи киньте, а мы вам его пригоршнями возвратим".

В последние годы жизни сказительница не раз говорила, что у нее и половина того не записана, что она знает.

Самобытный талант сказительницы обнаружился у А. Е. Суховерховой в детстве. Рядом с Яковлевыми жили три старика-соседа. Девочка бегала к ним слушать сказы "кажиной" день. А придя домой, начинала сама сочинять. Вот что запискл со слов сказительницы архангельский писатель П. Пунух:

- Любила я слушать наши старинные пинежские песни, и сама пробовала складывать их. Мать поругает, бывало, а то и колотовкой угостит за то, что всякие благо-глупости забираю. Поплачу от мамонькина наказания, пообещаю, что не буду больше про соседей насмешек складывать, а через день-другой опять за то же принимаюсь.

Поэтическое дарование А. Е. Суховерховой проявилось в полную меру с приходом ее в Северный хор русской песни (1935 г.), после близкого знакомства с руководителем хора А. Я. Колотиловой, с другими народными сказителями Севера, особенно с М. С. Крюковой.

Северный хор русской песни возник в 1926 году. Родина его - Великий Устюг. Создателем, а затем и руководителем хора стала учительница А. Я. Колотилова, впоследствии заслуженная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии.

В 1931 году Северный хор переехал в Архангельск и до 1940 года состоял при областном paдиокомитете. Артисты днем работали на производстве, а вечером спешили на репетиции или выступления.

Здесь, в Архангельске, в хор влились мастера песни Пинежья, Приморья, Лешуконии, Онеги, Шенкурска, которые обогатили репертуар ценнейшими бытовыми, историческими хороводами и игровыми песнями.

Созданная в 1934 году творческая группа из песенниц и сказительниц во главе с М. С. Крюковой сложила около трехсот песен, сказов, новин, частушек. Бережно сохраняя исконно песенную традицию Севера, они по-новому раскрывали в современной песне темы патриотизма, любви к Родине, прославления труда.

Вот в эту-то группу и были приняты А. Е. Суховерхова и А. И. Гладкобородова.

Любопытен рассказ А. Е. Суховерховой о том, как она познакомилась с А. Я. Колотиловой:

- И вот впервые я приехала в Архангельск. Меня дома предупредили, что в городе много мазуриков и чтобы я их остерегалась... Зашла в один магазин и натолкнулась на барышню в воротнике. Увидев меня, она подошла и стала спрашивать, откуда я, пою ли, знаю ли песни... Я так испугалась, что ответила: "Ничегошеньки не знаю", - и пошла от нее прочь. Она походила, походила по магазину и опять подошла ко мне. Спрашивает снова: "Ты, молодушка, наверно знаешь много песен - расскажи, не бойся никого. Пинежанки ведь мастерицы петь".

Пинежанка и тут отказалась назвать себя. Колотилова (это была она) звала на квартиру - не пошла, просила адрес - не дала. Но спустя некоторое время "барышня в воротнике" и молодушка снова встретились.

- Она стала мне рассказывать, что у нес есть хор деревенский из таких же, как я, молодиц, и что она взяла бы меня к себе, если я соглашусь. "Я не верю,- добавила Колотилова, - что ты не знаешь деревенских, песен". Тогда я созналась, что знаю много песен и согласилась зайти к ней на квартиру.

Встреча состоялась. После памятного разговора на квартире Колотиловой, А. Е. Суховерхова вечерами стала ходить на репетиции хора (днем работала). Руководительница хора просила рассказать на концерте про своё "житье-бытье". Чтобы не забыть текст, заставляла переписывать одно и то же два-три раза. Так она и делала.

- Днем я работаю. А вечером, зайду к себе в кладовую и все пишу, пишу. Потом понесу Антонине Яковлевне, насмешу ее...

Первый раз выступила перед зрителями сказительница в Доме отдыха на 22 лесозаводе. Публика аплодировала автору так, что пришлось выходить несколько раз и "кланяться".

В 1939 году в Москве проходил Всесоюзный съезд сказителей. Делегатами на него поехали М. С. Крюкова и А. Е. Суховерхова.

Москва показалась северянкам "лучше нивы великой, краше сада плодового". После поездки А.Е. Суховерхова написала сказ "Как я от сохи отстала и в Москве побывала".

За пять лет работы в хоре А. Е. Суховерхова немало сочинила и пересказала сказов, песен, частушек.

Когда началась Великая Отечественная война, Северный хор гастролировал по Сухоне. В тот же день состоялось собрание, где была поставлена задача "перестроиться на военный лад". Сказителям - писать на военные темы.

За годы войны А. Е Суховерхова побывала на Западном, Центральном, Карельском фронтах, у моряков Северного, Тихоокеанского флотов. Сочиняла и выступала с новыми сказами. Бойцы и командиры очень тепло принимали их.

А. Е. Суховерхова выступала перед воинами с апреля 1943 го по апрель 1945 года. Она была включена в состав специальной агитбригады. О том, какую работу провела группа, говорит один документ, где указано, что за месяц на Центральном фронте дано 197 концертов. Простое задушевное слово женщин-сказительниц воодушевляло наших солдат, командиров, политработников.

Кроме того, артисты помогали переносить раненых, оборудовать госпитали. Приходилось сдавать кровь, о чем напоминает сохранившаяся донорская книжка.

За активную агитационную работу сказительница получила почетную грамоту Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР, награждена медалями "За оборону Заполярья", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне", в 1948 году - медалью в честь 800-летия Москвы.

Невозможно перечислить все сказы, созданные А. Е. Суховерховой в годы войны. Всеобщее признание получили такие, как "Ты послушай-ко, весна, гром гремит вдали", "Срубим голову фашисту лютому", "Поворот от ленинградских ворот", "Истрепал Гитлер смазные сапоги", "Золотая верба" и др.

В послевоенные годы А. Е. Суховерхова написала ряд новых сказов, в том числе "Заветный цвет". Всего ей написано 50 сказов о прежней жизни, о войне, о космосе, о Северном крае.

В 1948 году А. Е. Суховерхова оставила хор и жила сначала во Львове, а потом в Москве. Во Львове она познакомилась с профессором Р. М. Волковым. При его содействии ряд произведений сказительницы был напечатан в газете "Львовская правда" и украинском журнале "Народна творчиствь та етнография" (1962. № 2).

В Москве А. Е. Суховерхова не раз выступала по радио и на телевидении.

Последние годы она жила на родине, где и скончалась.22 ноября 1965 года.

Двадцатый год двадцатого столетья,
Тревога, толки, суета,
Войны гражданской лихолетье,
Сиротство, голод, нищета…


Так об этом времени в своих стихах сказала А.Е. Суховерхова из деревни Шотова гора.


syhoverhova.jpg
syhoverhova.jpg (23 КБ) Просмотров: 4983


http://writers.aonb.ru/map/pin/syhoverhova.htm
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97221
Стаж: 17 лет 10 месяцев 22 дня
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122472 раз.
Поблагодарили: 27914 раз.

След.


Вернуться в Пинежский район

Яндекс.Метрика | Яндекс.Метрика