Шаста деревня

Модератор: minaich

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Сообщение Саша » 12 май 2010, 23:47 » #237717

Деревня Шаста Пинежский район Архангельская область

Толковние названия деревни Шаста

Есть несколько вариантов толкования этого слова:

1. Шаста - еловый мох, мшарник.
2. Шаста – бородки на ели показывают юг.
3. Шаста – олений корм.
4. Шаста - изменённый вариант русского Счастья.

Население деревни Шаста

Население деревни 2 чел.(по состоянию на 2009 год).
Пиринемское сельское поселение Пинежского района.

Топокарта 1км : Водогора - Кусогора - Веегора - Шаста - Кочмогора

Изображение

Топокарта 5 км
Изображение

Дореволюционная карта Пинежского уезда

Часть уезда, среднее и нижнее течение реки Пинеги
Изображение
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97255
Стаж: 17 лет 10 месяцев 25 дней
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122491 раз.
Поблагодарили: 27943 раз.

Сообщение Саша » 12 май 2010, 23:48 » #237718

Маленькая История о небольшой северной Пинежской деревне, написанная моим дядькой Кобелевым Александром Прохоровичем.

Деревня Шаста


Щельи белые, щельи красные,
Да в цвету заливные луга.
Долго помнятся так прекрасные -
Наши Пинежские берега.

Шаста, по нашим северным меркам, - деревня средних размеров. В годы полнокровного существования, к 1930-31 гг., в ней насчитывалось 53 дома, в которых проживало 56 семей. Сведениями о времени и обстоятельствах возникновения поселения не располагаю. По годам жизни моих предков можно предположить, что к началу 19 века деревня уже существовала.

Жители Шасты строились и вели хозяйство на довольно высоком холме с отлогим спуском в сторону реки Пинеги, на правом ее берегу. Деревню отделяли от реки: заливной луг с несколькими озерами и пахотные земли на склоне холма. С песчаного берега реки видны только крыши отдельных построек. Отсюда, вниз по течению реки, до бывшего уездного города Пинеги в народе считалось более 70-ти верст, а до нынешнего районного центра села Карпогоры около 40 верст. Почтовый тракт через деревню никогда не проходил, поэтому точные расстояния не фиксированы.

Название деревни звучит несколько обособленно от окружающих ее Веегоры, Кусогоры, Кочмогоры, Шеймогоры. Одинаково с деревней называются два ручья, Шаста и Малая Шаста, почти параллельно протекающих севернее ее, берущих начало в болотах и впадающих в реку Пинегу. Можно предположить, что первые поселенцы назвали свое новое место жительства с учетом наименования ручья. В русском языке есть глагол “шастать” (ходить, бродить). Возможно, что название деревни и ручья образовано от него. Но могут быть и другие варианты.

В 1926 году учитель Шастинской начальной школы Василий Иванович Стирманов рассказывал ученикам, что тут когда-то жили чудские племена, что на правом высоком берегу ручья Шаста, где сейчас расположено кладбище местных жителей, были чудские захоронения. Со старшими школьниками он проводил раскопки одной из могил. До 1928 года жителей деревни хоронили на кладбище около церкви в с.Пиринемь, в семи километрах от Шасты.

Характерным для деревни было большое разнообразие фамилий ее жителей, многие из которых не встречались в соседних деревнях. Это наводит на мысль о том, что население деревни имело несколько корней. В Шасте проживали: Шаврины, Мокеевы, Панфиловы, Першины, Некрасовы, Подсекаевы, Кобелевы, Чуркины, Кузнецовы, Марковы, Манькины, Широкие. Наиболее распространенными были первые три фамилии.

До коллективизации деревенская община делилась на четверти для удобства чередования различных общественных работ: противопожарное дежурство, пастьба скота, уборка и разметка луга после весеннего разлива реки. “Нарядом” на дежурство по деревне в темные осенние ночи служила длинная четырехгранная палка, передававшаяся от хозяйства к хозяйству, на которой каждый хозяин вырезал свое клеймо.

Пахотные земли в основном были песчаными и суглинистыми , но хорошо унавоженными. Сенокосные угодия полностью состояли из заливных лугов на правом и левом берегу Пинеги, а также на прибрежных участках реки Ежуги - правого притока Пинеги. Уже после коллективизации, по итогам 1938 года колхозная полеводческая бригада была награждена медалью Всесоюзной сельскохозяйственной выставки " За высокие показатели урожая овса " (22 центнера с гектара). Бригадиром в то время был Шаврин Павел Михайлович.

Из домашних животных в деревне держали крупный рогатый скот, лошадей, овец. Козы появились в годы Великой отечественной войны. В 1931-1932 гг. были кролики, переданные колхозу из начальной школы, но кролиководство развития не получило.

Почти все мужики были пахарями, косарями, лесорубами, многие владели плотницкими навыками. Было широко развито гончарное производство на дому. Из синей и красной глины делали крынки, горшки, ладки (подобие скоророды), корчаги (короткие трубы для дымоходов). Наиболее известным производителем гончарных изделий был Шаврин Егор Матвеевич. Почти постоянно занимались этим ремеслом Шаврин Аполлон Николаевич, Мокеев Павел Герасимович и Панфилов Григорий Кузмич. В связи с этим в соседних деревнях жителей Шасты называли иногда горшечниками.

Способных, мастеровых людей в деревне было немало. Например, Кобелев Прохор Васильевич (1881-1956гг.) был лесорубом, шпалотесом, охотником на боровую дичь, плотником, столяром. Делал лодки долбленки из осины, колеса для телеги, сани-дровни без единого гвоздя и проволоки, ушаты, горшки из глины, плел корзины, шил сапоги-бродни, вязал сети, пилил бревна на доски для полов и кровли. Всё это люди успевали делать наряду с сельскохозяйственными работами.

Знаменитых жителей в деревне не было, если не считать Кузнецова Михаила Зотиковича - участника штурма Зимнего дворца в Петербурге в 1917 году.

Не было в Шасте и исторических памятников, кроме разве часовни с пятью колоколами, которую в первые годы после коллективизации переоборудовали в склад зерна, колокола спустили, купол срезали. В то время никто об этом серьёзно не сожалел. Жители деревни в основном были христиане, но в церковь за семь километров ходили редко, разве только на пасхальную ночь. До тридцатых годов жили, правда, несколько старушек старообрядческой веры.

В 1907 году произошло большое несчастъе, коснувшееся почти каждого семейства. За исключением четырех домов на западной окраине, сгорела вся деревня. Причиной пожара явились детские шалости с огнем. Быстрому распространению пожара способствовала высокая плотность застройки (с крыши одного дома можно было прыгать на крышу другого). Новое строительство жилых построек по решению общины велось по незатейливому, но строгому плану. Дома ставились рядами, как фигуры на шахматной доске, образуя широкие улицы с севера на юг и с востока на запад. К 1930 году было шесть рядов от семи до девяти домов в каждом.

Сложили даже такую частушку:
"Нашу-то деревню можно городом назвать,
у нас улицы широки, у нас есть где погулять."

В 10-15 метрах от жилых домов возводились амбары и бани. Исключение составляли только бедняцкие, безлошадные хозяйства.

С юга и востока за гумнами и банями до сих пор сохранились следы окопов, вырытых в годы гражданской войны на Севере. Но военных действий в районе деревни не было. Они происходили на левом берегу Пинеги, по почтовому тракту.

Положительно влияла на жизнь деревни начальная школа, которая существовала многие годы до Октябрьской революции и после неё до 1932 года. В школе учились дети трех деревень: Шасты, Шеймогоры и Кочмогоры. В последующие годы школа функционировала периодами, в зависимости от наличия учеников. В конце двадцатых годов некоторое время функционировала изба-читальня. В 1928 году силами общественности была оборудована радио-установка, третья по счету во всем районе. Теперь для того, чтобы слушать Москву далеко-далеко от Москвы, только и надо, что купить приемник да нажать кнопку. В те далёкие годы для этих же целей требовались немалые усилия многих людей.

14-го мая 1975 года в газете "Правда Севера" была опубликована маленькая моя корреспонденция - “В деревне слушали Москву”:

«Осенью 1928 года просторную крестьянскую избу в деревне Шаста, что на Пинеге, заполнили и стар и млад. Люди, соблюдая тишину и высказывая некоторую недоверчивость, посматривали на стол, где стоял детекторный приемник. По одному они протягивали руки за наушникам, чтобы в отведенные по общему согласию пять минут послушать голос радиостанции имени Коминтерна. Так появились первые ростки радиофикации в глухом таежном краю. Сооружали радиоустановку, а потом и совершенствовали её на общественных началах, при активном участии большинства жителей. Высокие мачты из добротной корабельной сосны, с опорами и оттяжками, сращивали из двух бревен. Поднимали и ставили их при помощи деревянного ворота (колеса, снятого на время с колодца). Торжественно, не без труда натягивали многометровую антенну. А инициатором и техническим руководителем работ был заведующий сельской школой Василий Иванович Стирманов.

Вспомнив этот маленький эпизод из истории культурного развития Севера, и сравнивая его с нынешней радиофикацией Пинежских деревень и поселков, я хочу подчеркнуть, как не измеримо далеко шагнула радиотехника за минувшие годы.»

Через некоторое время были приобретены многоламповый радиоприемник и репродуктор. Жители, особенно молодежь, вечерами активно забегали на огонек и с интересом слушали радиопередачи. Убедились и сомневавшиеся старушки, что никакой подделки в этой затее нет.

В годы советской власти ликвидация неграмотности среди населения деревни 30-ти летнего возраста была завершена в 1929-30 учебном году. Медицинского учреждения в Шасте никогда не было. Ближайшие фельдшерские пункты до конца 1930 года находились в Чаколе или Пиринеми (деревню переводили из одного сельсовета в другой). В 1960-70-е годы фельдшерский пункт находился в Веегоре, за 2,5 километра. Ещё в тридцатые годы жил старик, который правил вывихи суставов. Одна-две старушки языком извлекали посторонние предметы из глаз. Можно сказать, что они оказывали первую помощь сельчанам.

В жизни деревни долгие годы чувствовалась открытость, доверие, коллективизм. До 40-х годов люди, уходя из дома, как правило, не пользовались замками. Заготовленное на зиму сено оставалось в стогах без охраны несколько месяцев. В сохранности его никто не сомневался. Нарубленные весной дрова оставались на просушку в лесосеке до первого снега под охраной условного клейма из зарубок топором. В деревне у каждого хозяина была персональная метка из крестиков и палочек - у пожилых и неграмотных, из первых букв имени и отчества или фамилии у молодых. Большинство населения строго осуждало воровство, обман. В конце двадцатых годов был, например, такой случай. Осенней темной ночью на частном капустном поле сторож задержал женщину из соседней деревни. До утра она просидела с капустой в амбаре, а затем, обвешанная кочанами, была проведена по улицам деревни и отпущена домой.

Коллективизация крестьян началась в 1930 г. Колхоз создавался объединенным из нескольких деревень. Большая часть жителей вступила в него в 1931 году, весной. В ходе раскулачивания было репрессировано пять хозяйств. Четыре хозяйства до революции вели частную торговлю (имели лавки). После революции эксплуатацией чужого труда никто из них не занимался.

К началу Великой Отечественной войны население деревни значительно сократилось, главным образом за счет выезда в города молодежи. Из общего числа находившихся в кадрах вооруженных сил и мобилизованных выходцев из Шасты пропало без вести, погибло на фронтах и во вражеском плену 22 человека. Для некоторых семей эти потери составляли по два и даже по три человека (Шаврины, Мокеевы). Выезд работоспособного населения продолжался и после войны, а старики уходили из жизни.

Тяжелую, даже непоправимую травму нанесло деревне непосильное бремя лесозаготовок. В делянках нередко работали женщины и подростки. Многие крестьяне не имели возможности работать не только в колхозе, но и в своём личном хозяйстве. Переключались из лесосек на сплав, со сплава в лесосеки. Они вынужденно находили выход. Не возвращались с работы на Усть-Пинежской запани, уезжали в город и рабочие поселки. Уезжали люди и по другим каналам, так как жизнь в деревне становилась всё труднее и труднее.

Производимая продукция (молоко, мясо, овощи) шла в счет обязательных поставок государству. Не было доходов, нечего было и распределять. Автору этих строк пришлось принимать участие в распределении доходов и урожая 1932 года в Чакольском колхозе, в него входила и Шаста. Один трудодень тогда стоил 73 копейки (70 коп. натуроплата и 3 коп. деньгами). Таковы были плоды административно-командных методов руководства.

К 1975-му году Шаста, как производственная единица, перестала существовать. Опустел скотный двор и телятник. На конюшне стояли три лошади, которые в летние месяцы паслись на улицах деревни. При них был конюх, единственный трудоспособный мужчина. Если в 1930 году в частном владении жителей было более 80 коров, то к 1975 году - только одна буренка. Общественный скот был переведен в соседнюю Веегору. Туда же в разное время переселилось четыре семьи. В 1988 году в Шасте по утрам дымили только две трубы. Жил одинокий сторож склада ГСИ и семья Некрасова Егора Степановича, который в колхоз не вступал, никуда из деревни на продолжительное время не выезжал, в армии не служил и на войне не был по состоянию здоровья. Всю жизнь занимался охотой на боровую дичь. Теперь поля в основном засеяны травами, частично запущены. Лучший участок луга превращен в выгон для скота. Дома опустели, поредели их стройные когда-то ряды.

В 1981 году, после последнего посещения деревеньки, в которой родился и вырос, у меня сложились вот такие строки:

Тут деревня стояла когда-то,
Жили-были мои земляки,
Жили, правда, не так уж богато,
Не копили в клетях сундуки.
На миру было всё - труд и отдых,
Даже двери не знали замков,
И дымы серебрили воздух,
Раньше криков шальных петухов.
А теперь пустота, тишина,
Только ветер травой шелестит,
Да у леса избушка одна,
С неприкрытою дверью стоит.
Кто последний оставил свой дом,
Впопыхах даже дверь не закрыл,
То ль умчался за длинным рублем,
То ли в город далекий спешил.
Сколько лет, сколько зим пройдет,
А я буду с надеждою ждать,
Что сюда хлебороб придет,
Чтобы сеять, косить и жать.

http://art1.artefakt.ru/mob/prose/work/?work_id=3393
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97255
Стаж: 17 лет 10 месяцев 25 дней
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122491 раз.
Поблагодарили: 27943 раз.

Сообщение Саша » 12 май 2010, 23:52 » #237720

Вниз по Пинеге-реке: Шаста

От Чешегор до Турьи километра два, от Турьи до Кочмогор - четыре, от Кочмогор до Шасты - столько же. Где-то между ними когда-то пролегала граница Карпогорского и Пинежского районов.

Перед Шастой большая гравийная дорога обрывается, дальше просека. Сворачиваем на старую грунтовую колею. Въезжаем в деревеньку.

Первое впечатление, что это заброшенная дворянская усадьба, так знакомая по картинам русских художников позапрошлого века. Заброшенные дома чередуются с гнездами былых построек. Черемуховые кусты, заросшие бурьяном огородца.

По свидетельству З.И. Нифантьевой (в девичестве - Чуркина), коренной шастянки, деревня была очень красивой, если посмотреть на неё со стороны Веегоры с берега одноименного ручья. Дома располагались не в линию, а лицом в лицо.

Въехав в деревню с противоположной стороны, невольно припомнился эпизод из воспоминаний Анисима Никулина в книжке "Это было на Пинеге":

" В апреле 1919 года командование 54 бригады получили приказ об отходе частей Красной Армии с Пинеги в район Верхней Тоймы. Кудрин и Кулаков не одобрили этот приказ, так как подавляющая часть красноармейцев была из пинежан, и уход с Пинеги означало оставить свои семьи в руках неприятеля. Поступил новый приказ - усилить оборонительные сооружения. В районе деревень Шаста и Шеймогоры была построена запасная оборонительная линия. Были отрыты окопы, ходы сообщения полного профиля, устроены блиндажи."

Кое-что от былого можно угадать по заросшим канавам и ямам.

Теперь деревенька полупустая. Летом съезжаются потомки шастян. Постоянно живет только Е.П. Некрасова с сыном. Елизавета Петровна раньше торговала в сельповской лавке, которой, конечно, нет нынче. Три раза в неделю приезжают коммерсанты. От Веегоры до Чешегоры созваниваются жители и подсказывают, когда ждать хлеб и прочие продукты.

У Некрасовой мы нашли фотографию ныне покойного мужа. Егор Степанович - кадровый охотник. Неоднократно признавался лучшим добытчиков пушнины среди охотников области. А однажды даже ездил, как победитель социалистического соревнования на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку в Москву. Домой привез Диплом.

От Елизаветы Петровны узнали, что шастяна называют себя по-другому: она - шастинская, он - шастинский, они - шастинские.

Рядом дом с колодцем З.И. Нифантьевой. Ныне живет в Карпогорах, пенсионерка. А до этого работала учительницей начальных классов. Учительству посвятили и другие шастинские девушки. Например, Фелицата Зотиковна Першина. Когда я спросил Николая Кобелева с Курги, где он учился, сразу получил ответ, что у Фелицаты Зотиковны в Березниковской начальной школе.

Поразил нас и огромный дом, вернее, домина - встык три повети с хлевами и двухэтажным передком. Хозяином этой хоромины был П.В. Шаврин. Петр Васильевич мечтал открыть в своем доме школу. Но история внесла поправки. Верхние избы у передка так и остались необделанными. Четверо детей поделили дом на паи. Теперь вот на лето приезжает Ида Петровна, учительница из Северодвинска, с дочерью и внуками.

Был еще один Шаврин в Шасте. Егор (Георгий). Классный гончар. З.И. Нифантьева хорошо его помнит, знает, где у него на берегу ручья стояли амбар и мастерская по обжигу крынок, латок, кубов для выпаривания белья. Её брат - Павел нанимался в работники, в бурлаки, когда хозяин ездил торговать до Карпогор.

У Георгия были дети: Лавр, Семен, Александр, Анастасия, Анна и Клавдия. Анна Георгиевна живет ныне в городе Уфа, каждое лето приезжает в Шасту отдыхать. Анастасию Егоровну знал лично. Старшее поколение помнит её в должности заведующей Карпогорским роно, а позднее работала директором Кушкопальской школы. Помню эту подтянутую, педантичную блондинку. Сколько таких было на Пинежье, их женихи не вернулись с Великой Отечественной, и они, не имея семьи, всецело отдавались школе, детям.

О гончарном промысле в Шасте хорошо описано в книге А. Ивановой и В. Калуцкова "Светлое Пинежье". Шастинские голубые глины очень пригожи для гончарного ремесла. Шастинских умельцев не зря называли черепанами.

Крынки, горшки и прочее черепье, кроме Егора Матвеевича Шаврина, изготовляли и другие шастинские мужики - Зотей Панфилов (отец Ф.З. Першиной), Прохор Кобелев :

Раньше красовался еще один большой дом. Его построил Александр Андреевич Шаврин. О богатом крестьянине мало что узнали. Видимо, раскулачили. Исторические события не прошли мимо маленькую деревушку. Войны, коллективизация и прочее коснулось неласковым крылом истории пинежскую деревеньку. В годы колхозного строительства домину А.А. Шаврина прибрал к рукам колхоз. В избах размещались ясли, а в просторных хлевах был телятник. Со временем дом перетрясли, сделали начальную школу.

Упомяну еще об одном семействе. Каждое лето навещают Шасту Лия Ильинична Панфилова (Пинежанинова) вместе с дочерью, зятем и внуками. Отремонтировали родительское подворье, превратив его в дачу. Молодое поколение не нарадуется деревенскому приволью. И вряд ли когда-нибудь предадут забвению свою малую родину.

Уезжали мы из Шасты в тот момент, когда подъехала коммерческая лавка, и шастинские аборигены потянулись к ней. В стороне виднелся разрушенный скотный двор, потихоньку распиливаемый на дрова. По бурьяну шел Николай Некрасов с закадычным другом. Навеселе.

Андрей Щепоткин, май, 2004
http://www.arhpress.ru/pinega/2004/5/6/9.shtml
.
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97255
Стаж: 17 лет 10 месяцев 25 дней
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122491 раз.
Поблагодарили: 27943 раз.

Сообщение Саша » 13 май 2010, 00:01 » #237721

Чудские памятники и предания деревни Шаста
(из книги "Светлое Пинежье")

Чакольский семический куст отмечается высокой плотностью чудских топонимов, поэтому предания, им посвященные, очень популярны среди местных жителей.

- У нас тут кругом чудь жила. Это давно-давно было. Вот как на Водогору идти, на Едомы колодец ихний стоит. И в нашей Шасте под горой камницы от ихних домов остались. Мимо этого места все боятся ходить: там все пугает и водит. А на дороге из Веегоры в Шасту в аккурат у ручья камень больша-ащий лежит, а в нем ляжечка. Матушка моя, бывало, говорила: "Ты ухо-то приложи к ляжечке - песню услышишь: это лешачиха ребеночка своего байкает (а ведь все лешие от чуди пошли!). И на Половинной раде камень есть черный такой. До чего же велик! Лошадь с телегой уместиться! Старики говорили" под ним клад лежит; кто камень своротит, тот и клад возьмет. Чудей этих боялись, потому и дома со ставнями делали.

Некоторые из чудских памятников - относительно недавнего происхождения: к таковым, например, относится могила самоедки, умершей родами.

- У нас в Чукомальской кулиге могила чукомалки. На самом-то деле она самоедкой была. У нас в этих местах беломошник, дат ненцы сюда оленей гоняли. У них тут стойбище было. Всей семьей приезжали. Она возьми и умри родами. Закопали ее, могилу сделали. И вот пошли как-то за грибами две жонки. Одна-то с Украины была и ранее могилу не видала. Спрашивает: "Кто тут лежит!" А друга возьми и скажи: "Собака". Она и разрыла могилку. Уехала вскорости домой на Украину и заболела тяжело. Сколько времени прошло - никак не выздаравливат: ничего не помогат! Доктора отступились. Она и написала письмо мужику с нашей деревни: мол, сходи, поправь могилку и крестик поставь. Он сделал, как было велено, и она поправилась. Теперь, кто мимо могилки идет, обязательно приворачивает: ягод, грибов положит на нее. А денежка есть, то и денежку.

- У нас в Шасте Никольская часовня и теперь стоит. Я про нее вот такую историю слыхал. Задумали мужики строиться, а выбрать место не могут. Спорили - спорили и порешили так: запрягли лошадь в телегу, положили на нее икону Николая Чудотворца и пустили - где, мол, остановится, так и будем ставить. Она в аккурат на этом месте и стала.

http://www.arhpress.ru/pinega/2004/5/6/9.shtml
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97255
Стаж: 17 лет 10 месяцев 25 дней
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122491 раз.
Поблагодарили: 27943 раз.

Сообщение Саша » 13 май 2010, 00:03 » #237722

Шастинские черепаны
(из книги "Светлое Пинежье")

Деревня Шаста известна далеко за пределами семического куста благодаря редкому гончарному ремеслу, которым владели несколько семей, проживающих в ней. По промыслу пинежане именовали шастян черепанами.

- У нас в деревне Шаста посуду делали Шаврин Егор Матвеевич, Прохор Кобелев, Зотей Панфилов, тата мой. У нас две избы было, так у него круг из боковой не выносился вовсе. С осени глину заготовит, а зимой посуду делат. Занесет глины в корыте и топтать нас с мамкой заставит, чтоб была липка как сметана. Мы с ней ноги так и остудили, овередили: ну-ка потопчи глину по зиме-то! Как дойдет глина, тата из нее валиков наделат и на круге посуду вертеть насинат. Сидит, ногами кружит, а сам песенку напеват: "Молодая пряха у окна сидит". Из остаточков глины ребятишкам котиков, коников, свистулек наделат. Как все высохнет, он посуду на санки сложит и под гору везет: у него там горнушка была помене каменки. Тут уж только следи, чтоб не пережечь! Помню, он раз печь так накалил - у него глина и расплавилась, вся комком сделалась! Дак он ломом там все выколачивал. Всю зиму посуду делал, а летом посуду продавать ездил. Нагрузит ее в осиновку и парус поставит, чтоб шибче бежала. Внука возьмет да ишшо постороннего какого человека. Те за веревку тянут по берегу (он ведь кверху плавал, к Карповой ездил), а сам на лодке правит, чтоб лодка к берегу не ткнулась. До деревни какой доплывет, кричит: "Кому латки, крынки, роговики?" Народ так валом и валит.

Теперь горшечное ремесло в Шасте забыто: в Шасте постоянно проживает только одна семья. Но изделия шастян - черные или посеребренные оловом крынки, роговики, латки, кубы - можно отыскать почти в каждом доме среднего течения Пинеги.

http://www.arhpress.ru/pinega/2004/5/6/9.shtml
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97255
Стаж: 17 лет 10 месяцев 25 дней
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122491 раз.
Поблагодарили: 27943 раз.

Сообщение Саша » 13 май 2010, 00:15 » #237723

Шастинские частушечники

Архангелогородец Григорий Викторович Широкий войну закончил на Дальнем Востоке. Все тяготы военной поры ему помогали преодолевать частушки и его большое жизнелюбие. Он способен их петь одну за другой, не останавливаясь. Да так весело, задорно, что просто невозможно не улыбнуться в ответ.

- Хулиган я, хулиган!
Хулиган я временный!
Не скажу, в какой деревне
есть мужик беременный!

Родился я в деревне Шаста Пинежского района.
Деревня богатая была.

Как праздник - так гостей зовем,
пиво-брагу варим.
Парни, девки - все поют-пляшут.
Ух как весело!
Ходил да уговаривал глухую девку я!
- Не ходи, не уговаривай,
не слышу ни хрена!

Я ведь раньше форсил, галстуки носил.
Девки на меня ух как скакали!

Вы народ современный, поймете...

Все бы пела,
все бы пела,
все бы веселилася,
все бы на сене лежала,
все бы шевелилася!

С подобными озорными четверостишиями и перемежался рассказ Григория Викторовича о войне. Жена Мария Аркадьевна все его одергивала: "Деда, перестань! Ты же и хорошие частушки знаешь, раньше ведь пел, плясал, что выделывал! Почему все плохие-то вспоминаешь?" Да песню, как говорится, "не задушишь, не убьешь". Наверняка, на войне страшно было. Но теперь вспоминается не это - в памяти частушки. И еще - верные друзья-солдаты и заботливые, самоотверженные медсестры в свердловском госпитале, где целых полгода провел Григорий Викторович после тяжелейшего ранения. Кстати, ранил его снайпер в день рождения.

- Сейчас я ни за что не пойду в больницу! Помирать дома буду, а все равно не пойду! Лежал как-то в больнице, страдал, целый месяц не ходил в туалет. А медсестры ходили и посмеивались. Придут, тыкнут в бок и скажут, что все нормально. У меня слезы на глазах, а они смеются! Эх, раньше не такие отношения между людьми были... Солдаты друг другу помогали, как братья, а сестры - те вообще герои!

После госпиталя Григорий Викторович вернулся в родные края. Здесь, в Архангельске, встретил свою первую жену, Анну Борисовну, с которой они нажили троих детей - Елену, Любовь и Александра. Работал на АГЭС. За время работы освоил профессии столяра, плотника, маляра, штукатура. Как говорит Григорий Викторович, время стояло такое, что "большая охота была вырваться вперед". Хотелось и моглось работать.

Его жизнелюбия хватает всем - родным, друзьям, коллегам. И он считает, что самые озорные его частушки еще не спеты.

"СОЛДАТЫ, КАК БРАТЬЯ. А СЕСТРЫ - ВООБЩЕ ГЕРОИ" Марья ЛОГИНОВА
http://www.arhperspectiva.ru/sevkom/pri ... rticle=886
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97255
Стаж: 17 лет 10 месяцев 25 дней
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122491 раз.
Поблагодарили: 27943 раз.

Сообщение Саша » 13 май 2010, 00:19 » #237724

Списки жертв политических репрессий

Буланов Григорий Алексеевич, 1881, уроженец д. Веегора, житель д. Шаста Пинежского района колхозник, на иждивении имел 3 несовершеннолетних детей. Арестован 28.09.37. Тройкой УНКВД по Архангельской области 17.10.37 за "контрреволюционную агитацию" незаконно лишен свободы сроком на 10 лет. Сведений о дальнейшей судьбе нет. Полностью реабилитирован 14.09.89.
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97255
Стаж: 17 лет 10 месяцев 25 дней
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122491 раз.
Поблагодарили: 27943 раз.

Сообщение ЕленаН29 » 09 сен 2013, 18:31 » #890564

Саша писал(а):В 1907 году произошло большое несчастъе, коснувшееся почти каждого семейства. За исключением четырех домов на западной окраине, сгорела вся деревня. Причиной пожара явились детские шалости с огнем.


1 июля 1686 года случилось такое же несчастье. Сгорели все 17 дворов, превратившись в "пустые дворовые места". Тогда там жили только мужчин 55 человек, из них - 30 - возрастом от 0 до 13 лет...

За это сообщение автора ЕленаН29 поблагодарил:
Саша (09 сен 2013, 19:02)
Рейтинг: 1.3%
 
ЕленаН29
Мастер

 
Сообщения: 992
Стаж: 11 лет 5 месяцев 7 дней
Откуда: Северодвинск
Благодарил (а): 29 раз.
Поблагодарили: 562 раз.

Сообщение Саша » 09 сен 2013, 19:02 » #890584

Через 221 год
Аватара пользователя

Саша
Мудрец

 
Сообщения: 97255
Стаж: 17 лет 10 месяцев 25 дней
Откуда: город Архангелов
Благодарил (а): 122491 раз.
Поблагодарили: 27943 раз.

Сообщение Маркиза 2013 » 03 ноя 2022, 22:36 » #2452652

О Шаврином Александре Андреевиче.
Александр Андреевич был женат на Судавной Анне Иларьевне из д. Шеймогоры. Были раскулачены.
Дети Анны и Александра- Яков (22.10.1897 г.р.), Агафия (11.11.1906 г.р.), Елизавета (03.11.1907 гр.), Ульяна ( в переписи Иулиана) (08.06.1911 г.р.)

За это сообщение автора Маркиза 2013 поблагодарил:
Саша (04 ноя 2022, 09:13)
Рейтинг: 1.3%
 
Маркиза 2013
Новичок

 
Сообщения: 9
Стаж: 7 лет 10 месяцев 15 дней
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 4 раз.

Сообщение Маркиза 2013 » 05 ноя 2022, 22:27 » #2452927

Александр Андреевич был раскулачен. Вся собственность семьи была отнята, а Александр арестован, и больше о нём ничего не известно.
Анна Иларьевна и ее младшая дочь Агафья, остались жить в низкой избе в Шасте, а позднее в Турье, где Шаврина Анна Иларьевна умерла и похоронена...

За это сообщение автора Маркиза 2013 поблагодарил:
Саша (07 ноя 2022, 18:10)
Рейтинг: 1.3%
 
Маркиза 2013
Новичок

 
Сообщения: 9
Стаж: 7 лет 10 месяцев 15 дней
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 4 раз.



Вернуться в Пинежский район

Яндекс.Метрика | Яндекс.Метрика